«Солярис» на борту станции «Земля»

В театре «Приют комедианта» (Садовая улица, 27) в начале марта состоялась необычная премьера — на драматической камерной сцене впервые был поставлен балет! Уже одно это обстоятельство способно привлечь внимание публики. Как развернутся танцоры в маленьком пространстве? Ведь понятие «балет» само по себе предполагает размах, свободу движений. Как совместить маленькую сцену и балет? Оказывается, можно. Все случилось, да еще и невообразимо прекрасно...

балет Солярис в Приюте комедианта

Известный хореограф и солист Мариинского театра Юрий Смекалов давно вынашивал идею «Соляриса», которую точно не хотел осуществлять на традиционной балетной сцене. Поделившись замыслом с художественным руководителем «Приюта комедианта» Виктором Минковым, Юрий нашел творческую поддержку и одобрение. Начал писать либретто и собирать самых лучших и ярких танцоров, в том числе из Мариинки, Большого театра, в свой проект, который он осуществил, являясь руководителем компании Art Music Dance. Смекалов ясно и четко понимал, что он хочет сказать этим спектаклем и вполне оправданно предчувствовал успех.

балет Солярис в Приюте комедианта

А вот зритель, остававшийся в неведении, пришел на премьеру балета в драматический театр, полный любопытства, ожидания, а, возможно, и сомнения.

Если зритель попадает на первый ряд, ему выдают большие пластиковые очки. Вещь совсем небесполезная, потребуется для защиты от песка, которым усыпана сцена, и по которому будут двигаться, предельно осторожно, но в то же время мощно, танцоры.

балет Солярис в Приюте комедианта

Тот, кто сидит подальше, избежит участи быть обсыпанным песком, но и несколько проиграет в ощущении причастности к происходящему.

Тем не менее вытянутый вдоль, с низким потолком зал «Приюта» как нельзя лучше подходит для ощущения замкнутого пространства космического корабля. Недаром перед началом действия голос возвещает об этом: «Мы на борту станции «Земля»…

балет Солярис в Приюте комедианта

В первой части спектакля сцена представляет собой темный павильон с мерцающим серебристым задником, сверху спускаются капсулы, временами они пульсируют, меняют формы, потом из них выпадают существа — люди, символизирующие разные силы. Во второй части сцена расширяется, павильон разобран, ощущение замкнутого пространства уходит, возникает некая машина-кран, которая открывает новые возможности познания мира – и Человек отправляется в путешествие, в космос, а, по сути, в глубины самого себя.

Музыка тут очень в помощь: ее создал молодой композитор-самоучка (потому вдвойне гениален) Бхима Юнусов, который в перерыве порадовал зрителей игрой на дудуке. Компьютерная графика тоже к месту: где же ее применять, как не в космическом спектакле!

балет Солярис в Приюте комедианта

От сюжета фантастического романа Станислава Лема мало что осталось — мы видим вольную интерпретацию поиска человеком смысла жизни. Начинается с напоминания о библейских временах: встреча Адама и Евы, познание гармонии и греха, постижение мира, встречи с прошлым и с будущим. То и дело герою являются сущности, темные и грозные – все это не в прямом смысле злые силы извне, сколько собственные пороки и препятствия, которые нужно победить, преодолеть, выйдя к свету.

балет Солярис в Приюте комедианта

Юрий Смекалов, танцующий Настоящее, на высоте во всех смыслах — и как вдохновенный, эмоциональной наполненный мастер танца, и как их же постановщик. Надо отметить, что помогала ему в хореографическом плане солистка Большого театра Виктория Литвинова. Удивительно грациозна, явившаяся будто из иных миров Женщина — Злата Ялинич. Ее тело вещает, сообщает нам информацию о смысле счастья с любимым, а также о неизбежности боли и страданий.

балет Солярис в Приюте комедианта

Предельно точен в движениях, интересен Владимир Варнава, танцующий Прошлое. Его органика будто вплетается в ткань этого спектакля — он и фон, и герой. Устрашающе мрачен, как неотвратимая фатальность, Александр Челидзе (Темное) — роль, бесспорно, очень удачна. Надо сказать, что и Варнава, и Челидзе — не новички в исполнении балета на камерных сценах, потому им явно легче, чем другим артистам, было осуществить идею Смекалова.

балет Солярис в Приюте комедианта

Игорь Колб, танцующий Будущее, пожалуй, выглядел оптимистичней, чем нужно, его персонаж дает тот рисунок, в котором ощущается лишь радость, но где же боль, где память о пережитом, где раскаяние о содеянном? Все уравновешивает появившийся во второй части спектакля Свет (Виктория Литвинова). Этот свет разбит на разные оттенки, в белом можно найти черное. Именно так: не познавший тьму не увидит света.

балет Солярис в Приюте комедианта

Все движения танцоров полны смысла: ни один взмах руки, прыжок, па не кажутся случайными. Тебя охватывает удивительное ощущение понимания языка тела. И хотя не всегда ты можешь объяснить, какие смыслы тут заложены, но неизбежно улавливаешь импульсы, реагируя на сигналы, внешние раздражители, подобно животным, которых включили в эксперимент. Сравнение с животными здесь вовсе не снижает планку ни зрителя, ни создателей спектакля, наоборот, это говорит о точности сигналов, через режиссера будто посылаемых самой Вселенной. А зрители в зале — живо откликающиеся метрономы.

балет Солярис в Приюте комедианта

Как правило, те, кто приходят на балетные спектакли в качестве публики, ожидают увидеть красивое зрелище, восхититься мастерством танцовщиков, услышать прекрасную музыку и под впечатлением уйти домой. В балете «Солярис» иная задача. Она состоит в том, чтобы включить зал в действие или подключить к энергетическому блоку, а также подвигнуть к вопросам философского плана: кто мы на этой станции «Земля», куда летим, какие приоритеты ставим для себя, на что готовы купиться, что отдать за любовь? Или же мы только учимся любить, сознавая, что процесс этот так же бесконечен, как Вселенная…

балет Солярис в Приюте комедианта

20 марта 2018.
Текст: Елена Добрякова. Фотографии Виктории Назаровой предоставлены театром «Приют комедианта».
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.