Таинственный сад Эдварда Беккермана

Выставка Эдварда Беккермана «Рай», которая открылась в Строгановском дворце Русского музея, выглядит волшебной новогодней искоркой на фоне темной, переменчивой и угрюмой городской зимы. Во всяком случае, так можно сказать о его удивительных цветах и ангелах, которые будто бы написаны светящейся краской. Тем петербуржцам, которым в преддверии новогодних праздников хочется увидеть что-то одновременно экстравагантное и красивое, следует посетить эту экспозицию.

Выставка Эдварда Беккермана

Конечно, о другой части выставки — фантасмагорических портретах — складывается иное мнение. Они скорее напоминают чудовищ, порожденных сном разума и без его контроля воплощенных грубыми, жесткими мазками на холсте. Так что зрители с богатой фантазией могут счесть данное собрание противостоянием светлых и темных сил.

Выставка Эдварда Беккермана

Беккерман является нередким гостем в выставочных залах России — осенью этого года «Рай» экспонировался в Сочинском художественном музее, в 2015 году в Музее современного искусства в Москве состоялась персональная выставка «За пределами снов», а до этого были две выставки в Санкт-Петербурге: в 1994 году — «Хранители души» в Мраморном дворце Русского музея, в 2006 году — «Сны и пророки» в галерее Edge. Кроме того, он принимал участие в разных групповых выставках — к примеру, «Власть воды» в 2008 году и «Коллаж в 20-м веке» в 2005-м. Обе экспозиции проходили в Русском музее.

Выставка Эдварда Беккермана

Но на самом деле многие российские искусствоведы продолжают считать художника не гостем, а своим — ведь Эдвард Беккерман родился в Сочи, затем обучался в Московском хореографическом училище, а в 1974 году с семьей эмигрировал в США. Его отец, Игорь Давидович Беккерман, был известным в СССР скульптором.

Эдвард Беккерман вначале тоже занимался лепкой, но вскоре обратился к живописи. Он получил образование в Нью-Йорке, в Художественной студенческой лиге, где в свое время учились Джексон Поллок и Марк Ротко.

Выставка Эдварда Беккермана

Еще в 1990-е годы, с момента самостоятельных достижений в изобразительном искусстве, художник определил для себя три центральные темы: экспрессивные «Клоуны», призрачные «Цветы» и мистические «Ангелы».

В следующее десятилетие Беккерман увлекся загадками подсознания, яркий пример — серия Dreams. В настоящий момент он живет и работает в Нью-Йорке, где получил признание художника «с грандиозным видением реальности».

Выставка Эдварда Беккермана

Сам живописец главной темой своего творчества считает мир и свет. По словам Беккермана, он больше всего опирался на традиции Пикассо, Матисса, Ван Гога, Бэкона и даже Иеронима Босха. Но первым художником, о котором Беккерман прочел книгу и вдумчиво познакомился с его творчеством, был Михаил Врубель. И пожалуй, в игре американского живописца со светом, в бледно-фиолетовых, багровых, холодных золотых пятнах в его цветовом калейдоскопе, в тихой и болезненной тональности картины действительно есть отсылки к творчеству этого великого мистического мастера.

Выставка Эдварда Беккермана

Александр Боровский, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея, давно интересуется творчеством Беккермана, и дружба художника и музея, похоже, взаимна. На открытии он назвал необыкновенные цветы художника «затягивающими внутрь себя».

Выставка включает в себя 26 работ разных лет из частных коллекций. Художник пользуется смешанной техникой — масло, акрилик, уголь на холсте.

Выставка Эдварда Беккермана

Серия из цветов, которые Беккерман назвал «магическими», выглядит чрезвычайно нарядной и таинственной. Они похожи на сказочные подсвечники, бокалы, виньетки, кондитерские шедевры. При этом все изображения написаны в тихом, ненавязчивом тоне, с искорками и звездочками, тончайшими прожилками и стебельками, которые при взгляде на расстоянии светятся словно фосфорические.

Выставка Эдварда Беккермана

Другая яркая серия — изображения ангелов-хранителей. По утверждению американской прессы, они призваны нести зрителям красоту, проникать в их сердца, но в то же время в трактовке Беккермана они далеки от классического образа светлого хранителя. Художник наделил их странными чертами, зачастую характерными для бестиария, а не для религии. У них могут быть четыре руки, четыре пальца, ярко выписанная женская грудь, лукавый взгляд, панцирь из черных чешуек, гротескные черты лица. Крылья у этих ангелов не оперенные, а как будто слюдяные, как у насекомых. В них есть нечто неправильное, дикое, природное, и в то же время легкие, небрежные с виду мазки и приятные лучистые краски придают картинам одухотворенность.

Выставка Эдварда Беккермана

Самые колоритные работы на этой выставке — это сюрреалистичные портреты («Это Я», «Автопоротрет», «Дива», «Размышления», «Мать-Земля», «Когда я был молод и красив»). Они будто служат противовесом бесплотным «Хранителям» и небесным «Цветам»: грубо вырубленные очертания, преувеличенные пропорции, контрасты черных и резких цветных пятен, жирные густые мазки, отталкивающие выражения лиц. Это произведения того сорта, что всегда симпатичен богемной публике, но малопонятен для всех остальных. Однако нельзя отрицать, что такое сочетание показывает отточенную технику художника, по его желанию становящуюся небрежной и брутальной или поэтичной и тонкой.

Выставка Эдварда Беккермана

А что касается «Цветов» Беккермана, то они на данной выставке удостоились прекрасной оценки — нашлись посетители, пожелавшие повесить изображение такого цветка у себя дома. Сейчас мы все реже слышим о произведениях, вызывающих такие эмоции, поэтому стоит успеть полюбоваться этим космическим цветником.

Выставка Эдварда Беккермана

Выставка Эдварда Беккермана в Строгановском дворце (Невский проспект, 17) продлится до 12 февраля 2018 года.

Выставка Эдварда Беккермана

12 декабря 2017.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.

Ирина Ярославцева

Ирина Ярославцева: «Музыки мира» будут звучать в Шереметевском квартале

Этнический фестиваль «Музыки мира» пройдет в Шереметевском дворце – Музее музыки 11 и 12 августа уже в третий раз. Художественный руководитель фестиваля Ирина Ярославцева рассказала «Петербургскому авангарду», зачем академическому музею этно-рок и этно-джаз на открытом воздухе, кого хочет слышать широкая публика, и что нужно сделать на фестивале своими руками.

Точка доступа

«Точка доступа»: вопросы и ответы

В воскресенье, 5 августа, в Санкт-Петербурге завершается четвертый фестиваль «Точка доступа» — самый большой в России форум, специализирующийся на нестандартном формате театрального искусства. Подмостками спектаклей становятся городские ландшафты, сады и парки, палуба речного теплохода и даже городские пустыри. Еще с 2015 года «Точка доступа» работает и как продюсерский центр, который не только предоставляет локации для приглашенных режиссеров и актеров, но и создает собственные сценические премьеры.