Театральный Петербург примеряет «Синий сарафан»

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Синий сарафан

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Однако у них есть поклонники в этом движении, а также в других эпатажных субкультурах, которые пока существуют в России в зачаточном состоянии и имеют много черт так называемого «карго-культа». Самим актрисам же больше всего интересны именно творческие эксперименты, а не реформы менталитета.

Синий сарафан

Место расположения этого чрезвычайно камерного театра является очень интересным и даже провокационным — в непосредственной близости от Театральной площади, где сосредоточены классические традиции сценического искусства в самом живом и бурном потоке, а не застывшем историческом состоянии, поэтому новичкам постоянно необходим состязательный дух и конкурентоспособность. А очарование набережной канала Грибоедова способствует вдохновению в создании образов и вообще в том, чтобы «экспериментировать, развиваться и быть собой», как говорят сами артистки.

Необычное название для театра коллектив выбрал на своих «мозговых штурмах», стремясь придумать нечто нестандартное и в то же время душевное. В конце концов было решено сделать акцент на женском начале в символичном и этнокультурном контексте. К синему цвету обратились как к окрасу доброты, спокойствия, чистоты, уюта, а к сарафану — как к традиционной одежде крестьянок-тружениц. Кроме этого, девушки использовали забавную отсылку к народной поговорке «упасть в синюю яму», то есть уйти в запой, у которой есть менее известный синоним «надеть синий сарафан». Театр, разумеется, подразумевает запой творческий.

Синий сарафан

Помимо режиссера и художественного руководителя Яны Гловацкой, труппа состоит из драматических актрис Марины Сабуровой, Ирины Волынской, Ольги Ермаковой и Надежды Королевой. Яна Гловацкая обратилась к искусству пластики тела в Лаборатории «Основы физического театра», на базе театра Derevo и Международного театрального центра «Легкие люди». Помимо режиссуры в «Синем сарафане», она ведет мастер-классы по физическому, танцевальному и пластическому театру для взрослых.

Сейчас в репертуаре театра можно увидеть как пьесы для взрослых — «Дэвы», «Ноэль», «Око», «Весна в Париже» и «МедеЯ», так и детские и — «Зимняя сказка», «Оранжевая Елка», «Музыкальное путешествие с Мэри Поппинс». Первая категория примечательна налетом мистики и абсурдности, смесью забавного и грустного, лаконизмом в средствах коммуникации и визуальном ряде. Вторая — органичным вплетением пантомимы, кукольного театра, шуток, танцев и гротеска.

Синий сарафан

Кроме этого, театр принял участие в таких фестивалях, как 13-й Международный фестиваль «Слово и Тело», «Белые ночи в Галерее», «Протоарт» в ЦВЗ Манеж, Ночь музеев на площадке «Скороход», Общественно-просветительский экофестиваль «НеобыЧАЙный сад», поэтический фестиваль «Вольности Фест», музыкально-поэтического фестиваль «Маяк» (все в 2017 году), а также «Смешной фестиваль» в театре «Мимигранты», 14-й Международный фестиваль «Слово и Тело» и «Ночь музеев» в «Охта Lab» в 2018 году.

По мнению артисток, выигрышность их жанра заключается отчасти в той мобильности и универсальности, благодаря которой можно выступать на любой площадке, как в торговом центре, так и под открытым небом. В основном «Синий сарафан» обходится минимумом реплик или заменяют их песенными вставками как вспомогательным средством к невербальному языку. Лишь новый спектакль «МедеЯ» на основе пьесы Жана Ануя стал по-настоящему «словесным», что привлекло новую публику и вызвало живой интерес у тех самых феминисток. Хотя идея проекта, по словам коллектива, вовсе не подразумевала мотивов мужененавистничества.

Синий сарафан

Простор для размышлений феминисткам дает и спектакль «Дэвы», являющийся едва ли не родоначальником репертуара театра, — его премьера состоялась в конце 2016 года. Как и другие знаковые пьесы «Синего сарафана», он создан практически с нуля задумками и силами самих артисток. В нем заняты четыре актрисы, изображающие абстрактные женские образы, а также приглашенный артист Валентин Воробьев — он служит в драматическом театре «Остров» и участвует в антрепризах.

Спектакль выглядит неким сочетанием пантомимы, танца и даже бурлеска — жанра, в котором серьезная мысль доносится неожиданными и несоответствующими ей образами и стилистикой, а драматические изначально персонажи предстают в нарочито легкомысленном виде. В бессюжетных этюдах с участием нескольких девушек, ищущих подход к сердцу одного мужчины, угадываются извечные мотивы о браке и семье как смысле жизни женщины, о страхе остаться одной, о численном перевесе прекрасного пола, о застарелом ощущении себя менее самодостаточной личностью, чем мужчина.

Синий сарафан

Однако аскетизм декораций, китч в образах, выраженный через костюмы и грим (королева красоты, танцовщица кабаре, невеста, зрелая дама), преувеличенные эмоции и гротескная подача тех моментов, где вроде бы бушуют страсти, — чего стоит один только шлейф аляповатого свадебного платья, укрывающий труп самоубийцы! — все это намекает на то, что девушки больше смеются над стереотипами, чем жалуются на тяжкую женскую долю в man’s world. В конце концов, юмор и самоирония со здоровой долей цинизма помогают не сойти с ума в современной жизни, и театр трактует эту тему эпатажно и забавно.

Что же касается взаимопонимания такого эпатажа и широкого круга аудитории, то артистки с таким же спокойным юмором признают, что пока еще они для этого круга «чудаки». Однако мода, в том числе и в театральной жизни, постоянно движется и меняется, что в любом случае лучше застойности, и истинные энтузиасты в новаторстве и освоении необычного всегда готовы подождать.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

11 июня 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

17 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.

Марк Розовский

Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.

Русский экспрессионизм

Экспрессионизм — лед и пламень русского авангарда

С 20 сентября по 19 ноября в выставочных залах Корпуса Бенуа можно увидеть выставку «Экспрессионизм в русском искусстве». Жанр, охвативший культуру Европы и Америки во всех сферах изобразительного искусства, а также литературы, музыки, театра и кино, коснулся и России, приобретя некий особый колорит. Его становление в русской культуре продолжалось с поздних 1900-х до середины 1930-х. Однако его предтечей можно считать отдельные произведения таких эмоциональных и вдумчивых мастеров, как Ге, Врубель, Серов, Репин, Перов, Добужинский и другие.