Русский музей на волжских просторах

Русский музей продолжает свою культурную экспансию. В конце августа в Ярославле открылся его 199-й виртуальный филиал. И хотя каждый филиал получает на руки одинаковый набор медиаинструментов, воспользоваться им можно по-разному.

Ярославль

История Ярославля начинается еще со времен князя Ярослава Мудрого. Расцвета город достиг в XVI-XVII веках, но с тех пор постепенно терял значимость. Когда-то второй по величине город на Руси теперь насчитывает лишь чуть более 600 тысяч населения. Но в культурном плане Ярославль вовсе не находится на периферии.

Ярославль

Туристы регулярно приезжают в город, чтобы полюбоваться на средневековую архитектуру, церкви, соборы и монастыри. В 1919 году здесь была открыта художественная галерея, впоследствии преобразованная в Ярославский художественный музей. В его собрании содержится более 75 тысяч произведений искусства, включая богатейшую коллекцию древнерусской иконописи, а также полотна Карла Брюллова, Ивана Крамского, Исаака Левитана.

Ярославский художественный музей

Теперь ярославцы смогут стать еще ближе к высокому искусству. В конце августа в Ярославском художественном музее открылся Культурно-выставочный центр Русского музея, включающий в себя его виртуальный филиал, ставший вторым в городе. Первый появился пять лет назад, в местном Планетарии имени Валентины Терешковой.

Планетарий в Ярославле

«На самом деле во многих городах есть по два виртуальных филиала Русского музея — в Петрозаводске, в Севастополе… Но у руководства ярославского Планетария нет опасений по поводу открытия нового филиала. Говорят, конкуренции не будет, так как аудитории не пересекаются. Дело в том, что до 80% посетителей Планетария, по словам его директора, приезжают из области, и художественный музей не всегда включен в их маршрут. А тут за одно посещение есть возможность познакомиться и с нашей вселенной, и со вселенной искусства. Работа нового филиала в Ярославском художественном музее будет построена шире, с ориентацией на экспозицию. Например, сначала посетителям показывают цифровую копию произведения, которое находится в Русском музее, а потом предлагают вживую посмотреть картины этого же художника в экспозиции. Или наоборот: посетители ходят по местной выставке, а потом “закрепляют” знания в виртуальном филиале», — пояснила завотделом по работе с виртуальными филиалами Русского музея Мария Гладких.

Ярославский художественный музей

Сама идея виртуальных филиалов появилась еще в начале 2000-х годов. Выставки произведений из собраний Русского музея всегда привлекают огромное число посетителей. Но каждый такой вернисаж не только требует больших материальных затрат, но и ограничен по времени. Однако в виртуальном виде искусство может быть доступно посетителям в любой момент. Сейчас филиалы получают от Русского музея медиатеку, которая насчитывает более 600 наименований — фильмов, справочных материалов, интерактивных программ, игр для детей и многого другого.

Виртуальный филиал Русского музея в Ярославле

«Нужно понимать, что это не реальный филиал музея с картинами и не виртуальный музей, куда просто можно получить доступ по Сети. Вся наша медиатека — программы, фильмы, игры, лекции, каталоги — предоставляется локально, оффлайн. Она загружается на конкретные компьютеры, что позволяет не зависеть от скорости Интернета. Кстати, это до сих пор актуально, так как не везде есть хорошая связь. То есть виртуальный филиал получает некий эксклюзивный пакет, причем абсолютно бесплатно. Эти материалы бесценны, как вы понимаете. И сами филиалы уже на местах должны осваивать этот ресурс. Здесь мы их ничем не ограничиваем», — отметила Мария Гладких.

Выставка в Ярославле

Виртуальный филиал может появиться при музее, в библиотеке, в школе или даже на полярной станции. Но каждый раз необходим индивидуальный подход. Где-то требуется организовать компьютерный класс, чтобы посетители могли изучать медиатеку самостоятельно, пользуясь рубрикатором. Где-то достаточно мультимедийного экрана для проведения групповых занятий.

Виртуальный филиал Русского музея в Ярославле

Особый подход был применен и в Культурно-выставочном центре в Ярославле. Виртуальный филиал там будет работать в тесной связке с основной экспозицией музея. Так, был разработан цикл программ «Явление художника миру». В день рождения живописца посетителей сначала пригласят на выставку, а затем покажут фильм о нем или предложат поучаствовать в интерактивной программе. Например, 30 ноября встреча будет посвящена Константину Сомову, 5 декабря — Константину Коровину, 8 декабря — Адольфу Шарлеманю. Цикл программ «Дворцы-Музеи» включает в себя прогулку по Губернаторскому дому в Ярославле, на Волжской набережной, 23, за которым следует просмотр интерактивной программы «Дворцы Русского музея». Слушатели цикла «Искусство сада. Сад искусств» тоже сначала побывают на реальной экскурсии, а затем — на виртуальной.

