Театральные деятели Петербурга озаботились развитием культуры

В конце прошлого года народный артист РФ Рудольф Фурманов, который является художественным руководителем и собственником петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, направил на имя временно исполняющего обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова проект программы развития культуры Санкт-Петербурга на 2018-2023 годы. Экспертная оценка документа была поручена Петербургскому отделению Союза театральных деятелей (СТД), который представил заключение в январе 2019 года. Оба документа оказались в распоряжении «Петербургского авангарда», который счел их крайне любопытными, поскольку они демонстрируют уровень осведомленности в вопросах современной культуры и озабоченности ее развитием у самых культурных петербужцев. Судите сами.

Рудольф Фурманов, предоставлено пресс-службой "Русской антрепризы"

По словам Рудольфа Фурманова, представленная им программа четко обозначает проблемы в петербургской культуре, которые требуют безотлагательного решения. По мнению автора программы, слово «культура» исчезло из заголовков интернет-изданий. «Ее заменило слово «развлечения». И стоят эти «развлечения» на последнем месте после новостей о спорте и автомобилях», — пишет Рудольф Фурманов. Чтобы поднять статус петербургской культуры, и в частности театра, он предлагает перечень из девяти пунктов. Нельзя не заметить, что большинство мер требуют значительных финансовых затрат.

Например, владелец театра предлагает четко ранжировать все театральные заведения Северной столицы, создать дворец для проведения фестивалей, выделять гранты на дебюты режиссеров и драматургов. Для поддержки петербургской культуры Рудольф Фурманов также считает необходимым создание фонда госкорпораций, действующих в Петербурге. Далее он предлагает городу выкупить или реконструировать «культурообразующие дворцы культуры», среди которых самым выдающимся считает ДК имени Горького.

Рудольф Фурманов считает необходимым проводить ежегодную декаду петербургских театров в Москве, всех федеральных округах РФ, а также в Париже, Риме и Берлине. По его мнению, нужно учредить ежегодную премию губернатора Петербурга по всем видам и жанрам искусства за лучшее произведение культуры. И конечно — под патронажем петербургского правительства должен быть учрежден журнал, посвященный культуре. Его отсутствие — «это огромная эстетическая беда и пробел в культурной жизни», уверен автор программы. Он напомнил о журнале-альманахе «Время культуры. Петербург», которым руководила Татьяна Москвина. Именно это издание Рудольф Фурманов считает достойным петербургской культуры.

Кроме того, он предлагает создать информационно-аналитический центр развития культуры в Северной столице; ликвидировать бессрочные контракты для руководителей городских театров; перевести все театральные учреждения на контрактную систему; разработать систему финансирования государственных и негосударственных театров; создать пенсионные фонды в каждом государственном театре.

На базе телеканала «Санкт-Петербург» необходимо создать фонд лучших спектаклей театров города, уверен Рудольф Фурманов. По его мнению, театры должны «неукоснительно выполнять госзадание — формировать ежемесячный репертуар на квартал». Детские музыкальные школы должны получать средства из госбюджета на обновление музыкальных инструментов. И это не последний пункт программы Рудольфа Фурманова, но в основном «Петербургский авангард» ее изложил.

В Союзе театральных деятелей с ней внимательно ознакомились по просьбе правительства Петербурга и вынесли свое заключение. Там признают заслуги Рудольфа Фурманова на театральном поприще, но полагают, что он проявил полнейшую несостоятельность при разработке своей программы. В частности, требование формировать ежемесячный репертуар театра на квартал в СТД считают безграмотным, поскольку репертуар может быть либо ежемесячным, либо на квартал.

«Одно из предложений Фурманова — «разработать систему финансирования государственных и негосударственных театров». Предложения в этом разделе столь расплывчаты и туманны, что не подлежат обсуждению. Но не безынтересно рассмотреть, как складывалась действующая ныне система финансирования негосударственных театров и как в ней реально финансируется из бюджета Санкт-Петербургский частный театр Фурманова, а вместе с ним и частная премия «Фигаро», которую учредивший ее Фурманов называет Российской национальной актерской премией», — пишут представители СТД.

