Пять английских мест и объектов в Петербурге

Поэтично сравнивать Петербург с Венецией, но у северного дождливого города есть более близкий духовный побратим. Восхищение Лондоном и соперничество с Лондоном — многовековые сложные отношения двух столиц существенно повлияли на облик Петербурга. Англомания была неотъемлемой частью жизни высшего общества, включая царскую фамилию. Приглашаем в путешествие по английским местам города на Неве.

Английская набережная

1. Английская набережная

Говорить об «английском» Петербурге приходится еще до основания города. Согласно легенде, будущий император Петр и его верный слуга, шотландец Яков Брюс в 1698 году приезжают в Лондон, где встречаются с Исааком Ньютоном. Якобы именно Ньютон дал своеобразное одобрение проекту Петербурга, заявив в ответ на предложенный план It’s doable («Это возможно»). Правда это или нет, но Брюс остается в Лондоне, пересылает Петру переводы научных трактатов, схемы архитектурных и технических сооружений, а к 1703 году возвращается в Россию, чтобы участвовать в основании города на Неве. Легенды о жизни Брюса больше связаны с Москвой, с Сухаревской башней Кремля, где шотландец занимался «чернокнижной наукой». На месте его дома в Петербурге теперь следственная тюрьма ФСБ и знаменитый Большой дом. Идею же двух оккультистов — Брюса и Ньютона — хранит треугольный «масонский» план петербургского центра.

Как бы в благодарность за незримое участие в основании города, Петр активно приглашает англичан в Россию: специалистов морского и военного дела, инженеров, купцов. В столице складывается своего рода английская торговая монополия, хотя и прерываемая периодическими объявлениями «санкций» и разрывом дипломатических отношений. В XVIII веке закрепляются названия Английской набережной и Английского проспекта. Набережная с потрясающими воображение современников домами, выстроенными сплошным фасадом, без просветов между стенами. Проспект, где жила богема и нувориши. Наконец, Английский клуб у Синего моста, в котором состояли сотни влиятельных людей страны, включая политика Михаила Сперанского и писателя Ивана Крылова. Иметь отношение к английской культуре было очень престижно.

Якубовича, 16а

2. Якубовича, 16а

В годы расцвета английской диаспоры в Петербурге появляются несколько англиканских церквей, не сохранившихся до сегодняшнего дня. Первой была Англиканская церковь Иисуса Христа на Английской набережной, 56. Построена Джакомо Кварнеги в 1815 году, прослужила сто лет, с перерывом на Крымскую войну, а при советской власти была закрыта и перестроена. Вторая — Британо-Американская церковь Иисуса Христа — обрела приют на Ново-Исаакиевской улице (Якубовича, 16а). С советского времени там разместилось отделение милиции.

Не сохранилось после революции и Английского проспекта — он стал проспектом Джона Маклина. Британский коммунист в 1920-е годы добивался создания независимой коммунистической Шотландской республики, за что и был увековечен в Ленинграде. «Правильное» название проспекту вернули уже в 1994 году, как раз к визиту в город королевы Англии.

Нижний парк в Царском Селе

3. Нижний парк в Царском Селе

Совершенно британское место находится в Царском Селе, в Отдельном или Нижнем парке у Колонистского пруда. Здесь в отдалении от прославленных Екатерининского и Александровского парков стоит уединенная дача великого князя Бориса Владимировича — двоюродного брата Николая II. Это несколько зданий (два дома и конюшня), построенных в стиле английского модерна. Облик усадьбы столь безошибочно английский, что здесь нередко снимали кино из заграничной жизни, включая одну из серий «Приключений Шерлока Холмса». Городская легенда гласит, что дачу великому князю подарила его крестная мать, английская королева Виктория, причем весь дом везли из Англии в разобранном виде. На самом деле строительством усадьбы занималась фирма Maple: англичанами были все рабочие и начальники стройки. Когда дом возвели, сюда завезли английских кучеров, лакеев, садовников.

Дача Бориса Владимировича, созданная в 1896-1899 годах, была первой российской постройкой в стиле модерн, который сегодня неотделим от образа Петербурга. Именно на территории дачи появился первый в России автомобильный гараж. В 1930-е в этих корпусах работали биологи под руководством Николая Вавилова. Сейчас здание находится в относительном запустении, но без толп туристов здесь легко можно вообразить себя в английской старине.

«Гранд Отель Европа»

4. «Гранд Отель Европа»

Одно из исторических зданий города, где не хватает мемориальной таблички, — «Гранд Отель Европа». Построенная в 1875 году на пересечении Невского проспекта и Михайловской улицы гостиница, конечно, была свидетелем многих исторических событий и служила приютом для многих известных англичан — от Бернарда Шоу до Элтона Джона и опять же королевы Елизаветы II. Говорят о Достоевском и Чайковском, которые любили отобедать в гостиничном ресторане, но почти никогда не упоминают об Уильяме Сомерсете Моэме — самом загадочном из знаменитых посетителей отеля.

Сомерсет Моэм, классик английской литературы и кадровый агент британских спецслужб, приехал в Россию в нетуристическом 1917 году «по работе». Официально считается, что он должен был не допустить выхода России из Первой Мировой войны, склонить главу временного правительства Керенского к активным действиям на фронте и против большевиков. Писатель-шпион остается в Петрограде до самой Октябрьской революции, которая означает поражение его миссии. Некоторые, впрочем, полагают, что Моэм вел двойную игру. Правды, видимо, уже не узнать. Известно только, что английский писатель накануне русской революции жил в отеле «Европа». Есть рассказ, где автор вывел себя под именем агента Эшендена, а свою любовницу, дочь анархиста Петра Кропоткина Александру, — под именем Анастасии. До рассвета британский шпион и русская анархистка в гостинице обсуждают Горького и пьют «русский чай», а когда начинаются уличные бои, бегут из города. Не удается бежать их другу мистеру Харрингтону, который остался в «Европе» забрать вещи и с тюком белья был застрелен на улице — символичный конец долгого английского присутствия в бывшем Петербурге.

«Улица Джона Леннона»

5. «Улица Джона Леннона»

На Пушкинской, 10 есть памятник советской битломании и англомании. Самодельная табличка переделана из вывески «улицы Джона Рида», названной в честь американского просоветского журналиста. Именем английского музыканта улицу, как бы ведущую в небо, назвал старейший битломан страны Коля Васин. Рядом с «Улицей Джона Леннона» быстро появился самодельный алтарь. Поблизости расположился офис «Храма любви, мира и музыки имени Леннона». Название прижилось.

Васин рассказывает, что Джон Леннон действительно прислал ему пластинку со своим автографом еще в 1970 году. Так это или нет, миф о The Beatles как об идеальной музыкальной группе в далекой Англии во многом формировал местную неформальную культуру, которую и символизирует арт-центр «Пушкинская-10». Пять лет назад, когда здесь появилась табличка, в топонимическую комиссию внесли предложение об официальном переименовании улицы Марата в улицу Леннона. Причем в обосновании говорилось о дипломате по имени Джон Леннон, якобы жившем здесь в XVIII веке. История английского Петербурга закольцевалась: Леннон-музыкант из прошлого века сроднился с Ленноном-дипломатом «времен очаковских и покоренья Крыма».

Смотрите другие путеводители серии «Странный город»: по шведским, греческим и китайским местам.

31 августа 2016.
Текст и фото: Андрей Гореликов
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: , , .

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.