«Точка доступа»: От Анны Ахматовой до Мелании Трамп

В корпусе Бенуа Русского музея открылся летний фестиваль искусств «Точка доступа», который продлится в Санкт-Петербурге до 6 августа. Он пройдет уже в третий раз и представит вниманию всех желающих театральные перформансы, киносеансы под открытым небом и инсталляции паблик-арта в городской среде.

Корпус Бенуа Русского музея

В корпусе Бенуа Русского музея открылся летний фестиваль искусств «Точка доступа», который продлится в Санкт-Петербурге до 6 августа. Он пройдет уже в третий раз и представит вниманию всех желающих театральные перформансы, киносеансы под открытым небом и инсталляции паблик-арта в городской среде.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Сам фестиваль позиционирует себя как праздник театрального и нетеатрального искусств, события которого проходят в нетрадиционных для спектаклей и выставок местах. Тематически фестиваль этого года тесно связан с юбилеем российских революций 1917 года.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Организаторы «Точки доступа», среди которых Филипп Вулах, Андрей Пронин, немецкий критик Флориан Мальцахер и директор Гете-института в Санкт-Петербурге Гюнтер Хазенкамп, ставят перед собой цель рассказать о будущем экспериментального направления в современном театральном, аудиовизуальном и изобразительном искусстве. Кураторы фестиваля надеются на активное участие зрителей в перформансах и проектах, которые пройдут в рамках «Точки доступа».

Гюнтер Хазенкамп

Программа фестиваля состоит из трех частей. Самая масштабная – «Чувство возможности: Посвящение 100-летию революции» – включает в себя семь авторских проектов. Программа «Утопия», созданная при поддержке Фонда Михаила Прохорова, объединила три собственные премьеры фестиваля.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Третья часть «Точки доступа» представляет собой гастрольную программу из трех спектаклей. Кроме Русского Музея мероприятия пройдут в Московском парке Победы, Доме княгини Юсуповой, а также в других парках и дворцах Северной столицы.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Торжественное открытие фестиваля прошло 20 июля в Колонном зале корпуса Бенуа. В афише «Точки доступа» впервые появятся иностранные имена — художников и режиссеров из Германии, Швейцарии, Румынии и Финляндии.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Открытие фестиваля ознаменовалась художественной акцией «Хрупкие инструменты вовлечения», режиссером и автором которой выступила румынская художница и хореограф Александра Пиричи. Акция прошла в залах с работами Натальи Гончаровой, Казимира Малевича, Любови Поповой, Кузьмы Петрова-Водкина и других классиков начала прошлого века.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

«“Хрупкими инструментами” для меня являются, во-первых, сами актеры, потому что они создают эту живую выставку своими телами, во-вторых, исторические и политические события. Стоит им соединиться в залах Русского музея, тут же открываются скрытые смыслы выступления, создается другая драматургия. В этом перформансе мы используем отсылки в тем событиям и образам, которые, как я надеюсь, интернациональны и будут понятны всем зрителям перформанса», — пояснила Александра Пиричи.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Участниками выступления стали пять танцоров — Пауль Дунка, Паула Герге, Фарид Файруз, Мария Мора и Кристиан Нанкулеску. Они продемонстрировали необычные хореографические движения и продекламировали стихи на английском и румынском языках.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Художественная практика Пиричи объединяет искусство хореографии с современными медиа, что и было продемонстрировано на открывшем фестиваль перформансе. В «живой выставке» она объединила прогремевшие на весь мир события последних лет с шедеврами искусства XX века, многие из которых собраны в Русском музее.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Пиричи объединила торжественные речи Мишель Обамы и Мелании Трамп со стихотворением Анны Ахматовой «Земля, хотя и не родная», а картина Наталии Гончаровой «Велосипедист» была «вмонтирована» в предсмертное обращение президента Чили во время государственного переворота. Всего в списке отсылок художественной акции – более 30 образов, исторических событий и культурных артефактов.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

«Среди тех сюжетов, на которых основан перформанс, меня в наибольшей степени затрагивает убийство посла России Андрея Карлова турецким полицейским на выставке в Анкаре. Это событие символизирует для меня тот факт, что границы между театром и реальностью стерлись. Наша жизнь стала сценой. Кроме того, из длинного списка отсылок я хотела бы выделить речи Мишель Обамы и Мелании Трамп. Для меня они свидетельство того, что политика сегодня стала своего рода перформансом, раз уж такие разные люди – демократы и республиканцы – могут говорить одними и теми же словами», — поделилась Александра Пиричи.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Взаимодействие публики и перформеров было свободным: зрители окружали актеров, проходили мимо, кто-то задерживался всего на несколько минут, а кто-то оставался на все выступление.

«Последовательность событий перформанса определятся для каждого по-своему, в зависимости от того, какое начало зрителем будет выбрано. В этом заключается еще одна мысль, которая заложена в наше выступление. История может быть изменена, реконструирована. Мой совет зрителю будет следующим: проведите в этом перформансе как можно больше времени. Не просто зайдите и выйдете, а попробуйте прочувствовать все эти события», — посоветовала художница.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

21 июля 2017.
Текст и фото: Дарья Загуменнова
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

17 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.

Марк Розовский

Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.

Русский экспрессионизм

Экспрессионизм — лед и пламень русского авангарда

С 20 сентября по 19 ноября в выставочных залах Корпуса Бенуа можно увидеть выставку «Экспрессионизм в русском искусстве». Жанр, охвативший культуру Европы и Америки во всех сферах изобразительного искусства, а также литературы, музыки, театра и кино, коснулся и России, приобретя некий особый колорит. Его становление в русской культуре продолжалось с поздних 1900-х до середины 1930-х. Однако его предтечей можно считать отдельные произведения таких эмоциональных и вдумчивых мастеров, как Ге, Врубель, Серов, Репин, Перов, Добужинский и другие.