Самые весенние выставки Петербурга

В этом году Петербургу обещают теплую весну и жаркое лето — пора радоваться солнцу и предвкушать отпуск. А пока вы в городе, стоит посмотреть, что приготовили к весне наши музеи. В теплый сезон многие выставки отсылают к экзотике, приключениям и чему-то неожиданному.

Высота

1. «На высоте» в «Эрарте» (до 26 июня)

Фотографы Вадим Махоров и Виталий Раскалов предлагают посмотреть на мир глазами руфера. Они забирались на высотки Нью-Йорка, Рио-де-Жанейро, Гонконга, Шанхая, Москвы без страховки, но с фотоаппаратом. Кураторы выставки говорят, что сам факт покорения высотки — это уже арт-перформанс. С этим можно не согласиться, но эффектные редкие снимки с крыш всего мира — очень вдохновляющее зрелище. Оно взывает к романтической мечте о свободе от границ, законов, обязанностей и страхов. Порождает желание посмотреть на звезды, вдохнуть полной грудью, чем-нибудь рискнуть. Глядя на изгибы освещенных магистралей, небоскребы над облаками и людей, гуляющих по самому краю пропасти мегаполиса, не сразу вспомнишь, что сегодня дроны могут делать такие снимки за людей. Но дроны ведь ничем не рискуют.

Выставка «Японский сувенир»

2. «Японский сувенир» в Росфото (до 5 июня)

Росфото представляет выставку фотографий из Японии эпохи Мэйдзи. Это причудливый период японской истории, когда страна открылась для внешнего мира, и предприимчивые европейцы привезли туда фототехнику, чтобы потом вывезти диковинные снимки. Первопроходец Феличе Беато и его ученики усвоили хрупкую постановочную интонацию: фотограф будто робко просит загадочные японские реалии застыть и не двигаться. На самом деле автору нужна красивая и непонятная по содержанию открытка, раскрашенный снимок. Но из-за японской самобытности и участия фотографов-японцев открытки получались замысловатыми, символичными, проникновенными. Жанровые сценки зачастую не так игривы, как на гравюрах, пейзажи сняты в смутном мистическом стиле. Больше всего привлекает постановочная бытовая экзотика, стремительно исчезающая японская аутентичность. Приятно смотреть эти кадры, когда в Японии отмечают праздник цветения сакуры. Все — в серебристо-розовых, прохладных изумрудных и синеватых цветах.

Выставка «Светлый день»

3. «Светлый день» Павла Еськова в Выставочном зале СХ (до 3 мая)

Ровная и очень светлая выставка заметного петербургского академиста Павла Еськова. Подойдет ценителям позитивного реализма: здесь уютные городские пейзажи, локальный масштаб, наработанная живописная манера. Много Петербурга в солнечном свете непривычно, но приятно видеть. Любителям монументального пафоса и надрыва в искусстве такая живопись может показаться приторной, но все же художник выбирает не самые очевидные открыточные ракурсы, уверенно владеет светом и не перебарщивает со «сладкими» цветами. Зеленая тень от листвы, теплые краски, приятная фактура живописи — можно сказать, маленький отпуск в летнем городе. Добрая выставка для семейного просмотра, к тому же бесплатная.

Выставка «Венецианский карнавал»

4. «Венецианский карнавал» в Михайловском замке (до 30 мая)

