Театр «За Черной речкой»: о двух людях в темной комнате

Театральная жизнь Санкт-Петербурга отнюдь не ограничена роскошными залами на шумных проспектах и сюрпризами от модных, эпатажных режиссеров. Она идет и в спальных районах города, где нет места дворцовым убранствам, да и вообще зрительные залы — крошечные, как и актерские труппы. Но эти театры живут своей неповторимой жизнью, что не может не радовать.

Театр «За Черной речкой»

Яркий пример того, какую силу имеет энтузиазм, — история театра «За Черной речкой». Он был открыт в 1983 году как молодежный театр-студия. Но его история началась еще в 1970-е годы, когда в Юсуповском дворце образовался сильный театральный коллектив под руководством режиссера Олега Мендельсона.

В 1980 году труппа переехала в помещение в Коломягах, а 14 лет спустя театр обосновался на Богатырском проспекте, где продолжает свое творчество и по сей день.

Невозможно без теплоты смотреть на самые традиционные атрибуты театральной жизни, овеянной аурой загадочности и шарма, в столь домашних условиях, в помещении, похожем на большую квартиру.

К примеру, всем известная надпись «Театр начинается с вешалки» украшает крошечный гардероб. Или стилизованные таблички над входом в зал и совсем символический, но обязательный буфет. Кроме того, в фойе много украшений и картин, отсылающих к эпохе дель арте. Это настоящий сюрприз для тех, кому внешнее оформление театра покажется чересчур прозаичным.

Театр «За Черной речкой»

К другим необходимым элементам относится галерея портретов артистов — к слову сказать, постоянная труппа состоит всего из девяти человек, но к постановкам постоянно привлекаются актеры из других петербургских театров.

В зрительном зале — 80 мест, формат спектаклей и их хронометраж — тоже весьма камерный. В репертуаре сочетаются пьесы для детей и взрослых. Театр весьма придирчиво и неожиданно выбирает литературные первоисточники, словно подчеркивая свою индивидуальность.

Это дало прекрасные плоды: постановка «Бури» завоевала «Золотой софит» в сезоне 2013-2014 годов, а в 2012-2013 годах труппа стала лауреатом этой премии как лучший ансамбль в пьесе «Наука любви».

В настоящий момент весьма популярен спектакль «История одной ночи» по пьесе Эрика-Эмманюеля Шмитта «Малые супружеские преступления». Режиссер — Олег Молитвин. Премьера состоялась в 2016 году. В постановке заняты два актера: Сергей Бызгу и Наталья Ткаченко играют супружескую пару, прожившую вместе не один год.

Театр «За Черной речкой»

Поскольку декорации отличаются крайней лаконичностью, основная нагрузка в нем лежит на игре и некоторых незримых элементах. К примеру, предисловием к действию становится мелодия, знакомая по фильму «Разрисованная вуаль», экранизации романа Сомерсета Моэма «Узорный покров». У смотревших его сразу появляется ощущение, что это история о несчастливой семье, дальнейшее же действие ставит это под вопрос — может быть, у этой семьи просто другие понятия о счастье? И вопрос этот остается без ответа.

Основная нестыковка спектакля заключается в том, что он заявлен как «мистический детектив», в то время как мистики в сюжете нет вообще, а загадка, на которой он основан, не подразумевает детективного расследования в традиционном смысле. Двойное дно фабулы (несчастный случай, произошедший с героем, и наступившая за этим амнезия) очевидно с самого начала, и то, что действие, собственно, исчерпывается его раскрытием, несколько обманывает ожидания.

