«Радуга» в Петербурге завершится «Зимней сказкой»

С 29 мая в петербургском ТЮЗе имени Брянцева начинается XIX Международный театральный фестиваль «Радуга». До 4 июня зрители Северной столицы смогут увидеть самые яркие постановки, которые на берега Невы привезли артисты из Франции, Китая, Румынии, Венгрии, Италии, Польши, Литвы, Белоруссии, Эстонии и России.

ТЮЗ, Зимняя сказка

В день открытия публике будет представлен спектакль театра «Турски» из Марселя (Франция) «Память и море», поставленный французским режиссером Ришаром Мартеном. Интересно, что 22 года назад Ришар организовал первый фестиваль русского театра в Марселе.

Память и море

И завтра же, в 15 часов, на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» зрители увидят спектакль «Отец» в исполнении таллиннского театра Theatrum (Эстония) по пьесе Флориана Целлера. Пьеса получила самую значительную театральную премию во Франции в 2014 году имени Мольера в категории «Лучшая драма». По сюжету главный герой Андре пытается найти в современном хаотичном мире людей, которые способны на искренность и живут без фальши. Трудная задача.

Поставила спектакль Мария Петерсон, дочь известного актера и режиссера Лембита Петерсона, который исполнит в «Отце» главную роль. В постановке примет участие Санкт-Петербургский симфонический оркестр под руководством Александра Канторова.

В среду, 30 мая (14:00), на Малой сцене ТЮЗа будет сыгран спектакль Ярославского театра драмы имени Федора Волкова «Пилорама плюс». Это современная пьеса Натальи Милантьевой в постановке Елизаветы Бондарь.

Пилорама плюс

В этот же день (17:00) на сцене Молодежного театра на Фонтанке впервые в истории «Радуги» выступят артисты из Венгрии, из Театра имени Йозефа Катоны. Один из самых ярких режиссеров современного венгерского театра Виктор Бодо, обладатель «Золотой маски» и европейской театральной премии «Новая реальность», обратился к «Запискам сумасшедшего» Николая Гоголя.

Записки сумасшедшего

Вечером (19:30) на Большой сцене ТЮЗа сыграют спектакль Драматического театра Варшавы (Польша) «Мера за меру» по Шекспиру в постановке знаменитого литовского режиссера Оскараса Коршуноваса. На прошлой «Радуге» Коршуновас порадовал зрителей спектаклем «Свадьба» по Бертольду Брехту.

В четверг, 31 мая (16:00 и 19:00), Национальный театр Китая для детей из Пекина (КНР) покажет на Большой сцене Молодежного театра на Фонтанке спектакль «Путешествие на запад». Поставлен он на основе классической китайской литературы: над созданием работала команда из Китая и Румынии. В постановке присутствуют и китайский колорит, и европейский стиль.

Путешествие на запад

Зрителям придется бегать от площадки к площадке. На Большой сцене ТЮЗа в четверг, 31 мая (19:00), пройдет «Буря». К последней пьесе Шекспира обратилась дочь выдающегося британского режиссера Питера Брука — Ирина Брук, руководитель Национального театра Ниццы (Франция).

Актриса Юлия Пересильд сменила амплуа и поставила с артистами Псковского театра драмы «Каштанку». Рассказ Чехова — лишь повод раскрыть злободневную тему: как обычная дворовая девчонка наших дней становится звездой и потом вновь возвращается к себе. Спектакль актуален для подростков и студентов. Сыгран он будет 1 июня (16:00 и 19:00) на сцене Большого театра кукол.

Каштанка

В этот же день (20:00) на Большой сцене ТЮЗа будет сыгран спектакль Красноярского драматического театра по пьесе Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» в постановке обладателя «Золотых масок» Олега Рыбкина. Известная пьеса в переводе Иосифа Бродского заживет по-новому благодаря ярким визуальным эффектам.

Розенкранц и Гильденстерн мертвы

Итальянская комедия дель арте во всех красках будет разыграна Театральной компанией из города Порденоне (Италия) в спектакле «Жители Арлекинии», который пройдет в зрительском фойе ТЮЗа в субботу, 2 июня (13:00). Автором текста и исполнительницей главной роли выступает актриса Клаудиа Конти, первая в мире решившаяся сыграть мужскую роль Арлекина.

Жители Арлекинии

На Большой сцене ТЮЗа в тот же день (20:00) Государственный Малый театр Вильнюса (Литва) покажет спектакль по книге современной литовской писательницы Паулины Пуките «Горемыка и Благодетель». Режиссер — дочь знаменитого режиссера Римаса Туминаса — Габриэле Туминайте. Сам Римас так говорит о спектакле: «Это история о том, как полюбить себя и влиться в общество, которое тебя отвергает, как стать гражданином мира и остаться личностью».

