Шесть кладбищ, которые заменят музей

Прогулки по кладбищам давно входят в европейские путеводители. В Петербурге есть свои знаменитые некрополи. «Вы случайно не читали эссе Монтеня о смерти? — спрашивает Ницше у Брейера в романе Ирвина Ялома. — Он там советует нам жить в комнате, из окон которой открывается вид на кладбище. Он утверждает, что это прочищает мысли и сохраняет приоритеты жизни в перспективе. А на вас кладбища так действуют?». Способ проверить.

Некрополь XVIII века (Лазаревское кладбище)

1. «Некрополь XVIII века» (Лазаревское кладбище)

Это самое древнее из сохранившихся кладбищ Петербурга. В 1717 году здесь погребли царевну Наталью Алексеевну, сестру Петра I, а над ее могилой возвели часовню Воскрешения святого Лазаря. Так кладбище и приобрело название — Лазаревское. С самого начала некрополь стал привилегированным, просто так похоронить усопшего было нельзя, требовалось личное разрешение императора. В итоге все «население» кладбища — выдающиеся особы.

Сегодня в Лазаревской усыпальнице более 80 памятников. Почти все они относятся к XVIII веку. Площадь у кладбища совсем небольшая. Пройдитесь по тесным дорожкам среди изысканных надгробных плит и величественных саркофагов: на своем пути вы встретите Михаила Ломоносова, Дениса Фонвизина, семейство Апраксиных и Голицыных, Разумовских, Столыпиных, Шуваловых и многих других. Историк искусства Николай  Врангель писал: «Как будто здесь собрались после смерти все те, кто когда-то составляли тесный кружок придворного общества. На маленьком пространстве Лазаревского кладбища погребена целая эпоха, целый мир отживших идей, почти все придворное общество Елизаветы, Екатерины и Павла».

Некрополь мастеров искусств (Тихвинское кладбище)

2. «Некрополь мастеров искусств» (Тихвинское кладбище)

Обладает самой красивой коллекцией надгробных памятников в Петербурге. По задумке Политпросветцентра, в начале XX века внешний облик этого некрополя был специально освобожден от «обывательских» могил и не должен был походить на облик традиционного кладбища. Если говорить об истории, то к началу XIX века Лазаревское кладбище стало слишком тесным, и в 1823 году канцелярией Александро-Невской лавры было учреждено новое кладбище. Его расположили напротив и назвали Новым Лазаревским, а в последствии Тихвинским — по имени церкви-усыпальницы во имя чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери (сегодня на ее месте размещается выставочный зал). В 1934 году было решено создать на территории Тихвинского кладбища музей «Некрополь мастеров искусств».

Так и получилось, что все здесь больше напоминает музей или парк: среди дорожек приютились небольшие лавочки, а в центре кладбища — фонтан. Сложно сказать, что удивительнее — россыпь имен на могильных памятниках или сами памятники. Ступив за ворота некрополя, вы познакомитесь со всеми, о ком слышали с детства: Достоевский, Куинджи, Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков… Говорят, некоторые памятники специально переделывали, дабы они вписались в собрание музея. Так это или нет, но красота и разнообразие скульптур поражают. Здесь и резной сказочный крест на могиле Кустодиева, и красивейшая, выполненная Рерихом мозаика у Куинджи.

Волковское кладбище

3. Волковское лютеранское и Волковское православное кладбища

Оба кладбища берут начало в XVIII веке от старого деревенского кладбища в районе Волковой деревни. Нынешнее православное основано в 1756 году как кладбище Крестовоздвиженской церкви в Московской ямской слободе на берегу реки Волковки. Лютеранское же заложили раньше, в 1733 году. Есть на территории лютеранского участка и масштабные захоронения старообрядцев — это бывшее Старообрядческое кладбище, которое со временем перестало быть самостоятельным.

Волковское кладбище — одно из самых аутентичных в нашем списке. Здесь нет ни музеев, ни обустроенных дорожек. Зато есть неповторимый дух старины и леса. Кладбище заросло деревьями, кустарником и разнообразными цветами. Через все лютеранское течет небольшая река, а некоторых дорожек не увидеть из-за буйства зелени. Волковское кладбище даже слишком спокойное: почти нет людей, зато скульптурные памятники не уступают «Некрополю XVIII века».

