«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» живет в Санкт-Петербурге четвертый год и за это время успела приобрести репутацию захватывающего и необычного события. Ее спектакли могут состояться где угодно — на помойке, на вокзале, на улице, в торговом центре и даже вот теперь в туалете. Невероятный и необычный перформанс приехал на берега Невы из Сиднея (Австралия). Стоило ли артистам пересекать океан, чтобы выпить шампанского в дамском туалете? Безусловно — да.

Три оперных певицы Бритт Льюис, Джессика Уэсткотт и Салли Алрич-Смит, несмотря не весь академизм своего исполнительского искусства, прекрасные голоса и сильный профессионализм, напрочь лишены высокомерного пафоса оперных исполнительниц. Они остроумны, органичны и близки публике — в прямом и переносном смысле.

Действие «Трехгоршковой оперы» разворачивается в достаточно узком пространстве, где с одной стороны сосредоточены рукомойники, зеркала и туалеты, а с другой — автоматы-сушилки. Понятно, что для зрителей остается немного места, но публику не сильно заботит неудобство пребывания на столь стесненном пространстве после первых спетых нот.

Собственно перед началом спектакля зрителей предупредили, что они могут остановить его в любой момент, если им покажется, что все зашло слишком далеко или просто стало душно. Но эта предосторожность была излишней — слишком интересно было то, что происходило в туалете.

Диалог трех дам складывался из арий классических опер, проверенных веками. Пуччини, Моцарт, Гендель и Бизе — казалось бы, что эти имена предполагают пышные кринолины и напудренные парики. Ну, или, как минимум, розу в зубах страстной цыганки, выходящей в роскошных рюшах с табачной фабрики… Но в том-то и дело, что произведения гениев не требуют условностей и могут звучать актуально в любом времени и пространстве, что и доказали создатели «Трехгоршковой оперы».

Ее героини говорят языком вечной и чопорной, вроде бы, оперы о том, что сейчас горланят газеты и интернет — о насилии над женщинами, признании и волнении в любви, какой бы она ни была, о радостях дружбы, о поддержке, вере в себя и свои возможности, о желании преодолеть пропасть между собой и обществом. В центре сюжета — долгий разговор трех женщин в дамском туалете, написанный признанными классиками и не утративший своей актуальности за несколько веков.

Начинается все с монолога юной девушки, видимо, избитой возлюбленным, но может быть и сутенером… Контекст тут может быть какой угодно. Налицо — синяки на прекрасном теле и трогательная ария Альмирены из оперы «Ринальдо» Генделя. «Дай мне слезами выплакать горе и о свободе дай пожалеть. Хоть на мгновенье дай утихнуть жгучим страданьям моей души», — поет бедная красавица, пытаясь свести счеты с жизнью с помощью таблеток.

Ее монолог прерывает жизнеутверждающая ария Кармен в исполнении пышнотелой и нетрезвой дамы, уверенной, что если она любит, то всякий должен подчиниться ее призыву. Прекрасный оперный голос, непосредственное и живое воплощение характера, красные лодочки на шпильке, брошенные под раковину и две бутылки шампанского дополняют знакомый всем образ. Кармен не заметила, как депрессивная Альмирена скрылась за дверью туалета. Но это не значит, что она не способна на сочувствие…

Точка доступа. Трехгоршковая опера

Последней входит андрогинная красавица, которая исполняет арию Керубино из «Фигаро» Моцарта. А этот герой, как известно, пел о том, что: «Я не знаю, что со мной, что мне делать: то горю в огне, то леденею. Каждая женщина вгоняет в краску, каждая женщина заставляет мое сердце трепетать… Само упоминание о радости любви тревожит меня, вздымается грудь… И если никто не слышит меня, я разговариваю о любви сам с собой». Ее монолог прерывается трелями смартфона, но на звонки неизвестного абонента она боится отвечать.

Кармен и Керубино быстро находят общий язык, чему помогает шампанское, и с трудом вызволяют из туалетной кабинки юную Альмирену. Они убеждают ее в том, что она слишком хороша и молода для страданий, после чего устраивают жизнеутверждающее представление с туалетной бумагой и мыльными пузырями.

Три девушки встретились в туалете, разговорились и подружились, пообещав друг другу встретиться еще раз… Что может быть банальнее этой истории? Однако она происходит во все времена и на всех континентах. Тем не менее трудно назвать ее тривильной в исполнении Бритт Льюис, Джессики Уэсткотт и Салли Алрич-Смит, которые разговаривают друг с другом языком классических, до боли знакомых арий.

Режиссер Клеменс Уильямс, драматург Томас Де Анджелис и художник-постановщик Изабель Хадсон лишний раз доказали, что искусство вечно и прекрасно, даже если великая музыка звучит в туалете. А зрителям посчастливилось наблюдать наполненную юмором историю, трактовать которую каждый волен так, как ему захочется. Классика дает и публике, и артистам самые широкие возможности, даже если пространство ограниченно «трехгоршковым» туалетом.

В следующий раз оперу можно будет увидеть 22, 24, 25, 27, 28, 31 июля, 1, 3, 4 августа. Подробнее о фестивале — на его официальном сайте.

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

21 июля 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены организаторами фестиваля.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.

Максим Леонидов

Максим Леонидов: Я никогда не стремился быть «своим»

В середине декабря 2018 года в рамках Санкт-Петербургского новогоднего книжного салона состоялась презентация книг артиста и музыканта, одного из основателей знаменитого бит-квартета «Секрет» Максима Леонидова, выпущенных в прошлом году издательством «Эксмо». Первая из них – ярко и емко написанная автобиография «Я оглянулся посмотреть», увидевшая свет еще в 2011 году и во второй редакции дополненная. Вторая – поэтический сборник «Все это и есть любовь». В нем собраны стихи и тексты песен, которые вывели автора на первые строчки отечественных хит-парадов. Название одной из них и стало титулом книги.