«Театр поколений» рассказывает о самурайской чести

«Театр поколений» (Лахтинская улица, 25А), находящийся на романтичной Петроградской стороне Северной столицы, еще весьма молод, поэтому его говорящее название можно рассматривать как серьезную заявку на будущее. Хотя учитывая бурную и переломную эпоху, в которой он зарождался, прошлое тоже является важной и красноречивой страницей.

Театр поколений

В 1990 году, на стыке исторических эпох, его основал Зиновий Яковлевич Корогодский — уникальный мастер, работавший как художественный руководитель Ленинградского театра юного зрителя с 1962 года, а до этого он служил в БДТ имени Товстоногова и был главным режиссером Калининградского театра драмы. Его заслугами является развитие Ленинградского ТЮЗа, где Корогодский поставил более 100 спектаклей, воспитание молодого поколения актеров и режиссеров. Из-под его пера вышли такие книги, как «Режиссер и актер», «Первый год. Начало», «Первый год. Продолжение», «Этюд и школа», «Репетиция, репетиция, репетиция», «Играй, театр», «Возвращение».

Театр поколений

Первое время «Театр поколений» располагался на проспекте Обуховской обороны. После смерти Зиновия Корогодского в 2004 году руководство театром перешло к его сыну Даниле Корогодскому. С 2006 по 2009 годы площадкой для театра был Нарышкин бастион Петропавловской крепости, и за это время были созданы 14 спектаклей, многие из которых продолжали традиции ТЮЗа. В ноябре 2010 года труппа переехала в старое промышленное здание на Лахтинской улице, преобразовала это место в театральное пространство и ознаменовала открытие новой сцены спектаклем «Питер-Burg».

Театр поколений

В активе «Театра поколений» — участие в фестивалях «Реальный театр» и «Рождественский парад», в биеннале современного искусства Manifesta 10, в конкурсе новой драматургии «Ремарка», в проекте «Открытая сцена» с показом спектаклей для экспертов ведущих международных театральных фестивалей и множество интересных собственных проектов, включая опыт иммерсивной постановки. Он был дважды удостоен высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», в том числе в номинации за лучший спектакль (пьеса «Урод», 2015-2016), и специального приза в рамках премии «Прорыв» («За оригинальность авторского высказывания», актер и режиссер Артем Томилов). Неоднократно спектакли «Театра поколений» демонстрировались в других городах России и за рубежом — в Германии, Швейцарии, Сербии.

Театр поколений

Символом и эмблемой театра уже давно является петух — олицетворение боевого духа, солнечного света, борьбы с нечистой силой и возрождения жизни.

Театр поколений

Одним из наиболее мрачных и в своем роде выразительных спектаклей в его репертуаре является «Патриотизм» — моноспектакль, сложный жанр, требующий психологической самоотдачи артиста и отточенного композиционного ряда. При отсутствии последнего он зачастую рискует превратиться в зачитывание аудиокниги или лекцию. Пока формат мало востребован на петербургской сцене, особенно в академических театрах. Однако в камерных и андеграундных театрах с ним часто экспериментируют.

Театр поколений

Это проект супругов Светланы Смирновой и Руслана Кацагаджиева, петербургских актеров театра и кино. В его основе — одноименная новелла Юкио Мисимы, яркого представителя японской литературы послевоенной эпохи и наследия японского эстетизма. Он три раза был номинантом на Нобелевскую премию и получил признание как один из самых значительных писателей и драматургов Японии во второй половине XX века.

Авторы спектакля рассказали, что отрывок из этого произведения Светлана Смирнова когда-то читала на экзамене по сценической речи. И годы спустя их тандем счел его лучшей основой для моноспектакля.

Театр поколений

Новелла «Патриотизм» была написана в 1966 году. Она повествует об офицере, который делает страшный выбор между жизнью и воинской честью, а также товарищеской солидарностью. Особенно трагичный оттенок этой преисполненной исторического пафоса драме придает судьба его молоденькой жены, с которой они прожили страшно короткий промежуток счастья. Она уходит из жизни сразу после того, как муж у нее на глазах совершает харакири и умирает в агонии. Это было их обоюдным решением, и у девушки даже не было сомнений в своем долге последовать за любимым.

Примечательно то, что автор Юкио Мисима закончил жизнь так же, как его герои, — после неудачной попытки совершить государственный переворот он также сделал себе харакири. Возможно, в новелле «Патриотизм» он предчувствовал, что его ожидает на собственном пути.

Театр поколений

Безусловно, это — нелегкий образец для традиционной постановки, и попытка вникнуть в концепцию японской философии — рискованный ход, ибо велика опасность сорваться в пошлость и фальшь. Поэтому постановка в виде литературного вечера с музыкальным и пластическим обрамлением — оправданный ход, хоть и рассчитанный не на массовую аудиторию. Выступление Светланы Смирновой сопровождается гитарными импровизациями музыканта Артема Ширяева. Идея оправдала себя: спектакль стал участником фестивалей «Монофест» в 2014 году в Перми, «Монокль» в 2015 году в Санкт-Петербурге и Solo в 2015 году в Москве.

