Театр «За Черной речкой»: о двух людях в темной комнате

Театральная жизнь Санкт-Петербурга отнюдь не ограничена роскошными залами на шумных проспектах и сюрпризами от модных, эпатажных режиссеров. Она идет и в спальных районах города, где нет места дворцовым убранствам, да и вообще зрительные залы — крошечные, как и актерские труппы. Но эти театры живут своей неповторимой жизнью, что не может не радовать.

Театр «За Черной речкой»

Яркий пример того, какую силу имеет энтузиазм, — история театра «За Черной речкой». Он был открыт в 1983 году как молодежный театр-студия. Но его история началась еще в 1970-е годы, когда в Юсуповском дворце образовался сильный театральный коллектив под руководством режиссера Олега Мендельсона.

В 1980 году труппа переехала в помещение в Коломягах, а 14 лет спустя театр обосновался на Богатырском проспекте, где продолжает свое творчество и по сей день.

Невозможно без теплоты смотреть на самые традиционные атрибуты театральной жизни, овеянной аурой загадочности и шарма, в столь домашних условиях, в помещении, похожем на большую квартиру.

К примеру, всем известная надпись «Театр начинается с вешалки» украшает крошечный гардероб. Или стилизованные таблички над входом в зал и совсем символический, но обязательный буфет. Кроме того, в фойе много украшений и картин, отсылающих к эпохе дель арте. Это настоящий сюрприз для тех, кому внешнее оформление театра покажется чересчур прозаичным.

Театр «За Черной речкой»

К другим необходимым элементам относится галерея портретов артистов — к слову сказать, постоянная труппа состоит всего из девяти человек, но к постановкам постоянно привлекаются актеры из других петербургских театров.

В зрительном зале — 80 мест, формат спектаклей и их хронометраж — тоже весьма камерный. В репертуаре сочетаются пьесы для детей и взрослых. Театр весьма придирчиво и неожиданно выбирает литературные первоисточники, словно подчеркивая свою индивидуальность.

Это дало прекрасные плоды: постановка «Бури» завоевала «Золотой софит» в сезоне 2013-2014 годов, а в 2012-2013 годах труппа стала лауреатом этой премии как лучший ансамбль в пьесе «Наука любви».

В настоящий момент весьма популярен спектакль «История одной ночи» по пьесе Эрика-Эмманюеля Шмитта «Малые супружеские преступления». Режиссер — Олег Молитвин. Премьера состоялась в 2016 году. В постановке заняты два актера: Сергей Бызгу и Наталья Ткаченко играют супружескую пару, прожившую вместе не один год.

Театр «За Черной речкой»

Поскольку декорации отличаются крайней лаконичностью, основная нагрузка в нем лежит на игре и некоторых незримых элементах. К примеру, предисловием к действию становится мелодия, знакомая по фильму «Разрисованная вуаль», экранизации романа Сомерсета Моэма «Узорный покров». У смотревших его сразу появляется ощущение, что это история о несчастливой семье, дальнейшее же действие ставит это под вопрос — может быть, у этой семьи просто другие понятия о счастье? И вопрос этот остается без ответа.

Основная нестыковка спектакля заключается в том, что он заявлен как «мистический детектив», в то время как мистики в сюжете нет вообще, а загадка, на которой он основан, не подразумевает детективного расследования в традиционном смысле. Двойное дно фабулы (несчастный случай, произошедший с героем, и наступившая за этим амнезия) очевидно с самого начала, и то, что действие, собственно, исчерпывается его раскрытием, несколько обманывает ожидания.

Истинно мистическими выглядят только нагнетания атмосферы в отдельные моменты, с напряженным звуковым фоном и зловещим полумраком. Они подстегивают любопытство, и все время ждешь, что к финалу откроется еще какая-то страшная тайна, показывающая, что перед нами не просто поблекшие чувства, обманутые ожидания и влияние алкоголя, а нечто большее. Но все оказывается проще и ближе к жизни…

Актеры играют весьма душевно и убедительно, так что их дуэт выглядит совершенно естественным и не нуждается в других персонажах — детях, родителях, любовниках, друзьях-доброхотах и прочих, кто мог бы являться косвенным виновником разлада в семье. Они обращаются только друг к другу и спрашивают только друг с друга, и с самих себя, конечно. Ведь все демоны, которые здесь названы термитами, разъедающими дом изнутри, живут в их разуме.

Театр «За Черной речкой»

А в целом спектакль показывает вполне типичную пару, которая пережила эйфорию молодости, влюбленности и много лет спустя с удивлением видит, во что вылилось их счастливое когда-то супружество.

Продолжительность действия так же лаконична, как и его оформление, — спектакль идет полтора часа.

Хочется надеяться, что театр «За Черной речкой» станет более популярным у всех петербуржцев, как бы далеко от него они ни жили. Заполненность и оживленность этого, пусть и крошечного, зала дает надежду, что так и будет.

На этом обзор малых театров Санкт-Петербурга, удаленных от центра, не заканчивается, а только начинается…

19 мая 2017.
Текст и фотографии: Людмила Семенова
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и и огромных, жутких разочарованиях.

Сергей Курехин

Анастасия Курехина: Премия Сергея Курехина очень важна для продвижения художников

Совсем скоро на сцене БДТ имени Товстоногова состоится вручение Премии имени Сергея Курехина. Она организована и срежиссирована яркими представителями современного авангардного искусства: достаточно того, что на церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро» на музыку Сергея Курехина. Режиссером как оперы, так и церемонии награждения выступил сын композитора — Федор Курехин. Хореограф – Максим Севагин, а костюмы созданы Андреем Бартеневым.