Страсти по «Матильде»: финал

В Петербурге состоялась премьера фильма Алексея Учителя «Матильда». Зарубежные звезды, сыгравшие в картине, отказались приехать, поскольку переживали за собственную безопасность. Кино рассказывает о романе будущего императора, а после смерти — святого, Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Многие из тех, кто видел этот фильм, назвали его воспевающей царя мелодрамой.

Матильда

«Братья и сестры! Нужна ваша молитва! Уже совсем скоро вражья сила начнет ретрансляцию инфернальной энергии на нашу землю в новом усиленном режиме, с по-настоящему комсомольским энтузиазмом. Вся эта бесовщина-инфернальщина польется на русскую землю с экранов кинотеатров, где покажут кощунственный фильм. Просим вас не бросать это оружие в условиях надвигающейся духовной войны», — гласит заглавный пост в группе «Москва — не Содом! Петербург — не Гоморра!» в одной из социальных сетей. Здесь обитают противники фильма Алексея Учителя «Матильда».

Усилиями депутата Госдумы Натальи Поклонской, питающей нездоровые чувства к последнему русскому императору, а также группы фанатиков-маргиналов фильм оброс скандалами задолго до премьеры. Но вот многомесячная эпопея наконец-то подошла к концу. С 26 октября «Матильда» официально выходит в широкий прокат. Петербургская премьера в Концертном зале Мариинского театра была назначена на 23 октября.

Матильда

Но противники фильма не думали сдаваться. За несколько дней в разных группах в интернете просили «усилить молитву» против выхода фильма. Неизвестные разбрасывали по городу протестные листовки. Апогеем должно было стать молитвенное шествие вокруг Мариинки прямо перед показом.

Но шокировать публику не вышло. К назначенному часу у памятника Римскому-Корсакову собралось лишь два десятка активистов, в основном — пожилые женщины в платках. «Боже, царя храни», — нестройно затянули они, увидев, как их окружили журналисты. Пришедшие женщины осуждали показанные в фильме «неприличные постельные сцены».

«Этот фильм нельзя показывать. Если можно про царя, может быть, мы завтра и про Путина выпустим кино? А в тех, кто посмотрит это кино, вселяется существо из трех букв, я не буду его произносить. Люди становятся неконтролируемыми», — уверяла одна из пришедших.

Матильда

Молитвенное шествие в итоге так и осталось молитвенным стоянием. Тем временем петербургский бомонд собирался на премьеру. Билеты были недешевыми — по 5-7 тысяч рублей, но желающих приобщиться к прекрасному нашлось немало. Правда местных знаменитостей можно было пересчитать по пальцам — балетмейстер Борис Эйфман, мультипликатор Константин Бронзит, актриса Ксения Раппопорт, писатель Александр Цыпкин, интеллектуал Александр Друзь, бывший сенатор Константин Добрынин. Представители власти отсутствовали, не считая депутата Госдумы Елены Драпеко и депутата ЗакСа Максима Резника.

Звезды «Матильды» тоже были далеко не в полном составе. Как оказалось, исполнитель роли Николая II, немецкий актер Ларс Айдингер, побоялся ехать в Санкт-Петербург из соображений безопасности.

Матильда

«Говорит, что жена, ребенок. Хотя я пытался уговорить. Есть опасения, серьезные и искренние. И это человек, который больше года прожил в России на съемках. Прекрасно знает нашу страну, сколько литературы прочитал! Это для него серьезный удар, что он не может приехать, точнее может, но боится. Эта горстка людей, пытающихся протестовать против картины, не видя ее, создали некий миф, который отпугивает от нашей страны, вот что ужасно. Этого не должно быть», — рассказал журналистам режиссер Алексей Учитель.

Опасения Айдингера разделила и исполнительница роли будущей императрицы Александры Федоровны Луиза Вольфрам, и сама Матильда — актриса из Польши Михалина Ольшанска. Зато на красной дорожке в Северной столице показалась сыгравшая императрицу Ингеборга Дапкунайте, а также заросший бородой Григорий Добрыгин (великий князь Андрей).

Матильда

«Я снова отрастил бороду, чтобы православные активисты принимали меня за своего», — отшутился артист. Но добавил, что «такого качества шум» вокруг картины может как-то помочь российскому кинематографу. Однако по мнению Алексея Учителя, интерес к фильму вызван не только скандалами.

«Я думаю, что общество у нас нормальное, просто всегда очень активно выступают крикуны. Создается впечатление, что у них много сторонников, о них все время говорят. Негатив почему-то воспринимается и распространяется намного шире, чем что-то позитивное. Но, судя по интернету и встречам, подавляющее большинство людей хотят посмотреть картину и ждут ее», — заключил Учитель.

Матильда

По словам режиссера, волнение на премьере присутствовало. Потому что в первый раз пришлось представлять картину «не только как фильм, но и как общественное событие». Да еще и после всего шлейфа скандалов. За «общественно-событийную» часть на премьере отвечал председатель организации «Народный собор» Анатолий Артюх, раздававший интервью иностранным телеканалам. Он купил билет на премьеру, чтобы лично записать все неподобающие места из фильма. «А если пойдет речь об оскорблении святых, то будем вызывать полицию», — грозился активист.

Присутствовал и глава коалиции «Родительское стояние» Василий Кухарь. В фойе активисту даже удалось поспорить с Учителем, который резонно заявил: «До просмотра фильма с вами говорить бесполезно». «А зачем нам говно ложкой есть?» — возмутилась спутница Кухаря. Тот же признался, что на сеанс действительно не собирается: «Я уже знаю, что там. Хотел увидеть тех, кто пришел на этот показ, увидеть гибель России, ведь она начинается здесь. Россия здесь начинает погибать, если мы ее не спасем».

Матильда

Но несмотря на эту нависшую над родиной угрозу, премьеру сорвать не удалось. Алексей Учитель сообщил собравшимся, что «в этой стране все-таки победил здравый смысл». А затем все присутствующие смогли убедиться, что «Матильда» — максимально целомудренное кино по нынешним стандартам. Что же до соответствия историческим событиям, так это не документальный фильм, и не байопик, как заметил сам Учитель, а история любви.

«Мне уже многие всерьез предлагают снять „Матильду-2“. Но я этого не буду делать не потому что я боюсь, а потому что надо два раза одно и то же прожить невозможно», — рассказал журналистам режиссер.

Показ фильма завершился аплодисментами. А в патриотических сообществах уже не наблюдалось душевного подъема, передает Росбалт.

Матильда Кшесинская

«Приехала я к Мариинскому — никого не было, минут 20 стояла у дверей, ждала единомышленников и сомолитвенников, вокруг бродили такие же потерянные тетеньки, как я, в длинных юбках и платках. Но ничего и никого объединяющего не появилось. Пришлось возвращаться домой. В новостях сейчас прочитала, что события, оказывается, должны были происходить у здания второй сцены. Но кто ж знал…» — пожаловалась одна из противниц «Матильды».

 

24 октября 2017.
Текст: Софья Мохова. Фото: Александра Полукеева.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Римас Туминас

Римас Туминас: Я верю, что воображение творит

В середине февраля началось празднование столетия БДТ. Можно сказать, что одним из подарков к юбилею театра стали гастроли московского Государственного академического театра имени Вахтангова. Труппа начала гастроли на сцене БДТ в Санкт-Петербурге с «Евгения Онегина» 19 и 20 февраля. «Дядю Ваню» по Чехову публика увидит 21 февраля, а 22 февраля – «Ветер шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса. Завершатся гастроли премьерой спектакля «Фальшивая нота».

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).