Снегурушка оттает!

В Театре юных зрителей имени Брянцева состоялась новогодняя премьера. Спектакль «Снегурушка» по пьесе Михаила Бартенева получился адресно широким. Его с удовольствием принимают и взрослые зрители, и дети от шести лет и выше. Это не привычная классическая сказка, а современный, злободневный, наполненный иронией материал. Остроумно и написано, и сыграно, и поставлено. В ярких диалогах героев сказки легко узнаются реалии нашей жизни. Куда народ разъезжается из леса? Да кто куда. «Кикиморы-девчонки в город подались. Русалки в теплы моря поуплывали». А счастье-то не все нашли…

Снегурушка

Молодой режиссер Ирина Кондрашова, выпускница актерского факультета ВГИКа (мастерская Игоря Ясуловича), режиссерской магистратуры Школы-студии МХАТ и Центра имени Мейерхольда, неравнодушна к ТЮЗам и к сказкам. В ее послужном списке — постановки в самарском, тверском ТЮЗах, спектакли для детей в Орловском театре имени Тургенева, в Таллинне…

«Снегурушка»

Приглашение на постановку в петербургский ТЮЗ Ирина расценила как подарок судьбы, а выбор современного материала — как возможность высказаться на темы сиюминутные и одновременно вечные.

«Снегурушка»

В бартеневской сказке Снегурушка — симпатичная девушка Феня (Алиса Золоткова) не внучка Деда Мороза, а дочка чудака-изобретателя Кондрата Панкратовича (Владимир Чернышов).

«Снегурушка»

Она ждет с войны своего жениха Пантелея (Никита Остриков). Но конечно, у нее есть соперница — сводная сестра Фёкла (Елизавета Прилепская), не блещущая красотой девица, готовая с помощью своей матери, истинной Бабы Яги (Татьяна Маколова), перейти дорогу Фене и заполучить в мужья чужого жениха. Тут на память придут и «Золушка», и «Морозко», позднее возникнут аллюзии и со «Снежной королевой», и с «Аленьким цветочком».

«Снегурушка»

В спектакле фигурируют Леший (Сергей Жукович) и Водяной (Радик Галиуллин). И все хотят счастья — рано или поздно они его, видимо, дождутся. Надо только верить в заклинания Волшебной книги.

«Снегурушка»

Очень похоже на внушения, которые страждущие получают на тренингах по духовной практике или семинарах по привлечению удачи, любви и богатства. По вере, как говорится, воздастся вам… Хотя кто-то и по-другому поймет: если ты делаешь добро другим и не думаешь только о своей выгоде, то к тебе обязательно обернется удача и радость.

«Снегурушка»

В сказке есть один откровенно отрицательный персонаж, которому никакая вера не поможет. Это Мороз-Нарцисс. Такой Дед Мороз-фальшак. Его совершенно чудесно сыграл Андрей Слепухин. Узнаваемы в его образе популярные эстрадные звезды, красующиеся на публике и беззаветно влюбленные сами в себя. Дети искренне смеялись выходам Мороза-Нарцисса и вынесли ему нужный приговор.

«Снегурушка»

Надо сказать, юмор, заложенный в сказке, зал встречал с готовностью. Современные дети прекрасно ориентируются в мире, который льется из интернета и с телеэкранов. Потому так полезно для восприятия смешение классических персонажей в новых реалиях. Бартеневу тут полный респект. И, конечно, несомненная заслуга режиссера Кондрашовой в том, что удалось сделать действие динамичным: нет ни одной минуты, когда зрителю скучно.

«Снегурушка»

Сказка музыкальная, актеры много поют, танцуют (поклон хореографу Ирине Ляховской). Мелодии, придуманные Василием Тонковидовым, органично и деликатно дополняют действие. Хорошо поработали сценограф Павла Никитина и художник по свету Дмитрий Зименко — сложная большая сцена ТЮЗа едина, не распадается на отдельные составляющие, все сосуществует органично.

«Снегурушка»

Возможно, актеры чуть больше, чем нужно, наигрывают и уходят в привычные приемы, которые используются на детских постановках, то есть возникает такой оптимизм в квадрате и мажорность в кубе. Интонации явно перекочевали сюда из прошлого века. Впрочем, оправдать это легко: времена, герои, равно как старые подходы и новые приемы в этом спектакле смешались в один коктейль.

