Шесть кладбищ, которые заменят музей

Прогулки по кладбищам давно входят в европейские путеводители. В Петербурге есть свои знаменитые некрополи. «Вы случайно не читали эссе Монтеня о смерти? — спрашивает Ницше у Брейера в романе Ирвина Ялома. — Он там советует нам жить в комнате, из окон которой открывается вид на кладбище. Он утверждает, что это прочищает мысли и сохраняет приоритеты жизни в перспективе. А на вас кладбища так действуют?». Способ проверить.

Некрополь XVIII века (Лазаревское кладбище)

1. «Некрополь XVIII века» (Лазаревское кладбище)

Это самое древнее из сохранившихся кладбищ Петербурга. В 1717 году здесь погребли царевну Наталью Алексеевну, сестру Петра I, а над ее могилой возвели часовню Воскрешения святого Лазаря. Так кладбище и приобрело название — Лазаревское. С самого начала некрополь стал привилегированным, просто так похоронить усопшего было нельзя, требовалось личное разрешение императора. В итоге все «население» кладбища — выдающиеся особы.

Сегодня в Лазаревской усыпальнице более 80 памятников. Почти все они относятся к XVIII веку. Площадь у кладбища совсем небольшая. Пройдитесь по тесным дорожкам среди изысканных надгробных плит и величественных саркофагов: на своем пути вы встретите Михаила Ломоносова, Дениса Фонвизина, семейство Апраксиных и Голицыных, Разумовских, Столыпиных, Шуваловых и многих других. Историк искусства Николай  Врангель писал: «Как будто здесь собрались после смерти все те, кто когда-то составляли тесный кружок придворного общества. На маленьком пространстве Лазаревского кладбища погребена целая эпоха, целый мир отживших идей, почти все придворное общество Елизаветы, Екатерины и Павла».

Некрополь мастеров искусств (Тихвинское кладбище)

2. «Некрополь мастеров искусств» (Тихвинское кладбище)

Обладает самой красивой коллекцией надгробных памятников в Петербурге. По задумке Политпросветцентра, в начале XX века внешний облик этого некрополя был специально освобожден от «обывательских» могил и не должен был походить на облик традиционного кладбища. Если говорить об истории, то к началу XIX века Лазаревское кладбище стало слишком тесным, и в 1823 году канцелярией Александро-Невской лавры было учреждено новое кладбище. Его расположили напротив и назвали Новым Лазаревским, а в последствии Тихвинским — по имени церкви-усыпальницы во имя чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери (сегодня на ее месте размещается выставочный зал). В 1934 году было решено создать на территории Тихвинского кладбища музей «Некрополь мастеров искусств».

Так и получилось, что все здесь больше напоминает музей или парк: среди дорожек приютились небольшие лавочки, а в центре кладбища — фонтан. Сложно сказать, что удивительнее — россыпь имен на могильных памятниках или сами памятники. Ступив за ворота некрополя, вы познакомитесь со всеми, о ком слышали с детства: Достоевский, Куинджи, Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков… Говорят, некоторые памятники специально переделывали, дабы они вписались в собрание музея. Так это или нет, но красота и разнообразие скульптур поражают. Здесь и резной сказочный крест на могиле Кустодиева, и красивейшая, выполненная Рерихом мозаика у Куинджи.

Волковское кладбище

3. Волковское лютеранское и Волковское православное кладбища

Оба кладбища берут начало в XVIII веке от старого деревенского кладбища в районе Волковой деревни. Нынешнее православное основано в 1756 году как кладбище Крестовоздвиженской церкви в Московской ямской слободе на берегу реки Волковки. Лютеранское же заложили раньше, в 1733 году. Есть на территории лютеранского участка и масштабные захоронения старообрядцев — это бывшее Старообрядческое кладбище, которое со временем перестало быть самостоятельным.

Волковское кладбище — одно из самых аутентичных в нашем списке. Здесь нет ни музеев, ни обустроенных дорожек. Зато есть неповторимый дух старины и леса. Кладбище заросло деревьями, кустарником и разнообразными цветами. Через все лютеранское течет небольшая река, а некоторых дорожек не увидеть из-за буйства зелени. Волковское кладбище даже слишком спокойное: почти нет людей, зато скульптурные памятники не уступают «Некрополю XVIII века».

