«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Театр дождей

Григорий Горин, вероятно, один из последних в плеяде величайших драматургов России. Конечно, уже проклевываются и еще прозвучат многие другие, но Горин — это особая планета, рожденная в неласковых советских условиях. Оттого так ярок и многослоен его мир метафор, намеков, сравнений, остроумия.

Режиссер «Театра дождей» Наталья Никитина на пресс-конференции, предшествовавшей юбилейному спектаклю, рассказала, что заболела пьесой сразу же, как только прочитала ее в 1985 году. Но узнав, что Марк Захаров снимает фильм, Наталья Никитина не решилась конкурировать и отложила Свифта на неопределенный срок. Так получилось, что фильм долго не выпускали, и Наталья Никитина все-таки решилась на постановку «Дома, который построил Свифт». И фильм, и спектакль вышли почти одновременно, но какими они оказались разными!

Театр дождей

По словам Никитиной, сам Григорий Горин поблагодарил актеров петербургского театра за то, что спектакль соответствует тому, что хотел выразить автор. К слову сказать, дружба Театра дождей и драматурга началась в 2000 году на гастролях в Москве. К сожалению, закончилась она стремительно — в июне 2000 года, через месяц после знакомства, когда Григорий Горин ушел из жизни.

Так что же так понравилось классику? Удивительно, но на сцене с минимумом декораций — в основном, в виде сеток — царит хаос, который, как ни странно очень хорошо срежиссирован. Сценография и костюмы выполнены Марией Смирновой-Несвицкой. Ей удалось вроде бы примитивным, на первый взгляд, вещам придать глубокий смысл. Чего только стоит ловушка — центральный персонаж сцены!

Театр дождей

Многие герои и явления меняют плюс на минус и обратно в считанные секунды, но к этому быстро привыкаешь. Действо наполнено образами, которые то раздражают, то почему-то исчезают, когда их как раз не хватает. В общем, все как в жизни. Вас помещают в урегулированный и комфортный внутренний хаос, где безумие общественной жизни гармонично уживается с личной любовной трагедией, а коллеги по работе — эти раздражающие йеху — вдруг могут оказаться вполне очаровательными людьми.

Понятно, что Свифт — лишь предлог, лишь маска, лишь способ рассказать о том, чему даже слово еще не придумали. Вообще странности реального Джонатана Свифта как нельзя лучше подходят для такого спектакля-размышления. Писатель, священнослужитель, настоятель Собора Святого Патрика в Дублине в конце жизни признан сумасшедшим. В своем завещании деньги и дом он оставил в пользу душевнобольных. Вот он — Дом, который построил Свифт. Мой дом — моя крепость, мое сумасшествие — моя защита.

Театр дождей

Но не все и не сразу это понимают. Например, доктор Симпсон (Александр Маков) всерьез опасается потерять рассудок, как будто это страшная потеря. Между тем, мощная фигура самого Свифта (Анатолий Рычагов) не дает и тени сомнения, что с ним все в порядке — просто окружение не то, но он к нему вполне по-христиански милосерден. Хотя именно Свифт здесь считается главным сумасшедшим, регулярно уходящим в мир иной. На протяжении всего действа он молчит, умудряясь «гипнотизировать» и коллег по сцене, и зрителей. Но вот когда в финале начинает говорить, то это кажется чем-то противоестественным.

Театр дождей

Есть еще мистер Некто (Николай Лосев), помогающий вспомнить прошлые жизни. Дворецкий (Александр Иванов), у которого «тоже есть нервы», оказывается проницательнее доктора Симпсона. В это время лилипут тонет в большой чайной чашке Свифта, а второй не может его спасти. Это — «маленькая» трагедия, вызывающая слезы, которую никто не видит, но она реальна, хотя большинству героев до нее нет никакого дела. Горькое привыкание к жизни великана Глюма (Иван Кожевников) заставляет вернуться к себе, как гипноз мистера Некто.

Кажется, что здесь нет никакой логики и связи, но это только кажется. Этот спектакль — мир нормального мыслящего человека, которому иногда приходится сомневаться в своей нормальности. Это — рассказ про жизнь со всеми ее приобретениями и потерями, который прекрасно ложится и в историю «Театра дождей».

Театр дождей

За 30 лет постановка «Дом, который построил Свифт» возрождалась трижды. Премьера спектакля состоялась 23 января 1988 года, когда и артисты, и режиссер Наталья Никитина еще составляли театр «Суббота». Второе пришествие Свифта произошло в 1992 году — специально для участия в Международном фестивале «Зимний Авиньон», в Доме Актера. На этот раз спектакль представлял уже родившийся «Театр дождей». Третья версия постановки пришлась на май 1997 года.

