Театральные деятели Петербурга озаботились развитием культуры

В конце прошлого года народный артист РФ Рудольф Фурманов, который является художественным руководителем и собственником петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, направил на имя временно исполняющего обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова проект программы развития культуры Санкт-Петербурга на 2018-2023 годы. Экспертная оценка документа была поручена Петербургскому отделению Союза театральных деятелей (СТД), который представил заключение в январе 2019 года. Оба документа оказались в распоряжении «Петербургского авангарда», который счел их крайне любопытными, поскольку они демонстрируют уровень осведомленности в вопросах современной культуры и озабоченности ее развитием у самых культурных петербужцев. Судите сами.

Рудольф Фурманов, предоставлено пресс-службой "Русской антрепризы"

По словам Рудольфа Фурманова, представленная им программа четко обозначает проблемы в петербургской культуре, которые требуют безотлагательного решения. По мнению автора программы, слово «культура» исчезло из заголовков интернет-изданий. «Ее заменило слово «развлечения». И стоят эти «развлечения» на последнем месте после новостей о спорте и автомобилях», — пишет Рудольф Фурманов. Чтобы поднять статус петербургской культуры, и в частности театра, он предлагает перечень из девяти пунктов. Нельзя не заметить, что большинство мер требуют значительных финансовых затрат.

Например, владелец театра предлагает четко ранжировать все театральные заведения Северной столицы, создать дворец для проведения фестивалей, выделять гранты на дебюты режиссеров и драматургов. Для поддержки петербургской культуры Рудольф Фурманов также считает необходимым создание фонда госкорпораций, действующих в Петербурге. Далее он предлагает городу выкупить или реконструировать «культурообразующие дворцы культуры», среди которых самым выдающимся считает ДК имени Горького.

Рудольф Фурманов считает необходимым проводить ежегодную декаду петербургских театров в Москве, всех федеральных округах РФ, а также в Париже, Риме и Берлине. По его мнению, нужно учредить ежегодную премию губернатора Петербурга по всем видам и жанрам искусства за лучшее произведение культуры. И конечно — под патронажем петербургского правительства должен быть учрежден журнал, посвященный культуре. Его отсутствие — «это огромная эстетическая беда и пробел в культурной жизни», уверен автор программы. Он напомнил о журнале-альманахе «Время культуры. Петербург», которым руководила Татьяна Москвина. Именно это издание Рудольф Фурманов считает достойным петербургской культуры.

Кроме того, он предлагает создать информационно-аналитический центр развития культуры в Северной столице; ликвидировать бессрочные контракты для руководителей городских театров; перевести все театральные учреждения на контрактную систему; разработать систему финансирования государственных и негосударственных театров; создать пенсионные фонды в каждом государственном театре.

На базе телеканала «Санкт-Петербург» необходимо создать фонд лучших спектаклей театров города, уверен Рудольф Фурманов. По его мнению, театры должны «неукоснительно выполнять госзадание — формировать ежемесячный репертуар на квартал». Детские музыкальные школы должны получать средства из госбюджета на обновление музыкальных инструментов. И это не последний пункт программы Рудольфа Фурманова, но в основном «Петербургский авангард» ее изложил.

В Союзе театральных деятелей с ней внимательно ознакомились по просьбе правительства Петербурга и вынесли свое заключение. Там признают заслуги Рудольфа Фурманова на театральном поприще, но полагают, что он проявил полнейшую несостоятельность при разработке своей программы. В частности, требование формировать ежемесячный репертуар театра на квартал в СТД считают безграмотным, поскольку репертуар может быть либо ежемесячным, либо на квартал.

«Одно из предложений Фурманова — «разработать систему финансирования государственных и негосударственных театров». Предложения в этом разделе столь расплывчаты и туманны, что не подлежат обсуждению. Но не безынтересно рассмотреть, как складывалась действующая ныне система финансирования негосударственных театров и как в ней реально финансируется из бюджета Санкт-Петербургский частный театр Фурманова, а вместе с ним и частная премия «Фигаро», которую учредивший ее Фурманов называет Российской национальной актерской премией», — пишут представители СТД.

Они напомнили, что доля всех средств, передаваемых из горбюджета театру Фурманова, в отдельные годы превышала половину от общей суммы, выделяемой на поддержку всех негосударственных театров, которых в Петербурге — более шестидесяти. В то же время Рудольфу Фурманову удалось вывести финансирование своего театра из общего конкурса, начиная с 2017 года. Без всяких конкурсных процедур этот театр получил в 2017 году субсидию из петербургского бюджета в размере 30 млн рублей, напомнили театральные деятели. Такую же сумму театр будет получать ежегодно до 2020 года, а в 2021 году она будет увеличена до 31,5 млн рублей, и в 2022 году — до 33 млн рублей.

«Интересно было бы посмотреть, как выросла в этих обстоятельствах заработная плата (гонорары) режиссеров, актеров, художников в этом театре. Вот такой на сегодняшний день реальный вклад Р.Д.Фурманова в разработку «системы финансирования негосударственных театров», — пишут эксперты СТД.

Они признают, что стратегическая программа развития культуры нашему городу нужна, и в ней должен быть раздел, посвященный созданию условий для развития театрального искусства.  «Это — серьезный документ, разработка которого должна быть поручена губернатором или правительством Санкт-Петербурга Комитету по культуре совместно с творческими союзами и другими общественными объединениями», — резюмировали театральные деятели.

Воистину культура Санкт-Петербурга — в надежных руках!

25 февраля 2019.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , .

Фестиваль в Тремсе

Кочующие фильмы фестиваля в Тромсё

С 19 по 29 сентября 2019 года новую программу «Фильмы с севера» Международного кинофестиваля в Тромсё посмотрят жители Мурманска, Апатитов, Петрозаводска, Северодвинска, Санкт-Петербурга и Москвы. В Северной столице киноленты можно будет посмотреть с 21 по 22 сентября в киноцентре «Родина». В своей новой программе «Фильмы с севера» Международный кинофестиваль в Тромсё ставит вопрос отношений. Быть вместе не легко, но человечество еще не придумало лучшего языка, чтобы говорить об этом, чем искусство. Фестивальные короткометражные картины, созданные авторами из Скандинавии и России – диалог о том, что не выразишь словами.

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.