Таинственный сад Эдварда Беккермана

Выставка Эдварда Беккермана «Рай», которая открылась в Строгановском дворце Русского музея, выглядит волшебной новогодней искоркой на фоне темной, переменчивой и угрюмой городской зимы. Во всяком случае, так можно сказать о его удивительных цветах и ангелах, которые будто бы написаны светящейся краской. Тем петербуржцам, которым в преддверии новогодних праздников хочется увидеть что-то одновременно экстравагантное и красивое, следует посетить эту экспозицию.

Выставка Эдварда Беккермана

Конечно, о другой части выставки — фантасмагорических портретах — складывается иное мнение. Они скорее напоминают чудовищ, порожденных сном разума и без его контроля воплощенных грубыми, жесткими мазками на холсте. Так что зрители с богатой фантазией могут счесть данное собрание противостоянием светлых и темных сил.

Выставка Эдварда Беккермана

Беккерман является нередким гостем в выставочных залах России — осенью этого года «Рай» экспонировался в Сочинском художественном музее, в 2015 году в Музее современного искусства в Москве состоялась персональная выставка «За пределами снов», а до этого были две выставки в Санкт-Петербурге: в 1994 году — «Хранители души» в Мраморном дворце Русского музея, в 2006 году — «Сны и пророки» в галерее Edge. Кроме того, он принимал участие в разных групповых выставках — к примеру, «Власть воды» в 2008 году и «Коллаж в 20-м веке» в 2005-м. Обе экспозиции проходили в Русском музее.

Выставка Эдварда Беккермана

Но на самом деле многие российские искусствоведы продолжают считать художника не гостем, а своим — ведь Эдвард Беккерман родился в Сочи, затем обучался в Московском хореографическом училище, а в 1974 году с семьей эмигрировал в США. Его отец, Игорь Давидович Беккерман, был известным в СССР скульптором.

Эдвард Беккерман вначале тоже занимался лепкой, но вскоре обратился к живописи. Он получил образование в Нью-Йорке, в Художественной студенческой лиге, где в свое время учились Джексон Поллок и Марк Ротко.

Выставка Эдварда Беккермана

Еще в 1990-е годы, с момента самостоятельных достижений в изобразительном искусстве, художник определил для себя три центральные темы: экспрессивные «Клоуны», призрачные «Цветы» и мистические «Ангелы».

В следующее десятилетие Беккерман увлекся загадками подсознания, яркий пример — серия Dreams. В настоящий момент он живет и работает в Нью-Йорке, где получил признание художника «с грандиозным видением реальности».

Выставка Эдварда Беккермана

Сам живописец главной темой своего творчества считает мир и свет. По словам Беккермана, он больше всего опирался на традиции Пикассо, Матисса, Ван Гога, Бэкона и даже Иеронима Босха. Но первым художником, о котором Беккерман прочел книгу и вдумчиво познакомился с его творчеством, был Михаил Врубель. И пожалуй, в игре американского живописца со светом, в бледно-фиолетовых, багровых, холодных золотых пятнах в его цветовом калейдоскопе, в тихой и болезненной тональности картины действительно есть отсылки к творчеству этого великого мистического мастера.

Выставка Эдварда Беккермана

Александр Боровский, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея, давно интересуется творчеством Беккермана, и дружба художника и музея, похоже, взаимна. На открытии он назвал необыкновенные цветы художника «затягивающими внутрь себя».

Выставка включает в себя 26 работ разных лет из частных коллекций. Художник пользуется смешанной техникой — масло, акрилик, уголь на холсте.

Выставка Эдварда Беккермана

Серия из цветов, которые Беккерман назвал «магическими», выглядит чрезвычайно нарядной и таинственной. Они похожи на сказочные подсвечники, бокалы, виньетки, кондитерские шедевры. При этом все изображения написаны в тихом, ненавязчивом тоне, с искорками и звездочками, тончайшими прожилками и стебельками, которые при взгляде на расстоянии светятся словно фосфорические.

