Пять вузов-музеев Петербурга

Двери приемных комиссий распахнулись навстречу будущим студентам. Самое время воочию увидеть известные альма-матер петербуржцев и узнать, каково это — учиться в исторических аудиториях, а в перерывах любоваться произведениями искусства в соседних залах. Университет из закрытой системы вполне может стать новой точкой на карте «культурного» маршрута.

Институт живописи им. Репина

1. «Лабиринт художеств» (ГАИЖСА имени Репина)

Если на двери надпись «Не входить — обнаженная натура», на полу сохнут холсты с краской, а по этажам снуют студенты с папками, обсуждая на ходу последнюю выставку, значит вы в Академии художеств. В историческом здании на Университетской набережной, построенном в 1764-88 годах по проекту Кокоринова и Валлен-Деламота, есть не только мастерские, архив и библиотека, но и собственное собрание произведений искусства. Это дипломные работы выдающихся выпускников Императорской академии художеств (многие произведения впоследствии выставлялись в Русском музее), ювелирной работы модели знаменитых зданий Петербурга и 32 зала со слепками. Студентам есть на что равняться и где брать вдохновение — перед глазами мировые шедевры: Венера Милосская, Аполлон Бельведерский, сфинксы, копии росписей соборов Ватикана… Здесь же проводятся выставки современных художников и выпускников.

Уникальность академии еще и в том, что на заднем дворе располагается небольшой плац с конюшней. В конце XIX века студентам Академии художеств в учебные обязанности вменялось рисовать животных с натуры, для этих целей была специально организована Батальная мастерская. Традиция сохранилась до сегодняшнего дня — лошади здесь считаются такими же штатными моделями, как и натурщики.

Академия имени Штиглица

2. «Музей — этажом ниже, мастерские — наверх» (СПбГХПА имени Штиглица)

«Муха» и «Репа» — так в городском фольклоре прозвали старейшие альма-матер известных петербургских художников. В отличие от репинской академической «правильности», атмосфера «Муха» более свободна и разнородна, ведь здесь преподают не только изящные искусства, но реставрацию, декоративно-прикладное мастерство, графику, дизайн и многое другое. От подвальных помещений до высокой живописи и витражных мастерских на чердаках, от парадных залов до старой раковины, перемазанной краской, — все пропитано тем самым духом творчества и свободного искусства. Внушительное здание в стиле историзма на Соляном переулке построено в 1876 году по проекту Максимилиана Месмахера. Его жемчужина — знаменитый Большой выставочный зал со стеклянным куполом.

Не все знают, что в училище существует музей, который открыт не только для студентов, но для всех желающих. В отличие от переполненного туристами Эрмитажа, в затейливо оформленных залах со сказочными расписными потолками и интересной коллекцией предметов искусства удивительно тихо и почти пустынно. А летом двор академии превращается в сплошную открытую мастерскую, где гончары, кузнецы, стеклодувы и другие студенческие мастерские учат желающих своему ремеслу.

СПбГУ

3. «Республика Университет» (СПбГУ)

Настоящий город в городе со своими традициями, историей и легендами. Сегодня факультеты Петербургского университета расположены в самых разных уголках города, но его сердцем и исторической колыбелью были и остаются знаменитые бело-красные корпуса на Университетской набережной. Здание, построенное еще при Петре I как государственное учреждение для коллегий, было передано университету в 1835 году. Уникальный фасад в стиле петровского барокко сохранился до сих пор, а также парадный Петровский зал и знаменитый коридор, который из-за протяженности (295 метров) называют «вторым Невским проспектом».

Прямо у входа в главные ворота — музей — мемориальная квартира Менделеева, где жил и работал великий ученый будучи профессором университета. В музее вам покажут и расскажут, как принимали гостей в его доме, что хранится в потайной лаборатории. А если пройти вглубь студенческого комплекса, несложно найти настоящий парк современной скульптуры — дворик филфака. Здесь можно загадать желание у Маленького принца, потереть на удачу ушко Бегемота Тони, попробовать увезти «чемодан Бродского» или отправиться на «Олимп», «Седьмое небо» и даже в «Катакомбы» (такие названия носят аудитории факультета). Кроме сада камней, на территории университета есть свой «зеленый уголок» — Ботанический сад. Сюда каждую весну студенты после (или вместо) пар приходят побродить по дорожкам в поисках первых подснежников и полюбоваться цветением крокусов.

Горный университет

4. «В кладовой гномов» (Горный университет)

В 1773 году императрица Екатерина II начертала «Быть по сему» на указе о создании первого в стране инженерного училища для развития горного дела. Но свою нынешнюю обитель — белоколонное классическое здание (проект А. Воронихина) — университет обрел только в 1811 году. Тогда же под зданием университета прорыли специальные учебные шахты, которые были призваны наглядно показывать студентам выход горных пород. Хотя идея так и не была полностью осуществлена, сегодня шахты продолжают сохранять как историческую ценность. Ведь символами вуза являются именно подземные гномы — Никель и Кобальт, украшающие вход в здание.

Однако главная гордость университета — старейшая экспозиция музея с богатой коллекцией минералов и камней: от редких самородков XVIII-XIX веков и изысканных работ ювелирной фирмы Фаберже до пудовых метеоритов и горных пород. Всего насчитывается 240 тыс. экспонатов.

ЛЭТИ

5. «Хогвартс по-петроградски» (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»)

По пути в Ботанический сад взгляд невольно останавливается на кирпичном здании с остроконечными башенками и часами. Именно этот колоритный фасад самого старого корпуса университета стал символом ЛЭТИ. За его «средневековость», сказочность, а также грозность кирпичных стен других корпусов вуз прозван студентами «Хогвартсом». Кстати, само здание построено в начале прошлого века в стиле модерн, остальные корпуса — уже советский конструктивизм. Как и в знаменитой школе волшебников, внутри здесь настоящий лабиринт из коридоров, лестниц, потайных дверей и глухих дворов. Остается только удивляться, как сами студенты разбираются в этой запутанной системе (кажется, тут бы и пригодилась «Карта мародеров» из «Гарри Поттера»).

Мрачность некоторых уголков этого «замка» (легенды повествуют даже о секретных лабораториях в подвалах университета) контрастирует со светлым читальным залом и парадной лестницей, оставшейся с прошлого столетия. А еще надо обязательно посетить мемориальный музей — кабинет и лабораторию профессора Попова, куда водят на экскурсии всех гостей вуза и первокурсников. Память об изобретателе радио здесь чтут особенно бережно, ведь Попов был первым выборным директором университета и работал в его стенах до самых последних дней.

13 июля 2016.
Текст: Анастасия Арашкевичуте, фото: Анастасия Арашкевичуте и с сайтов вузов
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , , .

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.