Шесть кладбищ, которые заменят музей

Прогулки по кладбищам давно входят в европейские путеводители. В Петербурге есть свои знаменитые некрополи. «Вы случайно не читали эссе Монтеня о смерти? — спрашивает Ницше у Брейера в романе Ирвина Ялома. — Он там советует нам жить в комнате, из окон которой открывается вид на кладбище. Он утверждает, что это прочищает мысли и сохраняет приоритеты жизни в перспективе. А на вас кладбища так действуют?». Способ проверить.

Некрополь XVIII века (Лазаревское кладбище)

1. «Некрополь XVIII века» (Лазаревское кладбище)

Это самое древнее из сохранившихся кладбищ Петербурга. В 1717 году здесь погребли царевну Наталью Алексеевну, сестру Петра I, а над ее могилой возвели часовню Воскрешения святого Лазаря. Так кладбище и приобрело название — Лазаревское. С самого начала некрополь стал привилегированным, просто так похоронить усопшего было нельзя, требовалось личное разрешение императора. В итоге все «население» кладбища — выдающиеся особы.

Сегодня в Лазаревской усыпальнице более 80 памятников. Почти все они относятся к XVIII веку. Площадь у кладбища совсем небольшая. Пройдитесь по тесным дорожкам среди изысканных надгробных плит и величественных саркофагов: на своем пути вы встретите Михаила Ломоносова, Дениса Фонвизина, семейство Апраксиных и Голицыных, Разумовских, Столыпиных, Шуваловых и многих других. Историк искусства Николай  Врангель писал: «Как будто здесь собрались после смерти все те, кто когда-то составляли тесный кружок придворного общества. На маленьком пространстве Лазаревского кладбища погребена целая эпоха, целый мир отживших идей, почти все придворное общество Елизаветы, Екатерины и Павла».

Некрополь мастеров искусств (Тихвинское кладбище)

2. «Некрополь мастеров искусств» (Тихвинское кладбище)

Обладает самой красивой коллекцией надгробных памятников в Петербурге. По задумке Политпросветцентра, в начале XX века внешний облик этого некрополя был специально освобожден от «обывательских» могил и не должен был походить на облик традиционного кладбища. Если говорить об истории, то к началу XIX века Лазаревское кладбище стало слишком тесным, и в 1823 году канцелярией Александро-Невской лавры было учреждено новое кладбище. Его расположили напротив и назвали Новым Лазаревским, а в последствии Тихвинским — по имени церкви-усыпальницы во имя чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери (сегодня на ее месте размещается выставочный зал). В 1934 году было решено создать на территории Тихвинского кладбища музей «Некрополь мастеров искусств».

Так и получилось, что все здесь больше напоминает музей или парк: среди дорожек приютились небольшие лавочки, а в центре кладбища — фонтан. Сложно сказать, что удивительнее — россыпь имен на могильных памятниках или сами памятники. Ступив за ворота некрополя, вы познакомитесь со всеми, о ком слышали с детства: Достоевский, Куинджи, Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков… Говорят, некоторые памятники специально переделывали, дабы они вписались в собрание музея. Так это или нет, но красота и разнообразие скульптур поражают. Здесь и резной сказочный крест на могиле Кустодиева, и красивейшая, выполненная Рерихом мозаика у Куинджи.

Волковское кладбище

3. Волковское лютеранское и Волковское православное кладбища

Оба кладбища берут начало в XVIII веке от старого деревенского кладбища в районе Волковой деревни. Нынешнее православное основано в 1756 году как кладбище Крестовоздвиженской церкви в Московской ямской слободе на берегу реки Волковки. Лютеранское же заложили раньше, в 1733 году. Есть на территории лютеранского участка и масштабные захоронения старообрядцев — это бывшее Старообрядческое кладбище, которое со временем перестало быть самостоятельным.

Волковское кладбище — одно из самых аутентичных в нашем списке. Здесь нет ни музеев, ни обустроенных дорожек. Зато есть неповторимый дух старины и леса. Кладбище заросло деревьями, кустарником и разнообразными цветами. Через все лютеранское течет небольшая река, а некоторых дорожек не увидеть из-за буйства зелени. Волковское кладбище даже слишком спокойное: почти нет людей, зато скульптурные памятники не уступают «Некрополю XVIII века».

