Театр эстрады поздравил дам «Искусством жениться»

Мюзикл «Искусство жениться» на музыку Владимира Баскина и либретто Евгения Муравьева стал подарком петербурженкам к 8 марта. Этот спектакль показали в Театре Эстрады имени Райкина (Большая Конюшенная улица, 27) в праздничные дни, погрузив лучшую половину человечества в мечты о прекрасной любви и удачном замужестве. Остроумная комедия Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным», по мотивам которой создана постановка в театре, руководимом Юрием Гальцевым, была написана в 1894 году.

Искусство жениться

И уже на следующий год состоялась премьера: сказать, что спектакль был благосклонно принят зрителями и критиками — это ничего не сказать. Остроумие английского драматурга довело публику до такой истерики, что постановку пришлось прервать.

Это были годы головокружительной славы Оскара Уайльда и такого же стремительного падения в тюрьму и ссылку. К счастью, «великосветская комедия» была написана до того, как писатель был отправлен на каторжные работы. Она создана еще тем саркастичным и блистательным модником, остроты которого передавались из уст в уста в великосветских салонах. Этими колкостями и меткими выражениями буквально усыпана постановка Театра Эстрады, и уже за это хочется поблагодарить ее создателей.

А если принять во внимание, что Оскар Уайльд, к сожалению, не частый гость в российском кинематографе и на театральных подмостках, то можно сказать, что подарок к Празднику весны получился роскошным. В «Искусстве жениться» прекрасно все: начиная с декораций, выполненных в стиле, сплавленном из модерна и стимпанка, и заканчивая костюмами (художник-постановщик — Ирина Зайцева), не говоря о музыке и игре актеров.

Интрига закручена довольно лихо: например, есть опасность запутаться в количестве Эрнестов. В английском варианте названия комедии Уайльд использовал каламбур: дело в том, что слово Earnest, означающее «серьезный», созвучно имени Эрнест, которым представляются два главных героя пьесы. Но назвать их серьезными людьми невозможно — скорее, эгоистами, прожигающими жизнь до тех пор, пока в их жизни не возникает любовь.

Искусство жениться

Богач Джек Уординг (актер Сергей Сафронов) живет в респектабельном поместье и воспитывает юную Сесили, опекуном которой он является. Иногда Уординг сбегает от сельской рутины в Лондон, где превращается в Эрнеста и ведет весьма распутный образ жизни. Его друг Алджернон Монкриф — такой же юный бездельник — прикидывается Эрнестом, когда попадает в поместье Уординга, чтобы познакомиться с загадочной Сесили.

В финале выясняется, что и Джек, и Алджернон — родные братья. Но этого мало: одного из них и вправду при рождении назвали Эрнест…

Автор постановки — известный режиссер, автор самых успешных спектаклей Театра эстрады Владимир Глазков. Он давно зарекомендовал себя как настоящий мастер легкого жанра. Глазкову удалось сохранить аристократичный английский юмор, подчеркнув его вполне современным российским. Не смотря на такое прочтение «Искусства жениться», в котором актеры частенько употребляют словечки, не свойственные для Британии XIX века, получилась постановка, несущая атмосферу викторианской Англии. Джентльмены во фраках, как водится, выпивают благородные напитки и звонят в колокольчик, чтобы вызвать слугу. Дамы в красивых нарядах и шляпках требуют объяснений, поклонения и сэндвичей с огурцом к чаю. Все, как должно быть в светском обществе конца позапрошлого века.

Кстати о слугах: их в спектакле двое — и обоих, причем разновозрастных, блестяще сыграл Кирилл Петров. В первом акте он играет «великосветского» молодого слугу Алджернона Монкрифа. Попивая шампанское и зачитывая афоризмы Уайльда, он прекрасно поет и танцует в обществе четырех фей. Эти прекрасные девушки появляются на сцене с первых мгновений спектакля, оживляя действие танцевальными номерами.

Искусство жениться

Во втором акте, который проходит в загородном поместье, Петров играет престарелого дворецкого, что не мешает ему двигаться так же бодро, как и в Лондоне, заказывая экипажи для господ. Оба слуги существуют в спектакле не только для того, чтобы произнести «кушать подано». Петрову удалось сделать две яркие роли, безусловно украсившие постановку.

