Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».

Босх и Брейгель

Удалось ли организаторам создать действительно мистическую атмосферу — на это у каждого посетителя своя точка зрения. Однако у Северного Возрождения и духа Санкт-Петербурга явно есть нечто общее, а тематика картин Иеронима Босха и Питера Брейгеля, несмотря на то, как давно они жили, актуальна по сей день.

выставка, Босх и Брейгель

Не все зрители знают, что важное отличие Северного Возрождения от более известного итальянского Ренессанса состоит в том, что реалистичность портрета и пейзажа становится важнее безупречной красоты, психологизм и эмоциональная выразительность человеческого лица — важнее классической правильности, а монументальные изображения бескрайней природы были потеснены бытовыми и жанровыми сценками.

выставка, Босх и Брейгель

Кроме того, важную роль в живописи этого жанра играла религия. Ключевое значение в культурном и философском мировоззрении имел пантеизм — учение, объединяющее и порой отождествляющее Бога и мир. Если южные живописцы часто делали пейзаж лишь фоном для портрета, пусть и великолепным, то Северное Возрождение взглянуло на природу как глобальное обиталище бога. И во всех, и красивых, и уродливых ее уголках и проявлениях есть его черты и помыслы. Это переводит веру из разряда идеологии просветления в разряд неоднозначных сюжетов, сложной палитры и всепроникающей мистики.

выставка, Босх и Брейгель

Если в современной России «духовное возрождение» приобрело абсурдные формы из-за безусловного деления на «черное» и «белое», догмы о том, что все, что делают высшие силы, — правильно и к лучшему, а все плохое в мире происходит от человеческой слабости и порочности, то Босх и Брейгель изображали божьи промыслы гораздо более многогранно. В их представлении мир выглядит плавильным котлом, собравшим воедино свет и тьму, чистое небо и грозовые тучи, прозрачные озера и жуткую трясину, прекрасные сады и ядовитые туманы. Бог для них не идеальный добрый пастырь, а абстрактная сущность, которая может быть и благодатью, и кошмаром.

выставка, Босх и Брейгель

Иероним Босх (настоящее имя Ерун Антонисон ван Акен) являлся членом Братства Богоматери (общества посвященных, поклоняющихся Богородице, а также занимавшихся благотворительностью) и служил ему как живописец, выполняя такие заказы, как оформление праздничных шествий в честь Девы Марии и различных таинств, написание створок алтаря для капеллы в Соборе Святого Иоанна. Брейгель встраивал в свои сюжеты отсылки к Евангелию и размещал персонажей и символы из Библии на бытовых картинах современной ему повседневности. Они наверняка знали много о законе божьем в понимании их эпохи, но в то же время создавали свой изобразительный язык, более близкий народным преданиям, острому и мрачному фольклору, трактатам черной магии.

выставка, Босх и Брейгель

В творчестве Босха практически каждая деталь имеет особый смысл, хотя разгадать в наши дни можно лишь некоторые из них. Рай и Ад, таинства алхимии и темных обрядов, бестиарий, в котором животные и растения являются эмблемами живого и мертвого мира, атрибуты людских пороков, — все это живет в его картинах, которые простому зрителю кажутся лишь калейдоскопом безликих и безжизненных человеческих фигур, немыслимых чудовищ, агрессивных красок и полутонов.

выставка, Босх и Брейгель

Биография художника тоже окутана тайной: глубокие исследования позволяют отнести к его наследию 25 картин и 8 графических рисунков, в том числе — триптихов и их фрагментов, однако подписаны его именем лишь семь работ. Безвозвратно утеряны и названия, которые давал картинам сам художник, а также даты создания, поэтому сложно судить о хронологии его творчества и этапах его развития. Искусствоведы сходятся во мнении, что искусство Босха слишком завязано на некой непостижимой логике, и поэтому не поддается толкованию с общекультурной точки зрения.

выставка, Босх и Брейгель

Творчество Босха оказало существенное влияние на Питера Брейгеля, который был так впечатлен эстампами с его работ, что начал создавать свои вариации на темы великого мастера. Наши современники считают, что картины того и другого вполне можно перепутать, но на самом деле Брейгель имел индивидуальный почерк: тайны Босха так и остались неразгаданными, а в почерке Брейгеля сформировались свои собственные. За ним числится около 45 картин, из которых большинство посвящено сельским пейзажам и простым крестьянам (позднее его за это назвали Брейгелем Мужицким). Тем не менее при кажущемся бытовом и незамысловатом характере этих работ они имеют глубокий оттенок притчи. Их цветовая тональность более монохромная и приглушенная, чем в картинах Босха, и помимо религии, которой придается не только потусторонняя, но и вполне социальная роль, они часто заключают в себе отсылки к политике. Обоих мастеров объединяет стремление к многоплановости и многослойности, умение перелицевать привычное так, что одни увидят философское поучение, другие — жесткий гротеск, а третьи — иллюзорную Вселенную, в которой эти живописцы чувствовали себя комфортнее, чем в земной жизни.

выставка, Босх и Брейгель

Организаторы передали все это через репродукции и привлекли к экспозиции широкое общественное внимание. К сожалению, далеко не у каждого петербуржца есть возможность увидеть своими глазами «Семь смертных грехов» и «Сад наслаждений» Босха в Музее Прадо в Мадриде, «Охотников на снегу» Брейгеля в Музее изящных искусств в Вене и «Зимний пейзаж с конькобежцами» в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе. Поэтому ценность такого мероприятия не стоит оспаривать, и выставочный зал в «Этажах» ждет заинтересованных зрителей до 27 мая.

выставка, Босх и Брейгель

ЛЮДМИЛА СЕМЕНОВА

14 мая 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.