Шесть впечатлений после «Ночи музеев»

Темой акции были «Самые первые» — рекорды и рекордсмены, первооткрыватели и пионеры в своем деле. Кто-то спешил обойти как можно больше площадок для личного рекорда, другие предпочли не пытаться объять необъятное и побывали лишь в паре музеев. Подпортил праздник дождь. И все же у музеев выстраивались очереди, пусть и не такие большие, как раньше.

Музей советских игровых автоматов

1. Советские «хакеры» и тайны железных агрегатов

По-настоящему много желающих было поиграть в автоматы советской эпохи. Очередь из 300 человек образовалась на улице перед Музеем советских игровых автоматов — здесь были и взрослые, и дети. На входе счастливчикам выдавали маленький конверт с тремя 15-копеечными монетами. Если хочешь поиграть в «Дуплет», «Морской бой», «Викторину», «Сапера», «Шайбу шайбу» или что-то еще — просто кинь монетку в слот. Дополнительные деньги для игр можно было выиграть во время экскурсии, правильно ответив на вопросы.

На экскурсии гости узнали несколько тайн советских автоматов. Например, увидели, как устроен изнутри агрегат для игры в «Морской бой». Оказывается, корабли движутся по нарисованному морю на велосипедной цепи. Эта конструкция установлена внизу. А все, что видит игрок, — зеркальное отражение. Интерес вызвала информация о советских «хакерах», обманывавших автоматы. Умельцы привязывали к монетке веревку и опускали ее в слот. Когда игра начиналась, монету доставали обратно. Но инженеры быстро раскусили хакеров и сделали путь монеты извилистым, из-за чего ее нельзя было вынуть. Некоторые хитрецы «взламывали» автомат линейкой — просовывали ее в щель и переключали тумблер начала игры. Однако конструкторы заменили переключатель кнопкой, и линейка больше не помогала. Добавим, что столики для мастер-классов тоже не пустовали — дети и родители учились рисовать Олимпийского мишку, играли большими фигурами шахмат.

Музей Достоевского

2. Мистическое исчезновение Достоевского

В Музее-квартире Достоевского никак не могли дождаться главного виновника праздника — великого писателя, роль которого должен был исполнить актер. «Федор Михайлович появляется неожиданно», — объясняли сотрудники музея. На часах было уже 22:00, а писатель так и не соизволил заглянуть на огонек. Но кипучая деятельность велась в музее и без Федора Михайловича. Посетители ходили с экскурсиями по литературной экспозиции и квартире. Учились танцевать кадриль в маленьком зале: в помещении было очень душно, но это никого не останавливало. Ученики изо всех сил старались повторить движения мастеров, неизбежно совершали нелепые ошибки, над которыми сами же смеялись. Кавалеров не хватало, и дамам пришлось их заменить — благо половина танцовщиц была в джинсах. Финальный танец под музыку удался на славу.

Перед уходом нужно было обязательно вытащить совет из шляпы Достоевского. Еще бы, персональные рекомендации давали известные писатели. Корреспонденту «Авангарда», например, достался такой совет от Эрнеста Хемингуэя: «Всегда исполняй то, что пообещал сделать спьяну. Это научит тебя держать язык за зубами».

Петрикирхе

3. Русские немцы в Интернете

В чаше бассейна Петрикирхе развернулась выставка «Назад-время-вперед». «Это путешествие в коммунальную квартиру нашей истории и знакомство с ее знаменитыми обитателями. Мы представили, будто русские немцы — современники, которые могут что-то обсуждать на кухне и в соцсетях», — пояснили суть экспозиции в музее. Действительно, имена известных русских немцев инсталляции перемежались с картинками советского быта: коммунальной кухней, веревками с бельем, шкафами, походным инвентарем. Дополняли выставку различные цитаты — от банальных («Дас ист фантастиш») до более глубокомысленных: «Сладкое детство. Излюбленный сюжет конфетных коробок и обложек журналов. Вместе с тем детство на рубеже XIX-XX веков было не только трудным, но и опасным периодом жизни человека. Болезни и неустроенность быта имели свои последствия. Эта ситуация начала меняться благодаря усилиям профессионалов, действительно неравнодушных к детству».

Пока гости фотографировались на фоне инсталляции, в зале один за другим проходили концерты органной музыки: «Самые первые партитуры», «Самые первые шаги», «Самое первое исполнение». Настоящий ажиотаж вызвали немецкие сосиски, которые продавались в кафе при Петрикирхе. Чад стоял такой, что даже сработали дымовые датчики! В кафе можно было еще и поучаствовать в мастер-классе — раскрасить марципановую фигурку, но уже за дополнительную плату.

