Страсти по «Матильде»: финал

В Петербурге состоялась премьера фильма Алексея Учителя «Матильда». Зарубежные звезды, сыгравшие в картине, отказались приехать, поскольку переживали за собственную безопасность. Кино рассказывает о романе будущего императора, а после смерти — святого, Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Многие из тех, кто видел этот фильм, назвали его воспевающей царя мелодрамой.

Матильда

«Братья и сестры! Нужна ваша молитва! Уже совсем скоро вражья сила начнет ретрансляцию инфернальной энергии на нашу землю в новом усиленном режиме, с по-настоящему комсомольским энтузиазмом. Вся эта бесовщина-инфернальщина польется на русскую землю с экранов кинотеатров, где покажут кощунственный фильм. Просим вас не бросать это оружие в условиях надвигающейся духовной войны», — гласит заглавный пост в группе «Москва — не Содом! Петербург — не Гоморра!» в одной из социальных сетей. Здесь обитают противники фильма Алексея Учителя «Матильда».

Усилиями депутата Госдумы Натальи Поклонской, питающей нездоровые чувства к последнему русскому императору, а также группы фанатиков-маргиналов фильм оброс скандалами задолго до премьеры. Но вот многомесячная эпопея наконец-то подошла к концу. С 26 октября «Матильда» официально выходит в широкий прокат. Петербургская премьера в Концертном зале Мариинского театра была назначена на 23 октября.

Матильда

Но противники фильма не думали сдаваться. За несколько дней в разных группах в интернете просили «усилить молитву» против выхода фильма. Неизвестные разбрасывали по городу протестные листовки. Апогеем должно было стать молитвенное шествие вокруг Мариинки прямо перед показом.

Но шокировать публику не вышло. К назначенному часу у памятника Римскому-Корсакову собралось лишь два десятка активистов, в основном — пожилые женщины в платках. «Боже, царя храни», — нестройно затянули они, увидев, как их окружили журналисты. Пришедшие женщины осуждали показанные в фильме «неприличные постельные сцены».

«Этот фильм нельзя показывать. Если можно про царя, может быть, мы завтра и про Путина выпустим кино? А в тех, кто посмотрит это кино, вселяется существо из трех букв, я не буду его произносить. Люди становятся неконтролируемыми», — уверяла одна из пришедших.

Матильда

Молитвенное шествие в итоге так и осталось молитвенным стоянием. Тем временем петербургский бомонд собирался на премьеру. Билеты были недешевыми — по 5-7 тысяч рублей, но желающих приобщиться к прекрасному нашлось немало. Правда местных знаменитостей можно было пересчитать по пальцам — балетмейстер Борис Эйфман, мультипликатор Константин Бронзит, актриса Ксения Раппопорт, писатель Александр Цыпкин, интеллектуал Александр Друзь, бывший сенатор Константин Добрынин. Представители власти отсутствовали, не считая депутата Госдумы Елены Драпеко и депутата ЗакСа Максима Резника.

Звезды «Матильды» тоже были далеко не в полном составе. Как оказалось, исполнитель роли Николая II, немецкий актер Ларс Айдингер, побоялся ехать в Санкт-Петербург из соображений безопасности.

Матильда

«Говорит, что жена, ребенок. Хотя я пытался уговорить. Есть опасения, серьезные и искренние. И это человек, который больше года прожил в России на съемках. Прекрасно знает нашу страну, сколько литературы прочитал! Это для него серьезный удар, что он не может приехать, точнее может, но боится. Эта горстка людей, пытающихся протестовать против картины, не видя ее, создали некий миф, который отпугивает от нашей страны, вот что ужасно. Этого не должно быть», — рассказал журналистам режиссер Алексей Учитель.

Опасения Айдингера разделила и исполнительница роли будущей императрицы Александры Федоровны Луиза Вольфрам, и сама Матильда — актриса из Польши Михалина Ольшанска. Зато на красной дорожке в Северной столице показалась сыгравшая императрицу Ингеборга Дапкунайте, а также заросший бородой Григорий Добрыгин (великий князь Андрей).

