Снегурушка оттает!

В Театре юных зрителей имени Брянцева состоялась новогодняя премьера. Спектакль «Снегурушка» по пьесе Михаила Бартенева получился адресно широким. Его с удовольствием принимают и взрослые зрители, и дети от шести лет и выше. Это не привычная классическая сказка, а современный, злободневный, наполненный иронией материал. Остроумно и написано, и сыграно, и поставлено. В ярких диалогах героев сказки легко узнаются реалии нашей жизни. Куда народ разъезжается из леса? Да кто куда. «Кикиморы-девчонки в город подались. Русалки в теплы моря поуплывали». А счастье-то не все нашли…

Снегурушка

Молодой режиссер Ирина Кондрашова, выпускница актерского факультета ВГИКа (мастерская Игоря Ясуловича), режиссерской магистратуры Школы-студии МХАТ и Центра имени Мейерхольда, неравнодушна к ТЮЗам и к сказкам. В ее послужном списке — постановки в самарском, тверском ТЮЗах, спектакли для детей в Орловском театре имени Тургенева, в Таллинне…

«Снегурушка»

Приглашение на постановку в петербургский ТЮЗ Ирина расценила как подарок судьбы, а выбор современного материала — как возможность высказаться на темы сиюминутные и одновременно вечные.

«Снегурушка»

В бартеневской сказке Снегурушка — симпатичная девушка Феня (Алиса Золоткова) не внучка Деда Мороза, а дочка чудака-изобретателя Кондрата Панкратовича (Владимир Чернышов).

«Снегурушка»

Она ждет с войны своего жениха Пантелея (Никита Остриков). Но конечно, у нее есть соперница — сводная сестра Фёкла (Елизавета Прилепская), не блещущая красотой девица, готовая с помощью своей матери, истинной Бабы Яги (Татьяна Маколова), перейти дорогу Фене и заполучить в мужья чужого жениха. Тут на память придут и «Золушка», и «Морозко», позднее возникнут аллюзии и со «Снежной королевой», и с «Аленьким цветочком».

«Снегурушка»

В спектакле фигурируют Леший (Сергей Жукович) и Водяной (Радик Галиуллин). И все хотят счастья — рано или поздно они его, видимо, дождутся. Надо только верить в заклинания Волшебной книги.

«Снегурушка»

Очень похоже на внушения, которые страждущие получают на тренингах по духовной практике или семинарах по привлечению удачи, любви и богатства. По вере, как говорится, воздастся вам… Хотя кто-то и по-другому поймет: если ты делаешь добро другим и не думаешь только о своей выгоде, то к тебе обязательно обернется удача и радость.

«Снегурушка»

В сказке есть один откровенно отрицательный персонаж, которому никакая вера не поможет. Это Мороз-Нарцисс. Такой Дед Мороз-фальшак. Его совершенно чудесно сыграл Андрей Слепухин. Узнаваемы в его образе популярные эстрадные звезды, красующиеся на публике и беззаветно влюбленные сами в себя. Дети искренне смеялись выходам Мороза-Нарцисса и вынесли ему нужный приговор.

«Снегурушка»

Надо сказать, юмор, заложенный в сказке, зал встречал с готовностью. Современные дети прекрасно ориентируются в мире, который льется из интернета и с телеэкранов. Потому так полезно для восприятия смешение классических персонажей в новых реалиях. Бартеневу тут полный респект. И, конечно, несомненная заслуга режиссера Кондрашовой в том, что удалось сделать действие динамичным: нет ни одной минуты, когда зрителю скучно.

«Снегурушка»

Сказка музыкальная, актеры много поют, танцуют (поклон хореографу Ирине Ляховской). Мелодии, придуманные Василием Тонковидовым, органично и деликатно дополняют действие. Хорошо поработали сценограф Павла Никитина и художник по свету Дмитрий Зименко — сложная большая сцена ТЮЗа едина, не распадается на отдельные составляющие, все сосуществует органично.

«Снегурушка»

Возможно, актеры чуть больше, чем нужно, наигрывают и уходят в привычные приемы, которые используются на детских постановках, то есть возникает такой оптимизм в квадрате и мажорность в кубе. Интонации явно перекочевали сюда из прошлого века. Впрочем, оправдать это легко: времена, герои, равно как старые подходы и новые приемы в этом спектакле смешались в один коктейль.