Театр поколений

Вопросы в данном случае возникают не к постановке, а к самому произведению, которое настолько непривычно западному и в частности российскому сознанию, что по окончании пьесы трудно понять вкус и оттенок своих впечатлений. Возможно, еще десять лет назад оно было бы просто одним из образцов прекрасной, загадочной и в чем-то пугающей культуры, замешанной и на обостренном сознании чести, и на культе смерти как благостного перехода в иное измерение. Но в данный момент, в связи с напряжением политического, социального и идеологического фона, самоубийство во имя императора и знамени у некоторой части аудитории явно вызовет скепсис. Да и престиж офицерского мундира в глазах нашего общества заметно потускнел.

Что же касается любовной линии, то нежелание жить без мужа, тем более на пике молодой и не поблекшей еще страсти, не чуждо и европейской литературе — вспомним хотя бы о «Ромео и Джульетте». Да и поступок мужчины, пожелавшего умереть раньше жены в то время как многие на его месте сначала удостоверились бы в том, что она выполнила свою клятву, не может не вызвать уважения.

Театр поколений

Но все это — и последняя ночь любви молодой пары, и скрупулезная подготовка к смерти, и натуралистичное описание самой процедуры — подано через призму очень своеобразных канонов мировоззрения и воспитания, которое западный человек зачастую не хочет принимать, так как слишком любит жизнь. И если он жертвует ею, то в искусстве это будет подано как тяжелый, трагический выбор: он в глазах зрителя или читателя — совсем не избранный и благословенный, а жертва чьих-то амбиций и нечестных игр.

Однако нельзя не отдать должное коллективу театра в том, что он продвигает в круг зрителей не самую популярную, но очень интересную и важную для понимания окружающего мира литературу. Такими путями публика сознает, что мир — велик и многослоен, что вкусы, ценности и ориентиры не исчерпываются теми образцами, что понятны лично всем и каждому.

Восточная литература — нечастый гость на российских театральных подмостках, поэтому знакомство с ней в любом случае имеет смысл. Ближайший показ спектакля «Патриотизм» состоится 18 ноября, и театр ждет новых зрителей, желающих проникнуть в «жизнь в одной дате, в одном пространстве, с одним актером».

Театр поколений

ЛЮДМИЛА СЕМЕНОВА

6 ноября 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.

Выставка Братья Морозовы

Братья Морозовы в Галерее памяти

С 21 июня в залах Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Ивана и Михаила Морозовых в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошло более сотни великих художественных произведений из Эрмитажа и 31 картина из Государственного музея имени Пушкина, собранные Морозовыми. Посетить экспозицию можно до 6 октября 2019 года.

Владимир Рекшан

«Сайгон» вернулся в Radisson

Вечеринкой с выступлением группы «Санкт-Петербург» открылась выставка Первого национального музея рок-музыки. Площадкой экспозиции стало помещение легендарного кафетерия «Сайгон», которое теперь занимает бар Radisson Royal St. Petersburg. Выставка продлится на первом этаже здания отеля на Невском проспекте, 49/2, до конца июля. Вход — свободный.

писатель Сергей Арно

Сергей Арно: Мы гибнем в океане книг

Премия имени братьев Стругацких существует уже 21 год. За это время поменялось многое. Ушел из жизни Борис Натанович, являвшийся ее главным учредителем. Но медаль в форме семигранной гайки продолжают вручать несмотря на санкции, кризисы и смену государственных лидеров. Награду получили десятки известных писателей, среди которых Михаил Веллер, Виктор Пелевин, Кир Булычев, Александр Житинский, Дмитрий Быков, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский и другие.

Театр Моссовета, Не все коту масленица, ЛОФТ

Пять вечеров петербургского LOFT

В Петербурге развернулась всемирная Театральная олимпиада, собравшая лучшие театры и спектакли в одном городе. «Петербургский авангард» хотел бы напомнить, что театральная сцена нашего города хороша уже тем, что на ней круглый год можно увидеть подлинные таланты и выдающиеся постановки. Одним из предвестников Театральной олимпиады стал Международный ленинградский областной фестиваль театров — сокращенно ЛОФТ (LOFT). Он состоялся еще в апреле, и заслуга его в том, что зрители Северной столицы узнали про невероятные, изумительные театры, существующие за пределами Москвы и Петербурга…

Апраксин двор

Апраксин двор — чрево города

Апраксин двор — странное сочетание совершенной архитектуры и прибежища босяков в центре Северной столицы. За последние годы он стал самостоятельным культурным явлением. Конец весны и начало лета текущего года были ознаменованы очередным обещанием городской администрации закрыть этот легендарный торговый комплекс.