Романовы, Революция и Золотой век: две выставки в «Эрмитаж-Амстердам»

В Амстердаме много замечательных музеев, но ноги петербургского туриста сами несут в сторону Эрмитажа. Не в каждой европейской столице встретишь родное название. Культурный и выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам» открылся еще в 2004 году.

Выставка в Амстердаме

Обозреватель «Петербургского авангарда» Егор Королёв посетил две выставки и рассказал, почему надо побывать на этом островке русской культуры.

Музей расположен в туристическом центре города, на реке Амстел: вы его не пропустите, если будете проплывать мимо на речном трамвайчике. Длинное, красно-кирпичное (как и положено в Амстердаме) здание «Амстельхоф» 1673 года постройки занимает почти целый квартал на набережной.

Эрмитаж в Амстердаме

Россия в Пассаже

Об одной из нынешних выставок можно узнать, ещё не подходя к музею. В Амстердаме оставлены старинные афишные тумбы, и с каждой из них в эти дни на вас смотрит Николай II и царевич Алексей. Вы гуляете вдоль каналов, любуетесь узкими домиками, а если и вспоминаете о русском императоре, то максимум – о Петре I, который бывал в этом городе. Постоянно видеть фотографию последнего царя, ступая по чужим берегам, – странно и неожиданно.

Эрмитаж в Амстердаме

До 17 сентября ещё можно успеть на выставку «1917. Романовы и Революция. Конец Империи». Более 250 экспонатов привезены из Государственного Эрмитажа, Государственного архива России в Москве и Артиллерийского музея Санкт-Петербурга.

Наших туристов нет – рано утром только толпы иностранцев. Они с интересом всматриваются в скульптуру Ленина и семейные фотографии Романовых, а россиянина здесь не оставляет вопрос: разве им интересна наша история? Оказывается, что интересна. Тем более, что экспозиция выстроена так, чтобы даже дети не заскучали.

Эрмитаж в Амстердаме

Красивых залов в «Амстельхофе» нет, поэтому специалисты музея создают для временных выставок масштабные декорации. Главный зал представляет из себя Пассаж на Невском проспекте. В витринах «магазинов» – отдельные истории: «Война с Японией», «Фаберже». Вы оказываетесь в старом Санкт-Петербурге и гуляете между огромными фотографиями Невского проспекта и Дворцовой площади.

Эрмитаж в Амстердаме

Кроме грамотно организованного пространства кураторов можно похвалить и за драматургию: история революции подана через трагедию последнего русского царя. Выставка иногда напоминает мыльную оперу: история любви, красивая семья, дочери царской семьи и царевич Алексей, грозный Распутин, хитрый Ленин, расстрел.

Подданным монархической Голландии сюжет свержения императора понятнее, чем гражданам сегодняшней России. А, может, даже интереснее. На этой выставке явно сделан акцент на том, что расстрел Романовых – это не только катастрофа огромной страны, но и в первую очередь трагедия конкретной семьи. Не забыли создатели экспозиции и про петербургский Эрмитаж – отдельный зал посвящен эвакуации коллекции в 1917 году.

Эрмитаж в Амстердаме

На российскую публику музей, кажется, не особо рассчитан. Аудиогидов на русском нет, да и буклетов тоже. Оно вроде и понятно – чего мы не знаем про нашу революцию (на самом-то деле очень многого не знаем), но ведь в «Амстельхофе» проходят выставки не только на тему русской культуры и истории.

Портреты в темноте

Если на «Романовых и Революцию» ходят толпы иностранцев, то в противоположном музейном крыле пусто. А там как раз сейчас открыта экспозиция, на которой, на мой взгляд, просто обязаны побывать те, кто впервые посещает Амстердам. Выставлены более 30 групповых портретов из городских музеев – «Портретная галерея Золотого века», включая работы Рембрандта и Питера де Хоха. То есть можно не ходить в Национальный музей Амстердама, он же Рейксмузеум, так как Эрмитаж на своей площадке собрал лучшие портреты из коллекций главных местных собраний живописи.

Эрмитаж в Амстердаме

Экспозиция замечательная. Кураторы сосредоточились на лицах тех, кто когда-то позировал знаменитым голландцам. Музей располагает самой современной техникой, что позволяет проводить такие мультимедийные выставки, которые даже для петербургского Эрмитажа – пока редкость.

Эрмитаж в Амстердаме

Главный тёмный зал весь увешан портретами, но это больше напоминает театр, чем галерею. Пройти мимо невозможно: здесь хочется присесть и насладиться представлением. Свет иногда гаснет, и луч выхватывает отдельные лица на портретах, текст прямо на картине рассказывает о герое. И всё это сопровождается шумом городских улиц, разговоров, застолий. Полный эффект присутствия.

Эрмитаж в Амстердаме

«Братья Карамазовы» со скидкой

В амстердамском Эрмитаже нет постоянной экспозиции. Выставка про Романовых закроется 17 сентября, а уже 7 октября откроется следующая – «Голландские мастера из Эрмитажа. Сокровища царей». Совсем скоро шедевры голландцев из Зимнего дворца временно отправятся на свою историческую родину.

Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский часто подчёркивает, что музеи объединяют страны и народы лучше, чем политики. И по филиалу «Эрмитаж-Амстердам» это заметно. Музей выполняет просветительскую функцию. Пока местный телевизор рассказывает о плохой России, в здешнем Эрмитаже рассказывают о другой России. Не хорошей, не плохой – разной. И жители Амстердама имеют возможность узнать о нашей истории и культуре.

Эрмитаж в Амстердаме

В магазине «Амстельхофа» вы попадаете в самый настоящий филиал русской культуры. Кроме каталогов выставки можно купить фильмы Эйзенштейна, Тарковского и Сокурова, диски с музыкой российских композиторов, книги отечественных классиков, карту Санкт-Петербурга и даже небольших марионеток с лицами Толстого, Достоевского, Чехова и почему-то Троцкого. Более грамотного продвижения России нельзя было придумать. «Эрмитаж-Амстердам» – редкое место за границей, в котором за нашу страну не стыдно.

Эрмитаж в Амстердаме

19 июля 2017.
Текст и фото: Егор Королёв
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.

Синий сарафан

Театральный Петербург примеряет «Синий сарафан»

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Вера Кричевская

Вера Кричевская: «Владимир Путин» — главное дело Собчака

Нынешний президент РФ создал систему, где никто не способен на тот поступок, который он сам совершил в 1997 году, говорит режиссер фильма «Дело Собчака» Вера Кричевская. 12 июня в России состоится премьера документального фильма о первом мэре Санкт-Петербурга Анатолии Собчаке. Двухчасовой документальный фильм «Дело Собчака» буквально обречен на внимание и споры. Монтаж архивных хроник с тремя десятками интервью, взятыми у участников и свидетелей событий, у друзей и противников заглавного героя, у тех, кто поднялся выше некуда, и у тех, кто ушел в тень, раскрывает и глубокое внутреннее родство, и радикальную несовместимость двух наших эпох, девяностых и десятых.

ресторанный гид

Дорог Spoon Guide к лету

В понедельник, 4 июня, на гастрономическом ужине от ресторана MEGUmi в Lotte Hotel St. Petersburg (переулок Антоненко, 2) был представлен справочник «Spoon Guide: 50 лучших ресторанов Санкт-Петербурга 2018». Ресторанный проект Spoon не похож ни на одну из существующих в Санкт-Петербурге премий. Особенности премии бросаются в глаза сразу.