Пять тайных дворов и садов Литейного проспекта

Известный журналист и блогер Дмитрий Губин прошелся по Литейному проспекту и составил свой список неофициальных достопримечательностей. Эта городская магистраль в пыли и шуме представляет собой каменную перспективу, деревьев почти нет. Немногие хотели бы жить окнами на проспект. Кроме того, Литейный обильно сохраняет какие-то совершенно советские, перестроечные институции: вот магазин «бохатого» чешского хрусталя (не хватает братков в малиновых пиджаках), вот пахнущая немытым телом интеллигентская галерея «Борей», вот, по соседству, «Дом книги» с настороженными продавщицами. Однако это фасад, прикрытие от чужака. Прячущиеся во дворах сокровища делают прогулку здесь невероятным наслаждением.

Литейный проспект

1. Дворы на Литейном, 11-17.

В створе Фурштатской улицы расположен дом 11 по Литейному. Надпись на воротах предупреждает, что сквозного прохода-проезда нет. Это петербургский аналог знаменитого «Осторожно, злая собака!».

Не обращаем внимания на мифическую собаку и заходим во дворы. Они прекрасны, удивительны и связаны друг с другом вдоль и поперек, а иногда и по горизонтали. Это гигантское чрево Литейного, в котором что только ни прячется: от легальной Академии балета до футбольного поля и подпольного кукольного театра Tantamareski (танта-марески – это когда туловище куклы, а голова и руки «настоящие»).

Литейный проспект

Театр скрывается в щели без опознавательных знаков, но во время спектаклей расцветает флагами, как корабль на рейде.

В дворах можно провести чуть не час, делая открытие за открытием. Вот – «висящий» на уровне второго этажа межфлигельный коридор, вот – смайлики из зеркал, а вот – выход на Моховую. Там в доме 19 была школа, в которой какое-то время учился Иосиф Бродский — мальчик «упрямый, настойчивый, ленивый».

Вернуться на Литейный разумно через открытый двор возле дома 17, где теперь наистраннейший китайский сад – дар Шанхая Петербургу на 300-летие. Не пропустите граффити-мурал на стене трансформаторной будки: портрет основателя школы айкидо Морихэя Уэсибы работы группы HoodGraff.

Литейный проспект

Коммунальные службы его не закрасили, потому что поклонником HoodGraff является, якобы, сам губернатор Полтавченко.

2. Сквозной проход с Литейного, 29, в дом Граббе на Моховой улице.

Дом 29 – это строгий северный модерн работы архитектора Моравицкого (1911-1912 годы). Но на самом деле дом (и множество других в дореволюционном Санкт-Петербурге) вел себя, как блондинка при богатом спонсоре, которая то наращивает грудь, по подкалывает губы: дом строился и перестраивался по необходимости и моде, лишь бы привлекать внимание жильцов.

Смело ныряем через калитку в царство проходных дворов, мимо грозящих рухнуть стен, подпираемых контрфорсами… Держимся все время левее, пока не достигаем последнего двора – того, где копи-центр. Толкаем железную дверь подъезда справа. Чудо! – это еще и проход во внутренний двор дом генерала Граббе (Моховая, 26).

Литейный проспект

Почти все, попадая в этот двор через темный подъезд, начинают смеяться от контраста: перед нами – фальшивое римское палаццо, обильно уляпанное головами героев и цезарей, отлитых из смеси бетона и щебенки. В центре двора – неработающий фонтан. Если приглядеться, на стенах заметишь следы сбитых советской властью картушей с гербами владельца.

Генерал Граббе при помощи архитектора Гингера явно мечтал оставить о себе след в веках — и своего добился. Весь этот генеральский ренессанс заставляет верить воспоминаниям протопресвитера Георгия Шавельского, характеризовавшего Граббе как дурака, скабрезника и себялюбца, благополучие которого строилось на том, что «он был любимым партнером Государя в игре в кости».

Литейный проспект

На заметку всем любимым партнерам нынешнего Государя.

3. Литейный, 46, сад «Сен-Жермен».

Мимо трехарочного входа во двор многие пробегают – великая ошибка! За чугунной калиткой прохожего ждут средиземноморские красоты и Летний сад-2: с настоящий фальшивой решеткой «от Фельтена» (причем двор и сад по размеру почти равны стадиону на Крестовском).

Литейный проспект

История этого места будет понятна каждому, кто следил, например, за размашистой скупкой недвижимости вице-премьером Шуваловым. Так вот, в начале ХХ века крупный промышленник и член Госсовета Гукасов (тогдашний аналог Шувалова) решил приобрести в Санкт-Петербурге жилье. Он, как и Шувалов, на мелочи не разменивался и купил на Литейном гигантский участок со всем, что было – от домов и теплиц до каретников.

