Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».

Босх и Брейгель

Удалось ли организаторам создать действительно мистическую атмосферу — на это у каждого посетителя своя точка зрения. Однако у Северного Возрождения и духа Санкт-Петербурга явно есть нечто общее, а тематика картин Иеронима Босха и Питера Брейгеля, несмотря на то, как давно они жили, актуальна по сей день.

выставка, Босх и Брейгель

Не все зрители знают, что важное отличие Северного Возрождения от более известного итальянского Ренессанса состоит в том, что реалистичность портрета и пейзажа становится важнее безупречной красоты, психологизм и эмоциональная выразительность человеческого лица — важнее классической правильности, а монументальные изображения бескрайней природы были потеснены бытовыми и жанровыми сценками.

выставка, Босх и Брейгель

Кроме того, важную роль в живописи этого жанра играла религия. Ключевое значение в культурном и философском мировоззрении имел пантеизм — учение, объединяющее и порой отождествляющее Бога и мир. Если южные живописцы часто делали пейзаж лишь фоном для портрета, пусть и великолепным, то Северное Возрождение взглянуло на природу как глобальное обиталище бога. И во всех, и красивых, и уродливых ее уголках и проявлениях есть его черты и помыслы. Это переводит веру из разряда идеологии просветления в разряд неоднозначных сюжетов, сложной палитры и всепроникающей мистики.

выставка, Босх и Брейгель

Если в современной России «духовное возрождение» приобрело абсурдные формы из-за безусловного деления на «черное» и «белое», догмы о том, что все, что делают высшие силы, — правильно и к лучшему, а все плохое в мире происходит от человеческой слабости и порочности, то Босх и Брейгель изображали божьи промыслы гораздо более многогранно. В их представлении мир выглядит плавильным котлом, собравшим воедино свет и тьму, чистое небо и грозовые тучи, прозрачные озера и жуткую трясину, прекрасные сады и ядовитые туманы. Бог для них не идеальный добрый пастырь, а абстрактная сущность, которая может быть и благодатью, и кошмаром.

выставка, Босх и Брейгель

Иероним Босх (настоящее имя Ерун Антонисон ван Акен) являлся членом Братства Богоматери (общества посвященных, поклоняющихся Богородице, а также занимавшихся благотворительностью) и служил ему как живописец, выполняя такие заказы, как оформление праздничных шествий в честь Девы Марии и различных таинств, написание створок алтаря для капеллы в Соборе Святого Иоанна. Брейгель встраивал в свои сюжеты отсылки к Евангелию и размещал персонажей и символы из Библии на бытовых картинах современной ему повседневности. Они наверняка знали много о законе божьем в понимании их эпохи, но в то же время создавали свой изобразительный язык, более близкий народным преданиям, острому и мрачному фольклору, трактатам черной магии.

выставка, Босх и Брейгель

В творчестве Босха практически каждая деталь имеет особый смысл, хотя разгадать в наши дни можно лишь некоторые из них. Рай и Ад, таинства алхимии и темных обрядов, бестиарий, в котором животные и растения являются эмблемами живого и мертвого мира, атрибуты людских пороков, — все это живет в его картинах, которые простому зрителю кажутся лишь калейдоскопом безликих и безжизненных человеческих фигур, немыслимых чудовищ, агрессивных красок и полутонов.

выставка, Босх и Брейгель

Биография художника тоже окутана тайной: глубокие исследования позволяют отнести к его наследию 25 картин и 8 графических рисунков, в том числе — триптихов и их фрагментов, однако подписаны его именем лишь семь работ. Безвозвратно утеряны и названия, которые давал картинам сам художник, а также даты создания, поэтому сложно судить о хронологии его творчества и этапах его развития. Искусствоведы сходятся во мнении, что искусство Босха слишком завязано на некой непостижимой логике, и поэтому не поддается толкованию с общекультурной точки зрения.

выставка, Босх и Брейгель

Творчество Босха оказало существенное влияние на Питера Брейгеля, который был так впечатлен эстампами с его работ, что начал создавать свои вариации на темы великого мастера. Наши современники считают, что картины того и другого вполне можно перепутать, но на самом деле Брейгель имел индивидуальный почерк: тайны Босха так и остались неразгаданными, а в почерке Брейгеля сформировались свои собственные. За ним числится около 45 картин, из которых большинство посвящено сельским пейзажам и простым крестьянам (позднее его за это назвали Брейгелем Мужицким). Тем не менее при кажущемся бытовом и незамысловатом характере этих работ они имеют глубокий оттенок притчи. Их цветовая тональность более монохромная и приглушенная, чем в картинах Босха, и помимо религии, которой придается не только потусторонняя, но и вполне социальная роль, они часто заключают в себе отсылки к политике. Обоих мастеров объединяет стремление к многоплановости и многослойности, умение перелицевать привычное так, что одни увидят философское поучение, другие — жесткий гротеск, а третьи — иллюзорную Вселенную, в которой эти живописцы чувствовали себя комфортнее, чем в земной жизни.

выставка, Босх и Брейгель

Организаторы передали все это через репродукции и привлекли к экспозиции широкое общественное внимание. К сожалению, далеко не у каждого петербуржца есть возможность увидеть своими глазами «Семь смертных грехов» и «Сад наслаждений» Босха в Музее Прадо в Мадриде, «Охотников на снегу» Брейгеля в Музее изящных искусств в Вене и «Зимний пейзаж с конькобежцами» в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе. Поэтому ценность такого мероприятия не стоит оспаривать, и выставочный зал в «Этажах» ждет заинтересованных зрителей до 27 мая.

выставка, Босх и Брейгель

ЛЮДМИЛА СЕМЕНОВА

14 мая 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

учебный театр на Моховой

Стартовал первый «Молодой театр. Санкт-Петербург»

В Петербурге стартовал первый фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» — он проходит с 16 по 20 ноября 2019 года. Лучшие учебные постановки зрителю представят студенты ведущих театральных вузов Москвы (ГИТИС), Новосибирска (НГТИ), Екатеринбурга (ЕГТИ), Ярославля (ЯГТИ) и Санкт-Петербурга (РГИСИ). Большинство событий фестиваля петербуржцы смогут посетить бесплатно. Вход на большинство событий фестиваля – свободный, по регистрации.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.