Самые весенние выставки Петербурга

В этом году Петербургу обещают теплую весну и жаркое лето — пора радоваться солнцу и предвкушать отпуск. А пока вы в городе, стоит посмотреть, что приготовили к весне наши музеи. В теплый сезон многие выставки отсылают к экзотике, приключениям и чему-то неожиданному.

Высота

1. «На высоте» в «Эрарте» (до 26 июня)

Фотографы Вадим Махоров и Виталий Раскалов предлагают посмотреть на мир глазами руфера. Они забирались на высотки Нью-Йорка, Рио-де-Жанейро, Гонконга, Шанхая, Москвы без страховки, но с фотоаппаратом. Кураторы выставки говорят, что сам факт покорения высотки — это уже арт-перформанс. С этим можно не согласиться, но эффектные редкие снимки с крыш всего мира — очень вдохновляющее зрелище. Оно взывает к романтической мечте о свободе от границ, законов, обязанностей и страхов. Порождает желание посмотреть на звезды, вдохнуть полной грудью, чем-нибудь рискнуть. Глядя на изгибы освещенных магистралей, небоскребы над облаками и людей, гуляющих по самому краю пропасти мегаполиса, не сразу вспомнишь, что сегодня дроны могут делать такие снимки за людей. Но дроны ведь ничем не рискуют.

Выставка «Японский сувенир»

2. «Японский сувенир» в Росфото (до 5 июня)

Росфото представляет выставку фотографий из Японии эпохи Мэйдзи. Это причудливый период японской истории, когда страна открылась для внешнего мира, и предприимчивые европейцы привезли туда фототехнику, чтобы потом вывезти диковинные снимки. Первопроходец Феличе Беато и его ученики усвоили хрупкую постановочную интонацию: фотограф будто робко просит загадочные японские реалии застыть и не двигаться. На самом деле автору нужна красивая и непонятная по содержанию открытка, раскрашенный снимок. Но из-за японской самобытности и участия фотографов-японцев открытки получались замысловатыми, символичными, проникновенными. Жанровые сценки зачастую не так игривы, как на гравюрах, пейзажи сняты в смутном мистическом стиле. Больше всего привлекает постановочная бытовая экзотика, стремительно исчезающая японская аутентичность. Приятно смотреть эти кадры, когда в Японии отмечают праздник цветения сакуры. Все — в серебристо-розовых, прохладных изумрудных и синеватых цветах.

Выставка «Светлый день»

3. «Светлый день» Павла Еськова в Выставочном зале СХ (до 3 мая)

Ровная и очень светлая выставка заметного петербургского академиста Павла Еськова. Подойдет ценителям позитивного реализма: здесь уютные городские пейзажи, локальный масштаб, наработанная живописная манера. Много Петербурга в солнечном свете непривычно, но приятно видеть. Любителям монументального пафоса и надрыва в искусстве такая живопись может показаться приторной, но все же художник выбирает не самые очевидные открыточные ракурсы, уверенно владеет светом и не перебарщивает со «сладкими» цветами. Зеленая тень от листвы, теплые краски, приятная фактура живописи — можно сказать, маленький отпуск в летнем городе. Добрая выставка для семейного просмотра, к тому же бесплатная.

Выставка «Венецианский карнавал»

4. «Венецианский карнавал» в Михайловском замке (до 30 мая)

Карнавал был в феврале, но апрель в Петербурге примерно такой, как в Италии февраль. Добраться до выставки не просто: придется одолеть несколько лестничных маршей и пройти через открытый фонд скульптуры (а там есть на что засмотреться), чтобы найти нужные залы на первом этаже. «Карнавал» — фотовыставка с тонкой кураторской задумкой и сильным посылом. Экспозиция рассчитана на Петербург и его зрителя. Она о том, как Северная Венеция породнилась с оригиналом через Михаила Шемякина и театр Derevo. На фотографиях — Вячеслав Полунин, Антон Адасинский, Анвар Либабов. Целый зал посвящен их ежегодным шествиям на площади Сан-Марко. Заодно Шемякин с коллегами показывает нам, что происходит вокруг. Маска смотрит густо накрашенными глазами, то тут, то там выныривает жуткий клюв «чумного доктора», повсюду пары в очень дорогих и самых дешевых костюмах, пожилые дамы с россыпью мушек в напудренном декольте. Слияние красоты и уродства, тонкого вкуса и вульгарности, аттракциона для туристов и внутренней необходимости Венеции принимать карнавал. Жаль только, что не крупным по формату снимкам приходится отстаивать позиции у монотонно-розовых стен в пустых комнатах императора Павла — очень уж не карнавальный вид у самого интерьера.

Выставка «Цирк»

5. «Цирк» в Корпусе Бенуа Русского музея (до 9 июня)

Яркая экспозиция, пропитанная нашей сложной историей и интерактивно оформленная. Еще одна выставка из разряда семейных. Как и многие сборные тематические выставки Русского музея, «Цирк» неоднороден по составу. Здесь есть импрессионистические ранние работы Бориса Иогансона и такая теплая по настроению графика Ореста Верейского, а есть откровенные подражания экспрессионизму, где тема цирка использована скорее по инерции, чем по наитию. В этой массе работ читается трагический перелом истории, переход от авангардного искусства начала века к новому реализму с его монументальной светотенью и неутомимой массовкой. Но остается ощущение общности всего, что происходит в цирковом шатре, пока за его стенами бушуют войны и революции…

8 апреля 2016.
Текст: Анастасия Семенович. Фото: предоставлены музеями
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , .

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.