Театр Поколений откроет неизвестные страницы блокады Ленинграда

Петербургский Театр Поколений (Лахтинская улица, 25А) в субботу и воскресенье, 27 и 28 января, дает премьеру постановки «67/871» по пьесе Елены Греминой («Театр.doc», Москва). Это — документальный спектакль о блокаде Ленинграда с участием немецких актеров из берлинского Theater Unterm Dach. Проект был инициирован режиссером Эберхардом Келлером (Германия) и художественным руководителем Театра Поколений Данилой Корогодским.

Театр Поколений, «67/871»

Петербургский Театр Поколений (Лахтинская улица, 25А) в субботу и воскресенье, 27 и 28 января, дает премьеру постановки «67/871» по пьесе Елены Греминой («Театр.doc», Москва). Это — документальный спектакль о блокаде Ленинграда с участием немецких актеров из берлинского Theater Unterm Dach. Проект был инициирован режиссером Эберхардом Келлером (Германия) и художественным руководителем Театра Поколений Данилой Корогодским.

Театр Поколений, «67/871»

Режиссер спектакля Эберхард Келлер уверен, что «67/871» — это спектакль-испытание. «Более миллиона людей погибло в осажденном фашистами Ленинграде с 8 сентября 1941-го по 27 января 1944 года. Представления об одном из самых жестоких военных преступлений в истории на удивление разные в России и Германии. В этом театральном проекте мы исследуем противоречия в восприятии событий», — считает он.

Премьера «67/871» состоялась еще в сентябре прошлого года в Берлине и была приурочена к годовщине начала блокады Ленинграда фашистскими войсками в 1941-1944 годов. В Санкт-Петербурге артисты версию спектакля, дополненную второй частью, в которой в формате читки будут представлены материалы, не вошедшие в драматургический текст.

Театр Поколений, «67/871»

Об этом на специальной пресс-конференции в ТАСС сообщили создатели постановки — актеры Театра Поколений Валентин Левицкий, Елена Полякова, Светлана Смирнова-Кацагаджиева, Татьяна Шуклина и актриса Theater Unterm Dach Сюзанна Хосс.

«Идея создания проекта возникла у режиссера Эберхарда Келлера и Ивонн Гризель, переводчицы и давнего друга Театра Поколений. Эта тема беспокоит и тревожит не только русских, но и немцев. Один из немецких фондов выделил грант на нашу постановку. Способ работы над материалом был необычным, потому что не было никакой готовой пьесы. Мы решили заново разобраться с разными перспективами восприятия этих событий. И начали с того, что актеры театра встречались с оставшимися в живых блокадниками, а также с участниками войны с немецкой стороны. Кроме того, мы использовали документы из берлинского Музея блокады. Весь собранный материал был передан драматургу Елене Греминой, которая подвергла это литературной обработке и придала окончательную форму. Таким образом появился проект «67/871» — 67 историй о блокаде Ленинграда, которая длилась 871 день», — рассказал Валентин Левицкий.

Театр Поколений, «67/871»

По словам Татьяны Шуклиной, как только актеры узнали об идее такой постановки, все они активно включились в работу. К процессу сбора материала присоединились и друзья театра. «Списки блокадников, с которыми мы разговаривали, были предоставлены Музеем обороны и блокады Ленинграда. Лично я разговаривала с 86-летней блокадницей, и для нее было невыносимо трудно вспоминать о тяжелом военном времени. Она рассказывала о блокаде со слезами на глазах, и я уверена, что мы не имеем права забывать об этом времени», — рассказала актриса.

Театр Поколений, «67/871»

В свою очередь Сюзана Хосс, представляющая берлинский театра, призналась, что ее тоже волнует эта тема и она гордится, что является частью проекта «67/871». «Существуют совершенно разные точки зрения на тему блокады Ленинграда — в России и в Германии. И даже в разных частях Германии — бывшей советской ГДР и капиталистической ФРГ. Я росла в ГДР, и в школе нам немного рассказывали об этом. Но далеко не везде в Германии дело обстоит таким же образом. Поэтому наша постановка — возможность обменяться знанием, ощущением и чувством по поводу того, что происходило в Ленинграде 1941-1944 годов», — добавила она.

Театр Поколений, «67/871»

Все актеры, принимающие участие в постановке, единодушно признались, что в процессе работы над документальным спектаклем узнали много нового о блокаде Ленинграда, о которой, казалось бы, известно все каждому петербуржцу.