Из белорусского города Могилева приедет спектакль «Июль» по пьесе Ивана Вырыпаева в постановке Саулюса Варнаса. Пьесу часто называют сильнейшим театральным текстом из написанных на русском языке в последние годы, он шокирует, завораживает, воздействует на подсознание. Зрители увидят его в воскресенье, 3 июня (16:00), на Малой сцене ТЮЗа.

Июль

«Гроза» Островского стала особенно востребованной и актуальной в последнее время, подвигая режиссеров к экспериментам. Краснодарский молодежный театр, доверившись режиссеру Даниилу Безносову, представит свою версию истории главной героини пьесы, ее любовной и человеческой драмы, вскрыв скрытые подтексты хрестоматийного произведения. Спектакль пройдет дважды — в 14:00 и в 19:00 воскресенья, 3 июня — на Большой сцене ТЮЗа.

Гроза

В последний день фестиваля, 4 июня (16:00), на Малой сцене ТЮЗа будет показан спектакль московского Театра Шмелева «Шмелев. Редкости. Бумага», который поставил режиссер Виталий Салтыков. Это вторая часть театральной дилогии о Шмелеве. Основой спектакля послужили подлинные письма Ивана Шмелева и его знаменитая эпопея «Солнце мертвых». Эту книгу невозможно читать и от нее нельзя оторваться, – так комментировали ее появление европейские писатели. Главный герой оказался в Крыму, в гуще событий гражданской войны во времена красного террора, унесшего сотни тысяч жизней. Им движет желание не только найти причины вселенской катастрофы, но и постичь тайный замысел провидения.

Завершится фестиваль 4 июня (19:00) на Большой сцене ТЮЗа громкой премьерой этого театра — «Зимней сказкой» по Шекспиру, которую выпустил ученик Сергея Женовача — московский режиссер Уланбек Баялиев, привозивший на прошлую «Радугу» свою необычную версию «Грозы» Островского в исполнении Вахтанговского театра. «Зимняя сказка» останется сказкой, но сколько слоев там будет вскрыто, сколько неимоверных драм разыграется! А главное — Баялиев вместе с Шекспиром сумеет оживить своих героев.

ТЮЗ, Зимняя сказка

«Этот спектакль не столько о разрушительной силе ревности, сколько о прощении и раскаянии», — считает Уланбек Баялиев. Художник Юлиан Табаков создал во многом за счет света и цвета неимоверно глубокое и мощное пространство, в котором пластично движутся артисты под музыкальное сопровождение композитора Фаустаса Латенаса.

Учебный театр на Моховой

Зрители смогут оценить и сравнить две мощные театральные школы – российскую и европейскую. Российскую школу представит курс Сергея Бызгу в РГИСИ в спектакле «О мышах и людях» по повести Джона Стейнбека на сцене Учебного театра на Моховой. С европейской школой познакомят студенты Академии исполнительских искусств из Братиславы (Словакия). Они покажут постановку по фильму норвежского режиссера и сценариста Барда Брейена «Искусство негативного мышления». Режиссер – Матиуш Бачинец.

А еще будут мастер-классы, семинары, конференции. Главной темой останется, конечно же, театр. Подробности программы фестиваля можно узнать на сайте ТЮЗа.

фестиваль Радуга

Подготовила  ЕЛЕНА  ДОБРЯКОВА

28 мая 2018.
Текст: Елена Добрякова. Фотографии предоставлены организаторами фестиваля.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , , , , , .

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.

Синий сарафан

Театральный Петербург примеряет «Синий сарафан»

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Вера Кричевская

Вера Кричевская: «Владимир Путин» — главное дело Собчака

Нынешний президент РФ создал систему, где никто не способен на тот поступок, который он сам совершил в 1997 году, говорит режиссер фильма «Дело Собчака» Вера Кричевская. 12 июня в России состоится премьера документального фильма о первом мэре Санкт-Петербурга Анатолии Собчаке. Двухчасовой документальный фильм «Дело Собчака» буквально обречен на внимание и споры. Монтаж архивных хроник с тремя десятками интервью, взятыми у участников и свидетелей событий, у друзей и противников заглавного героя, у тех, кто поднялся выше некуда, и у тех, кто ушел в тень, раскрывает и глубокое внутреннее родство, и радикальную несовместимость двух наших эпох, девяностых и десятых.

ресторанный гид

Дорог Spoon Guide к лету

В понедельник, 4 июня, на гастрономическом ужине от ресторана MEGUmi в Lotte Hotel St. Petersburg (переулок Антоненко, 2) был представлен справочник «Spoon Guide: 50 лучших ресторанов Санкт-Петербурга 2018». Ресторанный проект Spoon не похож ни на одну из существующих в Санкт-Петербурге премий. Особенности премии бросаются в глаза сразу.