«Союз молодежи» в Русском музее

До конца лета в Корпусе Бенуа Русского музея можно увидеть выставку «Союз молодежи». Она посвящена творческому пути петербургского общества художников-авангардистов. Это первая попытка представить обобщающий показ работ этой яркой группы. Организаторы постарались отойти от монографического или тематического однообразия и придать мероприятию атмосферу реальных выставок «Союза» 1910–1914 года.

выставка Союз молодежи в Русском музее

«Союз молодежи» с 1910 по 1914 год был первым официально зарегистрированным объединением художников русского авангарда. У его истоков стояли меценат Левкий Жевержеев, живописцы Иосиф Школьник, Эдуард Спандиков, Савелий Шлейфер, Михаил Матюшин и скульптор Ростислав Воинов. Как бы ни менялся состав коллектива, его идеологическая концепция оставалась одинаковой на все времена: открытость и готовность ко всему новому, людям, мыслям и творческим направлениям.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Такая демократичность в плане жанров и техник способствовала разнородному составу выставок. На переломе эпох «Союз молодежи» с его чутьем к поискам, опытам и впечатлениям чувствовал себя органично и комфортно. Он стал площадкой развития и продвижения целого поколения молодых мастеров. За четыре года им было организовано семь экспозиций, а также проведено шесть диспутов о новейшей русской литературе и живописи в Троицком театре миниатюр, издано большое количество статей о современном искусстве — как отечественных, так и переведенных с иностранных языков.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Частью проектов этого объединения были и футуристические театральные постановки («Победа над Солнцем» в сценографии Малевича, «Владимир Маяковский» в сценографии Иосифа Школьника и Павла Филонова). До сих пор в Петербурге не было выставок, посвященных творческому пути этого общества новаторов. В представленной Русским музеем экспозиции можно увидеть также предметы из других музеев и частных коллекций.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Неформальным началом пути «Союза молодежи» можно назвать 1909 год, когда состоялась выставка группы «Импрессионисты», возглавляемой Николаем Кульбиным — художником, теоретиком авангарда и меценатом. Среди ее участников были будущие вдохновители и члены нового коллектива. В этом же году было придумано название «Союз молодежи». А начале 1910 года общество было легализовано, внесено в реестр обществ Санкт- Петербурга за номером 503 и утвердило собственный устав. Спандиков был назначен председателем, Школьник — секретарем, Жевержеев — казначеем.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Несмотря на ранние финансовые и идейные противоречия, деятельность «Союза» началась со стремительного сбора произведений для первой выставки, которая состоялась в марте — апреле 1910 года. Для нее были собраны картины Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Ильи Машкова, Анны Зельмановой.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Идеологом художественной концепции «Союза» был Михаил Матюшин, живописец, музыкант и теоретик искусства. Он успел покинуть общество еще на начальной стадии из-за творческих разногласий и вернуться в его состав в 1912 году. Вместе с женой Еленой Гуро он содействовал объединению множества разрозненных московских и петербургских художественных групп. Также он был автором музыки к опере «Победа над Солнцем», организованной «Союзом» в 1913 году.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Эдуард Спандиков, председатель «Союза» до конца 1912 года, был по основной специальности юристом, а также большим энтузиастом общественной жизни, новейших достижений в науке, литературе, философии. Интерес к новаторскому искусству был одной из частей его реформаторского сознания, нацеленного на кардинальные перемены в России. В то же время он был незаурядным, дерзким живописцем и рисовальщиком, от которого, увы, осталось мало творений. Выставка в Корпусе Бенуа впервые представляет широкой публике сохранившиеся произведения Спандикова.

