Пять шедевров, которые спасли петербургские реставраторы

Художников-реставраторов в Петербурге можно назвать обладателями очень ценной профессии, ведь город на Неве давно стал синонимом слова «музей». Сегодня реставрационные работы оценивают неоднозначно, некоторые из них оборачиваются скандалами. Мы выбрали удачные работы последних лет, которые особенно дороги любителям искусства.

Реставрация, Русский музей

1. Серия картин «Смолянки» Дмитрия Левицкого

Дмитрий Левицкий написал семь портретов воспитанниц Смольного института в 70-х годах XVIII века. По просьбе Екатерины II художник изобразил девушек в театральных костюмах для институтских спектаклей. Смолянок воспитывали в строгой изоляции, основными их занятиями были светский этикет, танцы, музыка и театр. Эксперты считают, что эти картины раннего Левицкого — настоящие шедевры.

«Смолянки» поступили в Русский музей в 1917 году из Большого дворца Петергофа, где картины хранились в неотапливаемых помещениях. Плесень, потрескавшаяся краска, ужасное состояние… Так, на портрете Ржевской и Давыдовой были многочисленные записи, слои пожелтевшего лака, делавшие девиц смуглянками, что, конечно, не соответствовало реалиям того времени. Осложнил работу специалистов и перевод портретов на новые холсты во время реставраций XIX века, что сильно исказило первоначальный облик произведений. Красочный слой и переводной грунт вообще грозили осыпаться. Сейчас отреставрированные картины можно увидеть в постоянной экспозиции Михайловского дворца.

Реставрация выполнена специалистами Русского музея с 2008 по 2010 годы.

Реставрация, Летний сад

2. Скульптуры Летнего сада

Жемчужины петровской коллекции — 91 мраморная статуя — потребовали особо кропотливой работы. Сначала были полностью отреставрированы только 17 скульптур, находившихся в самом плохом состоянии. Одной из первых оказалась статуя «Юность», предположительно скульптора Антонио Тарсиа. Во время петербургского урагана в июле 2001 года на скульптуру упало дерево: левая рука, бубен и кисть правой руки были разбиты на 28 фрагментов. Требовал срочной реставрации и «Аполлон Бельведерский» Паоло Трискорни. У Аполлона отсутствовали пальцы на правой руке, в целом было много трещин и сколов.

Специалисты тщательно исследовали фронт работ, потом расчистили мраморные изваяния, удалили загрязнения, укрепили их фрагменты и воссоздали недостающие детали. После реставрации все скульптуры были перемещены на постоянное хранение в залы Михайловского замка. В Летнем саду осталась только одна подлинная скульптурная группа «Мир и изобилие. Ништадский мир» мастера Пьетро Баратта, остальные заменены точными копиями.

Работы проходили в два этапа: первый — с 2005 по 2008, второй — с 2009 по 2011 годы. Реализованы отделом реставрации Русского музея. 

Реставрация, Эрмитаж

3. «Бегство в Египет» Вечеллио Тициана

Картине Тициана более 500 лет —  это самая ранняя из сохранившихся работ мастера. Исследователи полагают, что «Бегство в Египет» было первой крупной работой итальянского живописца. На картине представлен распространенный в эпоху Ренессанса сюжет, описанный в Евангелие от Матфея.

Реставрация этого шедевра длилась долгих 12 лет. Мастера очистили и укрепили тканевую основу, а также смогли восстановить первоначальный облик картины. Дело в том, что полотно реставрировали в XIX веке, сильно его изменив. Современные реставраторы обнаружили, что лики Девы Марии, Иосифа и другие детали значительно отличаются от оригинала. После реставрации картина Тициана отправилась на выставки за границу, а потом вернулась в постоянную экспозицию Эрмитажа.

Отдел научной реставрации и консервации Эрмитажа вел работы с 1999 по 2012 годы.

Реставрация, Юсуповский дворец

4. Интерьер Мавританской гостиной Юсуповского дворца

В конце XIX века была распространена мода на все восточное, вот и Юсуповы решили вспомнить о своих корнях — ногайском правителе Юсуфе, который стал основателем их рода. Мавританскую гостиную покрыли тончайшим слоем золота, расписали масляными красками, в комнате возвели арки, а в центр поместили фонтан с разноцветными лампочками. Юсуповский дворец очень пострадал во время блокады и был отреставрирован в 1960-х. Но уже в начале нашего века Мавританская гостиная снова буквально разошлась по швам — на стенах появились глубокие трещины, потолок просел, покосилась колонна. Это произошло из-за подвижки грунта под дворцом.

Художники-реставраторы в несколько этапов возрождали интерьер: укрепляли стены, восстанавливали узоры и заделывали трещины, были «реанимированы» фонтан и камин. Во время работ мастера сделали настоящие открытия. Над проходами между залами случайно обнаружили два фамильных герба Юсуповых. А еще нашли в стене над камином забавное послание от советских мастеров, датированное 1936 годом. Современные реставраторы вдохновились поступком коллег и тоже замуровали записку в 2014 году. Возможно, ее найдут спустя полвека, когда Мавританскую гостиную будет ждать новая реставрация.  

Последняя реставрация длились с 2013 по 2015 годы, ее осуществляла частная реставрационно-строительная фирма.

Реставрация, Эрмитаж

5. Интерьер Петровского зала Зимнего дворца

Петровский (Малый тронный) зал был создан Огюстом Монферраном в 1833 году в честь Петра Великого. Жемчужина этого зала — тканый декор — отличается особенной пышностью и заслуженно приковывает взгляды посетителей: бархатные стенные панели, вышитые металлическими нитями золотые двуглавые орлы, алые шторы. Работы последних лет посвятили сохранению этого богатого тканого убранства.

Сильно поистрепавшись за полтора столетия, ткань были загрязнена и частично повреждена. Утраченные элементы интерьера изготовили по архивным описаниям XIX века. Более того, реставраторам удалось качественно обновить износившийся бархат стенных панно — ворс и шелковую основу. Работы велись по оригинальным образцам, которые чудом сохранились в архиве французской мануфактуры — преемницы фабрики, изготовившей оригинальные стенные панели. Была восстановлена также тканевая обивка серебряного трона и подиума, изготовлены новые оконные драпировки и подъемные шторы, бра, торшеры, канделябры и консоли. Сейчас обновленный Петровский зал открыт для посещения.

Сотрудники Эрмитажа осуществляли реставрационные работы с 2012 по 2015 годы.

29 июня 2016.
Текст: Камилла Пусурманова, фото: предоставлены музеями
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , .

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.

Мизери

Святочная «Мизери» в ДК Выборгский

Популярные московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга, давно вошедшему в ряды классических произведений литературы ужасов. Четвертого января зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.

режиссер Владимир Глазков

Владимир Глазков: Я – за актерский театр

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина выпустил уже третью с начала сезона 2017-2018 годов премьеру. После чудесного «Волшебного кольца» по сказкам архангельского писателя Бориса Шергина состоялось не менее чудесное перевоплощение Юрия Гальцева в драматического артиста в спектакле «Дом» по одноименной пьесе Евгения Гришковца. А совсем недавно режиссер «Дома» Владимир Глазков представил зрителям театра свою версию знаменитой комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным» – спектакль «Искусство жениться». Накануне премьеры мы встретились с режиссером и поговорили об Оскаре Уайльде, современном юморе, а еще – о великом Георгии Александровиче Товстоногове и легендарных ленинградских спектаклях.