«Точка доступа»: От Анны Ахматовой до Мелании Трамп

В корпусе Бенуа Русского музея открылся летний фестиваль искусств «Точка доступа», который продлится в Санкт-Петербурге до 6 августа. Он пройдет уже в третий раз и представит вниманию всех желающих театральные перформансы, киносеансы под открытым небом и инсталляции паблик-арта в городской среде.

Корпус Бенуа Русского музея

В корпусе Бенуа Русского музея открылся летний фестиваль искусств «Точка доступа», который продлится в Санкт-Петербурге до 6 августа. Он пройдет уже в третий раз и представит вниманию всех желающих театральные перформансы, киносеансы под открытым небом и инсталляции паблик-арта в городской среде.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Сам фестиваль позиционирует себя как праздник театрального и нетеатрального искусств, события которого проходят в нетрадиционных для спектаклей и выставок местах. Тематически фестиваль этого года тесно связан с юбилеем российских революций 1917 года.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Организаторы «Точки доступа», среди которых Филипп Вулах, Андрей Пронин, немецкий критик Флориан Мальцахер и директор Гете-института в Санкт-Петербурге Гюнтер Хазенкамп, ставят перед собой цель рассказать о будущем экспериментального направления в современном театральном, аудиовизуальном и изобразительном искусстве. Кураторы фестиваля надеются на активное участие зрителей в перформансах и проектах, которые пройдут в рамках «Точки доступа».

Гюнтер Хазенкамп

Программа фестиваля состоит из трех частей. Самая масштабная – «Чувство возможности: Посвящение 100-летию революции» – включает в себя семь авторских проектов. Программа «Утопия», созданная при поддержке Фонда Михаила Прохорова, объединила три собственные премьеры фестиваля.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Третья часть «Точки доступа» представляет собой гастрольную программу из трех спектаклей. Кроме Русского Музея мероприятия пройдут в Московском парке Победы, Доме княгини Юсуповой, а также в других парках и дворцах Северной столицы.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Торжественное открытие фестиваля прошло 20 июля в Колонном зале корпуса Бенуа. В афише «Точки доступа» впервые появятся иностранные имена — художников и режиссеров из Германии, Швейцарии, Румынии и Финляндии.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Открытие фестиваля ознаменовалась художественной акцией «Хрупкие инструменты вовлечения», режиссером и автором которой выступила румынская художница и хореограф Александра Пиричи. Акция прошла в залах с работами Натальи Гончаровой, Казимира Малевича, Любови Поповой, Кузьмы Петрова-Водкина и других классиков начала прошлого века.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

«“Хрупкими инструментами” для меня являются, во-первых, сами актеры, потому что они создают эту живую выставку своими телами, во-вторых, исторические и политические события. Стоит им соединиться в залах Русского музея, тут же открываются скрытые смыслы выступления, создается другая драматургия. В этом перформансе мы используем отсылки в тем событиям и образам, которые, как я надеюсь, интернациональны и будут понятны всем зрителям перформанса», — пояснила Александра Пиричи.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Участниками выступления стали пять танцоров — Пауль Дунка, Паула Герге, Фарид Файруз, Мария Мора и Кристиан Нанкулеску. Они продемонстрировали необычные хореографические движения и продекламировали стихи на английском и румынском языках.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Художественная практика Пиричи объединяет искусство хореографии с современными медиа, что и было продемонстрировано на открывшем фестиваль перформансе. В «живой выставке» она объединила прогремевшие на весь мир события последних лет с шедеврами искусства XX века, многие из которых собраны в Русском музее.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Пиричи объединила торжественные речи Мишель Обамы и Мелании Трамп со стихотворением Анны Ахматовой «Земля, хотя и не родная», а картина Наталии Гончаровой «Велосипедист» была «вмонтирована» в предсмертное обращение президента Чили во время государственного переворота. Всего в списке отсылок художественной акции – более 30 образов, исторических событий и культурных артефактов.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

«Среди тех сюжетов, на которых основан перформанс, меня в наибольшей степени затрагивает убийство посла России Андрея Карлова турецким полицейским на выставке в Анкаре. Это событие символизирует для меня тот факт, что границы между театром и реальностью стерлись. Наша жизнь стала сценой. Кроме того, из длинного списка отсылок я хотела бы выделить речи Мишель Обамы и Мелании Трамп. Для меня они свидетельство того, что политика сегодня стала своего рода перформансом, раз уж такие разные люди – демократы и республиканцы – могут говорить одними и теми же словами», — поделилась Александра Пиричи.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Взаимодействие публики и перформеров было свободным: зрители окружали актеров, проходили мимо, кто-то задерживался всего на несколько минут, а кто-то оставался на все выступление.