выставка Союз молодежи в Русском музее

«Союз художников» способствовал развитию и становлению многих мастеров, которых сейчас мы знаем как крупных новаторов своей эпохи. Отчасти играла роль товарищеская атмосфера, а отчасти — субсидии, помогающие с приобретением художественных материалов. Среди таких художников — Павел Филонов, хорошо известный петербургским ценителям искусства. Сообщество оказало ему большую поддержку в создании картины «Пир королей» 1913 года, показанной на последней выставке «Союза». Но и менее известные его работы постоянно экспонировались коллективом и получали высокие оценки критиков. Одна из них — «Ночь на Лиговке», постоянно хранящаяся в Национальной галерее Армении и впервые представленная для публики в Петербурге.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Достоин внимания тот факт, что многие члены общества совмещали творческую деятельность с другими профессиями и деловыми навыками. К примеру, Александр Гауш был состоятельным человеком, владел особняком на Английской набережной и щедро субсидировал неимущих художников. Константин Дыдышко, кадровый военный, офицер в Главном управлении военно-учебных заведений, окончил Академию художеств в 1912 году и создал много произведений, которые, увы, в основном были растеряны за рубежом после его эмиграции.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Редчайшие экспонаты — работы Святослава Нагубникова, без вести пропавшего на фронте, куда он ушел в 1914 году, Савелия Шлейфера, эмигрировавшего после революции и сгинувшего в концлагере, художника и теоретика искусств Волдемара Матвея. Представлены на выставке и плоды театральной активности «Союза». Она началась с 1911 года, когда был создан проект «Хоромные действа» в постановке Михаила Бонч-Томашевского, а завершилась в 1913 году, с постановками «первого в мире футуристов театра» — «Владимир Маяковский» и «Победа над Солнцем», от которых, увы, сохранилось мало уникальных эскизов.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Многие идеи сообщества так и не были воплощены: в частности — выставки с художниками из Германии и Финляндии, создание первого музея современного искусства, театра-кабаре и библиотеки из литературных трудов о новейшем искусстве. Однако все, что успели сделать художники за столь короткий срок, спустя столетие видится огромным вкладом в развитие русского искусства и установление гармонии с мировыми художественными тенденциями.

выставка Союз молодежи в Русском музее

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

13 августа 2019.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.

Антон Танонов

Антон Танонов: Рад, когда рядом есть люди, которые вдохновляют

Музыка Антона Танонова снискала успех и популярность в России и за ее пределами. Продолжатель славных традиций Ленинградской-Петербургской композиторской школы, ученик классика современной музыки Сергея Слонимского, Танонов уже в самом начале своего творческого пути заявил о себе громкими премьерами своих сочинений. Неповторимый творческий почерк, необычный и смелый синтез идей академического искусства с технологией и принципами современной музыкальной жизни принесли Танонову небывалый для композиторов его возраста успех. Молодой композитор работает в разных жанрах: он автор произведений камерной, симфонической и электронной музыки. «Симфониетта» (2000), «In Techno и Самба» для симфонического оркестра (2003-2005), «25 мобильных прелюдий» для симфонического оркестра (2005), опера «Вий» (2005), рок-мюзикл «Вий» (2009), Концерт для синтезатора с оркестром (2008), балет «Шакунтала и Душьянта» (2008), Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» (2008-2009), Симфония (2009), балет «Похороны сардинки» (2011) – вот далеко не полный список произведений Танонова, исполненных в России, Австрии, Германии, Италии и США.

фестиваль "Брасс-Осень"

Медная осень в романтических тонах

Гала-концертом «Романтика классики и джаза» 15 октября 2019 года в Северной столице завершился международный фестиваль медных духовых инструментов «Брасс-Осень». Он проходил с 11 октября при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и фонда культурных проектов «Городу и миру». Концерты и мастер-классы для молодых музыкантов приняли красивейшие залы Невского проспекта – Капелла, Дворец Белосельских-Белозерских, Концертный зал РНБ на Фонтанке.

"Женитьба Бальзаминова" в театре "Мастерская"

«Грезы любви» в «Мастерской»

Новый сезон 2019-2020 годов петербургский театр «Мастерская» открыл в конце августа 2019 года спектаклем «Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова», прошедшим проверку временем и вниманием поклонников. И на протяжении всей наступившей осени, интересной еще и тем, что театру только что исполнилось девять лет, эта постановка задает на его подмостках легкий, остроумный тон с примесью задумчивости.

Режиссер Владимир Богатырев

Владимир Богатырев: Отрадно быть причастным к воспитанию чувств

В ТЮЗе имени Брянцева 10 октября 2019 года состоится премьера спектакля «Время Ч», основанного на рассказах Антона Чехова, в которых фигурируют дети и родители. Режиссер спектакля – Владимир Богатырев, ученик Зиновия Корогодского, работающий в ведущих театрах страны, лауреат многочисленных премий. Для режиссера – это уже четвертая работа в петербургском ТЮЗе. Постановка «Время Ч» анализирует глубинные вопросы становления человека – роль семьи в формировании личности и ответственности каждого за наше будущее. Почему анекдотические рассказы Чехова оказываются философскими притчами, а спектакль несет в себе позитивный заряд – читайте в интервью «Петербургского авангарда» с Владимиром Богатыревым.

торжественный вечер в Театре эстрады

День рождения Театра эстрады

На сцене Театра эстрады имени Райкина 4 октября 2019 года состоялся торжественный вечер, посвященный 80-летию со дня основания театра. В этот день зал был переполнен. В ходе официальной части прозвучали поздравления руководству и коллективу театра от правительства и Законодательного собрания Санкт-Петербурга. А затем начался праздник!