За эти годы в «Доме, который построил Свифт» разные роли сыграли более 100 актеров, но есть пятеро стойких, которые присутствуют в спектакле на протяжении трех десятков лет: Анатолий Рычагов — Свифт, Елена Сапронова — Ванесса, Иван Кожевников — 30 лет играет в спектакле разные роли, Александр Иванов — Патрик, дворецкий, Александр Маков — доктор Симпсон, психиатр. Но особую благодарность режиссер Наталья Никитина выразила тем, кто играет йеху и лапутян — это фон и ткань постановки, ее канва. Без них спектакль не приобрел бы необходимой целостности и гармонии.

Театр дождей

«Дом, который построил Свифт» ничего не поменяет в вашей жизни, но заставит о ней задуматься. И кто знает, что тут важнее. Хорошо, если вы ограничитесь глубокомысленным молчанием…

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

19 февраля 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены пресс-службой «Театра дождей».
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Юрий Темирканов

«Площадь Искусств» под крылом Темирканова

Девятнадцатый международный фестиваль «Площадь Искусств» пройдет в этому году с 14 по 26 декабря и будет посвящен 80-летию выдающегося дирижера Юрия Темирканова. Публику ждет встреча с крупнейшими мастерами современности, среди которых — сам Юрий Темирканов, а также Марис Янсонс, Рудольф Бухбиндер, Гидон Кремер, Лейф Ове Андснес, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Николай Луганский, Вадим Репин, Маттиас Гёрне, Камерный оркестр Concerto Köln, Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии и другие прославленные музыканты и коллективы.

режиссер Виталий Манский

Виталий Манский: Враги народа сидят в Министерстве культуры

В Санкт-Петербурге завершается кинофестиваль «Артдокфест». До 12 декабря он проходит в Северной столице параллельно с московскими показами. Из-за цензуры конкурсную часть ранее перенесли за рубеж, на площадку Рижского международного кинофестиваля. Президент «Артдокфеста», режиссер Виталий Манский рассказал о съемках раннего Путина и о новом витке борьбы Мединского с фестивалем «Артдокфест».

Денис Мацуев

Денис Мацуев и банда юных волшебников (фото)

Свое выступление знаменитый пианист Денис Мацуев анонсировал с нью-йоркских улиц за день до 5 декабря, пообещав слушателям классику и джаз, огромное количество сюрпризов, импровизацию, душевность и хорошее настроение. Однако к этому моменту почти все билеты и так уже были распроданы. Мацуевский «Джаз среди друзей» в БКЗ «Октябрьский» в представлении не нуждается – первый концерт с большим успехом состоялся в прошлом году.

Павел Сафонов

Павел Сафонов: Мольер не предал себя

На сцене Выборгского дворца культуры 8 и 9 декабря состоится петербургская премьера спектакля московского Театра Ленком — «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Премьера постановки собрала аншлаги, невиданные уже давно, а теперь и в Санкт-Петербурге билеты на «Сны господина де Мольера» стремительно разлетаются.

Андрей Носков

Андрей Носков: Я всегда обожал музыкальный театр

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии готовит премьеру мюзикла «Девчонка на миллион», в основе которого – киносценарий известного советского фильма «Начальник Чукотки». Музыку к проекту написал актер и музыкант Максим Леонидов, который исполнит в нем одну из центральных ролей. Премьерные показы пройдут на сцене театра 8-10 февраля 2019 года. Над постановкой работает Андрей Носков – актер театра и кино, известный по работам на различных сценах Санкт-Петербурга – от ТЮЗа до БДТ, а с недавних пор освоивший еще и профессию режиссера. О новом спектакле, о фугах Баха и мюзикле Элтона Джона «Билли Эллиот» Андрей Носков рассказал в преддверии премьеры.

Русский музей, Карл Маркс

Путь марксизма: в хрустале, с Микки Маусом и Пушкиным (фото)

В этом году мир отметил 200-летний юбилей Карла Маркса, остающегося одним из самых значимых и ярких мыслителей не только XX века, но и всей мировой истории. Понятия «марксизм» и «марксисты» прочно укоренились, как некий маркер политических и социальных ориентиров, в разных поколениях. Русский музей в честь этого события подготовил большую и многогранную выставку «Карл Маркс навсегда», которую петербуржцы смогут посетить в течение всего декабря и новогодних каникул.