«Точка доступа»: От Анны Ахматовой до Мелании Трамп

В корпусе Бенуа Русского музея открылся летний фестиваль искусств «Точка доступа», который продлится в Санкт-Петербурге до 6 августа. Он пройдет уже в третий раз и представит вниманию всех желающих театральные перформансы, киносеансы под открытым небом и инсталляции паблик-арта в городской среде.

Корпус Бенуа Русского музея

В корпусе Бенуа Русского музея открылся летний фестиваль искусств «Точка доступа», который продлится в Санкт-Петербурге до 6 августа. Он пройдет уже в третий раз и представит вниманию всех желающих театральные перформансы, киносеансы под открытым небом и инсталляции паблик-арта в городской среде.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Сам фестиваль позиционирует себя как праздник театрального и нетеатрального искусств, события которого проходят в нетрадиционных для спектаклей и выставок местах. Тематически фестиваль этого года тесно связан с юбилеем российских революций 1917 года.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Организаторы «Точки доступа», среди которых Филипп Вулах, Андрей Пронин, немецкий критик Флориан Мальцахер и директор Гете-института в Санкт-Петербурге Гюнтер Хазенкамп, ставят перед собой цель рассказать о будущем экспериментального направления в современном театральном, аудиовизуальном и изобразительном искусстве. Кураторы фестиваля надеются на активное участие зрителей в перформансах и проектах, которые пройдут в рамках «Точки доступа».

Гюнтер Хазенкамп

Программа фестиваля состоит из трех частей. Самая масштабная – «Чувство возможности: Посвящение 100-летию революции» – включает в себя семь авторских проектов. Программа «Утопия», созданная при поддержке Фонда Михаила Прохорова, объединила три собственные премьеры фестиваля.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Третья часть «Точки доступа» представляет собой гастрольную программу из трех спектаклей. Кроме Русского Музея мероприятия пройдут в Московском парке Победы, Доме княгини Юсуповой, а также в других парках и дворцах Северной столицы.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Торжественное открытие фестиваля прошло 20 июля в Колонном зале корпуса Бенуа. В афише «Точки доступа» впервые появятся иностранные имена — художников и режиссеров из Германии, Швейцарии, Румынии и Финляндии.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Открытие фестиваля ознаменовалась художественной акцией «Хрупкие инструменты вовлечения», режиссером и автором которой выступила румынская художница и хореограф Александра Пиричи. Акция прошла в залах с работами Натальи Гончаровой, Казимира Малевича, Любови Поповой, Кузьмы Петрова-Водкина и других классиков начала прошлого века.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

«“Хрупкими инструментами” для меня являются, во-первых, сами актеры, потому что они создают эту живую выставку своими телами, во-вторых, исторические и политические события. Стоит им соединиться в залах Русского музея, тут же открываются скрытые смыслы выступления, создается другая драматургия. В этом перформансе мы используем отсылки в тем событиям и образам, которые, как я надеюсь, интернациональны и будут понятны всем зрителям перформанса», — пояснила Александра Пиричи.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Участниками выступления стали пять танцоров — Пауль Дунка, Паула Герге, Фарид Файруз, Мария Мора и Кристиан Нанкулеску. Они продемонстрировали необычные хореографические движения и продекламировали стихи на английском и румынском языках.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Художественная практика Пиричи объединяет искусство хореографии с современными медиа, что и было продемонстрировано на открывшем фестиваль перформансе. В «живой выставке» она объединила прогремевшие на весь мир события последних лет с шедеврами искусства XX века, многие из которых собраны в Русском музее.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Пиричи объединила торжественные речи Мишель Обамы и Мелании Трамп со стихотворением Анны Ахматовой «Земля, хотя и не родная», а картина Наталии Гончаровой «Велосипедист» была «вмонтирована» в предсмертное обращение президента Чили во время государственного переворота. Всего в списке отсылок художественной акции – более 30 образов, исторических событий и культурных артефактов.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

«Среди тех сюжетов, на которых основан перформанс, меня в наибольшей степени затрагивает убийство посла России Андрея Карлова турецким полицейским на выставке в Анкаре. Это событие символизирует для меня тот факт, что границы между театром и реальностью стерлись. Наша жизнь стала сценой. Кроме того, из длинного списка отсылок я хотела бы выделить речи Мишель Обамы и Мелании Трамп. Для меня они свидетельство того, что политика сегодня стала своего рода перформансом, раз уж такие разные люди – демократы и республиканцы – могут говорить одними и теми же словами», — поделилась Александра Пиричи.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Взаимодействие публики и перформеров было свободным: зрители окружали актеров, проходили мимо, кто-то задерживался всего на несколько минут, а кто-то оставался на все выступление.

«Последовательность событий перформанса определятся для каждого по-своему, в зависимости от того, какое начало зрителем будет выбрано. В этом заключается еще одна мысль, которая заложена в наше выступление. История может быть изменена, реконструирована. Мой совет зрителю будет следующим: проведите в этом перформансе как можно больше времени. Не просто зайдите и выйдете, а попробуйте прочувствовать все эти события», — посоветовала художница.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

21 июля 2017.
Текст и фото: Дарья Загуменнова
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

книги, библиотеки

Издательство Ивана Лимбаха и его планы

В 2018 году Издательство Ивана Лимбаха выпустит минимум девять новинок, которые порадуют книгочеев. И одним из первых изданий этого года станет собрание культурологических этюдов петербургского интеллектуала Александра Черноглазова «Приглашение к Реальному».

выставка Елены Марттила

Елена Марттила: история блокадного художника

Накануне 75-летия со Дня прорыва блокады Ленинграда в выставочных залах Союза художников (Большая Морская улица, 38) открылась выставка знаменитой блокадной художницы Елены Марттила «Миг между прошлым и будущим». Она также приурочена к 95-летию мастера, сделавшего центральной темой своего творчества героизм простых ленинградцев в осажденном городе.

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.