«Театр поколений» рассказывает о самурайской чести

«Театр поколений» (Лахтинская улица, 25А), находящийся на романтичной Петроградской стороне Северной столицы, еще весьма молод, поэтому его говорящее название можно рассматривать как серьезную заявку на будущее. Хотя учитывая бурную и переломную эпоху, в которой он зарождался, прошлое тоже является важной и красноречивой страницей.

Театр поколений

В 1990 году, на стыке исторических эпох, его основал Зиновий Яковлевич Корогодский — уникальный мастер, работавший как художественный руководитель Ленинградского театра юного зрителя с 1962 года, а до этого он служил в БДТ имени Товстоногова и был главным режиссером Калининградского театра драмы. Его заслугами является развитие Ленинградского ТЮЗа, где Корогодский поставил более 100 спектаклей, воспитание молодого поколения актеров и режиссеров. Из-под его пера вышли такие книги, как «Режиссер и актер», «Первый год. Начало», «Первый год. Продолжение», «Этюд и школа», «Репетиция, репетиция, репетиция», «Играй, театр», «Возвращение».

Театр поколений

Первое время «Театр поколений» располагался на проспекте Обуховской обороны. После смерти Зиновия Корогодского в 2004 году руководство театром перешло к его сыну Даниле Корогодскому. С 2006 по 2009 годы площадкой для театра был Нарышкин бастион Петропавловской крепости, и за это время были созданы 14 спектаклей, многие из которых продолжали традиции ТЮЗа. В ноябре 2010 года труппа переехала в старое промышленное здание на Лахтинской улице, преобразовала это место в театральное пространство и ознаменовала открытие новой сцены спектаклем «Питер-Burg».

Театр поколений

В активе «Театра поколений» — участие в фестивалях «Реальный театр» и «Рождественский парад», в биеннале современного искусства Manifesta 10, в конкурсе новой драматургии «Ремарка», в проекте «Открытая сцена» с показом спектаклей для экспертов ведущих международных театральных фестивалей и множество интересных собственных проектов, включая опыт иммерсивной постановки. Он был дважды удостоен высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», в том числе в номинации за лучший спектакль (пьеса «Урод», 2015-2016), и специального приза в рамках премии «Прорыв» («За оригинальность авторского высказывания», актер и режиссер Артем Томилов). Неоднократно спектакли «Театра поколений» демонстрировались в других городах России и за рубежом — в Германии, Швейцарии, Сербии.

Театр поколений

Символом и эмблемой театра уже давно является петух — олицетворение боевого духа, солнечного света, борьбы с нечистой силой и возрождения жизни.

Театр поколений

Одним из наиболее мрачных и в своем роде выразительных спектаклей в его репертуаре является «Патриотизм» — моноспектакль, сложный жанр, требующий психологической самоотдачи артиста и отточенного композиционного ряда. При отсутствии последнего он зачастую рискует превратиться в зачитывание аудиокниги или лекцию. Пока формат мало востребован на петербургской сцене, особенно в академических театрах. Однако в камерных и андеграундных театрах с ним часто экспериментируют.

Театр поколений

Это проект супругов Светланы Смирновой и Руслана Кацагаджиева, петербургских актеров театра и кино. В его основе — одноименная новелла Юкио Мисимы, яркого представителя японской литературы послевоенной эпохи и наследия японского эстетизма. Он три раза был номинантом на Нобелевскую премию и получил признание как один из самых значительных писателей и драматургов Японии во второй половине XX века.

Авторы спектакля рассказали, что отрывок из этого произведения Светлана Смирнова когда-то читала на экзамене по сценической речи. И годы спустя их тандем счел его лучшей основой для моноспектакля.

Театр поколений

Новелла «Патриотизм» была написана в 1966 году. Она повествует об офицере, который делает страшный выбор между жизнью и воинской честью, а также товарищеской солидарностью. Особенно трагичный оттенок этой преисполненной исторического пафоса драме придает судьба его молоденькой жены, с которой они прожили страшно короткий промежуток счастья. Она уходит из жизни сразу после того, как муж у нее на глазах совершает харакири и умирает в агонии. Это было их обоюдным решением, и у девушки даже не было сомнений в своем долге последовать за любимым.

Примечательно то, что автор Юкио Мисима закончил жизнь так же, как его герои, — после неудачной попытки совершить государственный переворот он также сделал себе харакири. Возможно, в новелле «Патриотизм» он предчувствовал, что его ожидает на собственном пути.

Театр поколений

Безусловно, это — нелегкий образец для традиционной постановки, и попытка вникнуть в концепцию японской философии — рискованный ход, ибо велика опасность сорваться в пошлость и фальшь. Поэтому постановка в виде литературного вечера с музыкальным и пластическим обрамлением — оправданный ход, хоть и рассчитанный не на массовую аудиторию. Выступление Светланы Смирновой сопровождается гитарными импровизациями музыканта Артема Ширяева. Идея оправдала себя: спектакль стал участником фестивалей «Монофест» в 2014 году в Перми, «Монокль» в 2015 году в Санкт-Петербурге и Solo в 2015 году в Москве.

