Святочная «Мизери» в ДК Выборгский

Популярные московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга, давно вошедшему в ряды классических произведений литературы ужасов. Четвертого января зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.

Мизери

…Главный герой — Пол Шелдон (Даниил Спиваковский) — известный американский писатель, которого прославила серия книг про девушку по имени Мизери и ее непростую судьбу. Однажды он после посиделок в баре он не справился с управлением машины и провалился в кювет. Там его нашла местная жительница, преданная поклонница и бывшая медсестра Энни Уилкс (Евгения Добровольская). На ее счастье писатель сломал ноги, поэтому Энни решила выхаживать Пола самостоятельно на своей ферме. При этом главная героиня заставила литератора написать новую книгу, от которой теперь зависит его жизнь….

Мизери

Прежде роман неоднократно был адаптирован к театральным постановкам: среди наиболее известных — спектакль 2012 года на сцене Bucks County Playhouse в городе Нью-Хоуп (Пенсильвания, США). Его авторы — сценарист Уильям Голдмэн и постановщик Уилл Фрэрс. В 2015 году роль писателя Пола Шелдона, попавшего в плен к своей безумной фанатке и спасающего собственную жизнь продлением жизни ее любимой героини, исполнил Брюс Уиллис, это был его дебют на театральном поприще.

В России «Мизери» прежде ставили в театре «Антреприза “Аполлон“»: роли писателя и его фанатки, серийной убийцы Энни Уилкс, сыграли Борис Соколов и Лариса Малеванная. А в 2003 году в Новосибирском Государственном академическом театре «Красный факел» эти роли достались Сергею Пиоро и Галине Алехиной.

Что же касается постановки с Добровольской и Спиваковским, то она уже не первый раз привлекает петербуржцев в новогодние каникулы, несмотря на свою мрачную тематику и такое же техническое оформление — все действие проходит как будто в глубоком подвале, освещенном лишь тусклой лампочкой.

Мизери

В отличие от театра, достойная экранизация «Мизери» пока существует в единственном числе — это одноименный фильм Роба Райнера 1990 года. Основа этого психологического триллера строится на двух персонажах в замкнутом пространстве, в котором героиня выглядит ядовитым пауком, мастерски плетущим паутину из хаоса в комнатах и дурных книг в домашней библиотеке, а герой — беззащитным насекомым, против своей воли запертым в плену липкого, как эта паутина, ужаса и полного неведения насчет своей судьбы. Для кино такой формат не очень подходит, так как повествование выглядит статичным.

Кроме того, фильм упрекали в несоответствии актрисы образу Энни Уилкс в романе. При всем великолепии игры Кэти Бэйтс, получившей премии «Оскар», «Золотой глобус» и место во всевозможных топах лучших киноманьяков-женщин, изобразить столь отвратительное существо, которое придумал Кинг, крайне сложно.

Мизери

Не достигнута эта цель и в постановке Нины Островской. Конечно, Добровольская является многогранной актрисой, способной сыграть и образ с внутренними демонами, и разбитную подружку главной героини. Но все же ее типаж, а также то, что в постановке нет самых жестоких сцен и страшных тайн Энни, узнанных Полом (как и в фильме), действие выглядит не кровавым хоррором, где в роли мифического чудища предстает условно человек, а жутковатым святочным рассказом. Ведь наши предки верили, что в дни святок людей могут посещать демоны.

Таких красок добавляет вкрапление Рождества, которое, впрочем, тоже может существовать не на календаре, а лишь в воображении мисс Уилкс. Ведь с такими персонажами ни в чем нельзя быть уверенными, они могут улыбаться тебе, а через секунду вонзить в тебя нож или топор.

Формат святочного рассказа обусловлен и небольшим хронометражем постановки, из которой, конечно же, пришлось исключить многое. Зато она получилась пригодной даже для юной аудитории, которая понимает куда больше, чем думают о ней старшие, и тонко чувствует атмосферу напряжения и тревоги.

Мизери

Среди взрослых посетителей, перекормленных кричаще яркими фильмами ужасов, конечно, находятся скептики, жалующиеся на отсутствие страха. Но на самом деле эта история ужасна одной своей основой — миром психопата, готового воплотить в жизнь самые жуткие и омерзительные свои капризы, и что хуже всего — находятся те, кто способен его оправдать, хотя он ни минуты в этом не нуждается.

Добровольская, к сожалению, не передает этого в нужной мере, в первую очередь из-за того, что выглядит, как впрочем и Кэти Бэйтс, чересчур уютной женщиной, совершенно далекой от божества, вырубленного из единого камня. Но актрис вряд ли можно упрекать: сам мэтр ужаса задал неимоверную планку для решения образа этого монстра, и как бы они ни играли, все равно видно, что это нормальные люди.

Зато Спиваковский, которому, напротив, выделена роль весьма заурядного героя, имеющего талант, но больше сосредоточенного на зарабатывании денег дешевой мелодраматической франшизой, играет с искрой настоящей социопатии и нервозности. Временами кажется, что преступника и жертву в этой постановке следовало поменять местами. Этот Пол Шелдон, по крайней мере, кажется действительно способным дать бой своей мучительнице, пусть у него и искалечены ноги. А вот в книге это выглядит не вполне правдоподобно, тем более что изначально Стивен Кинг вообще планировал другую, жуткую, но увы, более логичную развязку.

Мизери

Конечно, во многом имеет значение пресловутое отсутствие самых омерзительных деталей образа Энни и существования Пола в ее адском доме. Положение героя не выглядит таким безнадежным, как в первоисточнике. Но также это и заслуга актера, явно не желающего выглядеть бледной тенью на фоне героини. Напротив, здесь солирует именно он. И вообще это разумно: мы смотрим на происходящее через призму взгляда героя, а в мысли Энни адекватный зритель не может проникнуть.

Словом, несмотря на все недочеты, радует сам факт, что наш театр не забывает о других жанрах, кроме драмы и комедии, стремится охватить литературу разного формата и не сосредотачиваться на развлечении публики. «Мизери» в антрепризном варианте хороша уже тем, что кого-то она может вдохновить на то, чтобы прочесть книгу. И кроме того, ценность такой постановки в том, что она строится на диалогах и коммуникации, пусть и искаженной через видение безумного человека. В таком спектакле не приходится рассчитывать на авангардные фокусы вроде ненужных шумовых эффектов, диких мелодий, странного юмора и неуместной игры со светом. Остается только исполнять свою роль, и с этим Добровольская и Спиваковский безусловно справились. А учитывая то, что в начале года на сцене ДК Выборгский идут практически одни комедии, такой нестандартный ход заслуживает похвалы.

9 января 2018.
Текст: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.