«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Театр дождей

Григорий Горин, вероятно, один из последних в плеяде величайших драматургов России. Конечно, уже проклевываются и еще прозвучат многие другие, но Горин — это особая планета, рожденная в неласковых советских условиях. Оттого так ярок и многослоен его мир метафор, намеков, сравнений, остроумия.

Режиссер «Театра дождей» Наталья Никитина на пресс-конференции, предшествовавшей юбилейному спектаклю, рассказала, что заболела пьесой сразу же, как только прочитала ее в 1985 году. Но узнав, что Марк Захаров снимает фильм, Наталья Никитина не решилась конкурировать и отложила Свифта на неопределенный срок. Так получилось, что фильм долго не выпускали, и Наталья Никитина все-таки решилась на постановку «Дома, который построил Свифт». И фильм, и спектакль вышли почти одновременно, но какими они оказались разными!

Театр дождей

По словам Никитиной, сам Григорий Горин поблагодарил актеров петербургского театра за то, что спектакль соответствует тому, что хотел выразить автор. К слову сказать, дружба Театра дождей и драматурга началась в 2000 году на гастролях в Москве. К сожалению, закончилась она стремительно — в июне 2000 года, через месяц после знакомства, когда Григорий Горин ушел из жизни.

Так что же так понравилось классику? Удивительно, но на сцене с минимумом декораций — в основном, в виде сеток — царит хаос, который, как ни странно очень хорошо срежиссирован. Сценография и костюмы выполнены Марией Смирновой-Несвицкой. Ей удалось вроде бы примитивным, на первый взгляд, вещам придать глубокий смысл. Чего только стоит ловушка — центральный персонаж сцены!

Театр дождей

Многие герои и явления меняют плюс на минус и обратно в считанные секунды, но к этому быстро привыкаешь. Действо наполнено образами, которые то раздражают, то почему-то исчезают, когда их как раз не хватает. В общем, все как в жизни. Вас помещают в урегулированный и комфортный внутренний хаос, где безумие общественной жизни гармонично уживается с личной любовной трагедией, а коллеги по работе — эти раздражающие йеху — вдруг могут оказаться вполне очаровательными людьми.

Понятно, что Свифт — лишь предлог, лишь маска, лишь способ рассказать о том, чему даже слово еще не придумали. Вообще странности реального Джонатана Свифта как нельзя лучше подходят для такого спектакля-размышления. Писатель, священнослужитель, настоятель Собора Святого Патрика в Дублине в конце жизни признан сумасшедшим. В своем завещании деньги и дом он оставил в пользу душевнобольных. Вот он — Дом, который построил Свифт. Мой дом — моя крепость, мое сумасшествие — моя защита.

Театр дождей

Но не все и не сразу это понимают. Например, доктор Симпсон (Александр Маков) всерьез опасается потерять рассудок, как будто это страшная потеря. Между тем, мощная фигура самого Свифта (Анатолий Рычагов) не дает и тени сомнения, что с ним все в порядке — просто окружение не то, но он к нему вполне по-христиански милосерден. Хотя именно Свифт здесь считается главным сумасшедшим, регулярно уходящим в мир иной. На протяжении всего действа он молчит, умудряясь «гипнотизировать» и коллег по сцене, и зрителей. Но вот когда в финале начинает говорить, то это кажется чем-то противоестественным.

Театр дождей

Есть еще мистер Некто (Николай Лосев), помогающий вспомнить прошлые жизни. Дворецкий (Александр Иванов), у которого «тоже есть нервы», оказывается проницательнее доктора Симпсона. В это время лилипут тонет в большой чайной чашке Свифта, а второй не может его спасти. Это — «маленькая» трагедия, вызывающая слезы, которую никто не видит, но она реальна, хотя большинству героев до нее нет никакого дела. Горькое привыкание к жизни великана Глюма (Иван Кожевников) заставляет вернуться к себе, как гипноз мистера Некто.

Кажется, что здесь нет никакой логики и связи, но это только кажется. Этот спектакль — мир нормального мыслящего человека, которому иногда приходится сомневаться в своей нормальности. Это — рассказ про жизнь со всеми ее приобретениями и потерями, который прекрасно ложится и в историю «Театра дождей».

Театр дождей

За 30 лет постановка «Дом, который построил Свифт» возрождалась трижды. Премьера спектакля состоялась 23 января 1988 года, когда и артисты, и режиссер Наталья Никитина еще составляли театр «Суббота». Второе пришествие Свифта произошло в 1992 году — специально для участия в Международном фестивале «Зимний Авиньон», в Доме Актера. На этот раз спектакль представлял уже родившийся «Театр дождей». Третья версия постановки пришлась на май 1997 года.

За эти годы в «Доме, который построил Свифт» разные роли сыграли более 100 актеров, но есть пятеро стойких, которые присутствуют в спектакле на протяжении трех десятков лет: Анатолий Рычагов — Свифт, Елена Сапронова — Ванесса, Иван Кожевников — 30 лет играет в спектакле разные роли, Александр Иванов — Патрик, дворецкий, Александр Маков — доктор Симпсон, психиатр. Но особую благодарность режиссер Наталья Никитина выразила тем, кто играет йеху и лапутян — это фон и ткань постановки, ее канва. Без них спектакль не приобрел бы необходимой целостности и гармонии.

Театр дождей

«Дом, который построил Свифт» ничего не поменяет в вашей жизни, но заставит о ней задуматься. И кто знает, что тут важнее. Хорошо, если вы ограничитесь глубокомысленным молчанием…

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

19 февраля 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены пресс-службой «Театра дождей».
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.