Шесть впечатлений после «Ночи музеев»

Темой акции были «Самые первые» — рекорды и рекордсмены, первооткрыватели и пионеры в своем деле. Кто-то спешил обойти как можно больше площадок для личного рекорда, другие предпочли не пытаться объять необъятное и побывали лишь в паре музеев. Подпортил праздник дождь. И все же у музеев выстраивались очереди, пусть и не такие большие, как раньше.

Музей советских игровых автоматов

1. Советские «хакеры» и тайны железных агрегатов

По-настоящему много желающих было поиграть в автоматы советской эпохи. Очередь из 300 человек образовалась на улице перед Музеем советских игровых автоматов — здесь были и взрослые, и дети. На входе счастливчикам выдавали маленький конверт с тремя 15-копеечными монетами. Если хочешь поиграть в «Дуплет», «Морской бой», «Викторину», «Сапера», «Шайбу шайбу» или что-то еще — просто кинь монетку в слот. Дополнительные деньги для игр можно было выиграть во время экскурсии, правильно ответив на вопросы.

На экскурсии гости узнали несколько тайн советских автоматов. Например, увидели, как устроен изнутри агрегат для игры в «Морской бой». Оказывается, корабли движутся по нарисованному морю на велосипедной цепи. Эта конструкция установлена внизу. А все, что видит игрок, — зеркальное отражение. Интерес вызвала информация о советских «хакерах», обманывавших автоматы. Умельцы привязывали к монетке веревку и опускали ее в слот. Когда игра начиналась, монету доставали обратно. Но инженеры быстро раскусили хакеров и сделали путь монеты извилистым, из-за чего ее нельзя было вынуть. Некоторые хитрецы «взламывали» автомат линейкой — просовывали ее в щель и переключали тумблер начала игры. Однако конструкторы заменили переключатель кнопкой, и линейка больше не помогала. Добавим, что столики для мастер-классов тоже не пустовали — дети и родители учились рисовать Олимпийского мишку, играли большими фигурами шахмат.

Музей Достоевского

2. Мистическое исчезновение Достоевского

В Музее-квартире Достоевского никак не могли дождаться главного виновника праздника — великого писателя, роль которого должен был исполнить актер. «Федор Михайлович появляется неожиданно», — объясняли сотрудники музея. На часах было уже 22:00, а писатель так и не соизволил заглянуть на огонек. Но кипучая деятельность велась в музее и без Федора Михайловича. Посетители ходили с экскурсиями по литературной экспозиции и квартире. Учились танцевать кадриль в маленьком зале: в помещении было очень душно, но это никого не останавливало. Ученики изо всех сил старались повторить движения мастеров, неизбежно совершали нелепые ошибки, над которыми сами же смеялись. Кавалеров не хватало, и дамам пришлось их заменить — благо половина танцовщиц была в джинсах. Финальный танец под музыку удался на славу.

Перед уходом нужно было обязательно вытащить совет из шляпы Достоевского. Еще бы, персональные рекомендации давали известные писатели. Корреспонденту «Авангарда», например, достался такой совет от Эрнеста Хемингуэя: «Всегда исполняй то, что пообещал сделать спьяну. Это научит тебя держать язык за зубами».

Петрикирхе

3. Русские немцы в Интернете

В чаше бассейна Петрикирхе развернулась выставка «Назад-время-вперед». «Это путешествие в коммунальную квартиру нашей истории и знакомство с ее знаменитыми обитателями. Мы представили, будто русские немцы — современники, которые могут что-то обсуждать на кухне и в соцсетях», — пояснили суть экспозиции в музее. Действительно, имена известных русских немцев инсталляции перемежались с картинками советского быта: коммунальной кухней, веревками с бельем, шкафами, походным инвентарем. Дополняли выставку различные цитаты — от банальных («Дас ист фантастиш») до более глубокомысленных: «Сладкое детство. Излюбленный сюжет конфетных коробок и обложек журналов. Вместе с тем детство на рубеже XIX-XX веков было не только трудным, но и опасным периодом жизни человека. Болезни и неустроенность быта имели свои последствия. Эта ситуация начала меняться благодаря усилиям профессионалов, действительно неравнодушных к детству».

