Страсти по «Матильде»: финал

В Петербурге состоялась премьера фильма Алексея Учителя «Матильда». Зарубежные звезды, сыгравшие в картине, отказались приехать, поскольку переживали за собственную безопасность. Кино рассказывает о романе будущего императора, а после смерти — святого, Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Многие из тех, кто видел этот фильм, назвали его воспевающей царя мелодрамой.

Матильда

«Братья и сестры! Нужна ваша молитва! Уже совсем скоро вражья сила начнет ретрансляцию инфернальной энергии на нашу землю в новом усиленном режиме, с по-настоящему комсомольским энтузиазмом. Вся эта бесовщина-инфернальщина польется на русскую землю с экранов кинотеатров, где покажут кощунственный фильм. Просим вас не бросать это оружие в условиях надвигающейся духовной войны», — гласит заглавный пост в группе «Москва — не Содом! Петербург — не Гоморра!» в одной из социальных сетей. Здесь обитают противники фильма Алексея Учителя «Матильда».

Усилиями депутата Госдумы Натальи Поклонской, питающей нездоровые чувства к последнему русскому императору, а также группы фанатиков-маргиналов фильм оброс скандалами задолго до премьеры. Но вот многомесячная эпопея наконец-то подошла к концу. С 26 октября «Матильда» официально выходит в широкий прокат. Петербургская премьера в Концертном зале Мариинского театра была назначена на 23 октября.

Матильда

Но противники фильма не думали сдаваться. За несколько дней в разных группах в интернете просили «усилить молитву» против выхода фильма. Неизвестные разбрасывали по городу протестные листовки. Апогеем должно было стать молитвенное шествие вокруг Мариинки прямо перед показом.

Но шокировать публику не вышло. К назначенному часу у памятника Римскому-Корсакову собралось лишь два десятка активистов, в основном — пожилые женщины в платках. «Боже, царя храни», — нестройно затянули они, увидев, как их окружили журналисты. Пришедшие женщины осуждали показанные в фильме «неприличные постельные сцены».

«Этот фильм нельзя показывать. Если можно про царя, может быть, мы завтра и про Путина выпустим кино? А в тех, кто посмотрит это кино, вселяется существо из трех букв, я не буду его произносить. Люди становятся неконтролируемыми», — уверяла одна из пришедших.

Матильда

Молитвенное шествие в итоге так и осталось молитвенным стоянием. Тем временем петербургский бомонд собирался на премьеру. Билеты были недешевыми — по 5-7 тысяч рублей, но желающих приобщиться к прекрасному нашлось немало. Правда местных знаменитостей можно было пересчитать по пальцам — балетмейстер Борис Эйфман, мультипликатор Константин Бронзит, актриса Ксения Раппопорт, писатель Александр Цыпкин, интеллектуал Александр Друзь, бывший сенатор Константин Добрынин. Представители власти отсутствовали, не считая депутата Госдумы Елены Драпеко и депутата ЗакСа Максима Резника.

Звезды «Матильды» тоже были далеко не в полном составе. Как оказалось, исполнитель роли Николая II, немецкий актер Ларс Айдингер, побоялся ехать в Санкт-Петербург из соображений безопасности.

Матильда

«Говорит, что жена, ребенок. Хотя я пытался уговорить. Есть опасения, серьезные и искренние. И это человек, который больше года прожил в России на съемках. Прекрасно знает нашу страну, сколько литературы прочитал! Это для него серьезный удар, что он не может приехать, точнее может, но боится. Эта горстка людей, пытающихся протестовать против картины, не видя ее, создали некий миф, который отпугивает от нашей страны, вот что ужасно. Этого не должно быть», — рассказал журналистам режиссер Алексей Учитель.

Опасения Айдингера разделила и исполнительница роли будущей императрицы Александры Федоровны Луиза Вольфрам, и сама Матильда — актриса из Польши Михалина Ольшанска. Зато на красной дорожке в Северной столице показалась сыгравшая императрицу Ингеборга Дапкунайте, а также заросший бородой Григорий Добрыгин (великий князь Андрей).

Матильда

«Я снова отрастил бороду, чтобы православные активисты принимали меня за своего», — отшутился артист. Но добавил, что «такого качества шум» вокруг картины может как-то помочь российскому кинематографу. Однако по мнению Алексея Учителя, интерес к фильму вызван не только скандалами.

«Я думаю, что общество у нас нормальное, просто всегда очень активно выступают крикуны. Создается впечатление, что у них много сторонников, о них все время говорят. Негатив почему-то воспринимается и распространяется намного шире, чем что-то позитивное. Но, судя по интернету и встречам, подавляющее большинство людей хотят посмотреть картину и ждут ее», — заключил Учитель.

Матильда

По словам режиссера, волнение на премьере присутствовало. Потому что в первый раз пришлось представлять картину «не только как фильм, но и как общественное событие». Да еще и после всего шлейфа скандалов. За «общественно-событийную» часть на премьере отвечал председатель организации «Народный собор» Анатолий Артюх, раздававший интервью иностранным телеканалам. Он купил билет на премьеру, чтобы лично записать все неподобающие места из фильма. «А если пойдет речь об оскорблении святых, то будем вызывать полицию», — грозился активист.

Присутствовал и глава коалиции «Родительское стояние» Василий Кухарь. В фойе активисту даже удалось поспорить с Учителем, который резонно заявил: «До просмотра фильма с вами говорить бесполезно». «А зачем нам говно ложкой есть?» — возмутилась спутница Кухаря. Тот же признался, что на сеанс действительно не собирается: «Я уже знаю, что там. Хотел увидеть тех, кто пришел на этот показ, увидеть гибель России, ведь она начинается здесь. Россия здесь начинает погибать, если мы ее не спасем».

Матильда

Но несмотря на эту нависшую над родиной угрозу, премьеру сорвать не удалось. Алексей Учитель сообщил собравшимся, что «в этой стране все-таки победил здравый смысл». А затем все присутствующие смогли убедиться, что «Матильда» — максимально целомудренное кино по нынешним стандартам. Что же до соответствия историческим событиям, так это не документальный фильм, и не байопик, как заметил сам Учитель, а история любви.

«Мне уже многие всерьез предлагают снять „Матильду-2“. Но я этого не буду делать не потому что я боюсь, а потому что надо два раза одно и то же прожить невозможно», — рассказал журналистам режиссер.

Показ фильма завершился аплодисментами. А в патриотических сообществах уже не наблюдалось душевного подъема, передает Росбалт.

Матильда Кшесинская

«Приехала я к Мариинскому — никого не было, минут 20 стояла у дверей, ждала единомышленников и сомолитвенников, вокруг бродили такие же потерянные тетеньки, как я, в длинных юбках и платках. Но ничего и никого объединяющего не появилось. Пришлось возвращаться домой. В новостях сейчас прочитала, что события, оказывается, должны были происходить у здания второй сцены. Но кто ж знал…» — пожаловалась одна из противниц «Матильды».

 

24 октября 2017.
Текст: Софья Мохова. Фото: Александра Полукеева.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.