«Солярис» на борту станции «Земля»

В театре «Приют комедианта» (Садовая улица, 27) в начале марта состоялась необычная премьера — на драматической камерной сцене впервые был поставлен балет! Уже одно это обстоятельство способно привлечь внимание публики. Как развернутся танцоры в маленьком пространстве? Ведь понятие «балет» само по себе предполагает размах, свободу движений. Как совместить маленькую сцену и балет? Оказывается, можно. Все случилось, да еще и невообразимо прекрасно...

балет Солярис в Приюте комедианта

Известный хореограф и солист Мариинского театра Юрий Смекалов давно вынашивал идею «Соляриса», которую точно не хотел осуществлять на традиционной балетной сцене. Поделившись замыслом с художественным руководителем «Приюта комедианта» Виктором Минковым, Юрий нашел творческую поддержку и одобрение. Начал писать либретто и собирать самых лучших и ярких танцоров, в том числе из Мариинки, Большого театра, в свой проект, который он осуществил, являясь руководителем компании Art Music Dance. Смекалов ясно и четко понимал, что он хочет сказать этим спектаклем и вполне оправданно предчувствовал успех.

балет Солярис в Приюте комедианта

А вот зритель, остававшийся в неведении, пришел на премьеру балета в драматический театр, полный любопытства, ожидания, а, возможно, и сомнения.

Если зритель попадает на первый ряд, ему выдают большие пластиковые очки. Вещь совсем небесполезная, потребуется для защиты от песка, которым усыпана сцена, и по которому будут двигаться, предельно осторожно, но в то же время мощно, танцоры.

балет Солярис в Приюте комедианта

Тот, кто сидит подальше, избежит участи быть обсыпанным песком, но и несколько проиграет в ощущении причастности к происходящему.

Тем не менее вытянутый вдоль, с низким потолком зал «Приюта» как нельзя лучше подходит для ощущения замкнутого пространства космического корабля. Недаром перед началом действия голос возвещает об этом: «Мы на борту станции «Земля»…

балет Солярис в Приюте комедианта

В первой части спектакля сцена представляет собой темный павильон с мерцающим серебристым задником, сверху спускаются капсулы, временами они пульсируют, меняют формы, потом из них выпадают существа — люди, символизирующие разные силы. Во второй части сцена расширяется, павильон разобран, ощущение замкнутого пространства уходит, возникает некая машина-кран, которая открывает новые возможности познания мира – и Человек отправляется в путешествие, в космос, а, по сути, в глубины самого себя.

Музыка тут очень в помощь: ее создал молодой композитор-самоучка (потому вдвойне гениален) Бхима Юнусов, который в перерыве порадовал зрителей игрой на дудуке. Компьютерная графика тоже к месту: где же ее применять, как не в космическом спектакле!

балет Солярис в Приюте комедианта

От сюжета фантастического романа Станислава Лема мало что осталось — мы видим вольную интерпретацию поиска человеком смысла жизни. Начинается с напоминания о библейских временах: встреча Адама и Евы, познание гармонии и греха, постижение мира, встречи с прошлым и с будущим. То и дело герою являются сущности, темные и грозные – все это не в прямом смысле злые силы извне, сколько собственные пороки и препятствия, которые нужно победить, преодолеть, выйдя к свету.

балет Солярис в Приюте комедианта

Юрий Смекалов, танцующий Настоящее, на высоте во всех смыслах — и как вдохновенный, эмоциональной наполненный мастер танца, и как их же постановщик. Надо отметить, что помогала ему в хореографическом плане солистка Большого театра Виктория Литвинова. Удивительно грациозна, явившаяся будто из иных миров Женщина — Злата Ялинич. Ее тело вещает, сообщает нам информацию о смысле счастья с любимым, а также о неизбежности боли и страданий.

балет Солярис в Приюте комедианта

Предельно точен в движениях, интересен Владимир Варнава, танцующий Прошлое. Его органика будто вплетается в ткань этого спектакля — он и фон, и герой. Устрашающе мрачен, как неотвратимая фатальность, Александр Челидзе (Темное) — роль, бесспорно, очень удачна. Надо сказать, что и Варнава, и Челидзе — не новички в исполнении балета на камерных сценах, потому им явно легче, чем другим артистам, было осуществить идею Смекалова.

балет Солярис в Приюте комедианта

Игорь Колб, танцующий Будущее, пожалуй, выглядел оптимистичней, чем нужно, его персонаж дает тот рисунок, в котором ощущается лишь радость, но где же боль, где память о пережитом, где раскаяние о содеянном? Все уравновешивает появившийся во второй части спектакля Свет (Виктория Литвинова). Этот свет разбит на разные оттенки, в белом можно найти черное. Именно так: не познавший тьму не увидит света.

балет Солярис в Приюте комедианта

Все движения танцоров полны смысла: ни один взмах руки, прыжок, па не кажутся случайными. Тебя охватывает удивительное ощущение понимания языка тела. И хотя не всегда ты можешь объяснить, какие смыслы тут заложены, но неизбежно улавливаешь импульсы, реагируя на сигналы, внешние раздражители, подобно животным, которых включили в эксперимент. Сравнение с животными здесь вовсе не снижает планку ни зрителя, ни создателей спектакля, наоборот, это говорит о точности сигналов, через режиссера будто посылаемых самой Вселенной. А зрители в зале — живо откликающиеся метрономы.

балет Солярис в Приюте комедианта

Как правило, те, кто приходят на балетные спектакли в качестве публики, ожидают увидеть красивое зрелище, восхититься мастерством танцовщиков, услышать прекрасную музыку и под впечатлением уйти домой. В балете «Солярис» иная задача. Она состоит в том, чтобы включить зал в действие или подключить к энергетическому блоку, а также подвигнуть к вопросам философского плана: кто мы на этой станции «Земля», куда летим, какие приоритеты ставим для себя, на что готовы купиться, что отдать за любовь? Или же мы только учимся любить, сознавая, что процесс этот так же бесконечен, как Вселенная…

балет Солярис в Приюте комедианта

20 марта 2018.
Текст: Елена Добрякова. Фотографии Виктории Назаровой предоставлены театром «Приют комедианта».
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.