Русский музей стремится в Online

Не так давно в Санкт-Петербурге состоялся очередной Международный культурный форум, который официально открылся 16 ноября, но задолго до его открытия в Северной столице начались мероприятия, приготавливающие культурное сообщество к МКФ. Событие такого масштаба не обошло стороной и Русский музей, который не устает совершенствоваться и осваивать новые технологии. Так, 14-15 ноября в Лектории Михайловского замка (Садовая улица, 2) состоялась международная научно-практическая конференция «Русский музей: виртуальный филиал». Новая стратегия и лучший опыт информационно-образовательных центров». А 16 ноября под эгидой МКФ вопросы, поднятые на конференции, обсуждались на Рабочей встрече с представителями учреждений — партнеров проекта «Русский музей: виртуальный филиал».

Русский музей

Конференция в основном была посвящена новой стратегии и осмыслению опыта виртуальных филиалов музея. Сотрудникам службы «Виртуальный Русский музей» есть, что вспомнить и чем поделиться с коллегами. Этот проект, основанный на использовании современных информационных технологий в сфере культуры, существует уже 15 лет. Теперь Русский музей принял решение об обновлении стратегии проекта и о переходе к принципиально новому уровню взаимодействия между его участниками.

Русский музей

«Первый день был посвящен именно опыту — мы заслушали 20 докладов о деятельности художественных и краеведческих музеев, библиотек, вузов, школ — как общеобразовательных, так и художественных. Коллеги рассказывали о себе, выслушивали других, обменивались мнениями. Второй день был посвящен новой стратегии — мы обсудили причины, которые привели к выработке новой стратегии. Она, безусловно, ложится в общую стратегию Русского музея в сфере использования информационно-коммуникационных технологий в научной, хранительской и просветительской деятельности, которая в свою очередь вписывается в общую стратегию Министерства культуры РФ в области информационных технологий», — рассказала начальник службы «Виртуальный Русский музей» Мария Гладких.

Русский музей

Она сообщила, что стратегия развития партнерского проекта «Русский музей: виртуальный филиал» рассчитана на 2017-2020 годы. Свои предложения по развитию проектов Русского музея в сфере IT представили также независимые эксперты компаний «Кванториум», Mail.ru Group, Izi.Travel. Они рассказали о своем опыте работы с молодежной аудиторией, который может быть применен виртуальными филиалами. Для сотрудников виртуальных представительств Русского музея в регионах велась прямая трансляция конференции на сайте www.npvrm.ru, организованная при непосредственном участии и поддержке некоммерческого партнерства «Виртуальный Русский музей».

Русский музей

На следующий день после завершения конференции все важнейшие вопросы специалисты службы «Виртуальный Русский музей» обсудили в более узком кругу — состоялась Рабочая встреча с руководителями учреждений — партнеров проекта «Русский музей: виртуальный филиал». В ходе беседы были рассмотрены возможности реализации новой стратегии международного инновационного просветительского проекта «Русский музей: виртуальный филиал».

Надо отметить, что первая стратегия развития проекта была разработана еще в 2005 году. Задачи, которые музей ставил перед собой 10 лет назад, на сегодняшний день либо успешно реализованы, либо утратили свою актуальность.

Новая стратегия проекта «Русский музей: виртуальный филиал», которая и была представлена на суд профессионального сообщества 16 ноября в Центре мультимедиа Русского музея, основана на принципиально новом уровне взаимодействия Русского музея и его виртуальных филиалов.

Русский музей

С приветственным словом к участникам встречи обратился Советник Министра культуры РФ Вадим Ваньков, который подчеркнул значимость реализации проекта Русского музея и необходимость активного включения в проект новых возможностей, которые дают информационные технологии.

«Я бесконечно рад, что Русский музей выработал новую стратегию, которая предполагает взаимодействие с виртуальными посетителями, о чем говорит и само название проекта. А аудитория самого Русского музея таким образом будет расширяться. В этом плане Министерство культуры РФ готово помогать службе «Виртуальный Русский музей» всеми своими ресурсами, а это — и «Культура.рф», и «Виртуальный концертный зал». Мы заинтересованы в том, чтобы наш контент использовался и на сайтах Русского музея, и в его виртуальных филиалах», — рассказал Вадим Ваньков в кулуарах Рабочей встречи.

