Смелая и лаконичная «Кроткая» в «Мастерской»

Петербургский театр «Мастерская» на Октябрьской набережной, 68, расположен чудно — cреди высотных советских построек, заполненных трогательными элементами семейного быта в окнах верхних этажей и на балконах, а внизу усеянных вывесками «торговых домов», парикмахерских эконом-класса и аптек, среди деревьев и кустов сирени, которые в теплое время года придают улице праздничный вид, и совсем недалеко от грандиозной Невы.

Театр "Мастерская"

Он и далек, и близок к ядру театральной жизни Санкт-Петербурга, и вместе с тем достойно занимает свою нишу — не стремится подражать пафосу парадных театров исторического центра и не бросается в дешевый эпатажный примитивизм.

Его история началась 23 сентября 2010 года, с постановки Григория Козлова «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова. Позже Григорий Козлов, профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства, сформировал репертуар театра вместе со своей командой из молодых режиссеров и актеров.

Театр "Мастерская"

В «Мастерской» можно увидеть как драматические спектакли по произведениям из классики, так и пьесы для детей. И все время, что существует театр, его творчество обновляется. Он неоднократно был лауреатом российских и международных фестивалей.

Обстановка театра лаконична и проста, но не в духе богемного арт-подвала. Скорее, это вполне изящный минимализм. Возможно, ему не хватает нотки уюта, украшающей многие театры, но с репертуаром «Мастерской», со столь многослойными сюжетами и трагическими судьбами, эта прохладность и отстраненность вполне согласуется.

Театр "Мастерская"

Федор Достоевский, очевидно, является любимым автором театра. Спектакль «Кроткая» в постановке Андрея Гаврюшкина появился в репертуаре на самой заре жизни «Мастерской», а позже были поставлены в разные годы «Братья Карамазовы», «Идиот. Возвращение», «Иван и Черт», «Преступление и наказание. Девять дней Родиона Романовича Раскольникова».

Но и в таком маленьком произведении, как «Кроткая», театр отразил черты болезненного, надломленного благородства, которым овеян образ «Петербурга Достоевского». Эта история всегда была популярна в театре и кинематографе. Несмотря на это коллектив «Мастерской» не побоялся тягаться с предшественниками, среди которых был и Лев Додин в БДТ и МХАТе.

Театр "Мастерская"

Смелость себя оправдала — пьеса была отмечена на фестивале «АртОкраина» в Санкт-Петербурге и на международном фестивале камерных спектаклей по произведениям Достоевского в Старой Руссе (там она получила приз «За актерскую работу»).

Сюжет о том, как немолодой закладчик в исполнении Андрея Гаврюшкина переосмысливает жизнь со своей женой после ее самоубийства, показан в формате разговора на два голоса, звучащих по разные стороны прозрачного занавеса. Здесь просматривается намек на то, что и все их общение при жизни женщины (молодая артистка Полина Воробьева) протекало так же, через невидимый барьер. И к финалу герою становится очевидно, в какой абсурдный, нелепый и жестокий поединок он вступил, желая взять реванш за трусость, проявленную в прошлом.

Театр "Мастерская"

Вся композиция спектакля выполнена в строгих и бледных тонах, напоминающих о белой ночи и пасмурном дне — традиционной атмосфере Достоевского. Не обходится и без упоминаний о Сенной — месте, где обитают призраки другого Санкт-Петербурга, мира сумрака, тревоги и насилия.

Пастельные цвета костюмов соответствующей эпохи также вписываются в эту атмосферу, и яркими пятнами на таком фоне выглядят рыбка в подвешенном круглом аквариуме и нитка коралла на шее героини.

Театр "Мастерская"

Создатели спектакля не стали опускаться до очередного «переноса в наши дни» и «перевода на наш язык» и воссоздали на сцене, пусть и лаконично, антураж оригинального времени. Старые денежные знаки, конторка, бухгалтерские счеты, — сценическая композиция удивительно проста и вместе с тем достоверна.

Бережное отношение к наследию Достоевского вызывает уважение и доказывает, что спектакль высокого качества можно создать обходясь малой сценой и минимумом реквизита. Единственное, что вызывает вопросы, — это чересчур малый хронометраж постановки, еле достигающий одного часа. Понятно, что произведение само по себе короткое, но все же оно достаточно детализированное и атмосферное, чтобы создать спектакль, который захватил бы зрителя на вдвое большее время. Постановщик же практически полностью приблизил спектакль к оригиналу по времени звучания.

