Таинственный сад Эдварда Беккермана

Выставка Эдварда Беккермана «Рай», которая открылась в Строгановском дворце Русского музея, выглядит волшебной новогодней искоркой на фоне темной, переменчивой и угрюмой городской зимы. Во всяком случае, так можно сказать о его удивительных цветах и ангелах, которые будто бы написаны светящейся краской. Тем петербуржцам, которым в преддверии новогодних праздников хочется увидеть что-то одновременно экстравагантное и красивое, следует посетить эту экспозицию.

Выставка Эдварда Беккермана

Конечно, о другой части выставки — фантасмагорических портретах — складывается иное мнение. Они скорее напоминают чудовищ, порожденных сном разума и без его контроля воплощенных грубыми, жесткими мазками на холсте. Так что зрители с богатой фантазией могут счесть данное собрание противостоянием светлых и темных сил.

Выставка Эдварда Беккермана

Беккерман является нередким гостем в выставочных залах России — осенью этого года «Рай» экспонировался в Сочинском художественном музее, в 2015 году в Музее современного искусства в Москве состоялась персональная выставка «За пределами снов», а до этого были две выставки в Санкт-Петербурге: в 1994 году — «Хранители души» в Мраморном дворце Русского музея, в 2006 году — «Сны и пророки» в галерее Edge. Кроме того, он принимал участие в разных групповых выставках — к примеру, «Власть воды» в 2008 году и «Коллаж в 20-м веке» в 2005-м. Обе экспозиции проходили в Русском музее.

Выставка Эдварда Беккермана

Но на самом деле многие российские искусствоведы продолжают считать художника не гостем, а своим — ведь Эдвард Беккерман родился в Сочи, затем обучался в Московском хореографическом училище, а в 1974 году с семьей эмигрировал в США. Его отец, Игорь Давидович Беккерман, был известным в СССР скульптором.

Эдвард Беккерман вначале тоже занимался лепкой, но вскоре обратился к живописи. Он получил образование в Нью-Йорке, в Художественной студенческой лиге, где в свое время учились Джексон Поллок и Марк Ротко.

Выставка Эдварда Беккермана

Еще в 1990-е годы, с момента самостоятельных достижений в изобразительном искусстве, художник определил для себя три центральные темы: экспрессивные «Клоуны», призрачные «Цветы» и мистические «Ангелы».

В следующее десятилетие Беккерман увлекся загадками подсознания, яркий пример — серия Dreams. В настоящий момент он живет и работает в Нью-Йорке, где получил признание художника «с грандиозным видением реальности».

Выставка Эдварда Беккермана

Сам живописец главной темой своего творчества считает мир и свет. По словам Беккермана, он больше всего опирался на традиции Пикассо, Матисса, Ван Гога, Бэкона и даже Иеронима Босха. Но первым художником, о котором Беккерман прочел книгу и вдумчиво познакомился с его творчеством, был Михаил Врубель. И пожалуй, в игре американского живописца со светом, в бледно-фиолетовых, багровых, холодных золотых пятнах в его цветовом калейдоскопе, в тихой и болезненной тональности картины действительно есть отсылки к творчеству этого великого мистического мастера.

Выставка Эдварда Беккермана

Александр Боровский, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея, давно интересуется творчеством Беккермана, и дружба художника и музея, похоже, взаимна. На открытии он назвал необыкновенные цветы художника «затягивающими внутрь себя».

Выставка включает в себя 26 работ разных лет из частных коллекций. Художник пользуется смешанной техникой — масло, акрилик, уголь на холсте.

Выставка Эдварда Беккермана

Серия из цветов, которые Беккерман назвал «магическими», выглядит чрезвычайно нарядной и таинственной. Они похожи на сказочные подсвечники, бокалы, виньетки, кондитерские шедевры. При этом все изображения написаны в тихом, ненавязчивом тоне, с искорками и звездочками, тончайшими прожилками и стебельками, которые при взгляде на расстоянии светятся словно фосфорические.

Выставка Эдварда Беккермана

Другая яркая серия — изображения ангелов-хранителей. По утверждению американской прессы, они призваны нести зрителям красоту, проникать в их сердца, но в то же время в трактовке Беккермана они далеки от классического образа светлого хранителя. Художник наделил их странными чертами, зачастую характерными для бестиария, а не для религии. У них могут быть четыре руки, четыре пальца, ярко выписанная женская грудь, лукавый взгляд, панцирь из черных чешуек, гротескные черты лица. Крылья у этих ангелов не оперенные, а как будто слюдяные, как у насекомых. В них есть нечто неправильное, дикое, природное, и в то же время легкие, небрежные с виду мазки и приятные лучистые краски придают картинам одухотворенность.

Выставка Эдварда Беккермана

Самые колоритные работы на этой выставке — это сюрреалистичные портреты («Это Я», «Автопоротрет», «Дива», «Размышления», «Мать-Земля», «Когда я был молод и красив»). Они будто служат противовесом бесплотным «Хранителям» и небесным «Цветам»: грубо вырубленные очертания, преувеличенные пропорции, контрасты черных и резких цветных пятен, жирные густые мазки, отталкивающие выражения лиц. Это произведения того сорта, что всегда симпатичен богемной публике, но малопонятен для всех остальных. Однако нельзя отрицать, что такое сочетание показывает отточенную технику художника, по его желанию становящуюся небрежной и брутальной или поэтичной и тонкой.

Выставка Эдварда Беккермана

А что касается «Цветов» Беккермана, то они на данной выставке удостоились прекрасной оценки — нашлись посетители, пожелавшие повесить изображение такого цветка у себя дома. Сейчас мы все реже слышим о произведениях, вызывающих такие эмоции, поэтому стоит успеть полюбоваться этим космическим цветником.

Выставка Эдварда Беккермана

Выставка Эдварда Беккермана в Строгановском дворце (Невский проспект, 17) продлится до 12 февраля 2018 года.

Выставка Эдварда Беккермана

12 декабря 2017.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Маргарита Аброськина

Маргарита Аброськина: На сцене Александринки всегда чувствую реакцию зрителей

Маргарита Аброськина к своим 25 годам вполне уверено и стремительно делает карьеру актрисы. Казалось бы, совсем недавно она окончила Высшее театральное училище имени Щепкина по курсу Юрия Соломина. И вот Маргарита уже занята в пяти спектакля на сцене Александрийского театра. В ее активе уже есть и вполне обширная фильмография. А с 20 мая в эфире канала ТНТ стартует новый комедийный сериал «Толя робот» с участием молодой питерской актрисы.

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.

Нонконформизм в СПбГУ

Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.