Искусство жениться

Кордебалет из четырех изящных актрис в изысканных туалетах становится прекрасным дополнением к 22 эстрадным номерам на музыку Владимира Баскина, бывшего музыкального руководителя Театра Эстрады. Они динамичны и мелодичны, и не кажутся каким-то искусственно привнесенным дополнением в спектакль. Наоборот — «арии» главных героев органично вписаны в действие и впечатляют таким же остроумием, как и цитаты из Уайльда.

В «Искусстве жениться» действие построено по законам мюзикла: иногда там поет даже леди Брэкнелл (Светлана Плащевская) — главный антагонист влюбленных пар, — хотя, казалось бы, она должна быть чопорной и сдержанной. Она — властная и расчетливая мать Гвендолин, невесты Джека Уординга. Леди Брэкнелл красива, благородна и нежна, когда того требуют обстоятельства, но чаще отдает приказания железным голосом, что не мешает ей затем виртуозно исполнять вокальные партии.

Искусство жениться

В финале совершенно неожиданно, как в общем и должно быть, зритель видит три счастливые, помолвленные влюбленные пары, воссоединение двух братьев и вполне довольную леди Брэкнелл, козни которой, к счастью, никому не помешали.

В Театре Эстрады премьера «Искусства жениться» состоялась в ноябре прошлого года. Получился очень живой и динамичный музыкальный спектакль. В нем на одной сцене блистают молодые, но уже узнаваемые ученики Юрия Гальцева, и такие популярные, всем известные актеры, как например, Виктор Кривонос, лауреат «Золотой маски» и «Золотого софита», народный артист РФ, сыгравший влюбленного пастора-ханжу.

Об этом спектакле можно рассказывать бесконечно, но самый главный вердикт ему вынесла публика: на «Искусстве жениться» — всегда аншлаги, всегда смех, всегда овации и цветы…

11 марта 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены пресс-службой театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Иван Пинженин

Иван Пинженин: Хочу завести вечный двигатель обмена энергией

Петербургский поэт и музыкант Иван Пинженин родом из Екатеринбурга. Он сотрудничает со многими современными музыкантами и рок-группами. Его первая книга «В моем magazine» вышла в петербургском издательстве «Геликон Плюс» в 2012 году. К слову сказать, это издательство основано писателем Александром Житинским, который одним из первых обратился к созданию летописи российской рок-музыки.

двор Санкт-Петербурга

Новые пешеходные маршруты в Петербурге: свет и тень

Санкт-Петербург — город, который невозможно узнать до конца. Все три столетия он развивается, меняется, преподносит сюрпризы своим жителям, а уж гостям на этот город и вовсе невозможно насмотреться. Вот недавно новые пешеходные маршруты по Северной столице предложило предприятие «Ленсвет» и петербургских архитектор Екатерина Новикова.

Елена Боброва

Елена Боброва: Петербуржцы заново открывают свой город

В город, кажется, пришла теплая погода. Уже открылся сезон катаний на велосипедах и череда городских праздников для любителей двухколесных: 18 мая состоится традиционная акция «На работу на велосипеде», а 3 июня на фестивале ЗСД будет велопробег. Корреспондент «Петербургского Авангарда» поговорил с Еленой Бобровой — велогидом по Санкт-Петербургу.

Босх и Брейгель

Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».

Уланбек Баялиев

Уланбек Баялиев: «Зимняя сказка» Шекспира примеряет маску комедии

«Зимняя сказка» — предпоследняя пьеса, написанная Уильямом Шекспиром и уже не для «Глобуса». По некоторым источникам, пьесу сыграли при дворе короля за пять лет до смерти драматурга. Пьеса грустна, хотя жанр ее — трагикомедия, а название по-детски волшебное и безоблачное. На самом деле все полно предгрозового настроения и ощущения близкого конца — жизнь автора на излете, пора подводить итоги.

Конюшенная площадь

Театр ЦЕХЪ: мастерская футуризма среди памятников прошлого

Один из самых авангардных театров Санкт-Петербурга ЦЕХЪ расположен в потаенном уголке ядра культурной жизни и общественной активности города — на Конюшенной площади, в одном из скрытых корпусов большого нарядного здания. Неформальный храм нимфы субкультур и андеграунда обставлен по-молодежному аскетично и неприхотливо. Ведь в пору юности людям не нужны элегантные интерьеры, мягкие кресла, изысканное меню и избыток деталей. Для бунтарских порывов все это не более чем рамки и условности. Это естественное явление, но если бунт происходит ради самого бунта, он приводит лишь к разрушениям.