Шесть кладбищ, которые заменят музей

Прогулки по кладбищам давно входят в европейские путеводители. В Петербурге есть свои знаменитые некрополи. «Вы случайно не читали эссе Монтеня о смерти? — спрашивает Ницше у Брейера в романе Ирвина Ялома. — Он там советует нам жить в комнате, из окон которой открывается вид на кладбище. Он утверждает, что это прочищает мысли и сохраняет приоритеты жизни в перспективе. А на вас кладбища так действуют?». Способ проверить.

Некрополь XVIII века (Лазаревское кладбище)

1. «Некрополь XVIII века» (Лазаревское кладбище)

Это самое древнее из сохранившихся кладбищ Петербурга. В 1717 году здесь погребли царевну Наталью Алексеевну, сестру Петра I, а над ее могилой возвели часовню Воскрешения святого Лазаря. Так кладбище и приобрело название — Лазаревское. С самого начала некрополь стал привилегированным, просто так похоронить усопшего было нельзя, требовалось личное разрешение императора. В итоге все «население» кладбища — выдающиеся особы.

Сегодня в Лазаревской усыпальнице более 80 памятников. Почти все они относятся к XVIII веку. Площадь у кладбища совсем небольшая. Пройдитесь по тесным дорожкам среди изысканных надгробных плит и величественных саркофагов: на своем пути вы встретите Михаила Ломоносова, Дениса Фонвизина, семейство Апраксиных и Голицыных, Разумовских, Столыпиных, Шуваловых и многих других. Историк искусства Николай  Врангель писал: «Как будто здесь собрались после смерти все те, кто когда-то составляли тесный кружок придворного общества. На маленьком пространстве Лазаревского кладбища погребена целая эпоха, целый мир отживших идей, почти все придворное общество Елизаветы, Екатерины и Павла».

Некрополь мастеров искусств (Тихвинское кладбище)

2. «Некрополь мастеров искусств» (Тихвинское кладбище)

Обладает самой красивой коллекцией надгробных памятников в Петербурге. По задумке Политпросветцентра, в начале XX века внешний облик этого некрополя был специально освобожден от «обывательских» могил и не должен был походить на облик традиционного кладбища. Если говорить об истории, то к началу XIX века Лазаревское кладбище стало слишком тесным, и в 1823 году канцелярией Александро-Невской лавры было учреждено новое кладбище. Его расположили напротив и назвали Новым Лазаревским, а в последствии Тихвинским — по имени церкви-усыпальницы во имя чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери (сегодня на ее месте размещается выставочный зал). В 1934 году было решено создать на территории Тихвинского кладбища музей «Некрополь мастеров искусств».

Так и получилось, что все здесь больше напоминает музей или парк: среди дорожек приютились небольшие лавочки, а в центре кладбища — фонтан. Сложно сказать, что удивительнее — россыпь имен на могильных памятниках или сами памятники. Ступив за ворота некрополя, вы познакомитесь со всеми, о ком слышали с детства: Достоевский, Куинджи, Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков… Говорят, некоторые памятники специально переделывали, дабы они вписались в собрание музея. Так это или нет, но красота и разнообразие скульптур поражают. Здесь и резной сказочный крест на могиле Кустодиева, и красивейшая, выполненная Рерихом мозаика у Куинджи.

Волковское кладбище

3. Волковское лютеранское и Волковское православное кладбища

Оба кладбища берут начало в XVIII веке от старого деревенского кладбища в районе Волковой деревни. Нынешнее православное основано в 1756 году как кладбище Крестовоздвиженской церкви в Московской ямской слободе на берегу реки Волковки. Лютеранское же заложили раньше, в 1733 году. Есть на территории лютеранского участка и масштабные захоронения старообрядцев — это бывшее Старообрядческое кладбище, которое со временем перестало быть самостоятельным.

Волковское кладбище — одно из самых аутентичных в нашем списке. Здесь нет ни музеев, ни обустроенных дорожек. Зато есть неповторимый дух старины и леса. Кладбище заросло деревьями, кустарником и разнообразными цветами. Через все лютеранское течет небольшая река, а некоторых дорожек не увидеть из-за буйства зелени. Волковское кладбище даже слишком спокойное: почти нет людей, зато скульптурные памятники не уступают «Некрополю XVIII века».

«Литераторские мостки»

4. «Литераторские мостки»

Этот участок Волковского кладбища получил название из-за своих захоронений. В 1802 году здесь был погребен Александр Радищев, а в 1848-м — Виссарион Белинский. Традиция продолжалась, и в 1935 году «Литераторские мостки» были превращены в отдел Государственного музея городской скульптуры.

