Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».

Босх и Брейгель

Удалось ли организаторам создать действительно мистическую атмосферу — на это у каждого посетителя своя точка зрения. Однако у Северного Возрождения и духа Санкт-Петербурга явно есть нечто общее, а тематика картин Иеронима Босха и Питера Брейгеля, несмотря на то, как давно они жили, актуальна по сей день.

выставка, Босх и Брейгель

Не все зрители знают, что важное отличие Северного Возрождения от более известного итальянского Ренессанса состоит в том, что реалистичность портрета и пейзажа становится важнее безупречной красоты, психологизм и эмоциональная выразительность человеческого лица — важнее классической правильности, а монументальные изображения бескрайней природы были потеснены бытовыми и жанровыми сценками.

выставка, Босх и Брейгель

Кроме того, важную роль в живописи этого жанра играла религия. Ключевое значение в культурном и философском мировоззрении имел пантеизм — учение, объединяющее и порой отождествляющее Бога и мир. Если южные живописцы часто делали пейзаж лишь фоном для портрета, пусть и великолепным, то Северное Возрождение взглянуло на природу как глобальное обиталище бога. И во всех, и красивых, и уродливых ее уголках и проявлениях есть его черты и помыслы. Это переводит веру из разряда идеологии просветления в разряд неоднозначных сюжетов, сложной палитры и всепроникающей мистики.

выставка, Босх и Брейгель

Если в современной России «духовное возрождение» приобрело абсурдные формы из-за безусловного деления на «черное» и «белое», догмы о том, что все, что делают высшие силы, — правильно и к лучшему, а все плохое в мире происходит от человеческой слабости и порочности, то Босх и Брейгель изображали божьи промыслы гораздо более многогранно. В их представлении мир выглядит плавильным котлом, собравшим воедино свет и тьму, чистое небо и грозовые тучи, прозрачные озера и жуткую трясину, прекрасные сады и ядовитые туманы. Бог для них не идеальный добрый пастырь, а абстрактная сущность, которая может быть и благодатью, и кошмаром.

выставка, Босх и Брейгель

Иероним Босх (настоящее имя Ерун Антонисон ван Акен) являлся членом Братства Богоматери (общества посвященных, поклоняющихся Богородице, а также занимавшихся благотворительностью) и служил ему как живописец, выполняя такие заказы, как оформление праздничных шествий в честь Девы Марии и различных таинств, написание створок алтаря для капеллы в Соборе Святого Иоанна. Брейгель встраивал в свои сюжеты отсылки к Евангелию и размещал персонажей и символы из Библии на бытовых картинах современной ему повседневности. Они наверняка знали много о законе божьем в понимании их эпохи, но в то же время создавали свой изобразительный язык, более близкий народным преданиям, острому и мрачному фольклору, трактатам черной магии.

выставка, Босх и Брейгель

В творчестве Босха практически каждая деталь имеет особый смысл, хотя разгадать в наши дни можно лишь некоторые из них. Рай и Ад, таинства алхимии и темных обрядов, бестиарий, в котором животные и растения являются эмблемами живого и мертвого мира, атрибуты людских пороков, — все это живет в его картинах, которые простому зрителю кажутся лишь калейдоскопом безликих и безжизненных человеческих фигур, немыслимых чудовищ, агрессивных красок и полутонов.

выставка, Босх и Брейгель

Биография художника тоже окутана тайной: глубокие исследования позволяют отнести к его наследию 25 картин и 8 графических рисунков, в том числе — триптихов и их фрагментов, однако подписаны его именем лишь семь работ. Безвозвратно утеряны и названия, которые давал картинам сам художник, а также даты создания, поэтому сложно судить о хронологии его творчества и этапах его развития. Искусствоведы сходятся во мнении, что искусство Босха слишком завязано на некой непостижимой логике, и поэтому не поддается толкованию с общекультурной точки зрения.

