Театр эстрады поздравил дам «Искусством жениться»

Мюзикл «Искусство жениться» на музыку Владимира Баскина и либретто Евгения Муравьева стал подарком петербурженкам к 8 марта. Этот спектакль показали в Театре Эстрады имени Райкина (Большая Конюшенная улица, 27) в праздничные дни, погрузив лучшую половину человечества в мечты о прекрасной любви и удачном замужестве. Остроумная комедия Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным», по мотивам которой создана постановка в театре, руководимом Юрием Гальцевым, была написана в 1894 году.

Искусство жениться

И уже на следующий год состоялась премьера: сказать, что спектакль был благосклонно принят зрителями и критиками — это ничего не сказать. Остроумие английского драматурга довело публику до такой истерики, что постановку пришлось прервать.

Это были годы головокружительной славы Оскара Уайльда и такого же стремительного падения в тюрьму и ссылку. К счастью, «великосветская комедия» была написана до того, как писатель был отправлен на каторжные работы. Она создана еще тем саркастичным и блистательным модником, остроты которого передавались из уст в уста в великосветских салонах. Этими колкостями и меткими выражениями буквально усыпана постановка Театра Эстрады, и уже за это хочется поблагодарить ее создателей.

А если принять во внимание, что Оскар Уайльд, к сожалению, не частый гость в российском кинематографе и на театральных подмостках, то можно сказать, что подарок к Празднику весны получился роскошным. В «Искусстве жениться» прекрасно все: начиная с декораций, выполненных в стиле, сплавленном из модерна и стимпанка, и заканчивая костюмами (художник-постановщик — Ирина Зайцева), не говоря о музыке и игре актеров.

Интрига закручена довольно лихо: например, есть опасность запутаться в количестве Эрнестов. В английском варианте названия комедии Уайльд использовал каламбур: дело в том, что слово Earnest, означающее «серьезный», созвучно имени Эрнест, которым представляются два главных героя пьесы. Но назвать их серьезными людьми невозможно — скорее, эгоистами, прожигающими жизнь до тех пор, пока в их жизни не возникает любовь.

Искусство жениться

Богач Джек Уординг (актер Сергей Сафронов) живет в респектабельном поместье и воспитывает юную Сесили, опекуном которой он является. Иногда Уординг сбегает от сельской рутины в Лондон, где превращается в Эрнеста и ведет весьма распутный образ жизни. Его друг Алджернон Монкриф — такой же юный бездельник — прикидывается Эрнестом, когда попадает в поместье Уординга, чтобы познакомиться с загадочной Сесили.

В финале выясняется, что и Джек, и Алджернон — родные братья. Но этого мало: одного из них и вправду при рождении назвали Эрнест…

Автор постановки — известный режиссер, автор самых успешных спектаклей Театра эстрады Владимир Глазков. Он давно зарекомендовал себя как настоящий мастер легкого жанра. Глазкову удалось сохранить аристократичный английский юмор, подчеркнув его вполне современным российским. Не смотря на такое прочтение «Искусства жениться», в котором актеры частенько употребляют словечки, не свойственные для Британии XIX века, получилась постановка, несущая атмосферу викторианской Англии. Джентльмены во фраках, как водится, выпивают благородные напитки и звонят в колокольчик, чтобы вызвать слугу. Дамы в красивых нарядах и шляпках требуют объяснений, поклонения и сэндвичей с огурцом к чаю. Все, как должно быть в светском обществе конца позапрошлого века.

Кстати о слугах: их в спектакле двое — и обоих, причем разновозрастных, блестяще сыграл Кирилл Петров. В первом акте он играет «великосветского» молодого слугу Алджернона Монкрифа. Попивая шампанское и зачитывая афоризмы Уайльда, он прекрасно поет и танцует в обществе четырех фей. Эти прекрасные девушки появляются на сцене с первых мгновений спектакля, оживляя действие танцевальными номерами.

Искусство жениться

Во втором акте, который проходит в загородном поместье, Петров играет престарелого дворецкого, что не мешает ему двигаться так же бодро, как и в Лондоне, заказывая экипажи для господ. Оба слуги существуют в спектакле не только для того, чтобы произнести «кушать подано». Петрову удалось сделать две яркие роли, безусловно украсившие постановку.

Искусство жениться

Кордебалет из четырех изящных актрис в изысканных туалетах становится прекрасным дополнением к 22 эстрадным номерам на музыку Владимира Баскина, бывшего музыкального руководителя Театра Эстрады. Они динамичны и мелодичны, и не кажутся каким-то искусственно привнесенным дополнением в спектакль. Наоборот — «арии» главных героев органично вписаны в действие и впечатляют таким же остроумием, как и цитаты из Уайльда.

В «Искусстве жениться» действие построено по законам мюзикла: иногда там поет даже леди Брэкнелл (Светлана Плащевская) — главный антагонист влюбленных пар, — хотя, казалось бы, она должна быть чопорной и сдержанной. Она — властная и расчетливая мать Гвендолин, невесты Джека Уординга. Леди Брэкнелл красива, благородна и нежна, когда того требуют обстоятельства, но чаще отдает приказания железным голосом, что не мешает ей затем виртуозно исполнять вокальные партии.

Искусство жениться

В финале совершенно неожиданно, как в общем и должно быть, зритель видит три счастливые, помолвленные влюбленные пары, воссоединение двух братьев и вполне довольную леди Брэкнелл, козни которой, к счастью, никому не помешали.

В Театре Эстрады премьера «Искусства жениться» состоялась в ноябре прошлого года. Получился очень живой и динамичный музыкальный спектакль. В нем на одной сцене блистают молодые, но уже узнаваемые ученики Юрия Гальцева, и такие популярные, всем известные актеры, как например, Виктор Кривонос, лауреат «Золотой маски» и «Золотого софита», народный артист РФ, сыгравший влюбленного пастора-ханжу.

Об этом спектакле можно рассказывать бесконечно, но самый главный вердикт ему вынесла публика: на «Искусстве жениться» — всегда аншлаги, всегда смех, всегда овации и цветы…

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

11 марта 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены пресс-службой театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.