Пять спектаклей о Петербурге

Главный герой постановки прогуливается по Невскому проспекту, а сам Невский в это время за вашей спиной — такое театральной удовольствие доступно только в Северной столице. Александринка, ТЮЗ, «Балтийский дом» и театр «Кукольный формат»... Представляем обзор оригинальных спектаклей, в которых наш город — один из героев, а иногда и главный герой.

«Всадник Cuprum» в театре «Кукольный формат»

1. «Всадник Cuprum» Анны Викторовой в театре «Кукольный формат»

Исаакиевский собор купается в Неве, словно поплавок — в кукольном театре придумывают наводнение… В 2005 году «Всадник Cuprum» стал лучшим кукольным спектаклем страны по версии «Золотой маски». Постановку обязаны посмотреть все фанаты и фанатики Петербурга. Пряничные марионетки и их создатели признаются в любви городу на Неве — и Нева становится другой.

Кукольники смогли с присущим им благородством и обаянием поговорить о легендах Петербурга, о Пушкине и Петре — запросто, по-дружески. Отныне недаром на Пушкинской улице стоит памятник Александру Сергеевичу. В доме 19 на Пушкинской улице нашел пристанище театр «Кукольный формат». Он не только для детей — для взрослых там свой разговор, подспудный и доверительный.

«Царь Piotr» в «Балтийском доме»

2. «Царь Piotr» Анатолия Праудина в «Балтийском доме»

Этот спектакль — признание в любви самому красивому городу на свете и заодно отпущение грехов его создателю. Никаких оправданий за тиранию, режиссер Анатолий Праудин ведет серьезный и страшный разговор о власти и трагедии человека, наделенного властью.

Пьеса о жестоком Петре стала подарком Голландии на 300-летие Петербурга. Петр стараниями актера Юрия Елагина предстает живым и настоящим. Актер надевает парик, приклеивает усики и мимолетно смотрит в зал, добиваясь потрясающего эффекта правдоподобия. Человек постарел, устал… Однако будто картонные домики на Неве до сих пор стоят. Петр Великий смотрел в темноте на свою столицу и мечтал, что через 300 лет дворцы и соборы его города будут сиять тысячами лампочек. Мечта сбылась, и мы до сих пор к ней причастны.

«Ваш Гоголь» в Александринском театре

3. «Ваш Гоголь» Валерия Фокина в Александринском театре

Гоголь — любимый автор Валерия Фокина. И режиссер поделился с нами своим знанием. Классик позволил совершить кульбит, для которого форма оказалась важнее содержания. При этом за формой не потерялась суть. Зрителей усадили за стол и представили жуткое зрелище. Валерий Фокин и художник Мария Трегубова с гоголевской искусностью осваивают необычное театральное пространство — чердак театра. И там появляется Невский проспект. А за спинами зрителя — тоже Невский… Где настоящий-то?

Авторы приглашают на похороны живого человека. Могильные цветы шевелятся, потом становится холодно, как в могиле. Финал спектакля — конгениальный гоголевскому тексту. Такой, что его секрет заранее раскрывать нельзя.

«Ленька Пантелеев» в ТЮЗе

4. «Ленька Пантелеев» Максима Диденко и Николая Дрейдена в ТЮЗе

За пять лет существования этого мюзикла у него уже образовался круг поклонников. И поклонников этих можно понять. Ведь хочется вернуться еще раз — услышать всю эту прекрасную музыку, углядеть работу со светом, испытать дикую энергию актеров и музыкантов, которая тоннами льется со сцены в зрительный зал.

Времена НЭПа и становления советского государства оказались идеально подходящими для жанра мюзикла. Особый флер добавила ленинградская топонимика: Лиговскому проспекту дали объяснение в лице лиговской шпаны, а в мрачной Гончарной авторы постановки разместили притон, ковер «сперли» с Гороховой, не забыли про «Катькин садик». Пирамидки из советских физкультурников получились крайне обаятельны. Ребята поймали суть советской авангардной эстетики и сделали красиво.

«Бедные люди» Григория Козлова в ТЮЗе

5. «Бедные люди» Григория Козлова в ТЮЗе

Еще одна постановка ТЮЗа имени Брянцева, в котором петербургская топонимика звучит громко и узнаваемо. Тем более материал выбран самый подходящий — первый роман Достоевского.

Спектакль этот — долгожитель, премьера состоялась в 2006 году. И видно, что десятилетие не предел. Потому что главная роль Макара Девушкина у одного из лучших наших актеров, народного артиста России Валерия Дьяченко. Его маленький человек бежит по Фонтанке, и обычная стена малой сцены Театра юных зрителей на мгновение превращается в набережную. А потом зритель узнает острова, Казанский собор, двор-колодец… Это одна из тех постановок, на которые возвращаешься. Чтобы еще раз увидеть Макара Девушкина в исполнении Дьяченко. И прочувствовать финал спектакля, о котором мы ничего не скажем лучше посмотрите сами.

22 сентября 2016.
Текст: Егор Королев, фото: ТЮЗ, Александринский театр, «Кукольный формат», ptj.spb.ru
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , , .

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.

Мизери

Святочная «Мизери» в ДК Выборгский

Популярные московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга, давно вошедшему в ряды классических произведений литературы ужасов. Четвертого января зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.

режиссер Владимир Глазков

Владимир Глазков: Я – за актерский театр

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина выпустил уже третью с начала сезона 2017-2018 годов премьеру. После чудесного «Волшебного кольца» по сказкам архангельского писателя Бориса Шергина состоялось не менее чудесное перевоплощение Юрия Гальцева в драматического артиста в спектакле «Дом» по одноименной пьесе Евгения Гришковца. А совсем недавно режиссер «Дома» Владимир Глазков представил зрителям театра свою версию знаменитой комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным» – спектакль «Искусство жениться». Накануне премьеры мы встретились с режиссером и поговорили об Оскаре Уайльде, современном юморе, а еще – о великом Георгии Александровиче Товстоногове и легендарных ленинградских спектаклях.