Пять спектаклей о Петербурге

Главный герой постановки прогуливается по Невскому проспекту, а сам Невский в это время за вашей спиной — такое театральной удовольствие доступно только в Северной столице. Александринка, ТЮЗ, «Балтийский дом» и театр «Кукольный формат»... Представляем обзор оригинальных спектаклей, в которых наш город — один из героев, а иногда и главный герой.

«Всадник Cuprum» в театре «Кукольный формат»

1. «Всадник Cuprum» Анны Викторовой в театре «Кукольный формат»

Исаакиевский собор купается в Неве, словно поплавок — в кукольном театре придумывают наводнение… В 2005 году «Всадник Cuprum» стал лучшим кукольным спектаклем страны по версии «Золотой маски». Постановку обязаны посмотреть все фанаты и фанатики Петербурга. Пряничные марионетки и их создатели признаются в любви городу на Неве — и Нева становится другой.

Кукольники смогли с присущим им благородством и обаянием поговорить о легендах Петербурга, о Пушкине и Петре — запросто, по-дружески. Отныне недаром на Пушкинской улице стоит памятник Александру Сергеевичу. В доме 19 на Пушкинской улице нашел пристанище театр «Кукольный формат». Он не только для детей — для взрослых там свой разговор, подспудный и доверительный.

«Царь Piotr» в «Балтийском доме»

2. «Царь Piotr» Анатолия Праудина в «Балтийском доме»

Этот спектакль — признание в любви самому красивому городу на свете и заодно отпущение грехов его создателю. Никаких оправданий за тиранию, режиссер Анатолий Праудин ведет серьезный и страшный разговор о власти и трагедии человека, наделенного властью.

Пьеса о жестоком Петре стала подарком Голландии на 300-летие Петербурга. Петр стараниями актера Юрия Елагина предстает живым и настоящим. Актер надевает парик, приклеивает усики и мимолетно смотрит в зал, добиваясь потрясающего эффекта правдоподобия. Человек постарел, устал… Однако будто картонные домики на Неве до сих пор стоят. Петр Великий смотрел в темноте на свою столицу и мечтал, что через 300 лет дворцы и соборы его города будут сиять тысячами лампочек. Мечта сбылась, и мы до сих пор к ней причастны.

«Ваш Гоголь» в Александринском театре

3. «Ваш Гоголь» Валерия Фокина в Александринском театре

Гоголь — любимый автор Валерия Фокина. И режиссер поделился с нами своим знанием. Классик позволил совершить кульбит, для которого форма оказалась важнее содержания. При этом за формой не потерялась суть. Зрителей усадили за стол и представили жуткое зрелище. Валерий Фокин и художник Мария Трегубова с гоголевской искусностью осваивают необычное театральное пространство — чердак театра. И там появляется Невский проспект. А за спинами зрителя — тоже Невский… Где настоящий-то?

Авторы приглашают на похороны живого человека. Могильные цветы шевелятся, потом становится холодно, как в могиле. Финал спектакля — конгениальный гоголевскому тексту. Такой, что его секрет заранее раскрывать нельзя.

«Ленька Пантелеев» в ТЮЗе

4. «Ленька Пантелеев» Максима Диденко и Николая Дрейдена в ТЮЗе

За пять лет существования этого мюзикла у него уже образовался круг поклонников. И поклонников этих можно понять. Ведь хочется вернуться еще раз — услышать всю эту прекрасную музыку, углядеть работу со светом, испытать дикую энергию актеров и музыкантов, которая тоннами льется со сцены в зрительный зал.

Времена НЭПа и становления советского государства оказались идеально подходящими для жанра мюзикла. Особый флер добавила ленинградская топонимика: Лиговскому проспекту дали объяснение в лице лиговской шпаны, а в мрачной Гончарной авторы постановки разместили притон, ковер «сперли» с Гороховой, не забыли про «Катькин садик». Пирамидки из советских физкультурников получились крайне обаятельны. Ребята поймали суть советской авангардной эстетики и сделали красиво.

«Бедные люди» Григория Козлова в ТЮЗе

5. «Бедные люди» Григория Козлова в ТЮЗе

Еще одна постановка ТЮЗа имени Брянцева, в котором петербургская топонимика звучит громко и узнаваемо. Тем более материал выбран самый подходящий — первый роман Достоевского.

Спектакль этот — долгожитель, премьера состоялась в 2006 году. И видно, что десятилетие не предел. Потому что главная роль Макара Девушкина у одного из лучших наших актеров, народного артиста России Валерия Дьяченко. Его маленький человек бежит по Фонтанке, и обычная стена малой сцены Театра юных зрителей на мгновение превращается в набережную. А потом зритель узнает острова, Казанский собор, двор-колодец… Это одна из тех постановок, на которые возвращаешься. Чтобы еще раз увидеть Макара Девушкина в исполнении Дьяченко. И прочувствовать финал спектакля, о котором мы ничего не скажем лучше посмотрите сами.

22 сентября 2016.
Текст: Егор Королев, фото: ТЮЗ, Александринский театр, «Кукольный формат», ptj.spb.ru
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , , .

КАТАЖИНА МАЦКЕВИЧ, предоставлено пресс-службой Театра музыкальной комедии

Катажина Мацкевич: Театр музыкальной комедии помог мне раскрыться

В октябре 2019 года ведущая солистка Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Катажина Мацкевич отметила первый творческий юбилей — десять лет на сцене. Дебютная роль Карлотты в спектакле «Гаспарон» по оперетте Карла Миллёкера принесла ей высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит». За минувшие десять лет Катажина не только сыграла почти все главные партии в классическом репертуаре театра, но и вышла за границы жанра, выступая в сложнейших оперных постановках на разных сценах мира. Об учителях и самокритике, о поддержке близких и любви к кофе артистка рассказала «Петербургскому авангарду» после торжественного вечера в честь ее творческого юбилея.

учебный театр на Моховой

Стартовал первый «Молодой театр. Санкт-Петербург»

В Петербурге стартовал первый фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» — он проходит с 16 по 20 ноября 2019 года. Лучшие учебные постановки зрителю представят студенты ведущих театральных вузов Москвы (ГИТИС), Новосибирска (НГТИ), Екатеринбурга (ЕГТИ), Ярославля (ЯГТИ) и Санкт-Петербурга (РГИСИ). Большинство событий фестиваля петербуржцы смогут посетить бесплатно. Вход на большинство событий фестиваля – свободный, по регистрации.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.