Театральный Петербург примеряет «Синий сарафан»

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Синий сарафан

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Однако у них есть поклонники в этом движении, а также в других эпатажных субкультурах, которые пока существуют в России в зачаточном состоянии и имеют много черт так называемого «карго-культа». Самим актрисам же больше всего интересны именно творческие эксперименты, а не реформы менталитета.

Синий сарафан

Место расположения этого чрезвычайно камерного театра является очень интересным и даже провокационным — в непосредственной близости от Театральной площади, где сосредоточены классические традиции сценического искусства в самом живом и бурном потоке, а не застывшем историческом состоянии, поэтому новичкам постоянно необходим состязательный дух и конкурентоспособность. А очарование набережной канала Грибоедова способствует вдохновению в создании образов и вообще в том, чтобы «экспериментировать, развиваться и быть собой», как говорят сами артистки.

Необычное название для театра коллектив выбрал на своих «мозговых штурмах», стремясь придумать нечто нестандартное и в то же время душевное. В конце концов было решено сделать акцент на женском начале в символичном и этнокультурном контексте. К синему цвету обратились как к окрасу доброты, спокойствия, чистоты, уюта, а к сарафану — как к традиционной одежде крестьянок-тружениц. Кроме этого, девушки использовали забавную отсылку к народной поговорке «упасть в синюю яму», то есть уйти в запой, у которой есть менее известный синоним «надеть синий сарафан». Театр, разумеется, подразумевает запой творческий.

Синий сарафан

Помимо режиссера и художественного руководителя Яны Гловацкой, труппа состоит из драматических актрис Марины Сабуровой, Ирины Волынской, Ольги Ермаковой и Надежды Королевой. Яна Гловацкая обратилась к искусству пластики тела в Лаборатории «Основы физического театра», на базе театра Derevo и Международного театрального центра «Легкие люди». Помимо режиссуры в «Синем сарафане», она ведет мастер-классы по физическому, танцевальному и пластическому театру для взрослых.

Сейчас в репертуаре театра можно увидеть как пьесы для взрослых — «Дэвы», «Ноэль», «Око», «Весна в Париже» и «МедеЯ», так и детские и — «Зимняя сказка», «Оранжевая Елка», «Музыкальное путешествие с Мэри Поппинс». Первая категория примечательна налетом мистики и абсурдности, смесью забавного и грустного, лаконизмом в средствах коммуникации и визуальном ряде. Вторая — органичным вплетением пантомимы, кукольного театра, шуток, танцев и гротеска.

Синий сарафан

Кроме этого, театр принял участие в таких фестивалях, как 13-й Международный фестиваль «Слово и Тело», «Белые ночи в Галерее», «Протоарт» в ЦВЗ Манеж, Ночь музеев на площадке «Скороход», Общественно-просветительский экофестиваль «НеобыЧАЙный сад», поэтический фестиваль «Вольности Фест», музыкально-поэтического фестиваль «Маяк» (все в 2017 году), а также «Смешной фестиваль» в театре «Мимигранты», 14-й Международный фестиваль «Слово и Тело» и «Ночь музеев» в «Охта Lab» в 2018 году.

По мнению артисток, выигрышность их жанра заключается отчасти в той мобильности и универсальности, благодаря которой можно выступать на любой площадке, как в торговом центре, так и под открытым небом. В основном «Синий сарафан» обходится минимумом реплик или заменяют их песенными вставками как вспомогательным средством к невербальному языку. Лишь новый спектакль «МедеЯ» на основе пьесы Жана Ануя стал по-настоящему «словесным», что привлекло новую публику и вызвало живой интерес у тех самых феминисток. Хотя идея проекта, по словам коллектива, вовсе не подразумевала мотивов мужененавистничества.

Синий сарафан

Простор для размышлений феминисткам дает и спектакль «Дэвы», являющийся едва ли не родоначальником репертуара театра, — его премьера состоялась в конце 2016 года. Как и другие знаковые пьесы «Синего сарафана», он создан практически с нуля задумками и силами самих артисток. В нем заняты четыре актрисы, изображающие абстрактные женские образы, а также приглашенный артист Валентин Воробьев — он служит в драматическом театре «Остров» и участвует в антрепризах.

Спектакль выглядит неким сочетанием пантомимы, танца и даже бурлеска — жанра, в котором серьезная мысль доносится неожиданными и несоответствующими ей образами и стилистикой, а драматические изначально персонажи предстают в нарочито легкомысленном виде. В бессюжетных этюдах с участием нескольких девушек, ищущих подход к сердцу одного мужчины, угадываются извечные мотивы о браке и семье как смысле жизни женщины, о страхе остаться одной, о численном перевесе прекрасного пола, о застарелом ощущении себя менее самодостаточной личностью, чем мужчина.

