«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Театр дождей

Григорий Горин, вероятно, один из последних в плеяде величайших драматургов России. Конечно, уже проклевываются и еще прозвучат многие другие, но Горин — это особая планета, рожденная в неласковых советских условиях. Оттого так ярок и многослоен его мир метафор, намеков, сравнений, остроумия.

Режиссер «Театра дождей» Наталья Никитина на пресс-конференции, предшествовавшей юбилейному спектаклю, рассказала, что заболела пьесой сразу же, как только прочитала ее в 1985 году. Но узнав, что Марк Захаров снимает фильм, Наталья Никитина не решилась конкурировать и отложила Свифта на неопределенный срок. Так получилось, что фильм долго не выпускали, и Наталья Никитина все-таки решилась на постановку «Дома, который построил Свифт». И фильм, и спектакль вышли почти одновременно, но какими они оказались разными!

Театр дождей

По словам Никитиной, сам Григорий Горин поблагодарил актеров петербургского театра за то, что спектакль соответствует тому, что хотел выразить автор. К слову сказать, дружба Театра дождей и драматурга началась в 2000 году на гастролях в Москве. К сожалению, закончилась она стремительно — в июне 2000 года, через месяц после знакомства, когда Григорий Горин ушел из жизни.

Так что же так понравилось классику? Удивительно, но на сцене с минимумом декораций — в основном, в виде сеток — царит хаос, который, как ни странно очень хорошо срежиссирован. Сценография и костюмы выполнены Марией Смирновой-Несвицкой. Ей удалось вроде бы примитивным, на первый взгляд, вещам придать глубокий смысл. Чего только стоит ловушка — центральный персонаж сцены!

Театр дождей

Многие герои и явления меняют плюс на минус и обратно в считанные секунды, но к этому быстро привыкаешь. Действо наполнено образами, которые то раздражают, то почему-то исчезают, когда их как раз не хватает. В общем, все как в жизни. Вас помещают в урегулированный и комфортный внутренний хаос, где безумие общественной жизни гармонично уживается с личной любовной трагедией, а коллеги по работе — эти раздражающие йеху — вдруг могут оказаться вполне очаровательными людьми.

Понятно, что Свифт — лишь предлог, лишь маска, лишь способ рассказать о том, чему даже слово еще не придумали. Вообще странности реального Джонатана Свифта как нельзя лучше подходят для такого спектакля-размышления. Писатель, священнослужитель, настоятель Собора Святого Патрика в Дублине в конце жизни признан сумасшедшим. В своем завещании деньги и дом он оставил в пользу душевнобольных. Вот он — Дом, который построил Свифт. Мой дом — моя крепость, мое сумасшествие — моя защита.

Театр дождей

Но не все и не сразу это понимают. Например, доктор Симпсон (Александр Маков) всерьез опасается потерять рассудок, как будто это страшная потеря. Между тем, мощная фигура самого Свифта (Анатолий Рычагов) не дает и тени сомнения, что с ним все в порядке — просто окружение не то, но он к нему вполне по-христиански милосерден. Хотя именно Свифт здесь считается главным сумасшедшим, регулярно уходящим в мир иной. На протяжении всего действа он молчит, умудряясь «гипнотизировать» и коллег по сцене, и зрителей. Но вот когда в финале начинает говорить, то это кажется чем-то противоестественным.

Театр дождей

Есть еще мистер Некто (Николай Лосев), помогающий вспомнить прошлые жизни. Дворецкий (Александр Иванов), у которого «тоже есть нервы», оказывается проницательнее доктора Симпсона. В это время лилипут тонет в большой чайной чашке Свифта, а второй не может его спасти. Это — «маленькая» трагедия, вызывающая слезы, которую никто не видит, но она реальна, хотя большинству героев до нее нет никакого дела. Горькое привыкание к жизни великана Глюма (Иван Кожевников) заставляет вернуться к себе, как гипноз мистера Некто.

Кажется, что здесь нет никакой логики и связи, но это только кажется. Этот спектакль — мир нормального мыслящего человека, которому иногда приходится сомневаться в своей нормальности. Это — рассказ про жизнь со всеми ее приобретениями и потерями, который прекрасно ложится и в историю «Театра дождей».

