«Солярис» на борту станции «Земля»

В театре «Приют комедианта» (Садовая улица, 27) в начале марта состоялась необычная премьера — на драматической камерной сцене впервые был поставлен балет! Уже одно это обстоятельство способно привлечь внимание публики. Как развернутся танцоры в маленьком пространстве? Ведь понятие «балет» само по себе предполагает размах, свободу движений. Как совместить маленькую сцену и балет? Оказывается, можно. Все случилось, да еще и невообразимо прекрасно...

балет Солярис в Приюте комедианта

Известный хореограф и солист Мариинского театра Юрий Смекалов давно вынашивал идею «Соляриса», которую точно не хотел осуществлять на традиционной балетной сцене. Поделившись замыслом с художественным руководителем «Приюта комедианта» Виктором Минковым, Юрий нашел творческую поддержку и одобрение. Начал писать либретто и собирать самых лучших и ярких танцоров, в том числе из Мариинки, Большого театра, в свой проект, который он осуществил, являясь руководителем компании Art Music Dance. Смекалов ясно и четко понимал, что он хочет сказать этим спектаклем и вполне оправданно предчувствовал успех.

балет Солярис в Приюте комедианта

А вот зритель, остававшийся в неведении, пришел на премьеру балета в драматический театр, полный любопытства, ожидания, а, возможно, и сомнения.

Если зритель попадает на первый ряд, ему выдают большие пластиковые очки. Вещь совсем небесполезная, потребуется для защиты от песка, которым усыпана сцена, и по которому будут двигаться, предельно осторожно, но в то же время мощно, танцоры.

балет Солярис в Приюте комедианта

Тот, кто сидит подальше, избежит участи быть обсыпанным песком, но и несколько проиграет в ощущении причастности к происходящему.

Тем не менее вытянутый вдоль, с низким потолком зал «Приюта» как нельзя лучше подходит для ощущения замкнутого пространства космического корабля. Недаром перед началом действия голос возвещает об этом: «Мы на борту станции «Земля»…

балет Солярис в Приюте комедианта

В первой части спектакля сцена представляет собой темный павильон с мерцающим серебристым задником, сверху спускаются капсулы, временами они пульсируют, меняют формы, потом из них выпадают существа — люди, символизирующие разные силы. Во второй части сцена расширяется, павильон разобран, ощущение замкнутого пространства уходит, возникает некая машина-кран, которая открывает новые возможности познания мира – и Человек отправляется в путешествие, в космос, а, по сути, в глубины самого себя.

Музыка тут очень в помощь: ее создал молодой композитор-самоучка (потому вдвойне гениален) Бхима Юнусов, который в перерыве порадовал зрителей игрой на дудуке. Компьютерная графика тоже к месту: где же ее применять, как не в космическом спектакле!

балет Солярис в Приюте комедианта

От сюжета фантастического романа Станислава Лема мало что осталось — мы видим вольную интерпретацию поиска человеком смысла жизни. Начинается с напоминания о библейских временах: встреча Адама и Евы, познание гармонии и греха, постижение мира, встречи с прошлым и с будущим. То и дело герою являются сущности, темные и грозные – все это не в прямом смысле злые силы извне, сколько собственные пороки и препятствия, которые нужно победить, преодолеть, выйдя к свету.

балет Солярис в Приюте комедианта

Юрий Смекалов, танцующий Настоящее, на высоте во всех смыслах — и как вдохновенный, эмоциональной наполненный мастер танца, и как их же постановщик. Надо отметить, что помогала ему в хореографическом плане солистка Большого театра Виктория Литвинова. Удивительно грациозна, явившаяся будто из иных миров Женщина — Злата Ялинич. Ее тело вещает, сообщает нам информацию о смысле счастья с любимым, а также о неизбежности боли и страданий.

балет Солярис в Приюте комедианта

Предельно точен в движениях, интересен Владимир Варнава, танцующий Прошлое. Его органика будто вплетается в ткань этого спектакля — он и фон, и герой. Устрашающе мрачен, как неотвратимая фатальность, Александр Челидзе (Темное) — роль, бесспорно, очень удачна. Надо сказать, что и Варнава, и Челидзе — не новички в исполнении балета на камерных сценах, потому им явно легче, чем другим артистам, было осуществить идею Смекалова.

балет Солярис в Приюте комедианта

Игорь Колб, танцующий Будущее, пожалуй, выглядел оптимистичней, чем нужно, его персонаж дает тот рисунок, в котором ощущается лишь радость, но где же боль, где память о пережитом, где раскаяние о содеянном? Все уравновешивает появившийся во второй части спектакля Свет (Виктория Литвинова). Этот свет разбит на разные оттенки, в белом можно найти черное. Именно так: не познавший тьму не увидит света.

балет Солярис в Приюте комедианта

Все движения танцоров полны смысла: ни один взмах руки, прыжок, па не кажутся случайными. Тебя охватывает удивительное ощущение понимания языка тела. И хотя не всегда ты можешь объяснить, какие смыслы тут заложены, но неизбежно улавливаешь импульсы, реагируя на сигналы, внешние раздражители, подобно животным, которых включили в эксперимент. Сравнение с животными здесь вовсе не снижает планку ни зрителя, ни создателей спектакля, наоборот, это говорит о точности сигналов, через режиссера будто посылаемых самой Вселенной. А зрители в зале — живо откликающиеся метрономы.

балет Солярис в Приюте комедианта

Как правило, те, кто приходят на балетные спектакли в качестве публики, ожидают увидеть красивое зрелище, восхититься мастерством танцовщиков, услышать прекрасную музыку и под впечатлением уйти домой. В балете «Солярис» иная задача. Она состоит в том, чтобы включить зал в действие или подключить к энергетическому блоку, а также подвигнуть к вопросам философского плана: кто мы на этой станции «Земля», куда летим, какие приоритеты ставим для себя, на что готовы купиться, что отдать за любовь? Или же мы только учимся любить, сознавая, что процесс этот так же бесконечен, как Вселенная…

балет Солярис в Приюте комедианта

20 марта 2018.
Текст: Елена Добрякова. Фотографии Виктории Назаровой предоставлены театром «Приют комедианта».
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

учебный театр на Моховой

Стартовал первый «Молодой театр. Санкт-Петербург»

В Петербурге стартовал первый фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» — он проходит с 16 по 20 ноября 2019 года. Лучшие учебные постановки зрителю представят студенты ведущих театральных вузов Москвы (ГИТИС), Новосибирска (НГТИ), Екатеринбурга (ЕГТИ), Ярославля (ЯГТИ) и Санкт-Петербурга (РГИСИ). Большинство событий фестиваля петербуржцы смогут посетить бесплатно. Вход на большинство событий фестиваля – свободный, по регистрации.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.