Театр «За Черной речкой»: о двух людях в темной комнате

Театральная жизнь Санкт-Петербурга отнюдь не ограничена роскошными залами на шумных проспектах и сюрпризами от модных, эпатажных режиссеров. Она идет и в спальных районах города, где нет места дворцовым убранствам, да и вообще зрительные залы — крошечные, как и актерские труппы. Но эти театры живут своей неповторимой жизнью, что не может не радовать.

Театр «За Черной речкой»

Яркий пример того, какую силу имеет энтузиазм, — история театра «За Черной речкой». Он был открыт в 1983 году как молодежный театр-студия. Но его история началась еще в 1970-е годы, когда в Юсуповском дворце образовался сильный театральный коллектив под руководством режиссера Олега Мендельсона.

В 1980 году труппа переехала в помещение в Коломягах, а 14 лет спустя театр обосновался на Богатырском проспекте, где продолжает свое творчество и по сей день.

Невозможно без теплоты смотреть на самые традиционные атрибуты театральной жизни, овеянной аурой загадочности и шарма, в столь домашних условиях, в помещении, похожем на большую квартиру.

К примеру, всем известная надпись «Театр начинается с вешалки» украшает крошечный гардероб. Или стилизованные таблички над входом в зал и совсем символический, но обязательный буфет. Кроме того, в фойе много украшений и картин, отсылающих к эпохе дель арте. Это настоящий сюрприз для тех, кому внешнее оформление театра покажется чересчур прозаичным.

Театр «За Черной речкой»

К другим необходимым элементам относится галерея портретов артистов — к слову сказать, постоянная труппа состоит всего из девяти человек, но к постановкам постоянно привлекаются актеры из других петербургских театров.

В зрительном зале — 80 мест, формат спектаклей и их хронометраж — тоже весьма камерный. В репертуаре сочетаются пьесы для детей и взрослых. Театр весьма придирчиво и неожиданно выбирает литературные первоисточники, словно подчеркивая свою индивидуальность.

Это дало прекрасные плоды: постановка «Бури» завоевала «Золотой софит» в сезоне 2013-2014 годов, а в 2012-2013 годах труппа стала лауреатом этой премии как лучший ансамбль в пьесе «Наука любви».

В настоящий момент весьма популярен спектакль «История одной ночи» по пьесе Эрика-Эмманюеля Шмитта «Малые супружеские преступления». Режиссер — Олег Молитвин. Премьера состоялась в 2016 году. В постановке заняты два актера: Сергей Бызгу и Наталья Ткаченко играют супружескую пару, прожившую вместе не один год.

Театр «За Черной речкой»

Поскольку декорации отличаются крайней лаконичностью, основная нагрузка в нем лежит на игре и некоторых незримых элементах. К примеру, предисловием к действию становится мелодия, знакомая по фильму «Разрисованная вуаль», экранизации романа Сомерсета Моэма «Узорный покров». У смотревших его сразу появляется ощущение, что это история о несчастливой семье, дальнейшее же действие ставит это под вопрос — может быть, у этой семьи просто другие понятия о счастье? И вопрос этот остается без ответа.

Основная нестыковка спектакля заключается в том, что он заявлен как «мистический детектив», в то время как мистики в сюжете нет вообще, а загадка, на которой он основан, не подразумевает детективного расследования в традиционном смысле. Двойное дно фабулы (несчастный случай, произошедший с героем, и наступившая за этим амнезия) очевидно с самого начала, и то, что действие, собственно, исчерпывается его раскрытием, несколько обманывает ожидания.

Истинно мистическими выглядят только нагнетания атмосферы в отдельные моменты, с напряженным звуковым фоном и зловещим полумраком. Они подстегивают любопытство, и все время ждешь, что к финалу откроется еще какая-то страшная тайна, показывающая, что перед нами не просто поблекшие чувства, обманутые ожидания и влияние алкоголя, а нечто большее. Но все оказывается проще и ближе к жизни…

Актеры играют весьма душевно и убедительно, так что их дуэт выглядит совершенно естественным и не нуждается в других персонажах — детях, родителях, любовниках, друзьях-доброхотах и прочих, кто мог бы являться косвенным виновником разлада в семье. Они обращаются только друг к другу и спрашивают только друг с друга, и с самих себя, конечно. Ведь все демоны, которые здесь названы термитами, разъедающими дом изнутри, живут в их разуме.

