Романовы, Революция и Золотой век: две выставки в «Эрмитаж-Амстердам»

В Амстердаме много замечательных музеев, но ноги петербургского туриста сами несут в сторону Эрмитажа. Не в каждой европейской столице встретишь родное название. Культурный и выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам» открылся еще в 2004 году.

Выставка в Амстердаме

Обозреватель «Петербургского авангарда» Егор Королёв посетил две выставки и рассказал, почему надо побывать на этом островке русской культуры.

Музей расположен в туристическом центре города, на реке Амстел: вы его не пропустите, если будете проплывать мимо на речном трамвайчике. Длинное, красно-кирпичное (как и положено в Амстердаме) здание «Амстельхоф» 1673 года постройки занимает почти целый квартал на набережной.

Эрмитаж в Амстердаме

Россия в Пассаже

Об одной из нынешних выставок можно узнать, ещё не подходя к музею. В Амстердаме оставлены старинные афишные тумбы, и с каждой из них в эти дни на вас смотрит Николай II и царевич Алексей. Вы гуляете вдоль каналов, любуетесь узкими домиками, а если и вспоминаете о русском императоре, то максимум – о Петре I, который бывал в этом городе. Постоянно видеть фотографию последнего царя, ступая по чужим берегам, – странно и неожиданно.

Эрмитаж в Амстердаме

До 17 сентября ещё можно успеть на выставку «1917. Романовы и Революция. Конец Империи». Более 250 экспонатов привезены из Государственного Эрмитажа, Государственного архива России в Москве и Артиллерийского музея Санкт-Петербурга.

Наших туристов нет – рано утром только толпы иностранцев. Они с интересом всматриваются в скульптуру Ленина и семейные фотографии Романовых, а россиянина здесь не оставляет вопрос: разве им интересна наша история? Оказывается, что интересна. Тем более, что экспозиция выстроена так, чтобы даже дети не заскучали.

Эрмитаж в Амстердаме

Красивых залов в «Амстельхофе» нет, поэтому специалисты музея создают для временных выставок масштабные декорации. Главный зал представляет из себя Пассаж на Невском проспекте. В витринах «магазинов» – отдельные истории: «Война с Японией», «Фаберже». Вы оказываетесь в старом Санкт-Петербурге и гуляете между огромными фотографиями Невского проспекта и Дворцовой площади.

Эрмитаж в Амстердаме

Кроме грамотно организованного пространства кураторов можно похвалить и за драматургию: история революции подана через трагедию последнего русского царя. Выставка иногда напоминает мыльную оперу: история любви, красивая семья, дочери царской семьи и царевич Алексей, грозный Распутин, хитрый Ленин, расстрел.

Подданным монархической Голландии сюжет свержения императора понятнее, чем гражданам сегодняшней России. А, может, даже интереснее. На этой выставке явно сделан акцент на том, что расстрел Романовых – это не только катастрофа огромной страны, но и в первую очередь трагедия конкретной семьи. Не забыли создатели экспозиции и про петербургский Эрмитаж – отдельный зал посвящен эвакуации коллекции в 1917 году.

Эрмитаж в Амстердаме

На российскую публику музей, кажется, не особо рассчитан. Аудиогидов на русском нет, да и буклетов тоже. Оно вроде и понятно – чего мы не знаем про нашу революцию (на самом-то деле очень многого не знаем), но ведь в «Амстельхофе» проходят выставки не только на тему русской культуры и истории.

Портреты в темноте

Если на «Романовых и Революцию» ходят толпы иностранцев, то в противоположном музейном крыле пусто. А там как раз сейчас открыта экспозиция, на которой, на мой взгляд, просто обязаны побывать те, кто впервые посещает Амстердам. Выставлены более 30 групповых портретов из городских музеев – «Портретная галерея Золотого века», включая работы Рембрандта и Питера де Хоха. То есть можно не ходить в Национальный музей Амстердама, он же Рейксмузеум, так как Эрмитаж на своей площадке собрал лучшие портреты из коллекций главных местных собраний живописи.

Эрмитаж в Амстердаме

Экспозиция замечательная. Кураторы сосредоточились на лицах тех, кто когда-то позировал знаменитым голландцам. Музей располагает самой современной техникой, что позволяет проводить такие мультимедийные выставки, которые даже для петербургского Эрмитажа – пока редкость.

Эрмитаж в Амстердаме

Главный тёмный зал весь увешан портретами, но это больше напоминает театр, чем галерею. Пройти мимо невозможно: здесь хочется присесть и насладиться представлением. Свет иногда гаснет, и луч выхватывает отдельные лица на портретах, текст прямо на картине рассказывает о герое. И всё это сопровождается шумом городских улиц, разговоров, застолий. Полный эффект присутствия.

Эрмитаж в Амстердаме

«Братья Карамазовы» со скидкой

В амстердамском Эрмитаже нет постоянной экспозиции. Выставка про Романовых закроется 17 сентября, а уже 7 октября откроется следующая – «Голландские мастера из Эрмитажа. Сокровища царей». Совсем скоро шедевры голландцев из Зимнего дворца временно отправятся на свою историческую родину.

Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский часто подчёркивает, что музеи объединяют страны и народы лучше, чем политики. И по филиалу «Эрмитаж-Амстердам» это заметно. Музей выполняет просветительскую функцию. Пока местный телевизор рассказывает о плохой России, в здешнем Эрмитаже рассказывают о другой России. Не хорошей, не плохой – разной. И жители Амстердама имеют возможность узнать о нашей истории и культуре.

Эрмитаж в Амстердаме

В магазине «Амстельхофа» вы попадаете в самый настоящий филиал русской культуры. Кроме каталогов выставки можно купить фильмы Эйзенштейна, Тарковского и Сокурова, диски с музыкой российских композиторов, книги отечественных классиков, карту Санкт-Петербурга и даже небольших марионеток с лицами Толстого, Достоевского, Чехова и почему-то Троцкого. Более грамотного продвижения России нельзя было придумать. «Эрмитаж-Амстердам» – редкое место за границей, в котором за нашу страну не стыдно.

Эрмитаж в Амстердаме

19 июля 2017.
Текст и фото: Егор Королёв
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.