Театральный Петербург примеряет «Синий сарафан»

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Синий сарафан

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Однако у них есть поклонники в этом движении, а также в других эпатажных субкультурах, которые пока существуют в России в зачаточном состоянии и имеют много черт так называемого «карго-культа». Самим актрисам же больше всего интересны именно творческие эксперименты, а не реформы менталитета.

Синий сарафан

Место расположения этого чрезвычайно камерного театра является очень интересным и даже провокационным — в непосредственной близости от Театральной площади, где сосредоточены классические традиции сценического искусства в самом живом и бурном потоке, а не застывшем историческом состоянии, поэтому новичкам постоянно необходим состязательный дух и конкурентоспособность. А очарование набережной канала Грибоедова способствует вдохновению в создании образов и вообще в том, чтобы «экспериментировать, развиваться и быть собой», как говорят сами артистки.

Необычное название для театра коллектив выбрал на своих «мозговых штурмах», стремясь придумать нечто нестандартное и в то же время душевное. В конце концов было решено сделать акцент на женском начале в символичном и этнокультурном контексте. К синему цвету обратились как к окрасу доброты, спокойствия, чистоты, уюта, а к сарафану — как к традиционной одежде крестьянок-тружениц. Кроме этого, девушки использовали забавную отсылку к народной поговорке «упасть в синюю яму», то есть уйти в запой, у которой есть менее известный синоним «надеть синий сарафан». Театр, разумеется, подразумевает запой творческий.

Синий сарафан

Помимо режиссера и художественного руководителя Яны Гловацкой, труппа состоит из драматических актрис Марины Сабуровой, Ирины Волынской, Ольги Ермаковой и Надежды Королевой. Яна Гловацкая обратилась к искусству пластики тела в Лаборатории «Основы физического театра», на базе театра Derevo и Международного театрального центра «Легкие люди». Помимо режиссуры в «Синем сарафане», она ведет мастер-классы по физическому, танцевальному и пластическому театру для взрослых.

Сейчас в репертуаре театра можно увидеть как пьесы для взрослых — «Дэвы», «Ноэль», «Око», «Весна в Париже» и «МедеЯ», так и детские и — «Зимняя сказка», «Оранжевая Елка», «Музыкальное путешествие с Мэри Поппинс». Первая категория примечательна налетом мистики и абсурдности, смесью забавного и грустного, лаконизмом в средствах коммуникации и визуальном ряде. Вторая — органичным вплетением пантомимы, кукольного театра, шуток, танцев и гротеска.

Синий сарафан

Кроме этого, театр принял участие в таких фестивалях, как 13-й Международный фестиваль «Слово и Тело», «Белые ночи в Галерее», «Протоарт» в ЦВЗ Манеж, Ночь музеев на площадке «Скороход», Общественно-просветительский экофестиваль «НеобыЧАЙный сад», поэтический фестиваль «Вольности Фест», музыкально-поэтического фестиваль «Маяк» (все в 2017 году), а также «Смешной фестиваль» в театре «Мимигранты», 14-й Международный фестиваль «Слово и Тело» и «Ночь музеев» в «Охта Lab» в 2018 году.

По мнению артисток, выигрышность их жанра заключается отчасти в той мобильности и универсальности, благодаря которой можно выступать на любой площадке, как в торговом центре, так и под открытым небом. В основном «Синий сарафан» обходится минимумом реплик или заменяют их песенными вставками как вспомогательным средством к невербальному языку. Лишь новый спектакль «МедеЯ» на основе пьесы Жана Ануя стал по-настоящему «словесным», что привлекло новую публику и вызвало живой интерес у тех самых феминисток. Хотя идея проекта, по словам коллектива, вовсе не подразумевала мотивов мужененавистничества.