Планетарий

4. Урок агитпропаганды от Планетария

Традиционная очередь в Планетарий была на удивление меньше, чем в прошлом году. А лекция в этот раз превратилась в урок агитпропаганды. Основной посыл: мы первые, российские ученые по-прежнему совершают открытия. И хотя материал лекции был интересным — рождение Вселенной, черные дыры, исследователи космоса, но показ слайдов сопровождался не спокойным повествованием, а настоящим вдалбливанием отдельных установок аудитории. Не обошлось и без отсылки к журналистам. По словам спикера, российские СМИ практически не писали о проекте «Радиоастрон» по исследованию космоса, и у лектора появилось желание «бросить кирпичик в адрес российских журналистов». Временами из зала слышался ропот.

Когда лекция о «самых первых» завершилась, а небо зажглось звездами — раздались удивленные восклицания. По традиции гостям рассказали о созвездиях и о том, как звездное небо видят в разных частях земного шара. В финале каждый мог загадать желание, глядя на падающую звезду.

Артиллерийский музей

5. Рыцарские турниры для двоих

Разочарование ожидало тех, кто рассчитывал увидеть ночью массовые военные реконструкции на площадке Артиллерийского музея. Как и утверждалось в анонсе, в 2:00 рыцари сражались на небольшой земляной гряде, только их было… всего двое. Что-то сказав, воины бросились в бой. Периодически их подзадоривала пьяная толпа: «Это Спарта, Спарта! Варвары!». Битва завершилась через мгновение, и участники снова стали готовиться к столкновению.

Тут и там были разбиты палатки, в которых отдыхали рыцари и прекрасные дамы. «Советские солдаты» паковали оружие, а «немецкие офицеры» сидели в летних кафе и ждали ужина — битвы времен Первой мировой и Великой Отечественной уже закончились.

«Вселенная воды»

6. Блоха на теле возлюбленной

В музейном комплексе «Вселенная воды» даже ранним утром водили экскурсии по экспозициям. Во время путешествия по водонапорной башне рассказывали, например, об истории водопровода, о том, как римляне целыми часами просиживали в туалетах (ведь это было излюбленным местом для общения), а также о самых необычных приспособлениях для гигиены. То, что посетители приняли за древний ершик для унитаза, оказалось римской «туалетной бумагой». А необычная конструкция, внутри которой находился мех, пропитанный кровью или медом, — блохоловкой. Такое «украшение» носили дамы. Оказывается, даже была такая любовная забава — найти блоху на теле возлюбленной.

Минус в увлекательном водном путешествии был только один — всех посетителей, которые покидали экскурсию около 6:00, по ошибке заперли в водонапорной башне. И «пленники» долго блуждали, пока им, наконец, не открыли дверь.

Фотогалерею смотрите здесь.

23 мая 2016.
Текст и фото: Антонида Пашинина
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , , , .

Точка доступа

«Точка доступа» на пересечении старого и нового

С 15 по 30 июля в Северной столице проходит международный летний фестиваль «Точка доступа», уже ставший славной традицией и культурной визитной карточкой города. В этом году он входит в программу Театральной олимпиады — Санкт-Петербург до декабря является площадкой для театров со всех уголков мира, которые едут сюда со своими спектаклями, лекциями и мастер-классами.

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.

Выставка Братья Морозовы

Братья Морозовы в Галерее памяти

С 21 июня в залах Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Ивана и Михаила Морозовых в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошло более сотни великих художественных произведений из Эрмитажа и 31 картина из Государственного музея имени Пушкина, собранные Морозовыми. Посетить экспозицию можно до 6 октября 2019 года.

Владимир Рекшан

«Сайгон» вернулся в Radisson

Вечеринкой с выступлением группы «Санкт-Петербург» открылась выставка Первого национального музея рок-музыки. Площадкой экспозиции стало помещение легендарного кафетерия «Сайгон», которое теперь занимает бар Radisson Royal St. Petersburg. Выставка продлится на первом этаже здания отеля на Невском проспекте, 49/2, до конца июля. Вход — свободный.

писатель Сергей Арно

Сергей Арно: Мы гибнем в океане книг

Премия имени братьев Стругацких существует уже 21 год. За это время поменялось многое. Ушел из жизни Борис Натанович, являвшийся ее главным учредителем. Но медаль в форме семигранной гайки продолжают вручать несмотря на санкции, кризисы и смену государственных лидеров. Награду получили десятки известных писателей, среди которых Михаил Веллер, Виктор Пелевин, Кир Булычев, Александр Житинский, Дмитрий Быков, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский и другие.

Театр Моссовета, Не все коту масленица, ЛОФТ

Пять вечеров петербургского LOFT

В Петербурге развернулась всемирная Театральная олимпиада, собравшая лучшие театры и спектакли в одном городе. «Петербургский авангард» хотел бы напомнить, что театральная сцена нашего города хороша уже тем, что на ней круглый год можно увидеть подлинные таланты и выдающиеся постановки. Одним из предвестников Театральной олимпиады стал Международный ленинградский областной фестиваль театров — сокращенно ЛОФТ (LOFT). Он состоялся еще в апреле, и заслуга его в том, что зрители Северной столицы узнали про невероятные, изумительные театры, существующие за пределами Москвы и Петербурга…