Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Камерный театр "Круг"

В зале на тридцать мест внутри промышленного здания на месте бывшей табачной фабрики у реки Волковки актеры стремятся создать ситуацию «крупного плана» и воспринимают зрителя как чуткого, внимательного и активного в хорошем смысле участника. Подобный близкий контакт коллектив театра считает проверкой на взаимное доверие, мастерство и самоотдачу артиста.

Камерный театр "Круг"

В непосредственной близости от зала расположен бесплатный буфет, обустроенный как уютный уголок для тихого досуга, с элементами «квартирного» декора романтичных 1960-х годов прошлого века — гитара, швейная машинка «Чайка», лампа под абажуром. Основателем, художественным руководителем и главным режиссером театра «Круг» является Сергей Егоров, ученик Мара Владимировича Сулимова — руководителя Ленинградского Театра имени Комиссаржевской в 1959-1965 годах, педагога ЛГИТМиК — СПбГАТИ в 1963-1968 и 1975-1994 годах, автора книг «Посвящение в режиссуру», «Режиссер наедине с пьесой».

Камерный театр "Круг"

Сергей Егоров начинал театральную карьеру в начале 1980-х годов, на сцене народного театра «Перекресток» в ДК Первой Пятилетки, под руководством режиссера и педагога Вениамина Фильштинского. Одновременно Егоров учился на художественно-постановочном факультете ЛГИТМиК, по специальности театрального художника. Благодаря этому образованию он впоследствии самостоятельно оформлял все свои постановки. В 1988 году он решил поступить на кафедру драматического искусства ЛГИТМиК и оказался в режиссерской мастерской Сулимова.

Камерный театр "Круг"

Эти годы, как утверждает Сергей Егоров, не просто сделали его мастером своего дела, но и сформировали его как личность. После получения диплома в 1993 году молодой режиссер поработал в провинции, а вернувшись в Петербург, работал в разных театрах («Буфф», «Приют комедианта», «Под самой крышей», «Комедианты»), антрепризах, преподавал в Академии культуры, писал сценарии и пьесы. Но его мечтой всегда было создание собственного театрального коллектива и воплощение своих оригинальных идей.

Камерный театр "Круг"

В 2004 году Егоровым была создана любительская студия «Круг». Он руководил ею до 2010 года, когда было решено взять курс на профессионализацию театра. Тогда начался набор в труппу актеров-специалистов. Первый состав был немногочисленным и разнородным по степени профессионализма, и далеко не всем артистам удалось найти себя в новом театре. И все же за три года в систематический прокат вышло несколько спектаклей — «Страх» (позже «Игра»), «Любовь дона Перлимплина», «Луна, шампанское, пять миллиардов», «Конец света».

Камерный театр "Круг"

С постановкой «Любовь дона Перлимплина» в 2012 году театр получил приглашение на международный фестиваль спектаклей малой формы «Ламбушка» в Петрозаводске. В настоящее время при театре «Круг» работают два учебных «подразделения»: студия для любителей, куда принимаются все желающие приобщиться к искусству театра, и группа студентов, обучающихся профессионально актерскому делу. Прием в основную труппу театра прием проходит на конкурсной основе, в форме прослушивания. Каждому участнику студии дается возможность участия в студийных спектаклях.

Камерный театр "Круг"

Преподавателем в обеих группах является Маргарита Вафина, актриса театра «Круг», режиссер, педагог по актерскому мастерству и сценической речи. В 2006 году она с красным дипломом окончила театральный факультет Челябинской государственной академии культуры и искусств, где училась у Виктории Николаевны Мещаниновой, главного режиссера Челябинского государственного камерного театра.

Камерный театр "Круг"

Еще во время учебы Вафина была занята в детском репертуаре Камерного театра. Закончив образование, она переехала в Санкт-Петербург и в 2010 году поступила в труппу «Круг», где стала одной из ведущих артисток. В ее репертуаре такие яркие и самобытные роли, как Марлен Дитрих в спектакле Marlene (2013), Александр Сергеевич Пушкин в моноспектакле «Метель» (2015) и многие другие.

Камерный театр "Круг"

Среди них также первый спектакль театра «Круг» — «Игра» по произведениям Николая Васильевича Гоголя. Работа над ним началась в уже далеком 2009 году, и за десять лет менялась концепция и состав персонажей, но сохранялся дуэт исполнителей — Сергея Егорова и Маргариты Вафиной. Именно после этого творческого проекта Вафина стала ведущей актрисой и музой театра «Круг».

