Шесть впечатлений после «Ночи музеев»

Темой акции были «Самые первые» — рекорды и рекордсмены, первооткрыватели и пионеры в своем деле. Кто-то спешил обойти как можно больше площадок для личного рекорда, другие предпочли не пытаться объять необъятное и побывали лишь в паре музеев. Подпортил праздник дождь. И все же у музеев выстраивались очереди, пусть и не такие большие, как раньше.

Музей советских игровых автоматов

1. Советские «хакеры» и тайны железных агрегатов

По-настоящему много желающих было поиграть в автоматы советской эпохи. Очередь из 300 человек образовалась на улице перед Музеем советских игровых автоматов — здесь были и взрослые, и дети. На входе счастливчикам выдавали маленький конверт с тремя 15-копеечными монетами. Если хочешь поиграть в «Дуплет», «Морской бой», «Викторину», «Сапера», «Шайбу шайбу» или что-то еще — просто кинь монетку в слот. Дополнительные деньги для игр можно было выиграть во время экскурсии, правильно ответив на вопросы.

На экскурсии гости узнали несколько тайн советских автоматов. Например, увидели, как устроен изнутри агрегат для игры в «Морской бой». Оказывается, корабли движутся по нарисованному морю на велосипедной цепи. Эта конструкция установлена внизу. А все, что видит игрок, — зеркальное отражение. Интерес вызвала информация о советских «хакерах», обманывавших автоматы. Умельцы привязывали к монетке веревку и опускали ее в слот. Когда игра начиналась, монету доставали обратно. Но инженеры быстро раскусили хакеров и сделали путь монеты извилистым, из-за чего ее нельзя было вынуть. Некоторые хитрецы «взламывали» автомат линейкой — просовывали ее в щель и переключали тумблер начала игры. Однако конструкторы заменили переключатель кнопкой, и линейка больше не помогала. Добавим, что столики для мастер-классов тоже не пустовали — дети и родители учились рисовать Олимпийского мишку, играли большими фигурами шахмат.

Музей Достоевского

2. Мистическое исчезновение Достоевского

В Музее-квартире Достоевского никак не могли дождаться главного виновника праздника — великого писателя, роль которого должен был исполнить актер. «Федор Михайлович появляется неожиданно», — объясняли сотрудники музея. На часах было уже 22:00, а писатель так и не соизволил заглянуть на огонек. Но кипучая деятельность велась в музее и без Федора Михайловича. Посетители ходили с экскурсиями по литературной экспозиции и квартире. Учились танцевать кадриль в маленьком зале: в помещении было очень душно, но это никого не останавливало. Ученики изо всех сил старались повторить движения мастеров, неизбежно совершали нелепые ошибки, над которыми сами же смеялись. Кавалеров не хватало, и дамам пришлось их заменить — благо половина танцовщиц была в джинсах. Финальный танец под музыку удался на славу.

Перед уходом нужно было обязательно вытащить совет из шляпы Достоевского. Еще бы, персональные рекомендации давали известные писатели. Корреспонденту «Авангарда», например, достался такой совет от Эрнеста Хемингуэя: «Всегда исполняй то, что пообещал сделать спьяну. Это научит тебя держать язык за зубами».

Петрикирхе

3. Русские немцы в Интернете

В чаше бассейна Петрикирхе развернулась выставка «Назад-время-вперед». «Это путешествие в коммунальную квартиру нашей истории и знакомство с ее знаменитыми обитателями. Мы представили, будто русские немцы — современники, которые могут что-то обсуждать на кухне и в соцсетях», — пояснили суть экспозиции в музее. Действительно, имена известных русских немцев инсталляции перемежались с картинками советского быта: коммунальной кухней, веревками с бельем, шкафами, походным инвентарем. Дополняли выставку различные цитаты — от банальных («Дас ист фантастиш») до более глубокомысленных: «Сладкое детство. Излюбленный сюжет конфетных коробок и обложек журналов. Вместе с тем детство на рубеже XIX-XX веков было не только трудным, но и опасным периодом жизни человека. Болезни и неустроенность быта имели свои последствия. Эта ситуация начала меняться благодаря усилиям профессионалов, действительно неравнодушных к детству».

