Русский музей стремится в Online

Не так давно в Санкт-Петербурге состоялся очередной Международный культурный форум, который официально открылся 16 ноября, но задолго до его открытия в Северной столице начались мероприятия, приготавливающие культурное сообщество к МКФ. Событие такого масштаба не обошло стороной и Русский музей, который не устает совершенствоваться и осваивать новые технологии. Так, 14-15 ноября в Лектории Михайловского замка (Садовая улица, 2) состоялась международная научно-практическая конференция «Русский музей: виртуальный филиал». Новая стратегия и лучший опыт информационно-образовательных центров». А 16 ноября под эгидой МКФ вопросы, поднятые на конференции, обсуждались на Рабочей встрече с представителями учреждений — партнеров проекта «Русский музей: виртуальный филиал».

Русский музей

Конференция в основном была посвящена новой стратегии и осмыслению опыта виртуальных филиалов музея. Сотрудникам службы «Виртуальный Русский музей» есть, что вспомнить и чем поделиться с коллегами. Этот проект, основанный на использовании современных информационных технологий в сфере культуры, существует уже 15 лет. Теперь Русский музей принял решение об обновлении стратегии проекта и о переходе к принципиально новому уровню взаимодействия между его участниками.

Русский музей

«Первый день был посвящен именно опыту — мы заслушали 20 докладов о деятельности художественных и краеведческих музеев, библиотек, вузов, школ — как общеобразовательных, так и художественных. Коллеги рассказывали о себе, выслушивали других, обменивались мнениями. Второй день был посвящен новой стратегии — мы обсудили причины, которые привели к выработке новой стратегии. Она, безусловно, ложится в общую стратегию Русского музея в сфере использования информационно-коммуникационных технологий в научной, хранительской и просветительской деятельности, которая в свою очередь вписывается в общую стратегию Министерства культуры РФ в области информационных технологий», — рассказала начальник службы «Виртуальный Русский музей» Мария Гладких.

Русский музей

Она сообщила, что стратегия развития партнерского проекта «Русский музей: виртуальный филиал» рассчитана на 2017-2020 годы. Свои предложения по развитию проектов Русского музея в сфере IT представили также независимые эксперты компаний «Кванториум», Mail.ru Group, Izi.Travel. Они рассказали о своем опыте работы с молодежной аудиторией, который может быть применен виртуальными филиалами. Для сотрудников виртуальных представительств Русского музея в регионах велась прямая трансляция конференции на сайте www.npvrm.ru, организованная при непосредственном участии и поддержке некоммерческого партнерства «Виртуальный Русский музей».

Русский музей

На следующий день после завершения конференции все важнейшие вопросы специалисты службы «Виртуальный Русский музей» обсудили в более узком кругу — состоялась Рабочая встреча с руководителями учреждений — партнеров проекта «Русский музей: виртуальный филиал». В ходе беседы были рассмотрены возможности реализации новой стратегии международного инновационного просветительского проекта «Русский музей: виртуальный филиал».

Надо отметить, что первая стратегия развития проекта была разработана еще в 2005 году. Задачи, которые музей ставил перед собой 10 лет назад, на сегодняшний день либо успешно реализованы, либо утратили свою актуальность.

Новая стратегия проекта «Русский музей: виртуальный филиал», которая и была представлена на суд профессионального сообщества 16 ноября в Центре мультимедиа Русского музея, основана на принципиально новом уровне взаимодействия Русского музея и его виртуальных филиалов.

Русский музей

С приветственным словом к участникам встречи обратился Советник Министра культуры РФ Вадим Ваньков, который подчеркнул значимость реализации проекта Русского музея и необходимость активного включения в проект новых возможностей, которые дают информационные технологии.

«Я бесконечно рад, что Русский музей выработал новую стратегию, которая предполагает взаимодействие с виртуальными посетителями, о чем говорит и само название проекта. А аудитория самого Русского музея таким образом будет расширяться. В этом плане Министерство культуры РФ готово помогать службе «Виртуальный Русский музей» всеми своими ресурсами, а это — и «Культура.рф», и «Виртуальный концертный зал». Мы заинтересованы в том, чтобы наш контент использовался и на сайтах Русского музея, и в его виртуальных филиалах», — рассказал Вадим Ваньков в кулуарах Рабочей встречи.

Русский музей

По его словам, некоторые ортодоксы выступают против виртуальных музеев, поскольку полагают, что пользователи все увидят в Интернете и в реальные музеи не пойдут. Но на самом деле все совсем наоборот. «Статистика показывает, что виртуальные туры способствуют росту посещаемости реальных музеев, театров и филармоний. Безусловно, нельзя ограничиваться только лишь технологиями, но именно они способствуют привлечению молодежной аудитории. Современная молодежь привыкла, что если чего-то нет в Интернете, то значит — этого нет вообще. К тому же у нас большая страна, поэтому не всем доступны посещения музеев и театров. Не говоря уже о создании инклюзивной среды», — отметил Вадим Ваньков.

