«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» живет в Санкт-Петербурге четвертый год и за это время успела приобрести репутацию захватывающего и необычного события. Ее спектакли могут состояться где угодно — на помойке, на вокзале, на улице, в торговом центре и даже вот теперь в туалете. Невероятный и необычный перформанс приехал на берега Невы из Сиднея (Австралия). Стоило ли артистам пересекать океан, чтобы выпить шампанского в дамском туалете? Безусловно — да.

Три оперных певицы Бритт Льюис, Джессика Уэсткотт и Салли Алрич-Смит, несмотря не весь академизм своего исполнительского искусства, прекрасные голоса и сильный профессионализм, напрочь лишены высокомерного пафоса оперных исполнительниц. Они остроумны, органичны и близки публике — в прямом и переносном смысле.

Действие «Трехгоршковой оперы» разворачивается в достаточно узком пространстве, где с одной стороны сосредоточены рукомойники, зеркала и туалеты, а с другой — автоматы-сушилки. Понятно, что для зрителей остается немного места, но публику не сильно заботит неудобство пребывания на столь стесненном пространстве после первых спетых нот.

Собственно перед началом спектакля зрителей предупредили, что они могут остановить его в любой момент, если им покажется, что все зашло слишком далеко или просто стало душно. Но эта предосторожность была излишней — слишком интересно было то, что происходило в туалете.

Диалог трех дам складывался из арий классических опер, проверенных веками. Пуччини, Моцарт, Гендель и Бизе — казалось бы, что эти имена предполагают пышные кринолины и напудренные парики. Ну, или, как минимум, розу в зубах страстной цыганки, выходящей в роскошных рюшах с табачной фабрики… Но в том-то и дело, что произведения гениев не требуют условностей и могут звучать актуально в любом времени и пространстве, что и доказали создатели «Трехгоршковой оперы».

Ее героини говорят языком вечной и чопорной, вроде бы, оперы о том, что сейчас горланят газеты и интернет — о насилии над женщинами, признании и волнении в любви, какой бы она ни была, о радостях дружбы, о поддержке, вере в себя и свои возможности, о желании преодолеть пропасть между собой и обществом. В центре сюжета — долгий разговор трех женщин в дамском туалете, написанный признанными классиками и не утративший своей актуальности за несколько веков.

Начинается все с монолога юной девушки, видимо, избитой возлюбленным, но может быть и сутенером… Контекст тут может быть какой угодно. Налицо — синяки на прекрасном теле и трогательная ария Альмирены из оперы «Ринальдо» Генделя. «Дай мне слезами выплакать горе и о свободе дай пожалеть. Хоть на мгновенье дай утихнуть жгучим страданьям моей души», — поет бедная красавица, пытаясь свести счеты с жизнью с помощью таблеток.

Ее монолог прерывает жизнеутверждающая ария Кармен в исполнении пышнотелой и нетрезвой дамы, уверенной, что если она любит, то всякий должен подчиниться ее призыву. Прекрасный оперный голос, непосредственное и живое воплощение характера, красные лодочки на шпильке, брошенные под раковину и две бутылки шампанского дополняют знакомый всем образ. Кармен не заметила, как депрессивная Альмирена скрылась за дверью туалета. Но это не значит, что она не способна на сочувствие…

Точка доступа. Трехгоршковая опера

Последней входит андрогинная красавица, которая исполняет арию Керубино из «Фигаро» Моцарта. А этот герой, как известно, пел о том, что: «Я не знаю, что со мной, что мне делать: то горю в огне, то леденею. Каждая женщина вгоняет в краску, каждая женщина заставляет мое сердце трепетать… Само упоминание о радости любви тревожит меня, вздымается грудь… И если никто не слышит меня, я разговариваю о любви сам с собой». Ее монолог прерывается трелями смартфона, но на звонки неизвестного абонента она боится отвечать.

Кармен и Керубино быстро находят общий язык, чему помогает шампанское, и с трудом вызволяют из туалетной кабинки юную Альмирену. Они убеждают ее в том, что она слишком хороша и молода для страданий, после чего устраивают жизнеутверждающее представление с туалетной бумагой и мыльными пузырями.

Три девушки встретились в туалете, разговорились и подружились, пообещав друг другу встретиться еще раз… Что может быть банальнее этой истории? Однако она происходит во все времена и на всех континентах. Тем не менее трудно назвать ее тривильной в исполнении Бритт Льюис, Джессики Уэсткотт и Салли Алрич-Смит, которые разговаривают друг с другом языком классических, до боли знакомых арий.

Режиссер Клеменс Уильямс, драматург Томас Де Анджелис и художник-постановщик Изабель Хадсон лишний раз доказали, что искусство вечно и прекрасно, даже если великая музыка звучит в туалете. А зрителям посчастливилось наблюдать наполненную юмором историю, трактовать которую каждый волен так, как ему захочется. Классика дает и публике, и артистам самые широкие возможности, даже если пространство ограниченно «трехгоршковым» туалетом.

В следующий раз оперу можно будет увидеть 22, 24, 25, 27, 28, 31 июля, 1, 3, 4 августа. Подробнее о фестивале — на его официальном сайте.

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

21 июля 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены организаторами фестиваля.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Гете-институт

Гёте-институт дарит на свой юбилей Фестиваль немецкого кино

С 25 по 28 октября в киноцентре «Родина» пройдет Фестиваль немецкого кино. Публика сможет насладиться премьерами новейших немецких фильмов, которые уже принимали участие в Берлинском кинофестивале. Этот год стал для кинематографа Германии очень успешным, и четыре картины с Берлинале можно будет увидеть в рамках 15-го Фестиваля немецкого кино в Петербурге. Организатором мероприятия, как и в предыдущие 14 лет, выступает Гёте-институт, который в 2018-м отмечает 25-летие своей деятельности в Петербурге.

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.