Театр Поколений откроет неизвестные страницы блокады Ленинграда

Петербургский Театр Поколений (Лахтинская улица, 25А) в субботу и воскресенье, 27 и 28 января, дает премьеру постановки «67/871» по пьесе Елены Греминой («Театр.doc», Москва). Это — документальный спектакль о блокаде Ленинграда с участием немецких актеров из берлинского Theater Unterm Dach. Проект был инициирован режиссером Эберхардом Келлером (Германия) и художественным руководителем Театра Поколений Данилой Корогодским.

Театр Поколений, «67/871»

Петербургский Театр Поколений (Лахтинская улица, 25А) в субботу и воскресенье, 27 и 28 января, дает премьеру постановки «67/871» по пьесе Елены Греминой («Театр.doc», Москва). Это — документальный спектакль о блокаде Ленинграда с участием немецких актеров из берлинского Theater Unterm Dach. Проект был инициирован режиссером Эберхардом Келлером (Германия) и художественным руководителем Театра Поколений Данилой Корогодским.

Театр Поколений, «67/871»

Режиссер спектакля Эберхард Келлер уверен, что «67/871» — это спектакль-испытание. «Более миллиона людей погибло в осажденном фашистами Ленинграде с 8 сентября 1941-го по 27 января 1944 года. Представления об одном из самых жестоких военных преступлений в истории на удивление разные в России и Германии. В этом театральном проекте мы исследуем противоречия в восприятии событий», — считает он.

Премьера «67/871» состоялась еще в сентябре прошлого года в Берлине и была приурочена к годовщине начала блокады Ленинграда фашистскими войсками в 1941-1944 годов. В Санкт-Петербурге артисты версию спектакля, дополненную второй частью, в которой в формате читки будут представлены материалы, не вошедшие в драматургический текст.

Театр Поколений, «67/871»

Об этом на специальной пресс-конференции в ТАСС сообщили создатели постановки — актеры Театра Поколений Валентин Левицкий, Елена Полякова, Светлана Смирнова-Кацагаджиева, Татьяна Шуклина и актриса Theater Unterm Dach Сюзанна Хосс.

«Идея создания проекта возникла у режиссера Эберхарда Келлера и Ивонн Гризель, переводчицы и давнего друга Театра Поколений. Эта тема беспокоит и тревожит не только русских, но и немцев. Один из немецких фондов выделил грант на нашу постановку. Способ работы над материалом был необычным, потому что не было никакой готовой пьесы. Мы решили заново разобраться с разными перспективами восприятия этих событий. И начали с того, что актеры театра встречались с оставшимися в живых блокадниками, а также с участниками войны с немецкой стороны. Кроме того, мы использовали документы из берлинского Музея блокады. Весь собранный материал был передан драматургу Елене Греминой, которая подвергла это литературной обработке и придала окончательную форму. Таким образом появился проект «67/871» — 67 историй о блокаде Ленинграда, которая длилась 871 день», — рассказал Валентин Левицкий.

Театр Поколений, «67/871»

По словам Татьяны Шуклиной, как только актеры узнали об идее такой постановки, все они активно включились в работу. К процессу сбора материала присоединились и друзья театра. «Списки блокадников, с которыми мы разговаривали, были предоставлены Музеем обороны и блокады Ленинграда. Лично я разговаривала с 86-летней блокадницей, и для нее было невыносимо трудно вспоминать о тяжелом военном времени. Она рассказывала о блокаде со слезами на глазах, и я уверена, что мы не имеем права забывать об этом времени», — рассказала актриса.

Театр Поколений, «67/871»

В свою очередь Сюзана Хосс, представляющая берлинский театра, призналась, что ее тоже волнует эта тема и она гордится, что является частью проекта «67/871». «Существуют совершенно разные точки зрения на тему блокады Ленинграда — в России и в Германии. И даже в разных частях Германии — бывшей советской ГДР и капиталистической ФРГ. Я росла в ГДР, и в школе нам немного рассказывали об этом. Но далеко не везде в Германии дело обстоит таким же образом. Поэтому наша постановка — возможность обменяться знанием, ощущением и чувством по поводу того, что происходило в Ленинграде 1941-1944 годов», — добавила она.

Театр Поколений, «67/871»

Все актеры, принимающие участие в постановке, единодушно признались, что в процессе работы над документальным спектаклем узнали много нового о блокаде Ленинграда, о которой, казалось бы, известно все каждому петербуржцу.

Театр Поколений, «67/871»

«Я внучка блокадницы, которой уже давно нет в живых. Эта тема всегда была в моей семье. Мне мама пересказывала то, что говорила о блокаде моя бабушка. Моя двоюродная бабушка до сих пор жива, и от нее я тоже много слышала о войне. Тем не менее, я заново открыла эту тему для себя, узнала много нового о жизни обычных ленинградцев, оказавшихся в осаде. На мой взгляд, в спектакле «67/871» получился интересный симбиоз документального и драматического театра», — отметила Светлана Смирнова-Кацагаджиева.

Театр Поколений, «67/871»

Драматург Елена Гремина рассказала, что в спектакле показана жизнь обычных людей в условиях осажденного города. В пьесу включены стихи блокадных поэтов, отрывки из дневников Ольги Берггольц — яркое свидетельство того времени. По мнению Елены Поляковой, проект о том, что «надо жить, когда невозможно жить». «И это смогли доказать ленинградцы в блокадном городе. Вечная им память и благодарность», — добавил она.

Валентин Левицкий особо подчеркнул, что создатели проекта «67/871» не пытаются навязать какое-то единое восприятие истории, какие-то оценки происходившего в блокадном городе.

Театр Поколений, «67/871»

«Естественно, актеры эмоционально подключаются к тому, что произносят. Но эмоциональность — это зыбкая область манипуляции. И режиссер Эберхард Келлер очень точно выстроил этот баланс, когда актерская эмоциональность не уводит зрителя в сторону и не показывает, что ему думать и чувствовать. Все равно у каждого зрителя формируются свои выводы, свое восприятие, оно не связано с оценкой исторического факта. Оно скорее приводит к большей информированности и к возможности взглянуть на трагедию немного иначе», — пояснил он.

Театр Поколений, «67/871»

После премьеры спектакля «67/871» 27 и 28 января его не будут показывать до лета. Затем постановка будет дополнена другими историями блокадников. «И мы надеемся показать этот проект в Москве», — сообщил Валентин Левицкий.

Подробности можно найти на официальном сайте Театра Поколений.

Театр Поколений, «67/871»

26 января 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии: с сайта Театра Поколений.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Гете-институт

Гёте-институт дарит на свой юбилей Фестиваль немецкого кино

С 25 по 28 октября в киноцентре «Родина» пройдет Фестиваль немецкого кино. Публика сможет насладиться премьерами новейших немецких фильмов, которые уже принимали участие в Берлинском кинофестивале. Этот год стал для кинематографа Германии очень успешным, и четыре картины с Берлинале можно будет увидеть в рамках 15-го Фестиваля немецкого кино в Петербурге. Организатором мероприятия, как и в предыдущие 14 лет, выступает Гёте-институт, который в 2018-м отмечает 25-летие своей деятельности в Петербурге.

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.