Пять вузов-музеев Петербурга

Двери приемных комиссий распахнулись навстречу будущим студентам. Самое время воочию увидеть известные альма-матер петербуржцев и узнать, каково это — учиться в исторических аудиториях, а в перерывах любоваться произведениями искусства в соседних залах. Университет из закрытой системы вполне может стать новой точкой на карте «культурного» маршрута.

Институт живописи им. Репина

1. «Лабиринт художеств» (ГАИЖСА имени Репина)

Если на двери надпись «Не входить — обнаженная натура», на полу сохнут холсты с краской, а по этажам снуют студенты с папками, обсуждая на ходу последнюю выставку, значит вы в Академии художеств. В историческом здании на Университетской набережной, построенном в 1764-88 годах по проекту Кокоринова и Валлен-Деламота, есть не только мастерские, архив и библиотека, но и собственное собрание произведений искусства. Это дипломные работы выдающихся выпускников Императорской академии художеств (многие произведения впоследствии выставлялись в Русском музее), ювелирной работы модели знаменитых зданий Петербурга и 32 зала со слепками. Студентам есть на что равняться и где брать вдохновение — перед глазами мировые шедевры: Венера Милосская, Аполлон Бельведерский, сфинксы, копии росписей соборов Ватикана… Здесь же проводятся выставки современных художников и выпускников.

Уникальность академии еще и в том, что на заднем дворе располагается небольшой плац с конюшней. В конце XIX века студентам Академии художеств в учебные обязанности вменялось рисовать животных с натуры, для этих целей была специально организована Батальная мастерская. Традиция сохранилась до сегодняшнего дня — лошади здесь считаются такими же штатными моделями, как и натурщики.

Академия имени Штиглица

2. «Музей — этажом ниже, мастерские — наверх» (СПбГХПА имени Штиглица)

«Муха» и «Репа» — так в городском фольклоре прозвали старейшие альма-матер известных петербургских художников. В отличие от репинской академической «правильности», атмосфера «Муха» более свободна и разнородна, ведь здесь преподают не только изящные искусства, но реставрацию, декоративно-прикладное мастерство, графику, дизайн и многое другое. От подвальных помещений до высокой живописи и витражных мастерских на чердаках, от парадных залов до старой раковины, перемазанной краской, — все пропитано тем самым духом творчества и свободного искусства. Внушительное здание в стиле историзма на Соляном переулке построено в 1876 году по проекту Максимилиана Месмахера. Его жемчужина — знаменитый Большой выставочный зал со стеклянным куполом.

Не все знают, что в училище существует музей, который открыт не только для студентов, но для всех желающих. В отличие от переполненного туристами Эрмитажа, в затейливо оформленных залах со сказочными расписными потолками и интересной коллекцией предметов искусства удивительно тихо и почти пустынно. А летом двор академии превращается в сплошную открытую мастерскую, где гончары, кузнецы, стеклодувы и другие студенческие мастерские учат желающих своему ремеслу.

СПбГУ

3. «Республика Университет» (СПбГУ)

Настоящий город в городе со своими традициями, историей и легендами. Сегодня факультеты Петербургского университета расположены в самых разных уголках города, но его сердцем и исторической колыбелью были и остаются знаменитые бело-красные корпуса на Университетской набережной. Здание, построенное еще при Петре I как государственное учреждение для коллегий, было передано университету в 1835 году. Уникальный фасад в стиле петровского барокко сохранился до сих пор, а также парадный Петровский зал и знаменитый коридор, который из-за протяженности (295 метров) называют «вторым Невским проспектом».

Прямо у входа в главные ворота — музей — мемориальная квартира Менделеева, где жил и работал великий ученый будучи профессором университета. В музее вам покажут и расскажут, как принимали гостей в его доме, что хранится в потайной лаборатории. А если пройти вглубь студенческого комплекса, несложно найти настоящий парк современной скульптуры — дворик филфака. Здесь можно загадать желание у Маленького принца, потереть на удачу ушко Бегемота Тони, попробовать увезти «чемодан Бродского» или отправиться на «Олимп», «Седьмое небо» и даже в «Катакомбы» (такие названия носят аудитории факультета). Кроме сада камней, на территории университета есть свой «зеленый уголок» — Ботанический сад. Сюда каждую весну студенты после (или вместо) пар приходят побродить по дорожкам в поисках первых подснежников и полюбоваться цветением крокусов.

Горный университет

4. «В кладовой гномов» (Горный университет)

В 1773 году императрица Екатерина II начертала «Быть по сему» на указе о создании первого в стране инженерного училища для развития горного дела. Но свою нынешнюю обитель — белоколонное классическое здание (проект А. Воронихина) — университет обрел только в 1811 году. Тогда же под зданием университета прорыли специальные учебные шахты, которые были призваны наглядно показывать студентам выход горных пород. Хотя идея так и не была полностью осуществлена, сегодня шахты продолжают сохранять как историческую ценность. Ведь символами вуза являются именно подземные гномы — Никель и Кобальт, украшающие вход в здание.

Однако главная гордость университета — старейшая экспозиция музея с богатой коллекцией минералов и камней: от редких самородков XVIII-XIX веков и изысканных работ ювелирной фирмы Фаберже до пудовых метеоритов и горных пород. Всего насчитывается 240 тыс. экспонатов.

ЛЭТИ

5. «Хогвартс по-петроградски» (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»)

По пути в Ботанический сад взгляд невольно останавливается на кирпичном здании с остроконечными башенками и часами. Именно этот колоритный фасад самого старого корпуса университета стал символом ЛЭТИ. За его «средневековость», сказочность, а также грозность кирпичных стен других корпусов вуз прозван студентами «Хогвартсом». Кстати, само здание построено в начале прошлого века в стиле модерн, остальные корпуса — уже советский конструктивизм. Как и в знаменитой школе волшебников, внутри здесь настоящий лабиринт из коридоров, лестниц, потайных дверей и глухих дворов. Остается только удивляться, как сами студенты разбираются в этой запутанной системе (кажется, тут бы и пригодилась «Карта мародеров» из «Гарри Поттера»).

Мрачность некоторых уголков этого «замка» (легенды повествуют даже о секретных лабораториях в подвалах университета) контрастирует со светлым читальным залом и парадной лестницей, оставшейся с прошлого столетия. А еще надо обязательно посетить мемориальный музей — кабинет и лабораторию профессора Попова, куда водят на экскурсии всех гостей вуза и первокурсников. Память об изобретателе радио здесь чтут особенно бережно, ведь Попов был первым выборным директором университета и работал в его стенах до самых последних дней.

13 июля 2016.
Текст: Анастасия Арашкевичуте, фото: Анастасия Арашкевичуте и с сайтов вузов
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , , .

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.