Страшное реалити-шоу от Камерного театра Малыщицкого

Петербургские камерные театры все больше осваивают международное культурное пространство, и не только проверенные временем классические сюжеты, но и отражающие современность. Иногда они вкрапляют в сюжетную основу узнаваемые элементы русской культуры, и насколько удачными являются такие попытки — может судить зритель. Его мнение для нестандартных театров зачастую более ценно, чем для крупных и широко известных, с прочно наработанным авторитетом.

Камерный театр Малыщицкого

Камерный театр Малыщицкого на улице Восстания, 41 — то есть совсем недалеко от туристических и культурных «караванных путей» — в свой 29-й сезон обратился к злободневной американской драматургии, что не так часто можно увидеть на петербургских театральных подмостках. Этот смелый ход вызвал живой отклик у городских театралов, что было особенно заметно в длинные каникулы.

Соответственно, премьерный спектакль «Киллер Джо» по пьесе Трейси Леттса является славным инфоповодом для рассказа об очень интересном маленьком театре, затерянном в хаосе шумного центра Петербурга. Он не вполне относится к андеграунду, но независимостью отличается определенно, начиная с антуража и заканчивая репертуаром.

Его основатель — Владимир Афанасьевич Малыщицкий (1940-2008) — начал создавать проекты с чистого листа еще в советское время с организации новогоднего представления в Мурманском областном театре. Свой первый театр Малыщицкий основал в городе Никель и уже на будущий год поехал с ним на гастроли в Норвегию.

Камерный театр Малыщицкого

В 1968 году уже в родном городе он создал студенческий театр Studio при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, который вскоре получил негласное звание «малой Таганки». На его основе позже родился Молодежный театр на Фонтанке, знакомый всем петербуржцам и по сей день. Его концепция стала яркой искрой на фоне академического застоя в культуре и политике. Режиссер-новатор оживил ленинградское общество, однако впал в немилость чиновников и цензуры.

Из-за этого Малыщицкий потерял должность художественного руководителя и открыл в Пушкине театр «Студия-87», связанный с Музеем-заповедником «Царское Село». Этот проект продержался недолго, и в 1989 году был основан театр-студия «Юпитер» на Большой Конюшенной улице, в полуподвальном помещении. В 2002 году «Юпитер» с помощью депутата Петра Шелища покинул непригодное жилище и стал тем Камерным театром Малыщицкого, который сегодня знаком каждому заядлому театралу.

Здесь Владимир Малыщицкий работал до конца жизни, и последняя его постановка — «Горячее сердце» по пьесе Александра Островского — осталась незавершенной. Но жизнь театра продолжалась. Под руководством Светланы Балыхиной-Малыщицкой труппа искала свое лицо и творческое равновесие, сотрудничая с разными режиссерами — Александром Кладько, Владимиром Воробьевым, Ольгой Самохотовой, Александром Никаноровым, Петром Васильевым.

Камерный театр Малыщицкого

В 2014 году театр стал работать с Петром Шерешевским. Его первый на этой площадке спектакль «Конформист» получил Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «За лучшую режиссуру». Тогда же Шерешевский стал главным режиссером.

Театр награжден дипломами XXV Международного фестиваля негосударственных театров и проектов «Рождественский парад» в 2018 году (спектакль «Квартира»), «Золотого софита» 2015-2016 в номинации «Лучшая работа художника», Международного фестиваля камерных театров «Окна» за спектакль «Не отпускай меня» в 2018 году.

Отличительной чертой камерного театра является отсутствие сцены, занавеса, барьеров и секторальных проходов между рядами. Скамейки для зрителей располагаются в несколько линий вдоль стен и не имеют нумерации. Зритель сам выбирает свою точку обзора, которую может сменить в следующий визит и по-новому увидеть композицию спектакля, движение и взаимодействие актеров, палитру чувств, которую они передают.

Камерный театр Малыщицкого

И спектакль Петра Шерешевского «Киллер Джо», впервые показанный осенью прошлого года, органично вписывается в нестандартную обстановку. Находясь в непосредственной близости от героев, действия которых буквально наэлектризованы тревогой и агрессией, зрители ощущают все большее душевное неудобство и задумываются об окружающей реальности.

Драматург Трейси Леттс уже известен петербургским театралам благодаря постановке «Август: графство Осейдж» 2013 года в Театре имени Ленсовета. За эту пьесу автор получил в 2008 году Пулитцеровскую премию. В «Киллере Джо» Леттс вновь обращается к семейной проблеме, которая представлена в настолько инфернальном виде, что порой это доходит до черной пародийности на само понятие.