Русский музей

По его словам, некоторые ортодоксы выступают против виртуальных музеев, поскольку полагают, что пользователи все увидят в Интернете и в реальные музеи не пойдут. Но на самом деле все совсем наоборот. «Статистика показывает, что виртуальные туры способствуют росту посещаемости реальных музеев, театров и филармоний. Безусловно, нельзя ограничиваться только лишь технологиями, но именно они способствуют привлечению молодежной аудитории. Современная молодежь привыкла, что если чего-то нет в Интернете, то значит — этого нет вообще. К тому же у нас большая страна, поэтому не всем доступны посещения музеев и театров. Не говоря уже о создании инклюзивной среды», — отметил Вадим Ваньков.

Необходимо отметить, что как проект доказал свою состоятельность, оставаясь успешным на протяжении более 10 лет, так и генеральный спонсор проекта – Акционерная финансовая корпорация «Система – доказал свое постоянство Русскому музею. Именно поддержка мецената позволила создать богатую медиатеку проекта и ежегодно пополнять его новыми мультимедийными ресурсами, разработать и активно использовать систему видеоконференцсвязи, регулярно производить оцифровку коллекции Русского музея и реализовывать разнообразные проекты в сети Интернет, запустить мобильные приложения Русского музея. Разработка новой стратегии проекта стала возможна при поддержке Благотворительного фонда «Система» и Некоммерческого партнерства «Виртуальный Русский музей», которые содействовали в привлечении к разработке проекта стратегии экспертов в сфере музейного дела и информационных технологий. В ходе Рабочей встречи Президент Благотворительного фонда «Система» Анна Янчевская рассказал о роли мецената в искусстве и представила свои предложения по поддержке Русского музея и его проектов, в частности, проекта «Русский музей: виртуальный филиал» на ближайшие годы.

Русский музей

В рамках Рабочей встречи заместитель директора Русского музея Ольга Бабина рассказала о новой стратегии проекта, а начальник службы «Виртуальный Русский музей» Мария Гладких посвятила участников проекта в конкретные шаги по ее реализации. Руководители музеев и представители информационно-образовательных центров «Русский музей: виртуальный филиал» также поделились своим мнением о новой стратегии, дополнив своими предложениями по ее реализации.

По словам Марии Гладких, основные столпы стратегии — это три направления в сфере IT. Первое: развитие информационных технологий в самом музее, на экспозиции, создание медиа-архива, оцифровка коллекций, создание мультимедийных ресурсов и внутренней коммуникации в музее. Второе: присутствие Русского музея в реальном пространстве вне музея — это и его виртуальные филиалы, и партнерские проекты. Третье — очень масштабное направление «Русский музей онлайн», которое предполагает обеспечение прямого выхода музея к пользователю и взаимодействие с ним.

«Работа с виртуальными филиалами будет продолжена, и здесь мы планируем сосредоточиться на повышении качества работы виртуальных представительств Русского музея. В этом плане очень важным аспектом станет сертификация специалистов, работающих с материалами музея. Мы будем уделять этому особое внимание: разработаем специальные методические материалы, обучающие курсы. Они будут доступны не только для сотрудников виртуальных филиалов, но в будущем – и для всех любителей искусства», — отметила Мария Гладких.

Русский музей

Помимо сертификации сотрудников виртуальных филиалов, актуальными стали критерии ранжирования самих филиалов Русского музея, поскольку они открыты в самых разных учреждениях — в вузах, школах, музеях или библиотеках. «В каждом таком учреждении может быть виртуальный филиал, но если в библиотеке, например, основным показателем эффективности может быть высокая посещаемость, то для школы это — качество полученных знаний, хорошие выступления детей на интеллектуальных олимпиадах, высокий процент поступлений в вузы. Теперь любой виртуальный филиал может сам оценить свои силы и претендовать на определенную категорию в соответствии с конкретными требованиями, которые мы подготовили», — пояснила Мария Гладких.