Синий сарафан

Простор для размышлений феминисткам дает и спектакль «Дэвы», являющийся едва ли не родоначальником репертуара театра, — его премьера состоялась в конце 2016 года. Как и другие знаковые пьесы «Синего сарафана», он создан практически с нуля задумками и силами самих артисток. В нем заняты четыре актрисы, изображающие абстрактные женские образы, а также приглашенный артист Валентин Воробьев — он служит в драматическом театре «Остров» и участвует в антрепризах.

Спектакль выглядит неким сочетанием пантомимы, танца и даже бурлеска — жанра, в котором серьезная мысль доносится неожиданными и несоответствующими ей образами и стилистикой, а драматические изначально персонажи предстают в нарочито легкомысленном виде. В бессюжетных этюдах с участием нескольких девушек, ищущих подход к сердцу одного мужчины, угадываются извечные мотивы о браке и семье как смысле жизни женщины, о страхе остаться одной, о численном перевесе прекрасного пола, о застарелом ощущении себя менее самодостаточной личностью, чем мужчина.

Синий сарафан

Однако аскетизм декораций, китч в образах, выраженный через костюмы и грим (королева красоты, танцовщица кабаре, невеста, зрелая дама), преувеличенные эмоции и гротескная подача тех моментов, где вроде бы бушуют страсти, — чего стоит один только шлейф аляповатого свадебного платья, укрывающий труп самоубийцы! — все это намекает на то, что девушки больше смеются над стереотипами, чем жалуются на тяжкую женскую долю в man’s world. В конце концов, юмор и самоирония со здоровой долей цинизма помогают не сойти с ума в современной жизни, и театр трактует эту тему эпатажно и забавно.

Что же касается взаимопонимания такого эпатажа и широкого круга аудитории, то артистки с таким же спокойным юмором признают, что пока еще они для этого круга «чудаки». Однако мода, в том числе и в театральной жизни, постоянно движется и меняется, что в любом случае лучше застойности, и истинные энтузиасты в новаторстве и освоении необычного всегда готовы подождать.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

11 июня 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).

картина Репина

Одно из крупнейших полотен Репина покидает Русский музей

Сегодня в Русском музее состоялся демонтаж картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Полотно размером четыре на восемь метров отправится на выставку в Третьяковскую галерею.

Георгий Штиль, фото Анны Глебовой

Георгий Штиль: Сергея Юрского, по сути, выгнали из Ленинграда

8 февраля в возрасте 83 лет ушел из жизни народный артист России Сергей Юрский. Причиной смерти актера стала остановка сердца. На протяжении двадцати лет он служил в петербургском Большом драматическом театре. Этот артист мыслил иначе, чем большинство, и раньше других понял, что происходит со страной и народом, вспоминает актер БДТ Георгий Штиль, который дал интервью корреспонденту Росбалта и рассказал, почему Юрский был вынужден покинуть Ленинград.

Премия Прорыв, офф-программа, Гамлет

Офф-программа премии «Прорыв»: Гамлет и Тутанхамон

Офф-программа театральной премии для молодых «Прорыв» приготовила для зрителя открытия, которые будут сделаны 1 и 2 марта 2019 года, накануне вручения самой награды — церемония запланирована на 4 марта. Каждый год премия представляет в Санкт-Петербурге яркие работы постановщиков из других регионов России. В этом году свои спектакли покажут два театра — новосибирский «Старый дом» и Псковский драматический театр.

актриса Надежда Шумилова

Надежда Шумилова: Стараюсь влюбиться в каждую роль

Таких актеров-старожилов, помнящих времена Зиновия Корогодского, в петербургском Театре юных зрителей, осталось двенадцать. Из их числа — актриса Надежда Шумилова, прекрасная, чуткая, восприимчивая, скромная и в то же время отчаянная, рисковая. Эти характеристики можно отнести к ней и как к человеку, и как к артистке. В конце января 2019 года Надежде Александровне исполнилось 65 лет. Корреспондент «Петербургского авангарда» поздравил актрису и побеседовал с ней о сюрпризах и превратностях актерской судьбы.