«Снегурушка»

И все же сказка есть сказка, особенно новогодняя: в ней как непременное условие обязаны присутствовать назидательность и нравоучение. Зло должно быть наказано, справедливость — восторжествовать. Мороза-Нарцисса сменит настоящий добрый Дедушка Мороз (Виталий Кононов), елочка засияет цветными огнями. Сердце Снегурушки, замороженное мстительным Нарциссом, растает. И Пантелей обретет любимую. Произойдет Чудо! А без него невозможно жить на свете.

«Снегурушка»

ЕЛЕНА  ДОБРЯКОВА

Спектакль «Снегурушка» до наступления нового 2019 года можно посмотреть 27, 28, 29, 30 декабря 2018 года, а в январе 2019 года — в течение всех зимних каникул.

26 декабря 2018.
Текст: Елена Добрякова. Фотографии Натальи Кореновской предоставила пресс-служба театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Сергей Курехин

По следам «Поп-механики»

Выставка к 65-летию Сергея Курехина проходит в центре его имени на Лиговском проспекте. Сергей Курехин — легендарная личность, один из главных петербургских героев конца ХХ века, гениальный композитор и пианист, создатель и руководитель уникального оркестра «Поп-механика», автор музыки к кинофильмам и основатель звукозаписывающей фирмы, организатор своего Центра космических исследований и собиратель кактусов, издатель и библиофил, которому в этом году исполнилось бы 65 лет.

Камерный театр "Круг"

Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Радуга, ТЮЗ, Нора

«Радуга»: Много философии и особая эстетика

Международный театральный фестиваль «Радуга» оставил богатое послевкусие. В Петербурге много фестивалей, но «Радуга» — особый. В нем есть широкий спектр экспериментов и свободного режиссерского поиска. Санкт-Петербургский ТЮЗ проводит фестиваль уже в двадцатый раз. Старая афиша, встретившаяся у проходной «Красного треугольника», напомнила, с чего начинался фестиваль этого года. Со спектакля знаменитого англичанина Питера Брука «Узник».

Томас Азир

Томас Азир: самое главное в жизни — это делиться настоящим

23-й Международный фестиваль SKIF прошел на Новой сцене Александринского театра две недели назад. За хедлайнером — культовой группой Goblin — несколько потерялись остальные участники: берлинский дуэт CEEYS, британцы Blurt, Lau Nau из Финляндии, белорус Егор Забелов и другие. «Петербургский аванград» много лет поддерживает проекты ЦСИ имени Сергея Курёхина, и на этот раз корреспонденту агентства удалось в общей суматохе фестиваля не проглядеть очень неординарное и интересное выступление молодого нидерландского исполнителя Томаса Азира. Судя по реакции аудитории, его уже ждут здесь снова. Сразу после окончания своего очередного европейского тура Томас дал интервью нашему корреспонденту.

спектакль Нора

Номофобия по мотивам Ибсена

В рамках XX Международного фестиваля «Радуга», который на днях завершился в Петербурге, 23 и 24 мая состоялись показы спектакля «Нора, или Кукольный дом» Тимофея Кулябина. Швейцарский театр Шаушпильхаус играет спектакль уже полгода, и за это время критиками было написано множество противоречивых статей. Спектакль анализирует мультимедийное пространство современного человека, границы личного и общественного, а также готовность на поступок. На протяжении всего спектакля герои общаются с помощью мобильных телефонов, подчеркивающих огромное расстояние между близкими людьми.

Клаудио Симонетти

Клаудио Симонетти: Современные группы повторяют то, что Goblin сделал 40 лет назад

Итальянский композитор и клавишник Клаудио Симонетти прославился в первую очередь как автор музыки к культовым хоррорам Дарио Ардженто и Джорджа Ромеро. Недавно он посетил Россию вместе со своей собственной версией группы Goblin, которой в этом году исполнилось 44 года. Сегодня в ней нет никого из «золотого состава», кроме самого Клаудио. Однако это не мешает обновленному коллективу в свежих концертных аранжировках передавать напряженную атмосферу великих фильмов ужасов. Да и сам Клаудио не сидел в Goblin’е как привязанный — то уходя, то возвращаясь в группу, он успел сольно поработать с такими режиссерами, как Руджеро Деодато, Умберто Ленци, Лучио Фульчи и Ламберто Бава.