Ярославский художественный музей

Еще один формат работы виртуального филиала — онлайн-лекции.

«Благодаря некоммерческому партнерству «Виртуальный Русский музей», которое безвозмездно предоставило Ярославскому художественному музею оборудование для видео-конференц-связи, посетители музея в Ярославле будут находиться на прямой связи с мультимедийным центром Русского музея, где выступают лекторы. И они смогут не только слушать, но и задавать вопросы. Кроме того, мы предложили коллегам из Художественного музея самим выступить с лекциями, рассказать о своей коллекции. Таким образом у петербуржцев и других участников конференц-связи появится возможность ненадолго очутиться в Ярославле», — добавила специалист Русского музея.

Мария Гладких

Такие события, как лекции и специальные программы, создают прецедент. Людям хочется на них сходить, поскольку подобное больше не повторится. Не зря толпы штурмовали Русский музей во время выставки Айвазовского или стремились в Третьяковку, когда туда привезли картины Серова.

«Если вы знаете, что в Мариинке всегда идет “Лебединое озеро”, то думаете: “Я в любой момент могу на него сходить”. И вдруг вам говорят: это — последнее представление. Тем самым вас подталкивают к тому, чтобы посетить театр. Тот же принцип действует и в виртуальных филиалах. В глубине души у вас может быть желание посмотреть Брюллова или Левитана, но как-нибудь потом. И тут вы видите, что виртуальный филиал приглашает на беседу о русских пейзажистах, в том числе — о Левитане. И вы думаете, почему бы не провести хороший вечер, сходив в музей. Нам нужны такие поводы, чтобы встретиться с прекрасным», — уверена Мария Гладких.

Ярославский художественный музей

Как выразился по этому поводу современный петербургский писатель и мыслитель Александр Мелихов, наши сограждане измучены «эстетическим авитаминозом». Поэтому Русский музей и его виртуальные филиалы сейчас — это больше, чем культурное и образовательное явление. Это — необходимое условие полноценной жизни в России.

Ярославский художественный музей

6 сентября 2017.
Текст: Софья Мохова. Фотографии предоставлены сотрудниками Русского музея.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Иван Пинженин

Иван Пинженин: Хочу завести вечный двигатель обмена энергией

Петербургский поэт и музыкант Иван Пинженин родом из Екатеринбурга. Он сотрудничает со многими современными музыкантами и рок-группами. Его первая книга «В моем magazine» вышла в петербургском издательстве «Геликон Плюс» в 2012 году. К слову сказать, это издательство основано писателем Александром Житинским, который одним из первых обратился к созданию летописи российской рок-музыки.

двор Санкт-Петербурга

Новые пешеходные маршруты в Петербурге: свет и тень

Санкт-Петербург — город, который невозможно узнать до конца. Все три столетия он развивается, меняется, преподносит сюрпризы своим жителям, а уж гостям на этот город и вовсе невозможно насмотреться. Вот недавно новые пешеходные маршруты по Северной столице предложило предприятие «Ленсвет» и петербургских архитектор Екатерина Новикова.

Елена Боброва

Елена Боброва: Петербуржцы заново открывают свой город

В город, кажется, пришла теплая погода. Уже открылся сезон катаний на велосипедах и череда городских праздников для любителей двухколесных: 18 мая состоится традиционная акция «На работу на велосипеде», а 3 июня на фестивале ЗСД будет велопробег. Корреспондент «Петербургского Авангарда» поговорил с Еленой Бобровой — велогидом по Санкт-Петербургу.

Босх и Брейгель

Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».

Уланбек Баялиев

Уланбек Баялиев: «Зимняя сказка» Шекспира примеряет маску комедии

«Зимняя сказка» — предпоследняя пьеса, написанная Уильямом Шекспиром и уже не для «Глобуса». По некоторым источникам, пьесу сыграли при дворе короля за пять лет до смерти драматурга. Пьеса грустна, хотя жанр ее — трагикомедия, а название по-детски волшебное и безоблачное. На самом деле все полно предгрозового настроения и ощущения близкого конца — жизнь автора на излете, пора подводить итоги.

Конюшенная площадь

Театр ЦЕХЪ: мастерская футуризма среди памятников прошлого

Один из самых авангардных театров Санкт-Петербурга ЦЕХЪ расположен в потаенном уголке ядра культурной жизни и общественной активности города — на Конюшенной площади, в одном из скрытых корпусов большого нарядного здания. Неформальный храм нимфы субкультур и андеграунда обставлен по-молодежному аскетично и неприхотливо. Ведь в пору юности людям не нужны элегантные интерьеры, мягкие кресла, изысканное меню и избыток деталей. Для бунтарских порывов все это не более чем рамки и условности. Это естественное явление, но если бунт происходит ради самого бунта, он приводит лишь к разрушениям.