Саулюс Сондецкис: Встреча, изменившая жизнь

Сегодня в Большом зале Петербургской филармонии открывается фестиваль, посвященный выдающемуся дирижеру Саулюсу Сондецкису. Для каждого, кто хотя бы раз встречался с маэстро, эта встреча стала незабываемой. Это был удивительны человек и гениальный музыкант. «Петербургский авангард» решил поделиться воспоминаниями о великом Саулюсе Сондецкисе, которые написал Дмитрий Якубовский, концертмейстера альтовой группы камерного оркестра, которым руководил маэстро.

Саулюс Сондецкис

О встрече

Наша встреча произошла, когда я учился на третьем курсе Санкт-Петербургской консерватории. Тогда, в 1989 году, имя Сондецкиса было известно всем любителям музыки. Это был дирижер с мировой славой. Попасть на концерты Литовского камерного оркестра было не просто. Поэтому когда я прочел объявление о конкурсе среди студентов второго и третьего курса в студенческий камерный оркестр, руководить которым будет Саулюс Сондецкис, я честно говоря, не очень-то и поверил и на конкурс не пошел. К счастью, из восьми претендентов, выбрать смогли только троих. Четвертое место оставалось незанятым. Бесконечно благодарен моему профессору по классу альта Владимиру Ивановичу Стопичеву, который просто приказал мне не валять дурака, а немедленно идти на первую репетицию вновь созданного оркестра. Я конечно послушался, и с этого момента началась моя новая жизнь.

Я бесконечно благодарен всем, кто явился инициаторами приглашения Сондецкиса на пост руководителя камерного оркестра Санкт-Петербургской консерватории. А ими были знаменитый танцор Мариинского театра Сергей Васильевич Викулов и известный скрипач, концертмейстер многих прославленных оркестров Лев Наумович Шредер. И у того, и у другого дети учились в консерватории, поэтому дальновидные родители мечтали о том, чтобы дать им добротное европейское образование, а если получится, то и достойную работу. Они пришли к тогдашнему ректору консерватории Владиславу Александровичу Чернышенко, который поддержал их идею и повелел быть по сему!

Первое появление Саулюса Яцковича в оркестровом классе полностью совпадает с его именем. Один из переводов литовского имени Саулюс — «солнце». В класс, который сразу показался маленьким, вошел очень большой человек, который не просто улыбался. Он сиял улыбкой, которая согревала и успокаивала, а надо сказать, что успокоение требовалось. Мы все очень волновались. Потом мы расселись по местам, и тут я совершил поступок, за который мне до сих пор стыдно. Поскольку место концертмейстера альтовой группы было уже занято, то я не задумываясь сел рядом, на место помощника концертмейстера. Двое других альтистов скромно сели за второй пульт. Ребята были вполне достойные и конечно нельзя было лезть вперед, но увы…

О репетициях

Началась репетиция. Первым произведением, которое мы стали разучивать, была «Струнная серенада» Чайковского. Работа сразу захватила всех: каждый старался максимально точно исполнить пожелания Маэстро. Мы постигали филировку последних нот фразы; артикуляционные цезуры, изменение характера музыки в связи с переменой нюанса; баланс; интонацию; умение играть настоящее ансамблевое рiano и многое-многое другое. Не могу сказать, что нас этому не учили. Нам преподавали великолепные музыканты: Владимир Юрьевич Овчарек, Антонина Максимовна Казарина, Владимир Иванович Стопичев, Тамара Лазаревна Фидлер и другие. Безусловно, они учили нас прекрасно и дали все необходимое для профессионального роста. Что же нового открыл нам Сондецкис?

Его трактовка авторского текста была очень необычна для нас. То, чему учил он в 1989 году, вошло во всеобщий обиход, стало привычным лет через десять. Бережное отношение к каждой авторской ремарке; умение увидеть за нотными знаками некий сценарий, персонаж, или картину природы; свобода от ритмического рабства, умение дышать и артикулировать не смотря на быстрый, моторный темп; выявление скрытой полифонии в каждой фразе и так далее… Было конечно трудно все это осваивать, но не помню ощущения усталости. Всегда, когда репетиция заканчивались, хотелось еще хоть чуть-чуть ее продлить.

О концертах

Незаметно подошло время первого концерта. Сейчас уже не верится, что консерватория обладала один из лучших залов в городе, а может и в стране — залом имени Глазунова. Прискорбно, что нынешние студенты надолго лишены этой возможности. Нам повезло. Зал был полон. В первых рядах сидели наши профессора и родители. От волнения у многих из нас дрожали смычки. Потом было много выступлений и гастролей.

Прошло два года и наши «отцы основатели» перешли ко второму этапу своего родительского плана. Европейское оркестровое образование их дети, а вместе с ними и мы, получили. Теперь надо было найти достойную работу. Вот тут вновь нужно сказать слова благодарности Борису Борисовичу Пиотровскому, директору государственного Эрмитажа. Он, с пониманием отнесся к идее создания на базе музея элитного камерного оркестра.

