Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Камерный театр "Круг"

В зале на тридцать мест внутри промышленного здания на месте бывшей табачной фабрики у реки Волковки актеры стремятся создать ситуацию «крупного плана» и воспринимают зрителя как чуткого, внимательного и активного в хорошем смысле участника. Подобный близкий контакт коллектив театра считает проверкой на взаимное доверие, мастерство и самоотдачу артиста.

Камерный театр "Круг"

В непосредственной близости от зала расположен бесплатный буфет, обустроенный как уютный уголок для тихого досуга, с элементами «квартирного» декора романтичных 1960-х годов прошлого века — гитара, швейная машинка «Чайка», лампа под абажуром. Основателем, художественным руководителем и главным режиссером театра «Круг» является Сергей Егоров, ученик Мара Владимировича Сулимова — руководителя Ленинградского Театра имени Комиссаржевской в 1959-1965 годах, педагога ЛГИТМиК — СПбГАТИ в 1963-1968 и 1975-1994 годах, автора книг «Посвящение в режиссуру», «Режиссер наедине с пьесой».

Камерный театр "Круг"

Сергей Егоров начинал театральную карьеру в начале 1980-х годов, на сцене народного театра «Перекресток» в ДК Первой Пятилетки, под руководством режиссера и педагога Вениамина Фильштинского. Одновременно Егоров учился на художественно-постановочном факультете ЛГИТМиК, по специальности театрального художника. Благодаря этому образованию он впоследствии самостоятельно оформлял все свои постановки. В 1988 году он решил поступить на кафедру драматического искусства ЛГИТМиК и оказался в режиссерской мастерской Сулимова.

Камерный театр "Круг"

Эти годы, как утверждает Сергей Егоров, не просто сделали его мастером своего дела, но и сформировали его как личность. После получения диплома в 1993 году молодой режиссер поработал в провинции, а вернувшись в Петербург, работал в разных театрах («Буфф», «Приют комедианта», «Под самой крышей», «Комедианты»), антрепризах, преподавал в Академии культуры, писал сценарии и пьесы. Но его мечтой всегда было создание собственного театрального коллектива и воплощение своих оригинальных идей.

Камерный театр "Круг"

В 2004 году Егоровым была создана любительская студия «Круг». Он руководил ею до 2010 года, когда было решено взять курс на профессионализацию театра. Тогда начался набор в труппу актеров-специалистов. Первый состав был немногочисленным и разнородным по степени профессионализма, и далеко не всем артистам удалось найти себя в новом театре. И все же за три года в систематический прокат вышло несколько спектаклей — «Страх» (позже «Игра»), «Любовь дона Перлимплина», «Луна, шампанское, пять миллиардов», «Конец света».

Камерный театр "Круг"

С постановкой «Любовь дона Перлимплина» в 2012 году театр получил приглашение на международный фестиваль спектаклей малой формы «Ламбушка» в Петрозаводске. В настоящее время при театре «Круг» работают два учебных «подразделения»: студия для любителей, куда принимаются все желающие приобщиться к искусству театра, и группа студентов, обучающихся профессионально актерскому делу. Прием в основную труппу театра прием проходит на конкурсной основе, в форме прослушивания. Каждому участнику студии дается возможность участия в студийных спектаклях.

Камерный театр "Круг"

Преподавателем в обеих группах является Маргарита Вафина, актриса театра «Круг», режиссер, педагог по актерскому мастерству и сценической речи. В 2006 году она с красным дипломом окончила театральный факультет Челябинской государственной академии культуры и искусств, где училась у Виктории Николаевны Мещаниновой, главного режиссера Челябинского государственного камерного театра.

Камерный театр "Круг"

Еще во время учебы Вафина была занята в детском репертуаре Камерного театра. Закончив образование, она переехала в Санкт-Петербург и в 2010 году поступила в труппу «Круг», где стала одной из ведущих артисток. В ее репертуаре такие яркие и самобытные роли, как Марлен Дитрих в спектакле Marlene (2013), Александр Сергеевич Пушкин в моноспектакле «Метель» (2015) и многие другие.

Камерный театр "Круг"

Среди них также первый спектакль театра «Круг» — «Игра» по произведениям Николая Васильевича Гоголя. Работа над ним началась в уже далеком 2009 году, и за десять лет менялась концепция и состав персонажей, но сохранялся дуэт исполнителей — Сергея Егорова и Маргариты Вафиной. Именно после этого творческого проекта Вафина стала ведущей актрисой и музой театра «Круг».

Камерный театр "Круг"

В основе пьесы — такие произведения Гоголя, как мистическая повесть «Вий», поэма «Мертвые души» и комедия «Игроки». Все они были неоднократно экранизированы и инсценированы в российских театрах. Здесь все три сюжетные линии блестяще сыграны Сергеем Егоровым в роли Хомы Брута, Чичикова и Ихарева и Маргаритой Вафиной в роли Старухи-Панночки, Коробочки и Аделаиды Ивановны. В том, что творческий путь театра начался с Гоголя, его коллектив видит особый знак: писатель был и остается едва ли не главным мистификатором и «игроком» русской литературы и театра.

Камерный театр "Круг"

Не случайно такие мужские персонажи, как Чичиков и Хома Брут, остаются как будто не вполне завершенными — автор не спешит познакомить читателя с деталями их прошлого, тонкостями характера. Это смутные, полуабстрактные портреты, которые читатель волен дописать по собственной воле.

Камерный театр "Круг"

И в то же время они становятся ключевыми фигурами удивительных композиций, замешанных на религии, боязни неведомого, классовом неравенстве, лжи, торгашестве. Таким образом читатели понимают, что любой из них мог оказаться на месте этих героев, попасть в эпицентр удивительных событий, где движущей силой являешься не ты, а некая странная Игра…

Камерный театр "Круг"

В противовес им, женские образы — старуха, пустившая Хому на ночлег, ведьма-Панночка и помещица Коробочка — выглядят яркими и одновременно мрачными до степени абсурда. Все они символизируют «темный мир»: веру в демонов и бесов, взаимную враждебность и недоверие, закрытость и затхлость.

Камерный театр "Круг"

Авантюрист Чичиков и воспитанник духовного училища Брут на сцене вступают в интеллектуальное противостояние с ними, и вопрос, что же одержит верх — разум, хитрость, божье слово или же темная, природная сторона русского народа, не шлифованная ни образованием, ни христианской верой, — до последнего остается открытым.

Камерный театр "Круг"

Вся атмосфера спектакля, которому, пожалуй, в равной степени подходит и старое название «Страх», и «Игра», проникнута жуткой, загадочной атмосферой старой России, которую можно обнаружить и в поместье, и в чаще леса, и даже в храме. И главным орудием в борьбе со страхом, по мнению автора и актеров, остается человеческий ум. В этой постановке «Круг» с жизненной достоверностью показывает свои принципы «психологического театра», не наставляющего свою аудиторию, а говорящего с ней как с равным и интересным собеседником.

Камерный театр "Круг"

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

15 июня 2019.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.