Пять английских мест и объектов в Петербурге

Поэтично сравнивать Петербург с Венецией, но у северного дождливого города есть более близкий духовный побратим. Восхищение Лондоном и соперничество с Лондоном — многовековые сложные отношения двух столиц существенно повлияли на облик Петербурга. Англомания была неотъемлемой частью жизни высшего общества, включая царскую фамилию. Приглашаем в путешествие по английским местам города на Неве.

Английская набережная

1. Английская набережная

Говорить об «английском» Петербурге приходится еще до основания города. Согласно легенде, будущий император Петр и его верный слуга, шотландец Яков Брюс в 1698 году приезжают в Лондон, где встречаются с Исааком Ньютоном. Якобы именно Ньютон дал своеобразное одобрение проекту Петербурга, заявив в ответ на предложенный план It’s doable («Это возможно»). Правда это или нет, но Брюс остается в Лондоне, пересылает Петру переводы научных трактатов, схемы архитектурных и технических сооружений, а к 1703 году возвращается в Россию, чтобы участвовать в основании города на Неве. Легенды о жизни Брюса больше связаны с Москвой, с Сухаревской башней Кремля, где шотландец занимался «чернокнижной наукой». На месте его дома в Петербурге теперь следственная тюрьма ФСБ и знаменитый Большой дом. Идею же двух оккультистов — Брюса и Ньютона — хранит треугольный «масонский» план петербургского центра.

Как бы в благодарность за незримое участие в основании города, Петр активно приглашает англичан в Россию: специалистов морского и военного дела, инженеров, купцов. В столице складывается своего рода английская торговая монополия, хотя и прерываемая периодическими объявлениями «санкций» и разрывом дипломатических отношений. В XVIII веке закрепляются названия Английской набережной и Английского проспекта. Набережная с потрясающими воображение современников домами, выстроенными сплошным фасадом, без просветов между стенами. Проспект, где жила богема и нувориши. Наконец, Английский клуб у Синего моста, в котором состояли сотни влиятельных людей страны, включая политика Михаила Сперанского и писателя Ивана Крылова. Иметь отношение к английской культуре было очень престижно.

Якубовича, 16а

2. Якубовича, 16а

В годы расцвета английской диаспоры в Петербурге появляются несколько англиканских церквей, не сохранившихся до сегодняшнего дня. Первой была Англиканская церковь Иисуса Христа на Английской набережной, 56. Построена Джакомо Кварнеги в 1815 году, прослужила сто лет, с перерывом на Крымскую войну, а при советской власти была закрыта и перестроена. Вторая — Британо-Американская церковь Иисуса Христа — обрела приют на Ново-Исаакиевской улице (Якубовича, 16а). С советского времени там разместилось отделение милиции.

Не сохранилось после революции и Английского проспекта — он стал проспектом Джона Маклина. Британский коммунист в 1920-е годы добивался создания независимой коммунистической Шотландской республики, за что и был увековечен в Ленинграде. «Правильное» название проспекту вернули уже в 1994 году, как раз к визиту в город королевы Англии.

Нижний парк в Царском Селе

3. Нижний парк в Царском Селе

Совершенно британское место находится в Царском Селе, в Отдельном или Нижнем парке у Колонистского пруда. Здесь в отдалении от прославленных Екатерининского и Александровского парков стоит уединенная дача великого князя Бориса Владимировича — двоюродного брата Николая II. Это несколько зданий (два дома и конюшня), построенных в стиле английского модерна. Облик усадьбы столь безошибочно английский, что здесь нередко снимали кино из заграничной жизни, включая одну из серий «Приключений Шерлока Холмса». Городская легенда гласит, что дачу великому князю подарила его крестная мать, английская королева Виктория, причем весь дом везли из Англии в разобранном виде. На самом деле строительством усадьбы занималась фирма Maple: англичанами были все рабочие и начальники стройки. Когда дом возвели, сюда завезли английских кучеров, лакеев, садовников.

