Пять шедевров, которые спасли петербургские реставраторы

Художников-реставраторов в Петербурге можно назвать обладателями очень ценной профессии, ведь город на Неве давно стал синонимом слова «музей». Сегодня реставрационные работы оценивают неоднозначно, некоторые из них оборачиваются скандалами. Мы выбрали удачные работы последних лет, которые особенно дороги любителям искусства.

Реставрация, Русский музей

1. Серия картин «Смолянки» Дмитрия Левицкого

Дмитрий Левицкий написал семь портретов воспитанниц Смольного института в 70-х годах XVIII века. По просьбе Екатерины II художник изобразил девушек в театральных костюмах для институтских спектаклей. Смолянок воспитывали в строгой изоляции, основными их занятиями были светский этикет, танцы, музыка и театр. Эксперты считают, что эти картины раннего Левицкого — настоящие шедевры.

«Смолянки» поступили в Русский музей в 1917 году из Большого дворца Петергофа, где картины хранились в неотапливаемых помещениях. Плесень, потрескавшаяся краска, ужасное состояние… Так, на портрете Ржевской и Давыдовой были многочисленные записи, слои пожелтевшего лака, делавшие девиц смуглянками, что, конечно, не соответствовало реалиям того времени. Осложнил работу специалистов и перевод портретов на новые холсты во время реставраций XIX века, что сильно исказило первоначальный облик произведений. Красочный слой и переводной грунт вообще грозили осыпаться. Сейчас отреставрированные картины можно увидеть в постоянной экспозиции Михайловского дворца.

Реставрация выполнена специалистами Русского музея с 2008 по 2010 годы.

Реставрация, Летний сад

2. Скульптуры Летнего сада

Жемчужины петровской коллекции — 91 мраморная статуя — потребовали особо кропотливой работы. Сначала были полностью отреставрированы только 17 скульптур, находившихся в самом плохом состоянии. Одной из первых оказалась статуя «Юность», предположительно скульптора Антонио Тарсиа. Во время петербургского урагана в июле 2001 года на скульптуру упало дерево: левая рука, бубен и кисть правой руки были разбиты на 28 фрагментов. Требовал срочной реставрации и «Аполлон Бельведерский» Паоло Трискорни. У Аполлона отсутствовали пальцы на правой руке, в целом было много трещин и сколов.

Специалисты тщательно исследовали фронт работ, потом расчистили мраморные изваяния, удалили загрязнения, укрепили их фрагменты и воссоздали недостающие детали. После реставрации все скульптуры были перемещены на постоянное хранение в залы Михайловского замка. В Летнем саду осталась только одна подлинная скульптурная группа «Мир и изобилие. Ништадский мир» мастера Пьетро Баратта, остальные заменены точными копиями.

Работы проходили в два этапа: первый — с 2005 по 2008, второй — с 2009 по 2011 годы. Реализованы отделом реставрации Русского музея. 

Реставрация, Эрмитаж

3. «Бегство в Египет» Вечеллио Тициана

Картине Тициана более 500 лет —  это самая ранняя из сохранившихся работ мастера. Исследователи полагают, что «Бегство в Египет» было первой крупной работой итальянского живописца. На картине представлен распространенный в эпоху Ренессанса сюжет, описанный в Евангелие от Матфея.

Реставрация этого шедевра длилась долгих 12 лет. Мастера очистили и укрепили тканевую основу, а также смогли восстановить первоначальный облик картины. Дело в том, что полотно реставрировали в XIX веке, сильно его изменив. Современные реставраторы обнаружили, что лики Девы Марии, Иосифа и другие детали значительно отличаются от оригинала. После реставрации картина Тициана отправилась на выставки за границу, а потом вернулась в постоянную экспозицию Эрмитажа.

Отдел научной реставрации и консервации Эрмитажа вел работы с 1999 по 2012 годы.

Реставрация, Юсуповский дворец

4. Интерьер Мавританской гостиной Юсуповского дворца

В конце XIX века была распространена мода на все восточное, вот и Юсуповы решили вспомнить о своих корнях — ногайском правителе Юсуфе, который стал основателем их рода. Мавританскую гостиную покрыли тончайшим слоем золота, расписали масляными красками, в комнате возвели арки, а в центр поместили фонтан с разноцветными лампочками. Юсуповский дворец очень пострадал во время блокады и был отреставрирован в 1960-х. Но уже в начале нашего века Мавританская гостиная снова буквально разошлась по швам — на стенах появились глубокие трещины, потолок просел, покосилась колонна. Это произошло из-за подвижки грунта под дворцом.

Художники-реставраторы в несколько этапов возрождали интерьер: укрепляли стены, восстанавливали узоры и заделывали трещины, были «реанимированы» фонтан и камин. Во время работ мастера сделали настоящие открытия. Над проходами между залами случайно обнаружили два фамильных герба Юсуповых. А еще нашли в стене над камином забавное послание от советских мастеров, датированное 1936 годом. Современные реставраторы вдохновились поступком коллег и тоже замуровали записку в 2014 году. Возможно, ее найдут спустя полвека, когда Мавританскую гостиную будет ждать новая реставрация.  

Последняя реставрация длились с 2013 по 2015 годы, ее осуществляла частная реставрационно-строительная фирма.

Реставрация, Эрмитаж

5. Интерьер Петровского зала Зимнего дворца

Петровский (Малый тронный) зал был создан Огюстом Монферраном в 1833 году в честь Петра Великого. Жемчужина этого зала — тканый декор — отличается особенной пышностью и заслуженно приковывает взгляды посетителей: бархатные стенные панели, вышитые металлическими нитями золотые двуглавые орлы, алые шторы. Работы последних лет посвятили сохранению этого богатого тканого убранства.

Сильно поистрепавшись за полтора столетия, ткань были загрязнена и частично повреждена. Утраченные элементы интерьера изготовили по архивным описаниям XIX века. Более того, реставраторам удалось качественно обновить износившийся бархат стенных панно — ворс и шелковую основу. Работы велись по оригинальным образцам, которые чудом сохранились в архиве французской мануфактуры — преемницы фабрики, изготовившей оригинальные стенные панели. Была восстановлена также тканевая обивка серебряного трона и подиума, изготовлены новые оконные драпировки и подъемные шторы, бра, торшеры, канделябры и консоли. Сейчас обновленный Петровский зал открыт для посещения.

Сотрудники Эрмитажа осуществляли реставрационные работы с 2012 по 2015 годы.

29 июня 2016.
Текст: Камилла Пусурманова, фото: предоставлены музеями
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , .

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.