Пока гости фотографировались на фоне инсталляции, в зале один за другим проходили концерты органной музыки: «Самые первые партитуры», «Самые первые шаги», «Самое первое исполнение». Настоящий ажиотаж вызвали немецкие сосиски, которые продавались в кафе при Петрикирхе. Чад стоял такой, что даже сработали дымовые датчики! В кафе можно было еще и поучаствовать в мастер-классе — раскрасить марципановую фигурку, но уже за дополнительную плату.

Планетарий

4. Урок агитпропаганды от Планетария

Традиционная очередь в Планетарий была на удивление меньше, чем в прошлом году. А лекция в этот раз превратилась в урок агитпропаганды. Основной посыл: мы первые, российские ученые по-прежнему совершают открытия. И хотя материал лекции был интересным — рождение Вселенной, черные дыры, исследователи космоса, но показ слайдов сопровождался не спокойным повествованием, а настоящим вдалбливанием отдельных установок аудитории. Не обошлось и без отсылки к журналистам. По словам спикера, российские СМИ практически не писали о проекте «Радиоастрон» по исследованию космоса, и у лектора появилось желание «бросить кирпичик в адрес российских журналистов». Временами из зала слышался ропот.

Когда лекция о «самых первых» завершилась, а небо зажглось звездами — раздались удивленные восклицания. По традиции гостям рассказали о созвездиях и о том, как звездное небо видят в разных частях земного шара. В финале каждый мог загадать желание, глядя на падающую звезду.

Артиллерийский музей

5. Рыцарские турниры для двоих

Разочарование ожидало тех, кто рассчитывал увидеть ночью массовые военные реконструкции на площадке Артиллерийского музея. Как и утверждалось в анонсе, в 2:00 рыцари сражались на небольшой земляной гряде, только их было… всего двое. Что-то сказав, воины бросились в бой. Периодически их подзадоривала пьяная толпа: «Это Спарта, Спарта! Варвары!». Битва завершилась через мгновение, и участники снова стали готовиться к столкновению.

Тут и там были разбиты палатки, в которых отдыхали рыцари и прекрасные дамы. «Советские солдаты» паковали оружие, а «немецкие офицеры» сидели в летних кафе и ждали ужина — битвы времен Первой мировой и Великой Отечественной уже закончились.

«Вселенная воды»

6. Блоха на теле возлюбленной

В музейном комплексе «Вселенная воды» даже ранним утром водили экскурсии по экспозициям. Во время путешествия по водонапорной башне рассказывали, например, об истории водопровода, о том, как римляне целыми часами просиживали в туалетах (ведь это было излюбленным местом для общения), а также о самых необычных приспособлениях для гигиены. То, что посетители приняли за древний ершик для унитаза, оказалось римской «туалетной бумагой». А необычная конструкция, внутри которой находился мех, пропитанный кровью или медом, — блохоловкой. Такое «украшение» носили дамы. Оказывается, даже была такая любовная забава — найти блоху на теле возлюбленной.

Минус в увлекательном водном путешествии был только один — всех посетителей, которые покидали экскурсию около 6:00, по ошибке заперли в водонапорной башне. И «пленники» долго блуждали, пока им, наконец, не открыли дверь.

Фотогалерею смотрите здесь.

23 мая 2016.
Текст и фото: Антонида Пашинина
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , , , .

учебный театр на Моховой

Стартовал первый «Молодой театр. Санкт-Петербург»

В Петербурге стартовал первый фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» — он проходит с 16 по 20 ноября 2019 года. Лучшие учебные постановки зрителю представят студенты ведущих театральных вузов Москвы (ГИТИС), Новосибирска (НГТИ), Екатеринбурга (ЕГТИ), Ярославля (ЯГТИ) и Санкт-Петербурга (РГИСИ). Большинство событий фестиваля петербуржцы смогут посетить бесплатно. Вход на большинство событий фестиваля – свободный, по регистрации.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.