Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».

Босх и Брейгель

Удалось ли организаторам создать действительно мистическую атмосферу — на это у каждого посетителя своя точка зрения. Однако у Северного Возрождения и духа Санкт-Петербурга явно есть нечто общее, а тематика картин Иеронима Босха и Питера Брейгеля, несмотря на то, как давно они жили, актуальна по сей день.

выставка, Босх и Брейгель

Не все зрители знают, что важное отличие Северного Возрождения от более известного итальянского Ренессанса состоит в том, что реалистичность портрета и пейзажа становится важнее безупречной красоты, психологизм и эмоциональная выразительность человеческого лица — важнее классической правильности, а монументальные изображения бескрайней природы были потеснены бытовыми и жанровыми сценками.

выставка, Босх и Брейгель

Кроме того, важную роль в живописи этого жанра играла религия. Ключевое значение в культурном и философском мировоззрении имел пантеизм — учение, объединяющее и порой отождествляющее Бога и мир. Если южные живописцы часто делали пейзаж лишь фоном для портрета, пусть и великолепным, то Северное Возрождение взглянуло на природу как глобальное обиталище бога. И во всех, и красивых, и уродливых ее уголках и проявлениях есть его черты и помыслы. Это переводит веру из разряда идеологии просветления в разряд неоднозначных сюжетов, сложной палитры и всепроникающей мистики.

выставка, Босх и Брейгель

Если в современной России «духовное возрождение» приобрело абсурдные формы из-за безусловного деления на «черное» и «белое», догмы о том, что все, что делают высшие силы, — правильно и к лучшему, а все плохое в мире происходит от человеческой слабости и порочности, то Босх и Брейгель изображали божьи промыслы гораздо более многогранно. В их представлении мир выглядит плавильным котлом, собравшим воедино свет и тьму, чистое небо и грозовые тучи, прозрачные озера и жуткую трясину, прекрасные сады и ядовитые туманы. Бог для них не идеальный добрый пастырь, а абстрактная сущность, которая может быть и благодатью, и кошмаром.

выставка, Босх и Брейгель

Иероним Босх (настоящее имя Ерун Антонисон ван Акен) являлся членом Братства Богоматери (общества посвященных, поклоняющихся Богородице, а также занимавшихся благотворительностью) и служил ему как живописец, выполняя такие заказы, как оформление праздничных шествий в честь Девы Марии и различных таинств, написание створок алтаря для капеллы в Соборе Святого Иоанна. Брейгель встраивал в свои сюжеты отсылки к Евангелию и размещал персонажей и символы из Библии на бытовых картинах современной ему повседневности. Они наверняка знали много о законе божьем в понимании их эпохи, но в то же время создавали свой изобразительный язык, более близкий народным преданиям, острому и мрачному фольклору, трактатам черной магии.

выставка, Босх и Брейгель

В творчестве Босха практически каждая деталь имеет особый смысл, хотя разгадать в наши дни можно лишь некоторые из них. Рай и Ад, таинства алхимии и темных обрядов, бестиарий, в котором животные и растения являются эмблемами живого и мертвого мира, атрибуты людских пороков, — все это живет в его картинах, которые простому зрителю кажутся лишь калейдоскопом безликих и безжизненных человеческих фигур, немыслимых чудовищ, агрессивных красок и полутонов.

выставка, Босх и Брейгель

Биография художника тоже окутана тайной: глубокие исследования позволяют отнести к его наследию 25 картин и 8 графических рисунков, в том числе — триптихов и их фрагментов, однако подписаны его именем лишь семь работ. Безвозвратно утеряны и названия, которые давал картинам сам художник, а также даты создания, поэтому сложно судить о хронологии его творчества и этапах его развития. Искусствоведы сходятся во мнении, что искусство Босха слишком завязано на некой непостижимой логике, и поэтому не поддается толкованию с общекультурной точки зрения.

выставка, Босх и Брейгель

Творчество Босха оказало существенное влияние на Питера Брейгеля, который был так впечатлен эстампами с его работ, что начал создавать свои вариации на темы великого мастера. Наши современники считают, что картины того и другого вполне можно перепутать, но на самом деле Брейгель имел индивидуальный почерк: тайны Босха так и остались неразгаданными, а в почерке Брейгеля сформировались свои собственные. За ним числится около 45 картин, из которых большинство посвящено сельским пейзажам и простым крестьянам (позднее его за это назвали Брейгелем Мужицким). Тем не менее при кажущемся бытовом и незамысловатом характере этих работ они имеют глубокий оттенок притчи. Их цветовая тональность более монохромная и приглушенная, чем в картинах Босха, и помимо религии, которой придается не только потусторонняя, но и вполне социальная роль, они часто заключают в себе отсылки к политике. Обоих мастеров объединяет стремление к многоплановости и многослойности, умение перелицевать привычное так, что одни увидят философское поучение, другие — жесткий гротеск, а третьи — иллюзорную Вселенную, в которой эти живописцы чувствовали себя комфортнее, чем в земной жизни.