Театр «За Черной речкой»

А в целом спектакль показывает вполне типичную пару, которая пережила эйфорию молодости, влюбленности и много лет спустя с удивлением видит, во что вылилось их счастливое когда-то супружество.

Продолжительность действия так же лаконична, как и его оформление, — спектакль идет полтора часа.

Хочется надеяться, что театр «За Черной речкой» станет более популярным у всех петербуржцев, как бы далеко от него они ни жили. Заполненность и оживленность этого, пусть и крошечного, зала дает надежду, что так и будет.

На этом обзор малых театров Санкт-Петербурга, удаленных от центра, не заканчивается, а только начинается…

19 мая 2017.
Текст и фотографии: Людмила Семенова
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Выставка к 100-летию Октябрьской революции

Летописцы прошлой вселенной

За окном уже разгар октября — того самого месяца, в который случилась Социалистическая революция 100 лет назад. Те экспозиции в Русском музее, которые приурочены к юбилею события, скорее всего, уже посетили все желающие. И значит, можно сделать выводы о значимости и злободневности таких выставок в настоящее время.

Эрмитаж Амстердам

Эрмитаж — к 100-летию Октябрьской революции

В Государственном Эрмитаже состоится масштабное празднование 25 октября, годовщины Октябрьской революции 1917 года. В музее откроется масштабная выставка «Зимний дворец и Эрмитаж. 1917. История создавалась здесь», состоящая из нескольких подразделов. Они охватят те помещения дворца, которые так или иначе связаны непосредственно со штурмом Зимнего.

Русский музей, Шинель

В Русском музее состоялась первая премьера

Пока современные театры заняты поисками новых форм, граничащими подчас с безумием, в Западном павильоне Михайловского замка уже сделана неожиданная и приятная находка. В Центре мультимедиа Русского музея 5 октября была представлена премьера кукольного спектакля с элементами мультимедиа по повести «Шинель» Николая Гоголя. Эта постановка стала удачным сочетанием эксперимента и технологий, которые столь дороги многим продвинутым ценителям современного искусства, с глубоко человечным и мудрым высказыванием классика о «социальном равенстве и неотъемлемых правах личности в любом ее состоянии и звании». Никому не ведомо, думал ли Гоголь именно так, но литературоведы берут на себя смелость запаковывать шедевры в такие научные формулы.

Олег Куликов

Олег Куликов: Живите в доме, и не рухнет дом

В Театре Эстрады им. А. Райкина проходят репетиции спектакля «Дом». Премьера намечена на 28 и 29 октября. Одноименную пьесу Евгения Гришковца ставит режиссер Олег Куликов, известный своими работами в Театре на Литейном и в Молодежном театре на Фонтанке. Выбрав на главную роль заслуженного артиста России Юрия Гальцева, он, пожалуй, идет на сознательный риск. Широкий зритель до сих пор воспринимает Гальцева исключительно как комика.

Музейный теплоход

На теплоходе к «Музейному Олимпу»

Около месяца осталось до церемония награждения лауреатов конкурса «Музейный Олимп» в Санкт-Петербурге. Торжество будет проходить 9 ноября в Военно-Морском музее, который был признан в 2016 году «Музеем года». В этом году в конкурсе «Музейный Олимп» принимает участие 31 музей, в том числе — семь федеральных, четыре музея федеральных ведомств, 14 городских, 5 муниципальных и один музей Ленинградской области. Лучшие проекты этих учреждений были представлены на борту «Музейного теплохода», которым стал «Константин Симонов» круизной компании «Водоходъ».

Karlsson Haus

Демоны в домике Карлсона

Очередной герой обзора нестандартных театров Санкт-Петербурга расположен в историческом центре — это театр Karlsson Haus. Если точнее, то у него три площадки — на Фонтанке, на улице Ломоносова и на Фурштатской улице, и объединяет их камерная обстановка, талантливая игра актеров, внимание к антуражу и необычный подбор литературных источников.