Литейный проспект

Задний флигель замаскировали под ампирный особнячок, а главные здания модный архитектор Хренов отделал под совершенную Италию: портики, пилястры, фонтан, маскароны (один ужасно похож на Николая Цискаридзе в почтенных летах).

В довершение всех бед заднюю часть двора отделили копией той самой решетки из Летнего сада. То, что у образованного человека вызывает нервный смех, у Гукасова, должно быть, вызывало восхищение.

Литейный проспект

В советские времена обветшавшую римскую империю как только не называли – и «Пале-Роялем», и «Булонским лесом», но прижилось в итоге «Сен-Жермен». Говорят, «Сен-Жерменом» двор прозвала группа «Аквариум» и лично БГ, которые, якобы, собирались здесь на репетиции. Думаю, насчет репетиций – вранье. Но портвейн вполне могли пить.

4. Итальянский сад между Литейным, 55 и 57.

Со стороны улицы – сплошная невзрачность и тьфу. Вот вы идете от Невского по Литейному вдоль Нового пассажа, про который все и забыли, что это пассаж, потому что он давно разбит на отдельные парцеллы магазинов. Вот модные «Подписные издания» с кофейней и хипстерами; вот бутик экипировки «Зенита»; вот магазин для сильных, независимых дам-кошкофилок LadyCat с живущим внутри древним глухим котом Федором (помимо Федора, до наших дней тут дожили еще и дореволюционные интерьеры ар-деко).

Литейный проспект

А дальше – шлагбаум, будочка охраны, клиника «Скандинавия» и некое подобие сада, который, похоже, разругался с садовником. Есть фонтан, чаще молчащий, чем журчащий. За фонтаном – скучный тыл Екатерининского института, то есть нынешней Публичной библиотеки, работы архитектора Кваренги. Аборигены зовут место «сквериком «Скандинавии»». Однако этот «скверик» — остаток гигантской части петровского Санкт-Петербурга, называемой Итальянским садом.

Литейный проспект

Итальянский сад Петр подарил жене Екатерине. Длинный и узкий участок начинался у Фонтанки, а заканчивался на Лиговском. Там, где сегодня читальные залы Публички, возвышался выстроенный Екатериной деревянный дворец. А на месте «скверика» был в итальянском духе сад: звездчатые дорожки, осевая аллея… Так вот: когда вы войдете в «скверик», все эти звезды и перекрестья и лягут вам под ноги в том самом виде, в каком ложились 300 лет назад под ноги первому русскому императору и императрице. Найдите старые, XVIII века, планы Петербурга – и получите тому подтверждение.

5. Дворик с граффити на Литейном, 59.

Хотя Санкт-Петербург и гордится званием культурной столицы, в плане потребления культуры город близок к свадебному генералу. Или даже к генералу Топтыгину. Во всяком случае, отношение к главному искусству ХХI века — стрит-арту, которое в России обычно называют «граффити» — простое: немедленно замазать!

И замазывают, не разбираясь, — классно это или так себе, превращая уникальные дворы в банальные, оставляя малярные заплатки там, где раньше были сентенции Кирилла Кто, типа: «Эта надпись ни на что не претендует, кроме того, чтобы обратить на нее ваше внимание».

В итоге стрит-арт на берегах Невы — как грибы в Ленобласти. Грибы растут, грибники их ищут, уцелевшие грибы труднонаходимы. Таким труднонаходимым является и дворовой аппендикс дома 59.

Сам дом неинтересен: рядовая настройка эпохи историзма, архитектурного безвременья. Ну, разве что в 1881 году здесь открылся первый специализированный «Букинист», а сейчас работает недурное кафе Ketch Up Burgers. Скушен и первый двор, вход в который справа от бургерной. Но! Но! Но! (как пишут в таких случаях Александр Невзоров и Михаил Веллер) Низкая подворотня слева ведет в дворик-аппендикс, весь разрисованный цветокрылыми оленятами, пандами, — бог знает чем! Тут же — обширные настенные переписки, порою в стихах.

Литейный проспект

Как-то раз я встретил в этом дворике двух джентльменов профессорского вида, всерьез обсуждавших, под влиянием каких грибов могло произрасти такое творчество. Признаться, ничего не понял, — но творчество в дворике точно есть.

2 июня 2017.
Текст и фото: Дмитрий Губин
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.