Они напомнили, что доля всех средств, передаваемых из горбюджета театру Фурманова, в отдельные годы превышала половину от общей суммы, выделяемой на поддержку всех негосударственных театров, которых в Петербурге — более шестидесяти. В то же время Рудольфу Фурманову удалось вывести финансирование своего театра из общего конкурса, начиная с 2017 года. Без всяких конкурсных процедур этот театр получил в 2017 году субсидию из петербургского бюджета в размере 30 млн рублей, напомнили театральные деятели. Такую же сумму театр будет получать ежегодно до 2020 года, а в 2021 году она будет увеличена до 31,5 млн рублей, и в 2022 году — до 33 млн рублей.

«Интересно было бы посмотреть, как выросла в этих обстоятельствах заработная плата (гонорары) режиссеров, актеров, художников в этом театре. Вот такой на сегодняшний день реальный вклад Р.Д.Фурманова в разработку «системы финансирования негосударственных театров», — пишут эксперты СТД.

Они признают, что стратегическая программа развития культуры нашему городу нужна, и в ней должен быть раздел, посвященный созданию условий для развития театрального искусства.  «Это — серьезный документ, разработка которого должна быть поручена губернатором или правительством Санкт-Петербурга Комитету по культуре совместно с творческими союзами и другими общественными объединениями», — резюмировали театральные деятели.

Воистину культура Санкт-Петербурга — в надежных руках!

25 февраля 2019.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , .

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.

Выставка Братья Морозовы

Братья Морозовы в Галерее памяти

С 21 июня в залах Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Ивана и Михаила Морозовых в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошло более сотни великих художественных произведений из Эрмитажа и 31 картина из Государственного музея имени Пушкина, собранные Морозовыми. Посетить экспозицию можно до 6 октября 2019 года.

Владимир Рекшан

«Сайгон» вернулся в Radisson

Вечеринкой с выступлением группы «Санкт-Петербург» открылась выставка Первого национального музея рок-музыки. Площадкой экспозиции стало помещение легендарного кафетерия «Сайгон», которое теперь занимает бар Radisson Royal St. Petersburg. Выставка продлится на первом этаже здания отеля на Невском проспекте, 49/2, до конца июля. Вход — свободный.

писатель Сергей Арно

Сергей Арно: Мы гибнем в океане книг

Премия имени братьев Стругацких существует уже 21 год. За это время поменялось многое. Ушел из жизни Борис Натанович, являвшийся ее главным учредителем. Но медаль в форме семигранной гайки продолжают вручать несмотря на санкции, кризисы и смену государственных лидеров. Награду получили десятки известных писателей, среди которых Михаил Веллер, Виктор Пелевин, Кир Булычев, Александр Житинский, Дмитрий Быков, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский и другие.

Театр Моссовета, Не все коту масленица, ЛОФТ

Пять вечеров петербургского LOFT

В Петербурге развернулась всемирная Театральная олимпиада, собравшая лучшие театры и спектакли в одном городе. «Петербургский авангард» хотел бы напомнить, что театральная сцена нашего города хороша уже тем, что на ней круглый год можно увидеть подлинные таланты и выдающиеся постановки. Одним из предвестников Театральной олимпиады стал Международный ленинградский областной фестиваль театров — сокращенно ЛОФТ (LOFT). Он состоялся еще в апреле, и заслуга его в том, что зрители Северной столицы узнали про невероятные, изумительные театры, существующие за пределами Москвы и Петербурга…

Апраксин двор

Апраксин двор — чрево города

Апраксин двор — странное сочетание совершенной архитектуры и прибежища босяков в центре Северной столицы. За последние годы он стал самостоятельным культурным явлением. Конец весны и начало лета текущего года были ознаменованы очередным обещанием городской администрации закрыть этот легендарный торговый комплекс.