Театр поколений

Вопросы в данном случае возникают не к постановке, а к самому произведению, которое настолько непривычно западному и в частности российскому сознанию, что по окончании пьесы трудно понять вкус и оттенок своих впечатлений. Возможно, еще десять лет назад оно было бы просто одним из образцов прекрасной, загадочной и в чем-то пугающей культуры, замешанной и на обостренном сознании чести, и на культе смерти как благостного перехода в иное измерение. Но в данный момент, в связи с напряжением политического, социального и идеологического фона, самоубийство во имя императора и знамени у некоторой части аудитории явно вызовет скепсис. Да и престиж офицерского мундира в глазах нашего общества заметно потускнел.

Что же касается любовной линии, то нежелание жить без мужа, тем более на пике молодой и не поблекшей еще страсти, не чуждо и европейской литературе — вспомним хотя бы о «Ромео и Джульетте». Да и поступок мужчины, пожелавшего умереть раньше жены в то время как многие на его месте сначала удостоверились бы в том, что она выполнила свою клятву, не может не вызвать уважения.

Театр поколений

Но все это — и последняя ночь любви молодой пары, и скрупулезная подготовка к смерти, и натуралистичное описание самой процедуры — подано через призму очень своеобразных канонов мировоззрения и воспитания, которое западный человек зачастую не хочет принимать, так как слишком любит жизнь. И если он жертвует ею, то в искусстве это будет подано как тяжелый, трагический выбор: он в глазах зрителя или читателя — совсем не избранный и благословенный, а жертва чьих-то амбиций и нечестных игр.

Однако нельзя не отдать должное коллективу театра в том, что он продвигает в круг зрителей не самую популярную, но очень интересную и важную для понимания окружающего мира литературу. Такими путями публика сознает, что мир — велик и многослоен, что вкусы, ценности и ориентиры не исчерпываются теми образцами, что понятны лично всем и каждому.

Восточная литература — нечастый гость на российских театральных подмостках, поэтому знакомство с ней в любом случае имеет смысл. Ближайший показ спектакля «Патриотизм» состоится 18 ноября, и театр ждет новых зрителей, желающих проникнуть в «жизнь в одной дате, в одном пространстве, с одним актером».

Театр поколений

ЛЮДМИЛА СЕМЕНОВА

6 ноября 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Юрий Мамин

Юрий Мамин: Деньги на фильм мне дали питерские бандиты

В современной России у кинематографистов, отказывающихся обслуживать интересы власти, нет никаких перспектив, считает режиссер Юрий Мамин. Из России в США на прошлой неделе вместе с супругой актрисой Людмилой Самохваловой уехал известный кинорежиссер, автор культовых фильмов «Праздник Нептуна», «Фонтан» и «Окно в Париж» Юрий Мамин. Перед отъездом в интервью «Росбалту» он рассказал о причинах своего решения и о том, как устроена российская киноиндустрия.

Алла Шелест, с сайта Мариинского театра

Алла Шелест – трагическая фигура русского балета

Алла Яковлевна Шелест. Великая Алла Шелест. В этом году поклонники русского балета отмечают ее столетие. Легенды ходили об ее уникальном прыжке, шаге, стремительных вращениях. Но главное – она обладала неповторимым даром создания глубокого образа. Только так она подходила к каждой из станцованных ею партий. Масштаб личности балерины отражался в масштабе ее сценических образов. Ее можно назвать великой драматической и трагедийной актрисой. И сама она – трагическая фигура русского балета. Беда заключалась в отсутствии вокруг подлинной художественной жизни.

Борис Березовский

Горячий февраль Бориса Березовского

В Большом зале Петербургской филармонии февраль 2019 года выдался на редкость интересным. Состоялось несколько событийных концертов. «Петербургский авангард» посетил некоторые из них и решил рассказать своим читателям. Начнем с последнего — на сцене Большого зала выступил знаменитый пианист Борис Березовский, редкий гость в Санкт-Петербурге.

Марина Колдобская, предоставлено художницей

Марина Колдобская: Фрики украшают жизнь

Художник и журналист Марина Колдобская окончила ЛВХПУ имени Веры Мухиной. Входит в состав Товарищества «Свободная культура» и Культурного Европарламента. Марина Колдобская известна как участница первой в России женской арт-группы «Я люблю тебя, Жизнь!» (1991) и организатор женской арт-группы «Любимые люди» (1995).

ТЮЗ, режиссер Елизавета Бондарь

Во всем есть музыка

На Малой сцене Санкт-Петербургского Театра юных зрителей оперный режиссер Лиза Бондарь поставила драматический спектакль по повести известного писателя, обладателя множества литературных премий Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Премьера постановки состоялась 6 марта, а 7 марта состоится второй показ. Приглашение на постановку в ТЮЗ молодого режиссера из Москвы Елизаветы Бондарь можно отнести к новаторству и поискам нового пути в разговоре с современным зрителем.

Театр Karlsson Haus

Karlsson Haus бесстрашно отпраздновал 13

22 февраля театр Karlsson Haus отметил свой 13-й день рождения в любимой обстановке — уютной и загадочной, как все его спектакли. История этого кукольного и фигуративного театра началась с флигеля на набережной Фонтанки, где появился петербургский домик героя Астрид Линдгрен, и состоялась премьера спектакля «Мой Карлсон». Роль повзрослевшего Малыша в нем сыграл Борис Константинов, который в настоящее время является художественным руководителем Театра кукол Сергея Образцова.