«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» живет в Санкт-Петербурге четвертый год и за это время успела приобрести репутацию захватывающего и необычного события. Ее спектакли могут состояться где угодно — на помойке, на вокзале, на улице, в торговом центре и даже вот теперь в туалете. Невероятный и необычный перформанс приехал на берега Невы из Сиднея (Австралия). Стоило ли артистам пересекать океан, чтобы выпить шампанского в дамском туалете? Безусловно — да.

Три оперных певицы Бритт Льюис, Джессика Уэсткотт и Салли Алрич-Смит, несмотря не весь академизм своего исполнительского искусства, прекрасные голоса и сильный профессионализм, напрочь лишены высокомерного пафоса оперных исполнительниц. Они остроумны, органичны и близки публике — в прямом и переносном смысле.

Действие «Трехгоршковой оперы» разворачивается в достаточно узком пространстве, где с одной стороны сосредоточены рукомойники, зеркала и туалеты, а с другой — автоматы-сушилки. Понятно, что для зрителей остается немного места, но публику не сильно заботит неудобство пребывания на столь стесненном пространстве после первых спетых нот.

Собственно перед началом спектакля зрителей предупредили, что они могут остановить его в любой момент, если им покажется, что все зашло слишком далеко или просто стало душно. Но эта предосторожность была излишней — слишком интересно было то, что происходило в туалете.

Диалог трех дам складывался из арий классических опер, проверенных веками. Пуччини, Моцарт, Гендель и Бизе — казалось бы, что эти имена предполагают пышные кринолины и напудренные парики. Ну, или, как минимум, розу в зубах страстной цыганки, выходящей в роскошных рюшах с табачной фабрики… Но в том-то и дело, что произведения гениев не требуют условностей и могут звучать актуально в любом времени и пространстве, что и доказали создатели «Трехгоршковой оперы».

Ее героини говорят языком вечной и чопорной, вроде бы, оперы о том, что сейчас горланят газеты и интернет — о насилии над женщинами, признании и волнении в любви, какой бы она ни была, о радостях дружбы, о поддержке, вере в себя и свои возможности, о желании преодолеть пропасть между собой и обществом. В центре сюжета — долгий разговор трех женщин в дамском туалете, написанный признанными классиками и не утративший своей актуальности за несколько веков.

Начинается все с монолога юной девушки, видимо, избитой возлюбленным, но может быть и сутенером… Контекст тут может быть какой угодно. Налицо — синяки на прекрасном теле и трогательная ария Альмирены из оперы «Ринальдо» Генделя. «Дай мне слезами выплакать горе и о свободе дай пожалеть. Хоть на мгновенье дай утихнуть жгучим страданьям моей души», — поет бедная красавица, пытаясь свести счеты с жизнью с помощью таблеток.

Ее монолог прерывает жизнеутверждающая ария Кармен в исполнении пышнотелой и нетрезвой дамы, уверенной, что если она любит, то всякий должен подчиниться ее призыву. Прекрасный оперный голос, непосредственное и живое воплощение характера, красные лодочки на шпильке, брошенные под раковину и две бутылки шампанского дополняют знакомый всем образ. Кармен не заметила, как депрессивная Альмирена скрылась за дверью туалета. Но это не значит, что она не способна на сочувствие…

Точка доступа. Трехгоршковая опера

Последней входит андрогинная красавица, которая исполняет арию Керубино из «Фигаро» Моцарта. А этот герой, как известно, пел о том, что: «Я не знаю, что со мной, что мне делать: то горю в огне, то леденею. Каждая женщина вгоняет в краску, каждая женщина заставляет мое сердце трепетать… Само упоминание о радости любви тревожит меня, вздымается грудь… И если никто не слышит меня, я разговариваю о любви сам с собой». Ее монолог прерывается трелями смартфона, но на звонки неизвестного абонента она боится отвечать.

Кармен и Керубино быстро находят общий язык, чему помогает шампанское, и с трудом вызволяют из туалетной кабинки юную Альмирену. Они убеждают ее в том, что она слишком хороша и молода для страданий, после чего устраивают жизнеутверждающее представление с туалетной бумагой и мыльными пузырями.

Три девушки встретились в туалете, разговорились и подружились, пообещав друг другу встретиться еще раз… Что может быть банальнее этой истории? Однако она происходит во все времена и на всех континентах. Тем не менее трудно назвать ее тривильной в исполнении Бритт Льюис, Джессики Уэсткотт и Салли Алрич-Смит, которые разговаривают друг с другом языком классических, до боли знакомых арий.

Режиссер Клеменс Уильямс, драматург Томас Де Анджелис и художник-постановщик Изабель Хадсон лишний раз доказали, что искусство вечно и прекрасно, даже если великая музыка звучит в туалете. А зрителям посчастливилось наблюдать наполненную юмором историю, трактовать которую каждый волен так, как ему захочется. Классика дает и публике, и артистам самые широкие возможности, даже если пространство ограниченно «трехгоршковым» туалетом.

В следующий раз оперу можно будет увидеть 22, 24, 25, 27, 28, 31 июля, 1, 3, 4 августа. Подробнее о фестивале — на его официальном сайте.

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

21 июля 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены организаторами фестиваля.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.

Осень русского средневековья

Духовные поиски в эпоху перемен (фото)

До 13 мая в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея продлится выставка «Осень русского Средневековья». В экспозицию вошли около 500 произведений из музейных собраний. Впервые посетителям представлена столь обширная картина развития изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства в России от Смутного времени до 1700-х годов. На выставке можно увидеть образы и техники, распространенные в разные годы в Москве, Ярославле, Костроме, на русском Севере. Некоторые произведения демонстрируются впервые или с новой атрибуцией.