«Литераторские мостки»

4. «Литераторские мостки»

Этот участок Волковского кладбища получил название из-за своих захоронений. В 1802 году здесь был погребен Александр Радищев, а в 1848-м — Виссарион Белинский. Традиция продолжалась, и в 1935 году «Литераторские мостки» были превращены в отдел Государственного музея городской скульптуры.

Гуляя по кладбищу, можно увидеть могилы Тургенева, Куприна, Лескова и других выдающихся деятелей искусств. В отличии от Тихвинского кладбища, всегда наполненного людьми и слишком ухоженного, «Литераторские мостки» являются своеобразным парком. Многие захоронения настолько старые, что надгробные камни практически ушли под землю, другие поражают своим изяществом: на могиле композитора Исаака Шварца ветер играет колокольчиками, а вокруг Ивана Тургенева раскинулось море роз. Здесь погребен Дмитрий Менделеев и находится мемориал семьи Ульяновых. На «Литераторских мостках», наверное, яснее всего ощущаешь тонкую границу между жизнью и смертью.

Кладбище в Комарово

5. Кладбище в поселке Комарово

При упоминании поселка в памяти всплывают строчки некогда популярной песни Игоря Николаева и Михаила Танича. В то же время не всем известно, что именно в Комарово похоронена великая поэтесса Анна Ахматова. В 1955 году Литфонд выделил Ахматовой небольшой домик-дачу в Комарово, который сама она называла «будкой». На какое-то время это место стало центром встреч творческой интеллигенции. В Комарово у Ахматовой бывали Дмитрий Лихачев, Лидия Чуковская, Иосиф Бродский, Фаина Раневская и Александр Прокофьев. Похоронили поэтессу здесь же — на небольшом кладбище на окраине поселка. Примечательна могила Ахматовой своим памятником и местоположением: она как будто в центре захоронений и именно к ней ведут все тропинки. Вокруг могилы поэтессы выстроилась стена — символ «Крестов». Тюрьмы, возле которой она провела много часов, ожидая встреч с близкими людьми.

Кроме Ахматовой, на кладбище в Комарово нашел свое последнее пристанище Сергей Курехин – выдающийся петербургский музыкант и композитор. Посетив кладбище в Комарово, не забудьте дойти до Финского залива и прогуляться по самому поселку. По пути к большой воде можно увидеть чудные деревянные домики, сохранившие в облике подлинную жизнь середины XX века.

Смоленское кладбище

6. Смоленское кладбище

Одно из важнейших мест для православных паломников. Именно здесь находятся мощи Ксении Петербургской — покровительницы города и верной помощницы многих страждущих. Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами. В 26 лет из-за трагической смерти мужа девушка уходит в аскезу, дабы замолить грехи умершего. Она раздает свои вещи и дом, отрекается от мирских благ и от своего имени: облачается в одежду мужа и начинает откликаться лишь на его имя. Сначала Ксению Петербургскую считают обыкновенной юродивой, но со временем горожане начинают замечать, что женщину окружает таинственный ореол, и мало-помалу в умах людей она становится прозорливицей.

Сейчас на территории Смоленского кладбища стоит маленькая часовня с мощами Ксении Петербургской, к которой со всей округи стекаются люди. Если у вас есть сокровенное желание, напишите записку, положите ее в специальный ящик у часовни и мысленно передайте святой свою просьбу. Некоторые считают, что предварительно надо обойти часовню трижды против часовой стрелки. Возможно, все это кажется странным, но поезжайте на Смоленское кладбище и почувствуйте особую атмосферу. Добавим, что само кладбище большое и просторное. Из примечательных захоронений — могила няни Пушкина Арины Родионовны и первая могила Александра Блока, останки которого затем перенесли на «Литераторские мостки».

16 августа 2016.
Текст: Эмилия Небоженко, фото: Эмилия Небоженко, «Википедия», welcomespb.com
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , .

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.