Театр Поколений, «67/871»

«Я внучка блокадницы, которой уже давно нет в живых. Эта тема всегда была в моей семье. Мне мама пересказывала то, что говорила о блокаде моя бабушка. Моя двоюродная бабушка до сих пор жива, и от нее я тоже много слышала о войне. Тем не менее, я заново открыла эту тему для себя, узнала много нового о жизни обычных ленинградцев, оказавшихся в осаде. На мой взгляд, в спектакле «67/871» получился интересный симбиоз документального и драматического театра», — отметила Светлана Смирнова-Кацагаджиева.

Театр Поколений, «67/871»

Драматург Елена Гремина рассказала, что в спектакле показана жизнь обычных людей в условиях осажденного города. В пьесу включены стихи блокадных поэтов, отрывки из дневников Ольги Берггольц — яркое свидетельство того времени. По мнению Елены Поляковой, проект о том, что «надо жить, когда невозможно жить». «И это смогли доказать ленинградцы в блокадном городе. Вечная им память и благодарность», — добавил она.

Валентин Левицкий особо подчеркнул, что создатели проекта «67/871» не пытаются навязать какое-то единое восприятие истории, какие-то оценки происходившего в блокадном городе.

Театр Поколений, «67/871»

«Естественно, актеры эмоционально подключаются к тому, что произносят. Но эмоциональность — это зыбкая область манипуляции. И режиссер Эберхард Келлер очень точно выстроил этот баланс, когда актерская эмоциональность не уводит зрителя в сторону и не показывает, что ему думать и чувствовать. Все равно у каждого зрителя формируются свои выводы, свое восприятие, оно не связано с оценкой исторического факта. Оно скорее приводит к большей информированности и к возможности взглянуть на трагедию немного иначе», — пояснил он.

Театр Поколений, «67/871»

После премьеры спектакля «67/871» 27 и 28 января его не будут показывать до лета. Затем постановка будет дополнена другими историями блокадников. «И мы надеемся показать этот проект в Москве», — сообщил Валентин Левицкий.

Подробности можно найти на официальном сайте Театра Поколений.

Театр Поколений, «67/871»

26 января 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии: с сайта Театра Поколений.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).

картина Репина

Одно из крупнейших полотен Репина покидает Русский музей

Сегодня в Русском музее состоялся демонтаж картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Полотно размером четыре на восемь метров отправится на выставку в Третьяковскую галерею.

Георгий Штиль, фото Анны Глебовой

Георгий Штиль: Сергея Юрского, по сути, выгнали из Ленинграда

8 февраля в возрасте 83 лет ушел из жизни народный артист России Сергей Юрский. Причиной смерти актера стала остановка сердца. На протяжении двадцати лет он служил в петербургском Большом драматическом театре. Этот артист мыслил иначе, чем большинство, и раньше других понял, что происходит со страной и народом, вспоминает актер БДТ Георгий Штиль, который дал интервью корреспонденту Росбалта и рассказал, почему Юрский был вынужден покинуть Ленинград.

Премия Прорыв, офф-программа, Гамлет

Офф-программа премии «Прорыв»: Гамлет и Тутанхамон

Офф-программа театральной премии для молодых «Прорыв» приготовила для зрителя открытия, которые будут сделаны 1 и 2 марта 2019 года, накануне вручения самой награды — церемония запланирована на 4 марта. Каждый год премия представляет в Санкт-Петербурге яркие работы постановщиков из других регионов России. В этом году свои спектакли покажут два театра — новосибирский «Старый дом» и Псковский драматический театр.

актриса Надежда Шумилова

Надежда Шумилова: Стараюсь влюбиться в каждую роль

Таких актеров-старожилов, помнящих времена Зиновия Корогодского, в петербургском Театре юных зрителей, осталось двенадцать. Из их числа — актриса Надежда Шумилова, прекрасная, чуткая, восприимчивая, скромная и в то же время отчаянная, рисковая. Эти характеристики можно отнести к ней и как к человеку, и как к артистке. В конце января 2019 года Надежде Александровне исполнилось 65 лет. Корреспондент «Петербургского авангарда» поздравил актрису и побеседовал с ней о сюрпризах и превратностях актерской судьбы.