Дача Бориса Владимировича, созданная в 1896-1899 годах, была первой российской постройкой в стиле модерн, который сегодня неотделим от образа Петербурга. Именно на территории дачи появился первый в России автомобильный гараж. В 1930-е в этих корпусах работали биологи под руководством Николая Вавилова. Сейчас здание находится в относительном запустении, но без толп туристов здесь легко можно вообразить себя в английской старине.

«Гранд Отель Европа»

4. «Гранд Отель Европа»

Одно из исторических зданий города, где не хватает мемориальной таблички, — «Гранд Отель Европа». Построенная в 1875 году на пересечении Невского проспекта и Михайловской улицы гостиница, конечно, была свидетелем многих исторических событий и служила приютом для многих известных англичан — от Бернарда Шоу до Элтона Джона и опять же королевы Елизаветы II. Говорят о Достоевском и Чайковском, которые любили отобедать в гостиничном ресторане, но почти никогда не упоминают об Уильяме Сомерсете Моэме — самом загадочном из знаменитых посетителей отеля.

Сомерсет Моэм, классик английской литературы и кадровый агент британских спецслужб, приехал в Россию в нетуристическом 1917 году «по работе». Официально считается, что он должен был не допустить выхода России из Первой Мировой войны, склонить главу временного правительства Керенского к активным действиям на фронте и против большевиков. Писатель-шпион остается в Петрограде до самой Октябрьской революции, которая означает поражение его миссии. Некоторые, впрочем, полагают, что Моэм вел двойную игру. Правды, видимо, уже не узнать. Известно только, что английский писатель накануне русской революции жил в отеле «Европа». Есть рассказ, где автор вывел себя под именем агента Эшендена, а свою любовницу, дочь анархиста Петра Кропоткина Александру, — под именем Анастасии. До рассвета британский шпион и русская анархистка в гостинице обсуждают Горького и пьют «русский чай», а когда начинаются уличные бои, бегут из города. Не удается бежать их другу мистеру Харрингтону, который остался в «Европе» забрать вещи и с тюком белья был застрелен на улице — символичный конец долгого английского присутствия в бывшем Петербурге.

«Улица Джона Леннона»

5. «Улица Джона Леннона»

На Пушкинской, 10 есть памятник советской битломании и англомании. Самодельная табличка переделана из вывески «улицы Джона Рида», названной в честь американского просоветского журналиста. Именем английского музыканта улицу, как бы ведущую в небо, назвал старейший битломан страны Коля Васин. Рядом с «Улицей Джона Леннона» быстро появился самодельный алтарь. Поблизости расположился офис «Храма любви, мира и музыки имени Леннона». Название прижилось.

Васин рассказывает, что Джон Леннон действительно прислал ему пластинку со своим автографом еще в 1970 году. Так это или нет, миф о The Beatles как об идеальной музыкальной группе в далекой Англии во многом формировал местную неформальную культуру, которую и символизирует арт-центр «Пушкинская-10». Пять лет назад, когда здесь появилась табличка, в топонимическую комиссию внесли предложение об официальном переименовании улицы Марата в улицу Леннона. Причем в обосновании говорилось о дипломате по имени Джон Леннон, якобы жившем здесь в XVIII веке. История английского Петербурга закольцевалась: Леннон-музыкант из прошлого века сроднился с Ленноном-дипломатом «времен очаковских и покоренья Крыма».

Смотрите другие путеводители серии «Странный город»: по шведским, греческим и китайским местам.

31 августа 2016.
Текст и фото: Андрей Гореликов
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: , , .

учебный театр на Моховой

Стартовал первый «Молодой театр. Санкт-Петербург»

В Петербурге стартовал первый фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» — он проходит с 16 по 20 ноября 2019 года. Лучшие учебные постановки зрителю представят студенты ведущих театральных вузов Москвы (ГИТИС), Новосибирска (НГТИ), Екатеринбурга (ЕГТИ), Ярославля (ЯГТИ) и Санкт-Петербурга (РГИСИ). Большинство событий фестиваля петербуржцы смогут посетить бесплатно. Вход на большинство событий фестиваля – свободный, по регистрации.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.