Театр Поколений откроет неизвестные страницы блокады Ленинграда

Петербургский Театр Поколений (Лахтинская улица, 25А) в субботу и воскресенье, 27 и 28 января, дает премьеру постановки «67/871» по пьесе Елены Греминой («Театр.doc», Москва). Это — документальный спектакль о блокаде Ленинграда с участием немецких актеров из берлинского Theater Unterm Dach. Проект был инициирован режиссером Эберхардом Келлером (Германия) и художественным руководителем Театра Поколений Данилой Корогодским.

Театр Поколений, «67/871»

Петербургский Театр Поколений (Лахтинская улица, 25А) в субботу и воскресенье, 27 и 28 января, дает премьеру постановки «67/871» по пьесе Елены Греминой («Театр.doc», Москва). Это — документальный спектакль о блокаде Ленинграда с участием немецких актеров из берлинского Theater Unterm Dach. Проект был инициирован режиссером Эберхардом Келлером (Германия) и художественным руководителем Театра Поколений Данилой Корогодским.

Театр Поколений, «67/871»

Режиссер спектакля Эберхард Келлер уверен, что «67/871» — это спектакль-испытание. «Более миллиона людей погибло в осажденном фашистами Ленинграде с 8 сентября 1941-го по 27 января 1944 года. Представления об одном из самых жестоких военных преступлений в истории на удивление разные в России и Германии. В этом театральном проекте мы исследуем противоречия в восприятии событий», — считает он.

Премьера «67/871» состоялась еще в сентябре прошлого года в Берлине и была приурочена к годовщине начала блокады Ленинграда фашистскими войсками в 1941-1944 годов. В Санкт-Петербурге артисты версию спектакля, дополненную второй частью, в которой в формате читки будут представлены материалы, не вошедшие в драматургический текст.

Театр Поколений, «67/871»

Об этом на специальной пресс-конференции в ТАСС сообщили создатели постановки — актеры Театра Поколений Валентин Левицкий, Елена Полякова, Светлана Смирнова-Кацагаджиева, Татьяна Шуклина и актриса Theater Unterm Dach Сюзанна Хосс.

«Идея создания проекта возникла у режиссера Эберхарда Келлера и Ивонн Гризель, переводчицы и давнего друга Театра Поколений. Эта тема беспокоит и тревожит не только русских, но и немцев. Один из немецких фондов выделил грант на нашу постановку. Способ работы над материалом был необычным, потому что не было никакой готовой пьесы. Мы решили заново разобраться с разными перспективами восприятия этих событий. И начали с того, что актеры театра встречались с оставшимися в живых блокадниками, а также с участниками войны с немецкой стороны. Кроме того, мы использовали документы из берлинского Музея блокады. Весь собранный материал был передан драматургу Елене Греминой, которая подвергла это литературной обработке и придала окончательную форму. Таким образом появился проект «67/871» — 67 историй о блокаде Ленинграда, которая длилась 871 день», — рассказал Валентин Левицкий.

Театр Поколений, «67/871»

По словам Татьяны Шуклиной, как только актеры узнали об идее такой постановки, все они активно включились в работу. К процессу сбора материала присоединились и друзья театра. «Списки блокадников, с которыми мы разговаривали, были предоставлены Музеем обороны и блокады Ленинграда. Лично я разговаривала с 86-летней блокадницей, и для нее было невыносимо трудно вспоминать о тяжелом военном времени. Она рассказывала о блокаде со слезами на глазах, и я уверена, что мы не имеем права забывать об этом времени», — рассказала актриса.

Театр Поколений, «67/871»

В свою очередь Сюзана Хосс, представляющая берлинский театра, призналась, что ее тоже волнует эта тема и она гордится, что является частью проекта «67/871». «Существуют совершенно разные точки зрения на тему блокады Ленинграда — в России и в Германии. И даже в разных частях Германии — бывшей советской ГДР и капиталистической ФРГ. Я росла в ГДР, и в школе нам немного рассказывали об этом. Но далеко не везде в Германии дело обстоит таким же образом. Поэтому наша постановка — возможность обменяться знанием, ощущением и чувством по поводу того, что происходило в Ленинграде 1941-1944 годов», — добавила она.