выставка, Босх и Брейгель

Творчество Босха оказало существенное влияние на Питера Брейгеля, который был так впечатлен эстампами с его работ, что начал создавать свои вариации на темы великого мастера. Наши современники считают, что картины того и другого вполне можно перепутать, но на самом деле Брейгель имел индивидуальный почерк: тайны Босха так и остались неразгаданными, а в почерке Брейгеля сформировались свои собственные. За ним числится около 45 картин, из которых большинство посвящено сельским пейзажам и простым крестьянам (позднее его за это назвали Брейгелем Мужицким). Тем не менее при кажущемся бытовом и незамысловатом характере этих работ они имеют глубокий оттенок притчи. Их цветовая тональность более монохромная и приглушенная, чем в картинах Босха, и помимо религии, которой придается не только потусторонняя, но и вполне социальная роль, они часто заключают в себе отсылки к политике. Обоих мастеров объединяет стремление к многоплановости и многослойности, умение перелицевать привычное так, что одни увидят философское поучение, другие — жесткий гротеск, а третьи — иллюзорную Вселенную, в которой эти живописцы чувствовали себя комфортнее, чем в земной жизни.

выставка, Босх и Брейгель

Организаторы передали все это через репродукции и привлекли к экспозиции широкое общественное внимание. К сожалению, далеко не у каждого петербуржца есть возможность увидеть своими глазами «Семь смертных грехов» и «Сад наслаждений» Босха в Музее Прадо в Мадриде, «Охотников на снегу» Брейгеля в Музее изящных искусств в Вене и «Зимний пейзаж с конькобежцами» в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе. Поэтому ценность такого мероприятия не стоит оспаривать, и выставочный зал в «Этажах» ждет заинтересованных зрителей до 27 мая.

выставка, Босх и Брейгель

ЛЮДМИЛА СЕМЕНОВА

14 мая 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Motorpsycho

Бент Сэтер: Motorpsycho любят специфические люди

Культовая норвежская группа Motorpsycho выступила на Новой сцене Александринского театра. Впервые российские поклонники вживую услышали своих кумиров — четырехкратных обладателей норвежской Grammy. Концерт Motorpsycho прошел 18 мая в Санкт-Петербурге на фестивале SKIF, который посвящен памяти легендарного музыканта Сергея Курехина.

Андрей Шишкин

Андрей Шишкин: Стремлюсь к тому, чтобы в театре всегда был дирижер мирового уровня

В рамках больших гастролей в Санкт-Петербурге с оперой «Сатьяграха» Филипа Гласса выступил Екатеринбургский театр оперы и балета. Эта опера, обращающаяся к такой великой фигуре, как Махатма Ганди, идет на санскрите, а написана одним из величайших композиторов ХХ века. Безусловно, она стала событием в культурной жизни России.

Иван Пинженин

Иван Пинженин: Хочу завести вечный двигатель обмена энергией

Петербургский поэт и музыкант Иван Пинженин родом из Екатеринбурга. Он сотрудничает со многими современными музыкантами и рок-группами. Его первая книга «В моем magazine» вышла в петербургском издательстве «Геликон Плюс» в 2012 году. К слову сказать, это издательство основано писателем Александром Житинским, который одним из первых обратился к созданию летописи российской рок-музыки.

двор Санкт-Петербурга

Новые пешеходные маршруты в Петербурге: свет и тень

Санкт-Петербург — город, который невозможно узнать до конца. Все три столетия он развивается, меняется, преподносит сюрпризы своим жителям, а уж гостям на этот город и вовсе невозможно насмотреться. Вот недавно новые пешеходные маршруты по Северной столице предложило предприятие «Ленсвет» и петербургских архитектор Екатерина Новикова.

Елена Боброва

Елена Боброва: Петербуржцы заново открывают свой город

В город, кажется, пришла теплая погода. Уже открылся сезон катаний на велосипедах и череда городских праздников для любителей двухколесных: 18 мая состоится традиционная акция «На работу на велосипеде», а 3 июня на фестивале ЗСД будет велопробег. Корреспондент «Петербургского Авангарда» поговорил с Еленой Бобровой — велогидом по Санкт-Петербургу.

Босх и Брейгель

Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».