Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Камерный театр "Круг"

В зале на тридцать мест внутри промышленного здания на месте бывшей табачной фабрики у реки Волковки актеры стремятся создать ситуацию «крупного плана» и воспринимают зрителя как чуткого, внимательного и активного в хорошем смысле участника. Подобный близкий контакт коллектив театра считает проверкой на взаимное доверие, мастерство и самоотдачу артиста.

Камерный театр "Круг"

В непосредственной близости от зала расположен бесплатный буфет, обустроенный как уютный уголок для тихого досуга, с элементами «квартирного» декора романтичных 1960-х годов прошлого века — гитара, швейная машинка «Чайка», лампа под абажуром. Основателем, художественным руководителем и главным режиссером театра «Круг» является Сергей Егоров, ученик Мара Владимировича Сулимова — руководителя Ленинградского Театра имени Комиссаржевской в 1959-1965 годах, педагога ЛГИТМиК — СПбГАТИ в 1963-1968 и 1975-1994 годах, автора книг «Посвящение в режиссуру», «Режиссер наедине с пьесой».

Камерный театр "Круг"

Сергей Егоров начинал театральную карьеру в начале 1980-х годов, на сцене народного театра «Перекресток» в ДК Первой Пятилетки, под руководством режиссера и педагога Вениамина Фильштинского. Одновременно Егоров учился на художественно-постановочном факультете ЛГИТМиК, по специальности театрального художника. Благодаря этому образованию он впоследствии самостоятельно оформлял все свои постановки. В 1988 году он решил поступить на кафедру драматического искусства ЛГИТМиК и оказался в режиссерской мастерской Сулимова.

Камерный театр "Круг"

Эти годы, как утверждает Сергей Егоров, не просто сделали его мастером своего дела, но и сформировали его как личность. После получения диплома в 1993 году молодой режиссер поработал в провинции, а вернувшись в Петербург, работал в разных театрах («Буфф», «Приют комедианта», «Под самой крышей», «Комедианты»), антрепризах, преподавал в Академии культуры, писал сценарии и пьесы. Но его мечтой всегда было создание собственного театрального коллектива и воплощение своих оригинальных идей.

Камерный театр "Круг"

В 2004 году Егоровым была создана любительская студия «Круг». Он руководил ею до 2010 года, когда было решено взять курс на профессионализацию театра. Тогда начался набор в труппу актеров-специалистов. Первый состав был немногочисленным и разнородным по степени профессионализма, и далеко не всем артистам удалось найти себя в новом театре. И все же за три года в систематический прокат вышло несколько спектаклей — «Страх» (позже «Игра»), «Любовь дона Перлимплина», «Луна, шампанское, пять миллиардов», «Конец света».

Камерный театр "Круг"

С постановкой «Любовь дона Перлимплина» в 2012 году театр получил приглашение на международный фестиваль спектаклей малой формы «Ламбушка» в Петрозаводске. В настоящее время при театре «Круг» работают два учебных «подразделения»: студия для любителей, куда принимаются все желающие приобщиться к искусству театра, и группа студентов, обучающихся профессионально актерскому делу. Прием в основную труппу театра прием проходит на конкурсной основе, в форме прослушивания. Каждому участнику студии дается возможность участия в студийных спектаклях.

Камерный театр "Круг"

Преподавателем в обеих группах является Маргарита Вафина, актриса театра «Круг», режиссер, педагог по актерскому мастерству и сценической речи. В 2006 году она с красным дипломом окончила театральный факультет Челябинской государственной академии культуры и искусств, где училась у Виктории Николаевны Мещаниновой, главного режиссера Челябинского государственного камерного театра.

Камерный театр "Круг"

Еще во время учебы Вафина была занята в детском репертуаре Камерного театра. Закончив образование, она переехала в Санкт-Петербург и в 2010 году поступила в труппу «Круг», где стала одной из ведущих артисток. В ее репертуаре такие яркие и самобытные роли, как Марлен Дитрих в спектакле Marlene (2013), Александр Сергеевич Пушкин в моноспектакле «Метель» (2015) и многие другие.

Камерный театр "Круг"

Среди них также первый спектакль театра «Круг» — «Игра» по произведениям Николая Васильевича Гоголя. Работа над ним началась в уже далеком 2009 году, и за десять лет менялась концепция и состав персонажей, но сохранялся дуэт исполнителей — Сергея Егорова и Маргариты Вафиной. Именно после этого творческого проекта Вафина стала ведущей актрисой и музой театра «Круг».

Камерный театр "Круг"

В основе пьесы — такие произведения Гоголя, как мистическая повесть «Вий», поэма «Мертвые души» и комедия «Игроки». Все они были неоднократно экранизированы и инсценированы в российских театрах. Здесь все три сюжетные линии блестяще сыграны Сергеем Егоровым в роли Хомы Брута, Чичикова и Ихарева и Маргаритой Вафиной в роли Старухи-Панночки, Коробочки и Аделаиды Ивановны. В том, что творческий путь театра начался с Гоголя, его коллектив видит особый знак: писатель был и остается едва ли не главным мистификатором и «игроком» русской литературы и театра.

Камерный театр "Круг"

Не случайно такие мужские персонажи, как Чичиков и Хома Брут, остаются как будто не вполне завершенными — автор не спешит познакомить читателя с деталями их прошлого, тонкостями характера. Это смутные, полуабстрактные портреты, которые читатель волен дописать по собственной воле.

Камерный театр "Круг"

И в то же время они становятся ключевыми фигурами удивительных композиций, замешанных на религии, боязни неведомого, классовом неравенстве, лжи, торгашестве. Таким образом читатели понимают, что любой из них мог оказаться на месте этих героев, попасть в эпицентр удивительных событий, где движущей силой являешься не ты, а некая странная Игра…

Камерный театр "Круг"

В противовес им, женские образы — старуха, пустившая Хому на ночлег, ведьма-Панночка и помещица Коробочка — выглядят яркими и одновременно мрачными до степени абсурда. Все они символизируют «темный мир»: веру в демонов и бесов, взаимную враждебность и недоверие, закрытость и затхлость.

Камерный театр "Круг"

Авантюрист Чичиков и воспитанник духовного училища Брут на сцене вступают в интеллектуальное противостояние с ними, и вопрос, что же одержит верх — разум, хитрость, божье слово или же темная, природная сторона русского народа, не шлифованная ни образованием, ни христианской верой, — до последнего остается открытым.

Камерный театр "Круг"

Вся атмосфера спектакля, которому, пожалуй, в равной степени подходит и старое название «Страх», и «Игра», проникнута жуткой, загадочной атмосферой старой России, которую можно обнаружить и в поместье, и в чаще леса, и даже в храме. И главным орудием в борьбе со страхом, по мнению автора и актеров, остается человеческий ум. В этой постановке «Круг» с жизненной достоверностью показывает свои принципы «психологического театра», не наставляющего свою аудиторию, а говорящего с ней как с равным и интересным собеседником.

Камерный театр "Круг"

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

15 июня 2019.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.