Смелая и лаконичная «Кроткая» в «Мастерской»

Петербургский театр «Мастерская» на Октябрьской набережной, 68, расположен чудно — cреди высотных советских построек, заполненных трогательными элементами семейного быта в окнах верхних этажей и на балконах, а внизу усеянных вывесками «торговых домов», парикмахерских эконом-класса и аптек, среди деревьев и кустов сирени, которые в теплое время года придают улице праздничный вид, и совсем недалеко от грандиозной Невы.

Театр "Мастерская"

Он и далек, и близок к ядру театральной жизни Санкт-Петербурга, и вместе с тем достойно занимает свою нишу — не стремится подражать пафосу парадных театров исторического центра и не бросается в дешевый эпатажный примитивизм.

Его история началась 23 сентября 2010 года, с постановки Григория Козлова «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова. Позже Григорий Козлов, профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства, сформировал репертуар театра вместе со своей командой из молодых режиссеров и актеров.

Театр "Мастерская"

В «Мастерской» можно увидеть как драматические спектакли по произведениям из классики, так и пьесы для детей. И все время, что существует театр, его творчество обновляется. Он неоднократно был лауреатом российских и международных фестивалей.

Обстановка театра лаконична и проста, но не в духе богемного арт-подвала. Скорее, это вполне изящный минимализм. Возможно, ему не хватает нотки уюта, украшающей многие театры, но с репертуаром «Мастерской», со столь многослойными сюжетами и трагическими судьбами, эта прохладность и отстраненность вполне согласуется.

Театр "Мастерская"

Федор Достоевский, очевидно, является любимым автором театра. Спектакль «Кроткая» в постановке Андрея Гаврюшкина появился в репертуаре на самой заре жизни «Мастерской», а позже были поставлены в разные годы «Братья Карамазовы», «Идиот. Возвращение», «Иван и Черт», «Преступление и наказание. Девять дней Родиона Романовича Раскольникова».

Но и в таком маленьком произведении, как «Кроткая», театр отразил черты болезненного, надломленного благородства, которым овеян образ «Петербурга Достоевского». Эта история всегда была популярна в театре и кинематографе. Несмотря на это коллектив «Мастерской» не побоялся тягаться с предшественниками, среди которых был и Лев Додин в БДТ и МХАТе.

Театр "Мастерская"

Смелость себя оправдала — пьеса была отмечена на фестивале «АртОкраина» в Санкт-Петербурге и на международном фестивале камерных спектаклей по произведениям Достоевского в Старой Руссе (там она получила приз «За актерскую работу»).

Сюжет о том, как немолодой закладчик в исполнении Андрея Гаврюшкина переосмысливает жизнь со своей женой после ее самоубийства, показан в формате разговора на два голоса, звучащих по разные стороны прозрачного занавеса. Здесь просматривается намек на то, что и все их общение при жизни женщины (молодая артистка Полина Воробьева) протекало так же, через невидимый барьер. И к финалу герою становится очевидно, в какой абсурдный, нелепый и жестокий поединок он вступил, желая взять реванш за трусость, проявленную в прошлом.

Театр "Мастерская"

Вся композиция спектакля выполнена в строгих и бледных тонах, напоминающих о белой ночи и пасмурном дне — традиционной атмосфере Достоевского. Не обходится и без упоминаний о Сенной — месте, где обитают призраки другого Санкт-Петербурга, мира сумрака, тревоги и насилия.

Пастельные цвета костюмов соответствующей эпохи также вписываются в эту атмосферу, и яркими пятнами на таком фоне выглядят рыбка в подвешенном круглом аквариуме и нитка коралла на шее героини.

Театр "Мастерская"

Создатели спектакля не стали опускаться до очередного «переноса в наши дни» и «перевода на наш язык» и воссоздали на сцене, пусть и лаконично, антураж оригинального времени. Старые денежные знаки, конторка, бухгалтерские счеты, — сценическая композиция удивительно проста и вместе с тем достоверна.

Бережное отношение к наследию Достоевского вызывает уважение и доказывает, что спектакль высокого качества можно создать обходясь малой сценой и минимумом реквизита. Единственное, что вызывает вопросы, — это чересчур малый хронометраж постановки, еле достигающий одного часа. Понятно, что произведение само по себе короткое, но все же оно достаточно детализированное и атмосферное, чтобы создать спектакль, который захватил бы зрителя на вдвое большее время. Постановщик же практически полностью приблизил спектакль к оригиналу по времени звучания.

