Театр Поколений откроет неизвестные страницы блокады Ленинграда

Петербургский Театр Поколений (Лахтинская улица, 25А) в субботу и воскресенье, 27 и 28 января, дает премьеру постановки «67/871» по пьесе Елены Греминой («Театр.doc», Москва). Это — документальный спектакль о блокаде Ленинграда с участием немецких актеров из берлинского Theater Unterm Dach. Проект был инициирован режиссером Эберхардом Келлером (Германия) и художественным руководителем Театра Поколений Данилой Корогодским.

Театр Поколений, «67/871»

Петербургский Театр Поколений (Лахтинская улица, 25А) в субботу и воскресенье, 27 и 28 января, дает премьеру постановки «67/871» по пьесе Елены Греминой («Театр.doc», Москва). Это — документальный спектакль о блокаде Ленинграда с участием немецких актеров из берлинского Theater Unterm Dach. Проект был инициирован режиссером Эберхардом Келлером (Германия) и художественным руководителем Театра Поколений Данилой Корогодским.

Театр Поколений, «67/871»

Режиссер спектакля Эберхард Келлер уверен, что «67/871» — это спектакль-испытание. «Более миллиона людей погибло в осажденном фашистами Ленинграде с 8 сентября 1941-го по 27 января 1944 года. Представления об одном из самых жестоких военных преступлений в истории на удивление разные в России и Германии. В этом театральном проекте мы исследуем противоречия в восприятии событий», — считает он.

Премьера «67/871» состоялась еще в сентябре прошлого года в Берлине и была приурочена к годовщине начала блокады Ленинграда фашистскими войсками в 1941-1944 годов. В Санкт-Петербурге артисты версию спектакля, дополненную второй частью, в которой в формате читки будут представлены материалы, не вошедшие в драматургический текст.

Театр Поколений, «67/871»

Об этом на специальной пресс-конференции в ТАСС сообщили создатели постановки — актеры Театра Поколений Валентин Левицкий, Елена Полякова, Светлана Смирнова-Кацагаджиева, Татьяна Шуклина и актриса Theater Unterm Dach Сюзанна Хосс.

«Идея создания проекта возникла у режиссера Эберхарда Келлера и Ивонн Гризель, переводчицы и давнего друга Театра Поколений. Эта тема беспокоит и тревожит не только русских, но и немцев. Один из немецких фондов выделил грант на нашу постановку. Способ работы над материалом был необычным, потому что не было никакой готовой пьесы. Мы решили заново разобраться с разными перспективами восприятия этих событий. И начали с того, что актеры театра встречались с оставшимися в живых блокадниками, а также с участниками войны с немецкой стороны. Кроме того, мы использовали документы из берлинского Музея блокады. Весь собранный материал был передан драматургу Елене Греминой, которая подвергла это литературной обработке и придала окончательную форму. Таким образом появился проект «67/871» — 67 историй о блокаде Ленинграда, которая длилась 871 день», — рассказал Валентин Левицкий.

Театр Поколений, «67/871»

По словам Татьяны Шуклиной, как только актеры узнали об идее такой постановки, все они активно включились в работу. К процессу сбора материала присоединились и друзья театра. «Списки блокадников, с которыми мы разговаривали, были предоставлены Музеем обороны и блокады Ленинграда. Лично я разговаривала с 86-летней блокадницей, и для нее было невыносимо трудно вспоминать о тяжелом военном времени. Она рассказывала о блокаде со слезами на глазах, и я уверена, что мы не имеем права забывать об этом времени», — рассказала актриса.

Театр Поколений, «67/871»

В свою очередь Сюзана Хосс, представляющая берлинский театра, призналась, что ее тоже волнует эта тема и она гордится, что является частью проекта «67/871». «Существуют совершенно разные точки зрения на тему блокады Ленинграда — в России и в Германии. И даже в разных частях Германии — бывшей советской ГДР и капиталистической ФРГ. Я росла в ГДР, и в школе нам немного рассказывали об этом. Но далеко не везде в Германии дело обстоит таким же образом. Поэтому наша постановка — возможность обменяться знанием, ощущением и чувством по поводу того, что происходило в Ленинграде 1941-1944 годов», — добавила она.

Театр Поколений, «67/871»

Все актеры, принимающие участие в постановке, единодушно признались, что в процессе работы над документальным спектаклем узнали много нового о блокаде Ленинграда, о которой, казалось бы, известно все каждому петербуржцу.

Театр Поколений, «67/871»

«Я внучка блокадницы, которой уже давно нет в живых. Эта тема всегда была в моей семье. Мне мама пересказывала то, что говорила о блокаде моя бабушка. Моя двоюродная бабушка до сих пор жива, и от нее я тоже много слышала о войне. Тем не менее, я заново открыла эту тему для себя, узнала много нового о жизни обычных ленинградцев, оказавшихся в осаде. На мой взгляд, в спектакле «67/871» получился интересный симбиоз документального и драматического театра», — отметила Светлана Смирнова-Кацагаджиева.

Театр Поколений, «67/871»

Драматург Елена Гремина рассказала, что в спектакле показана жизнь обычных людей в условиях осажденного города. В пьесу включены стихи блокадных поэтов, отрывки из дневников Ольги Берггольц — яркое свидетельство того времени. По мнению Елены Поляковой, проект о том, что «надо жить, когда невозможно жить». «И это смогли доказать ленинградцы в блокадном городе. Вечная им память и благодарность», — добавил она.

Валентин Левицкий особо подчеркнул, что создатели проекта «67/871» не пытаются навязать какое-то единое восприятие истории, какие-то оценки происходившего в блокадном городе.

Театр Поколений, «67/871»

«Естественно, актеры эмоционально подключаются к тому, что произносят. Но эмоциональность — это зыбкая область манипуляции. И режиссер Эберхард Келлер очень точно выстроил этот баланс, когда актерская эмоциональность не уводит зрителя в сторону и не показывает, что ему думать и чувствовать. Все равно у каждого зрителя формируются свои выводы, свое восприятие, оно не связано с оценкой исторического факта. Оно скорее приводит к большей информированности и к возможности взглянуть на трагедию немного иначе», — пояснил он.

Театр Поколений, «67/871»

После премьеры спектакля «67/871» 27 и 28 января его не будут показывать до лета. Затем постановка будет дополнена другими историями блокадников. «И мы надеемся показать этот проект в Москве», — сообщил Валентин Левицкий.

Подробности можно найти на официальном сайте Театра Поколений.

Театр Поколений, «67/871»

26 января 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии: с сайта Театра Поколений.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.