«Радуга» в Петербурге завершится «Зимней сказкой»

С 29 мая в петербургском ТЮЗе имени Брянцева начинается XIX Международный театральный фестиваль «Радуга». До 4 июня зрители Северной столицы смогут увидеть самые яркие постановки, которые на берега Невы привезли артисты из Франции, Китая, Румынии, Венгрии, Италии, Польши, Литвы, Белоруссии, Эстонии и России.

ТЮЗ, Зимняя сказка

В день открытия публике будет представлен спектакль театра «Турски» из Марселя (Франция) «Память и море», поставленный французским режиссером Ришаром Мартеном. Интересно, что 22 года назад Ришар организовал первый фестиваль русского театра в Марселе.

Память и море

И завтра же, в 15 часов, на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» зрители увидят спектакль «Отец» в исполнении таллиннского театра Theatrum (Эстония) по пьесе Флориана Целлера. Пьеса получила самую значительную театральную премию во Франции в 2014 году имени Мольера в категории «Лучшая драма». По сюжету главный герой Андре пытается найти в современном хаотичном мире людей, которые способны на искренность и живут без фальши. Трудная задача.

Поставила спектакль Мария Петерсон, дочь известного актера и режиссера Лембита Петерсона, который исполнит в «Отце» главную роль. В постановке примет участие Санкт-Петербургский симфонический оркестр под руководством Александра Канторова.

В среду, 30 мая (14:00), на Малой сцене ТЮЗа будет сыгран спектакль Ярославского театра драмы имени Федора Волкова «Пилорама плюс». Это современная пьеса Натальи Милантьевой в постановке Елизаветы Бондарь.

Пилорама плюс

В этот же день (17:00) на сцене Молодежного театра на Фонтанке впервые в истории «Радуги» выступят артисты из Венгрии, из Театра имени Йозефа Катоны. Один из самых ярких режиссеров современного венгерского театра Виктор Бодо, обладатель «Золотой маски» и европейской театральной премии «Новая реальность», обратился к «Запискам сумасшедшего» Николая Гоголя.

Записки сумасшедшего

Вечером (19:30) на Большой сцене ТЮЗа сыграют спектакль Драматического театра Варшавы (Польша) «Мера за меру» по Шекспиру в постановке знаменитого литовского режиссера Оскараса Коршуноваса. На прошлой «Радуге» Коршуновас порадовал зрителей спектаклем «Свадьба» по Бертольду Брехту.

В четверг, 31 мая (16:00 и 19:00), Национальный театр Китая для детей из Пекина (КНР) покажет на Большой сцене Молодежного театра на Фонтанке спектакль «Путешествие на запад». Поставлен он на основе классической китайской литературы: над созданием работала команда из Китая и Румынии. В постановке присутствуют и китайский колорит, и европейский стиль.

Путешествие на запад

Зрителям придется бегать от площадки к площадке. На Большой сцене ТЮЗа в четверг, 31 мая (19:00), пройдет «Буря». К последней пьесе Шекспира обратилась дочь выдающегося британского режиссера Питера Брука — Ирина Брук, руководитель Национального театра Ниццы (Франция).

Актриса Юлия Пересильд сменила амплуа и поставила с артистами Псковского театра драмы «Каштанку». Рассказ Чехова — лишь повод раскрыть злободневную тему: как обычная дворовая девчонка наших дней становится звездой и потом вновь возвращается к себе. Спектакль актуален для подростков и студентов. Сыгран он будет 1 июня (16:00 и 19:00) на сцене Большого театра кукол.

Каштанка

В этот же день (20:00) на Большой сцене ТЮЗа будет сыгран спектакль Красноярского драматического театра по пьесе Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» в постановке обладателя «Золотых масок» Олега Рыбкина. Известная пьеса в переводе Иосифа Бродского заживет по-новому благодаря ярким визуальным эффектам.

Розенкранц и Гильденстерн мертвы

Итальянская комедия дель арте во всех красках будет разыграна Театральной компанией из города Порденоне (Италия) в спектакле «Жители Арлекинии», который пройдет в зрительском фойе ТЮЗа в субботу, 2 июня (13:00). Автором текста и исполнительницей главной роли выступает актриса Клаудиа Конти, первая в мире решившаяся сыграть мужскую роль Арлекина.