Театр "Мастерская"

Но ведь театр посещают не ради того, чтобы ознакомиться с сюжетом литературного произведения. Если стояла задача просто адаптировать повесть под визуальное и вербальное восприятие, как альтернатива скучноватому процессу перелистывания страниц, то она определенно не стоила свеч. Ведь потенциал постановки — актерская игра, сценография, смысловые загадки и символы, — явно рассчитан на что-то более полновесное.

При этом репертуар «Мастерской» весьма разнообразен по сценическому времени, есть в нем и весьма длительные постановки: например, «Идиот. Возвращение» идет 4 часа.

Театр "Мастерская"

А вот роман «Преступление и наказание» тот же режиссер Андрей Гаврюшкин превратил в моноспектакль продолжительностью немногим более часа.

Значит, выбор хронометража обусловлен некими авторскими идеями, о которых мы не знаем. В любом случае радует то, что театр развивается, расширяет репертуар и дает возможность выбора. Пожелаем коллективу Григория Козлова продолжать в том же духе.

Театр "Мастерская"

19 июня 2017.
Текст и фото: Людмила Семенова
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Фотограф Таисия Овод, Предоставлено Молодежным театром на Фонтанке

«Театр в объективе» показал мастеров

В Молодежном театре на Фонтанке назвали имена победителей Второго конкурса молодых фотографов. Первый конкурс «Театр в объективе» состоялся в 2018 году. Он был учрежден Молодежным театром на Фонтанке при участии Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Мик Мосс, Antimatter

Мик Мосс: Когда сочиняю, я — хирург, который оперирует сам себя

Группа Antimatter посетила Россию месяц назад с очередным туром, представив публике свой новый альбом Black Market Enlightenment и очаровав зрителей настолько, что никто не хотел ее отпускать — общение продолжалось и после концертов. С тех пор Мик Мосс успел вернуться домой, получить номинацию на премию Progressive Music Awards и рассказать «Петербургскому авангарду» о впечатлениях о концертах в России, музыке в целом и о том, как и почему он создает свои песни — нам показалось важным продолжить разговор, который начался месяц назад.

Сергей Курехин

По следам «Поп-механики»

Выставка к 65-летию Сергея Курехина проходит в центре его имени на Лиговском проспекте. Сергей Курехин — легендарная личность, один из главных петербургских героев конца ХХ века, гениальный композитор и пианист, создатель и руководитель уникального оркестра «Поп-механика», автор музыки к кинофильмам и основатель звукозаписывающей фирмы, организатор своего Центра космических исследований и собиратель кактусов, издатель и библиофил, которому в этом году исполнилось бы 65 лет.

Камерный театр "Круг"

Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Радуга, ТЮЗ, Нора

«Радуга»: Много философии и особая эстетика

Международный театральный фестиваль «Радуга» оставил богатое послевкусие. В Петербурге много фестивалей, но «Радуга» — особый. В нем есть широкий спектр экспериментов и свободного режиссерского поиска. Санкт-Петербургский ТЮЗ проводит фестиваль уже в двадцатый раз. Старая афиша, встретившаяся у проходной «Красного треугольника», напомнила, с чего начинался фестиваль этого года. Со спектакля знаменитого англичанина Питера Брука «Узник».

Томас Азир

Томас Азир: самое главное в жизни — это делиться настоящим

23-й Международный фестиваль SKIF прошел на Новой сцене Александринского театра две недели назад. За хедлайнером — культовой группой Goblin — несколько потерялись остальные участники: берлинский дуэт CEEYS, британцы Blurt, Lau Nau из Финляндии, белорус Егор Забелов и другие. «Петербургский аванград» много лет поддерживает проекты ЦСИ имени Сергея Курёхина, и на этот раз корреспонденту агентства удалось в общей суматохе фестиваля не проглядеть очень неординарное и интересное выступление молодого нидерландского исполнителя Томаса Азира. Судя по реакции аудитории, его уже ждут здесь снова. Сразу после окончания своего очередного европейского тура Томас дал интервью нашему корреспонденту.