Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Безликие

«Точка доступа» условно разделена на три части. Во-первых, мы представляем свои собственные спектакли, созданные нашими силами с приглашенными режиссерами, актерами. Во-вторых — гастрольные спектакли, которые привозят театры из других городов России и зарубежья. В-третьих — спецпрограмма, в которую вошли иммерсивная постановка «Безликие», спектакль Театра на Литейном по мотивам «Вишневого сада» Чехова, проект Pop-art-театра и «Разговоры беженцев», — рассказал на специальной пресс-конференции директор фестиваль Филипп Вулах.

Иммерсивное шоу «Безликие»

Масштабный проект американки Мии Занетти и известного российского танцора Мигеля давно и успешно идет в особняке на Дворцовой набережной, 20. Там же его увидят зрители «Точки доступа» 25, 27 июля, 2 августа (19:45) в обновленном варианте.

Безликие

В постановке полностью воссоздано аутентичное пространство, совмещены элементы классического театра и хореографии с использованием аудиовизуальных эффектов. Зритель оказывается в ином измерении, где не существует привычных правил, запретов и границ. Спектакль — возможность получить качественно новый и очень личный опыт. Испытать то же самое, оставаясь наблюдателем в кресле, просто невозможно.

Премьера шоу-проекта, вдохновленного творчеством Генрика Ибсена, состоялась в ноябре 2017 года. Его можно будет посмотреть не только в рамках фестиваля, но и после него.

«Questioning/Кто ты?»

Этот проект представляют Pop-up-театр совместно с театром Magic Garden (Швейцария) и Многофункциональной театральной площадкой «Скороход» (Московский проспект, 107). Спектакль создан при поддержке Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция».

…Что можно узнать о человеке напротив, не задавая ему вопросов? Где включаются интуиция и фантазия, а где срабатывают предубеждения и проецирование? Новый камерный спектакль-игра без актеров исследует границы современного театра и глубину, на которую человек готов погрузиться в себя, придумывая ответы про другого. Два параллельных ряда стульев, смотрящие друг другу в глаза зрители, невидимый модератор и пачка бумаг в сумме дают час исследовательского и чувственного опыта. И это тот случай, когда зрительская ответственность максимальна — впечатление от перформанса прямо пропорционально интенсивности внутренней работы.

Кто ты

На вопросы рекомендуют отвечать быстро, анкеты идут одна за другой: в первой пытаешься угадать базовые характеристики, далее предполагаешь поведенческие и психографические модели. Ближе к финалу надо ответить мысленно: что подумали про вас, увидеть себя глазами другого. В конечном итоге, это история про допущения, оценки и предположения, которые, возможно, не отражают реальность, но точно связаны с вами и с тем, как вы воспринимаете окружающий мир.

«Вишневый сад. Тишина»

Постановка по мотивам известной пьесы Антона Чехова режиссера Андрея Сидельникова развернется 1, 2 августа (20:00) в саду Музея Анны Ахматовой (Литейный проспект, 53).

Финал классического «Вишневого сада» — отправная точка и начало спектакля. Заколоченная усадьба, вырубленный сад и далекие воспоминания Фирса о той поре, когда все были молоды и счастливы — главные предлагаемые обстоятельства истории, которая будет сыграна в саду Фонтанного дома. Уникальное историческое место в центре Санкт-Петербурга станет дополнительной и неповторимой декорацией для театральной фантазии творческой команды, работающей над спектаклем.

Вишневый сад. Тишина

В первой части зрители увидят ключевые сцены пьесы, во второй — пластические этюды без слов, которые расскажут о жизни персонажей Чехова, когда они были еще беспечны и юны, полны надежд и не знали разочарований. Зрители станут свидетелями и участниками незабываемого путешествия в предысторию «Вишневого сада».

Спектакль «Вишневый сад. Тишина» — это исследование рассвета через закат. Рассказ о неотвратимости времени и поиск причин своего настоящего в своем прошлом.

Премьера постановки Театра на Литейном состоялась летом 2017 года.

«Разговоры беженцев»

Спектакль, созданный фестивалем искусств «Точка доступа», является номинантом Национальной театральной премии «Золотая маска». Художественный руководитель постановки — Константин Учитель, режиссер — Владимир Кузнецов. С этим проектом можно будет познакомиться 28 июля (18:00), 29 июля (14:00 и 18:00) на Финляндском вокзале.

Это первая российская постановка пьесы Бертольта Брехта, написанной в 1940-1941 годах в Финляндии. Место ее действия — Центральный вокзал Хельсинки. Соответственно, действие разворачивается в залах, кафе и на перроне вокзала.

Разговоры беженцев

Вооружившись аппаратурой для слежки, зритель получает возможность наблюдать за приватным разговором неких Циффеля и Калле. Стратегию слежки каждый вправе определить сам: можно перемещаться вслед за артистами или раствориться в толпе и построить собственный визуальный ряд, спонтанно сопровождающий звуковой канал.

Герои спектакля, чьи голоса сопровождают зрителя, — два немецких беженца времен Второй мировой войны, обсуждающих как глобальные общечеловеческие вопросы, так и мелкие бытовые невзгоды. В образе Калле угадываются черты самого Брехта. Возможно, что-то из услышанного представится зрителю не утратившим актуальности…

Библиотека Алвара Аалто

В Библиотеке Алвара Аалто в Выборге пройдет фестивальная лаборатория «Культурный герой XXI». Для нее были отобраны три заявки, по которым 1 августа будут показаны эскизы. Их представят режиссеры трех поколений, и самый молодой — Роман Муромцев, ученик Анатолия Праудина. Он покажет эскиз по роману Юрия Мамлеева «Другой».

Мария Критская — уже достаточно известный режиссер среднего поколения — покажет эскиз под названием «Вид на жительство». В его основу легли материалы интернет-блога Дмитрия Горчева.

Владимир Золотарь — известный российский режиссер, поставивший 62 спектакля в разных театрах страны, лауреат «Золотой маски» — покажет эскиз по мотивам фильма Ларса фон Триера «Антихрист».

В той же библиотеке состоится научно-практическая конференция в рамках фестиваля «Точка доступа».

Подробности можно найти на официальном сайте фестиваля «Точка доступа».

18 июля 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.

Осень русского средневековья

Духовные поиски в эпоху перемен (фото)

До 13 мая в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея продлится выставка «Осень русского Средневековья». В экспозицию вошли около 500 произведений из музейных собраний. Впервые посетителям представлена столь обширная картина развития изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства в России от Смутного времени до 1700-х годов. На выставке можно увидеть образы и техники, распространенные в разные годы в Москве, Ярославле, Костроме, на русском Севере. Некоторые произведения демонстрируются впервые или с новой атрибуцией.