Шесть главных событий 2016 года в культуре Петербурга

В уходящем году культурные скрепы Петербурга пошатнулись было, как положение проекта «Диалоги», но все вернулось на круги своя. На Петроградскую набережную вернулась «Аврора», на улицу Рубинштейна — Сергей Довлатов... 2016-й был непростым во многих отношениях, и культурные вехи напоминают о его противоречиях.

Крейсер «Аврора»

1. Что снилось крейсеру «Аврора»

В середине июля на место вечной стоянки прибыл корабль №1 ВМФ России крейсер «Аврора». Судно-ветеран с пиететом буксировали из Кронштадта, где оно с 2014 года обитало в связи с ремонтом к юбилею 1917 года. Под разведенными мостами, вдоль перекрытых набережных, в окружении вспышек фотокамер целую ночь черепашьим ходом продвигалась «Аврора». Вопреки ожиданиям, событие оказалось скорее городским праздником, чем развлечением для туристов. Десятки тысяч петербуржцев всех возрастов по обе стороны Невы наблюдали возвращение крейсера. Родители сажали на плечи детей, укутанных в Андреевские флаги, таксисты не могли нарадоваться заказам «к «Авроре». Это потом скажут, что ремонт был сделан не вполне добросовестно и даже коррумпировано, но эти новости звучат вполголоса на фоне очередей в обновленный музей и какой-то ностальгической гордости горожан за «Аврору». Ну а под занавес Петербургского международного культурного форума «Аврора» получила гран-при конкурса «Музейный Олимп» как лучший музей города в 2016 году.

Доска Маннергейму

2. Финский маршал и красная краска

Реакцию на памятную доску Карлу Маннергейму на Захарьевской улице можно смело записать в социокультурные феномены современной России. Началось все с установки монумента на здании бывших казарм Кавалергардского полка (ныне Военная академия материально-технического обеспечения). Открывали доску в июне вице-губернатор Говорунов, министр культуры Мединский, глава администрации президента Иванов. Затем были три «красочных» налета военные отмывали алую краску. При этом кто-то носил к цоколю здания цветы, но в целом город был настроен против Маннергейма: маршалу аукнулось участие финских войск в блокаде. В суды начали поступать иски с требованием демонтировать доску. В Смольном аккуратно заявили, что она не согласована с профильным Советом при губернаторе. Выяснилось, что доску установили в обход городских законов из-за пожелания Российского военно-исторического общества (которым руководит Владимир Мединский). После очередного налета вандалов и расчистки на лице маршала появились разводы и как будто следы пуль. На монумент даже нападали с топором. В середине октября его незаметно, чуть ли не ночью, сняли и перевезли в Ратную палату (Музей Первой мировой войны ГМЗ «Царское Село»). Отголосок войны с Маннергеймом коснулся совсем другого героя адмирала Александра Колчака, мемориальную доску которому осенью установили на Большой Зелениной. Доску Колчаку закрыли бумажным плакатом с надписью «В этом доме жил Волан-де-Морт». Хоть чувство юмора в бесконечных мемориальных войнах горожане не растеряли!

Проект «Диалоги»

3. Особенности национальных диалогов

Проект «Диалоги» в рамках «Открытой библиотеки», на протяжении двух сезонов привлекавший в библиотеку имени Маяковского на Фонтанке невозможные толпы любителей культуры и плюрализма мнений, пережил период турбулентности и вернулся в город. Организатор проекта Николай Солодников был заместителем гендиректора Маяковки. Летом в библиотеку пришли сотрудники ФСБ и провели обыск (что администрация, впрочем, отрицала), связанный с деятельность Солодникова. Тот из библиотеки уволился, а затем «Диалоги» с перерывом на июль прошли в Риге. Хотя ни одна из сторон конфликта не делала громких заявлений, в Петербурге переезд «Диалогов» открыто называли ограничением свободы слова и «давлением сверху». Сам Солодников уверенно повторял, что будет искать возможности для проекта в России. Ключевой момент «Диалоги» всегда были бесплатными (и остаются таковыми): кто первым пришел, того и тапки то есть стул. Теперь проекту приходится делить лекторий Эрмитажа и ступени Главного штаба, места в Академии Штиглица и на Новой сцене Александринского театра.

Памятник Довлатову

4. Гудбай, Америка!

