Пять спектаклей о Петербурге

Главный герой постановки прогуливается по Невскому проспекту, а сам Невский в это время за вашей спиной — такое театральной удовольствие доступно только в Северной столице. Александринка, ТЮЗ, «Балтийский дом» и театр «Кукольный формат»... Представляем обзор оригинальных спектаклей, в которых наш город — один из героев, а иногда и главный герой.

«Всадник Cuprum» в театре «Кукольный формат»

1. «Всадник Cuprum» Анны Викторовой в театре «Кукольный формат»

Исаакиевский собор купается в Неве, словно поплавок — в кукольном театре придумывают наводнение… В 2005 году «Всадник Cuprum» стал лучшим кукольным спектаклем страны по версии «Золотой маски». Постановку обязаны посмотреть все фанаты и фанатики Петербурга. Пряничные марионетки и их создатели признаются в любви городу на Неве — и Нева становится другой.

Кукольники смогли с присущим им благородством и обаянием поговорить о легендах Петербурга, о Пушкине и Петре — запросто, по-дружески. Отныне недаром на Пушкинской улице стоит памятник Александру Сергеевичу. В доме 19 на Пушкинской улице нашел пристанище театр «Кукольный формат». Он не только для детей — для взрослых там свой разговор, подспудный и доверительный.

«Царь Piotr» в «Балтийском доме»

2. «Царь Piotr» Анатолия Праудина в «Балтийском доме»

Этот спектакль — признание в любви самому красивому городу на свете и заодно отпущение грехов его создателю. Никаких оправданий за тиранию, режиссер Анатолий Праудин ведет серьезный и страшный разговор о власти и трагедии человека, наделенного властью.

Пьеса о жестоком Петре стала подарком Голландии на 300-летие Петербурга. Петр стараниями актера Юрия Елагина предстает живым и настоящим. Актер надевает парик, приклеивает усики и мимолетно смотрит в зал, добиваясь потрясающего эффекта правдоподобия. Человек постарел, устал… Однако будто картонные домики на Неве до сих пор стоят. Петр Великий смотрел в темноте на свою столицу и мечтал, что через 300 лет дворцы и соборы его города будут сиять тысячами лампочек. Мечта сбылась, и мы до сих пор к ней причастны.

«Ваш Гоголь» в Александринском театре

3. «Ваш Гоголь» Валерия Фокина в Александринском театре

Гоголь — любимый автор Валерия Фокина. И режиссер поделился с нами своим знанием. Классик позволил совершить кульбит, для которого форма оказалась важнее содержания. При этом за формой не потерялась суть. Зрителей усадили за стол и представили жуткое зрелище. Валерий Фокин и художник Мария Трегубова с гоголевской искусностью осваивают необычное театральное пространство — чердак театра. И там появляется Невский проспект. А за спинами зрителя — тоже Невский… Где настоящий-то?

Авторы приглашают на похороны живого человека. Могильные цветы шевелятся, потом становится холодно, как в могиле. Финал спектакля — конгениальный гоголевскому тексту. Такой, что его секрет заранее раскрывать нельзя.

«Ленька Пантелеев» в ТЮЗе

4. «Ленька Пантелеев» Максима Диденко и Николая Дрейдена в ТЮЗе

За пять лет существования этого мюзикла у него уже образовался круг поклонников. И поклонников этих можно понять. Ведь хочется вернуться еще раз — услышать всю эту прекрасную музыку, углядеть работу со светом, испытать дикую энергию актеров и музыкантов, которая тоннами льется со сцены в зрительный зал.

Времена НЭПа и становления советского государства оказались идеально подходящими для жанра мюзикла. Особый флер добавила ленинградская топонимика: Лиговскому проспекту дали объяснение в лице лиговской шпаны, а в мрачной Гончарной авторы постановки разместили притон, ковер «сперли» с Гороховой, не забыли про «Катькин садик». Пирамидки из советских физкультурников получились крайне обаятельны. Ребята поймали суть советской авангардной эстетики и сделали красиво.

«Бедные люди» Григория Козлова в ТЮЗе

5. «Бедные люди» Григория Козлова в ТЮЗе

Еще одна постановка ТЮЗа имени Брянцева, в котором петербургская топонимика звучит громко и узнаваемо. Тем более материал выбран самый подходящий — первый роман Достоевского.

Спектакль этот — долгожитель, премьера состоялась в 2006 году. И видно, что десятилетие не предел. Потому что главная роль Макара Девушкина у одного из лучших наших актеров, народного артиста России Валерия Дьяченко. Его маленький человек бежит по Фонтанке, и обычная стена малой сцены Театра юных зрителей на мгновение превращается в набережную. А потом зритель узнает острова, Казанский собор, двор-колодец… Это одна из тех постановок, на которые возвращаешься. Чтобы еще раз увидеть Макара Девушкина в исполнении Дьяченко. И прочувствовать финал спектакля, о котором мы ничего не скажем лучше посмотрите сами.

22 сентября 2016.
Текст: Егор Королев, фото: ТЮЗ, Александринский театр, «Кукольный формат», ptj.spb.ru
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , , .

Маргарита Аброськина

Маргарита Аброськина: На сцене Александринки всегда чувствую реакцию зрителей

Маргарита Аброськина к своим 25 годам вполне уверено и стремительно делает карьеру актрисы. Казалось бы, совсем недавно она окончила Высшее театральное училище имени Щепкина по курсу Юрия Соломина. И вот Маргарита уже занята в пяти спектакля на сцене Александрийского театра. В ее активе уже есть и вполне обширная фильмография. А с 20 мая в эфире канала ТНТ стартует новый комедийный сериал «Толя робот» с участием молодой питерской актрисы.

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.

Нонконформизм в СПбГУ

Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.