Самые весенние выставки Петербурга

В этом году Петербургу обещают теплую весну и жаркое лето — пора радоваться солнцу и предвкушать отпуск. А пока вы в городе, стоит посмотреть, что приготовили к весне наши музеи. В теплый сезон многие выставки отсылают к экзотике, приключениям и чему-то неожиданному.

Высота

1. «На высоте» в «Эрарте» (до 26 июня)

Фотографы Вадим Махоров и Виталий Раскалов предлагают посмотреть на мир глазами руфера. Они забирались на высотки Нью-Йорка, Рио-де-Жанейро, Гонконга, Шанхая, Москвы без страховки, но с фотоаппаратом. Кураторы выставки говорят, что сам факт покорения высотки — это уже арт-перформанс. С этим можно не согласиться, но эффектные редкие снимки с крыш всего мира — очень вдохновляющее зрелище. Оно взывает к романтической мечте о свободе от границ, законов, обязанностей и страхов. Порождает желание посмотреть на звезды, вдохнуть полной грудью, чем-нибудь рискнуть. Глядя на изгибы освещенных магистралей, небоскребы над облаками и людей, гуляющих по самому краю пропасти мегаполиса, не сразу вспомнишь, что сегодня дроны могут делать такие снимки за людей. Но дроны ведь ничем не рискуют.

Выставка «Японский сувенир»

2. «Японский сувенир» в Росфото (до 5 июня)

Росфото представляет выставку фотографий из Японии эпохи Мэйдзи. Это причудливый период японской истории, когда страна открылась для внешнего мира, и предприимчивые европейцы привезли туда фототехнику, чтобы потом вывезти диковинные снимки. Первопроходец Феличе Беато и его ученики усвоили хрупкую постановочную интонацию: фотограф будто робко просит загадочные японские реалии застыть и не двигаться. На самом деле автору нужна красивая и непонятная по содержанию открытка, раскрашенный снимок. Но из-за японской самобытности и участия фотографов-японцев открытки получались замысловатыми, символичными, проникновенными. Жанровые сценки зачастую не так игривы, как на гравюрах, пейзажи сняты в смутном мистическом стиле. Больше всего привлекает постановочная бытовая экзотика, стремительно исчезающая японская аутентичность. Приятно смотреть эти кадры, когда в Японии отмечают праздник цветения сакуры. Все — в серебристо-розовых, прохладных изумрудных и синеватых цветах.

Выставка «Светлый день»

3. «Светлый день» Павла Еськова в Выставочном зале СХ (до 3 мая)

Ровная и очень светлая выставка заметного петербургского академиста Павла Еськова. Подойдет ценителям позитивного реализма: здесь уютные городские пейзажи, локальный масштаб, наработанная живописная манера. Много Петербурга в солнечном свете непривычно, но приятно видеть. Любителям монументального пафоса и надрыва в искусстве такая живопись может показаться приторной, но все же художник выбирает не самые очевидные открыточные ракурсы, уверенно владеет светом и не перебарщивает со «сладкими» цветами. Зеленая тень от листвы, теплые краски, приятная фактура живописи — можно сказать, маленький отпуск в летнем городе. Добрая выставка для семейного просмотра, к тому же бесплатная.

Выставка «Венецианский карнавал»

4. «Венецианский карнавал» в Михайловском замке (до 30 мая)

Карнавал был в феврале, но апрель в Петербурге примерно такой, как в Италии февраль. Добраться до выставки не просто: придется одолеть несколько лестничных маршей и пройти через открытый фонд скульптуры (а там есть на что засмотреться), чтобы найти нужные залы на первом этаже. «Карнавал» — фотовыставка с тонкой кураторской задумкой и сильным посылом. Экспозиция рассчитана на Петербург и его зрителя. Она о том, как Северная Венеция породнилась с оригиналом через Михаила Шемякина и театр Derevo. На фотографиях — Вячеслав Полунин, Антон Адасинский, Анвар Либабов. Целый зал посвящен их ежегодным шествиям на площади Сан-Марко. Заодно Шемякин с коллегами показывает нам, что происходит вокруг. Маска смотрит густо накрашенными глазами, то тут, то там выныривает жуткий клюв «чумного доктора», повсюду пары в очень дорогих и самых дешевых костюмах, пожилые дамы с россыпью мушек в напудренном декольте. Слияние красоты и уродства, тонкого вкуса и вульгарности, аттракциона для туристов и внутренней необходимости Венеции принимать карнавал. Жаль только, что не крупным по формату снимкам приходится отстаивать позиции у монотонно-розовых стен в пустых комнатах императора Павла — очень уж не карнавальный вид у самого интерьера.

Выставка «Цирк»

5. «Цирк» в Корпусе Бенуа Русского музея (до 9 июня)

Яркая экспозиция, пропитанная нашей сложной историей и интерактивно оформленная. Еще одна выставка из разряда семейных. Как и многие сборные тематические выставки Русского музея, «Цирк» неоднороден по составу. Здесь есть импрессионистические ранние работы Бориса Иогансона и такая теплая по настроению графика Ореста Верейского, а есть откровенные подражания экспрессионизму, где тема цирка использована скорее по инерции, чем по наитию. В этой массе работ читается трагический перелом истории, переход от авангардного искусства начала века к новому реализму с его монументальной светотенью и неутомимой массовкой. Но остается ощущение общности всего, что происходит в цирковом шатре, пока за его стенами бушуют войны и революции…

8 апреля 2016.
Текст: Анастасия Семенович. Фото: предоставлены музеями
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , .

Владимир Тюрин, рок-группа Астера

Владимир Тюрин: Запреты властей — это хороший пиар

Петербургская рок-команда «Астера» представляет в нашем городе один из самых интересных и красивых жанров альтернативной музыки — классический heavy metal. Сами музыканты называют свой стиль «Metal с добрым лицом». В 2018 году группа записала второй номерной альбом «Темный век» и в декабре презентовала его для своих поклонников. «Петербургский авангард» побеседовал с руководителем и гитаристом группы «Астера» Владимиром Тюриным о том, почему развитие и продвижение в России тяжелой музыки запаздывает по сравнению с Европой, в то время как рэп покоряет молодежь и телевидение.

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!