Снегурушка оттает!

В Театре юных зрителей имени Брянцева состоялась новогодняя премьера. Спектакль «Снегурушка» по пьесе Михаила Бартенева получился адресно широким. Его с удовольствием принимают и взрослые зрители, и дети от шести лет и выше. Это не привычная классическая сказка, а современный, злободневный, наполненный иронией материал. Остроумно и написано, и сыграно, и поставлено. В ярких диалогах героев сказки легко узнаются реалии нашей жизни. Куда народ разъезжается из леса? Да кто куда. «Кикиморы-девчонки в город подались. Русалки в теплы моря поуплывали». А счастье-то не все нашли…

Снегурушка

Молодой режиссер Ирина Кондрашова, выпускница актерского факультета ВГИКа (мастерская Игоря Ясуловича), режиссерской магистратуры Школы-студии МХАТ и Центра имени Мейерхольда, неравнодушна к ТЮЗам и к сказкам. В ее послужном списке — постановки в самарском, тверском ТЮЗах, спектакли для детей в Орловском театре имени Тургенева, в Таллинне…

«Снегурушка»

Приглашение на постановку в петербургский ТЮЗ Ирина расценила как подарок судьбы, а выбор современного материала — как возможность высказаться на темы сиюминутные и одновременно вечные.

«Снегурушка»

В бартеневской сказке Снегурушка — симпатичная девушка Феня (Алиса Золоткова) не внучка Деда Мороза, а дочка чудака-изобретателя Кондрата Панкратовича (Владимир Чернышов).

«Снегурушка»

Она ждет с войны своего жениха Пантелея (Никита Остриков). Но конечно, у нее есть соперница — сводная сестра Фёкла (Елизавета Прилепская), не блещущая красотой девица, готовая с помощью своей матери, истинной Бабы Яги (Татьяна Маколова), перейти дорогу Фене и заполучить в мужья чужого жениха. Тут на память придут и «Золушка», и «Морозко», позднее возникнут аллюзии и со «Снежной королевой», и с «Аленьким цветочком».

«Снегурушка»

В спектакле фигурируют Леший (Сергей Жукович) и Водяной (Радик Галиуллин). И все хотят счастья — рано или поздно они его, видимо, дождутся. Надо только верить в заклинания Волшебной книги.

«Снегурушка»

Очень похоже на внушения, которые страждущие получают на тренингах по духовной практике или семинарах по привлечению удачи, любви и богатства. По вере, как говорится, воздастся вам… Хотя кто-то и по-другому поймет: если ты делаешь добро другим и не думаешь только о своей выгоде, то к тебе обязательно обернется удача и радость.

«Снегурушка»

В сказке есть один откровенно отрицательный персонаж, которому никакая вера не поможет. Это Мороз-Нарцисс. Такой Дед Мороз-фальшак. Его совершенно чудесно сыграл Андрей Слепухин. Узнаваемы в его образе популярные эстрадные звезды, красующиеся на публике и беззаветно влюбленные сами в себя. Дети искренне смеялись выходам Мороза-Нарцисса и вынесли ему нужный приговор.

«Снегурушка»

Надо сказать, юмор, заложенный в сказке, зал встречал с готовностью. Современные дети прекрасно ориентируются в мире, который льется из интернета и с телеэкранов. Потому так полезно для восприятия смешение классических персонажей в новых реалиях. Бартеневу тут полный респект. И, конечно, несомненная заслуга режиссера Кондрашовой в том, что удалось сделать действие динамичным: нет ни одной минуты, когда зрителю скучно.

«Снегурушка»

Сказка музыкальная, актеры много поют, танцуют (поклон хореографу Ирине Ляховской). Мелодии, придуманные Василием Тонковидовым, органично и деликатно дополняют действие. Хорошо поработали сценограф Павла Никитина и художник по свету Дмитрий Зименко — сложная большая сцена ТЮЗа едина, не распадается на отдельные составляющие, все сосуществует органично.

«Снегурушка»

Возможно, актеры чуть больше, чем нужно, наигрывают и уходят в привычные приемы, которые используются на детских постановках, то есть возникает такой оптимизм в квадрате и мажорность в кубе. Интонации явно перекочевали сюда из прошлого века. Впрочем, оправдать это легко: времена, герои, равно как старые подходы и новые приемы в этом спектакле смешались в один коктейль.

«Снегурушка»

И все же сказка есть сказка, особенно новогодняя: в ней как непременное условие обязаны присутствовать назидательность и нравоучение. Зло должно быть наказано, справедливость — восторжествовать. Мороза-Нарцисса сменит настоящий добрый Дедушка Мороз (Виталий Кононов), елочка засияет цветными огнями. Сердце Снегурушки, замороженное мстительным Нарциссом, растает. И Пантелей обретет любимую. Произойдет Чудо! А без него невозможно жить на свете.

«Снегурушка»

ЕЛЕНА  ДОБРЯКОВА

Спектакль «Снегурушка» до наступления нового 2019 года можно посмотреть 27, 28, 29, 30 декабря 2018 года, а в январе 2019 года — в течение всех зимних каникул.

26 декабря 2018.
Текст: Елена Добрякова. Фотографии Натальи Кореновской предоставила пресс-служба театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.