Жители Арлекинии

На Большой сцене ТЮЗа в тот же день (20:00) Государственный Малый театр Вильнюса (Литва) покажет спектакль по книге современной литовской писательницы Паулины Пуките «Горемыка и Благодетель». Режиссер — дочь знаменитого режиссера Римаса Туминаса — Габриэле Туминайте. Сам Римас так говорит о спектакле: «Это история о том, как полюбить себя и влиться в общество, которое тебя отвергает, как стать гражданином мира и остаться личностью».

Из белорусского города Могилева приедет спектакль «Июль» по пьесе Ивана Вырыпаева в постановке Саулюса Варнаса. Пьесу часто называют сильнейшим театральным текстом из написанных на русском языке в последние годы, он шокирует, завораживает, воздействует на подсознание. Зрители увидят его в воскресенье, 3 июня (16:00), на Малой сцене ТЮЗа.

Июль

«Гроза» Островского стала особенно востребованной и актуальной в последнее время, подвигая режиссеров к экспериментам. Краснодарский молодежный театр, доверившись режиссеру Даниилу Безносову, представит свою версию истории главной героини пьесы, ее любовной и человеческой драмы, вскрыв скрытые подтексты хрестоматийного произведения. Спектакль пройдет дважды — в 14:00 и в 19:00 воскресенья, 3 июня — на Большой сцене ТЮЗа.

Гроза

В последний день фестиваля, 4 июня (16:00), на Малой сцене ТЮЗа будет показан спектакль московского Театра Шмелева «Шмелев. Редкости. Бумага», который поставил режиссер Виталий Салтыков. Это вторая часть театральной дилогии о Шмелеве. Основой спектакля послужили подлинные письма Ивана Шмелева и его знаменитая эпопея «Солнце мертвых». Эту книгу невозможно читать и от нее нельзя оторваться, – так комментировали ее появление европейские писатели. Главный герой оказался в Крыму, в гуще событий гражданской войны во времена красного террора, унесшего сотни тысяч жизней. Им движет желание не только найти причины вселенской катастрофы, но и постичь тайный замысел провидения.

Завершится фестиваль 4 июня (19:00) на Большой сцене ТЮЗа громкой премьерой этого театра — «Зимней сказкой» по Шекспиру, которую выпустил ученик Сергея Женовача — московский режиссер Уланбек Баялиев, привозивший на прошлую «Радугу» свою необычную версию «Грозы» Островского в исполнении Вахтанговского театра. «Зимняя сказка» останется сказкой, но сколько слоев там будет вскрыто, сколько неимоверных драм разыграется! А главное — Баялиев вместе с Шекспиром сумеет оживить своих героев.

ТЮЗ, Зимняя сказка

«Этот спектакль не столько о разрушительной силе ревности, сколько о прощении и раскаянии», — считает Уланбек Баялиев. Художник Юлиан Табаков создал во многом за счет света и цвета неимоверно глубокое и мощное пространство, в котором пластично движутся артисты под музыкальное сопровождение композитора Фаустаса Латенаса.

Учебный театр на Моховой

Зрители смогут оценить и сравнить две мощные театральные школы – российскую и европейскую. Российскую школу представит курс Сергея Бызгу в РГИСИ в спектакле «О мышах и людях» по повести Джона Стейнбека на сцене Учебного театра на Моховой. С европейской школой познакомят студенты Академии исполнительских искусств из Братиславы (Словакия). Они покажут постановку по фильму норвежского режиссера и сценариста Барда Брейена «Искусство негативного мышления». Режиссер – Матиуш Бачинец.

А еще будут мастер-классы, семинары, конференции. Главной темой останется, конечно же, театр. Подробности программы фестиваля можно узнать на сайте ТЮЗа.

фестиваль Радуга

Подготовила  ЕЛЕНА  ДОБРЯКОВА

28 мая 2018.
Текст: Елена Добрякова. Фотографии предоставлены организаторами фестиваля.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , , , , , .

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).

картина Репина

Одно из крупнейших полотен Репина покидает Русский музей

Сегодня в Русском музее состоялся демонтаж картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Полотно размером четыре на восемь метров отправится на выставку в Третьяковскую галерею.