«Последовательность событий перформанса определятся для каждого по-своему, в зависимости от того, какое начало зрителем будет выбрано. В этом заключается еще одна мысль, которая заложена в наше выступление. История может быть изменена, реконструирована. Мой совет зрителю будет следующим: проведите в этом перформансе как можно больше времени. Не просто зайдите и выйдете, а попробуйте прочувствовать все эти события», — посоветовала художница.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

21 июля 2017.
Текст и фото: Дарья Загуменнова
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

ПроТоАрт

«ПроТоАрт»: Город будущего по Мондриану

С 21 по 22 июля в Манеже на Исаакиевской площади появится город будущего, созданный по фантазиям Мондриана. Посетить его не составит труда — достаточно прийти на выставку «ПроТоАрт». В зданиях и на площадях арт-города посетители увидят современную живопись, скульптуру, музыку, видеоарт, механические объекты, инсталляции, посвященные феномену композиции в искусстве и в жизни.
«ПроТоАрт» — это еще и серия концертов, и перфоманс, и театральное действие, и масштабный арт-объект, в создании которого принимают участие зрители. Организаторы предлагают новый формат зрелищного мероприятия, который примерно можно обозначить как иммерсивный фестиваль.

балет

Санкт-Петербург принял балетный «Оскар» (фото)

Вот уже 25 лет на лучших театральных площадках мира проходит гала-концерт артистов балета «Звезды 21 века» — как назвал его Олег Виноградов, «своеобразный балетный «Оскар»», самое престижное событие в мире балета. Организовывают его Соломон и Надя Тенсер. Соломон Тенсер — генеральный продюсер антрепризы Stars of the 21-st Sentury, а Надя Веселова-Тенсер — арт-директор антрепризы. Именно благодаря этой паре в прошлом году в Санкт-Петербурге состоялось чествование народного артиста СССР, лауреата государственных премий Олега Виноградова, более 20 лет руководившего балетом Мариинского (ранее Кировского) театра, которому в прошлом году исполнилось 80 лет. Теперь балетмейстер представлял гала-концерт звезд балета как его арт-директор.

Федор Достоевский

День Достоевского, или Добродетель на кону

День Достоевского в Петербурге — праздник уникальный. Это не просто карнавал, фестиваль музеев и театральных акций: город раскрывается как необычайное место силы. Петербург Достоевского, навсегда ставший частью пространства северной столицы, и притягателен, и весел, но и мрачен, а порой даже пугающ. Праздник традиционно отмечается в первую июльскую субботу. В этом году он проходит уже в девятый раз. В связи с Чемпионатом мира по футболу его перенесли из Кузнечного переулка, где находится Музей Достоевского, на остров Новая Голландия.

Роман Рудица

Роман Рудица: Массовая музыка безобиднее академической

Роман Рудица — не только композитор, но и музыкальный теоретик и критик, пианист и клавесинист. Он состоит в Союзе композиторов России, является автором серьезной музыки и музыковедческих работ. Произведения Романа Рудицы исполнялись в залах Петербургской филармонии, в Эрмитажном театре, Русском музее, Консерватории, Доме композиторов.

Фортепианный и клавесинный репертуар Романа Рудицы включают произведения Шамбоньера, д’Англебера и других представителей французской клавесинной школы, Франка, Листа, Глинки, венских классиков. Концертные выступления состоялись в залах Московской и Петербургской консерваторий, Новгородской и Псковской филармоний, Музее-квартире Римского-Корсакова, Доме композиторов.

Данила Козловский, Ирина Горбачева

Данила Козловский: Мы сами пишем правила нашего успеха

Как его только не величают в Сети: российская суперзвезда, главный секс-символ, герой нашего времени… Данила Козловский считает себя петербуржцем, хотя родился в Москве, а работает сейчас по всему миру. Встреча со знаменитостью собрала полный зал в петербургском кинотеатре «Англетер», где был представлен фильм Козловского, посвященный футболу.

По сюжету картины главный герой — Юрий Столешников — знаменитый футболист, которого пригласили выступать в сборную страны. Невероятному взлету и блестящей карьере помешал неудачный пенальти и громкий скандал. Спортсмен пытается реализовать себя на посту наставника провинциальной команды…

Виталий Пушницкий

Виталий Пушницкий: Талант симулировать невозможно

Один из самых известных современных российских художников живет и работает в Санкт-Петербурге. Английское издательство Phaidon включило Виталия Пушницкого в международный список из 115 художников, определяющих новые перспективы в живописи. Его персональные выставки проходили в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Московском Музее современного искусства. Художник сотрудничает с крупными российскими и иностранными галереями. Его произведения регулярно экпонируются в США, Испании, Венгрии, Финляндии, Дании, Италии, Великобритании, Кореи, Чехии, Австрии, Индии, Германии. «Петербургский авангард» побеседовал с Виталием Пушницким о том, как отличить художника от мошенника.