Театр «За Черной речкой»: о двух людях в темной комнате

Театральная жизнь Санкт-Петербурга отнюдь не ограничена роскошными залами на шумных проспектах и сюрпризами от модных, эпатажных режиссеров. Она идет и в спальных районах города, где нет места дворцовым убранствам, да и вообще зрительные залы — крошечные, как и актерские труппы. Но эти театры живут своей неповторимой жизнью, что не может не радовать.

Театр «За Черной речкой»

Яркий пример того, какую силу имеет энтузиазм, — история театра «За Черной речкой». Он был открыт в 1983 году как молодежный театр-студия. Но его история началась еще в 1970-е годы, когда в Юсуповском дворце образовался сильный театральный коллектив под руководством режиссера Олега Мендельсона.

В 1980 году труппа переехала в помещение в Коломягах, а 14 лет спустя театр обосновался на Богатырском проспекте, где продолжает свое творчество и по сей день.

Невозможно без теплоты смотреть на самые традиционные атрибуты театральной жизни, овеянной аурой загадочности и шарма, в столь домашних условиях, в помещении, похожем на большую квартиру.

К примеру, всем известная надпись «Театр начинается с вешалки» украшает крошечный гардероб. Или стилизованные таблички над входом в зал и совсем символический, но обязательный буфет. Кроме того, в фойе много украшений и картин, отсылающих к эпохе дель арте. Это настоящий сюрприз для тех, кому внешнее оформление театра покажется чересчур прозаичным.

Театр «За Черной речкой»

К другим необходимым элементам относится галерея портретов артистов — к слову сказать, постоянная труппа состоит всего из девяти человек, но к постановкам постоянно привлекаются актеры из других петербургских театров.

В зрительном зале — 80 мест, формат спектаклей и их хронометраж — тоже весьма камерный. В репертуаре сочетаются пьесы для детей и взрослых. Театр весьма придирчиво и неожиданно выбирает литературные первоисточники, словно подчеркивая свою индивидуальность.

Это дало прекрасные плоды: постановка «Бури» завоевала «Золотой софит» в сезоне 2013-2014 годов, а в 2012-2013 годах труппа стала лауреатом этой премии как лучший ансамбль в пьесе «Наука любви».

В настоящий момент весьма популярен спектакль «История одной ночи» по пьесе Эрика-Эмманюеля Шмитта «Малые супружеские преступления». Режиссер — Олег Молитвин. Премьера состоялась в 2016 году. В постановке заняты два актера: Сергей Бызгу и Наталья Ткаченко играют супружескую пару, прожившую вместе не один год.

Театр «За Черной речкой»

Поскольку декорации отличаются крайней лаконичностью, основная нагрузка в нем лежит на игре и некоторых незримых элементах. К примеру, предисловием к действию становится мелодия, знакомая по фильму «Разрисованная вуаль», экранизации романа Сомерсета Моэма «Узорный покров». У смотревших его сразу появляется ощущение, что это история о несчастливой семье, дальнейшее же действие ставит это под вопрос — может быть, у этой семьи просто другие понятия о счастье? И вопрос этот остается без ответа.

Основная нестыковка спектакля заключается в том, что он заявлен как «мистический детектив», в то время как мистики в сюжете нет вообще, а загадка, на которой он основан, не подразумевает детективного расследования в традиционном смысле. Двойное дно фабулы (несчастный случай, произошедший с героем, и наступившая за этим амнезия) очевидно с самого начала, и то, что действие, собственно, исчерпывается его раскрытием, несколько обманывает ожидания.

Истинно мистическими выглядят только нагнетания атмосферы в отдельные моменты, с напряженным звуковым фоном и зловещим полумраком. Они подстегивают любопытство, и все время ждешь, что к финалу откроется еще какая-то страшная тайна, показывающая, что перед нами не просто поблекшие чувства, обманутые ожидания и влияние алкоголя, а нечто большее. Но все оказывается проще и ближе к жизни…

Актеры играют весьма душевно и убедительно, так что их дуэт выглядит совершенно естественным и не нуждается в других персонажах — детях, родителях, любовниках, друзьях-доброхотах и прочих, кто мог бы являться косвенным виновником разлада в семье. Они обращаются только друг к другу и спрашивают только друг с друга, и с самих себя, конечно. Ведь все демоны, которые здесь названы термитами, разъедающими дом изнутри, живут в их разуме.

Театр «За Черной речкой»

А в целом спектакль показывает вполне типичную пару, которая пережила эйфорию молодости, влюбленности и много лет спустя с удивлением видит, во что вылилось их счастливое когда-то супружество.

Продолжительность действия так же лаконична, как и его оформление, — спектакль идет полтора часа.

Хочется надеяться, что театр «За Черной речкой» станет более популярным у всех петербуржцев, как бы далеко от него они ни жили. Заполненность и оживленность этого, пусть и крошечного, зала дает надежду, что так и будет.

На этом обзор малых театров Санкт-Петербурга, удаленных от центра, не заканчивается, а только начинается…

19 мая 2017.
Текст и фотографии: Людмила Семенова
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Оксимирон, Гнойный

Война и Мирон

В понедельник, 14 августа, как обычно, началась рабочая неделя. В этот же день на YouTube вышел рэп-поединок Оксимирона и Гнойного, состоявшийся в Санкт-Петербурге. У видео сейчас 15 миллионов просмотров, и это далеко не предел, как показывает статистика предыдущих выпусков Versus.

Николай Рощин

Николай Рощин: Я мечтаю сильно удивиться в театре

Александринский театр запустил «Лабораторию 17» — конкурс для молодых режиссеров. Корреспондент «Петербургского авангарда» поговорил с руководителем проекта Николаем Рощиным и выяснил, зачем театральным режиссерам соревноваться друг с другом.

книги

Золото момента

Говорят, культуры много не бывает. Так и есть. Но порой в ее рамках становится слишком тесно и душно. Хочется выйти на простор, обрести свободу, пожить хоть немного как хочется, а не как она велит. Позабавиться над вековыми устоями, поиграть ценностями, проветрить в кладовке смыслов. Может что-то выкинуть за ненадобностью. Люди живут и хлама, в том числе культурного, вокруг них образуется слишком много…

Окно в Европу

Триумфатор «Окна в Европу» — «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»

Фестиваль российского кино «Окно в Европу», проходивший в 25-й раз в Выборге, завершил свою работу 12 августа. Триумфатором стала дебютная работа Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». В общей сложности эта картина получила четыре награды смотра. По итогам зрительского голосования первый приз достался комедии Марюса Вайсберга «Бабушка легкого поведения».

Выборг

Падение Выборга

Туристический центр Ленинградской области, уникальный город с 700-летней историей уничтожается планомерно на протяжении десятков лет. Выборгу не повезло: он достался России в результате двух тяжелых войн — со шведами в 1788-1790 годы и с финнами в 1939-1940 годы. Теперь власти решили снести целый исторический квартал города, чтобы отстроить заново. Смета уже готова.

Ночь света в Гатчине

«Ночь света» в Гатчине: Эрос и Фобос в нитях судьбы

В субботу, 12 августа, в 20:00 в Гатчинском парке начнется четвертый фестиваль «Ночь света». В этом году он дорос до высокого светового искусства. Зрители увидят более 100 интерактивных инсталляций, спектаклей и перформансов на тему «Парк сновидений».