Пять вузов-музеев Петербурга

Двери приемных комиссий распахнулись навстречу будущим студентам. Самое время воочию увидеть известные альма-матер петербуржцев и узнать, каково это — учиться в исторических аудиториях, а в перерывах любоваться произведениями искусства в соседних залах. Университет из закрытой системы вполне может стать новой точкой на карте «культурного» маршрута.

Институт живописи им. Репина

1. «Лабиринт художеств» (ГАИЖСА имени Репина)

Если на двери надпись «Не входить — обнаженная натура», на полу сохнут холсты с краской, а по этажам снуют студенты с папками, обсуждая на ходу последнюю выставку, значит вы в Академии художеств. В историческом здании на Университетской набережной, построенном в 1764-88 годах по проекту Кокоринова и Валлен-Деламота, есть не только мастерские, архив и библиотека, но и собственное собрание произведений искусства. Это дипломные работы выдающихся выпускников Императорской академии художеств (многие произведения впоследствии выставлялись в Русском музее), ювелирной работы модели знаменитых зданий Петербурга и 32 зала со слепками. Студентам есть на что равняться и где брать вдохновение — перед глазами мировые шедевры: Венера Милосская, Аполлон Бельведерский, сфинксы, копии росписей соборов Ватикана… Здесь же проводятся выставки современных художников и выпускников.

Уникальность академии еще и в том, что на заднем дворе располагается небольшой плац с конюшней. В конце XIX века студентам Академии художеств в учебные обязанности вменялось рисовать животных с натуры, для этих целей была специально организована Батальная мастерская. Традиция сохранилась до сегодняшнего дня — лошади здесь считаются такими же штатными моделями, как и натурщики.

Академия имени Штиглица

2. «Музей — этажом ниже, мастерские — наверх» (СПбГХПА имени Штиглица)

«Муха» и «Репа» — так в городском фольклоре прозвали старейшие альма-матер известных петербургских художников. В отличие от репинской академической «правильности», атмосфера «Муха» более свободна и разнородна, ведь здесь преподают не только изящные искусства, но реставрацию, декоративно-прикладное мастерство, графику, дизайн и многое другое. От подвальных помещений до высокой живописи и витражных мастерских на чердаках, от парадных залов до старой раковины, перемазанной краской, — все пропитано тем самым духом творчества и свободного искусства. Внушительное здание в стиле историзма на Соляном переулке построено в 1876 году по проекту Максимилиана Месмахера. Его жемчужина — знаменитый Большой выставочный зал со стеклянным куполом.

Не все знают, что в училище существует музей, который открыт не только для студентов, но для всех желающих. В отличие от переполненного туристами Эрмитажа, в затейливо оформленных залах со сказочными расписными потолками и интересной коллекцией предметов искусства удивительно тихо и почти пустынно. А летом двор академии превращается в сплошную открытую мастерскую, где гончары, кузнецы, стеклодувы и другие студенческие мастерские учат желающих своему ремеслу.

СПбГУ

3. «Республика Университет» (СПбГУ)

Настоящий город в городе со своими традициями, историей и легендами. Сегодня факультеты Петербургского университета расположены в самых разных уголках города, но его сердцем и исторической колыбелью были и остаются знаменитые бело-красные корпуса на Университетской набережной. Здание, построенное еще при Петре I как государственное учреждение для коллегий, было передано университету в 1835 году. Уникальный фасад в стиле петровского барокко сохранился до сих пор, а также парадный Петровский зал и знаменитый коридор, который из-за протяженности (295 метров) называют «вторым Невским проспектом».

Прямо у входа в главные ворота — музей — мемориальная квартира Менделеева, где жил и работал великий ученый будучи профессором университета. В музее вам покажут и расскажут, как принимали гостей в его доме, что хранится в потайной лаборатории. А если пройти вглубь студенческого комплекса, несложно найти настоящий парк современной скульптуры — дворик филфака. Здесь можно загадать желание у Маленького принца, потереть на удачу ушко Бегемота Тони, попробовать увезти «чемодан Бродского» или отправиться на «Олимп», «Седьмое небо» и даже в «Катакомбы» (такие названия носят аудитории факультета). Кроме сада камней, на территории университета есть свой «зеленый уголок» — Ботанический сад. Сюда каждую весну студенты после (или вместо) пар приходят побродить по дорожкам в поисках первых подснежников и полюбоваться цветением крокусов.