Театр "Мастерская"

Но ведь театр посещают не ради того, чтобы ознакомиться с сюжетом литературного произведения. Если стояла задача просто адаптировать повесть под визуальное и вербальное восприятие, как альтернатива скучноватому процессу перелистывания страниц, то она определенно не стоила свеч. Ведь потенциал постановки — актерская игра, сценография, смысловые загадки и символы, — явно рассчитан на что-то более полновесное.

При этом репертуар «Мастерской» весьма разнообразен по сценическому времени, есть в нем и весьма длительные постановки: например, «Идиот. Возвращение» идет 4 часа.

Театр "Мастерская"

А вот роман «Преступление и наказание» тот же режиссер Андрей Гаврюшкин превратил в моноспектакль продолжительностью немногим более часа.

Значит, выбор хронометража обусловлен некими авторскими идеями, о которых мы не знаем. В любом случае радует то, что театр развивается, расширяет репертуар и дает возможность выбора. Пожелаем коллективу Григория Козлова продолжать в том же духе.

Театр "Мастерская"

19 июня 2017.
Текст и фото: Людмила Семенова
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.

Антон Танонов

Антон Танонов: Рад, когда рядом есть люди, которые вдохновляют

Музыка Антона Танонова снискала успех и популярность в России и за ее пределами. Продолжатель славных традиций Ленинградской-Петербургской композиторской школы, ученик классика современной музыки Сергея Слонимского, Танонов уже в самом начале своего творческого пути заявил о себе громкими премьерами своих сочинений. Неповторимый творческий почерк, необычный и смелый синтез идей академического искусства с технологией и принципами современной музыкальной жизни принесли Танонову небывалый для композиторов его возраста успех. Молодой композитор работает в разных жанрах: он автор произведений камерной, симфонической и электронной музыки. «Симфониетта» (2000), «In Techno и Самба» для симфонического оркестра (2003-2005), «25 мобильных прелюдий» для симфонического оркестра (2005), опера «Вий» (2005), рок-мюзикл «Вий» (2009), Концерт для синтезатора с оркестром (2008), балет «Шакунтала и Душьянта» (2008), Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» (2008-2009), Симфония (2009), балет «Похороны сардинки» (2011) – вот далеко не полный список произведений Танонова, исполненных в России, Австрии, Германии, Италии и США.

фестиваль "Брасс-Осень"

Медная осень в романтических тонах

Гала-концертом «Романтика классики и джаза» 15 октября 2019 года в Северной столице завершился международный фестиваль медных духовых инструментов «Брасс-Осень». Он проходил с 11 октября при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и фонда культурных проектов «Городу и миру». Концерты и мастер-классы для молодых музыкантов приняли красивейшие залы Невского проспекта – Капелла, Дворец Белосельских-Белозерских, Концертный зал РНБ на Фонтанке.

"Женитьба Бальзаминова" в театре "Мастерская"

«Грезы любви» в «Мастерской»

Новый сезон 2019-2020 годов петербургский театр «Мастерская» открыл в конце августа 2019 года спектаклем «Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова», прошедшим проверку временем и вниманием поклонников. И на протяжении всей наступившей осени, интересной еще и тем, что театру только что исполнилось девять лет, эта постановка задает на его подмостках легкий, остроумный тон с примесью задумчивости.

Режиссер Владимир Богатырев

Владимир Богатырев: Отрадно быть причастным к воспитанию чувств

В ТЮЗе имени Брянцева 10 октября 2019 года состоится премьера спектакля «Время Ч», основанного на рассказах Антона Чехова, в которых фигурируют дети и родители. Режиссер спектакля – Владимир Богатырев, ученик Зиновия Корогодского, работающий в ведущих театрах страны, лауреат многочисленных премий. Для режиссера – это уже четвертая работа в петербургском ТЮЗе. Постановка «Время Ч» анализирует глубинные вопросы становления человека – роль семьи в формировании личности и ответственности каждого за наше будущее. Почему анекдотические рассказы Чехова оказываются философскими притчами, а спектакль несет в себе позитивный заряд – читайте в интервью «Петербургского авангарда» с Владимиром Богатыревым.

торжественный вечер в Театре эстрады

День рождения Театра эстрады

На сцене Театра эстрады имени Райкина 4 октября 2019 года состоялся торжественный вечер, посвященный 80-летию со дня основания театра. В этот день зал был переполнен. В ходе официальной части прозвучали поздравления руководству и коллективу театра от правительства и Законодательного собрания Санкт-Петербурга. А затем начался праздник!