Истинно мистическими выглядят только нагнетания атмосферы в отдельные моменты, с напряженным звуковым фоном и зловещим полумраком. Они подстегивают любопытство, и все время ждешь, что к финалу откроется еще какая-то страшная тайна, показывающая, что перед нами не просто поблекшие чувства, обманутые ожидания и влияние алкоголя, а нечто большее. Но все оказывается проще и ближе к жизни…

Актеры играют весьма душевно и убедительно, так что их дуэт выглядит совершенно естественным и не нуждается в других персонажах — детях, родителях, любовниках, друзьях-доброхотах и прочих, кто мог бы являться косвенным виновником разлада в семье. Они обращаются только друг к другу и спрашивают только друг с друга, и с самих себя, конечно. Ведь все демоны, которые здесь названы термитами, разъедающими дом изнутри, живут в их разуме.

Театр «За Черной речкой»

А в целом спектакль показывает вполне типичную пару, которая пережила эйфорию молодости, влюбленности и много лет спустя с удивлением видит, во что вылилось их счастливое когда-то супружество.

Продолжительность действия так же лаконична, как и его оформление, — спектакль идет полтора часа.

Хочется надеяться, что театр «За Черной речкой» станет более популярным у всех петербуржцев, как бы далеко от него они ни жили. Заполненность и оживленность этого, пусть и крошечного, зала дает надежду, что так и будет.

На этом обзор малых театров Санкт-Петербурга, удаленных от центра, не заканчивается, а только начинается…

19 мая 2017.
Текст и фотографии: Людмила Семенова
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Музей уличного искусства

«Праздник к вам приходит» — до сентября в Музее стрит-арта

Музей уличного искусства совместно с Гёте-институтом в Санкт-Петербурге открыл свой IV сезон еще 13 мая. До конца сентября будет проходить открытая в этот день выставка «Праздник к вам приходит». По традиции вся территория открытой площадки музея предстала обновленной: муралы, созданные в рамках прошлогодней выставки, утоплены в слои истории – стены закрашены и уступили место новым работам, а инсталляции в галерее и котельной полностью преобразовали пространство.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Опять проявили непроявленность

Впечатление от выставки номинантов Премии Сергея Курехина 2017 года в Центре, названном его именем, можно выразить лаконично: современное искусство выглядит постаревшим и усталым. Да, представьте себе: классические образцы в лучших музеях мира и произведения новых мастеров, которые, увы, распиарены куда меньше авангарда, гораздо более полны жизнью.

Гарик Сукачев, Иван Охлобыстин

Питер с высоты птичьего полета

Санкт-Петербург наконец увидел фильм, который старейшая киностудия России создала с явной любовью. Но вот завоюет ли он зрительскую аудиторию? Со стороны профессиональных ценителей «Птица» Ксении Баскаковой уже снискала все что могла — многочисленные упоминания и награды на российских фестивалях и за рубежом говорят сами за себя.

Открытие фонтанов в Петергофе-2017

Фонтаны идей иссякли?

Из всех организаторов праздничной церемонии открытия фонтанов в Петергофе 20 мая 2017 года петербуржцев не подвела только погода. А ведь многие, собираясь на праздник, именно с ее стороны ожидали каверзы — прогноз на субботу был не очень благоприятным: в первой половине дня ожидался дождь. Однако хоть небо и оставалось серым и хмурым, доставать зонтики так и не пришлось. Увы, ничем другим путешествие в Петродворец не порадовало.

Ночь музеев, Некрополь

Большой забег: Шесть впечатлений после Ночи музеев

Как выжить без света, почему космический мусор опасен для планеты, зачем в Советском Союзе граждане сдавали кости в переработку, — на эти вопросы искали ответы посетители акции «Ночь музеев» в Санкт-Петербурге. И неспроста: фестиваль посвятили Году экологии. Корреспондент «Авангарда» рассказывает об одном из маршрутов в ночь с 20 на 21 мая.

Marc Cain

Возвращение блудного леопарда

В Этнографическом музее состоялся показ коллекции немецкого бренда Marc Cain сезона осень-зима 2017-2018 годов. Европейская мода ностальгирует и уже давно. Немецкие модельеры чутко уловили желание современных модниц одеться в бабушкины шубы и балетные пачки, сведя к минимуму затраты на неординарность и стиль.