Театр Поколений, «67/871»

Все актеры, принимающие участие в постановке, единодушно признались, что в процессе работы над документальным спектаклем узнали много нового о блокаде Ленинграда, о которой, казалось бы, известно все каждому петербуржцу.

Театр Поколений, «67/871»

«Я внучка блокадницы, которой уже давно нет в живых. Эта тема всегда была в моей семье. Мне мама пересказывала то, что говорила о блокаде моя бабушка. Моя двоюродная бабушка до сих пор жива, и от нее я тоже много слышала о войне. Тем не менее, я заново открыла эту тему для себя, узнала много нового о жизни обычных ленинградцев, оказавшихся в осаде. На мой взгляд, в спектакле «67/871» получился интересный симбиоз документального и драматического театра», — отметила Светлана Смирнова-Кацагаджиева.

Театр Поколений, «67/871»

Драматург Елена Гремина рассказала, что в спектакле показана жизнь обычных людей в условиях осажденного города. В пьесу включены стихи блокадных поэтов, отрывки из дневников Ольги Берггольц — яркое свидетельство того времени. По мнению Елены Поляковой, проект о том, что «надо жить, когда невозможно жить». «И это смогли доказать ленинградцы в блокадном городе. Вечная им память и благодарность», — добавил она.

Валентин Левицкий особо подчеркнул, что создатели проекта «67/871» не пытаются навязать какое-то единое восприятие истории, какие-то оценки происходившего в блокадном городе.

Театр Поколений, «67/871»

«Естественно, актеры эмоционально подключаются к тому, что произносят. Но эмоциональность — это зыбкая область манипуляции. И режиссер Эберхард Келлер очень точно выстроил этот баланс, когда актерская эмоциональность не уводит зрителя в сторону и не показывает, что ему думать и чувствовать. Все равно у каждого зрителя формируются свои выводы, свое восприятие, оно не связано с оценкой исторического факта. Оно скорее приводит к большей информированности и к возможности взглянуть на трагедию немного иначе», — пояснил он.

Театр Поколений, «67/871»

После премьеры спектакля «67/871» 27 и 28 января его не будут показывать до лета. Затем постановка будет дополнена другими историями блокадников. «И мы надеемся показать этот проект в Москве», — сообщил Валентин Левицкий.

Подробности можно найти на официальном сайте Театра Поколений.

Театр Поколений, «67/871»

26 января 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии: с сайта Театра Поколений.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

выставка Анатолия Прошкина

Первая персональная выставка Анатолия Прошкина

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI века (набережная канала Грибоедова, 103) в воскресенье, 25 февраля, завершается выставка одного из ярких представителей советской школы живописи, Анатолия Прошкина, принадлежащего к знаменитой художественной династии, в которую входили такие мастера, как Виктор, Владимир и Марианна Прошкины, Виктория Белаковская.

Полина Осетинская

Голос из зала: о Полине Осетинской

Все было замечательно в тот вечер. Играла Полина Осетинская, сольный концерт, два отделения. Концертный зал Мариинского театра. Бах, Бетховен. И Брамс, те его сочинения, которые мы уже слышали ровно месяц назад на печальном и трогательном вечере памяти нашего общего друга Павла Егорова. Исполнительница любит романтическую музыку, либо, вероятно, обладает даром сделать романтическим то, что у нее изначально вызывает душевный отклик.

Лео Штайнберг

Женственность под мужским именем

В галерее «Течение» творческого пространства «Артмуза» (13-я линия Васильевского острова, 70, 3 этаж) продолжается персональная выставка художника-сюрреалиста Лео Штайнберг. Псевдоним, вероятно, отсылает к фигуре выдающегося американского критика и историка искусства, уроженца СССР Льва Штейнберга. Однако выставка «Стыд: эстетика женственности» представляет работы молодой художницы, уже прославившейся своим активным и незаурядным творчеством.

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр дождей

«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.