Синий сарафан

Однако аскетизм декораций, китч в образах, выраженный через костюмы и грим (королева красоты, танцовщица кабаре, невеста, зрелая дама), преувеличенные эмоции и гротескная подача тех моментов, где вроде бы бушуют страсти, — чего стоит один только шлейф аляповатого свадебного платья, укрывающий труп самоубийцы! — все это намекает на то, что девушки больше смеются над стереотипами, чем жалуются на тяжкую женскую долю в man’s world. В конце концов, юмор и самоирония со здоровой долей цинизма помогают не сойти с ума в современной жизни, и театр трактует эту тему эпатажно и забавно.

Что же касается взаимопонимания такого эпатажа и широкого круга аудитории, то артистки с таким же спокойным юмором признают, что пока еще они для этого круга «чудаки». Однако мода, в том числе и в театральной жизни, постоянно движется и меняется, что в любом случае лучше застойности, и истинные энтузиасты в новаторстве и освоении необычного всегда готовы подождать.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

11 июня 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Юрий Темирканов

«Площадь Искусств» под крылом Темирканова

Девятнадцатый международный фестиваль «Площадь Искусств» пройдет в этому году с 14 по 26 декабря и будет посвящен 80-летию выдающегося дирижера Юрия Темирканова. Публику ждет встреча с крупнейшими мастерами современности, среди которых — сам Юрий Темирканов, а также Марис Янсонс, Рудольф Бухбиндер, Гидон Кремер, Лейф Ове Андснес, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Николай Луганский, Вадим Репин, Маттиас Гёрне, Камерный оркестр Concerto Köln, Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии и другие прославленные музыканты и коллективы.

режиссер Виталий Манский

Виталий Манский: Враги народа сидят в Министерстве культуры

В Санкт-Петербурге завершается кинофестиваль «Артдокфест». До 12 декабря он проходит в Северной столице параллельно с московскими показами. Из-за цензуры конкурсную часть ранее перенесли за рубеж, на площадку Рижского международного кинофестиваля. Президент «Артдокфеста», режиссер Виталий Манский рассказал о съемках раннего Путина и о новом витке борьбы Мединского с фестивалем «Артдокфест».

Денис Мацуев

Денис Мацуев и банда юных волшебников (фото)

Свое выступление знаменитый пианист Денис Мацуев анонсировал с нью-йоркских улиц за день до 5 декабря, пообещав слушателям классику и джаз, огромное количество сюрпризов, импровизацию, душевность и хорошее настроение. Однако к этому моменту почти все билеты и так уже были распроданы. Мацуевский «Джаз среди друзей» в БКЗ «Октябрьский» в представлении не нуждается – первый концерт с большим успехом состоялся в прошлом году.

Павел Сафонов

Павел Сафонов: Мольер не предал себя

На сцене Выборгского дворца культуры 8 и 9 декабря состоится петербургская премьера спектакля московского Театра Ленком — «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Премьера постановки собрала аншлаги, невиданные уже давно, а теперь и в Санкт-Петербурге билеты на «Сны господина де Мольера» стремительно разлетаются.

Андрей Носков

Андрей Носков: Я всегда обожал музыкальный театр

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии готовит премьеру мюзикла «Девчонка на миллион», в основе которого – киносценарий известного советского фильма «Начальник Чукотки». Музыку к проекту написал актер и музыкант Максим Леонидов, который исполнит в нем одну из центральных ролей. Премьерные показы пройдут на сцене театра 8-10 февраля 2019 года. Над постановкой работает Андрей Носков – актер театра и кино, известный по работам на различных сценах Санкт-Петербурга – от ТЮЗа до БДТ, а с недавних пор освоивший еще и профессию режиссера. О новом спектакле, о фугах Баха и мюзикле Элтона Джона «Билли Эллиот» Андрей Носков рассказал в преддверии премьеры.

Русский музей, Карл Маркс

Путь марксизма: в хрустале, с Микки Маусом и Пушкиным (фото)

В этом году мир отметил 200-летний юбилей Карла Маркса, остающегося одним из самых значимых и ярких мыслителей не только XX века, но и всей мировой истории. Понятия «марксизм» и «марксисты» прочно укоренились, как некий маркер политических и социальных ориентиров, в разных поколениях. Русский музей в честь этого события подготовил большую и многогранную выставку «Карл Маркс навсегда», которую петербуржцы смогут посетить в течение всего декабря и новогодних каникул.