Театр «Алеко» и его этюды в легких тонах

Камерный театр «Алеко», расположенный в зоне непритязательных построек на проспекте Юрия Гагарина, является одним из самых молодых, самых семейных и самых новогодних театров Санкт-Петербурга. Ведь основной его аудиторией являются дети. Причем они не только смотрят постановки и веселятся на новогодних утренниках, но и перенимают сценическое искусство в его стенах. В театре постоянно работает детская студия, а его уютные интерьеры, оформление в теплой палитре и с минимумом декора, зато с непременными атрибутами детства — мягкие игрушки, роспись на стенах, скафандр космонавта в фойе — возвращает в юные и беззаботные годы даже самых серьезных зрителей. Примечательно, что «Алеко» успешно сочетает в своем репертуаре детские и взрослые спектакли, находя баланс между восприятием праздника на разных этапах жизни.

Театр Алеко

И несмотря на то, что театр существует совсем недавно, в его внешнем антураже и репертуаре есть нечто от старых традиций советского культурного и праздничного быта, которые мы сейчас связываем с запахом мандаринов и живых елок. Второй после «Кукольного Театра сказки» в Московском районе, «Алеко» был открыт 18 февраля 2011 года. В торговом центре устаревшего советского типа, бетонном здании-коробке, с другой стороны которой располагался магазин, менее чем за год обустроили комфортный зал-амфитеатр на 400 зрителей, с большой трансформирующейся сценой, а позже создали целое творческое пространство для искусства, развлечения и социальной активности.

театр Алеко

Во главе этого процесса был его бессменный художественный руководитель и режиссер Алексей Козырев. В пору рождения театра он работал уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге. Педагог по образованию, Алексей Козырев стал основателем первой в стране сети «Кабельного телевидения», работал телеведущим, занимался политикой, а также снимал художественные фильмы, писал киносценарии и пьесы.

театр Алеко

Сценическая история «Алеко» началась с сатирических пьес Козырева «Трансплантация» и «Казнить нельзя помиловать», в которых играли такие известные петербургской публике артисты, как Валерий Дегтярь, Георгий Штиль, Анастасия Мельникова, Сергей Барковский, Екатерина Толубеева-Марусяк, Михаил Разумовский. Параллельно стало развиваться и направление детских спектаклей, начавшееся с мюзикла «Красная шапочка».

театр Алеко

На настоящий момент на сцене театра «Алеко» сыграно более 50 премьер и состоялось более тысячи спектаклей. Он не имеет государственной поддержки и постоянной труппы, соединяя репертуарные и антрепризные пьесы разного жанра. Театр принимает на своей площадке концертные программы — здесь выступали Ренат Ибрагимов, Олег Погудин, Василий Герелло. В оперетте на мотивы Имре Кальмана «Помнишь ли ты?» звучали голоса консерваторской школы Ирины Богачевой.

театр Алеко

В активе театра — первая премия фестиваля Black and white в Финляндии за спектакль «Снежная королева», дипломы III Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «За кулисами Петербурга» в рамках международного проекта «Салют талантов» в номинациях «Театральное творчество» и «Лучший режиссер» (Виктория Сарвина) в 2015 году, диплом лауреата второй степени V суперфинала проекта «Салют талантов». Проекты «Алеко» принимали в Москве в театрах имени Вахтангова и имени Маяковского, в Пскове, в Сибири, в странах Прибалтики и Скандинавии.

театр Алеко

Временами театр не только создает пьесы «с чистого листа», но и вдыхает жизнь в проекты, зародившиеся еще в ранний период. Одним из таковых, по-видимому, является спектакль «На брудершафт», поставленный Алексеем Утегановым по сюжету Алексея Козырева. Его идея, возможно, была задумана в 2011 году, в постановке «Домик под Варшавой» с Еленой Яремой и Валерием Дегтярем в главных ролях, и возвратилась на сцену «Алеко» в начале 2015 года под новым заглавием и с другими артистами — Анастасией Мельниковой и Сергеем Кошониным. Затем снова последовал перерыв, после которого постановка заиграла новыми красками осенью 2018 года.

театр Алеко

Авторы стремились соединить в камерной пьесе с двумя героями элементы романтической мелодрамы и детектива, причем обе линии не имеют определенной развязки. Зародившееся между персонажами чувство притягивает две одинокие души, но не вносит конструктивных изменений в их жизнь, уже стремительно направляющуюся в бездну отчаяния. А криминальная загадка, ставшая основой и мотивом их знакомства, так и остается открытой для зрителя, помимо этого финал намекает, что разгадка не так уж и важна.

театр Алеко

Атмосфера истории — вечер, дождь, стертые воспоминания, семейные потери, путаное и ускользающее прошлое двух незнакомцев — действительно проникнута щемящими нотками безнадежности. К сильной стороне постановки можно отнести логичное отсутствие хэппи-энда, хотя чересчур экстремальное разрешение финала тоже смотрится не вполне естественным.

театр Алеко

Возможно, сжатый хронометраж спектакля дает слишком размытое представление о персонажах, и актерам, несмотря на их очевидный энтузиазм, не удается в полной мере раскрыть их характеры. Впрочем, частичная амнезия героини, ее эксцентричность, будто призванная завуалировать внутренние раны, образ пришедшего к ней мужчины, в котором тоже чувствуется скрытность, предполагает такое послабление. В конце концов начинает казаться, что приоритетная роль в этой истории отдана дождливому мрачному городу, одиночеству и неприкаянности, несбыточной мечте о душевном покое в облике того самого домика под Варшавой, которого, как отчетливо сознают мужчина и женщина, никогда у них не будет. Да и ни к чему, они уже утратили способность к покою и простому счастью и видят катарсис в разрушении.

театр Алеко

Художественная идея постановки явно направлена на сложившуюся аудиторию театра «Алеко», который предпочитает находить светлое в человеческих мелких радостях и неизбежных тяготах, а не в мутной философии, нередко призванной спрятать пустоту. Пусть интерьер театра явно относит к сентиментальным оттенкам мелодрамы и детства — это закрепляет узы между искусством и кругом разных поколений, живущих в Московском районе и гордящихся собственным пристанищем доброго и вечного. Зимние дни в его стенах согреты новогодними мотивами и воспоминаниями о детстве. И хочется пожелать, чтобы в это время в эти стены потянулось как можно больше петербуржцев, уставших от одних и тех же мероприятий по телевизору и китчевых украшений в городских витринах.

театр Алеко

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

2 января 2019.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Маргарита Аброськина

Маргарита Аброськина: На сцене Александринки всегда чувствую реакцию зрителей

Маргарита Аброськина к своим 25 годам вполне уверено и стремительно делает карьеру актрисы. Казалось бы, совсем недавно она окончила Высшее театральное училище имени Щепкина по курсу Юрия Соломина. И вот Маргарита уже занята в пяти спектакля на сцене Александрийского театра. В ее активе уже есть и вполне обширная фильмография. А с 20 мая в эфире канала ТНТ стартует новый комедийный сериал «Толя робот» с участием молодой питерской актрисы.

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.

Нонконформизм в СПбГУ

Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.