Романовы, Революция и Золотой век: две выставки в «Эрмитаж-Амстердам»

В Амстердаме много замечательных музеев, но ноги петербургского туриста сами несут в сторону Эрмитажа. Не в каждой европейской столице встретишь родное название. Культурный и выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам» открылся еще в 2004 году.

Выставка в Амстердаме

Обозреватель «Петербургского авангарда» Егор Королёв посетил две выставки и рассказал, почему надо побывать на этом островке русской культуры.

Музей расположен в туристическом центре города, на реке Амстел: вы его не пропустите, если будете проплывать мимо на речном трамвайчике. Длинное, красно-кирпичное (как и положено в Амстердаме) здание «Амстельхоф» 1673 года постройки занимает почти целый квартал на набережной.

Эрмитаж в Амстердаме

Россия в Пассаже

Об одной из нынешних выставок можно узнать, ещё не подходя к музею. В Амстердаме оставлены старинные афишные тумбы, и с каждой из них в эти дни на вас смотрит Николай II и царевич Алексей. Вы гуляете вдоль каналов, любуетесь узкими домиками, а если и вспоминаете о русском императоре, то максимум – о Петре I, который бывал в этом городе. Постоянно видеть фотографию последнего царя, ступая по чужим берегам, – странно и неожиданно.

Эрмитаж в Амстердаме

До 17 сентября ещё можно успеть на выставку «1917. Романовы и Революция. Конец Империи». Более 250 экспонатов привезены из Государственного Эрмитажа, Государственного архива России в Москве и Артиллерийского музея Санкт-Петербурга.

Наших туристов нет – рано утром только толпы иностранцев. Они с интересом всматриваются в скульптуру Ленина и семейные фотографии Романовых, а россиянина здесь не оставляет вопрос: разве им интересна наша история? Оказывается, что интересна. Тем более, что экспозиция выстроена так, чтобы даже дети не заскучали.

Эрмитаж в Амстердаме

Красивых залов в «Амстельхофе» нет, поэтому специалисты музея создают для временных выставок масштабные декорации. Главный зал представляет из себя Пассаж на Невском проспекте. В витринах «магазинов» – отдельные истории: «Война с Японией», «Фаберже». Вы оказываетесь в старом Санкт-Петербурге и гуляете между огромными фотографиями Невского проспекта и Дворцовой площади.

Эрмитаж в Амстердаме

Кроме грамотно организованного пространства кураторов можно похвалить и за драматургию: история революции подана через трагедию последнего русского царя. Выставка иногда напоминает мыльную оперу: история любви, красивая семья, дочери царской семьи и царевич Алексей, грозный Распутин, хитрый Ленин, расстрел.

Подданным монархической Голландии сюжет свержения императора понятнее, чем гражданам сегодняшней России. А, может, даже интереснее. На этой выставке явно сделан акцент на том, что расстрел Романовых – это не только катастрофа огромной страны, но и в первую очередь трагедия конкретной семьи. Не забыли создатели экспозиции и про петербургский Эрмитаж – отдельный зал посвящен эвакуации коллекции в 1917 году.

Эрмитаж в Амстердаме

На российскую публику музей, кажется, не особо рассчитан. Аудиогидов на русском нет, да и буклетов тоже. Оно вроде и понятно – чего мы не знаем про нашу революцию (на самом-то деле очень многого не знаем), но ведь в «Амстельхофе» проходят выставки не только на тему русской культуры и истории.

Портреты в темноте

Если на «Романовых и Революцию» ходят толпы иностранцев, то в противоположном музейном крыле пусто. А там как раз сейчас открыта экспозиция, на которой, на мой взгляд, просто обязаны побывать те, кто впервые посещает Амстердам. Выставлены более 30 групповых портретов из городских музеев – «Портретная галерея Золотого века», включая работы Рембрандта и Питера де Хоха. То есть можно не ходить в Национальный музей Амстердама, он же Рейксмузеум, так как Эрмитаж на своей площадке собрал лучшие портреты из коллекций главных местных собраний живописи.

Эрмитаж в Амстердаме

Экспозиция замечательная. Кураторы сосредоточились на лицах тех, кто когда-то позировал знаменитым голландцам. Музей располагает самой современной техникой, что позволяет проводить такие мультимедийные выставки, которые даже для петербургского Эрмитажа – пока редкость.

Эрмитаж в Амстердаме

Главный тёмный зал весь увешан портретами, но это больше напоминает театр, чем галерею. Пройти мимо невозможно: здесь хочется присесть и насладиться представлением. Свет иногда гаснет, и луч выхватывает отдельные лица на портретах, текст прямо на картине рассказывает о герое. И всё это сопровождается шумом городских улиц, разговоров, застолий. Полный эффект присутствия.

Эрмитаж в Амстердаме

«Братья Карамазовы» со скидкой

В амстердамском Эрмитаже нет постоянной экспозиции. Выставка про Романовых закроется 17 сентября, а уже 7 октября откроется следующая – «Голландские мастера из Эрмитажа. Сокровища царей». Совсем скоро шедевры голландцев из Зимнего дворца временно отправятся на свою историческую родину.

Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский часто подчёркивает, что музеи объединяют страны и народы лучше, чем политики. И по филиалу «Эрмитаж-Амстердам» это заметно. Музей выполняет просветительскую функцию. Пока местный телевизор рассказывает о плохой России, в здешнем Эрмитаже рассказывают о другой России. Не хорошей, не плохой – разной. И жители Амстердама имеют возможность узнать о нашей истории и культуре.

Эрмитаж в Амстердаме

В магазине «Амстельхофа» вы попадаете в самый настоящий филиал русской культуры. Кроме каталогов выставки можно купить фильмы Эйзенштейна, Тарковского и Сокурова, диски с музыкой российских композиторов, книги отечественных классиков, карту Санкт-Петербурга и даже небольших марионеток с лицами Толстого, Достоевского, Чехова и почему-то Троцкого. Более грамотного продвижения России нельзя было придумать. «Эрмитаж-Амстердам» – редкое место за границей, в котором за нашу страну не стыдно.

Эрмитаж в Амстердаме

19 июля 2017.
Текст и фото: Егор Королёв
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.

Марк Розовский

Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.