Пять спектаклей о Петербурге

Главный герой постановки прогуливается по Невскому проспекту, а сам Невский в это время за вашей спиной — такое театральной удовольствие доступно только в Северной столице. Александринка, ТЮЗ, «Балтийский дом» и театр «Кукольный формат»... Представляем обзор оригинальных спектаклей, в которых наш город — один из героев, а иногда и главный герой.

«Всадник Cuprum» в театре «Кукольный формат»

1. «Всадник Cuprum» Анны Викторовой в театре «Кукольный формат»

Исаакиевский собор купается в Неве, словно поплавок — в кукольном театре придумывают наводнение… В 2005 году «Всадник Cuprum» стал лучшим кукольным спектаклем страны по версии «Золотой маски». Постановку обязаны посмотреть все фанаты и фанатики Петербурга. Пряничные марионетки и их создатели признаются в любви городу на Неве — и Нева становится другой.

Кукольники смогли с присущим им благородством и обаянием поговорить о легендах Петербурга, о Пушкине и Петре — запросто, по-дружески. Отныне недаром на Пушкинской улице стоит памятник Александру Сергеевичу. В доме 19 на Пушкинской улице нашел пристанище театр «Кукольный формат». Он не только для детей — для взрослых там свой разговор, подспудный и доверительный.

«Царь Piotr» в «Балтийском доме»

2. «Царь Piotr» Анатолия Праудина в «Балтийском доме»

Этот спектакль — признание в любви самому красивому городу на свете и заодно отпущение грехов его создателю. Никаких оправданий за тиранию, режиссер Анатолий Праудин ведет серьезный и страшный разговор о власти и трагедии человека, наделенного властью.

Пьеса о жестоком Петре стала подарком Голландии на 300-летие Петербурга. Петр стараниями актера Юрия Елагина предстает живым и настоящим. Актер надевает парик, приклеивает усики и мимолетно смотрит в зал, добиваясь потрясающего эффекта правдоподобия. Человек постарел, устал… Однако будто картонные домики на Неве до сих пор стоят. Петр Великий смотрел в темноте на свою столицу и мечтал, что через 300 лет дворцы и соборы его города будут сиять тысячами лампочек. Мечта сбылась, и мы до сих пор к ней причастны.

«Ваш Гоголь» в Александринском театре

3. «Ваш Гоголь» Валерия Фокина в Александринском театре

Гоголь — любимый автор Валерия Фокина. И режиссер поделился с нами своим знанием. Классик позволил совершить кульбит, для которого форма оказалась важнее содержания. При этом за формой не потерялась суть. Зрителей усадили за стол и представили жуткое зрелище. Валерий Фокин и художник Мария Трегубова с гоголевской искусностью осваивают необычное театральное пространство — чердак театра. И там появляется Невский проспект. А за спинами зрителя — тоже Невский… Где настоящий-то?

Авторы приглашают на похороны живого человека. Могильные цветы шевелятся, потом становится холодно, как в могиле. Финал спектакля — конгениальный гоголевскому тексту. Такой, что его секрет заранее раскрывать нельзя.

«Ленька Пантелеев» в ТЮЗе

4. «Ленька Пантелеев» Максима Диденко и Николая Дрейдена в ТЮЗе

За пять лет существования этого мюзикла у него уже образовался круг поклонников. И поклонников этих можно понять. Ведь хочется вернуться еще раз — услышать всю эту прекрасную музыку, углядеть работу со светом, испытать дикую энергию актеров и музыкантов, которая тоннами льется со сцены в зрительный зал.

Времена НЭПа и становления советского государства оказались идеально подходящими для жанра мюзикла. Особый флер добавила ленинградская топонимика: Лиговскому проспекту дали объяснение в лице лиговской шпаны, а в мрачной Гончарной авторы постановки разместили притон, ковер «сперли» с Гороховой, не забыли про «Катькин садик». Пирамидки из советских физкультурников получились крайне обаятельны. Ребята поймали суть советской авангардной эстетики и сделали красиво.

«Бедные люди» Григория Козлова в ТЮЗе

5. «Бедные люди» Григория Козлова в ТЮЗе

Еще одна постановка ТЮЗа имени Брянцева, в котором петербургская топонимика звучит громко и узнаваемо. Тем более материал выбран самый подходящий — первый роман Достоевского.

Спектакль этот — долгожитель, премьера состоялась в 2006 году. И видно, что десятилетие не предел. Потому что главная роль Макара Девушкина у одного из лучших наших актеров, народного артиста России Валерия Дьяченко. Его маленький человек бежит по Фонтанке, и обычная стена малой сцены Театра юных зрителей на мгновение превращается в набережную. А потом зритель узнает острова, Казанский собор, двор-колодец… Это одна из тех постановок, на которые возвращаешься. Чтобы еще раз увидеть Макара Девушкина в исполнении Дьяченко. И прочувствовать финал спектакля, о котором мы ничего не скажем лучше посмотрите сами.

22 сентября 2016.
Текст: Егор Королев, фото: ТЮЗ, Александринский театр, «Кукольный формат», ptj.spb.ru
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , , .

Юлиан Табаков

Юлиан Табаков: Самая высокая театральная культура — в России

В петербургском Театре юных зрителей имени Брянцева готовится к постановке «Зимняя сказка» по Уильяму Шекспиру. Комедия со множеством драматических поворотов, с интригой, где, по задумке автора, ревность способна разрушить не одну судьбу — спектакль исключительно для взрослых зрителей. В ТЮЗ приехала готовая международная команда: режиссер Уланбек Баялиев — родом из Киргизии, ученик Сергея Женовача, и художник Юлиан Табаков — болгарин по происхождению, гражданин Швеции. Музыку к спектаклю пишет известный литовский театральный композитор, много работающий с Римасом Туминасом — Фаустас Латенас. Это и «Дядя Ваня», и «Онегин», и «Царь Эдип»…

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и огромных, жутких разочарованиях.