Театр «Алеко» и его этюды в легких тонах

Камерный театр «Алеко», расположенный в зоне непритязательных построек на проспекте Юрия Гагарина, является одним из самых молодых, самых семейных и самых новогодних театров Санкт-Петербурга. Ведь основной его аудиторией являются дети. Причем они не только смотрят постановки и веселятся на новогодних утренниках, но и перенимают сценическое искусство в его стенах. В театре постоянно работает детская студия, а его уютные интерьеры, оформление в теплой палитре и с минимумом декора, зато с непременными атрибутами детства — мягкие игрушки, роспись на стенах, скафандр космонавта в фойе — возвращает в юные и беззаботные годы даже самых серьезных зрителей. Примечательно, что «Алеко» успешно сочетает в своем репертуаре детские и взрослые спектакли, находя баланс между восприятием праздника на разных этапах жизни.

Театр Алеко

И несмотря на то, что театр существует совсем недавно, в его внешнем антураже и репертуаре есть нечто от старых традиций советского культурного и праздничного быта, которые мы сейчас связываем с запахом мандаринов и живых елок. Второй после «Кукольного Театра сказки» в Московском районе, «Алеко» был открыт 18 февраля 2011 года. В торговом центре устаревшего советского типа, бетонном здании-коробке, с другой стороны которой располагался магазин, менее чем за год обустроили комфортный зал-амфитеатр на 400 зрителей, с большой трансформирующейся сценой, а позже создали целое творческое пространство для искусства, развлечения и социальной активности.

театр Алеко

Во главе этого процесса был его бессменный художественный руководитель и режиссер Алексей Козырев. В пору рождения театра он работал уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге. Педагог по образованию, Алексей Козырев стал основателем первой в стране сети «Кабельного телевидения», работал телеведущим, занимался политикой, а также снимал художественные фильмы, писал киносценарии и пьесы.

театр Алеко

Сценическая история «Алеко» началась с сатирических пьес Козырева «Трансплантация» и «Казнить нельзя помиловать», в которых играли такие известные петербургской публике артисты, как Валерий Дегтярь, Георгий Штиль, Анастасия Мельникова, Сергей Барковский, Екатерина Толубеева-Марусяк, Михаил Разумовский. Параллельно стало развиваться и направление детских спектаклей, начавшееся с мюзикла «Красная шапочка».

театр Алеко

На настоящий момент на сцене театра «Алеко» сыграно более 50 премьер и состоялось более тысячи спектаклей. Он не имеет государственной поддержки и постоянной труппы, соединяя репертуарные и антрепризные пьесы разного жанра. Театр принимает на своей площадке концертные программы — здесь выступали Ренат Ибрагимов, Олег Погудин, Василий Герелло. В оперетте на мотивы Имре Кальмана «Помнишь ли ты?» звучали голоса консерваторской школы Ирины Богачевой.

театр Алеко

В активе театра — первая премия фестиваля Black and white в Финляндии за спектакль «Снежная королева», дипломы III Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «За кулисами Петербурга» в рамках международного проекта «Салют талантов» в номинациях «Театральное творчество» и «Лучший режиссер» (Виктория Сарвина) в 2015 году, диплом лауреата второй степени V суперфинала проекта «Салют талантов». Проекты «Алеко» принимали в Москве в театрах имени Вахтангова и имени Маяковского, в Пскове, в Сибири, в странах Прибалтики и Скандинавии.

театр Алеко

Временами театр не только создает пьесы «с чистого листа», но и вдыхает жизнь в проекты, зародившиеся еще в ранний период. Одним из таковых, по-видимому, является спектакль «На брудершафт», поставленный Алексеем Утегановым по сюжету Алексея Козырева. Его идея, возможно, была задумана в 2011 году, в постановке «Домик под Варшавой» с Еленой Яремой и Валерием Дегтярем в главных ролях, и возвратилась на сцену «Алеко» в начале 2015 года под новым заглавием и с другими артистами — Анастасией Мельниковой и Сергеем Кошониным. Затем снова последовал перерыв, после которого постановка заиграла новыми красками осенью 2018 года.

театр Алеко

Авторы стремились соединить в камерной пьесе с двумя героями элементы романтической мелодрамы и детектива, причем обе линии не имеют определенной развязки. Зародившееся между персонажами чувство притягивает две одинокие души, но не вносит конструктивных изменений в их жизнь, уже стремительно направляющуюся в бездну отчаяния. А криминальная загадка, ставшая основой и мотивом их знакомства, так и остается открытой для зрителя, помимо этого финал намекает, что разгадка не так уж и важна.

театр Алеко

Атмосфера истории — вечер, дождь, стертые воспоминания, семейные потери, путаное и ускользающее прошлое двух незнакомцев — действительно проникнута щемящими нотками безнадежности. К сильной стороне постановки можно отнести логичное отсутствие хэппи-энда, хотя чересчур экстремальное разрешение финала тоже смотрится не вполне естественным.

театр Алеко

Возможно, сжатый хронометраж спектакля дает слишком размытое представление о персонажах, и актерам, несмотря на их очевидный энтузиазм, не удается в полной мере раскрыть их характеры. Впрочем, частичная амнезия героини, ее эксцентричность, будто призванная завуалировать внутренние раны, образ пришедшего к ней мужчины, в котором тоже чувствуется скрытность, предполагает такое послабление. В конце концов начинает казаться, что приоритетная роль в этой истории отдана дождливому мрачному городу, одиночеству и неприкаянности, несбыточной мечте о душевном покое в облике того самого домика под Варшавой, которого, как отчетливо сознают мужчина и женщина, никогда у них не будет. Да и ни к чему, они уже утратили способность к покою и простому счастью и видят катарсис в разрушении.

театр Алеко

Художественная идея постановки явно направлена на сложившуюся аудиторию театра «Алеко», который предпочитает находить светлое в человеческих мелких радостях и неизбежных тяготах, а не в мутной философии, нередко призванной спрятать пустоту. Пусть интерьер театра явно относит к сентиментальным оттенкам мелодрамы и детства — это закрепляет узы между искусством и кругом разных поколений, живущих в Московском районе и гордящихся собственным пристанищем доброго и вечного. Зимние дни в его стенах согреты новогодними мотивами и воспоминаниями о детстве. И хочется пожелать, чтобы в это время в эти стены потянулось как можно больше петербуржцев, уставших от одних и тех же мероприятий по телевизору и китчевых украшений в городских витринах.

театр Алеко

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

2 января 2019.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.