Романовы, Революция и Золотой век: две выставки в «Эрмитаж-Амстердам»

В Амстердаме много замечательных музеев, но ноги петербургского туриста сами несут в сторону Эрмитажа. Не в каждой европейской столице встретишь родное название. Культурный и выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам» открылся еще в 2004 году.

Выставка в Амстердаме

Обозреватель «Петербургского авангарда» Егор Королёв посетил две выставки и рассказал, почему надо побывать на этом островке русской культуры.

Музей расположен в туристическом центре города, на реке Амстел: вы его не пропустите, если будете проплывать мимо на речном трамвайчике. Длинное, красно-кирпичное (как и положено в Амстердаме) здание «Амстельхоф» 1673 года постройки занимает почти целый квартал на набережной.

Эрмитаж в Амстердаме

Россия в Пассаже

Об одной из нынешних выставок можно узнать, ещё не подходя к музею. В Амстердаме оставлены старинные афишные тумбы, и с каждой из них в эти дни на вас смотрит Николай II и царевич Алексей. Вы гуляете вдоль каналов, любуетесь узкими домиками, а если и вспоминаете о русском императоре, то максимум – о Петре I, который бывал в этом городе. Постоянно видеть фотографию последнего царя, ступая по чужим берегам, – странно и неожиданно.

Эрмитаж в Амстердаме

До 17 сентября ещё можно успеть на выставку «1917. Романовы и Революция. Конец Империи». Более 250 экспонатов привезены из Государственного Эрмитажа, Государственного архива России в Москве и Артиллерийского музея Санкт-Петербурга.

Наших туристов нет – рано утром только толпы иностранцев. Они с интересом всматриваются в скульптуру Ленина и семейные фотографии Романовых, а россиянина здесь не оставляет вопрос: разве им интересна наша история? Оказывается, что интересна. Тем более, что экспозиция выстроена так, чтобы даже дети не заскучали.

Эрмитаж в Амстердаме

Красивых залов в «Амстельхофе» нет, поэтому специалисты музея создают для временных выставок масштабные декорации. Главный зал представляет из себя Пассаж на Невском проспекте. В витринах «магазинов» – отдельные истории: «Война с Японией», «Фаберже». Вы оказываетесь в старом Санкт-Петербурге и гуляете между огромными фотографиями Невского проспекта и Дворцовой площади.

Эрмитаж в Амстердаме

Кроме грамотно организованного пространства кураторов можно похвалить и за драматургию: история революции подана через трагедию последнего русского царя. Выставка иногда напоминает мыльную оперу: история любви, красивая семья, дочери царской семьи и царевич Алексей, грозный Распутин, хитрый Ленин, расстрел.

Подданным монархической Голландии сюжет свержения императора понятнее, чем гражданам сегодняшней России. А, может, даже интереснее. На этой выставке явно сделан акцент на том, что расстрел Романовых – это не только катастрофа огромной страны, но и в первую очередь трагедия конкретной семьи. Не забыли создатели экспозиции и про петербургский Эрмитаж – отдельный зал посвящен эвакуации коллекции в 1917 году.

Эрмитаж в Амстердаме

На российскую публику музей, кажется, не особо рассчитан. Аудиогидов на русском нет, да и буклетов тоже. Оно вроде и понятно – чего мы не знаем про нашу революцию (на самом-то деле очень многого не знаем), но ведь в «Амстельхофе» проходят выставки не только на тему русской культуры и истории.

Портреты в темноте

Если на «Романовых и Революцию» ходят толпы иностранцев, то в противоположном музейном крыле пусто. А там как раз сейчас открыта экспозиция, на которой, на мой взгляд, просто обязаны побывать те, кто впервые посещает Амстердам. Выставлены более 30 групповых портретов из городских музеев – «Портретная галерея Золотого века», включая работы Рембрандта и Питера де Хоха. То есть можно не ходить в Национальный музей Амстердама, он же Рейксмузеум, так как Эрмитаж на своей площадке собрал лучшие портреты из коллекций главных местных собраний живописи.

Эрмитаж в Амстердаме

Экспозиция замечательная. Кураторы сосредоточились на лицах тех, кто когда-то позировал знаменитым голландцам. Музей располагает самой современной техникой, что позволяет проводить такие мультимедийные выставки, которые даже для петербургского Эрмитажа – пока редкость.

Эрмитаж в Амстердаме

Главный тёмный зал весь увешан портретами, но это больше напоминает театр, чем галерею. Пройти мимо невозможно: здесь хочется присесть и насладиться представлением. Свет иногда гаснет, и луч выхватывает отдельные лица на портретах, текст прямо на картине рассказывает о герое. И всё это сопровождается шумом городских улиц, разговоров, застолий. Полный эффект присутствия.

Эрмитаж в Амстердаме

«Братья Карамазовы» со скидкой

В амстердамском Эрмитаже нет постоянной экспозиции. Выставка про Романовых закроется 17 сентября, а уже 7 октября откроется следующая – «Голландские мастера из Эрмитажа. Сокровища царей». Совсем скоро шедевры голландцев из Зимнего дворца временно отправятся на свою историческую родину.

Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский часто подчёркивает, что музеи объединяют страны и народы лучше, чем политики. И по филиалу «Эрмитаж-Амстердам» это заметно. Музей выполняет просветительскую функцию. Пока местный телевизор рассказывает о плохой России, в здешнем Эрмитаже рассказывают о другой России. Не хорошей, не плохой – разной. И жители Амстердама имеют возможность узнать о нашей истории и культуре.

Эрмитаж в Амстердаме

В магазине «Амстельхофа» вы попадаете в самый настоящий филиал русской культуры. Кроме каталогов выставки можно купить фильмы Эйзенштейна, Тарковского и Сокурова, диски с музыкой российских композиторов, книги отечественных классиков, карту Санкт-Петербурга и даже небольших марионеток с лицами Толстого, Достоевского, Чехова и почему-то Троцкого. Более грамотного продвижения России нельзя было придумать. «Эрмитаж-Амстердам» – редкое место за границей, в котором за нашу страну не стыдно.

Эрмитаж в Амстердаме

19 июля 2017.
Текст и фото: Егор Королёв
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Маргарита Аброськина

Маргарита Аброськина: На сцене Александринки всегда чувствую реакцию зрителей

Маргарита Аброськина к своим 25 годам вполне уверено и стремительно делает карьеру актрисы. Казалось бы, совсем недавно она окончила Высшее театральное училище имени Щепкина по курсу Юрия Соломина. И вот Маргарита уже занята в пяти спектакля на сцене Александрийского театра. В ее активе уже есть и вполне обширная фильмография. А с 20 мая в эфире канала ТНТ стартует новый комедийный сериал «Толя робот» с участием молодой питерской актрисы.

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.

Нонконформизм в СПбГУ

Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.