Шесть впечатлений после «Ночи музеев»

Темой акции были «Самые первые» — рекорды и рекордсмены, первооткрыватели и пионеры в своем деле. Кто-то спешил обойти как можно больше площадок для личного рекорда, другие предпочли не пытаться объять необъятное и побывали лишь в паре музеев. Подпортил праздник дождь. И все же у музеев выстраивались очереди, пусть и не такие большие, как раньше.

Музей советских игровых автоматов

1. Советские «хакеры» и тайны железных агрегатов

По-настоящему много желающих было поиграть в автоматы советской эпохи. Очередь из 300 человек образовалась на улице перед Музеем советских игровых автоматов — здесь были и взрослые, и дети. На входе счастливчикам выдавали маленький конверт с тремя 15-копеечными монетами. Если хочешь поиграть в «Дуплет», «Морской бой», «Викторину», «Сапера», «Шайбу шайбу» или что-то еще — просто кинь монетку в слот. Дополнительные деньги для игр можно было выиграть во время экскурсии, правильно ответив на вопросы.

На экскурсии гости узнали несколько тайн советских автоматов. Например, увидели, как устроен изнутри агрегат для игры в «Морской бой». Оказывается, корабли движутся по нарисованному морю на велосипедной цепи. Эта конструкция установлена внизу. А все, что видит игрок, — зеркальное отражение. Интерес вызвала информация о советских «хакерах», обманывавших автоматы. Умельцы привязывали к монетке веревку и опускали ее в слот. Когда игра начиналась, монету доставали обратно. Но инженеры быстро раскусили хакеров и сделали путь монеты извилистым, из-за чего ее нельзя было вынуть. Некоторые хитрецы «взламывали» автомат линейкой — просовывали ее в щель и переключали тумблер начала игры. Однако конструкторы заменили переключатель кнопкой, и линейка больше не помогала. Добавим, что столики для мастер-классов тоже не пустовали — дети и родители учились рисовать Олимпийского мишку, играли большими фигурами шахмат.

Музей Достоевского

2. Мистическое исчезновение Достоевского

В Музее-квартире Достоевского никак не могли дождаться главного виновника праздника — великого писателя, роль которого должен был исполнить актер. «Федор Михайлович появляется неожиданно», — объясняли сотрудники музея. На часах было уже 22:00, а писатель так и не соизволил заглянуть на огонек. Но кипучая деятельность велась в музее и без Федора Михайловича. Посетители ходили с экскурсиями по литературной экспозиции и квартире. Учились танцевать кадриль в маленьком зале: в помещении было очень душно, но это никого не останавливало. Ученики изо всех сил старались повторить движения мастеров, неизбежно совершали нелепые ошибки, над которыми сами же смеялись. Кавалеров не хватало, и дамам пришлось их заменить — благо половина танцовщиц была в джинсах. Финальный танец под музыку удался на славу.

Перед уходом нужно было обязательно вытащить совет из шляпы Достоевского. Еще бы, персональные рекомендации давали известные писатели. Корреспонденту «Авангарда», например, достался такой совет от Эрнеста Хемингуэя: «Всегда исполняй то, что пообещал сделать спьяну. Это научит тебя держать язык за зубами».

Петрикирхе

3. Русские немцы в Интернете

В чаше бассейна Петрикирхе развернулась выставка «Назад-время-вперед». «Это путешествие в коммунальную квартиру нашей истории и знакомство с ее знаменитыми обитателями. Мы представили, будто русские немцы — современники, которые могут что-то обсуждать на кухне и в соцсетях», — пояснили суть экспозиции в музее. Действительно, имена известных русских немцев инсталляции перемежались с картинками советского быта: коммунальной кухней, веревками с бельем, шкафами, походным инвентарем. Дополняли выставку различные цитаты — от банальных («Дас ист фантастиш») до более глубокомысленных: «Сладкое детство. Излюбленный сюжет конфетных коробок и обложек журналов. Вместе с тем детство на рубеже XIX-XX веков было не только трудным, но и опасным периодом жизни человека. Болезни и неустроенность быта имели свои последствия. Эта ситуация начала меняться благодаря усилиям профессионалов, действительно неравнодушных к детству».

Пока гости фотографировались на фоне инсталляции, в зале один за другим проходили концерты органной музыки: «Самые первые партитуры», «Самые первые шаги», «Самое первое исполнение». Настоящий ажиотаж вызвали немецкие сосиски, которые продавались в кафе при Петрикирхе. Чад стоял такой, что даже сработали дымовые датчики! В кафе можно было еще и поучаствовать в мастер-классе — раскрасить марципановую фигурку, но уже за дополнительную плату.

Планетарий

4. Урок агитпропаганды от Планетария

Традиционная очередь в Планетарий была на удивление меньше, чем в прошлом году. А лекция в этот раз превратилась в урок агитпропаганды. Основной посыл: мы первые, российские ученые по-прежнему совершают открытия. И хотя материал лекции был интересным — рождение Вселенной, черные дыры, исследователи космоса, но показ слайдов сопровождался не спокойным повествованием, а настоящим вдалбливанием отдельных установок аудитории. Не обошлось и без отсылки к журналистам. По словам спикера, российские СМИ практически не писали о проекте «Радиоастрон» по исследованию космоса, и у лектора появилось желание «бросить кирпичик в адрес российских журналистов». Временами из зала слышался ропот.

Когда лекция о «самых первых» завершилась, а небо зажглось звездами — раздались удивленные восклицания. По традиции гостям рассказали о созвездиях и о том, как звездное небо видят в разных частях земного шара. В финале каждый мог загадать желание, глядя на падающую звезду.

Артиллерийский музей

5. Рыцарские турниры для двоих

Разочарование ожидало тех, кто рассчитывал увидеть ночью массовые военные реконструкции на площадке Артиллерийского музея. Как и утверждалось в анонсе, в 2:00 рыцари сражались на небольшой земляной гряде, только их было… всего двое. Что-то сказав, воины бросились в бой. Периодически их подзадоривала пьяная толпа: «Это Спарта, Спарта! Варвары!». Битва завершилась через мгновение, и участники снова стали готовиться к столкновению.

Тут и там были разбиты палатки, в которых отдыхали рыцари и прекрасные дамы. «Советские солдаты» паковали оружие, а «немецкие офицеры» сидели в летних кафе и ждали ужина — битвы времен Первой мировой и Великой Отечественной уже закончились.

«Вселенная воды»

6. Блоха на теле возлюбленной

В музейном комплексе «Вселенная воды» даже ранним утром водили экскурсии по экспозициям. Во время путешествия по водонапорной башне рассказывали, например, об истории водопровода, о том, как римляне целыми часами просиживали в туалетах (ведь это было излюбленным местом для общения), а также о самых необычных приспособлениях для гигиены. То, что посетители приняли за древний ершик для унитаза, оказалось римской «туалетной бумагой». А необычная конструкция, внутри которой находился мех, пропитанный кровью или медом, — блохоловкой. Такое «украшение» носили дамы. Оказывается, даже была такая любовная забава — найти блоху на теле возлюбленной.

Минус в увлекательном водном путешествии был только один — всех посетителей, которые покидали экскурсию около 6:00, по ошибке заперли в водонапорной башне. И «пленники» долго блуждали, пока им, наконец, не открыли дверь.

Фотогалерею смотрите здесь.

23 мая 2016.
Текст и фото: Антонида Пашинина
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , , , .

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.