«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» живет в Санкт-Петербурге четвертый год и за это время успела приобрести репутацию захватывающего и необычного события. Ее спектакли могут состояться где угодно — на помойке, на вокзале, на улице, в торговом центре и даже вот теперь в туалете. Невероятный и необычный перформанс приехал на берега Невы из Сиднея (Австралия). Стоило ли артистам пересекать океан, чтобы выпить шампанского в дамском туалете? Безусловно — да.

Три оперных певицы Бритт Льюис, Джессика Уэсткотт и Салли Алрич-Смит, несмотря не весь академизм своего исполнительского искусства, прекрасные голоса и сильный профессионализм, напрочь лишены высокомерного пафоса оперных исполнительниц. Они остроумны, органичны и близки публике — в прямом и переносном смысле.

Действие «Трехгоршковой оперы» разворачивается в достаточно узком пространстве, где с одной стороны сосредоточены рукомойники, зеркала и туалеты, а с другой — автоматы-сушилки. Понятно, что для зрителей остается немного места, но публику не сильно заботит неудобство пребывания на столь стесненном пространстве после первых спетых нот.

Собственно перед началом спектакля зрителей предупредили, что они могут остановить его в любой момент, если им покажется, что все зашло слишком далеко или просто стало душно. Но эта предосторожность была излишней — слишком интересно было то, что происходило в туалете.

Диалог трех дам складывался из арий классических опер, проверенных веками. Пуччини, Моцарт, Гендель и Бизе — казалось бы, что эти имена предполагают пышные кринолины и напудренные парики. Ну, или, как минимум, розу в зубах страстной цыганки, выходящей в роскошных рюшах с табачной фабрики… Но в том-то и дело, что произведения гениев не требуют условностей и могут звучать актуально в любом времени и пространстве, что и доказали создатели «Трехгоршковой оперы».

Ее героини говорят языком вечной и чопорной, вроде бы, оперы о том, что сейчас горланят газеты и интернет — о насилии над женщинами, признании и волнении в любви, какой бы она ни была, о радостях дружбы, о поддержке, вере в себя и свои возможности, о желании преодолеть пропасть между собой и обществом. В центре сюжета — долгий разговор трех женщин в дамском туалете, написанный признанными классиками и не утративший своей актуальности за несколько веков.

Начинается все с монолога юной девушки, видимо, избитой возлюбленным, но может быть и сутенером… Контекст тут может быть какой угодно. Налицо — синяки на прекрасном теле и трогательная ария Альмирены из оперы «Ринальдо» Генделя. «Дай мне слезами выплакать горе и о свободе дай пожалеть. Хоть на мгновенье дай утихнуть жгучим страданьям моей души», — поет бедная красавица, пытаясь свести счеты с жизнью с помощью таблеток.

Ее монолог прерывает жизнеутверждающая ария Кармен в исполнении пышнотелой и нетрезвой дамы, уверенной, что если она любит, то всякий должен подчиниться ее призыву. Прекрасный оперный голос, непосредственное и живое воплощение характера, красные лодочки на шпильке, брошенные под раковину и две бутылки шампанского дополняют знакомый всем образ. Кармен не заметила, как депрессивная Альмирена скрылась за дверью туалета. Но это не значит, что она не способна на сочувствие…

Точка доступа. Трехгоршковая опера

Последней входит андрогинная красавица, которая исполняет арию Керубино из «Фигаро» Моцарта. А этот герой, как известно, пел о том, что: «Я не знаю, что со мной, что мне делать: то горю в огне, то леденею. Каждая женщина вгоняет в краску, каждая женщина заставляет мое сердце трепетать… Само упоминание о радости любви тревожит меня, вздымается грудь… И если никто не слышит меня, я разговариваю о любви сам с собой». Ее монолог прерывается трелями смартфона, но на звонки неизвестного абонента она боится отвечать.

Кармен и Керубино быстро находят общий язык, чему помогает шампанское, и с трудом вызволяют из туалетной кабинки юную Альмирену. Они убеждают ее в том, что она слишком хороша и молода для страданий, после чего устраивают жизнеутверждающее представление с туалетной бумагой и мыльными пузырями.

Три девушки встретились в туалете, разговорились и подружились, пообещав друг другу встретиться еще раз… Что может быть банальнее этой истории? Однако она происходит во все времена и на всех континентах. Тем не менее трудно назвать ее тривильной в исполнении Бритт Льюис, Джессики Уэсткотт и Салли Алрич-Смит, которые разговаривают друг с другом языком классических, до боли знакомых арий.

Режиссер Клеменс Уильямс, драматург Томас Де Анджелис и художник-постановщик Изабель Хадсон лишний раз доказали, что искусство вечно и прекрасно, даже если великая музыка звучит в туалете. А зрителям посчастливилось наблюдать наполненную юмором историю, трактовать которую каждый волен так, как ему захочется. Классика дает и публике, и артистам самые широкие возможности, даже если пространство ограниченно «трехгоршковым» туалетом.

В следующий раз оперу можно будет увидеть 22, 24, 25, 27, 28, 31 июля, 1, 3, 4 августа. Подробнее о фестивале — на его официальном сайте.

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

21 июля 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены организаторами фестиваля.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

выставка Веры Ильиной

Город, который никогда не был молодым

В выставочном зале Музея печати на набережной реки Мойки до конца августа можно посетить экспозицию графических листов Веры Ильиной. Серия петербургских пейзажей озаглавлена «Красная нить: уходящее прошлое». Вера Ильина родилась в 1962 году и мечтала стать художником еще в детстве. Она закончила Рисовальные классы в Санкт-Петербургской Академии художеств имени Репина. В настоящее время занимается графикой, которой свойственна монохромная палитра, и основными инструментами являются соус, пастель, тушь, уголь, создает каллиграфические листы на базе русских исторических почерков. Но своей любимой техникой художница все же называет масляную живопись.

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.