Романовы, Революция и Золотой век: две выставки в «Эрмитаж-Амстердам»

В Амстердаме много замечательных музеев, но ноги петербургского туриста сами несут в сторону Эрмитажа. Не в каждой европейской столице встретишь родное название. Культурный и выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам» открылся еще в 2004 году.

Выставка в Амстердаме

Обозреватель «Петербургского авангарда» Егор Королёв посетил две выставки и рассказал, почему надо побывать на этом островке русской культуры.

Музей расположен в туристическом центре города, на реке Амстел: вы его не пропустите, если будете проплывать мимо на речном трамвайчике. Длинное, красно-кирпичное (как и положено в Амстердаме) здание «Амстельхоф» 1673 года постройки занимает почти целый квартал на набережной.

Эрмитаж в Амстердаме

Россия в Пассаже

Об одной из нынешних выставок можно узнать, ещё не подходя к музею. В Амстердаме оставлены старинные афишные тумбы, и с каждой из них в эти дни на вас смотрит Николай II и царевич Алексей. Вы гуляете вдоль каналов, любуетесь узкими домиками, а если и вспоминаете о русском императоре, то максимум – о Петре I, который бывал в этом городе. Постоянно видеть фотографию последнего царя, ступая по чужим берегам, – странно и неожиданно.

Эрмитаж в Амстердаме

До 17 сентября ещё можно успеть на выставку «1917. Романовы и Революция. Конец Империи». Более 250 экспонатов привезены из Государственного Эрмитажа, Государственного архива России в Москве и Артиллерийского музея Санкт-Петербурга.

Наших туристов нет – рано утром только толпы иностранцев. Они с интересом всматриваются в скульптуру Ленина и семейные фотографии Романовых, а россиянина здесь не оставляет вопрос: разве им интересна наша история? Оказывается, что интересна. Тем более, что экспозиция выстроена так, чтобы даже дети не заскучали.

Эрмитаж в Амстердаме

Красивых залов в «Амстельхофе» нет, поэтому специалисты музея создают для временных выставок масштабные декорации. Главный зал представляет из себя Пассаж на Невском проспекте. В витринах «магазинов» – отдельные истории: «Война с Японией», «Фаберже». Вы оказываетесь в старом Санкт-Петербурге и гуляете между огромными фотографиями Невского проспекта и Дворцовой площади.

Эрмитаж в Амстердаме

Кроме грамотно организованного пространства кураторов можно похвалить и за драматургию: история революции подана через трагедию последнего русского царя. Выставка иногда напоминает мыльную оперу: история любви, красивая семья, дочери царской семьи и царевич Алексей, грозный Распутин, хитрый Ленин, расстрел.

Подданным монархической Голландии сюжет свержения императора понятнее, чем гражданам сегодняшней России. А, может, даже интереснее. На этой выставке явно сделан акцент на том, что расстрел Романовых – это не только катастрофа огромной страны, но и в первую очередь трагедия конкретной семьи. Не забыли создатели экспозиции и про петербургский Эрмитаж – отдельный зал посвящен эвакуации коллекции в 1917 году.

Эрмитаж в Амстердаме

На российскую публику музей, кажется, не особо рассчитан. Аудиогидов на русском нет, да и буклетов тоже. Оно вроде и понятно – чего мы не знаем про нашу революцию (на самом-то деле очень многого не знаем), но ведь в «Амстельхофе» проходят выставки не только на тему русской культуры и истории.

Портреты в темноте

Если на «Романовых и Революцию» ходят толпы иностранцев, то в противоположном музейном крыле пусто. А там как раз сейчас открыта экспозиция, на которой, на мой взгляд, просто обязаны побывать те, кто впервые посещает Амстердам. Выставлены более 30 групповых портретов из городских музеев – «Портретная галерея Золотого века», включая работы Рембрандта и Питера де Хоха. То есть можно не ходить в Национальный музей Амстердама, он же Рейксмузеум, так как Эрмитаж на своей площадке собрал лучшие портреты из коллекций главных местных собраний живописи.

Эрмитаж в Амстердаме

Экспозиция замечательная. Кураторы сосредоточились на лицах тех, кто когда-то позировал знаменитым голландцам. Музей располагает самой современной техникой, что позволяет проводить такие мультимедийные выставки, которые даже для петербургского Эрмитажа – пока редкость.

Эрмитаж в Амстердаме

Главный тёмный зал весь увешан портретами, но это больше напоминает театр, чем галерею. Пройти мимо невозможно: здесь хочется присесть и насладиться представлением. Свет иногда гаснет, и луч выхватывает отдельные лица на портретах, текст прямо на картине рассказывает о герое. И всё это сопровождается шумом городских улиц, разговоров, застолий. Полный эффект присутствия.

Эрмитаж в Амстердаме

«Братья Карамазовы» со скидкой

В амстердамском Эрмитаже нет постоянной экспозиции. Выставка про Романовых закроется 17 сентября, а уже 7 октября откроется следующая – «Голландские мастера из Эрмитажа. Сокровища царей». Совсем скоро шедевры голландцев из Зимнего дворца временно отправятся на свою историческую родину.

Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский часто подчёркивает, что музеи объединяют страны и народы лучше, чем политики. И по филиалу «Эрмитаж-Амстердам» это заметно. Музей выполняет просветительскую функцию. Пока местный телевизор рассказывает о плохой России, в здешнем Эрмитаже рассказывают о другой России. Не хорошей, не плохой – разной. И жители Амстердама имеют возможность узнать о нашей истории и культуре.

Эрмитаж в Амстердаме

В магазине «Амстельхофа» вы попадаете в самый настоящий филиал русской культуры. Кроме каталогов выставки можно купить фильмы Эйзенштейна, Тарковского и Сокурова, диски с музыкой российских композиторов, книги отечественных классиков, карту Санкт-Петербурга и даже небольших марионеток с лицами Толстого, Достоевского, Чехова и почему-то Троцкого. Более грамотного продвижения России нельзя было придумать. «Эрмитаж-Амстердам» – редкое место за границей, в котором за нашу страну не стыдно.

Эрмитаж в Амстердаме

19 июля 2017.
Текст и фото: Егор Королёв
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.

Мизери

Святочная «Мизери» в ДК Выборгский

Популярные московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга, давно вошедшему в ряды классических произведений литературы ужасов. Четвертого января зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.

режиссер Владимир Глазков

Владимир Глазков: Я – за актерский театр

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина выпустил уже третью с начала сезона 2017-2018 годов премьеру. После чудесного «Волшебного кольца» по сказкам архангельского писателя Бориса Шергина состоялось не менее чудесное перевоплощение Юрия Гальцева в драматического артиста в спектакле «Дом» по одноименной пьесе Евгения Гришковца. А совсем недавно режиссер «Дома» Владимир Глазков представил зрителям театра свою версию знаменитой комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным» – спектакль «Искусство жениться». Накануне премьеры мы встретились с режиссером и поговорили об Оскаре Уайльде, современном юморе, а еще – о великом Георгии Александровиче Товстоногове и легендарных ленинградских спектаклях.