Гуляя по кладбищу, можно увидеть могилы Тургенева, Куприна, Лескова и других выдающихся деятелей искусств. В отличии от Тихвинского кладбища, всегда наполненного людьми и слишком ухоженного, «Литераторские мостки» являются своеобразным парком. Многие захоронения настолько старые, что надгробные камни практически ушли под землю, другие поражают своим изяществом: на могиле композитора Исаака Шварца ветер играет колокольчиками, а вокруг Ивана Тургенева раскинулось море роз. Здесь погребен Дмитрий Менделеев и находится мемориал семьи Ульяновых. На «Литераторских мостках», наверное, яснее всего ощущаешь тонкую границу между жизнью и смертью.

Кладбище в Комарово

5. Кладбище в поселке Комарово

При упоминании поселка в памяти всплывают строчки некогда популярной песни Игоря Николаева и Михаила Танича. В то же время не всем известно, что именно в Комарово похоронена великая поэтесса Анна Ахматова. В 1955 году Литфонд выделил Ахматовой небольшой домик-дачу в Комарово, который сама она называла «будкой». На какое-то время это место стало центром встреч творческой интеллигенции. В Комарово у Ахматовой бывали Дмитрий Лихачев, Лидия Чуковская, Иосиф Бродский, Фаина Раневская и Александр Прокофьев. Похоронили поэтессу здесь же — на небольшом кладбище на окраине поселка. Примечательна могила Ахматовой своим памятником и местоположением: она как будто в центре захоронений и именно к ней ведут все тропинки. Вокруг могилы поэтессы выстроилась стена — символ «Крестов». Тюрьмы, возле которой она провела много часов, ожидая встреч с близкими людьми.

Кроме Ахматовой, на кладбище в Комарово нашел свое последнее пристанище Сергей Курехин – выдающийся петербургский музыкант и композитор. Посетив кладбище в Комарово, не забудьте дойти до Финского залива и прогуляться по самому поселку. По пути к большой воде можно увидеть чудные деревянные домики, сохранившие в облике подлинную жизнь середины XX века.

Смоленское кладбище

6. Смоленское кладбище

Одно из важнейших мест для православных паломников. Именно здесь находятся мощи Ксении Петербургской — покровительницы города и верной помощницы многих страждущих. Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами. В 26 лет из-за трагической смерти мужа девушка уходит в аскезу, дабы замолить грехи умершего. Она раздает свои вещи и дом, отрекается от мирских благ и от своего имени: облачается в одежду мужа и начинает откликаться лишь на его имя. Сначала Ксению Петербургскую считают обыкновенной юродивой, но со временем горожане начинают замечать, что женщину окружает таинственный ореол, и мало-помалу в умах людей она становится прозорливицей.

Сейчас на территории Смоленского кладбища стоит маленькая часовня с мощами Ксении Петербургской, к которой со всей округи стекаются люди. Если у вас есть сокровенное желание, напишите записку, положите ее в специальный ящик у часовни и мысленно передайте святой свою просьбу. Некоторые считают, что предварительно надо обойти часовню трижды против часовой стрелки. Возможно, все это кажется странным, но поезжайте на Смоленское кладбище и почувствуйте особую атмосферу. Добавим, что само кладбище большое и просторное. Из примечательных захоронений — могила няни Пушкина Арины Родионовны и первая могила Александра Блока, останки которого затем перенесли на «Литераторские мостки».

16 августа 2016.
Текст: Эмилия Небоженко, фото: Эмилия Небоженко, «Википедия», welcomespb.com
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , .

КАТАЖИНА МАЦКЕВИЧ, предоставлено пресс-службой Театра музыкальной комедии

Катажина Мацкевич: Театр музыкальной комедии помог мне раскрыться

В октябре 2019 года ведущая солистка Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Катажина Мацкевич отметила первый творческий юбилей — десять лет на сцене. Дебютная роль Карлотты в спектакле «Гаспарон» по оперетте Карла Миллёкера принесла ей высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит». За минувшие десять лет Катажина не только сыграла почти все главные партии в классическом репертуаре театра, но и вышла за границы жанра, выступая в сложнейших оперных постановках на разных сценах мира. Об учителях и самокритике, о поддержке близких и любви к кофе артистка рассказала «Петербургскому авангарду» после торжественного вечера в честь ее творческого юбилея.

учебный театр на Моховой

Стартовал первый «Молодой театр. Санкт-Петербург»

В Петербурге стартовал первый фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» — он проходит с 16 по 20 ноября 2019 года. Лучшие учебные постановки зрителю представят студенты ведущих театральных вузов Москвы (ГИТИС), Новосибирска (НГТИ), Екатеринбурга (ЕГТИ), Ярославля (ЯГТИ) и Санкт-Петербурга (РГИСИ). Большинство событий фестиваля петербуржцы смогут посетить бесплатно. Вход на большинство событий фестиваля – свободный, по регистрации.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.