Выставка Эдварда Беккермана

Другая яркая серия — изображения ангелов-хранителей. По утверждению американской прессы, они призваны нести зрителям красоту, проникать в их сердца, но в то же время в трактовке Беккермана они далеки от классического образа светлого хранителя. Художник наделил их странными чертами, зачастую характерными для бестиария, а не для религии. У них могут быть четыре руки, четыре пальца, ярко выписанная женская грудь, лукавый взгляд, панцирь из черных чешуек, гротескные черты лица. Крылья у этих ангелов не оперенные, а как будто слюдяные, как у насекомых. В них есть нечто неправильное, дикое, природное, и в то же время легкие, небрежные с виду мазки и приятные лучистые краски придают картинам одухотворенность.

Выставка Эдварда Беккермана

Самые колоритные работы на этой выставке — это сюрреалистичные портреты («Это Я», «Автопоротрет», «Дива», «Размышления», «Мать-Земля», «Когда я был молод и красив»). Они будто служат противовесом бесплотным «Хранителям» и небесным «Цветам»: грубо вырубленные очертания, преувеличенные пропорции, контрасты черных и резких цветных пятен, жирные густые мазки, отталкивающие выражения лиц. Это произведения того сорта, что всегда симпатичен богемной публике, но малопонятен для всех остальных. Однако нельзя отрицать, что такое сочетание показывает отточенную технику художника, по его желанию становящуюся небрежной и брутальной или поэтичной и тонкой.

Выставка Эдварда Беккермана

А что касается «Цветов» Беккермана, то они на данной выставке удостоились прекрасной оценки — нашлись посетители, пожелавшие повесить изображение такого цветка у себя дома. Сейчас мы все реже слышим о произведениях, вызывающих такие эмоции, поэтому стоит успеть полюбоваться этим космическим цветником.

Выставка Эдварда Беккермана

Выставка Эдварда Беккермана в Строгановском дворце (Невский проспект, 17) продлится до 12 февраля 2018 года.

Выставка Эдварда Беккермана

12 декабря 2017.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).

картина Репина

Одно из крупнейших полотен Репина покидает Русский музей

Сегодня в Русском музее состоялся демонтаж картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Полотно размером четыре на восемь метров отправится на выставку в Третьяковскую галерею.

Георгий Штиль, фото Анны Глебовой

Георгий Штиль: Сергея Юрского, по сути, выгнали из Ленинграда

8 февраля в возрасте 83 лет ушел из жизни народный артист России Сергей Юрский. Причиной смерти актера стала остановка сердца. На протяжении двадцати лет он служил в петербургском Большом драматическом театре. Этот артист мыслил иначе, чем большинство, и раньше других понял, что происходит со страной и народом, вспоминает актер БДТ Георгий Штиль, который дал интервью корреспонденту Росбалта и рассказал, почему Юрский был вынужден покинуть Ленинград.

Премия Прорыв, офф-программа, Гамлет

Офф-программа премии «Прорыв»: Гамлет и Тутанхамон

Офф-программа театральной премии для молодых «Прорыв» приготовила для зрителя открытия, которые будут сделаны 1 и 2 марта 2019 года, накануне вручения самой награды — церемония запланирована на 4 марта. Каждый год премия представляет в Санкт-Петербурге яркие работы постановщиков из других регионов России. В этом году свои спектакли покажут два театра — новосибирский «Старый дом» и Псковский драматический театр.

актриса Надежда Шумилова

Надежда Шумилова: Стараюсь влюбиться в каждую роль

Таких актеров-старожилов, помнящих времена Зиновия Корогодского, в петербургском Театре юных зрителей, осталось двенадцать. Из их числа — актриса Надежда Шумилова, прекрасная, чуткая, восприимчивая, скромная и в то же время отчаянная, рисковая. Эти характеристики можно отнести к ней и как к человеку, и как к артистке. В конце января 2019 года Надежде Александровне исполнилось 65 лет. Корреспондент «Петербургского авангарда» поздравил актрису и побеседовал с ней о сюрпризах и превратностях актерской судьбы.