Самые весенние выставки Петербурга

В этом году Петербургу обещают теплую весну и жаркое лето — пора радоваться солнцу и предвкушать отпуск. А пока вы в городе, стоит посмотреть, что приготовили к весне наши музеи. В теплый сезон многие выставки отсылают к экзотике, приключениям и чему-то неожиданному.

Высота

1. «На высоте» в «Эрарте» (до 26 июня)

Фотографы Вадим Махоров и Виталий Раскалов предлагают посмотреть на мир глазами руфера. Они забирались на высотки Нью-Йорка, Рио-де-Жанейро, Гонконга, Шанхая, Москвы без страховки, но с фотоаппаратом. Кураторы выставки говорят, что сам факт покорения высотки — это уже арт-перформанс. С этим можно не согласиться, но эффектные редкие снимки с крыш всего мира — очень вдохновляющее зрелище. Оно взывает к романтической мечте о свободе от границ, законов, обязанностей и страхов. Порождает желание посмотреть на звезды, вдохнуть полной грудью, чем-нибудь рискнуть. Глядя на изгибы освещенных магистралей, небоскребы над облаками и людей, гуляющих по самому краю пропасти мегаполиса, не сразу вспомнишь, что сегодня дроны могут делать такие снимки за людей. Но дроны ведь ничем не рискуют.

Выставка «Японский сувенир»

2. «Японский сувенир» в Росфото (до 5 июня)

Росфото представляет выставку фотографий из Японии эпохи Мэйдзи. Это причудливый период японской истории, когда страна открылась для внешнего мира, и предприимчивые европейцы привезли туда фототехнику, чтобы потом вывезти диковинные снимки. Первопроходец Феличе Беато и его ученики усвоили хрупкую постановочную интонацию: фотограф будто робко просит загадочные японские реалии застыть и не двигаться. На самом деле автору нужна красивая и непонятная по содержанию открытка, раскрашенный снимок. Но из-за японской самобытности и участия фотографов-японцев открытки получались замысловатыми, символичными, проникновенными. Жанровые сценки зачастую не так игривы, как на гравюрах, пейзажи сняты в смутном мистическом стиле. Больше всего привлекает постановочная бытовая экзотика, стремительно исчезающая японская аутентичность. Приятно смотреть эти кадры, когда в Японии отмечают праздник цветения сакуры. Все — в серебристо-розовых, прохладных изумрудных и синеватых цветах.

Выставка «Светлый день»

3. «Светлый день» Павла Еськова в Выставочном зале СХ (до 3 мая)

Ровная и очень светлая выставка заметного петербургского академиста Павла Еськова. Подойдет ценителям позитивного реализма: здесь уютные городские пейзажи, локальный масштаб, наработанная живописная манера. Много Петербурга в солнечном свете непривычно, но приятно видеть. Любителям монументального пафоса и надрыва в искусстве такая живопись может показаться приторной, но все же художник выбирает не самые очевидные открыточные ракурсы, уверенно владеет светом и не перебарщивает со «сладкими» цветами. Зеленая тень от листвы, теплые краски, приятная фактура живописи — можно сказать, маленький отпуск в летнем городе. Добрая выставка для семейного просмотра, к тому же бесплатная.

Выставка «Венецианский карнавал»

4. «Венецианский карнавал» в Михайловском замке (до 30 мая)

Карнавал был в феврале, но апрель в Петербурге примерно такой, как в Италии февраль. Добраться до выставки не просто: придется одолеть несколько лестничных маршей и пройти через открытый фонд скульптуры (а там есть на что засмотреться), чтобы найти нужные залы на первом этаже. «Карнавал» — фотовыставка с тонкой кураторской задумкой и сильным посылом. Экспозиция рассчитана на Петербург и его зрителя. Она о том, как Северная Венеция породнилась с оригиналом через Михаила Шемякина и театр Derevo. На фотографиях — Вячеслав Полунин, Антон Адасинский, Анвар Либабов. Целый зал посвящен их ежегодным шествиям на площади Сан-Марко. Заодно Шемякин с коллегами показывает нам, что происходит вокруг. Маска смотрит густо накрашенными глазами, то тут, то там выныривает жуткий клюв «чумного доктора», повсюду пары в очень дорогих и самых дешевых костюмах, пожилые дамы с россыпью мушек в напудренном декольте. Слияние красоты и уродства, тонкого вкуса и вульгарности, аттракциона для туристов и внутренней необходимости Венеции принимать карнавал. Жаль только, что не крупным по формату снимкам приходится отстаивать позиции у монотонно-розовых стен в пустых комнатах императора Павла — очень уж не карнавальный вид у самого интерьера.

Выставка «Цирк»

5. «Цирк» в Корпусе Бенуа Русского музея (до 9 июня)

Яркая экспозиция, пропитанная нашей сложной историей и интерактивно оформленная. Еще одна выставка из разряда семейных. Как и многие сборные тематические выставки Русского музея, «Цирк» неоднороден по составу. Здесь есть импрессионистические ранние работы Бориса Иогансона и такая теплая по настроению графика Ореста Верейского, а есть откровенные подражания экспрессионизму, где тема цирка использована скорее по инерции, чем по наитию. В этой массе работ читается трагический перелом истории, переход от авангардного искусства начала века к новому реализму с его монументальной светотенью и неутомимой массовкой. Но остается ощущение общности всего, что происходит в цирковом шатре, пока за его стенами бушуют войны и революции…

8 апреля 2016.
Текст: Анастасия Семенович. Фото: предоставлены музеями
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , .

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.

Марк Розовский

Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.