Снегурушка оттает!

В Театре юных зрителей имени Брянцева состоялась новогодняя премьера. Спектакль «Снегурушка» по пьесе Михаила Бартенева получился адресно широким. Его с удовольствием принимают и взрослые зрители, и дети от шести лет и выше. Это не привычная классическая сказка, а современный, злободневный, наполненный иронией материал. Остроумно и написано, и сыграно, и поставлено. В ярких диалогах героев сказки легко узнаются реалии нашей жизни. Куда народ разъезжается из леса? Да кто куда. «Кикиморы-девчонки в город подались. Русалки в теплы моря поуплывали». А счастье-то не все нашли…

Снегурушка

Молодой режиссер Ирина Кондрашова, выпускница актерского факультета ВГИКа (мастерская Игоря Ясуловича), режиссерской магистратуры Школы-студии МХАТ и Центра имени Мейерхольда, неравнодушна к ТЮЗам и к сказкам. В ее послужном списке — постановки в самарском, тверском ТЮЗах, спектакли для детей в Орловском театре имени Тургенева, в Таллинне…

«Снегурушка»

Приглашение на постановку в петербургский ТЮЗ Ирина расценила как подарок судьбы, а выбор современного материала — как возможность высказаться на темы сиюминутные и одновременно вечные.

«Снегурушка»

В бартеневской сказке Снегурушка — симпатичная девушка Феня (Алиса Золоткова) не внучка Деда Мороза, а дочка чудака-изобретателя Кондрата Панкратовича (Владимир Чернышов).

«Снегурушка»

Она ждет с войны своего жениха Пантелея (Никита Остриков). Но конечно, у нее есть соперница — сводная сестра Фёкла (Елизавета Прилепская), не блещущая красотой девица, готовая с помощью своей матери, истинной Бабы Яги (Татьяна Маколова), перейти дорогу Фене и заполучить в мужья чужого жениха. Тут на память придут и «Золушка», и «Морозко», позднее возникнут аллюзии и со «Снежной королевой», и с «Аленьким цветочком».

«Снегурушка»

В спектакле фигурируют Леший (Сергей Жукович) и Водяной (Радик Галиуллин). И все хотят счастья — рано или поздно они его, видимо, дождутся. Надо только верить в заклинания Волшебной книги.

«Снегурушка»

Очень похоже на внушения, которые страждущие получают на тренингах по духовной практике или семинарах по привлечению удачи, любви и богатства. По вере, как говорится, воздастся вам… Хотя кто-то и по-другому поймет: если ты делаешь добро другим и не думаешь только о своей выгоде, то к тебе обязательно обернется удача и радость.

«Снегурушка»

В сказке есть один откровенно отрицательный персонаж, которому никакая вера не поможет. Это Мороз-Нарцисс. Такой Дед Мороз-фальшак. Его совершенно чудесно сыграл Андрей Слепухин. Узнаваемы в его образе популярные эстрадные звезды, красующиеся на публике и беззаветно влюбленные сами в себя. Дети искренне смеялись выходам Мороза-Нарцисса и вынесли ему нужный приговор.

«Снегурушка»

Надо сказать, юмор, заложенный в сказке, зал встречал с готовностью. Современные дети прекрасно ориентируются в мире, который льется из интернета и с телеэкранов. Потому так полезно для восприятия смешение классических персонажей в новых реалиях. Бартеневу тут полный респект. И, конечно, несомненная заслуга режиссера Кондрашовой в том, что удалось сделать действие динамичным: нет ни одной минуты, когда зрителю скучно.

«Снегурушка»

Сказка музыкальная, актеры много поют, танцуют (поклон хореографу Ирине Ляховской). Мелодии, придуманные Василием Тонковидовым, органично и деликатно дополняют действие. Хорошо поработали сценограф Павла Никитина и художник по свету Дмитрий Зименко — сложная большая сцена ТЮЗа едина, не распадается на отдельные составляющие, все сосуществует органично.

«Снегурушка»

Возможно, актеры чуть больше, чем нужно, наигрывают и уходят в привычные приемы, которые используются на детских постановках, то есть возникает такой оптимизм в квадрате и мажорность в кубе. Интонации явно перекочевали сюда из прошлого века. Впрочем, оправдать это легко: времена, герои, равно как старые подходы и новые приемы в этом спектакле смешались в один коктейль.

«Снегурушка»

И все же сказка есть сказка, особенно новогодняя: в ней как непременное условие обязаны присутствовать назидательность и нравоучение. Зло должно быть наказано, справедливость — восторжествовать. Мороза-Нарцисса сменит настоящий добрый Дедушка Мороз (Виталий Кононов), елочка засияет цветными огнями. Сердце Снегурушки, замороженное мстительным Нарциссом, растает. И Пантелей обретет любимую. Произойдет Чудо! А без него невозможно жить на свете.

«Снегурушка»

ЕЛЕНА  ДОБРЯКОВА

Спектакль «Снегурушка» до наступления нового 2019 года можно посмотреть 27, 28, 29, 30 декабря 2018 года, а в январе 2019 года — в течение всех зимних каникул.

26 декабря 2018.
Текст: Елена Добрякова. Фотографии Натальи Кореновской предоставила пресс-служба театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.