Пять спектаклей Камерной сцены МДТ, которые надо видеть

Сегодня Камерная сцена МДТ — Театра Европы напоминает те благословенные времена, когда Ксения Раппопорт, Данила Козловский и Лиза Боярская еще не стали звездами, и цены на билеты в партер не поднимались до 12 тыс. На Камерной сцене осталось все по-прежнему, но именно здесь как нигде понимаешь, почему это лучшая труппа и почему МДТ настойчиво предлагает зрителю сложный, нужный и очень важный разговор о человеке и мире.

«Тень стрелка» в МДТ

1. «Тень стрелка» Олега Дмитриева

Верно считается, что в Малом драматическом много сложных спектаклей. Но это не значит, что в сложном материале нет места смеху. В этом спектакле актеры показывают непривычные для зрителя МДТ комедийные возможности. Надо видеть, как Наталья Акимова смешит без слов, ужимками играя забитую дурочку, которую никто никогда не щекотал. Ей под стать все актеры, представляющие на сцене целую галерею чудиков. Олег Дмитриев отыскал прекрасную пьесу Шона О’Кейси о вроде бы далекой от нас Ирландии начала XX века. Но ирландские патриоты иногда как будто списаны с наших российских патриотов и оппозиционеров — кто их разберет! Комедия в финале затихает. Игорь Черневич наконец-то не в роли злодея. Он играет поэта, которому никак не дадут дописать стихотворение. Поэт живет в настоящем доме, который на крохотной Камерной сцене каким-то образом смогла уместить и расположить художник Елена Дмитракова. В этом году спектакль отмечает 10-летний юбилей. Долгожителями просто так не становятся.

«Синий свет» в МДТ

2. «Синий свет» Олега Дмитриева

Премьера 2016 года, и хочется надеяться, что этот спектакль тоже станет долгожителем. Первая причина для такой надежды — материал, который выбрал режиссер Олег Дмитриев. Русскому зрителя он пытается рассказать о судьбе женщины, которая снимала фильмы для фашистской Германии. Вторая причина — Анжелика Неволина, она играет Лени Рифеншталь в молодости и в старости. Спектакль обязателен к просмотру только за тем, чтобы увидеть, как большой актрисе наконец-то досталась большая роль. Возникает ощущение, что именно к этой роли Неволина долго шла, и это огромное зрительское счастье наблюдать, как она минута за минутой, улыбка за ухмылкой справляется с неоднозначным и спорным образом своей героини. На Камерной сцене вы находитесь прямо напротив актрисы, и она завлекает вас в свои сети, начисто стирая границы между сценой и зрительным залом. Неволина истово, иногда надрывно, иногда шепотом превращается в Рифеншталь, и такое превращение — одна из удач спектакля. «Золотой софит» подтверждает: это лучшая женская роль в 2016 году на петербургской сцене.

«Бабилей» в МДТ

3. «Бабилей» Натальи Колотовой

Моноспектакль идет седьмой год, и зритель на него возвращается. На сцене одна актриса Вера Быкова, которая наверстывает за все несыгранные роли. Полтора часа спектакля проходят на одном ее чистом дыхании. Ей подвластно все: от шумной разухабистости до вселенского женского плача. Актриса рассказывает и о том, как несмотря на все горе русские женщины веселятся и могут быть красивыми хотя бы раз в жизни. В центре спектакля женщина-царь, женщина, на которой держится страна. Нас переносят в деревню, усаживают за праздничный стол, и мы становимся свидетелями простых историй, до которых никогда бы не добрались, не прочитали бы у Федора Абрамова. Огромной глыбой поднимается тема русской деревни. «Бабилей» тот редкий случай, когда слово «народ» перестает быть изнасилованным словом. Благодаря спектаклю мы больше узнаем нашу немного несчастную, но оттого не менее прекрасную страну.

«Очищение» в МДТ

4. «Очищение» Алексея Астахова

В 2013 году на Камерной сцене объявились долгожданные современные пьесы. Благодаря фестивалю национальной драматургии, прозы и поэзии «Мы и они = Мы» появились эскизы по пьесам авторов из Грузии, Бельгии, Казахстана, Венгрии, Польши, Эстонии и России. Никто не предполагал, что лучшие эскизы станут спектаклями и войдут в репертуар театра. И сегодня в афише остались несколько названий, которые поднимают редкие и порой страшные темы. Но зритель МДТ не боится этих тем, потому что не боятся актеры и режиссеры. В «Очищении» мы становимся свидетелями трагических событий, которые описывает в своей пьесе финка с эстонскими корнями Софи Оксанен. Роль эстонской крестьянки, палача и жертвы советской государственной машины играет одна из лучших актрис театра Галина Филимонова. Это как раз тот случай, когда на основной сцене больших ролей нет, а на Камерной актриса показывает, что в этой труппе нет ведущих или второстепенных актеров — они все могут вести. От Филимоновой не отстает молодежь, и сложную, порой до ужаса и отвращения, историю они показывают с какой-то даже патологической документальностью и достоверностью.

«Наш класс» в МДТ

5. «Наш класс» Натальи Колотовой

Этот спектакль (также первоначально только эскиз) говорит о неизвестном в казалось бы известной теме войны, геноцида и холокоста XX века. Школьные друзья превращаются в смертельных врагов. Самое страшное, что нетерпимость, приводящая к трагедии, это не только прошлое, эту нетерпимость заметно и слышно сегодня. Пьеса польского драматурга Тадеуша Слободзянека звучит так актуально! Крепкая режиссура Натальи Колотовой зрителя держат в тисках и ни на минуту не отпускают. В этой теме легко сползти на пафос, но только не в МДТ. Даже если играет молодежь. Они, видимо, так воспитаны и закалены «Братьями и сестрами», «Жизнью и судьбой», что держат марку. Они не могут фальшивить, они умеют стареть прямо на сцене, за их плечами чувствуется традиция МДТ. И самое главное для зрителя: видно, что традиция будет жить. Льву Додину, Валерию Галендееву и труппе театра удалось воспитать новое поколение, которое продолжит выходить на сцену, чтобы сказать нам что-то важное, попытаться изменить нас в лучшую сторону, научить сопереживать и сочувствовать.

 

19 января 2017.
Текст: Егор Королев, фото: mdt-dodin.ru
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.

Синий сарафан

Театральный Петербург примеряет «Синий сарафан»

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Вера Кричевская

Вера Кричевская: «Владимир Путин» — главное дело Собчака

Нынешний президент РФ создал систему, где никто не способен на тот поступок, который он сам совершил в 1997 году, говорит режиссер фильма «Дело Собчака» Вера Кричевская. 12 июня в России состоится премьера документального фильма о первом мэре Санкт-Петербурга Анатолии Собчаке. Двухчасовой документальный фильм «Дело Собчака» буквально обречен на внимание и споры. Монтаж архивных хроник с тремя десятками интервью, взятыми у участников и свидетелей событий, у друзей и противников заглавного героя, у тех, кто поднялся выше некуда, и у тех, кто ушел в тень, раскрывает и глубокое внутреннее родство, и радикальную несовместимость двух наших эпох, девяностых и десятых.

ресторанный гид

Дорог Spoon Guide к лету

В понедельник, 4 июня, на гастрономическом ужине от ресторана MEGUmi в Lotte Hotel St. Petersburg (переулок Антоненко, 2) был представлен справочник «Spoon Guide: 50 лучших ресторанов Санкт-Петербурга 2018». Ресторанный проект Spoon не похож ни на одну из существующих в Санкт-Петербурге премий. Особенности премии бросаются в глаза сразу.