Необходимо отметить, что как проект доказал свою состоятельность, оставаясь успешным на протяжении более 10 лет, так и генеральный спонсор проекта – Акционерная финансовая корпорация «Система – доказал свое постоянство Русскому музею. Именно поддержка мецената позволила создать богатую медиатеку проекта и ежегодно пополнять его новыми мультимедийными ресурсами, разработать и активно использовать систему видеоконференцсвязи, регулярно производить оцифровку коллекции Русского музея и реализовывать разнообразные проекты в сети Интернет, запустить мобильные приложения Русского музея. Разработка новой стратегии проекта стала возможна при поддержке Благотворительного фонда «Система» и Некоммерческого партнерства «Виртуальный Русский музей», которые содействовали в привлечении к разработке проекта стратегии экспертов в сфере музейного дела и информационных технологий. В ходе Рабочей встречи Президент Благотворительного фонда «Система» Анна Янчевская рассказал о роли мецената в искусстве и представила свои предложения по поддержке Русского музея и его проектов, в частности, проекта «Русский музей: виртуальный филиал» на ближайшие годы.

Русский музей

В рамках Рабочей встречи заместитель директора Русского музея Ольга Бабина рассказала о новой стратегии проекта, а начальник службы «Виртуальный Русский музей» Мария Гладких посвятила участников проекта в конкретные шаги по ее реализации. Руководители музеев и представители информационно-образовательных центров «Русский музей: виртуальный филиал» также поделились своим мнением о новой стратегии, дополнив своими предложениями по ее реализации.

По словам Марии Гладких, основные столпы стратегии — это три направления в сфере IT. Первое: развитие информационных технологий в самом музее, на экспозиции, создание медиа-архива, оцифровка коллекций, создание мультимедийных ресурсов и внутренней коммуникации в музее. Второе: присутствие Русского музея в реальном пространстве вне музея — это и его виртуальные филиалы, и партнерские проекты. Третье — очень масштабное направление «Русский музей онлайн», которое предполагает обеспечение прямого выхода музея к пользователю и взаимодействие с ним.

«Работа с виртуальными филиалами будет продолжена, и здесь мы планируем сосредоточиться на повышении качества работы виртуальных представительств Русского музея. В этом плане очень важным аспектом станет сертификация специалистов, работающих с материалами музея. Мы будем уделять этому особое внимание: разработаем специальные методические материалы, обучающие курсы. Они будут доступны не только для сотрудников виртуальных филиалов, но в будущем – и для всех любителей искусства», — отметила Мария Гладких.

Русский музей

Помимо сертификации сотрудников виртуальных филиалов, актуальными стали критерии ранжирования самих филиалов Русского музея, поскольку они открыты в самых разных учреждениях — в вузах, школах, музеях или библиотеках. «В каждом таком учреждении может быть виртуальный филиал, но если в библиотеке, например, основным показателем эффективности может быть высокая посещаемость, то для школы это — качество полученных знаний, хорошие выступления детей на интеллектуальных олимпиадах, высокий процент поступлений в вузы. Теперь любой виртуальный филиал может сам оценить свои силы и претендовать на определенную категорию в соответствии с конкретными требованиями, которые мы подготовили», — пояснила Мария Гладких.

Сейчас задача службы «Виртуальный Русский музей» — объединить различные подразделения музея и усилить его изнутри, добавила она. «А что касается идеи «Русский музей онлайн», то она не нова — родилась еще в 2014 году. Пока этот проект технически невозможен — для этого надо сделать еще очень многое. За три года планируем создать медиа-архив, обеспечить возможность для любого пользователя зарегистрироваться на сайте музея и получить доступ к медиатеке, а также к обучающим курсам. Кроме того, нам нужно усовершенствовать материально-техническую базу, поскольку сейчас у пользователей есть возможность только просматривать видео и картинки на нашем сайте», — рассказала начальник службы «Виртуальный Русский музей».

Но основной и неизменной задачей Русского музея остается привлечение в музей посетителей и их интерес к искусству. «Любое произведение искусства — это еще и определенная энергетика. И человек, подходя к полотну, рассматривая его, либо входит в резонанс тех энергий, которые излучает шедевр, либо испытывает диссонанс. Это то, что нельзя передать через экран. И это то, о чем посетитель музея обычно не задумывается. Но только в музее можно постоять перед картиной или скульптурой, подумать и почувствовать замысел художника. Мы стараемся использовать информационные технологии, чтобы насытить человека информационно и подтолкнуть его к тому, чтобы прийти к «живому источнику» — в музей — и испытать те эмоции, которые могут вызвать только подлинные произведения искусства», — подчеркнула Мария Гладких.

 

29 ноября 2017.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены пресс-службой Русского музея.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр дождей

«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.

реставрация Оргии Котабринского

«Оргия»: смотреть и не дышать

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать». Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.

фильмы Хироси Тэсигахара

В «Родине» стартуют бесплатные показы фильмов легендарного японского режиссера

Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге совместно с киноцентром «Родина» (Караванная улица, 12) представляют ретроспективу фильмов японского режиссера Хироси Тэсигахара. Вход на все киносеансы – свободный.

выставка Виталия Тюленева

Виталий Тюленев — сюрреалист «оттепели»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (набережная канала Грибоедова. 103) проходит экспозиция работ необычного советского художника Виталия Тюленева. В соответствии с мечтательным изобразительным языком мастера она названа «Во сне и наяву».