Театр ЦЕХЪ: мастерская футуризма среди памятников прошлого

Один из самых авангардных театров Санкт-Петербурга ЦЕХЪ расположен в потаенном уголке ядра культурной жизни и общественной активности города — на Конюшенной площади, в одном из скрытых корпусов большого нарядного здания. Неформальный храм нимфы субкультур и андеграунда обставлен по-молодежному аскетично и неприхотливо. Ведь в пору юности людям не нужны элегантные интерьеры, мягкие кресла, изысканное меню и избыток деталей. Для бунтарских порывов все это не более чем рамки и условности. Это естественное явление, но если бунт происходит ради самого бунта, он приводит лишь к разрушениям.

Конюшенная площадь

Та же прослойка молодежи, которая может и хочет направить энергию в созидательное русло, находит себе место в таких творческих кружках. И хотя в России давно нет официальной цензуры и худсоветов, наверняка они все же чувствуют себя немного революционерами, объединенными неким тайным замыслом.

Театр ЦЕХЪ

Театр ЦЕХЪ был основан студентами Санкт-Петербургской театральной академии, учениками режиссера Анатолия Праудина. Став в 2013 году дипломированными актерами и режиссерами и желая найти в сценическом искусстве новые формы и образы, они создали Цех Свободных Художников. Поначалу в этом театре шли только дипломные и студенческие пьесы, но творческий рост коллектива был заметен уже тогда. Временным пристанищем для молодой труппы был Камерный театр Малыщицкого.

Театр ЦЕХЪ

Но уже в 2014 году у Цеха Свободных Художников появился собственный дом и новое название, более емкое и непретенциозное. Эти события и новая концепция театра были ознаменованы премьерой спектакля «ФутуризмЗрим», созданного на основе учебных работ по сценической речи и недраматургических произведений футуристов.

Театр ЦЕХЪ

В настоящее время театр осваивает новые пространства — различные жанры, репертуар для детей, мастер-классы, курсы актерского мастерства, выставки молодых художников в фойе, перформансы.

Театр ЦЕХЪ

Визуальное оформление театра тоже футуристично: в нем много черт кубизма и супрематизма — главенство черного, красного и белого цвета, резкие линии, подвешенные стулья, инсталляции из замысловатых механизмов. Все это напоминает о Малевиче или Эль-Лисицком, а также обо всей моде революции и смутных времен.

Театр ЦЕХЪ

Есть в интерьере театра и совсем пикантная деталь: дипломы, свидетельствующие о его достижениях (а их немало), хранятся… в ватерклозете. Столь дерзкий ход явно выражает пренебрежительное отношение к регалиям и мнению условных «старших», во всяком случае — отсутствие всякого пиетета и заботы о чужом признании.

Театр ЦЕХЪ

Это игра на контрасте с другими театрами, которые любят демонстрировать свои награды. Публике предлагают оценить спектакли такими, какие они есть, без оглядки на уровень и класс.

Театр ЦЕХЪ

Продемонстрировали это и в новом спектакле «Синдром Питера Пэна», дебют которого состоялся в конце прошлого года. Пьеса, созданная режиссером Александрой Мамкаевой и драматургом Ксенией Никитиной, начинается как лекция — роль лектора и повзрослевшей Венди Дарлинг исполняет актриса театра Малыщицкого и Театра ЦЕХЪ Ниеле Мейлуте.

Театр ЦЕХЪ

По афише, нарочито официальной и скованной, легко подумать, что зрителя ждет нечто вроде нестандартной литературной гостиной с психологическим уклоном. И так кажется в первые пятнадцать минут — как будто публику забавно разыграли, намекнув грозной формулировкой «строго 18+» на нечто выходящее из ряда вон, а на деле показав выхолощенную и бессюжетную лекцию об очевидных фактах.

Театр ЦЕХЪ

Но вот проходит вступление, в котором лектор рассказывает о признаках невроза, трактует безумные наполеоновские планы и грезы, а также очерчивает социальный портрет героя сказки Джеймса Барри — и начинается такое, чего зритель не мыслил и в смелых ожиданиях. Там, где никто не ждал подвоха, пьеса от доверительной игры с залом переходит к психопатическому триллеру, и происходит это в столь шоковой форме, что зритель наверняка не всегда ощущает грань игры и реальности.

Театр ЦЕХЪ

Словом, все, что заявлено в афише, обязательно будет, и для детей такой спектакль действительно не предназначен. Другой вопрос — что ценного он способен дать взрослым. Хаос, творящийся на сцене всю вторую половину спектакля, отсутствие внятного сюжета, разговоры на грани истерики и полное отсутствие тормозов в эмоциях вряд ли приведет к просветлению или переоценке взглядов.

Театр ЦЕХЪ

Скорее он смущает, и даже самые циничные с виду молодые зрители хоть раз да почувствуют себя неловко. Хотя, конечно, ни за что в этом не сознаются. Может быть, в этом и заключается постоянная ложь, о которой было сказано в лекции?

Театр ЦЕХЪ

Ведь главный острый угол в сказке «Питер Пэн» находится на поверхности, и совсем не нужно перечитывать книгу в зрелом возрасте, чтобы его разглядеть. Может быть, сказка слишком проста, а может быть, дети мудрее и проницательнее, чем о них принято думать. Ясно, что Венди Дарлинг хочет быть для Питера не мамой, а кем-то другим, но это невозможно, потому что он — не обычный мальчик, а воплощение детства, которое, при всей его прелести, никак не может остаться с человеком навсегда. Поэтому их пути расходятся.

Театр ЦЕХЪ

Ясно, на что намекает нам психологическая линия спектакля: отношения, в которых один исполняет роль ребенка, а другой — родителя, не приведет ни к чему хорошему. Вот только стоило ли обставлять этот посыл в такой радикальной форме?

Театр ЦЕХЪ

Возможно, зрителю пубертатного возраста такое действие понравится. Раскиданная по сцене одежда, сорванные плакаты, сброшенный со стола сэндвич, исполнявший роль праздничного блюда, — все это найдет отклик в душе, которой пока доступна лишь одна форма защиты: презрительное и вызывающее поведение, демонстративный отказ от взрослых ценностей (уюта, стабильности).

Театр ЦЕХЪ

Может быть, постановка будет полезна и тем, кто не может найти со своими подрастающими детьми взаимопонимание и приписывает подобный вызов лишь невоспитанности и неблагодарности. Только вряд ли они придут на нее посмотреть.

Театр ЦЕХЪ

И конечно, любителям анархического искусства без правил и канонов спектакль наверняка понравится. А вот тем, кто уже слишком повзрослел для встречи с современным Питером Пэном, куда более дерзким и непредсказуемым, чем в книге, он явно не подходит. Но хотя бы раз посетить Театр ЦЕХЪ и ненадолго окунуться в атмосферу старого Ленинграда — с рок-музыкой и юношеским диссидентством — однозначно стоит.

Театр ЦЕХЪ

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

7 мая 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.