Пока гости фотографировались на фоне инсталляции, в зале один за другим проходили концерты органной музыки: «Самые первые партитуры», «Самые первые шаги», «Самое первое исполнение». Настоящий ажиотаж вызвали немецкие сосиски, которые продавались в кафе при Петрикирхе. Чад стоял такой, что даже сработали дымовые датчики! В кафе можно было еще и поучаствовать в мастер-классе — раскрасить марципановую фигурку, но уже за дополнительную плату.

Планетарий

4. Урок агитпропаганды от Планетария

Традиционная очередь в Планетарий была на удивление меньше, чем в прошлом году. А лекция в этот раз превратилась в урок агитпропаганды. Основной посыл: мы первые, российские ученые по-прежнему совершают открытия. И хотя материал лекции был интересным — рождение Вселенной, черные дыры, исследователи космоса, но показ слайдов сопровождался не спокойным повествованием, а настоящим вдалбливанием отдельных установок аудитории. Не обошлось и без отсылки к журналистам. По словам спикера, российские СМИ практически не писали о проекте «Радиоастрон» по исследованию космоса, и у лектора появилось желание «бросить кирпичик в адрес российских журналистов». Временами из зала слышался ропот.

Когда лекция о «самых первых» завершилась, а небо зажглось звездами — раздались удивленные восклицания. По традиции гостям рассказали о созвездиях и о том, как звездное небо видят в разных частях земного шара. В финале каждый мог загадать желание, глядя на падающую звезду.

Артиллерийский музей

5. Рыцарские турниры для двоих

Разочарование ожидало тех, кто рассчитывал увидеть ночью массовые военные реконструкции на площадке Артиллерийского музея. Как и утверждалось в анонсе, в 2:00 рыцари сражались на небольшой земляной гряде, только их было… всего двое. Что-то сказав, воины бросились в бой. Периодически их подзадоривала пьяная толпа: «Это Спарта, Спарта! Варвары!». Битва завершилась через мгновение, и участники снова стали готовиться к столкновению.

Тут и там были разбиты палатки, в которых отдыхали рыцари и прекрасные дамы. «Советские солдаты» паковали оружие, а «немецкие офицеры» сидели в летних кафе и ждали ужина — битвы времен Первой мировой и Великой Отечественной уже закончились.

«Вселенная воды»

6. Блоха на теле возлюбленной

В музейном комплексе «Вселенная воды» даже ранним утром водили экскурсии по экспозициям. Во время путешествия по водонапорной башне рассказывали, например, об истории водопровода, о том, как римляне целыми часами просиживали в туалетах (ведь это было излюбленным местом для общения), а также о самых необычных приспособлениях для гигиены. То, что посетители приняли за древний ершик для унитаза, оказалось римской «туалетной бумагой». А необычная конструкция, внутри которой находился мех, пропитанный кровью или медом, — блохоловкой. Такое «украшение» носили дамы. Оказывается, даже была такая любовная забава — найти блоху на теле возлюбленной.

Минус в увлекательном водном путешествии был только один — всех посетителей, которые покидали экскурсию около 6:00, по ошибке заперли в водонапорной башне. И «пленники» долго блуждали, пока им, наконец, не открыли дверь.

Фотогалерею смотрите здесь.

23 мая 2016.
Текст и фото: Антонида Пашинина
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , , , .

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.

Легенды ретро fm

Торжество вечной молодости

В Ледовом дворце 21 декабря 2019 года свое 15-летие отметил фестиваль «Легенды ретро FM», объединяющий звезд 1970-х, 1980-х и 1990-х. Шоу артистов, пик популярности которых пришелся на вторую половину прошлого столетия, состоялось при полном аншлаге, смешав безудержное веселье с легкой грустью и обманув время. В этот раз в «Легендах» приняли участие зарубежные звезды E-Type, Dschinghis Khan, Ottawan, Lian Ross, Lou Bega, Thomas Anders. Из отечественных исполнителей – Татьяна Буланова, Ирина Салтыкова, Игорь Корнелюк и Сергей Васюта.