Пять спектаклей Камерной сцены МДТ, которые надо видеть

Сегодня Камерная сцена МДТ — Театра Европы напоминает те благословенные времена, когда Ксения Раппопорт, Данила Козловский и Лиза Боярская еще не стали звездами, и цены на билеты в партер не поднимались до 12 тыс. На Камерной сцене осталось все по-прежнему, но именно здесь как нигде понимаешь, почему это лучшая труппа и почему МДТ настойчиво предлагает зрителю сложный, нужный и очень важный разговор о человеке и мире.

«Тень стрелка» в МДТ

1. «Тень стрелка» Олега Дмитриева

Верно считается, что в Малом драматическом много сложных спектаклей. Но это не значит, что в сложном материале нет места смеху. В этом спектакле актеры показывают непривычные для зрителя МДТ комедийные возможности. Надо видеть, как Наталья Акимова смешит без слов, ужимками играя забитую дурочку, которую никто никогда не щекотал. Ей под стать все актеры, представляющие на сцене целую галерею чудиков. Олег Дмитриев отыскал прекрасную пьесу Шона О’Кейси о вроде бы далекой от нас Ирландии начала XX века. Но ирландские патриоты иногда как будто списаны с наших российских патриотов и оппозиционеров — кто их разберет! Комедия в финале затихает. Игорь Черневич наконец-то не в роли злодея. Он играет поэта, которому никак не дадут дописать стихотворение. Поэт живет в настоящем доме, который на крохотной Камерной сцене каким-то образом смогла уместить и расположить художник Елена Дмитракова. В этом году спектакль отмечает 10-летний юбилей. Долгожителями просто так не становятся.

«Синий свет» в МДТ

2. «Синий свет» Олега Дмитриева

Премьера 2016 года, и хочется надеяться, что этот спектакль тоже станет долгожителем. Первая причина для такой надежды — материал, который выбрал режиссер Олег Дмитриев. Русскому зрителя он пытается рассказать о судьбе женщины, которая снимала фильмы для фашистской Германии. Вторая причина — Анжелика Неволина, она играет Лени Рифеншталь в молодости и в старости. Спектакль обязателен к просмотру только за тем, чтобы увидеть, как большой актрисе наконец-то досталась большая роль. Возникает ощущение, что именно к этой роли Неволина долго шла, и это огромное зрительское счастье наблюдать, как она минута за минутой, улыбка за ухмылкой справляется с неоднозначным и спорным образом своей героини. На Камерной сцене вы находитесь прямо напротив актрисы, и она завлекает вас в свои сети, начисто стирая границы между сценой и зрительным залом. Неволина истово, иногда надрывно, иногда шепотом превращается в Рифеншталь, и такое превращение — одна из удач спектакля. «Золотой софит» подтверждает: это лучшая женская роль в 2016 году на петербургской сцене.

«Бабилей» в МДТ

3. «Бабилей» Натальи Колотовой

Моноспектакль идет седьмой год, и зритель на него возвращается. На сцене одна актриса Вера Быкова, которая наверстывает за все несыгранные роли. Полтора часа спектакля проходят на одном ее чистом дыхании. Ей подвластно все: от шумной разухабистости до вселенского женского плача. Актриса рассказывает и о том, как несмотря на все горе русские женщины веселятся и могут быть красивыми хотя бы раз в жизни. В центре спектакля женщина-царь, женщина, на которой держится страна. Нас переносят в деревню, усаживают за праздничный стол, и мы становимся свидетелями простых историй, до которых никогда бы не добрались, не прочитали бы у Федора Абрамова. Огромной глыбой поднимается тема русской деревни. «Бабилей» тот редкий случай, когда слово «народ» перестает быть изнасилованным словом. Благодаря спектаклю мы больше узнаем нашу немного несчастную, но оттого не менее прекрасную страну.

«Очищение» в МДТ

4. «Очищение» Алексея Астахова

В 2013 году на Камерной сцене объявились долгожданные современные пьесы. Благодаря фестивалю национальной драматургии, прозы и поэзии «Мы и они = Мы» появились эскизы по пьесам авторов из Грузии, Бельгии, Казахстана, Венгрии, Польши, Эстонии и России. Никто не предполагал, что лучшие эскизы станут спектаклями и войдут в репертуар театра. И сегодня в афише остались несколько названий, которые поднимают редкие и порой страшные темы. Но зритель МДТ не боится этих тем, потому что не боятся актеры и режиссеры. В «Очищении» мы становимся свидетелями трагических событий, которые описывает в своей пьесе финка с эстонскими корнями Софи Оксанен. Роль эстонской крестьянки, палача и жертвы советской государственной машины играет одна из лучших актрис театра Галина Филимонова. Это как раз тот случай, когда на основной сцене больших ролей нет, а на Камерной актриса показывает, что в этой труппе нет ведущих или второстепенных актеров — они все могут вести. От Филимоновой не отстает молодежь, и сложную, порой до ужаса и отвращения, историю они показывают с какой-то даже патологической документальностью и достоверностью.

«Наш класс» в МДТ

5. «Наш класс» Натальи Колотовой

Этот спектакль (также первоначально только эскиз) говорит о неизвестном в казалось бы известной теме войны, геноцида и холокоста XX века. Школьные друзья превращаются в смертельных врагов. Самое страшное, что нетерпимость, приводящая к трагедии, это не только прошлое, эту нетерпимость заметно и слышно сегодня. Пьеса польского драматурга Тадеуша Слободзянека звучит так актуально! Крепкая режиссура Натальи Колотовой зрителя держат в тисках и ни на минуту не отпускают. В этой теме легко сползти на пафос, но только не в МДТ. Даже если играет молодежь. Они, видимо, так воспитаны и закалены «Братьями и сестрами», «Жизнью и судьбой», что держат марку. Они не могут фальшивить, они умеют стареть прямо на сцене, за их плечами чувствуется традиция МДТ. И самое главное для зрителя: видно, что традиция будет жить. Льву Додину, Валерию Галендееву и труппе театра удалось воспитать новое поколение, которое продолжит выходить на сцену, чтобы сказать нам что-то важное, попытаться изменить нас в лучшую сторону, научить сопереживать и сочувствовать.

 

19 января 2017.
Текст: Егор Королев, фото: mdt-dodin.ru
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.