Там русский дух… там Русью пахнет!

Постановкой «Руслан и Людмила» открылся Санкт-Петербургский международный фестиваль «Опера – всем». Шедевр Михаила Глинки на сюжет Александра Пушкина прозвучал в самом сердце города – на Соборной площади Петропавловской крепости.

Петропавловская крепость

Даже дождливая и ветреная погода не помешала петербуржцам и гостям города вот уже в шестой раз встретить фестиваль на берегах Невы и насладиться произведением золотого фонда русского оперного искусства.

Опера - всем

Классика под открытым небом

Первый фестиваль «Опера – всем» состоялся в июле 2012 года. С тех пор организаторы каждое лето представляют петербургской публике лучшие произведения оперной классики, демонстрируя высокий художественный уровень постановок. За несколько лет со сцен фестиваля прозвучали музыкальные шедевры величайших композиторов мира, включая Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Джузеппе Верди, Вольфганга Амадея Моцарта, Джакомо Пуччини. Посещение одного такого спектакля вполне заменяет полноценный поход в театр.

Опера - всем

Особенностью фестиваля является социальная миссия. На любую из четырех запланированных в этом году постановок можно попасть абсолютно бесплатно.

Еще одной необычной чертой является и то, что все оперы проходят на открытом воздухе в окружении лучших архитектурных ансамблей Северной столицы. Эти естественные декорации превращаются в полноценных участников сценического действия.

Опера - всем

«На мероприятия под открытым небом всегда собирается больше людей. Не все могут пойти в театр хотя бы по финансовым соображениям, потому что поход на оперу, например, в Мариинский или Михайловский театры – удовольствие дорогое, пусть и стоит того. Кроме того, в формате openair мы оказываемся среди лучших образцов петербургской архитектуры, а каждый уголок нашего города может соответствовать тому или иному фрагменту представляемой оперы. В этом и состоит наш вклад в мировую практику», — рассказал о решении в пользу такого формата арт-директор фестиваля, режиссер Виктор Высоцкий.

Опера - всем

«У природы нет плохой погоды»

На фестивальных спектаклях — всегда аншлаги. На удивление, «Руслан и Людмила» 12 июля тоже не оказался исключением. С самого утра на город спустились тучи, которые принесли обильные осадки, сопровождаемые сильным ветром, и это поставило открытие под угрозу.

Несмотря на это, зрители, укутанные в дождевики, с зонтами в руках, прибывали на Соборную площадь еще за полчаса до официального начала. В назначенные семь часов на площади собралась публика, ожидавшая лишь одного – окончания дождя. Именно он мешал музыкантам выйти на импровизированную сцену – повышенная влажность могла навредить музыкальным инструментам.

Опера - всем

Замерзшие зрители в ожидании первых аккордов согревались горячим чаем, который, на счастье, продавался неподалеку. Многие теснились под навесами Монетного двора и на крыльце собора. Однако желание прикоснуться к прекрасному пересилило чувство холода.

Опера - всем

«Я хожу на этот фестиваль почти каждый год. Погода не всегда идеальна, но ведь это естественно. Сегодня тучи и ветер стали своеобразной декорацией к опере «Руслан и Людмила», а в другой день, например, яркое солнце подарит атмосферу другому спектаклю – у природы нет плохой погоды. Я прихожу сюда слушать музыку, и думаю, сегодня она вновь победит», — поделилась своими впечатлениями одна из зрительниц.

Опера - всем

Постановка уже задерживалась почти на час, когда организаторы начали обсуждать реальную возможность отмены спектакля, да и самого открытия музыкального фестиваля. К счастью, эти разговоры оказались ложной тревогой. Дождь прекратился, и музыканты симфонического оркестра Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл» заняли свои места.

Опера - всем

«Организаторы, музыканты сейчас просто восхищены количеством пришедших сюда людей. Теперь наша задача — показать всю красоту оперы. Для этого мы делаем все, что в наших силах. Мы всегда приглашаем лучших певцов, музыкантов и дирижеров. Единственное, от чего мы зависим и на что мы не можем повлиять – это погода. Обычно она нам благоволит, но не в этот раз, не на открытии этого года», — отметил Виктор Высоцкий.

Опера - всем

Фестиваль продолжается

Долгожданное начало оперы аудитория встретила громкими овациями. За режиссерский пульт встал Фабио Мастранджело – один из самых востребованных дирижеров России и мира. Он же и является художественным руководителем театра «Мюзик-Холл» — основного организатора фестиваля «Опера – всем».

В спектакле приняли участие солисты Мариинского театра Жанна Домбровская и Екатерина Крапивина, «Петербург-Концерта» – Александр Подмешальский и Тамара Марченко.

Опера - всем

Знакомый каждому с детства сюжет «Руслана и Людмилы» заставил зрителей погрузиться в сказочную атмосферу. На сцене были смонтированы декорации – башни Киева, которые удачно сочетались с величественными куполами Петропавловской крепости.

«Я ни разу не пожалел о том, что все-таки решился прийти сюда сегодня. Днем долго думал, стоит ли выходить в такую погоду на мероприятие под открытым небом. Но вот я здесь, и после завершения спектакля понимаю, что не зря так долго ждал его начала. Здорово, что в городе есть возможность свободно прийти на такие спектакли. Собираюсь сходить и послушать еще какую-нибудь оперу из программы фестиваля», — поделился один из зрителей.

Опера - всем

Фестиваль «Опера – всем» продлится до 22 июля. Так, 15 июля на улице Зодчего Росси все желающие смогут насладиться «Риголетто» Джузеппе Верди, 19 июля на Елагином острове прозвучит «Вольный стрелок» Карла Марии фон Вебера, а 22 июля в Царском Селе — «Кармен» Жоржа Бизе.

Опера - всем

13 июля 2017.
Текст и фото: Дарья Загуменнова
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

выставка Анатолия Прошкина

Первая персональная выставка Анатолия Прошкина

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI века (набережная канала Грибоедова, 103) в воскресенье, 25 февраля, завершается выставка одного из ярких представителей советской школы живописи, Анатолия Прошкина, принадлежащего к знаменитой художественной династии, в которую входили такие мастера, как Виктор, Владимир и Марианна Прошкины, Виктория Белаковская.

Полина Осетинская

Голос из зала: о Полине Осетинской

Все было замечательно в тот вечер. Играла Полина Осетинская, сольный концерт, два отделения. Концертный зал Мариинского театра. Бах, Бетховен. И Брамс, те его сочинения, которые мы уже слышали ровно месяц назад на печальном и трогательном вечере памяти нашего общего друга Павла Егорова. Исполнительница любит романтическую музыку, либо, вероятно, обладает даром сделать романтическим то, что у нее изначально вызывает душевный отклик.

Лео Штайнберг

Женственность под мужским именем

В галерее «Течение» творческого пространства «Артмуза» (13-я линия Васильевского острова, 70, 3 этаж) продолжается персональная выставка художника-сюрреалиста Лео Штайнберг. Псевдоним, вероятно, отсылает к фигуре выдающегося американского критика и историка искусства, уроженца СССР Льва Штейнберга. Однако выставка «Стыд: эстетика женственности» представляет работы молодой художницы, уже прославившейся своим активным и незаурядным творчеством.

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр дождей

«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.