Санкт-Петербург принял балетный «Оскар» (фото)

Вот уже 25 лет на лучших театральных площадках мира проходит гала-концерт артистов балета «Звезды 21 века» — как назвал его Олег Виноградов, «своеобразный балетный "Оскар"», самое престижное событие в мире балета. Организовывают его Соломон и Надя Тенсер. Соломон Тенсер — генеральный продюсер антрепризы Stars of the 21-st Sentury, а Надя Веселова-Тенсер — арт-директор антрепризы. Именно благодаря этой паре в прошлом году в Санкт-Петербурге состоялось чествование народного артиста СССР, лауреата государственных премий Олега Виноградова, более 20 лет руководившего балетом Мариинского (ранее Кировского) театра, которому в прошлом году исполнилось 80 лет. Теперь балетмейстер представлял гала-концерт звезд балета как его арт-директор.

балет

К своему 25-летию этот проект, наконец, добрался до Санкт-Петербурга, родного города Нади Веселовой. В нашей стране такой концерт проходил только в Москве.

Олег Виноградов

О том, что зрителей ждет неординарное зрелище, можно было судить уже потому, что с середины дня у служебного подъезда концертного зала «Октябрьский» собралась толпа балетоманов (точнее, балетоманок) в надежде увидеть после репетиции этуаль Парижской оперы Матье Ганье. Когда почти через двенадцать часов артисты выходили из театра после окончания спектакля, дамы по-прежнему были на своем посту!

Золушка

На гала-концерте Матье Ганье с молодой солисткой «Гранд Опера» исполнили дуэт из балета Прокофьева «Золушка» в хореографии Рудольфа Нуреева, который перенес действие балета в эпоху немого кино Голливуда. Как обычно делал Нуреев в своих постановках, он постарался предельно усложнить партии, особенно — мужские, но французский дуэт справился со всеми сложностями легко и изящно. Во втором отделении французы покорили зрителей, исполнив замечательный дуэт из балета «Дети райка» (Les Entans du paradis). Музыка — Марк-Оливье Дюпен, хореография — Хосе Мартинес.

Дети райка

А открыло концерт звезд балета выступление детского хореографического коллектива из Ростова-на-Дону «Тысячелетие», победителя нескольких, в том числе, и международных конкурсов. Их танец «Калинка» был восторженно принят зрителями: юные танцовщики заканчивали свой номер под овацию зала.

Лебединое озеро

Далее на сцену вышли именитые российские артисты, чтобы исполнить «наше все» — отрывки из балетов Петипа на музыку Чайковского. И если с «Лебединым озером», как говорится, не сложилось (адажио из балета «Лебединое озеро» солисты Мариинского театра Оксана Скорик и Евгений Иванченко, как и вариацию Одиллии Элеонора Севенард из Большого театра исполнили без особого блеска), то па-де-де из балета «Спящая красавица» в исполнении той же Элеоноры Севенард и премьера Большого театра Дениса Родькина было безупречным.

Лебединое озеро

Кстати, Элеонора, выпускница Вагановской академии 2017 года, вариацию Одиллии на репетиции исполнила значительно лучше. Но, видимо, сказалось волнение, ведь она только год назад закончила академию хореографии и сразу была приглашена в Большой театр. И вот уже выступает рядом со звездами мирового балета.

Спящая красавица

Зарубежные звезды исполняли современную хореографию. Игоне де Йонг и Марийн Радемакер представляли национальный балет Нидерландов. Во всем мире эту труппу знают как Dutch National Ballet или Het. Артисты исполнили номер Ханса ван Манена, ставящего в первую очередь именно для этого коллектива.

Гносианы

Это был номер «Три гносианы» (Trois Gnossiennes) на музыку Эрика Сати. Помимо этого, они исполнили дуэт из балета «Мата Хари», поставленного руководителем труппы Тедом Брандсеном на произведения композитора Тарика Гамильтона О’Регана.

Мата Хари

Мария Яковлева и Эно Печи (Венский театр оперы и балета) исполнили миниатюру на музыку Шопена, поставленную Эно Печи, «Опус N25». Партию фортепиано практичести «с листа» виртуозно сыграл Геннадий Меркулов.

Опус №25

Другим номером их программы был дуэт из балета «Летучая мышь» на музыку Иоганна Штрауса в постановке Ролана Пети, полный изящества и юмора.

Летучая мышь

Хореографию Ролана Пети исполняли и премьеры театра Ла Скала Николетта Манни и Тимофей Андриященко. В 2013 году Тимофей, в то время представлявший Латвию, был награжден золотой медалью в младшей группе на XII Международном балетном конкурсе в Москве. В исполнении солистов Ла Скала зрители увидели фрагмент из знаменитого балета «Кармен».

Кармен

В далеком 1949 году этот балет Ролан Пети поставил на себя (партия Хозе) и свою супругу Зизи Жанмер, заставив ее перед этим коротко постричься. С тех пор такая стрижка является непременным атрибутом всех исполнительниц этой партии.

Кармен

Длинноногая, в коротенькой юбочке, со стрижкой «под мальчика», Жанмер никак не напоминала цыганку, скорее это француженка, дама полусвета, коварная, обольстительная. Ее танец просто наполнен эротикой. Есть запись этого балета 1980 года, где главные партии исполняет та же Жанмер и Барышников. К сожалению, именно чувственной эротики не хватило в исполнении Манни и Андриященко. Более органично они смотрелись в дуэте из балета «Караваджо» на музыку Клаудио Монтеверди в постановке Мауро Бигонзетти.

Караваджо

А завершали оба отделения прима Государственного балета Берлина Яна Саленко и премьер Мариинского театра Кимин Ким. В первом отделении они исполнили па-де-де из балета «Корсар» в хореографии Мариуса Петипа.

Корсар

А закончили концерт знаменитым па-де-де из балета «Дон Кихот» в постановке Александра Горского. Здесь уж они продемонстрировали весь технический балетный арсенал. Зал просто неистовал, наблюдая за стремительными вращениями, взрывными прыжками, высокими поддержками. Заключительная кода шла уже под сплошные аплодисменты в такт музыки.

Корсар

Это представляло особую сложность, потому что надо было не сбиться с собственного ритма. Кимин вихрем пронесся в жете ан турнант по кругу, а заключительное фуэте, причем в усложненном варианте, Яна исполнила, что называется «на кончике марки».

Дон Кихот

После концерта зрители долго не отпускали артистов со сцены. Такое событие, как гала-концерт звезд мирового балета, случается в Петербурге нечасто, поэтому публике хотелось продлить счастье встречи.

гала-концерт звезд балета

ИРИНА СОРИНА

12 июля 2018.
Текст: Ирина Сорина. Фото: Светлана Аввакум.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Римас Туминас

Римас Туминас: Я верю, что воображение творит

В середине февраля началось празднование столетия БДТ. Можно сказать, что одним из подарков к юбилею театра стали гастроли московского Государственного академического театра имени Вахтангова. Труппа начала гастроли на сцене БДТ в Санкт-Петербурге с «Евгения Онегина» 19 и 20 февраля. «Дядю Ваню» по Чехову публика увидит 21 февраля, а 22 февраля – «Ветер шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса. Завершатся гастроли премьерой спектакля «Фальшивая нота».

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).