Карнавал был в феврале, но апрель в Петербурге примерно такой, как в Италии февраль. Добраться до выставки не просто: придется одолеть несколько лестничных маршей и пройти через открытый фонд скульптуры (а там есть на что засмотреться), чтобы найти нужные залы на первом этаже. «Карнавал» — фотовыставка с тонкой кураторской задумкой и сильным посылом. Экспозиция рассчитана на Петербург и его зрителя. Она о том, как Северная Венеция породнилась с оригиналом через Михаила Шемякина и театр Derevo. На фотографиях — Вячеслав Полунин, Антон Адасинский, Анвар Либабов. Целый зал посвящен их ежегодным шествиям на площади Сан-Марко. Заодно Шемякин с коллегами показывает нам, что происходит вокруг. Маска смотрит густо накрашенными глазами, то тут, то там выныривает жуткий клюв «чумного доктора», повсюду пары в очень дорогих и самых дешевых костюмах, пожилые дамы с россыпью мушек в напудренном декольте. Слияние красоты и уродства, тонкого вкуса и вульгарности, аттракциона для туристов и внутренней необходимости Венеции принимать карнавал. Жаль только, что не крупным по формату снимкам приходится отстаивать позиции у монотонно-розовых стен в пустых комнатах императора Павла — очень уж не карнавальный вид у самого интерьера.

Выставка «Цирк»

5. «Цирк» в Корпусе Бенуа Русского музея (до 9 июня)

Яркая экспозиция, пропитанная нашей сложной историей и интерактивно оформленная. Еще одна выставка из разряда семейных. Как и многие сборные тематические выставки Русского музея, «Цирк» неоднороден по составу. Здесь есть импрессионистические ранние работы Бориса Иогансона и такая теплая по настроению графика Ореста Верейского, а есть откровенные подражания экспрессионизму, где тема цирка использована скорее по инерции, чем по наитию. В этой массе работ читается трагический перелом истории, переход от авангардного искусства начала века к новому реализму с его монументальной светотенью и неутомимой массовкой. Но остается ощущение общности всего, что происходит в цирковом шатре, пока за его стенами бушуют войны и революции…

8 апреля 2016.
Текст: Анастасия Семенович. Фото: предоставлены музеями
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , .

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.

ПроТоАрт

«ПроТоАрт» — Город будущего по Мондриану

С 21 по 22 июля в Манеже на Исаакиевской площади появится город будущего, созданный по фантазиям Мондриана. Посетить его не составит труда — достаточно прийти на выставку «ПроТоАрт». В зданиях и на площадях арт-города посетители увидят современную живопись, скульптуру, музыку, видеоарт, механические объекты, инсталляции, посвященные феномену композиции в искусстве и в жизни.
«ПроТоАрт» — это еще и серия концертов, и перфоманс, и театральное действие, и масштабный арт-объект, в создании которого принимают участие зрители. Организаторы предлагают новый формат зрелищного мероприятия, который примерно можно обозначить как иммерсивный фестиваль.

балет

Санкт-Петербург принял балетный «Оскар» (фото)

Вот уже 25 лет на лучших театральных площадках мира проходит гала-концерт артистов балета «Звезды 21 века» — как назвал его Олег Виноградов, «своеобразный балетный «Оскар»», самое престижное событие в мире балета. Организовывают его Соломон и Надя Тенсер. Соломон Тенсер — генеральный продюсер антрепризы Stars of the 21-st Sentury, а Надя Веселова-Тенсер — арт-директор антрепризы. Именно благодаря этой паре в прошлом году в Санкт-Петербурге состоялось чествование народного артиста СССР, лауреата государственных премий Олега Виноградова, более 20 лет руководившего балетом Мариинского (ранее Кировского) театра, которому в прошлом году исполнилось 80 лет. Теперь балетмейстер представлял гала-концерт звезд балета как его арт-директор.

Федор Достоевский

День Достоевского, или Добродетель на кону

День Достоевского в Петербурге — праздник уникальный. Это не просто карнавал, фестиваль музеев и театральных акций: город раскрывается как необычайное место силы. Петербург Достоевского, навсегда ставший частью пространства северной столицы, и притягателен, и весел, но и мрачен, а порой даже пугающ. Праздник традиционно отмечается в первую июльскую субботу. В этом году он проходит уже в девятый раз. В связи с Чемпионатом мира по футболу его перенесли из Кузнечного переулка, где находится Музей Достоевского, на остров Новая Голландия.