«Литераторские мостки»

4. «Литераторские мостки»

Этот участок Волковского кладбища получил название из-за своих захоронений. В 1802 году здесь был погребен Александр Радищев, а в 1848-м — Виссарион Белинский. Традиция продолжалась, и в 1935 году «Литераторские мостки» были превращены в отдел Государственного музея городской скульптуры.

Гуляя по кладбищу, можно увидеть могилы Тургенева, Куприна, Лескова и других выдающихся деятелей искусств. В отличии от Тихвинского кладбища, всегда наполненного людьми и слишком ухоженного, «Литераторские мостки» являются своеобразным парком. Многие захоронения настолько старые, что надгробные камни практически ушли под землю, другие поражают своим изяществом: на могиле композитора Исаака Шварца ветер играет колокольчиками, а вокруг Ивана Тургенева раскинулось море роз. Здесь погребен Дмитрий Менделеев и находится мемориал семьи Ульяновых. На «Литераторских мостках», наверное, яснее всего ощущаешь тонкую границу между жизнью и смертью.

Кладбище в Комарово

5. Кладбище в поселке Комарово

При упоминании поселка в памяти всплывают строчки некогда популярной песни Игоря Николаева и Михаила Танича. В то же время не всем известно, что именно в Комарово похоронена великая поэтесса Анна Ахматова. В 1955 году Литфонд выделил Ахматовой небольшой домик-дачу в Комарово, который сама она называла «будкой». На какое-то время это место стало центром встреч творческой интеллигенции. В Комарово у Ахматовой бывали Дмитрий Лихачев, Лидия Чуковская, Иосиф Бродский, Фаина Раневская и Александр Прокофьев. Похоронили поэтессу здесь же — на небольшом кладбище на окраине поселка. Примечательна могила Ахматовой своим памятником и местоположением: она как будто в центре захоронений и именно к ней ведут все тропинки. Вокруг могилы поэтессы выстроилась стена — символ «Крестов». Тюрьмы, возле которой она провела много часов, ожидая встреч с близкими людьми.

Кроме Ахматовой, на кладбище в Комарово нашел свое последнее пристанище Сергей Курехин – выдающийся петербургский музыкант и композитор. Посетив кладбище в Комарово, не забудьте дойти до Финского залива и прогуляться по самому поселку. По пути к большой воде можно увидеть чудные деревянные домики, сохранившие в облике подлинную жизнь середины XX века.

Смоленское кладбище

6. Смоленское кладбище

Одно из важнейших мест для православных паломников. Именно здесь находятся мощи Ксении Петербургской — покровительницы города и верной помощницы многих страждущих. Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами. В 26 лет из-за трагической смерти мужа девушка уходит в аскезу, дабы замолить грехи умершего. Она раздает свои вещи и дом, отрекается от мирских благ и от своего имени: облачается в одежду мужа и начинает откликаться лишь на его имя. Сначала Ксению Петербургскую считают обыкновенной юродивой, но со временем горожане начинают замечать, что женщину окружает таинственный ореол, и мало-помалу в умах людей она становится прозорливицей.

Сейчас на территории Смоленского кладбища стоит маленькая часовня с мощами Ксении Петербургской, к которой со всей округи стекаются люди. Если у вас есть сокровенное желание, напишите записку, положите ее в специальный ящик у часовни и мысленно передайте святой свою просьбу. Некоторые считают, что предварительно надо обойти часовню трижды против часовой стрелки. Возможно, все это кажется странным, но поезжайте на Смоленское кладбище и почувствуйте особую атмосферу. Добавим, что само кладбище большое и просторное. Из примечательных захоронений — могила няни Пушкина Арины Родионовны и первая могила Александра Блока, останки которого затем перенесли на «Литераторские мостки».

16 августа 2016.
Текст: Эмилия Небоженко, фото: Эмилия Небоженко, «Википедия», welcomespb.com
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , .

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и и огромных, жутких разочарованиях.

Сергей Курехин

Анастасия Курехина: Премия Сергея Курехина очень важна для продвижения художников

Совсем скоро на сцене БДТ имени Товстоногова состоится вручение Премии имени Сергея Курехина. Она организована и срежиссирована яркими представителями современного авангардного искусства: достаточно того, что на церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро» на музыку Сергея Курехина. Режиссером как оперы, так и церемонии награждения выступил сын композитора — Федор Курехин. Хореограф – Максим Севагин, а костюмы созданы Андреем Бартеневым.