Санкт-Петербург принял балетный «Оскар» (фото)

Вот уже 25 лет на лучших театральных площадках мира проходит гала-концерт артистов балета «Звезды 21 века» — как назвал его Олег Виноградов, «своеобразный балетный "Оскар"», самое престижное событие в мире балета. Организовывают его Соломон и Надя Тенсер. Соломон Тенсер — генеральный продюсер антрепризы Stars of the 21-st Sentury, а Надя Веселова-Тенсер — арт-директор антрепризы. Именно благодаря этой паре в прошлом году в Санкт-Петербурге состоялось чествование народного артиста СССР, лауреата государственных премий Олега Виноградова, более 20 лет руководившего балетом Мариинского (ранее Кировского) театра, которому в прошлом году исполнилось 80 лет. Теперь балетмейстер представлял гала-концерт звезд балета как его арт-директор.

балет

К своему 25-летию этот проект, наконец, добрался до Санкт-Петербурга, родного города Нади Веселовой. В нашей стране такой концерт проходил только в Москве.

Олег Виноградов

О том, что зрителей ждет неординарное зрелище, можно было судить уже потому, что с середины дня у служебного подъезда концертного зала «Октябрьский» собралась толпа балетоманов (точнее, балетоманок) в надежде увидеть после репетиции этуаль Парижской оперы Матье Ганье. Когда почти через двенадцать часов артисты выходили из театра после окончания спектакля, дамы по-прежнему были на своем посту!

Золушка

На гала-концерте Матье Ганье с молодой солисткой «Гранд Опера» исполнили дуэт из балета Прокофьева «Золушка» в хореографии Рудольфа Нуреева, который перенес действие балета в эпоху немого кино Голливуда. Как обычно делал Нуреев в своих постановках, он постарался предельно усложнить партии, особенно — мужские, но французский дуэт справился со всеми сложностями легко и изящно. Во втором отделении французы покорили зрителей, исполнив замечательный дуэт из балета «Дети райка» (Les Entans du paradis). Музыка — Марк-Оливье Дюпен, хореография — Хосе Мартинес.

Дети райка

А открыло концерт звезд балета выступление детского хореографического коллектива из Ростова-на-Дону «Тысячелетие», победителя нескольких, в том числе, и международных конкурсов. Их танец «Калинка» был восторженно принят зрителями: юные танцовщики заканчивали свой номер под овацию зала.

Лебединое озеро

Далее на сцену вышли именитые российские артисты, чтобы исполнить «наше все» — отрывки из балетов Петипа на музыку Чайковского. И если с «Лебединым озером», как говорится, не сложилось (адажио из балета «Лебединое озеро» солисты Мариинского театра Оксана Скорик и Евгений Иванченко, как и вариацию Одиллии Элеонора Севенард из Большого театра исполнили без особого блеска), то па-де-де из балета «Спящая красавица» в исполнении той же Элеоноры Севенард и премьера Большого театра Дениса Родькина было безупречным.

Лебединое озеро

Кстати, Элеонора, выпускница Вагановской академии 2017 года, вариацию Одиллии на репетиции исполнила значительно лучше. Но, видимо, сказалось волнение, ведь она только год назад закончила академию хореографии и сразу была приглашена в Большой театр. И вот уже выступает рядом со звездами мирового балета.

Спящая красавица

Зарубежные звезды исполняли современную хореографию. Игоне де Йонг и Марийн Радемакер представляли национальный балет Нидерландов. Во всем мире эту труппу знают как Dutch National Ballet или Het. Артисты исполнили номер Ханса ван Манена, ставящего в первую очередь именно для этого коллектива.

Гносианы

Это был номер «Три гносианы» (Trois Gnossiennes) на музыку Эрика Сати. Помимо этого, они исполнили дуэт из балета «Мата Хари», поставленного руководителем труппы Тедом Брандсеном на произведения композитора Тарика Гамильтона О’Регана.

Мата Хари

Мария Яковлева и Эно Печи (Венский театр оперы и балета) исполнили миниатюру на музыку Шопена, поставленную Эно Печи, «Опус N25». Партию фортепиано практичести «с листа» виртуозно сыграл Геннадий Меркулов.

Опус №25

Другим номером их программы был дуэт из балета «Летучая мышь» на музыку Иоганна Штрауса в постановке Ролана Пети, полный изящества и юмора.

Летучая мышь

Хореографию Ролана Пети исполняли и премьеры театра Ла Скала Николетта Манни и Тимофей Андриященко. В 2013 году Тимофей, в то время представлявший Латвию, был награжден золотой медалью в младшей группе на XII Международном балетном конкурсе в Москве. В исполнении солистов Ла Скала зрители увидели фрагмент из знаменитого балета «Кармен».

Кармен

В далеком 1949 году этот балет Ролан Пети поставил на себя (партия Хозе) и свою супругу Зизи Жанмер, заставив ее перед этим коротко постричься. С тех пор такая стрижка является непременным атрибутом всех исполнительниц этой партии.

Кармен

Длинноногая, в коротенькой юбочке, со стрижкой «под мальчика», Жанмер никак не напоминала цыганку, скорее это француженка, дама полусвета, коварная, обольстительная. Ее танец просто наполнен эротикой. Есть запись этого балета 1980 года, где главные партии исполняет та же Жанмер и Барышников. К сожалению, именно чувственной эротики не хватило в исполнении Манни и Андриященко. Более органично они смотрелись в дуэте из балета «Караваджо» на музыку Клаудио Монтеверди в постановке Мауро Бигонзетти.

Караваджо

А завершали оба отделения прима Государственного балета Берлина Яна Саленко и премьер Мариинского театра Кимин Ким. В первом отделении они исполнили па-де-де из балета «Корсар» в хореографии Мариуса Петипа.

Корсар

А закончили концерт знаменитым па-де-де из балета «Дон Кихот» в постановке Александра Горского. Здесь уж они продемонстрировали весь технический балетный арсенал. Зал просто неистовал, наблюдая за стремительными вращениями, взрывными прыжками, высокими поддержками. Заключительная кода шла уже под сплошные аплодисменты в такт музыки.

Корсар

Это представляло особую сложность, потому что надо было не сбиться с собственного ритма. Кимин вихрем пронесся в жете ан турнант по кругу, а заключительное фуэте, причем в усложненном варианте, Яна исполнила, что называется «на кончике марки».

Дон Кихот

После концерта зрители долго не отпускали артистов со сцены. Такое событие, как гала-концерт звезд мирового балета, случается в Петербурге нечасто, поэтому публике хотелось продлить счастье встречи.

гала-концерт звезд балета

ИРИНА СОРИНА

12 июля 2018.
Текст: Ирина Сорина. Фото: Светлана Аввакум.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.