Камерный театр "Круг"

В основе пьесы — такие произведения Гоголя, как мистическая повесть «Вий», поэма «Мертвые души» и комедия «Игроки». Все они были неоднократно экранизированы и инсценированы в российских театрах. Здесь все три сюжетные линии блестяще сыграны Сергеем Егоровым в роли Хомы Брута, Чичикова и Ихарева и Маргаритой Вафиной в роли Старухи-Панночки, Коробочки и Аделаиды Ивановны. В том, что творческий путь театра начался с Гоголя, его коллектив видит особый знак: писатель был и остается едва ли не главным мистификатором и «игроком» русской литературы и театра.

Камерный театр "Круг"

Не случайно такие мужские персонажи, как Чичиков и Хома Брут, остаются как будто не вполне завершенными — автор не спешит познакомить читателя с деталями их прошлого, тонкостями характера. Это смутные, полуабстрактные портреты, которые читатель волен дописать по собственной воле.

Камерный театр "Круг"

И в то же время они становятся ключевыми фигурами удивительных композиций, замешанных на религии, боязни неведомого, классовом неравенстве, лжи, торгашестве. Таким образом читатели понимают, что любой из них мог оказаться на месте этих героев, попасть в эпицентр удивительных событий, где движущей силой являешься не ты, а некая странная Игра…

Камерный театр "Круг"

В противовес им, женские образы — старуха, пустившая Хому на ночлег, ведьма-Панночка и помещица Коробочка — выглядят яркими и одновременно мрачными до степени абсурда. Все они символизируют «темный мир»: веру в демонов и бесов, взаимную враждебность и недоверие, закрытость и затхлость.

Камерный театр "Круг"

Авантюрист Чичиков и воспитанник духовного училища Брут на сцене вступают в интеллектуальное противостояние с ними, и вопрос, что же одержит верх — разум, хитрость, божье слово или же темная, природная сторона русского народа, не шлифованная ни образованием, ни христианской верой, — до последнего остается открытым.

Камерный театр "Круг"

Вся атмосфера спектакля, которому, пожалуй, в равной степени подходит и старое название «Страх», и «Игра», проникнута жуткой, загадочной атмосферой старой России, которую можно обнаружить и в поместье, и в чаще леса, и даже в храме. И главным орудием в борьбе со страхом, по мнению автора и актеров, остается человеческий ум. В этой постановке «Круг» с жизненной достоверностью показывает свои принципы «психологического театра», не наставляющего свою аудиторию, а говорящего с ней как с равным и интересным собеседником.

Камерный театр "Круг"

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

15 июня 2019.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.

Выставка Братья Морозовы

Братья Морозовы в Галерее памяти

С 21 июня в залах Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Ивана и Михаила Морозовых в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошло более сотни великих художественных произведений из Эрмитажа и 31 картина из Государственного музея имени Пушкина, собранные Морозовыми. Посетить экспозицию можно до 6 октября 2019 года.

Владимир Рекшан

«Сайгон» вернулся в Radisson

Вечеринкой с выступлением группы «Санкт-Петербург» открылась выставка Первого национального музея рок-музыки. Площадкой экспозиции стало помещение легендарного кафетерия «Сайгон», которое теперь занимает бар Radisson Royal St. Petersburg. Выставка продлится на первом этаже здания отеля на Невском проспекте, 49/2, до конца июля. Вход — свободный.

писатель Сергей Арно

Сергей Арно: Мы гибнем в океане книг

Премия имени братьев Стругацких существует уже 21 год. За это время поменялось многое. Ушел из жизни Борис Натанович, являвшийся ее главным учредителем. Но медаль в форме семигранной гайки продолжают вручать несмотря на санкции, кризисы и смену государственных лидеров. Награду получили десятки известных писателей, среди которых Михаил Веллер, Виктор Пелевин, Кир Булычев, Александр Житинский, Дмитрий Быков, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский и другие.

Театр Моссовета, Не все коту масленица, ЛОФТ

Пять вечеров петербургского LOFT

В Петербурге развернулась всемирная Театральная олимпиада, собравшая лучшие театры и спектакли в одном городе. «Петербургский авангард» хотел бы напомнить, что театральная сцена нашего города хороша уже тем, что на ней круглый год можно увидеть подлинные таланты и выдающиеся постановки. Одним из предвестников Театральной олимпиады стал Международный ленинградский областной фестиваль театров — сокращенно ЛОФТ (LOFT). Он состоялся еще в апреле, и заслуга его в том, что зрители Северной столицы узнали про невероятные, изумительные театры, существующие за пределами Москвы и Петербурга…

Апраксин двор

Апраксин двор — чрево города

Апраксин двор — странное сочетание совершенной архитектуры и прибежища босяков в центре Северной столицы. За последние годы он стал самостоятельным культурным явлением. Конец весны и начало лета текущего года были ознаменованы очередным обещанием городской администрации закрыть этот легендарный торговый комплекс.