выставка, Босх и Брейгель

Организаторы передали все это через репродукции и привлекли к экспозиции широкое общественное внимание. К сожалению, далеко не у каждого петербуржца есть возможность увидеть своими глазами «Семь смертных грехов» и «Сад наслаждений» Босха в Музее Прадо в Мадриде, «Охотников на снегу» Брейгеля в Музее изящных искусств в Вене и «Зимний пейзаж с конькобежцами» в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе. Поэтому ценность такого мероприятия не стоит оспаривать, и выставочный зал в «Этажах» ждет заинтересованных зрителей до 27 мая.

выставка, Босх и Брейгель

ЛЮДМИЛА СЕМЕНОВА

14 мая 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

МКФ

Культурный форум подвел итоги

Санкт-Петербург с 15 по 17 ноября в седьмой раз принимал центральное событие культурной жизни России. За прошедшие годы Международный культурный форум (МКФ) стал признанной во всем мире площадкой для открытого диалога звезд драматического театра, оперы и балета, выдающихся режиссеров и музыкантов, представителей академического сообщества из разных стран. Его основной темой стала «Культура как стратегический потенциал страны». В мероприятиях форума приняли участие 35 тысяч человек, среди которых были представители 101 иностранного государства.

Михайловский замок

«Культурный марафон» впервые пройдет в России

«Культурный марафон» впервые пройдет в России 24-25 ноября. В ходе Международного культурного форума в Санкт-Петербурге состоялась пресс-конференция, посвященная анонсированию этого федерального проекта. Его проведение предполагает два дня свободного доступа к выставкам, экскурсиям и интерактивным занятиям в четырех городах — Москве (Третьяковская галерея), Санкт-Петербурге (Русский музей), Калининграде (Музей мирового океана) и Туле (Государственный музей оружия). Организатором акции является благотворительный фонд «Система» при поддержке Министерства культуры РФ.

Jazz across bording

Jazz Across Borders стер границы 15 стран

Представители более чем 15 стран собрались на форум-фесте Jazz Across Borders (JAB) в Северной столице России. Этот фестиваль проходит в рамках Международного культурного форума, который в седьмой раз проходит в Санкт-Петербурге. Программа JAB включает панельные дискуссии, выставку российской и зарубежной джазовой индустрии, мастер-классы, концерты в клубах Санкт-Петербурга и шоукейсы. Грандиозным финалом двухдневного джазового марафона станет гала-концерт звездных музыкантов в Мариинском театре 17 ноября.

Вадим Эйленкриг

Вадим Эйленкриг: Еще сыграем на Марсе

В Санкт-Петербурге стартовал Международный культурный форум (МКФ), и одним из самых ярких событий его программы станет джазовый фестиваль, который начнется 16 ноября. Под эгидой МКФ форум-фест Jazz Across Borders (JAB) проводится второй раз, его руководитель известный российский музыкант Игорь Бутман. На этой площадке встретятся молодые музыканты, живые легенды и профессионалы музыкальной индустрии со всего мира. Участник форум-феста, трубач-виртуоз Вадим Эйленкриг рассказал «Петербургскому авангарду» о джазовой части МКФ.

Константин Райкин

Константин Райкин: Очень хочется высказаться, и очень опасно

На Новой сцене Александринского театра в рамках Международного культурного форума состоялась встреча с руководителем театра «Сатирикон», народным артистом России Константином Райкиным. Корреспондент «Росбалта» выбрал лучшие цитаты из монолога и ответов артиста на вопросы аудитории — о творческом пути, ролях, отношении к зрителям и тени отца.

Главный штаб, МКФ

В Петербурге — Международный культурный форум

В Северной столице утром 15 ноября официально открылся VII Международный культурный форум. На торжестве в Главном Штабе собрались важные гости, организаторы и участники МКФ. В пятницу, 16 ноября (19:00), праздник по случаю начала работы форума пройдет в Мариинском театре. Телеграмма, в которой участников форума поприветствовал президент РФ Владимир Путин, опубликована на сайте Кремля.