Театральный Петербург примеряет «Синий сарафан»

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Синий сарафан

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Однако у них есть поклонники в этом движении, а также в других эпатажных субкультурах, которые пока существуют в России в зачаточном состоянии и имеют много черт так называемого «карго-культа». Самим актрисам же больше всего интересны именно творческие эксперименты, а не реформы менталитета.

Синий сарафан

Место расположения этого чрезвычайно камерного театра является очень интересным и даже провокационным — в непосредственной близости от Театральной площади, где сосредоточены классические традиции сценического искусства в самом живом и бурном потоке, а не застывшем историческом состоянии, поэтому новичкам постоянно необходим состязательный дух и конкурентоспособность. А очарование набережной канала Грибоедова способствует вдохновению в создании образов и вообще в том, чтобы «экспериментировать, развиваться и быть собой», как говорят сами артистки.

Необычное название для театра коллектив выбрал на своих «мозговых штурмах», стремясь придумать нечто нестандартное и в то же время душевное. В конце концов было решено сделать акцент на женском начале в символичном и этнокультурном контексте. К синему цвету обратились как к окрасу доброты, спокойствия, чистоты, уюта, а к сарафану — как к традиционной одежде крестьянок-тружениц. Кроме этого, девушки использовали забавную отсылку к народной поговорке «упасть в синюю яму», то есть уйти в запой, у которой есть менее известный синоним «надеть синий сарафан». Театр, разумеется, подразумевает запой творческий.

Синий сарафан

Помимо режиссера и художественного руководителя Яны Гловацкой, труппа состоит из драматических актрис Марины Сабуровой, Ирины Волынской, Ольги Ермаковой и Надежды Королевой. Яна Гловацкая обратилась к искусству пластики тела в Лаборатории «Основы физического театра», на базе театра Derevo и Международного театрального центра «Легкие люди». Помимо режиссуры в «Синем сарафане», она ведет мастер-классы по физическому, танцевальному и пластическому театру для взрослых.

Сейчас в репертуаре театра можно увидеть как пьесы для взрослых — «Дэвы», «Ноэль», «Око», «Весна в Париже» и «МедеЯ», так и детские и — «Зимняя сказка», «Оранжевая Елка», «Музыкальное путешествие с Мэри Поппинс». Первая категория примечательна налетом мистики и абсурдности, смесью забавного и грустного, лаконизмом в средствах коммуникации и визуальном ряде. Вторая — органичным вплетением пантомимы, кукольного театра, шуток, танцев и гротеска.

Синий сарафан

Кроме этого, театр принял участие в таких фестивалях, как 13-й Международный фестиваль «Слово и Тело», «Белые ночи в Галерее», «Протоарт» в ЦВЗ Манеж, Ночь музеев на площадке «Скороход», Общественно-просветительский экофестиваль «НеобыЧАЙный сад», поэтический фестиваль «Вольности Фест», музыкально-поэтического фестиваль «Маяк» (все в 2017 году), а также «Смешной фестиваль» в театре «Мимигранты», 14-й Международный фестиваль «Слово и Тело» и «Ночь музеев» в «Охта Lab» в 2018 году.

По мнению артисток, выигрышность их жанра заключается отчасти в той мобильности и универсальности, благодаря которой можно выступать на любой площадке, как в торговом центре, так и под открытым небом. В основном «Синий сарафан» обходится минимумом реплик или заменяют их песенными вставками как вспомогательным средством к невербальному языку. Лишь новый спектакль «МедеЯ» на основе пьесы Жана Ануя стал по-настоящему «словесным», что привлекло новую публику и вызвало живой интерес у тех самых феминисток. Хотя идея проекта, по словам коллектива, вовсе не подразумевала мотивов мужененавистничества.

Синий сарафан

Простор для размышлений феминисткам дает и спектакль «Дэвы», являющийся едва ли не родоначальником репертуара театра, — его премьера состоялась в конце 2016 года. Как и другие знаковые пьесы «Синего сарафана», он создан практически с нуля задумками и силами самих артисток. В нем заняты четыре актрисы, изображающие абстрактные женские образы, а также приглашенный артист Валентин Воробьев — он служит в драматическом театре «Остров» и участвует в антрепризах.

Спектакль выглядит неким сочетанием пантомимы, танца и даже бурлеска — жанра, в котором серьезная мысль доносится неожиданными и несоответствующими ей образами и стилистикой, а драматические изначально персонажи предстают в нарочито легкомысленном виде. В бессюжетных этюдах с участием нескольких девушек, ищущих подход к сердцу одного мужчины, угадываются извечные мотивы о браке и семье как смысле жизни женщины, о страхе остаться одной, о численном перевесе прекрасного пола, о застарелом ощущении себя менее самодостаточной личностью, чем мужчина.

Синий сарафан

Однако аскетизм декораций, китч в образах, выраженный через костюмы и грим (королева красоты, танцовщица кабаре, невеста, зрелая дама), преувеличенные эмоции и гротескная подача тех моментов, где вроде бы бушуют страсти, — чего стоит один только шлейф аляповатого свадебного платья, укрывающий труп самоубийцы! — все это намекает на то, что девушки больше смеются над стереотипами, чем жалуются на тяжкую женскую долю в man’s world. В конце концов, юмор и самоирония со здоровой долей цинизма помогают не сойти с ума в современной жизни, и театр трактует эту тему эпатажно и забавно.

Что же касается взаимопонимания такого эпатажа и широкого круга аудитории, то артистки с таким же спокойным юмором признают, что пока еще они для этого круга «чудаки». Однако мода, в том числе и в театральной жизни, постоянно движется и меняется, что в любом случае лучше застойности, и истинные энтузиасты в новаторстве и освоении необычного всегда готовы подождать.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

11 июня 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.

Синий сарафан

Театральный Петербург примеряет «Синий сарафан»

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Вера Кричевская

Вера Кричевская: «Владимир Путин» — главное дело Собчака

Нынешний президент РФ создал систему, где никто не способен на тот поступок, который он сам совершил в 1997 году, говорит режиссер фильма «Дело Собчака» Вера Кричевская. 12 июня в России состоится премьера документального фильма о первом мэре Санкт-Петербурга Анатолии Собчаке. Двухчасовой документальный фильм «Дело Собчака» буквально обречен на внимание и споры. Монтаж архивных хроник с тремя десятками интервью, взятыми у участников и свидетелей событий, у друзей и противников заглавного героя, у тех, кто поднялся выше некуда, и у тех, кто ушел в тень, раскрывает и глубокое внутреннее родство, и радикальную несовместимость двух наших эпох, девяностых и десятых.

ресторанный гид

Дорог Spoon Guide к лету

В понедельник, 4 июня, на гастрономическом ужине от ресторана MEGUmi в Lotte Hotel St. Petersburg (переулок Антоненко, 2) был представлен справочник «Spoon Guide: 50 лучших ресторанов Санкт-Петербурга 2018». Ресторанный проект Spoon не похож ни на одну из существующих в Санкт-Петербурге премий. Особенности премии бросаются в глаза сразу.