Матильда

«Я снова отрастил бороду, чтобы православные активисты принимали меня за своего», — отшутился артист. Но добавил, что «такого качества шум» вокруг картины может как-то помочь российскому кинематографу. Однако по мнению Алексея Учителя, интерес к фильму вызван не только скандалами.

«Я думаю, что общество у нас нормальное, просто всегда очень активно выступают крикуны. Создается впечатление, что у них много сторонников, о них все время говорят. Негатив почему-то воспринимается и распространяется намного шире, чем что-то позитивное. Но, судя по интернету и встречам, подавляющее большинство людей хотят посмотреть картину и ждут ее», — заключил Учитель.

Матильда

По словам режиссера, волнение на премьере присутствовало. Потому что в первый раз пришлось представлять картину «не только как фильм, но и как общественное событие». Да еще и после всего шлейфа скандалов. За «общественно-событийную» часть на премьере отвечал председатель организации «Народный собор» Анатолий Артюх, раздававший интервью иностранным телеканалам. Он купил билет на премьеру, чтобы лично записать все неподобающие места из фильма. «А если пойдет речь об оскорблении святых, то будем вызывать полицию», — грозился активист.

Присутствовал и глава коалиции «Родительское стояние» Василий Кухарь. В фойе активисту даже удалось поспорить с Учителем, который резонно заявил: «До просмотра фильма с вами говорить бесполезно». «А зачем нам говно ложкой есть?» — возмутилась спутница Кухаря. Тот же признался, что на сеанс действительно не собирается: «Я уже знаю, что там. Хотел увидеть тех, кто пришел на этот показ, увидеть гибель России, ведь она начинается здесь. Россия здесь начинает погибать, если мы ее не спасем».

Матильда

Но несмотря на эту нависшую над родиной угрозу, премьеру сорвать не удалось. Алексей Учитель сообщил собравшимся, что «в этой стране все-таки победил здравый смысл». А затем все присутствующие смогли убедиться, что «Матильда» — максимально целомудренное кино по нынешним стандартам. Что же до соответствия историческим событиям, так это не документальный фильм, и не байопик, как заметил сам Учитель, а история любви.

«Мне уже многие всерьез предлагают снять „Матильду-2“. Но я этого не буду делать не потому что я боюсь, а потому что надо два раза одно и то же прожить невозможно», — рассказал журналистам режиссер.

Показ фильма завершился аплодисментами. А в патриотических сообществах уже не наблюдалось душевного подъема, передает Росбалт.

Матильда Кшесинская

«Приехала я к Мариинскому — никого не было, минут 20 стояла у дверей, ждала единомышленников и сомолитвенников, вокруг бродили такие же потерянные тетеньки, как я, в длинных юбках и платках. Но ничего и никого объединяющего не появилось. Пришлось возвращаться домой. В новостях сейчас прочитала, что события, оказывается, должны были происходить у здания второй сцены. Но кто ж знал…» — пожаловалась одна из противниц «Матильды».

 

24 октября 2017.
Текст: Софья Мохова. Фото: Александра Полукеева.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.

Легенды ретро fm

Торжество вечной молодости

В Ледовом дворце 21 декабря 2019 года свое 15-летие отметил фестиваль «Легенды ретро FM», объединяющий звезд 1970-х, 1980-х и 1990-х. Шоу артистов, пик популярности которых пришелся на вторую половину прошлого столетия, состоялось при полном аншлаге, смешав безудержное веселье с легкой грустью и обманув время. В этот раз в «Легендах» приняли участие зарубежные звезды E-Type, Dschinghis Khan, Ottawan, Lian Ross, Lou Bega, Thomas Anders. Из отечественных исполнителей – Татьяна Буланова, Ирина Салтыкова, Игорь Корнелюк и Сергей Васюта.