Пьеса повествует о семействе, которое принадлежит к сословию, в США грубо называемому «белый мусор». Отец и сын с полной невозмутимостью решают нанять киллера для убийства матери, чтобы получить ее страховку и поправить свое незавидное финансовое положение. Беспокоиться они начинают только тогда, когда исполнитель, являющийся также полицейским, начинает ставить собственные условия. Развязка криминальной линии становится шоком и крахом для чудовищной семейки, но совсем не потому, что они осознали аморальность содеянного…

Камерный театр Малыщицкого

Сценарий спектакля заслуживает всех похвал: он четко и прозрачно показывает самые неприглядные стороны первоисточника, постановка не стремится запутать зрителя ненужными паузами, символами и иносказаниями. В то же время порой действие уходит в другую крайность, прибегая к откровенности в самом буквальном смысле — демонстрации обнаженного тела без веской сюжетной причины. Вероятно, таким способом создатели спектакля желают ввергнуть зрителя в некомфортное состояние, позволяющее сконцентрироваться на тяжелой аналитике происходящего, которую не смягчает эстетическое удовольствие. Но данный прием в искусстве воспринимается неоднозначно, несмотря на все «сексуальные революции» прошлого и нынешнего столетий.

Аскетизм в декоре и невыразительность костюмов также соответствует мрачному тону повествования: глаз не может зацепиться ни за что приятное и комфортное, и зритель не расхолаживается. С другой стороны, в спектакле слишком мало характерных черт американского быта, и персонажи, при всей энергетике актеров, не очень похожи на аутентичных маргиналов, которых показывал Леттс. Несколько отсылок к российской массовой культуре, вроде популярных телепередач или песни Юрия Лозы «Плот», еще больше этому мешают — кажется, что на подмостки вышли герои «Пусть говорят», которые многим телезрителям уже почти как родные.

Камерный театр Малыщицкого

Персонажи данного спектакля идут на подлости как будто из-за одной душевной спячки и лени, не дающей хотя бы немного обдумать свои поступки. И разворачивающийся на сцене кошмар не вполне ладит с этими рыхловатыми образами из российской глубинки. Особенно это видно на контрасте с одноименным фильмом Уильяма Фридкина 2011 года, где герои — вообще не люди, а просто концентрация тупых инстинктов и бессмысленной ненависти.

Такой высоты мастерства, когда забываешь, что видишь перед собой не американские отбросы общества, а петербургских актеров, спектакль театра Малыщицкого пока не достигает. Но данная постановка безусловно является смелым шагом, и в ней виден творческий энтузиазм труппы. Во всяком случае, она заставляет думать и переживать, причем на самых низких и душных ощущениях рождаются ясные выводы. И такая выпуклая, вопиющая порочность, возведенная в абсурд, как в этой пьесе, заставляет оглянуться на мелкие, будничные дурные поступки — так ли уж им до нее далеко?

Камерный театр Малыщицкого

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

28 января 2019.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).

картина Репина

Одно из крупнейших полотен Репина покидает Русский музей

Сегодня в Русском музее состоялся демонтаж картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Полотно размером четыре на восемь метров отправится на выставку в Третьяковскую галерею.

Георгий Штиль, фото Анны Глебовой

Георгий Штиль: Сергея Юрского, по сути, выгнали из Ленинграда

8 февраля в возрасте 83 лет ушел из жизни народный артист России Сергей Юрский. Причиной смерти актера стала остановка сердца. На протяжении двадцати лет он служил в петербургском Большом драматическом театре. Этот артист мыслил иначе, чем большинство, и раньше других понял, что происходит со страной и народом, вспоминает актер БДТ Георгий Штиль, который дал интервью корреспонденту Росбалта и рассказал, почему Юрский был вынужден покинуть Ленинград.

Премия Прорыв, офф-программа, Гамлет

Офф-программа премии «Прорыв»: Гамлет и Тутанхамон

Офф-программа театральной премии для молодых «Прорыв» приготовила для зрителя открытия, которые будут сделаны 1 и 2 марта 2019 года, накануне вручения самой награды — церемония запланирована на 4 марта. Каждый год премия представляет в Санкт-Петербурге яркие работы постановщиков из других регионов России. В этом году свои спектакли покажут два театра — новосибирский «Старый дом» и Псковский драматический театр.

актриса Надежда Шумилова

Надежда Шумилова: Стараюсь влюбиться в каждую роль

Таких актеров-старожилов, помнящих времена Зиновия Корогодского, в петербургском Театре юных зрителей, осталось двенадцать. Из их числа — актриса Надежда Шумилова, прекрасная, чуткая, восприимчивая, скромная и в то же время отчаянная, рисковая. Эти характеристики можно отнести к ней и как к человеку, и как к артистке. В конце января 2019 года Надежде Александровне исполнилось 65 лет. Корреспондент «Петербургского авангарда» поздравил актрису и побеседовал с ней о сюрпризах и превратностях актерской судьбы.