Горный университет

4. «В кладовой гномов» (Горный университет)

В 1773 году императрица Екатерина II начертала «Быть по сему» на указе о создании первого в стране инженерного училища для развития горного дела. Но свою нынешнюю обитель — белоколонное классическое здание (проект А. Воронихина) — университет обрел только в 1811 году. Тогда же под зданием университета прорыли специальные учебные шахты, которые были призваны наглядно показывать студентам выход горных пород. Хотя идея так и не была полностью осуществлена, сегодня шахты продолжают сохранять как историческую ценность. Ведь символами вуза являются именно подземные гномы — Никель и Кобальт, украшающие вход в здание.

Однако главная гордость университета — старейшая экспозиция музея с богатой коллекцией минералов и камней: от редких самородков XVIII-XIX веков и изысканных работ ювелирной фирмы Фаберже до пудовых метеоритов и горных пород. Всего насчитывается 240 тыс. экспонатов.

ЛЭТИ

5. «Хогвартс по-петроградски» (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»)

По пути в Ботанический сад взгляд невольно останавливается на кирпичном здании с остроконечными башенками и часами. Именно этот колоритный фасад самого старого корпуса университета стал символом ЛЭТИ. За его «средневековость», сказочность, а также грозность кирпичных стен других корпусов вуз прозван студентами «Хогвартсом». Кстати, само здание построено в начале прошлого века в стиле модерн, остальные корпуса — уже советский конструктивизм. Как и в знаменитой школе волшебников, внутри здесь настоящий лабиринт из коридоров, лестниц, потайных дверей и глухих дворов. Остается только удивляться, как сами студенты разбираются в этой запутанной системе (кажется, тут бы и пригодилась «Карта мародеров» из «Гарри Поттера»).

Мрачность некоторых уголков этого «замка» (легенды повествуют даже о секретных лабораториях в подвалах университета) контрастирует со светлым читальным залом и парадной лестницей, оставшейся с прошлого столетия. А еще надо обязательно посетить мемориальный музей — кабинет и лабораторию профессора Попова, куда водят на экскурсии всех гостей вуза и первокурсников. Память об изобретателе радио здесь чтут особенно бережно, ведь Попов был первым выборным директором университета и работал в его стенах до самых последних дней.

13 июля 2016.
Текст: Анастасия Арашкевичуте, фото: Анастасия Арашкевичуте и с сайтов вузов
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , , .

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).

картина Репина

Одно из крупнейших полотен Репина покидает Русский музей

Сегодня в Русском музее состоялся демонтаж картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Полотно размером четыре на восемь метров отправится на выставку в Третьяковскую галерею.

Георгий Штиль, фото Анны Глебовой

Георгий Штиль: Сергея Юрского, по сути, выгнали из Ленинграда

8 февраля в возрасте 83 лет ушел из жизни народный артист России Сергей Юрский. Причиной смерти актера стала остановка сердца. На протяжении двадцати лет он служил в петербургском Большом драматическом театре. Этот артист мыслил иначе, чем большинство, и раньше других понял, что происходит со страной и народом, вспоминает актер БДТ Георгий Штиль, который дал интервью корреспонденту Росбалта и рассказал, почему Юрский был вынужден покинуть Ленинград.

Премия Прорыв, офф-программа, Гамлет

Офф-программа премии «Прорыв»: Гамлет и Тутанхамон

Офф-программа театральной премии для молодых «Прорыв» приготовила для зрителя открытия, которые будут сделаны 1 и 2 марта 2019 года, накануне вручения самой награды — церемония запланирована на 4 марта. Каждый год премия представляет в Санкт-Петербурге яркие работы постановщиков из других регионов России. В этом году свои спектакли покажут два театра — новосибирский «Старый дом» и Псковский драматический театр.

актриса Надежда Шумилова

Надежда Шумилова: Стараюсь влюбиться в каждую роль

Таких актеров-старожилов, помнящих времена Зиновия Корогодского, в петербургском Театре юных зрителей, осталось двенадцать. Из их числа — актриса Надежда Шумилова, прекрасная, чуткая, восприимчивая, скромная и в то же время отчаянная, рисковая. Эти характеристики можно отнести к ней и как к человеку, и как к артистке. В конце января 2019 года Надежде Александровне исполнилось 65 лет. Корреспондент «Петербургского авангарда» поздравил актрису и побеседовал с ней о сюрпризах и превратностях актерской судьбы.