Театральный Петербург примеряет «Синий сарафан»

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Синий сарафан

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Однако у них есть поклонники в этом движении, а также в других эпатажных субкультурах, которые пока существуют в России в зачаточном состоянии и имеют много черт так называемого «карго-культа». Самим актрисам же больше всего интересны именно творческие эксперименты, а не реформы менталитета.

Синий сарафан

Место расположения этого чрезвычайно камерного театра является очень интересным и даже провокационным — в непосредственной близости от Театральной площади, где сосредоточены классические традиции сценического искусства в самом живом и бурном потоке, а не застывшем историческом состоянии, поэтому новичкам постоянно необходим состязательный дух и конкурентоспособность. А очарование набережной канала Грибоедова способствует вдохновению в создании образов и вообще в том, чтобы «экспериментировать, развиваться и быть собой», как говорят сами артистки.

Необычное название для театра коллектив выбрал на своих «мозговых штурмах», стремясь придумать нечто нестандартное и в то же время душевное. В конце концов было решено сделать акцент на женском начале в символичном и этнокультурном контексте. К синему цвету обратились как к окрасу доброты, спокойствия, чистоты, уюта, а к сарафану — как к традиционной одежде крестьянок-тружениц. Кроме этого, девушки использовали забавную отсылку к народной поговорке «упасть в синюю яму», то есть уйти в запой, у которой есть менее известный синоним «надеть синий сарафан». Театр, разумеется, подразумевает запой творческий.

Синий сарафан

Помимо режиссера и художественного руководителя Яны Гловацкой, труппа состоит из драматических актрис Марины Сабуровой, Ирины Волынской, Ольги Ермаковой и Надежды Королевой. Яна Гловацкая обратилась к искусству пластики тела в Лаборатории «Основы физического театра», на базе театра Derevo и Международного театрального центра «Легкие люди». Помимо режиссуры в «Синем сарафане», она ведет мастер-классы по физическому, танцевальному и пластическому театру для взрослых.

Сейчас в репертуаре театра можно увидеть как пьесы для взрослых — «Дэвы», «Ноэль», «Око», «Весна в Париже» и «МедеЯ», так и детские и — «Зимняя сказка», «Оранжевая Елка», «Музыкальное путешествие с Мэри Поппинс». Первая категория примечательна налетом мистики и абсурдности, смесью забавного и грустного, лаконизмом в средствах коммуникации и визуальном ряде. Вторая — органичным вплетением пантомимы, кукольного театра, шуток, танцев и гротеска.

Синий сарафан

Кроме этого, театр принял участие в таких фестивалях, как 13-й Международный фестиваль «Слово и Тело», «Белые ночи в Галерее», «Протоарт» в ЦВЗ Манеж, Ночь музеев на площадке «Скороход», Общественно-просветительский экофестиваль «НеобыЧАЙный сад», поэтический фестиваль «Вольности Фест», музыкально-поэтического фестиваль «Маяк» (все в 2017 году), а также «Смешной фестиваль» в театре «Мимигранты», 14-й Международный фестиваль «Слово и Тело» и «Ночь музеев» в «Охта Lab» в 2018 году.

По мнению артисток, выигрышность их жанра заключается отчасти в той мобильности и универсальности, благодаря которой можно выступать на любой площадке, как в торговом центре, так и под открытым небом. В основном «Синий сарафан» обходится минимумом реплик или заменяют их песенными вставками как вспомогательным средством к невербальному языку. Лишь новый спектакль «МедеЯ» на основе пьесы Жана Ануя стал по-настоящему «словесным», что привлекло новую публику и вызвало живой интерес у тех самых феминисток. Хотя идея проекта, по словам коллектива, вовсе не подразумевала мотивов мужененавистничества.

Синий сарафан

Простор для размышлений феминисткам дает и спектакль «Дэвы», являющийся едва ли не родоначальником репертуара театра, — его премьера состоялась в конце 2016 года. Как и другие знаковые пьесы «Синего сарафана», он создан практически с нуля задумками и силами самих артисток. В нем заняты четыре актрисы, изображающие абстрактные женские образы, а также приглашенный артист Валентин Воробьев — он служит в драматическом театре «Остров» и участвует в антрепризах.

Спектакль выглядит неким сочетанием пантомимы, танца и даже бурлеска — жанра, в котором серьезная мысль доносится неожиданными и несоответствующими ей образами и стилистикой, а драматические изначально персонажи предстают в нарочито легкомысленном виде. В бессюжетных этюдах с участием нескольких девушек, ищущих подход к сердцу одного мужчины, угадываются извечные мотивы о браке и семье как смысле жизни женщины, о страхе остаться одной, о численном перевесе прекрасного пола, о застарелом ощущении себя менее самодостаточной личностью, чем мужчина.

Синий сарафан

Однако аскетизм декораций, китч в образах, выраженный через костюмы и грим (королева красоты, танцовщица кабаре, невеста, зрелая дама), преувеличенные эмоции и гротескная подача тех моментов, где вроде бы бушуют страсти, — чего стоит один только шлейф аляповатого свадебного платья, укрывающий труп самоубийцы! — все это намекает на то, что девушки больше смеются над стереотипами, чем жалуются на тяжкую женскую долю в man’s world. В конце концов, юмор и самоирония со здоровой долей цинизма помогают не сойти с ума в современной жизни, и театр трактует эту тему эпатажно и забавно.

Что же касается взаимопонимания такого эпатажа и широкого круга аудитории, то артистки с таким же спокойным юмором признают, что пока еще они для этого круга «чудаки». Однако мода, в том числе и в театральной жизни, постоянно движется и меняется, что в любом случае лучше застойности, и истинные энтузиасты в новаторстве и освоении необычного всегда готовы подождать.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

11 июня 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.

Ирина Ярославцева

Ирина Ярославцева: «Музыки мира» будут звучать в Шереметевском квартале

Этнический фестиваль «Музыки мира» пройдет в Шереметевском дворце – Музее музыки 11 и 12 августа уже в третий раз. Художественный руководитель фестиваля Ирина Ярославцева рассказала «Петербургскому авангарду», зачем академическому музею этно-рок и этно-джаз на открытом воздухе, кого хочет слышать широкая публика, и что нужно сделать на фестивале своими руками.

Точка доступа

«Точка доступа»: вопросы и ответы

В воскресенье, 5 августа, в Санкт-Петербурге завершается четвертый фестиваль «Точка доступа» — самый большой в России форум, специализирующийся на нестандартном формате театрального искусства. Подмостками спектаклей становятся городские ландшафты, сады и парки, палуба речного теплохода и даже городские пустыри. Еще с 2015 года «Точка доступа» работает и как продюсерский центр, который не только предоставляет локации для приглашенных режиссеров и актеров, но и создает собственные сценические премьеры.