«Союз молодежи» в Русском музее

До конца лета в Корпусе Бенуа Русского музея можно увидеть выставку «Союз молодежи». Она посвящена творческому пути петербургского общества художников-авангардистов. Это первая попытка представить обобщающий показ работ этой яркой группы. Организаторы постарались отойти от монографического или тематического однообразия и придать мероприятию атмосферу реальных выставок «Союза» 1910–1914 года.

выставка Союз молодежи в Русском музее

«Союз молодежи» с 1910 по 1914 год был первым официально зарегистрированным объединением художников русского авангарда. У его истоков стояли меценат Левкий Жевержеев, живописцы Иосиф Школьник, Эдуард Спандиков, Савелий Шлейфер, Михаил Матюшин и скульптор Ростислав Воинов. Как бы ни менялся состав коллектива, его идеологическая концепция оставалась одинаковой на все времена: открытость и готовность ко всему новому, людям, мыслям и творческим направлениям.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Такая демократичность в плане жанров и техник способствовала разнородному составу выставок. На переломе эпох «Союз молодежи» с его чутьем к поискам, опытам и впечатлениям чувствовал себя органично и комфортно. Он стал площадкой развития и продвижения целого поколения молодых мастеров. За четыре года им было организовано семь экспозиций, а также проведено шесть диспутов о новейшей русской литературе и живописи в Троицком театре миниатюр, издано большое количество статей о современном искусстве — как отечественных, так и переведенных с иностранных языков.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Частью проектов этого объединения были и футуристические театральные постановки («Победа над Солнцем» в сценографии Малевича, «Владимир Маяковский» в сценографии Иосифа Школьника и Павла Филонова). До сих пор в Петербурге не было выставок, посвященных творческому пути этого общества новаторов. В представленной Русским музеем экспозиции можно увидеть также предметы из других музеев и частных коллекций.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Неформальным началом пути «Союза молодежи» можно назвать 1909 год, когда состоялась выставка группы «Импрессионисты», возглавляемой Николаем Кульбиным — художником, теоретиком авангарда и меценатом. Среди ее участников были будущие вдохновители и члены нового коллектива. В этом же году было придумано название «Союз молодежи». А начале 1910 года общество было легализовано, внесено в реестр обществ Санкт- Петербурга за номером 503 и утвердило собственный устав. Спандиков был назначен председателем, Школьник — секретарем, Жевержеев — казначеем.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Несмотря на ранние финансовые и идейные противоречия, деятельность «Союза» началась со стремительного сбора произведений для первой выставки, которая состоялась в марте — апреле 1910 года. Для нее были собраны картины Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Ильи Машкова, Анны Зельмановой.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Идеологом художественной концепции «Союза» был Михаил Матюшин, живописец, музыкант и теоретик искусства. Он успел покинуть общество еще на начальной стадии из-за творческих разногласий и вернуться в его состав в 1912 году. Вместе с женой Еленой Гуро он содействовал объединению множества разрозненных московских и петербургских художественных групп. Также он был автором музыки к опере «Победа над Солнцем», организованной «Союзом» в 1913 году.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Эдуард Спандиков, председатель «Союза» до конца 1912 года, был по основной специальности юристом, а также большим энтузиастом общественной жизни, новейших достижений в науке, литературе, философии. Интерес к новаторскому искусству был одной из частей его реформаторского сознания, нацеленного на кардинальные перемены в России. В то же время он был незаурядным, дерзким живописцем и рисовальщиком, от которого, увы, осталось мало творений. Выставка в Корпусе Бенуа впервые представляет широкой публике сохранившиеся произведения Спандикова.

выставка Союз молодежи в Русском музее

«Союз художников» способствовал развитию и становлению многих мастеров, которых сейчас мы знаем как крупных новаторов своей эпохи. Отчасти играла роль товарищеская атмосфера, а отчасти — субсидии, помогающие с приобретением художественных материалов. Среди таких художников — Павел Филонов, хорошо известный петербургским ценителям искусства. Сообщество оказало ему большую поддержку в создании картины «Пир королей» 1913 года, показанной на последней выставке «Союза». Но и менее известные его работы постоянно экспонировались коллективом и получали высокие оценки критиков. Одна из них — «Ночь на Лиговке», постоянно хранящаяся в Национальной галерее Армении и впервые представленная для публики в Петербурге.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Достоин внимания тот факт, что многие члены общества совмещали творческую деятельность с другими профессиями и деловыми навыками. К примеру, Александр Гауш был состоятельным человеком, владел особняком на Английской набережной и щедро субсидировал неимущих художников. Константин Дыдышко, кадровый военный, офицер в Главном управлении военно-учебных заведений, окончил Академию художеств в 1912 году и создал много произведений, которые, увы, в основном были растеряны за рубежом после его эмиграции.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Редчайшие экспонаты — работы Святослава Нагубникова, без вести пропавшего на фронте, куда он ушел в 1914 году, Савелия Шлейфера, эмигрировавшего после революции и сгинувшего в концлагере, художника и теоретика искусств Волдемара Матвея. Представлены на выставке и плоды театральной активности «Союза». Она началась с 1911 года, когда был создан проект «Хоромные действа» в постановке Михаила Бонч-Томашевского, а завершилась в 1913 году, с постановками «первого в мире футуристов театра» — «Владимир Маяковский» и «Победа над Солнцем», от которых, увы, сохранилось мало уникальных эскизов.

выставка Союз молодежи в Русском музее

Многие идеи сообщества так и не были воплощены: в частности — выставки с художниками из Германии и Финляндии, создание первого музея современного искусства, театра-кабаре и библиотеки из литературных трудов о новейшем искусстве. Однако все, что успели сделать художники за столь короткий срок, спустя столетие видится огромным вкладом в развитие русского искусства и установление гармонии с мировыми художественными тенденциями.

выставка Союз молодежи в Русском музее

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

13 августа 2019.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.