Театр ЦЕХЪ: мастерская футуризма среди памятников прошлого

Один из самых авангардных театров Санкт-Петербурга ЦЕХЪ расположен в потаенном уголке ядра культурной жизни и общественной активности города — на Конюшенной площади, в одном из скрытых корпусов большого нарядного здания. Неформальный храм нимфы субкультур и андеграунда обставлен по-молодежному аскетично и неприхотливо. Ведь в пору юности людям не нужны элегантные интерьеры, мягкие кресла, изысканное меню и избыток деталей. Для бунтарских порывов все это не более чем рамки и условности. Это естественное явление, но если бунт происходит ради самого бунта, он приводит лишь к разрушениям.

Конюшенная площадь

Та же прослойка молодежи, которая может и хочет направить энергию в созидательное русло, находит себе место в таких творческих кружках. И хотя в России давно нет официальной цензуры и худсоветов, наверняка они все же чувствуют себя немного революционерами, объединенными неким тайным замыслом.

Театр ЦЕХЪ

Театр ЦЕХЪ был основан студентами Санкт-Петербургской театральной академии, учениками режиссера Анатолия Праудина. Став в 2013 году дипломированными актерами и режиссерами и желая найти в сценическом искусстве новые формы и образы, они создали Цех Свободных Художников. Поначалу в этом театре шли только дипломные и студенческие пьесы, но творческий рост коллектива был заметен уже тогда. Временным пристанищем для молодой труппы был Камерный театр Малыщицкого.

Театр ЦЕХЪ

Но уже в 2014 году у Цеха Свободных Художников появился собственный дом и новое название, более емкое и непретенциозное. Эти события и новая концепция театра были ознаменованы премьерой спектакля «ФутуризмЗрим», созданного на основе учебных работ по сценической речи и недраматургических произведений футуристов.

Театр ЦЕХЪ

В настоящее время театр осваивает новые пространства — различные жанры, репертуар для детей, мастер-классы, курсы актерского мастерства, выставки молодых художников в фойе, перформансы.

Театр ЦЕХЪ

Визуальное оформление театра тоже футуристично: в нем много черт кубизма и супрематизма — главенство черного, красного и белого цвета, резкие линии, подвешенные стулья, инсталляции из замысловатых механизмов. Все это напоминает о Малевиче или Эль-Лисицком, а также обо всей моде революции и смутных времен.

Театр ЦЕХЪ

Есть в интерьере театра и совсем пикантная деталь: дипломы, свидетельствующие о его достижениях (а их немало), хранятся… в ватерклозете. Столь дерзкий ход явно выражает пренебрежительное отношение к регалиям и мнению условных «старших», во всяком случае — отсутствие всякого пиетета и заботы о чужом признании.

Театр ЦЕХЪ

Это игра на контрасте с другими театрами, которые любят демонстрировать свои награды. Публике предлагают оценить спектакли такими, какие они есть, без оглядки на уровень и класс.

Театр ЦЕХЪ

Продемонстрировали это и в новом спектакле «Синдром Питера Пэна», дебют которого состоялся в конце прошлого года. Пьеса, созданная режиссером Александрой Мамкаевой и драматургом Ксенией Никитиной, начинается как лекция — роль лектора и повзрослевшей Венди Дарлинг исполняет актриса театра Малыщицкого и Театра ЦЕХЪ Ниеле Мейлуте.

Театр ЦЕХЪ

По афише, нарочито официальной и скованной, легко подумать, что зрителя ждет нечто вроде нестандартной литературной гостиной с психологическим уклоном. И так кажется в первые пятнадцать минут — как будто публику забавно разыграли, намекнув грозной формулировкой «строго 18+» на нечто выходящее из ряда вон, а на деле показав выхолощенную и бессюжетную лекцию об очевидных фактах.

Театр ЦЕХЪ

Но вот проходит вступление, в котором лектор рассказывает о признаках невроза, трактует безумные наполеоновские планы и грезы, а также очерчивает социальный портрет героя сказки Джеймса Барри — и начинается такое, чего зритель не мыслил и в смелых ожиданиях. Там, где никто не ждал подвоха, пьеса от доверительной игры с залом переходит к психопатическому триллеру, и происходит это в столь шоковой форме, что зритель наверняка не всегда ощущает грань игры и реальности.

Театр ЦЕХЪ

Словом, все, что заявлено в афише, обязательно будет, и для детей такой спектакль действительно не предназначен. Другой вопрос — что ценного он способен дать взрослым. Хаос, творящийся на сцене всю вторую половину спектакля, отсутствие внятного сюжета, разговоры на грани истерики и полное отсутствие тормозов в эмоциях вряд ли приведет к просветлению или переоценке взглядов.

Театр ЦЕХЪ

Скорее он смущает, и даже самые циничные с виду молодые зрители хоть раз да почувствуют себя неловко. Хотя, конечно, ни за что в этом не сознаются. Может быть, в этом и заключается постоянная ложь, о которой было сказано в лекции?

Театр ЦЕХЪ

Ведь главный острый угол в сказке «Питер Пэн» находится на поверхности, и совсем не нужно перечитывать книгу в зрелом возрасте, чтобы его разглядеть. Может быть, сказка слишком проста, а может быть, дети мудрее и проницательнее, чем о них принято думать. Ясно, что Венди Дарлинг хочет быть для Питера не мамой, а кем-то другим, но это невозможно, потому что он — не обычный мальчик, а воплощение детства, которое, при всей его прелести, никак не может остаться с человеком навсегда. Поэтому их пути расходятся.

Театр ЦЕХЪ

Ясно, на что намекает нам психологическая линия спектакля: отношения, в которых один исполняет роль ребенка, а другой — родителя, не приведет ни к чему хорошему. Вот только стоило ли обставлять этот посыл в такой радикальной форме?

Театр ЦЕХЪ

Возможно, зрителю пубертатного возраста такое действие понравится. Раскиданная по сцене одежда, сорванные плакаты, сброшенный со стола сэндвич, исполнявший роль праздничного блюда, — все это найдет отклик в душе, которой пока доступна лишь одна форма защиты: презрительное и вызывающее поведение, демонстративный отказ от взрослых ценностей (уюта, стабильности).

Театр ЦЕХЪ

Может быть, постановка будет полезна и тем, кто не может найти со своими подрастающими детьми взаимопонимание и приписывает подобный вызов лишь невоспитанности и неблагодарности. Только вряд ли они придут на нее посмотреть.

Театр ЦЕХЪ

И конечно, любителям анархического искусства без правил и канонов спектакль наверняка понравится. А вот тем, кто уже слишком повзрослел для встречи с современным Питером Пэном, куда более дерзким и непредсказуемым, чем в книге, он явно не подходит. Но хотя бы раз посетить Театр ЦЕХЪ и ненадолго окунуться в атмосферу старого Ленинграда — с рок-музыкой и юношеским диссидентством — однозначно стоит.

Театр ЦЕХЪ

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

7 мая 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Римас Туминас

Римас Туминас: Я верю, что воображение творит

В середине февраля началось празднование столетия БДТ. Можно сказать, что одним из подарков к юбилею театра стали гастроли московского Государственного академического театра имени Вахтангова. Труппа начала гастроли на сцене БДТ в Санкт-Петербурге с «Евгения Онегина» 19 и 20 февраля. «Дядю Ваню» по Чехову публика увидит 21 февраля, а 22 февраля – «Ветер шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса. Завершатся гастроли премьерой спектакля «Фальшивая нота».

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).