Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Камерный театр "Круг"

В зале на тридцать мест внутри промышленного здания на месте бывшей табачной фабрики у реки Волковки актеры стремятся создать ситуацию «крупного плана» и воспринимают зрителя как чуткого, внимательного и активного в хорошем смысле участника. Подобный близкий контакт коллектив театра считает проверкой на взаимное доверие, мастерство и самоотдачу артиста.

Камерный театр "Круг"

В непосредственной близости от зала расположен бесплатный буфет, обустроенный как уютный уголок для тихого досуга, с элементами «квартирного» декора романтичных 1960-х годов прошлого века — гитара, швейная машинка «Чайка», лампа под абажуром. Основателем, художественным руководителем и главным режиссером театра «Круг» является Сергей Егоров, ученик Мара Владимировича Сулимова — руководителя Ленинградского Театра имени Комиссаржевской в 1959-1965 годах, педагога ЛГИТМиК — СПбГАТИ в 1963-1968 и 1975-1994 годах, автора книг «Посвящение в режиссуру», «Режиссер наедине с пьесой».

Камерный театр "Круг"

Сергей Егоров начинал театральную карьеру в начале 1980-х годов, на сцене народного театра «Перекресток» в ДК Первой Пятилетки, под руководством режиссера и педагога Вениамина Фильштинского. Одновременно Егоров учился на художественно-постановочном факультете ЛГИТМиК, по специальности театрального художника. Благодаря этому образованию он впоследствии самостоятельно оформлял все свои постановки. В 1988 году он решил поступить на кафедру драматического искусства ЛГИТМиК и оказался в режиссерской мастерской Сулимова.

Камерный театр "Круг"

Эти годы, как утверждает Сергей Егоров, не просто сделали его мастером своего дела, но и сформировали его как личность. После получения диплома в 1993 году молодой режиссер поработал в провинции, а вернувшись в Петербург, работал в разных театрах («Буфф», «Приют комедианта», «Под самой крышей», «Комедианты»), антрепризах, преподавал в Академии культуры, писал сценарии и пьесы. Но его мечтой всегда было создание собственного театрального коллектива и воплощение своих оригинальных идей.

Камерный театр "Круг"

В 2004 году Егоровым была создана любительская студия «Круг». Он руководил ею до 2010 года, когда было решено взять курс на профессионализацию театра. Тогда начался набор в труппу актеров-специалистов. Первый состав был немногочисленным и разнородным по степени профессионализма, и далеко не всем артистам удалось найти себя в новом театре. И все же за три года в систематический прокат вышло несколько спектаклей — «Страх» (позже «Игра»), «Любовь дона Перлимплина», «Луна, шампанское, пять миллиардов», «Конец света».

Камерный театр "Круг"

С постановкой «Любовь дона Перлимплина» в 2012 году театр получил приглашение на международный фестиваль спектаклей малой формы «Ламбушка» в Петрозаводске. В настоящее время при театре «Круг» работают два учебных «подразделения»: студия для любителей, куда принимаются все желающие приобщиться к искусству театра, и группа студентов, обучающихся профессионально актерскому делу. Прием в основную труппу театра прием проходит на конкурсной основе, в форме прослушивания. Каждому участнику студии дается возможность участия в студийных спектаклях.

Камерный театр "Круг"

Преподавателем в обеих группах является Маргарита Вафина, актриса театра «Круг», режиссер, педагог по актерскому мастерству и сценической речи. В 2006 году она с красным дипломом окончила театральный факультет Челябинской государственной академии культуры и искусств, где училась у Виктории Николаевны Мещаниновой, главного режиссера Челябинского государственного камерного театра.

Камерный театр "Круг"

Еще во время учебы Вафина была занята в детском репертуаре Камерного театра. Закончив образование, она переехала в Санкт-Петербург и в 2010 году поступила в труппу «Круг», где стала одной из ведущих артисток. В ее репертуаре такие яркие и самобытные роли, как Марлен Дитрих в спектакле Marlene (2013), Александр Сергеевич Пушкин в моноспектакле «Метель» (2015) и многие другие.

Камерный театр "Круг"

Среди них также первый спектакль театра «Круг» — «Игра» по произведениям Николая Васильевича Гоголя. Работа над ним началась в уже далеком 2009 году, и за десять лет менялась концепция и состав персонажей, но сохранялся дуэт исполнителей — Сергея Егорова и Маргариты Вафиной. Именно после этого творческого проекта Вафина стала ведущей актрисой и музой театра «Круг».

Камерный театр "Круг"

В основе пьесы — такие произведения Гоголя, как мистическая повесть «Вий», поэма «Мертвые души» и комедия «Игроки». Все они были неоднократно экранизированы и инсценированы в российских театрах. Здесь все три сюжетные линии блестяще сыграны Сергеем Егоровым в роли Хомы Брута, Чичикова и Ихарева и Маргаритой Вафиной в роли Старухи-Панночки, Коробочки и Аделаиды Ивановны. В том, что творческий путь театра начался с Гоголя, его коллектив видит особый знак: писатель был и остается едва ли не главным мистификатором и «игроком» русской литературы и театра.

Камерный театр "Круг"

Не случайно такие мужские персонажи, как Чичиков и Хома Брут, остаются как будто не вполне завершенными — автор не спешит познакомить читателя с деталями их прошлого, тонкостями характера. Это смутные, полуабстрактные портреты, которые читатель волен дописать по собственной воле.

Камерный театр "Круг"

И в то же время они становятся ключевыми фигурами удивительных композиций, замешанных на религии, боязни неведомого, классовом неравенстве, лжи, торгашестве. Таким образом читатели понимают, что любой из них мог оказаться на месте этих героев, попасть в эпицентр удивительных событий, где движущей силой являешься не ты, а некая странная Игра…

Камерный театр "Круг"

В противовес им, женские образы — старуха, пустившая Хому на ночлег, ведьма-Панночка и помещица Коробочка — выглядят яркими и одновременно мрачными до степени абсурда. Все они символизируют «темный мир»: веру в демонов и бесов, взаимную враждебность и недоверие, закрытость и затхлость.

Камерный театр "Круг"

Авантюрист Чичиков и воспитанник духовного училища Брут на сцене вступают в интеллектуальное противостояние с ними, и вопрос, что же одержит верх — разум, хитрость, божье слово или же темная, природная сторона русского народа, не шлифованная ни образованием, ни христианской верой, — до последнего остается открытым.

Камерный театр "Круг"

Вся атмосфера спектакля, которому, пожалуй, в равной степени подходит и старое название «Страх», и «Игра», проникнута жуткой, загадочной атмосферой старой России, которую можно обнаружить и в поместье, и в чаще леса, и даже в храме. И главным орудием в борьбе со страхом, по мнению автора и актеров, остается человеческий ум. В этой постановке «Круг» с жизненной достоверностью показывает свои принципы «психологического театра», не наставляющего свою аудиторию, а говорящего с ней как с равным и интересным собеседником.

Камерный театр "Круг"

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

15 июня 2019.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.