Сергей Довлатов возвратился на улицу Рубинштейна в виде статного бронзового монумента у бара «Цветочки», где в честь него даже назвали коктейль. Довлатовский фестиваль по поводу 75-летия популярного прозаика «День Д» (а по факту три с половиной дня) в начале сентября всколыхнул всю городскую интеллигенцию и продажи в книжных магазинах. Из США прибыли вдова и дочь писателя. Когда в Нью-Йорке появилась улица Довлатова, нас, соотечественников, задело за живое. Нынешний праздник получился ярким, теплым, с организационными авралами и аншлагами везде, даже на уличных квестах. В квартиру писателя шел сплошной поток людей. Из-за непривычного согласия между организаторами праздника и городскими властями все причастные шутливо говорили, что формулировка «День Д» означала начало спецоперации. Во дворе дома №23 по Рубинштейна витало странное чувство, что город смог сделать нечто важное: открыть памятник, который много лет ждал своего часа, согласовав все за считанные дни, устроить праздник русской литературы не в диссидентско-упаднической тональности, а в духе оптимистичного бесстрашия. Довлатов окончательно стал частью городской мифологии, как и «Аврора». Операция удалась.

«Ночь кино»

5. Кинопробы

В честь Года российского кино в Петербурге, как и в ряде других городов, прошла «Ночь кино». У нас уже есть «Ночь музеев», «Ночь искусств», а теперь и праздник кинематографа, полный не только бесплатных показов, но и интерактивных акций, как, например, парад ретроавтомобилей. 27 августа основной площадкой события стал Александровский сад, что символично. Праздник кинематографа между театром «Балтийский дом» и «Ленфильмом». По всему городу, в том числе и на Дворцовой площади, и на плавучих площадках, показывали отечественное кино: от «Смешариков» до фильмов Балабанова. В Петербурге постарались придать «Ночи кино» оттенок некой высокой культуры, привлекая зрителей на фестиваль «Гусарские баллады» и в интеллектуальные гостиные. Под эгидой Года кино вышли в прокат несколько программных для официальной культуры фильмов, но Северной столице и здесь повезло. Город стал декорацией и персонажем нашумевшего «Дуэлянта», которого многие критики всерьез сочли уникальным для отечественного кино. Умышленный Петербург XIX века оказался не хуже Лондона Гая Ричи из «Шерлока Холмса».

«Ян Фабр. Рыцарь отчаяния — воин красоты»

6. Рыцарь, воин, провокатор

Фламандский художник Ян Фабр на самом деле вовсе не скандалист и провокатор. По крайней мере, чучела кошек и собак в Главном штабе он подвешивал к потолку не ради скандала. Но часть зрителей эрмитажной выставки «Ян Фабр. Рыцарь отчаяния воин красоты» решила, что он оскорбляет их чувства. Фабру не повезло (или наоборот как посмотреть), на фоне истории про девушек-живодерок из Хабаровска его специфическое искусство попало под раздачу «сарафанного» черного пиара. Выставка проработала уже несколько недель, когда некие активисты потребовали ее закрыть. Петиции, письма «наверх», прокурорские проверки. Возникло ощущение, что народные массы слишком принужденно возмущаются, и Эрмитаж опубликовал на сайте лаконичное письмо, разъясняющее посыл выставки. По реакции музея было понятно, что едва ли там серьезно относятся к поднявшемуся гонору. В конце концов он даже привлек людей в Главный штаб и Зимний дворец. А самым любопытным музей предложил целый спектр лекций, дискуссий и круглых столов по Фабру. На пике народного осуждения в городе пустили слух о проверке выставки прокуратурой. Но бельгиец до сих пор с нами, а специалисты продолжают увещевать, что к традиционной нидерландской живописи эксперименты Фабра просто ближе некуда, и Снейдерс с Рубенсом были бы рады такому соседству. Долгие расслабленные выходные едва ли не лучший момент, чтобы с чувством и толком составить свое мнение о «провокаторе».

29 декабря 2016.
Текст: Анастасия Семенович, фото: Юлия Саплина, Александра Полукеева, Виктория Медведева, vk.com/open_lib, vk.com/hermitage_museum
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: , , , , .

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.

Мизери

Святочная «Мизери» в ДК Выборгский

Популярные московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга, давно вошедшему в ряды классических произведений литературы ужасов. Четвертого января зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.

режиссер Владимир Глазков

Владимир Глазков: Я – за актерский театр

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина выпустил уже третью с начала сезона 2017-2018 годов премьеру. После чудесного «Волшебного кольца» по сказкам архангельского писателя Бориса Шергина состоялось не менее чудесное перевоплощение Юрия Гальцева в драматического артиста в спектакле «Дом» по одноименной пьесе Евгения Гришковца. А совсем недавно режиссер «Дома» Владимир Глазков представил зрителям театра свою версию знаменитой комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным» – спектакль «Искусство жениться». Накануне премьеры мы встретились с режиссером и поговорили об Оскаре Уайльде, современном юморе, а еще – о великом Георгии Александровиче Товстоногове и легендарных ленинградских спектаклях.