«Точка доступа»: От Анны Ахматовой до Мелании Трамп

В корпусе Бенуа Русского музея открылся летний фестиваль искусств «Точка доступа», который продлится в Санкт-Петербурге до 6 августа. Он пройдет уже в третий раз и представит вниманию всех желающих театральные перформансы, киносеансы под открытым небом и инсталляции паблик-арта в городской среде.

Корпус Бенуа Русского музея

В корпусе Бенуа Русского музея открылся летний фестиваль искусств «Точка доступа», который продлится в Санкт-Петербурге до 6 августа. Он пройдет уже в третий раз и представит вниманию всех желающих театральные перформансы, киносеансы под открытым небом и инсталляции паблик-арта в городской среде.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Сам фестиваль позиционирует себя как праздник театрального и нетеатрального искусств, события которого проходят в нетрадиционных для спектаклей и выставок местах. Тематически фестиваль этого года тесно связан с юбилеем российских революций 1917 года.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Организаторы «Точки доступа», среди которых Филипп Вулах, Андрей Пронин, немецкий критик Флориан Мальцахер и директор Гете-института в Санкт-Петербурге Гюнтер Хазенкамп, ставят перед собой цель рассказать о будущем экспериментального направления в современном театральном, аудиовизуальном и изобразительном искусстве. Кураторы фестиваля надеются на активное участие зрителей в перформансах и проектах, которые пройдут в рамках «Точки доступа».

Гюнтер Хазенкамп

Программа фестиваля состоит из трех частей. Самая масштабная – «Чувство возможности: Посвящение 100-летию революции» – включает в себя семь авторских проектов. Программа «Утопия», созданная при поддержке Фонда Михаила Прохорова, объединила три собственные премьеры фестиваля.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Третья часть «Точки доступа» представляет собой гастрольную программу из трех спектаклей. Кроме Русского Музея мероприятия пройдут в Московском парке Победы, Доме княгини Юсуповой, а также в других парках и дворцах Северной столицы.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Торжественное открытие фестиваля прошло 20 июля в Колонном зале корпуса Бенуа. В афише «Точки доступа» впервые появятся иностранные имена — художников и режиссеров из Германии, Швейцарии, Румынии и Финляндии.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Открытие фестиваля ознаменовалась художественной акцией «Хрупкие инструменты вовлечения», режиссером и автором которой выступила румынская художница и хореограф Александра Пиричи. Акция прошла в залах с работами Натальи Гончаровой, Казимира Малевича, Любови Поповой, Кузьмы Петрова-Водкина и других классиков начала прошлого века.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

«“Хрупкими инструментами” для меня являются, во-первых, сами актеры, потому что они создают эту живую выставку своими телами, во-вторых, исторические и политические события. Стоит им соединиться в залах Русского музея, тут же открываются скрытые смыслы выступления, создается другая драматургия. В этом перформансе мы используем отсылки в тем событиям и образам, которые, как я надеюсь, интернациональны и будут понятны всем зрителям перформанса», — пояснила Александра Пиричи.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Участниками выступления стали пять танцоров — Пауль Дунка, Паула Герге, Фарид Файруз, Мария Мора и Кристиан Нанкулеску. Они продемонстрировали необычные хореографические движения и продекламировали стихи на английском и румынском языках.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Художественная практика Пиричи объединяет искусство хореографии с современными медиа, что и было продемонстрировано на открывшем фестиваль перформансе. В «живой выставке» она объединила прогремевшие на весь мир события последних лет с шедеврами искусства XX века, многие из которых собраны в Русском музее.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Пиричи объединила торжественные речи Мишель Обамы и Мелании Трамп со стихотворением Анны Ахматовой «Земля, хотя и не родная», а картина Наталии Гончаровой «Велосипедист» была «вмонтирована» в предсмертное обращение президента Чили во время государственного переворота. Всего в списке отсылок художественной акции – более 30 образов, исторических событий и культурных артефактов.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

«Среди тех сюжетов, на которых основан перформанс, меня в наибольшей степени затрагивает убийство посла России Андрея Карлова турецким полицейским на выставке в Анкаре. Это событие символизирует для меня тот факт, что границы между театром и реальностью стерлись. Наша жизнь стала сценой. Кроме того, из длинного списка отсылок я хотела бы выделить речи Мишель Обамы и Мелании Трамп. Для меня они свидетельство того, что политика сегодня стала своего рода перформансом, раз уж такие разные люди – демократы и республиканцы – могут говорить одними и теми же словами», — поделилась Александра Пиричи.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

Взаимодействие публики и перформеров было свободным: зрители окружали актеров, проходили мимо, кто-то задерживался всего на несколько минут, а кто-то оставался на все выступление.

«Последовательность событий перформанса определятся для каждого по-своему, в зависимости от того, какое начало зрителем будет выбрано. В этом заключается еще одна мысль, которая заложена в наше выступление. История может быть изменена, реконструирована. Мой совет зрителю будет следующим: проведите в этом перформансе как можно больше времени. Не просто зайдите и выйдете, а попробуйте прочувствовать все эти события», — посоветовала художница.

Точка доступа в Корпусе Бенуа

21 июля 2017.
Текст и фото: Дарья Загуменнова
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и и огромных, жутких разочарованиях.

Сергей Курехин

Анастасия Курехина: Премия Сергея Курехина очень важна для продвижения художников

Совсем скоро на сцене БДТ имени Товстоногова состоится вручение Премии имени Сергея Курехина. Она организована и срежиссирована яркими представителями современного авангардного искусства: достаточно того, что на церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро» на музыку Сергея Курехина. Режиссером как оперы, так и церемонии награждения выступил сын композитора — Федор Курехин. Хореограф – Максим Севагин, а костюмы созданы Андреем Бартеневым.