Пять спектаклей о Петербурге

Главный герой постановки прогуливается по Невскому проспекту, а сам Невский в это время за вашей спиной — такое театральной удовольствие доступно только в Северной столице. Александринка, ТЮЗ, «Балтийский дом» и театр «Кукольный формат»... Представляем обзор оригинальных спектаклей, в которых наш город — один из героев, а иногда и главный герой.

«Всадник Cuprum» в театре «Кукольный формат»

1. «Всадник Cuprum» Анны Викторовой в театре «Кукольный формат»

Исаакиевский собор купается в Неве, словно поплавок — в кукольном театре придумывают наводнение… В 2005 году «Всадник Cuprum» стал лучшим кукольным спектаклем страны по версии «Золотой маски». Постановку обязаны посмотреть все фанаты и фанатики Петербурга. Пряничные марионетки и их создатели признаются в любви городу на Неве — и Нева становится другой.

Кукольники смогли с присущим им благородством и обаянием поговорить о легендах Петербурга, о Пушкине и Петре — запросто, по-дружески. Отныне недаром на Пушкинской улице стоит памятник Александру Сергеевичу. В доме 19 на Пушкинской улице нашел пристанище театр «Кукольный формат». Он не только для детей — для взрослых там свой разговор, подспудный и доверительный.

«Царь Piotr» в «Балтийском доме»

2. «Царь Piotr» Анатолия Праудина в «Балтийском доме»

Этот спектакль — признание в любви самому красивому городу на свете и заодно отпущение грехов его создателю. Никаких оправданий за тиранию, режиссер Анатолий Праудин ведет серьезный и страшный разговор о власти и трагедии человека, наделенного властью.

Пьеса о жестоком Петре стала подарком Голландии на 300-летие Петербурга. Петр стараниями актера Юрия Елагина предстает живым и настоящим. Актер надевает парик, приклеивает усики и мимолетно смотрит в зал, добиваясь потрясающего эффекта правдоподобия. Человек постарел, устал… Однако будто картонные домики на Неве до сих пор стоят. Петр Великий смотрел в темноте на свою столицу и мечтал, что через 300 лет дворцы и соборы его города будут сиять тысячами лампочек. Мечта сбылась, и мы до сих пор к ней причастны.

«Ваш Гоголь» в Александринском театре

3. «Ваш Гоголь» Валерия Фокина в Александринском театре

Гоголь — любимый автор Валерия Фокина. И режиссер поделился с нами своим знанием. Классик позволил совершить кульбит, для которого форма оказалась важнее содержания. При этом за формой не потерялась суть. Зрителей усадили за стол и представили жуткое зрелище. Валерий Фокин и художник Мария Трегубова с гоголевской искусностью осваивают необычное театральное пространство — чердак театра. И там появляется Невский проспект. А за спинами зрителя — тоже Невский… Где настоящий-то?

Авторы приглашают на похороны живого человека. Могильные цветы шевелятся, потом становится холодно, как в могиле. Финал спектакля — конгениальный гоголевскому тексту. Такой, что его секрет заранее раскрывать нельзя.

«Ленька Пантелеев» в ТЮЗе

4. «Ленька Пантелеев» Максима Диденко и Николая Дрейдена в ТЮЗе

За пять лет существования этого мюзикла у него уже образовался круг поклонников. И поклонников этих можно понять. Ведь хочется вернуться еще раз — услышать всю эту прекрасную музыку, углядеть работу со светом, испытать дикую энергию актеров и музыкантов, которая тоннами льется со сцены в зрительный зал.

Времена НЭПа и становления советского государства оказались идеально подходящими для жанра мюзикла. Особый флер добавила ленинградская топонимика: Лиговскому проспекту дали объяснение в лице лиговской шпаны, а в мрачной Гончарной авторы постановки разместили притон, ковер «сперли» с Гороховой, не забыли про «Катькин садик». Пирамидки из советских физкультурников получились крайне обаятельны. Ребята поймали суть советской авангардной эстетики и сделали красиво.

«Бедные люди» Григория Козлова в ТЮЗе

5. «Бедные люди» Григория Козлова в ТЮЗе

Еще одна постановка ТЮЗа имени Брянцева, в котором петербургская топонимика звучит громко и узнаваемо. Тем более материал выбран самый подходящий — первый роман Достоевского.

Спектакль этот — долгожитель, премьера состоялась в 2006 году. И видно, что десятилетие не предел. Потому что главная роль Макара Девушкина у одного из лучших наших актеров, народного артиста России Валерия Дьяченко. Его маленький человек бежит по Фонтанке, и обычная стена малой сцены Театра юных зрителей на мгновение превращается в набережную. А потом зритель узнает острова, Казанский собор, двор-колодец… Это одна из тех постановок, на которые возвращаешься. Чтобы еще раз увидеть Макара Девушкина в исполнении Дьяченко. И прочувствовать финал спектакля, о котором мы ничего не скажем лучше посмотрите сами.

22 сентября 2016.
Текст: Егор Королев, фото: ТЮЗ, Александринский театр, «Кукольный формат», ptj.spb.ru
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , , .

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.