«Театр поколений» рассказывает о самурайской чести

«Театр поколений» (Лахтинская улица, 25А), находящийся на романтичной Петроградской стороне Северной столицы, еще весьма молод, поэтому его говорящее название можно рассматривать как серьезную заявку на будущее. Хотя учитывая бурную и переломную эпоху, в которой он зарождался, прошлое тоже является важной и красноречивой страницей.

Театр поколений

В 1990 году, на стыке исторических эпох, его основал Зиновий Яковлевич Корогодский — уникальный мастер, работавший как художественный руководитель Ленинградского театра юного зрителя с 1962 года, а до этого он служил в БДТ имени Товстоногова и был главным режиссером Калининградского театра драмы. Его заслугами является развитие Ленинградского ТЮЗа, где Корогодский поставил более 100 спектаклей, воспитание молодого поколения актеров и режиссеров. Из-под его пера вышли такие книги, как «Режиссер и актер», «Первый год. Начало», «Первый год. Продолжение», «Этюд и школа», «Репетиция, репетиция, репетиция», «Играй, театр», «Возвращение».

Театр поколений

Первое время «Театр поколений» располагался на проспекте Обуховской обороны. После смерти Зиновия Корогодского в 2004 году руководство театром перешло к его сыну Даниле Корогодскому. С 2006 по 2009 годы площадкой для театра был Нарышкин бастион Петропавловской крепости, и за это время были созданы 14 спектаклей, многие из которых продолжали традиции ТЮЗа. В ноябре 2010 года труппа переехала в старое промышленное здание на Лахтинской улице, преобразовала это место в театральное пространство и ознаменовала открытие новой сцены спектаклем «Питер-Burg».

Театр поколений

В активе «Театра поколений» — участие в фестивалях «Реальный театр» и «Рождественский парад», в биеннале современного искусства Manifesta 10, в конкурсе новой драматургии «Ремарка», в проекте «Открытая сцена» с показом спектаклей для экспертов ведущих международных театральных фестивалей и множество интересных собственных проектов, включая опыт иммерсивной постановки. Он был дважды удостоен высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», в том числе в номинации за лучший спектакль (пьеса «Урод», 2015-2016), и специального приза в рамках премии «Прорыв» («За оригинальность авторского высказывания», актер и режиссер Артем Томилов). Неоднократно спектакли «Театра поколений» демонстрировались в других городах России и за рубежом — в Германии, Швейцарии, Сербии.

Театр поколений

Символом и эмблемой театра уже давно является петух — олицетворение боевого духа, солнечного света, борьбы с нечистой силой и возрождения жизни.

Театр поколений

Одним из наиболее мрачных и в своем роде выразительных спектаклей в его репертуаре является «Патриотизм» — моноспектакль, сложный жанр, требующий психологической самоотдачи артиста и отточенного композиционного ряда. При отсутствии последнего он зачастую рискует превратиться в зачитывание аудиокниги или лекцию. Пока формат мало востребован на петербургской сцене, особенно в академических театрах. Однако в камерных и андеграундных театрах с ним часто экспериментируют.

Театр поколений

Это проект супругов Светланы Смирновой и Руслана Кацагаджиева, петербургских актеров театра и кино. В его основе — одноименная новелла Юкио Мисимы, яркого представителя японской литературы послевоенной эпохи и наследия японского эстетизма. Он три раза был номинантом на Нобелевскую премию и получил признание как один из самых значительных писателей и драматургов Японии во второй половине XX века.

Авторы спектакля рассказали, что отрывок из этого произведения Светлана Смирнова когда-то читала на экзамене по сценической речи. И годы спустя их тандем счел его лучшей основой для моноспектакля.

Театр поколений

Новелла «Патриотизм» была написана в 1966 году. Она повествует об офицере, который делает страшный выбор между жизнью и воинской честью, а также товарищеской солидарностью. Особенно трагичный оттенок этой преисполненной исторического пафоса драме придает судьба его молоденькой жены, с которой они прожили страшно короткий промежуток счастья. Она уходит из жизни сразу после того, как муж у нее на глазах совершает харакири и умирает в агонии. Это было их обоюдным решением, и у девушки даже не было сомнений в своем долге последовать за любимым.

Примечательно то, что автор Юкио Мисима закончил жизнь так же, как его герои, — после неудачной попытки совершить государственный переворот он также сделал себе харакири. Возможно, в новелле «Патриотизм» он предчувствовал, что его ожидает на собственном пути.

Театр поколений

Безусловно, это — нелегкий образец для традиционной постановки, и попытка вникнуть в концепцию японской философии — рискованный ход, ибо велика опасность сорваться в пошлость и фальшь. Поэтому постановка в виде литературного вечера с музыкальным и пластическим обрамлением — оправданный ход, хоть и рассчитанный не на массовую аудиторию. Выступление Светланы Смирновой сопровождается гитарными импровизациями музыканта Артема Ширяева. Идея оправдала себя: спектакль стал участником фестивалей «Монофест» в 2014 году в Перми, «Монокль» в 2015 году в Санкт-Петербурге и Solo в 2015 году в Москве.

Театр поколений

Вопросы в данном случае возникают не к постановке, а к самому произведению, которое настолько непривычно западному и в частности российскому сознанию, что по окончании пьесы трудно понять вкус и оттенок своих впечатлений. Возможно, еще десять лет назад оно было бы просто одним из образцов прекрасной, загадочной и в чем-то пугающей культуры, замешанной и на обостренном сознании чести, и на культе смерти как благостного перехода в иное измерение. Но в данный момент, в связи с напряжением политического, социального и идеологического фона, самоубийство во имя императора и знамени у некоторой части аудитории явно вызовет скепсис. Да и престиж офицерского мундира в глазах нашего общества заметно потускнел.

Что же касается любовной линии, то нежелание жить без мужа, тем более на пике молодой и не поблекшей еще страсти, не чуждо и европейской литературе — вспомним хотя бы о «Ромео и Джульетте». Да и поступок мужчины, пожелавшего умереть раньше жены в то время как многие на его месте сначала удостоверились бы в том, что она выполнила свою клятву, не может не вызвать уважения.

Театр поколений

Но все это — и последняя ночь любви молодой пары, и скрупулезная подготовка к смерти, и натуралистичное описание самой процедуры — подано через призму очень своеобразных канонов мировоззрения и воспитания, которое западный человек зачастую не хочет принимать, так как слишком любит жизнь. И если он жертвует ею, то в искусстве это будет подано как тяжелый, трагический выбор: он в глазах зрителя или читателя — совсем не избранный и благословенный, а жертва чьих-то амбиций и нечестных игр.

Однако нельзя не отдать должное коллективу театра в том, что он продвигает в круг зрителей не самую популярную, но очень интересную и важную для понимания окружающего мира литературу. Такими путями публика сознает, что мир — велик и многослоен, что вкусы, ценности и ориентиры не исчерпываются теми образцами, что понятны лично всем и каждому.

Восточная литература — нечастый гость на российских театральных подмостках, поэтому знакомство с ней в любом случае имеет смысл. Ближайший показ спектакля «Патриотизм» состоится 18 ноября, и театр ждет новых зрителей, желающих проникнуть в «жизнь в одной дате, в одном пространстве, с одним актером».

Театр поколений

ЛЮДМИЛА СЕМЕНОВА

6 ноября 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.