Сейчас задача службы «Виртуальный Русский музей» — объединить различные подразделения музея и усилить его изнутри, добавила она. «А что касается идеи «Русский музей онлайн», то она не нова — родилась еще в 2014 году. Пока этот проект технически невозможен — для этого надо сделать еще очень многое. За три года планируем создать медиа-архив, обеспечить возможность для любого пользователя зарегистрироваться на сайте музея и получить доступ к медиатеке, а также к обучающим курсам. Кроме того, нам нужно усовершенствовать материально-техническую базу, поскольку сейчас у пользователей есть возможность только просматривать видео и картинки на нашем сайте», — рассказала начальник службы «Виртуальный Русский музей».

Но основной и неизменной задачей Русского музея остается привлечение в музей посетителей и их интерес к искусству. «Любое произведение искусства — это еще и определенная энергетика. И человек, подходя к полотну, рассматривая его, либо входит в резонанс тех энергий, которые излучает шедевр, либо испытывает диссонанс. Это то, что нельзя передать через экран. И это то, о чем посетитель музея обычно не задумывается. Но только в музее можно постоять перед картиной или скульптурой, подумать и почувствовать замысел художника. Мы стараемся использовать информационные технологии, чтобы насытить человека информационно и подтолкнуть его к тому, чтобы прийти к «живому источнику» — в музей — и испытать те эмоции, которые могут вызвать только подлинные произведения искусства», — подчеркнула Мария Гладких.

 

29 ноября 2017.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены пресс-службой Русского музея.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Иван Пинженин

Иван Пинженин: Хочу завести вечный двигатель обмена энергией

Петербургский поэт и музыкант Иван Пинженин родом из Екатеринбурга. Он сотрудничает со многими современными музыкантами и рок-группами. Его первая книга «В моем magazine» вышла в петербургском издательстве «Геликон Плюс» в 2012 году. К слову сказать, это издательство основано писателем Александром Житинским, который одним из первых обратился к созданию летописи российской рок-музыки.

двор Санкт-Петербурга

Новые пешеходные маршруты в Петербурге: свет и тень

Санкт-Петербург — город, который невозможно узнать до конца. Все три столетия он развивается, меняется, преподносит сюрпризы своим жителям, а уж гостям на этот город и вовсе невозможно насмотреться. Вот недавно новые пешеходные маршруты по Северной столице предложило предприятие «Ленсвет» и петербургских архитектор Екатерина Новикова.

Елена Боброва

Елена Боброва: Петербуржцы заново открывают свой город

В город, кажется, пришла теплая погода. Уже открылся сезон катаний на велосипедах и череда городских праздников для любителей двухколесных: 18 мая состоится традиционная акция «На работу на велосипеде», а 3 июня на фестивале ЗСД будет велопробег. Корреспондент «Петербургского Авангарда» поговорил с Еленой Бобровой — велогидом по Санкт-Петербургу.

Босх и Брейгель

Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».

Уланбек Баялиев

Уланбек Баялиев: «Зимняя сказка» Шекспира примеряет маску комедии

«Зимняя сказка» — предпоследняя пьеса, написанная Уильямом Шекспиром и уже не для «Глобуса». По некоторым источникам, пьесу сыграли при дворе короля за пять лет до смерти драматурга. Пьеса грустна, хотя жанр ее — трагикомедия, а название по-детски волшебное и безоблачное. На самом деле все полно предгрозового настроения и ощущения близкого конца — жизнь автора на излете, пора подводить итоги.

Конюшенная площадь

Театр ЦЕХЪ: мастерская футуризма среди памятников прошлого

Один из самых авангардных театров Санкт-Петербурга ЦЕХЪ расположен в потаенном уголке ядра культурной жизни и общественной активности города — на Конюшенной площади, в одном из скрытых корпусов большого нарядного здания. Неформальный храм нимфы субкультур и андеграунда обставлен по-молодежному аскетично и неприхотливо. Ведь в пору юности людям не нужны элегантные интерьеры, мягкие кресла, изысканное меню и избыток деталей. Для бунтарских порывов все это не более чем рамки и условности. Это естественное явление, но если бунт происходит ради самого бунта, он приводит лишь к разрушениям.