«Точка доступа»: От Анны Ахматовой до Мелании Трамп

В корпусе Бенуа Русского музея открылся летний фестиваль искусств «Точка доступа», который продлится в Санкт-Петербурге до 6 августа. Он пройдет уже в третий раз и представит вниманию всех желающих театральные перформансы, киносеансы под открытым небом и инсталляции паблик-арта в городской среде.

Корпус Бенуа Русского музея

В корпусе Бенуа Русского музея открылся летний фестиваль искусств «Точка доступа», который продлится в Санкт-Петербурге до 6 августа. Он пройдет уже в третий раз и представит вниманию всех желающих театральные перформансы, киносеансы под открытым небом и инсталляции паблик-арта в городской среде.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Сам фестиваль позиционирует себя как праздник театрального и нетеатрального искусств, события которого проходят в нетрадиционных для спектаклей и выставок местах. Тематически фестиваль этого года тесно связан с юбилеем российских революций 1917 года.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Организаторы «Точки доступа», среди которых Филипп Вулах, Андрей Пронин, немецкий критик Флориан Мальцахер и директор Гете-института в Санкт-Петербурге Гюнтер Хазенкамп, ставят перед собой цель рассказать о будущем экспериментального направления в современном театральном, аудиовизуальном и изобразительном искусстве. Кураторы фестиваля надеются на активное участие зрителей в перформансах и проектах, которые пройдут в рамках «Точки доступа».

Гюнтер Хазенкамп

Программа фестиваля состоит из трех частей. Самая масштабная – «Чувство возможности: Посвящение 100-летию революции» – включает в себя семь авторских проектов. Программа «Утопия», созданная при поддержке Фонда Михаила Прохорова, объединила три собственные премьеры фестиваля.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Третья часть «Точки доступа» представляет собой гастрольную программу из трех спектаклей. Кроме Русского Музея мероприятия пройдут в Московском парке Победы, Доме княгини Юсуповой, а также в других парках и дворцах Северной столицы.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Торжественное открытие фестиваля прошло 20 июля в Колонном зале корпуса Бенуа. В афише «Точки доступа» впервые появятся иностранные имена — художников и режиссеров из Германии, Швейцарии, Румынии и Финляндии.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Открытие фестиваля ознаменовалась художественной акцией «Хрупкие инструменты вовлечения», режиссером и автором которой выступила румынская художница и хореограф Александра Пиричи. Акция прошла в залах с работами Натальи Гончаровой, Казимира Малевича, Любови Поповой, Кузьмы Петрова-Водкина и других классиков начала прошлого века.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

«“Хрупкими инструментами” для меня являются, во-первых, сами актеры, потому что они создают эту живую выставку своими телами, во-вторых, исторические и политические события. Стоит им соединиться в залах Русского музея, тут же открываются скрытые смыслы выступления, создается другая драматургия. В этом перформансе мы используем отсылки в тем событиям и образам, которые, как я надеюсь, интернациональны и будут понятны всем зрителям перформанса», — пояснила Александра Пиричи.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Участниками выступления стали пять танцоров — Пауль Дунка, Паула Герге, Фарид Файруз, Мария Мора и Кристиан Нанкулеску. Они продемонстрировали необычные хореографические движения и продекламировали стихи на английском и румынском языках.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Художественная практика Пиричи объединяет искусство хореографии с современными медиа, что и было продемонстрировано на открывшем фестиваль перформансе. В «живой выставке» она объединила прогремевшие на весь мир события последних лет с шедеврами искусства XX века, многие из которых собраны в Русском музее.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Пиричи объединила торжественные речи Мишель Обамы и Мелании Трамп со стихотворением Анны Ахматовой «Земля, хотя и не родная», а картина Наталии Гончаровой «Велосипедист» была «вмонтирована» в предсмертное обращение президента Чили во время государственного переворота. Всего в списке отсылок художественной акции – более 30 образов, исторических событий и культурных артефактов.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

«Среди тех сюжетов, на которых основан перформанс, меня в наибольшей степени затрагивает убийство посла России Андрея Карлова турецким полицейским на выставке в Анкаре. Это событие символизирует для меня тот факт, что границы между театром и реальностью стерлись. Наша жизнь стала сценой. Кроме того, из длинного списка отсылок я хотела бы выделить речи Мишель Обамы и Мелании Трамп. Для меня они свидетельство того, что политика сегодня стала своего рода перформансом, раз уж такие разные люди – демократы и республиканцы – могут говорить одними и теми же словами», — поделилась Александра Пиричи.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Взаимодействие публики и перформеров было свободным: зрители окружали актеров, проходили мимо, кто-то задерживался всего на несколько минут, а кто-то оставался на все выступление.

«Последовательность событий перформанса определятся для каждого по-своему, в зависимости от того, какое начало зрителем будет выбрано. В этом заключается еще одна мысль, которая заложена в наше выступление. История может быть изменена, реконструирована. Мой совет зрителю будет следующим: проведите в этом перформансе как можно больше времени. Не просто зайдите и выйдете, а попробуйте прочувствовать все эти события», — посоветовала художница.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

21 июля 2017.
Текст и фото: Дарья Загуменнова
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.