«Снегурушка»

И все же сказка есть сказка, особенно новогодняя: в ней как непременное условие обязаны присутствовать назидательность и нравоучение. Зло должно быть наказано, справедливость — восторжествовать. Мороза-Нарцисса сменит настоящий добрый Дедушка Мороз (Виталий Кононов), елочка засияет цветными огнями. Сердце Снегурушки, замороженное мстительным Нарциссом, растает. И Пантелей обретет любимую. Произойдет Чудо! А без него невозможно жить на свете.

«Снегурушка»

ЕЛЕНА  ДОБРЯКОВА

Спектакль «Снегурушка» до наступления нового 2019 года можно посмотреть 27, 28, 29, 30 декабря 2018 года, а в январе 2019 года — в течение всех зимних каникул.

26 декабря 2018.
Текст: Елена Добрякова. Фотографии Натальи Кореновской предоставила пресс-служба театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Юрий Мамин

Юрий Мамин: Деньги на фильм мне дали питерские бандиты

В современной России у кинематографистов, отказывающихся обслуживать интересы власти, нет никаких перспектив, считает режиссер Юрий Мамин. Из России в США на прошлой неделе вместе с супругой актрисой Людмилой Самохваловой уехал известный кинорежиссер, автор культовых фильмов «Праздник Нептуна», «Фонтан» и «Окно в Париж» Юрий Мамин. Перед отъездом в интервью «Росбалту» он рассказал о причинах своего решения и о том, как устроена российская киноиндустрия.

Алла Шелест, с сайта Мариинского театра

Алла Шелест – трагическая фигура русского балета

Алла Яковлевна Шелест. Великая Алла Шелест. В этом году поклонники русского балета отмечают ее столетие. Легенды ходили об ее уникальном прыжке, шаге, стремительных вращениях. Но главное – она обладала неповторимым даром создания глубокого образа. Только так она подходила к каждой из станцованных ею партий. Масштаб личности балерины отражался в масштабе ее сценических образов. Ее можно назвать великой драматической и трагедийной актрисой. И сама она – трагическая фигура русского балета. Беда заключалась в отсутствии вокруг подлинной художественной жизни.

Борис Березовский

Горячий февраль Бориса Березовского

В Большом зале Петербургской филармонии февраль 2019 года выдался на редкость интересным. Состоялось несколько событийных концертов. «Петербургский авангард» посетил некоторые из них и решил рассказать своим читателям. Начнем с последнего — на сцене Большого зала выступил знаменитый пианист Борис Березовский, редкий гость в Санкт-Петербурге.

Марина Колдобская, предоставлено художницей

Марина Колдобская: Фрики украшают жизнь

Художник и журналист Марина Колдобская окончила ЛВХПУ имени Веры Мухиной. Входит в состав Товарищества «Свободная культура» и Культурного Европарламента. Марина Колдобская известна как участница первой в России женской арт-группы «Я люблю тебя, Жизнь!» (1991) и организатор женской арт-группы «Любимые люди» (1995).

ТЮЗ, режиссер Елизавета Бондарь

Во всем есть музыка

На Малой сцене Санкт-Петербургского Театра юных зрителей оперный режиссер Лиза Бондарь поставила драматический спектакль по повести известного писателя, обладателя множества литературных премий Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Премьера постановки состоялась 6 марта, а 7 марта состоится второй показ. Приглашение на постановку в ТЮЗ молодого режиссера из Москвы Елизаветы Бондарь можно отнести к новаторству и поискам нового пути в разговоре с современным зрителем.

Театр Karlsson Haus

Karlsson Haus бесстрашно отпраздновал 13

22 февраля театр Karlsson Haus отметил свой 13-й день рождения в любимой обстановке — уютной и загадочной, как все его спектакли. История этого кукольного и фигуративного театра началась с флигеля на набережной Фонтанки, где появился петербургский домик героя Астрид Линдгрен, и состоялась премьера спектакля «Мой Карлсон». Роль повзрослевшего Малыша в нем сыграл Борис Константинов, который в настоящее время является художественным руководителем Театра кукол Сергея Образцова.