Пять вузов-музеев Петербурга

Двери приемных комиссий распахнулись навстречу будущим студентам. Самое время воочию увидеть известные альма-матер петербуржцев и узнать, каково это — учиться в исторических аудиториях, а в перерывах любоваться произведениями искусства в соседних залах. Университет из закрытой системы вполне может стать новой точкой на карте «культурного» маршрута.

Институт живописи им. Репина

1. «Лабиринт художеств» (ГАИЖСА имени Репина)

Если на двери надпись «Не входить — обнаженная натура», на полу сохнут холсты с краской, а по этажам снуют студенты с папками, обсуждая на ходу последнюю выставку, значит вы в Академии художеств. В историческом здании на Университетской набережной, построенном в 1764-88 годах по проекту Кокоринова и Валлен-Деламота, есть не только мастерские, архив и библиотека, но и собственное собрание произведений искусства. Это дипломные работы выдающихся выпускников Императорской академии художеств (многие произведения впоследствии выставлялись в Русском музее), ювелирной работы модели знаменитых зданий Петербурга и 32 зала со слепками. Студентам есть на что равняться и где брать вдохновение — перед глазами мировые шедевры: Венера Милосская, Аполлон Бельведерский, сфинксы, копии росписей соборов Ватикана… Здесь же проводятся выставки современных художников и выпускников.

Уникальность академии еще и в том, что на заднем дворе располагается небольшой плац с конюшней. В конце XIX века студентам Академии художеств в учебные обязанности вменялось рисовать животных с натуры, для этих целей была специально организована Батальная мастерская. Традиция сохранилась до сегодняшнего дня — лошади здесь считаются такими же штатными моделями, как и натурщики.

Академия имени Штиглица

2. «Музей — этажом ниже, мастерские — наверх» (СПбГХПА имени Штиглица)

«Муха» и «Репа» — так в городском фольклоре прозвали старейшие альма-матер известных петербургских художников. В отличие от репинской академической «правильности», атмосфера «Муха» более свободна и разнородна, ведь здесь преподают не только изящные искусства, но реставрацию, декоративно-прикладное мастерство, графику, дизайн и многое другое. От подвальных помещений до высокой живописи и витражных мастерских на чердаках, от парадных залов до старой раковины, перемазанной краской, — все пропитано тем самым духом творчества и свободного искусства. Внушительное здание в стиле историзма на Соляном переулке построено в 1876 году по проекту Максимилиана Месмахера. Его жемчужина — знаменитый Большой выставочный зал со стеклянным куполом.

Не все знают, что в училище существует музей, который открыт не только для студентов, но для всех желающих. В отличие от переполненного туристами Эрмитажа, в затейливо оформленных залах со сказочными расписными потолками и интересной коллекцией предметов искусства удивительно тихо и почти пустынно. А летом двор академии превращается в сплошную открытую мастерскую, где гончары, кузнецы, стеклодувы и другие студенческие мастерские учат желающих своему ремеслу.

СПбГУ

3. «Республика Университет» (СПбГУ)

Настоящий город в городе со своими традициями, историей и легендами. Сегодня факультеты Петербургского университета расположены в самых разных уголках города, но его сердцем и исторической колыбелью были и остаются знаменитые бело-красные корпуса на Университетской набережной. Здание, построенное еще при Петре I как государственное учреждение для коллегий, было передано университету в 1835 году. Уникальный фасад в стиле петровского барокко сохранился до сих пор, а также парадный Петровский зал и знаменитый коридор, который из-за протяженности (295 метров) называют «вторым Невским проспектом».

Прямо у входа в главные ворота — музей — мемориальная квартира Менделеева, где жил и работал великий ученый будучи профессором университета. В музее вам покажут и расскажут, как принимали гостей в его доме, что хранится в потайной лаборатории. А если пройти вглубь студенческого комплекса, несложно найти настоящий парк современной скульптуры — дворик филфака. Здесь можно загадать желание у Маленького принца, потереть на удачу ушко Бегемота Тони, попробовать увезти «чемодан Бродского» или отправиться на «Олимп», «Седьмое небо» и даже в «Катакомбы» (такие названия носят аудитории факультета). Кроме сада камней, на территории университета есть свой «зеленый уголок» — Ботанический сад. Сюда каждую весну студенты после (или вместо) пар приходят побродить по дорожкам в поисках первых подснежников и полюбоваться цветением крокусов.

Горный университет

4. «В кладовой гномов» (Горный университет)

В 1773 году императрица Екатерина II начертала «Быть по сему» на указе о создании первого в стране инженерного училища для развития горного дела. Но свою нынешнюю обитель — белоколонное классическое здание (проект А. Воронихина) — университет обрел только в 1811 году. Тогда же под зданием университета прорыли специальные учебные шахты, которые были призваны наглядно показывать студентам выход горных пород. Хотя идея так и не была полностью осуществлена, сегодня шахты продолжают сохранять как историческую ценность. Ведь символами вуза являются именно подземные гномы — Никель и Кобальт, украшающие вход в здание.

Однако главная гордость университета — старейшая экспозиция музея с богатой коллекцией минералов и камней: от редких самородков XVIII-XIX веков и изысканных работ ювелирной фирмы Фаберже до пудовых метеоритов и горных пород. Всего насчитывается 240 тыс. экспонатов.

ЛЭТИ

5. «Хогвартс по-петроградски» (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»)

По пути в Ботанический сад взгляд невольно останавливается на кирпичном здании с остроконечными башенками и часами. Именно этот колоритный фасад самого старого корпуса университета стал символом ЛЭТИ. За его «средневековость», сказочность, а также грозность кирпичных стен других корпусов вуз прозван студентами «Хогвартсом». Кстати, само здание построено в начале прошлого века в стиле модерн, остальные корпуса — уже советский конструктивизм. Как и в знаменитой школе волшебников, внутри здесь настоящий лабиринт из коридоров, лестниц, потайных дверей и глухих дворов. Остается только удивляться, как сами студенты разбираются в этой запутанной системе (кажется, тут бы и пригодилась «Карта мародеров» из «Гарри Поттера»).

Мрачность некоторых уголков этого «замка» (легенды повествуют даже о секретных лабораториях в подвалах университета) контрастирует со светлым читальным залом и парадной лестницей, оставшейся с прошлого столетия. А еще надо обязательно посетить мемориальный музей — кабинет и лабораторию профессора Попова, куда водят на экскурсии всех гостей вуза и первокурсников. Память об изобретателе радио здесь чтут особенно бережно, ведь Попов был первым выборным директором университета и работал в его стенах до самых последних дней.

13 июля 2016.
Текст: Анастасия Арашкевичуте, фото: Анастасия Арашкевичуте и с сайтов вузов
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , , .

Гете-институт

Гёте-институт дарит на свой юбилей Фестиваль немецкого кино

С 25 по 28 октября в киноцентре «Родина» пройдет Фестиваль немецкого кино. Публика сможет насладиться премьерами новейших немецких фильмов, которые уже принимали участие в Берлинском кинофестивале. Этот год стал для кинематографа Германии очень успешным, и четыре картины с Берлинале можно будет увидеть в рамках 15-го Фестиваля немецкого кино в Петербурге. Организатором мероприятия, как и в предыдущие 14 лет, выступает Гёте-институт, который в 2018-м отмечает 25-летие своей деятельности в Петербурге.

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.