Пять спектаклей Камерной сцены МДТ, которые надо видеть

Сегодня Камерная сцена МДТ — Театра Европы напоминает те благословенные времена, когда Ксения Раппопорт, Данила Козловский и Лиза Боярская еще не стали звездами, и цены на билеты в партер не поднимались до 12 тыс. На Камерной сцене осталось все по-прежнему, но именно здесь как нигде понимаешь, почему это лучшая труппа и почему МДТ настойчиво предлагает зрителю сложный, нужный и очень важный разговор о человеке и мире.

«Тень стрелка» в МДТ

1. «Тень стрелка» Олега Дмитриева

Верно считается, что в Малом драматическом много сложных спектаклей. Но это не значит, что в сложном материале нет места смеху. В этом спектакле актеры показывают непривычные для зрителя МДТ комедийные возможности. Надо видеть, как Наталья Акимова смешит без слов, ужимками играя забитую дурочку, которую никто никогда не щекотал. Ей под стать все актеры, представляющие на сцене целую галерею чудиков. Олег Дмитриев отыскал прекрасную пьесу Шона О’Кейси о вроде бы далекой от нас Ирландии начала XX века. Но ирландские патриоты иногда как будто списаны с наших российских патриотов и оппозиционеров — кто их разберет! Комедия в финале затихает. Игорь Черневич наконец-то не в роли злодея. Он играет поэта, которому никак не дадут дописать стихотворение. Поэт живет в настоящем доме, который на крохотной Камерной сцене каким-то образом смогла уместить и расположить художник Елена Дмитракова. В этом году спектакль отмечает 10-летний юбилей. Долгожителями просто так не становятся.

«Синий свет» в МДТ

2. «Синий свет» Олега Дмитриева

Премьера 2016 года, и хочется надеяться, что этот спектакль тоже станет долгожителем. Первая причина для такой надежды — материал, который выбрал режиссер Олег Дмитриев. Русскому зрителя он пытается рассказать о судьбе женщины, которая снимала фильмы для фашистской Германии. Вторая причина — Анжелика Неволина, она играет Лени Рифеншталь в молодости и в старости. Спектакль обязателен к просмотру только за тем, чтобы увидеть, как большой актрисе наконец-то досталась большая роль. Возникает ощущение, что именно к этой роли Неволина долго шла, и это огромное зрительское счастье наблюдать, как она минута за минутой, улыбка за ухмылкой справляется с неоднозначным и спорным образом своей героини. На Камерной сцене вы находитесь прямо напротив актрисы, и она завлекает вас в свои сети, начисто стирая границы между сценой и зрительным залом. Неволина истово, иногда надрывно, иногда шепотом превращается в Рифеншталь, и такое превращение — одна из удач спектакля. «Золотой софит» подтверждает: это лучшая женская роль в 2016 году на петербургской сцене.

«Бабилей» в МДТ

3. «Бабилей» Натальи Колотовой

Моноспектакль идет седьмой год, и зритель на него возвращается. На сцене одна актриса Вера Быкова, которая наверстывает за все несыгранные роли. Полтора часа спектакля проходят на одном ее чистом дыхании. Ей подвластно все: от шумной разухабистости до вселенского женского плача. Актриса рассказывает и о том, как несмотря на все горе русские женщины веселятся и могут быть красивыми хотя бы раз в жизни. В центре спектакля женщина-царь, женщина, на которой держится страна. Нас переносят в деревню, усаживают за праздничный стол, и мы становимся свидетелями простых историй, до которых никогда бы не добрались, не прочитали бы у Федора Абрамова. Огромной глыбой поднимается тема русской деревни. «Бабилей» тот редкий случай, когда слово «народ» перестает быть изнасилованным словом. Благодаря спектаклю мы больше узнаем нашу немного несчастную, но оттого не менее прекрасную страну.

«Очищение» в МДТ

4. «Очищение» Алексея Астахова

В 2013 году на Камерной сцене объявились долгожданные современные пьесы. Благодаря фестивалю национальной драматургии, прозы и поэзии «Мы и они = Мы» появились эскизы по пьесам авторов из Грузии, Бельгии, Казахстана, Венгрии, Польши, Эстонии и России. Никто не предполагал, что лучшие эскизы станут спектаклями и войдут в репертуар театра. И сегодня в афише остались несколько названий, которые поднимают редкие и порой страшные темы. Но зритель МДТ не боится этих тем, потому что не боятся актеры и режиссеры. В «Очищении» мы становимся свидетелями трагических событий, которые описывает в своей пьесе финка с эстонскими корнями Софи Оксанен. Роль эстонской крестьянки, палача и жертвы советской государственной машины играет одна из лучших актрис театра Галина Филимонова. Это как раз тот случай, когда на основной сцене больших ролей нет, а на Камерной актриса показывает, что в этой труппе нет ведущих или второстепенных актеров — они все могут вести. От Филимоновой не отстает молодежь, и сложную, порой до ужаса и отвращения, историю они показывают с какой-то даже патологической документальностью и достоверностью.

«Наш класс» в МДТ

5. «Наш класс» Натальи Колотовой

Этот спектакль (также первоначально только эскиз) говорит о неизвестном в казалось бы известной теме войны, геноцида и холокоста XX века. Школьные друзья превращаются в смертельных врагов. Самое страшное, что нетерпимость, приводящая к трагедии, это не только прошлое, эту нетерпимость заметно и слышно сегодня. Пьеса польского драматурга Тадеуша Слободзянека звучит так актуально! Крепкая режиссура Натальи Колотовой зрителя держат в тисках и ни на минуту не отпускают. В этой теме легко сползти на пафос, но только не в МДТ. Даже если играет молодежь. Они, видимо, так воспитаны и закалены «Братьями и сестрами», «Жизнью и судьбой», что держат марку. Они не могут фальшивить, они умеют стареть прямо на сцене, за их плечами чувствуется традиция МДТ. И самое главное для зрителя: видно, что традиция будет жить. Льву Додину, Валерию Галендееву и труппе театра удалось воспитать новое поколение, которое продолжит выходить на сцену, чтобы сказать нам что-то важное, попытаться изменить нас в лучшую сторону, научить сопереживать и сочувствовать.

 

19 января 2017.
Текст: Егор Королев, фото: mdt-dodin.ru
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

КАТАЖИНА МАЦКЕВИЧ, предоставлено пресс-службой Театра музыкальной комедии

Катажина Мацкевич: Театр музыкальной комедии помог мне раскрыться

В октябре 2019 года ведущая солистка Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Катажина Мацкевич отметила первый творческий юбилей — десять лет на сцене. Дебютная роль Карлотты в спектакле «Гаспарон» по оперетте Карла Миллёкера принесла ей высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит». За минувшие десять лет Катажина не только сыграла почти все главные партии в классическом репертуаре театра, но и вышла за границы жанра, выступая в сложнейших оперных постановках на разных сценах мира. Об учителях и самокритике, о поддержке близких и любви к кофе артистка рассказала «Петербургскому авангарду» после торжественного вечера в честь ее творческого юбилея.

учебный театр на Моховой

Стартовал первый «Молодой театр. Санкт-Петербург»

В Петербурге стартовал первый фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» — он проходит с 16 по 20 ноября 2019 года. Лучшие учебные постановки зрителю представят студенты ведущих театральных вузов Москвы (ГИТИС), Новосибирска (НГТИ), Екатеринбурга (ЕГТИ), Ярославля (ЯГТИ) и Санкт-Петербурга (РГИСИ). Большинство событий фестиваля петербуржцы смогут посетить бесплатно. Вход на большинство событий фестиваля – свободный, по регистрации.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.