«Литераторские мостки»

4. «Литераторские мостки»

Этот участок Волковского кладбища получил название из-за своих захоронений. В 1802 году здесь был погребен Александр Радищев, а в 1848-м — Виссарион Белинский. Традиция продолжалась, и в 1935 году «Литераторские мостки» были превращены в отдел Государственного музея городской скульптуры.

Гуляя по кладбищу, можно увидеть могилы Тургенева, Куприна, Лескова и других выдающихся деятелей искусств. В отличии от Тихвинского кладбища, всегда наполненного людьми и слишком ухоженного, «Литераторские мостки» являются своеобразным парком. Многие захоронения настолько старые, что надгробные камни практически ушли под землю, другие поражают своим изяществом: на могиле композитора Исаака Шварца ветер играет колокольчиками, а вокруг Ивана Тургенева раскинулось море роз. Здесь погребен Дмитрий Менделеев и находится мемориал семьи Ульяновых. На «Литераторских мостках», наверное, яснее всего ощущаешь тонкую границу между жизнью и смертью.

Кладбище в Комарово

5. Кладбище в поселке Комарово

При упоминании поселка в памяти всплывают строчки некогда популярной песни Игоря Николаева и Михаила Танича. В то же время не всем известно, что именно в Комарово похоронена великая поэтесса Анна Ахматова. В 1955 году Литфонд выделил Ахматовой небольшой домик-дачу в Комарово, который сама она называла «будкой». На какое-то время это место стало центром встреч творческой интеллигенции. В Комарово у Ахматовой бывали Дмитрий Лихачев, Лидия Чуковская, Иосиф Бродский, Фаина Раневская и Александр Прокофьев. Похоронили поэтессу здесь же — на небольшом кладбище на окраине поселка. Примечательна могила Ахматовой своим памятником и местоположением: она как будто в центре захоронений и именно к ней ведут все тропинки. Вокруг могилы поэтессы выстроилась стена — символ «Крестов». Тюрьмы, возле которой она провела много часов, ожидая встреч с близкими людьми.

Кроме Ахматовой, на кладбище в Комарово нашел свое последнее пристанище Сергей Курехин – выдающийся петербургский музыкант и композитор. Посетив кладбище в Комарово, не забудьте дойти до Финского залива и прогуляться по самому поселку. По пути к большой воде можно увидеть чудные деревянные домики, сохранившие в облике подлинную жизнь середины XX века.

Смоленское кладбище

6. Смоленское кладбище

Одно из важнейших мест для православных паломников. Именно здесь находятся мощи Ксении Петербургской — покровительницы города и верной помощницы многих страждущих. Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами. В 26 лет из-за трагической смерти мужа девушка уходит в аскезу, дабы замолить грехи умершего. Она раздает свои вещи и дом, отрекается от мирских благ и от своего имени: облачается в одежду мужа и начинает откликаться лишь на его имя. Сначала Ксению Петербургскую считают обыкновенной юродивой, но со временем горожане начинают замечать, что женщину окружает таинственный ореол, и мало-помалу в умах людей она становится прозорливицей.

Сейчас на территории Смоленского кладбища стоит маленькая часовня с мощами Ксении Петербургской, к которой со всей округи стекаются люди. Если у вас есть сокровенное желание, напишите записку, положите ее в специальный ящик у часовни и мысленно передайте святой свою просьбу. Некоторые считают, что предварительно надо обойти часовню трижды против часовой стрелки. Возможно, все это кажется странным, но поезжайте на Смоленское кладбище и почувствуйте особую атмосферу. Добавим, что само кладбище большое и просторное. Из примечательных захоронений — могила няни Пушкина Арины Родионовны и первая могила Александра Блока, останки которого затем перенесли на «Литераторские мостки».

16 августа 2016.
Текст: Эмилия Небоженко, фото: Эмилия Небоженко, «Википедия», welcomespb.com
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , .

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.