«Свиное рыло»: Вася Ложкин и КПРФ

Начало ноября у той части населения, которая благосклонно относится к западным веяниям и не боится иронизировать над сакральными темами, обычно ассоциируется с Хэллоуином. А подавляющему большинству петербуржцев этот суровый осенний месяц несет круглосуточные сумерки, которые сами по себе угнетают куда больше, чем подозрения, что где-то в сумраке притаились потусторонние силы и чудовища. Зомби и вампиры, как минимум, бодрят...

Вася Ложкин в Свином рыле

Те же, кто к импортному празднику относится скептически, но и не чужд черного юмора, непременно должны посетить не самую известную пока в городе галерею «Свиное рыло». Во-первых, по заявкам поклонников там продлена работа экспозиция работ художника Васи Ложкина — до 6 ноября. А во-вторых, это место представляет собой просто альтернативную вселенную, где живут символы и образы наших отечественных ужасов. И если в редкие солнечные дни это не всегда впечатляет, то в позднюю питерскую осень сюда обязательно стоит прийти, чтобы пощекотать нервы.

Вася Ложкин в Свином рыле

Независимая галерея «Свиное рыло» появилась на набережной реки Фонтанки, 5/2, в 2016 году, и ее основатели — петербургский коллектив «Колдовские художники» во главе с Николаем Копейкиным. Они объяснили выбор названия тем, что нигде в мире больше не найдется галереи с такой вывеской. А если вспомнить, что и само открытие встретило первых посетителей плакатом «Ты гнида!», становится ясно, что аудитория такой галереи — люди с крепкими нервами. При этом создатели назвали образ свиньи некой мистической силой, отсылкой к произведениям одного из самых таинственных русских писателей — Гоголя.

Вася Ложкин в Свином рыле

Однако мистики хватает в самой атмосфере того места, где обустроились «Колдовские художники». Тем, кто облазил все укромные уголки Санкт-Петербурга, уже не покажется странным, что «храм искусства» расположен в ничем не примечательной подворотне. Но то, что эта подворотня настолько скрыта, мрачна и овеяна духом запустения, безысходности и разрухи, поразит даже таких искушенных посетителей.

Вася Ложкин в Свином рыле

Вход, над которым угрожающе нависает шахта давно не работающего лифта, выглядит неживым, как и все лестничные площадки, кроме шестого этажа, на котором, собственно, и расположена галерея. Рядом со входом можно увидеть опознавательный знак — рельеф из свиных мордочек, которые в общем выглядят беззлобными, но в темный осенний вечер могут напугать больше каких-нибудь гаргулий.

Вася Ложкин в Свином рыле

На дверях всех квартир, расположенных ниже галереи, нет номеров, под ними нет ковриков, да и вообще нет никаких следов постоянного человеческого присутствия. В то же время понятно, что незапертая парадная не может пустовать, особенно в холодное время года, так что место, выбранное для галереи, выглядит не только странным, но и опасным. Правда, для посетителей она открыта только в определенные дни и часы, и есть ли в доме что-то живое в остальное время, можно только гадать.

Вася Ложкин в Свином рыле

Заходя в саму галерею, погружаешься уже в совсем иную атмосферу: здесь окружает обилие ярких, дерзких красок, и это не только работы из экспозиций, но и вездесущие символы придуманного «Колдовскими художниками» мультреализма — свиньи.

Вася Ложкин в Свином рыле

Причем, в соответствии с названием жанра этот образ часто решен в мультипликационном, игрушечном стиле плюшевого Пятачка или хрюшки-копилки, но можно увидеть и другие формы, воплощающие низкие, порочные черты — обжорство, хамство, скудоумие.

Вася Ложкин в Свином рыле

В целом же основная черта «Свиного рыла» — острое ощущение затхлости, пустоты, заброшенности. Вероятно, на мероприятиях вроде открытия выставки Васи Ложкина здесь и толпится народ, но галерея от этого не становится уютнее и живее. Здесь, кстати, и еще один контраст с привычными западными традициями Хэллоуина, который у нас вроде бы не празднуется и толком не изучен, но моду на его атрибутику индустрия развлечений и товаров подхватила охотно. В галерее на Фонтанке нет даже дуновения уюта, поэтому в ней испытываешь настоящую тревожность и угнетение.

Вася Ложкин в Свином рыле

Но если у зрителя прочная психика и нет недостатка в циничном юморе, ему стоит отметить «темный праздник» именно там.

На данный момент самым заметным мероприятием в «Свином рыле» является, несомненно, экспозиция Васи Ложкина под названием «Ничего лишнего. Вариант расшыренный и более лучшый». Это уже вторая персональная выставка художника как в Санкт-Петербурге, так и в данной галерее.

Вася Ложкин в Свином рыле

Самоучка (или самородок?), оформитель, блогер и музыкант Алексей Куделин (именно так художника зовут по-настоящему) работает как неплохой и крепкий карикатурист, даже в какой-то степени социальный сатирик. Но реакция на его деятельность власти, которую одна картина напугала до степени суда и признания той экстремистским материалом, и «либеральной интеллигенции», которая подобное творчество считает чуть ли не лучом света в темном царстве, — это откровенное «много шума из ничего».

Вася Ложкин в Свином рыле

Просто сейчас из-за технологических и внутренних переворотов вышли из употребления сатирические журналы, а мастера, способные на хлесткий язык и гротескные образы, никуда не делись. Но заявить о себе стало сложнее: вместо журналов, которые переходили из рук в руки у миллионов читателей, остаются только персональные выставки. А для привлечения публики, разумеется, нужен резонанс, и в этом Ложкину явно повезло.

Вася Ложкин в Свином рыле

Есть немало художников, которые выставляют свое сомнительное творчество в «Эрарте» и других раскрученных и дорогих местах, но имена их никому не известны. А Ложкин, ограничивающийся одной площадкой в Москве и одной в Санкт-Петербурге, оказался у всех на устах, пусть и в насмешливом контексте.

Вася Ложкин в Свином рыле

Что и говорить: многие его образы действительно взяты из жизни — старушка, борющаяся с «интырнетом» или жаждущая покарать обидчиков «котеночка», несомненно является яркой частью каждодневного российского пейзажа.

Вася Ложкин в Свином рыле

В частности, после нашумевшего видео, в котором пьяная женщина швыряет об стену кота, зачастую особенно бесновались именно те пожилые защитники животных, которые при вести об убитых или покалеченных людях говорят, что «на все воля Божья». Так что, сложно судить, какой из Васи Ложкина художник, но людей он знает хорошо.

Вася Ложкин в Свином рыле

На смену выставке Ложкина «Свиное рыло» готовит новый, не менее дерзкий проект — это экспозиция «Колдовских художников» под названием «Коллекция Похабного Русского Фольклора» (КПРФ). Аббревиатура, которая получается из этих слов, явно отсылает к нашей бурной политической эпохе, все больше скатывающейся в шоу-бизнес. Эта выставка будет открыта 9 ноября.

Вася Ложкин в Свином рыле

Подробности можно найти здесь.

Вася Ложкин в Свином рыле

2 ноября 2017.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.