Пять вузов-музеев Петербурга

Двери приемных комиссий распахнулись навстречу будущим студентам. Самое время воочию увидеть известные альма-матер петербуржцев и узнать, каково это — учиться в исторических аудиториях, а в перерывах любоваться произведениями искусства в соседних залах. Университет из закрытой системы вполне может стать новой точкой на карте «культурного» маршрута.

Институт живописи им. Репина

1. «Лабиринт художеств» (ГАИЖСА имени Репина)

Если на двери надпись «Не входить — обнаженная натура», на полу сохнут холсты с краской, а по этажам снуют студенты с папками, обсуждая на ходу последнюю выставку, значит вы в Академии художеств. В историческом здании на Университетской набережной, построенном в 1764-88 годах по проекту Кокоринова и Валлен-Деламота, есть не только мастерские, архив и библиотека, но и собственное собрание произведений искусства. Это дипломные работы выдающихся выпускников Императорской академии художеств (многие произведения впоследствии выставлялись в Русском музее), ювелирной работы модели знаменитых зданий Петербурга и 32 зала со слепками. Студентам есть на что равняться и где брать вдохновение — перед глазами мировые шедевры: Венера Милосская, Аполлон Бельведерский, сфинксы, копии росписей соборов Ватикана… Здесь же проводятся выставки современных художников и выпускников.

Уникальность академии еще и в том, что на заднем дворе располагается небольшой плац с конюшней. В конце XIX века студентам Академии художеств в учебные обязанности вменялось рисовать животных с натуры, для этих целей была специально организована Батальная мастерская. Традиция сохранилась до сегодняшнего дня — лошади здесь считаются такими же штатными моделями, как и натурщики.

Академия имени Штиглица

2. «Музей — этажом ниже, мастерские — наверх» (СПбГХПА имени Штиглица)

«Муха» и «Репа» — так в городском фольклоре прозвали старейшие альма-матер известных петербургских художников. В отличие от репинской академической «правильности», атмосфера «Муха» более свободна и разнородна, ведь здесь преподают не только изящные искусства, но реставрацию, декоративно-прикладное мастерство, графику, дизайн и многое другое. От подвальных помещений до высокой живописи и витражных мастерских на чердаках, от парадных залов до старой раковины, перемазанной краской, — все пропитано тем самым духом творчества и свободного искусства. Внушительное здание в стиле историзма на Соляном переулке построено в 1876 году по проекту Максимилиана Месмахера. Его жемчужина — знаменитый Большой выставочный зал со стеклянным куполом.

Не все знают, что в училище существует музей, который открыт не только для студентов, но для всех желающих. В отличие от переполненного туристами Эрмитажа, в затейливо оформленных залах со сказочными расписными потолками и интересной коллекцией предметов искусства удивительно тихо и почти пустынно. А летом двор академии превращается в сплошную открытую мастерскую, где гончары, кузнецы, стеклодувы и другие студенческие мастерские учат желающих своему ремеслу.

СПбГУ

3. «Республика Университет» (СПбГУ)

Настоящий город в городе со своими традициями, историей и легендами. Сегодня факультеты Петербургского университета расположены в самых разных уголках города, но его сердцем и исторической колыбелью были и остаются знаменитые бело-красные корпуса на Университетской набережной. Здание, построенное еще при Петре I как государственное учреждение для коллегий, было передано университету в 1835 году. Уникальный фасад в стиле петровского барокко сохранился до сих пор, а также парадный Петровский зал и знаменитый коридор, который из-за протяженности (295 метров) называют «вторым Невским проспектом».

Прямо у входа в главные ворота — музей — мемориальная квартира Менделеева, где жил и работал великий ученый будучи профессором университета. В музее вам покажут и расскажут, как принимали гостей в его доме, что хранится в потайной лаборатории. А если пройти вглубь студенческого комплекса, несложно найти настоящий парк современной скульптуры — дворик филфака. Здесь можно загадать желание у Маленького принца, потереть на удачу ушко Бегемота Тони, попробовать увезти «чемодан Бродского» или отправиться на «Олимп», «Седьмое небо» и даже в «Катакомбы» (такие названия носят аудитории факультета). Кроме сада камней, на территории университета есть свой «зеленый уголок» — Ботанический сад. Сюда каждую весну студенты после (или вместо) пар приходят побродить по дорожкам в поисках первых подснежников и полюбоваться цветением крокусов.