Потом, когда Бориса Борисовича уже не было в живых, нам очень часто говорили, что мы не можем существовать в музее, поскольку музей не должен заниматься концертной работой и это не прописано в уставных документах. Да, это наверное так, но если директором музея является человек волевой, творческий и смелый, то тогда нет преград у искусства нигде и тогда поистине совершается процесс просвещения и музей не только хранит, но и созидает новое, живое искусство. Так и было при Бориса Пиотровском. Мы могли репетировать прямо в отреставрированном театре Эрмитажа.

Об Эрмитаже

Эрмитаж сотрудничал со многими не государственными компаниями, которые спонсировали музейные проекты на взаимовыгодной основе. Одну из таких компаний Борис Борисович обязал содержать оркестр и появилась поистине элитная зарплата. Мы стали знамениты на весь мир и нам открылись двери лучших залов мира. Увы, наш меценат, Борис Пиотровский скончался. И вместе с ним умерла и наша элитная жизнь. Из Эрмитажа нас выставили и начался период скитаний. Директором оркестра тогда был композитор Сергей Евтушенко. Ему пришлось очень многому тогда научиться, чтобы оркестр не перестал существовать.

Однажды, когда финансовое положение было столь плачевным, что Саулюс стал подумывать о роспуске оркестра, ему позвонили из Германии и предложили великолепные гастроли с очень приличным гонораром. Так вот, этого гонорара хватило на то, чтобы оркестр целый год получал зарплату! Да и Сондецкис отдал нам большую часть своего гонорара.

Прошли трудные годы и вновь мы вернулись в Эрмитаж. Директором Музея стал сын Бориса Борисовича, Михаил Борисович Пиотровский. Благодаря его доброй воле оркестр вновь мог играть в театре и выставочных залах. Примерно тогда мы сменили название: оркестр «Санкт-Петербург Камерата» стал называться «Оркестр Государственного Эрмитажа». Происходило много чего интересного. Было сыграло море концертов. Мы объездили всю Францию, Испанию, Японию, Шведцию, Швейцарию и Германию. Однако, так и не смогли получить статус государственного оркестра. Но в это время Саулюс Сондецкис был награжден званием почетного профессора Санкт-Петербургской Консерватории.

О расставании

Еще много концертов и проектов удалось осуществить, но Саулюс приезжал к нам все реже. Причин несколько. Все-таки возраст Маэстро не позволял ему так свободно перемещаться, как раньше. В связи с этим пришлось начать поиски нового главного дирижера. После многих попыток, выбор пал на итало-российского дирижера Фабио Мастранжело. А когда он возглавил театр «Мюзик-холл» оркестр стал камерным оркестром театра под названием «Северная симфониетта». Сейчас он преобразован в симфонический оркестр «Северная Симфония». Из знаменитого оркестра Сондецкиса в составе осталось пять человек, но все они в оркестре на ведущих позициях. Мы стараемся не терять нашу атмосферу. Ту творческую, дружескую среду, где только и возможно творить и создавать поистине настоящее искусство.

Недавно в Вильнюсе скончался наш дорогой Маэстро. Его похороны были грандиозны. Съехались музыканты со всего мира и стало очевидно: как их много — людей, воспитанных Сондецкисом. Мы все никогда его не забудем и постараемся передать знания полученные от него молодым музыкантам. Тогда же было решено провести ряд мероприятий в память о Сондецкисе в Петербурге.

О фестивале

Наконец этот момент настал, и 27 февраля в Большом Зале Санкт-Петербургской Филармонии состоится открытие фестиваля «Камерата». В концерте примут участие замечательные солисты: Витаутас Сондецкис, сын знаменитого режиссера, замечательный виолончелист, инициатор фестиваля; Давид Герингас, когда-то ученик Сондецкиса, а теперь сам прославленный профессор и выдающийся виолончелист; трубач Сергей Накаряков, имя которого известно всему миру; Гедиминас Гелготас, молодой литовский пианист и композитор; Сандра Шредер, бессменный концертмейстер оркестра «Санкт-Петербург Камерата»; Михаил Симонян, скрипач, покоривший своей игрой лучшие аудитории мира.

Уникальность концерта еще и в том, что в нем примет участие прославленный оркестр, созданный Саулюсом Сондецкисом 30 лет назад в Ленинграде. Оркестр «Санкт-Петербург Камерата» после долгого перерыва вновь соберется вместе, чтобы постараться с предельной точностью воссоздать все пожелания Маэстро и исполнить вновь те произведения, которые принесли оркестру заслуженную славу как в России, так и во многих странах мира.

В программе концерта-открытия: «Струнная серенада» Чайковского, Чакона Баха, переработанная для камерного оркестра Саулюсом Сондецкисом, Концертная симфония для скрипки и альта Моцарта. Новое произведение, посвященное Маэстро, исполнит автор — Гедеминас Гелготас. Фестиваль, исполнительным директором которого стала Надежда Рогозина, продолжится двумя концертами в Малом зале филармонии и в Эрмитажном театре.

Мы с нетерпением ждем начала фестиваля. Хочется верить, что в случае успеха, фестиваль может иметь продолжение и в будущем. Имя Великого Маэстро вновь и вновь будет собирать в нашем городе учеников и последователей. Это было бы лучшим памятником человеку, вложившему столько сил в развитие мировой культуры и воспитавшему бесчисленное количество замечательных людей и музыкантов.

Дмитрий Якубовский

27 февраля 2019.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.