«Свиное рыло»: Вася Ложкин и КПРФ

Начало ноября у той части населения, которая благосклонно относится к западным веяниям и не боится иронизировать над сакральными темами, обычно ассоциируется с Хэллоуином. А подавляющему большинству петербуржцев этот суровый осенний месяц несет круглосуточные сумерки, которые сами по себе угнетают куда больше, чем подозрения, что где-то в сумраке притаились потусторонние силы и чудовища. Зомби и вампиры, как минимум, бодрят...

Вася Ложкин в Свином рыле

Те же, кто к импортному празднику относится скептически, но и не чужд черного юмора, непременно должны посетить не самую известную пока в городе галерею «Свиное рыло». Во-первых, по заявкам поклонников там продлена работа экспозиция работ художника Васи Ложкина — до 6 ноября. А во-вторых, это место представляет собой просто альтернативную вселенную, где живут символы и образы наших отечественных ужасов. И если в редкие солнечные дни это не всегда впечатляет, то в позднюю питерскую осень сюда обязательно стоит прийти, чтобы пощекотать нервы.

Вася Ложкин в Свином рыле

Независимая галерея «Свиное рыло» появилась на набережной реки Фонтанки, 5/2, в 2016 году, и ее основатели — петербургский коллектив «Колдовские художники» во главе с Николаем Копейкиным. Они объяснили выбор названия тем, что нигде в мире больше не найдется галереи с такой вывеской. А если вспомнить, что и само открытие встретило первых посетителей плакатом «Ты гнида!», становится ясно, что аудитория такой галереи — люди с крепкими нервами. При этом создатели назвали образ свиньи некой мистической силой, отсылкой к произведениям одного из самых таинственных русских писателей — Гоголя.

Вася Ложкин в Свином рыле

Однако мистики хватает в самой атмосфере того места, где обустроились «Колдовские художники». Тем, кто облазил все укромные уголки Санкт-Петербурга, уже не покажется странным, что «храм искусства» расположен в ничем не примечательной подворотне. Но то, что эта подворотня настолько скрыта, мрачна и овеяна духом запустения, безысходности и разрухи, поразит даже таких искушенных посетителей.

Вася Ложкин в Свином рыле

Вход, над которым угрожающе нависает шахта давно не работающего лифта, выглядит неживым, как и все лестничные площадки, кроме шестого этажа, на котором, собственно, и расположена галерея. Рядом со входом можно увидеть опознавательный знак — рельеф из свиных мордочек, которые в общем выглядят беззлобными, но в темный осенний вечер могут напугать больше каких-нибудь гаргулий.

Вася Ложкин в Свином рыле

На дверях всех квартир, расположенных ниже галереи, нет номеров, под ними нет ковриков, да и вообще нет никаких следов постоянного человеческого присутствия. В то же время понятно, что незапертая парадная не может пустовать, особенно в холодное время года, так что место, выбранное для галереи, выглядит не только странным, но и опасным. Правда, для посетителей она открыта только в определенные дни и часы, и есть ли в доме что-то живое в остальное время, можно только гадать.

Вася Ложкин в Свином рыле

Заходя в саму галерею, погружаешься уже в совсем иную атмосферу: здесь окружает обилие ярких, дерзких красок, и это не только работы из экспозиций, но и вездесущие символы придуманного «Колдовскими художниками» мультреализма — свиньи.

Вася Ложкин в Свином рыле

Причем, в соответствии с названием жанра этот образ часто решен в мультипликационном, игрушечном стиле плюшевого Пятачка или хрюшки-копилки, но можно увидеть и другие формы, воплощающие низкие, порочные черты — обжорство, хамство, скудоумие.

Вася Ложкин в Свином рыле

В целом же основная черта «Свиного рыла» — острое ощущение затхлости, пустоты, заброшенности. Вероятно, на мероприятиях вроде открытия выставки Васи Ложкина здесь и толпится народ, но галерея от этого не становится уютнее и живее. Здесь, кстати, и еще один контраст с привычными западными традициями Хэллоуина, который у нас вроде бы не празднуется и толком не изучен, но моду на его атрибутику индустрия развлечений и товаров подхватила охотно. В галерее на Фонтанке нет даже дуновения уюта, поэтому в ней испытываешь настоящую тревожность и угнетение.

Вася Ложкин в Свином рыле

Но если у зрителя прочная психика и нет недостатка в циничном юморе, ему стоит отметить «темный праздник» именно там.

На данный момент самым заметным мероприятием в «Свином рыле» является, несомненно, экспозиция Васи Ложкина под названием «Ничего лишнего. Вариант расшыренный и более лучшый». Это уже вторая персональная выставка художника как в Санкт-Петербурге, так и в данной галерее.

Вася Ложкин в Свином рыле

Самоучка (или самородок?), оформитель, блогер и музыкант Алексей Куделин (именно так художника зовут по-настоящему) работает как неплохой и крепкий карикатурист, даже в какой-то степени социальный сатирик. Но реакция на его деятельность власти, которую одна картина напугала до степени суда и признания той экстремистским материалом, и «либеральной интеллигенции», которая подобное творчество считает чуть ли не лучом света в темном царстве, — это откровенное «много шума из ничего».

Вася Ложкин в Свином рыле

Просто сейчас из-за технологических и внутренних переворотов вышли из употребления сатирические журналы, а мастера, способные на хлесткий язык и гротескные образы, никуда не делись. Но заявить о себе стало сложнее: вместо журналов, которые переходили из рук в руки у миллионов читателей, остаются только персональные выставки. А для привлечения публики, разумеется, нужен резонанс, и в этом Ложкину явно повезло.

Вася Ложкин в Свином рыле

Есть немало художников, которые выставляют свое сомнительное творчество в «Эрарте» и других раскрученных и дорогих местах, но имена их никому не известны. А Ложкин, ограничивающийся одной площадкой в Москве и одной в Санкт-Петербурге, оказался у всех на устах, пусть и в насмешливом контексте.

Вася Ложкин в Свином рыле

Что и говорить: многие его образы действительно взяты из жизни — старушка, борющаяся с «интырнетом» или жаждущая покарать обидчиков «котеночка», несомненно является яркой частью каждодневного российского пейзажа.

Вася Ложкин в Свином рыле

В частности, после нашумевшего видео, в котором пьяная женщина швыряет об стену кота, зачастую особенно бесновались именно те пожилые защитники животных, которые при вести об убитых или покалеченных людях говорят, что «на все воля Божья». Так что, сложно судить, какой из Васи Ложкина художник, но людей он знает хорошо.

Вася Ложкин в Свином рыле

На смену выставке Ложкина «Свиное рыло» готовит новый, не менее дерзкий проект — это экспозиция «Колдовских художников» под названием «Коллекция Похабного Русского Фольклора» (КПРФ). Аббревиатура, которая получается из этих слов, явно отсылает к нашей бурной политической эпохе, все больше скатывающейся в шоу-бизнес. Эта выставка будет открыта 9 ноября.

Вася Ложкин в Свином рыле

Подробности можно найти здесь.

Вася Ложкин в Свином рыле

2 ноября 2017.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.

Марк Розовский

Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.