«Союз молодежи» в Русском музее

До конца лета в Корпусе Бенуа Русского музея можно увидеть выставку «Союз молодежи». Она посвящена творческому пути петербургского общества художников-авангардистов. Это первая попытка представить обобщающий показ работ этой яркой группы. Организаторы постарались отойти от монографического или тематического однообразия и придать мероприятию атмосферу реальных выставок «Союза» 1910–1914 года.

выставка Союз молодежи в Русском музее

«Союз молодежи» с 1910 по 1914 год был первым официально зарегистрированным объединением художников русского авангарда. У его истоков стояли меценат Левкий Жевержеев, живописцы Иосиф Школьник, Эдуард Спандиков, Савелий Шлейфер, Михаил Матюшин и скульптор Ростислав Воинов. Как бы ни менялся состав коллектива, его идеологическая концепция оставалась одинаковой на все времена: открытость и готовность ко всему новому, людям, мыслям и творческим направлениям.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Такая демократичность в плане жанров и техник способствовала разнородному составу выставок. На переломе эпох «Союз молодежи» с его чутьем к поискам, опытам и впечатлениям чувствовал себя органично и комфортно. Он стал площадкой развития и продвижения целого поколения молодых мастеров. За четыре года им было организовано семь экспозиций, а также проведено шесть диспутов о новейшей русской литературе и живописи в Троицком театре миниатюр, издано большое количество статей о современном искусстве — как отечественных, так и переведенных с иностранных языков.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Частью проектов этого объединения были и футуристические театральные постановки («Победа над Солнцем» в сценографии Малевича, «Владимир Маяковский» в сценографии Иосифа Школьника и Павла Филонова). До сих пор в Петербурге не было выставок, посвященных творческому пути этого общества новаторов. В представленной Русским музеем экспозиции можно увидеть также предметы из других музеев и частных коллекций.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Неформальным началом пути «Союза молодежи» можно назвать 1909 год, когда состоялась выставка группы «Импрессионисты», возглавляемой Николаем Кульбиным — художником, теоретиком авангарда и меценатом. Среди ее участников были будущие вдохновители и члены нового коллектива. В этом же году было придумано название «Союз молодежи». А начале 1910 года общество было легализовано, внесено в реестр обществ Санкт- Петербурга за номером 503 и утвердило собственный устав. Спандиков был назначен председателем, Школьник — секретарем, Жевержеев — казначеем.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Несмотря на ранние финансовые и идейные противоречия, деятельность «Союза» началась со стремительного сбора произведений для первой выставки, которая состоялась в марте — апреле 1910 года. Для нее были собраны картины Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Ильи Машкова, Анны Зельмановой.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Идеологом художественной концепции «Союза» был Михаил Матюшин, живописец, музыкант и теоретик искусства. Он успел покинуть общество еще на начальной стадии из-за творческих разногласий и вернуться в его состав в 1912 году. Вместе с женой Еленой Гуро он содействовал объединению множества разрозненных московских и петербургских художественных групп. Также он был автором музыки к опере «Победа над Солнцем», организованной «Союзом» в 1913 году.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Эдуард Спандиков, председатель «Союза» до конца 1912 года, был по основной специальности юристом, а также большим энтузиастом общественной жизни, новейших достижений в науке, литературе, философии. Интерес к новаторскому искусству был одной из частей его реформаторского сознания, нацеленного на кардинальные перемены в России. В то же время он был незаурядным, дерзким живописцем и рисовальщиком, от которого, увы, осталось мало творений. Выставка в Корпусе Бенуа впервые представляет широкой публике сохранившиеся произведения Спандикова.

выставка Союз молодежи в Русском музее

«Союз художников» способствовал развитию и становлению многих мастеров, которых сейчас мы знаем как крупных новаторов своей эпохи. Отчасти играла роль товарищеская атмосфера, а отчасти — субсидии, помогающие с приобретением художественных материалов. Среди таких художников — Павел Филонов, хорошо известный петербургским ценителям искусства. Сообщество оказало ему большую поддержку в создании картины «Пир королей» 1913 года, показанной на последней выставке «Союза». Но и менее известные его работы постоянно экспонировались коллективом и получали высокие оценки критиков. Одна из них — «Ночь на Лиговке», постоянно хранящаяся в Национальной галерее Армении и впервые представленная для публики в Петербурге.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Достоин внимания тот факт, что многие члены общества совмещали творческую деятельность с другими профессиями и деловыми навыками. К примеру, Александр Гауш был состоятельным человеком, владел особняком на Английской набережной и щедро субсидировал неимущих художников. Константин Дыдышко, кадровый военный, офицер в Главном управлении военно-учебных заведений, окончил Академию художеств в 1912 году и создал много произведений, которые, увы, в основном были растеряны за рубежом после его эмиграции.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Редчайшие экспонаты — работы Святослава Нагубникова, без вести пропавшего на фронте, куда он ушел в 1914 году, Савелия Шлейфера, эмигрировавшего после революции и сгинувшего в концлагере, художника и теоретика искусств Волдемара Матвея. Представлены на выставке и плоды театральной активности «Союза». Она началась с 1911 года, когда был создан проект «Хоромные действа» в постановке Михаила Бонч-Томашевского, а завершилась в 1913 году, с постановками «первого в мире футуристов театра» — «Владимир Маяковский» и «Победа над Солнцем», от которых, увы, сохранилось мало уникальных эскизов.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Многие идеи сообщества так и не были воплощены: в частности — выставки с художниками из Германии и Финляндии, создание первого музея современного искусства, театра-кабаре и библиотеки из литературных трудов о новейшем искусстве. Однако все, что успели сделать художники за столь короткий срок, спустя столетие видится огромным вкладом в развитие русского искусства и установление гармонии с мировыми художественными тенденциями.

выставка Союз молодежи в Русском музее

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

13 августа 2019.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.

Юлия Никитина

Юлия Никитина: Су-вид — еда с чистым вкусом

Минувшим летом в Петербурге появился сервис доставки еды, приготовленной при низких температурах по технологии су-вид (Sous Vide — в переводе с французского «под вакуумом»). Аналогов гастрономическому проекту «Сувид’Or» в России и мире нет. В основе концепции — вкусные ужины, приготовленные в вакуумных пакетах в воде при температуре ниже ста градусов по Цельсию. Плюсов у таких блюд множество: все полезные вещества сохраняются, а соки из продуктов не испаряются, так как происходит равномерное прогревание. Можно не использовать масло, сокращается объем соли и приправ — в вакууме раскрываются все натуральные ароматы продукта.
Основатель этой компании «Сувид’Or» Юлия Никитина рассказала нашему корреспонденту, кому стоит включить в рацион су-видженную еду и может ли су-вид стать альтернативой джанк-фуду.