«Страх. Любовь. Отчаяние» в стране большого эксперимента

Новый спектакль на подмостках петербургского Малого драматического театра — это уникальный синтез из двух пьес Бертольта Брехта в постановке режиссера Льва Додина. Назван он пронзительно — «Страх. Любовь. Отчаяние». Именно так, в три отдельных слова, следующих друг за другом, в ритме сухой книжной четкости и внутренней обреченности...

МДТ

Литературной основой спектакля стали пьесы «Страх и отчаяние в Третьей империи», которую Брехт написал в 1935-1938 годах в эмиграции, и «Разговоры беженцев», которая была написана в 1941-1944 годы, но опубликована только в 1961 году. Обе они посвящены той сюрреалистической картине мира, которая формируется в умах людей, безоговорочно веривших официальной пропаганде и вдруг столкнувшихся с беспощадными нестыковками и противоречиями.

Что касается сценической судьбы этих пьес в России, то до сегодняшнего дня она была практически чистым листом. Спектакль «Страх и отчаяние в Третьей империи» был поставлен на Ленинградском телевидении в 1965 году, а «Разговоры беженцев» вообще не вызывали интереса у наших драматургов.

Таким образом, спектакль МДТ — творчество режиссера-постановщика Льва Додина, художника-сценографа Александра Боровского и актерской труппы — дебют этих произведений на российской театральной сцене.

Страх. Отчаяние. Любовь

Для усиления атмосферы присутствия внутри той самой «империи» программки к спектаклю были оформлены в виде газеты 1930-х годов прошлого века, в которой данные о постановке чередуются с колонкой «Политического юмора в Третьем рейхе», стихотворениями и цитатами Брехта, историей «Акции против негерманского духа», заключавшейся в торжественном сожжении книг молодежью под руководством Отдела прессы и пропаганды при Немецком студенческом союзе.

Все действие Додин сосредоточил в пабе, под крышей которого прячутся от дождя совершенно разные представители германского общества. Безликий, мрачный фасад, разбитые окна, монотонная морось, полумрак, — все это усиливает чувство безнадежности, к которой сводятся все разговоры этих давно знакомых или случайных собеседников. Периодические всполохи света внутри паба с бравурными музыкальными паузами напоминают пир во время чумы, призывающий к всеобщей радости без раздумий о том, уместна ли она.

В разговорах героев сквозят те самые чувства, которые вынесены в заглавие, и через все повествование проходит линия любви между вынужденной бежать из Германии еврейкой и ее мужем-арийцем.

Страх. Отчаяние. Любовь

Первая половина спектакля протекает неторопливо и тягуче, тем более что сюжета как такового нет — только беседы, мысли, сомнения, страхи, эмоции.

Однако в определенный момент — после появления в пабе молодых штурмовиков, вдохновленных идеями мирового господства, — действие набирает ход. Во всяком случае зритель уже не может оставаться равнодушным. И не столько из-за тонко разыгранной шутки про стакан пива и старого анекдота на тему «добровольно и с песней», сколько из-за ощущения абсолютной цикличности в истории. Герои пьесы говорят слова Бертольта Брехта, но кажется, что они говорят о нашей, сегодняшней действительности. И это уже не эзопов язык, а вполне прямая речь.

Но Додин поступил мудро, избрав плацдармом для этой речи именно произведения Брехта. Зритель, абстрагируясь от «наших» и «ненаших», не срываясь на эмоции, не чувствуя уколов в адрес лично себя, своей родины, своего общества, гораздо лучше способен на прозрачный и взвешенный анализ, чем при просмотре политических передач или независимого кино о российских бедах.

Страх. Отчаяние. Любовь

Актеры МДТ пошли на смелый шаг и заговорили — больше со зрителем, чем между собой, — об опасных вещах. И о том, что власть действует от имени народа только вне страны, внутри же она и не думает себя с ним отождествлять. И о том, что все красноречивые оправдания войн существуют только затем, чтобы мы не знали мерзости истинных целей. И о том, что статус великой державы служит утешением при неимении маленьких радостей. И о том, что паспорт порой ценится выше самого человека. И о том, что есть вещи пострашнее хаоса и думать нужно раньше, чем когда «вода уже подступает ко рту».

А главное — нужно думать самим, с раскрытыми глазами, не надеяться на то, что есть какие-то волшебные газеты, которые тебе все объяснят. А главное — дадут именно то объяснение, которое тебе понравится.

И было ясно, что все, кто находился в этот момент в зале, задумались. Нет, это, конечно, не привело ни к какому глобальному перевороту в умах, но есть надежда, что никто из зрителей не рассуждал так: слава богу, это было давно и в чужой стране, а с нами такого случиться не может, недаром мы победили Гитлера.

Страх. Отчаяние. Любовь

Случиться может все. Это уже доказал эксперимент «Третья волна», произведенный над молодежью в калифорнийской школе в 1967 году. Каждому из нас хочется верить, что он живет собственным умом и не поддается манипуляциям. Но если вглядеться глубже и не поддаваться иллюзиям? Все мы видим действительность не в чистом виде, а искаженной под собственным углом зрения, но что если окажется, что и угол зрения вовсе не твой?

И то, что спектакль очищен от какого-либо «кипения страстей» и идет в неторопливом темпе, призвано усилить его не воспитательную, не менторскую, но все же наставляющую позицию. Самое благородное, что могут сделать люди искусства для страны и народа, — это искусство. Да, и поэт, и драматург, и актер обязан быть гражданином, но через свое творчество он способен передать гораздо больше разумного, важного и ценного в историческом смысле, чем на трибунах, митингах и в «письмах в поддержку…».

9 июня 2017.
Текст: Людмила Семенова
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.