Театр дождей

За 30 лет постановка «Дом, который построил Свифт» возрождалась трижды. Премьера спектакля состоялась 23 января 1988 года, когда и артисты, и режиссер Наталья Никитина еще составляли театр «Суббота». Второе пришествие Свифта произошло в 1992 году — специально для участия в Международном фестивале «Зимний Авиньон», в Доме Актера. На этот раз спектакль представлял уже родившийся «Театр дождей». Третья версия постановки пришлась на май 1997 года.

За эти годы в «Доме, который построил Свифт» разные роли сыграли более 100 актеров, но есть пятеро стойких, которые присутствуют в спектакле на протяжении трех десятков лет: Анатолий Рычагов — Свифт, Елена Сапронова — Ванесса, Иван Кожевников — 30 лет играет в спектакле разные роли, Александр Иванов — Патрик, дворецкий, Александр Маков — доктор Симпсон, психиатр. Но особую благодарность режиссер Наталья Никитина выразила тем, кто играет йеху и лапутян — это фон и ткань постановки, ее канва. Без них спектакль не приобрел бы необходимой целостности и гармонии.

Театр дождей

«Дом, который построил Свифт» ничего не поменяет в вашей жизни, но заставит о ней задуматься. И кто знает, что тут важнее. Хорошо, если вы ограничитесь глубокомысленным молчанием…

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

19 февраля 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены пресс-службой «Театра дождей».
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

фестиваль EarlyMusic

Абсолютная гармония EarlyMusic

C 27 сентября по 12 октября в Санкт-Петербурге будет проходить двадцать первый Международный фестиваль EarlyMusic. Ему оказывает поддержку Комитета по культуре Северной столицы. На самых престижных концертных площадках города будут представлены пять концертов, премьера барочного балета в трех новеллах и первый опыт освоения русского театра XVII века — постановка школьной драмы Симеона Полоцкого «Комедия о Навуходоносоре».

Послание к человеку

«Послание к человеку» в диалоге с Северными странами

XXVIII Международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых, анимационных и экспериментальных фильмов «Послание к человеку» пройдет в Санкт-Петербурге с 15 по 22 сентября 2018 года. В эти же дни на берегах Невы откроется традиционная «Неделя Северных стран». Оба фестиваля решили вступить в диалог: в «Послание к человеку» включены показы документальных фильмов из Швеции, Исландии, Дании, Норвегии. Финляндия представила аж два фильма.

Этномеханика

Музыкальные эксперименты со всего мира

Новая сцена Александринского театра (набережная Фонтанки, 49) в субботу, 15 сентября, примет фестиваль «Этномеханика», который в девятый раз откроет для петербургской публики новые имена. Он представит кладезь оригинальности, экспериментов и звуков, собранных из разных уголков мира. Здесь отлично сочетаются турецкая народная музыка и сёрф, панк и фолк, медитативная музыка и рок, кумбия и техно, африканские ритмы и рейв, языческие пения и транс, арабские мотивы и электро, ритмические движения обрядового танца и современной дискотеки. «Петербургский авангард» знакомит читателей с коллективами, которые примут участие в фестивале.

Петроджаз-танец

«Петроджаз-танец»: Общение в движении

В Санкт-Петербурге с 15 по 30 сентября будет проходить третий международный фестиваль социального танца «Петроджаз-танец». Как сообщают организаторы, принять участие в нем может каждый желающий независимо от возраста и мастерства, потому что: во-первых, на фестивале будут проходить мастер-классы, а во-вторых — танцы созданы для общения.

Мигель, Безликие

«Безликие» ушли, но обещали вернуться

О продлении иммерсивного шоу «Безликие» в Санкт-Петербурге объявил один из продюсеров проекта Мигель (Сергей Шестеперов). В обновленном формате спектакль появится в октябре этого года: его дополнят более 100 новых сцен. Кроме того, создатели проекта в качестве благодарности зрителям за особую поддержку объявили о сохранении специальной цены на билеты, которые уже поступили в продажу.

Радуга, ТЮЗ

ТЮЗ имени Брянцева открыл сезон

С 1 сентября ТЮЗ имени Брянцева открыл новый 97-й театральный сезон в родных стенах. На самом деле, сезон в театре начался значительно раньше — гастролями в Китае в рамках XX фестиваля «Родители-дети». В середине августа в городах Тяньцзинь, Ляочэн и Цзинань юным зрителям Поднебесной петербургские артисты показали один из самых популярных детских спектаклей ТЮЗа «Про Иванушку-дурачка» по пьесе Михаила Бартенева.