Горный университет

4. «В кладовой гномов» (Горный университет)

В 1773 году императрица Екатерина II начертала «Быть по сему» на указе о создании первого в стране инженерного училища для развития горного дела. Но свою нынешнюю обитель — белоколонное классическое здание (проект А. Воронихина) — университет обрел только в 1811 году. Тогда же под зданием университета прорыли специальные учебные шахты, которые были призваны наглядно показывать студентам выход горных пород. Хотя идея так и не была полностью осуществлена, сегодня шахты продолжают сохранять как историческую ценность. Ведь символами вуза являются именно подземные гномы — Никель и Кобальт, украшающие вход в здание.

Однако главная гордость университета — старейшая экспозиция музея с богатой коллекцией минералов и камней: от редких самородков XVIII-XIX веков и изысканных работ ювелирной фирмы Фаберже до пудовых метеоритов и горных пород. Всего насчитывается 240 тыс. экспонатов.

ЛЭТИ

5. «Хогвартс по-петроградски» (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»)

По пути в Ботанический сад взгляд невольно останавливается на кирпичном здании с остроконечными башенками и часами. Именно этот колоритный фасад самого старого корпуса университета стал символом ЛЭТИ. За его «средневековость», сказочность, а также грозность кирпичных стен других корпусов вуз прозван студентами «Хогвартсом». Кстати, само здание построено в начале прошлого века в стиле модерн, остальные корпуса — уже советский конструктивизм. Как и в знаменитой школе волшебников, внутри здесь настоящий лабиринт из коридоров, лестниц, потайных дверей и глухих дворов. Остается только удивляться, как сами студенты разбираются в этой запутанной системе (кажется, тут бы и пригодилась «Карта мародеров» из «Гарри Поттера»).

Мрачность некоторых уголков этого «замка» (легенды повествуют даже о секретных лабораториях в подвалах университета) контрастирует со светлым читальным залом и парадной лестницей, оставшейся с прошлого столетия. А еще надо обязательно посетить мемориальный музей — кабинет и лабораторию профессора Попова, куда водят на экскурсии всех гостей вуза и первокурсников. Память об изобретателе радио здесь чтут особенно бережно, ведь Попов был первым выборным директором университета и работал в его стенах до самых последних дней.

13 июля 2016.
Текст: Анастасия Арашкевичуте, фото: Анастасия Арашкевичуте и с сайтов вузов
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , , .

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.

реставрация Оргии Котабринского

«Оргия»: смотреть и не дышать

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать». Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.

фильмы Хироси Тэсигахара

В «Родине» стартуют бесплатные показы фильмов легендарного японского режиссера

Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге совместно с киноцентром «Родина» (Караванная улица, 12) представляют ретроспективу фильмов японского режиссера Хироси Тэсигахара. Вход на все киносеансы – свободный.

выставка Виталия Тюленева

Виталий Тюленев — сюрреалист «оттепели»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (набережная канала Грибоедова. 103) проходит экспозиция работ необычного советского художника Виталия Тюленева. В соответствии с мечтательным изобразительным языком мастера она названа «Во сне и наяву».

40-летие Театра Бориса Эйфмана

В Петербурге появится детский театр балета Бориса Эйфмана

Во вторник, 13 февраля (20:00), на сцене Александринского театра (площадь Островского, 6) состоится спектакль-концерт «Вчера, сегодня, завтра», посвященный 40-летию Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. На днях знаменитый хореограф встретился с журналистами, чтобы рассказать о том, что ждет его театр и академию в будущем.

кадр из фильма "Статский советник", Олег Меньшиков

Новая книга Акунина: Фандорин побежден

Заканчивая 20-летнюю эпопею, писатель, уже не живущий в России, подводит черту под попыткой слить либеральные и охранительные чувства в одну идеологию.
Найти добро и благородство там, где их быть не могло, не удалось ни герою, ни его создателю.