Театр «За Черной речкой»: о двух людях в темной комнате

Театральная жизнь Санкт-Петербурга отнюдь не ограничена роскошными залами на шумных проспектах и сюрпризами от модных, эпатажных режиссеров. Она идет и в спальных районах города, где нет места дворцовым убранствам, да и вообще зрительные залы — крошечные, как и актерские труппы. Но эти театры живут своей неповторимой жизнью, что не может не радовать.

Театр «За Черной речкой»

Яркий пример того, какую силу имеет энтузиазм, — история театра «За Черной речкой». Он был открыт в 1983 году как молодежный театр-студия. Но его история началась еще в 1970-е годы, когда в Юсуповском дворце образовался сильный театральный коллектив под руководством режиссера Олега Мендельсона.

В 1980 году труппа переехала в помещение в Коломягах, а 14 лет спустя театр обосновался на Богатырском проспекте, где продолжает свое творчество и по сей день.

Невозможно без теплоты смотреть на самые традиционные атрибуты театральной жизни, овеянной аурой загадочности и шарма, в столь домашних условиях, в помещении, похожем на большую квартиру.

К примеру, всем известная надпись «Театр начинается с вешалки» украшает крошечный гардероб. Или стилизованные таблички над входом в зал и совсем символический, но обязательный буфет. Кроме того, в фойе много украшений и картин, отсылающих к эпохе дель арте. Это настоящий сюрприз для тех, кому внешнее оформление театра покажется чересчур прозаичным.

Театр «За Черной речкой»

К другим необходимым элементам относится галерея портретов артистов — к слову сказать, постоянная труппа состоит всего из девяти человек, но к постановкам постоянно привлекаются актеры из других петербургских театров.

В зрительном зале — 80 мест, формат спектаклей и их хронометраж — тоже весьма камерный. В репертуаре сочетаются пьесы для детей и взрослых. Театр весьма придирчиво и неожиданно выбирает литературные первоисточники, словно подчеркивая свою индивидуальность.

Это дало прекрасные плоды: постановка «Бури» завоевала «Золотой софит» в сезоне 2013-2014 годов, а в 2012-2013 годах труппа стала лауреатом этой премии как лучший ансамбль в пьесе «Наука любви».

В настоящий момент весьма популярен спектакль «История одной ночи» по пьесе Эрика-Эмманюеля Шмитта «Малые супружеские преступления». Режиссер — Олег Молитвин. Премьера состоялась в 2016 году. В постановке заняты два актера: Сергей Бызгу и Наталья Ткаченко играют супружескую пару, прожившую вместе не один год.

Театр «За Черной речкой»

Поскольку декорации отличаются крайней лаконичностью, основная нагрузка в нем лежит на игре и некоторых незримых элементах. К примеру, предисловием к действию становится мелодия, знакомая по фильму «Разрисованная вуаль», экранизации романа Сомерсета Моэма «Узорный покров». У смотревших его сразу появляется ощущение, что это история о несчастливой семье, дальнейшее же действие ставит это под вопрос — может быть, у этой семьи просто другие понятия о счастье? И вопрос этот остается без ответа.

Основная нестыковка спектакля заключается в том, что он заявлен как «мистический детектив», в то время как мистики в сюжете нет вообще, а загадка, на которой он основан, не подразумевает детективного расследования в традиционном смысле. Двойное дно фабулы (несчастный случай, произошедший с героем, и наступившая за этим амнезия) очевидно с самого начала, и то, что действие, собственно, исчерпывается его раскрытием, несколько обманывает ожидания.

Истинно мистическими выглядят только нагнетания атмосферы в отдельные моменты, с напряженным звуковым фоном и зловещим полумраком. Они подстегивают любопытство, и все время ждешь, что к финалу откроется еще какая-то страшная тайна, показывающая, что перед нами не просто поблекшие чувства, обманутые ожидания и влияние алкоголя, а нечто большее. Но все оказывается проще и ближе к жизни…

Актеры играют весьма душевно и убедительно, так что их дуэт выглядит совершенно естественным и не нуждается в других персонажах — детях, родителях, любовниках, друзьях-доброхотах и прочих, кто мог бы являться косвенным виновником разлада в семье. Они обращаются только друг к другу и спрашивают только друг с друга, и с самих себя, конечно. Ведь все демоны, которые здесь названы термитами, разъедающими дом изнутри, живут в их разуме.

Театр «За Черной речкой»

А в целом спектакль показывает вполне типичную пару, которая пережила эйфорию молодости, влюбленности и много лет спустя с удивлением видит, во что вылилось их счастливое когда-то супружество.

Продолжительность действия так же лаконична, как и его оформление, — спектакль идет полтора часа.

Хочется надеяться, что театр «За Черной речкой» станет более популярным у всех петербуржцев, как бы далеко от него они ни жили. Заполненность и оживленность этого, пусть и крошечного, зала дает надежду, что так и будет.

На этом обзор малых театров Санкт-Петербурга, удаленных от центра, не заканчивается, а только начинается…

19 мая 2017.
Текст и фотографии: Людмила Семенова
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.

реставрация Оргии Котабринского

«Оргия»: смотреть и не дышать

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать». Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.

фильмы Хироси Тэсигахара

В «Родине» стартуют бесплатные показы фильмов легендарного японского режиссера

Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге совместно с киноцентром «Родина» (Караванная улица, 12) представляют ретроспективу фильмов японского режиссера Хироси Тэсигахара. Вход на все киносеансы – свободный.

выставка Виталия Тюленева

Виталий Тюленев — сюрреалист «оттепели»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (набережная канала Грибоедова. 103) проходит экспозиция работ необычного советского художника Виталия Тюленева. В соответствии с мечтательным изобразительным языком мастера она названа «Во сне и наяву».

40-летие Театра Бориса Эйфмана

В Петербурге появится детский театр балета Бориса Эйфмана

Во вторник, 13 февраля (20:00), на сцене Александринского театра (площадь Островского, 6) состоится спектакль-концерт «Вчера, сегодня, завтра», посвященный 40-летию Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. На днях знаменитый хореограф встретился с журналистами, чтобы рассказать о том, что ждет его театр и академию в будущем.

кадр из фильма "Статский советник", Олег Меньшиков

Новая книга Акунина: Фандорин побежден

Заканчивая 20-летнюю эпопею, писатель, уже не живущий в России, подводит черту под попыткой слить либеральные и охранительные чувства в одну идеологию.
Найти добро и благородство там, где их быть не могло, не удалось ни герою, ни его создателю.