Пять шедевров, которые спасли петербургские реставраторы

Художников-реставраторов в Петербурге можно назвать обладателями очень ценной профессии, ведь город на Неве давно стал синонимом слова «музей». Сегодня реставрационные работы оценивают неоднозначно, некоторые из них оборачиваются скандалами. Мы выбрали удачные работы последних лет, которые особенно дороги любителям искусства.

Реставрация, Русский музей

1. Серия картин «Смолянки» Дмитрия Левицкого

Дмитрий Левицкий написал семь портретов воспитанниц Смольного института в 70-х годах XVIII века. По просьбе Екатерины II художник изобразил девушек в театральных костюмах для институтских спектаклей. Смолянок воспитывали в строгой изоляции, основными их занятиями были светский этикет, танцы, музыка и театр. Эксперты считают, что эти картины раннего Левицкого — настоящие шедевры.

«Смолянки» поступили в Русский музей в 1917 году из Большого дворца Петергофа, где картины хранились в неотапливаемых помещениях. Плесень, потрескавшаяся краска, ужасное состояние… Так, на портрете Ржевской и Давыдовой были многочисленные записи, слои пожелтевшего лака, делавшие девиц смуглянками, что, конечно, не соответствовало реалиям того времени. Осложнил работу специалистов и перевод портретов на новые холсты во время реставраций XIX века, что сильно исказило первоначальный облик произведений. Красочный слой и переводной грунт вообще грозили осыпаться. Сейчас отреставрированные картины можно увидеть в постоянной экспозиции Михайловского дворца.

Реставрация выполнена специалистами Русского музея с 2008 по 2010 годы.

Реставрация, Летний сад

2. Скульптуры Летнего сада

Жемчужины петровской коллекции — 91 мраморная статуя — потребовали особо кропотливой работы. Сначала были полностью отреставрированы только 17 скульптур, находившихся в самом плохом состоянии. Одной из первых оказалась статуя «Юность», предположительно скульптора Антонио Тарсиа. Во время петербургского урагана в июле 2001 года на скульптуру упало дерево: левая рука, бубен и кисть правой руки были разбиты на 28 фрагментов. Требовал срочной реставрации и «Аполлон Бельведерский» Паоло Трискорни. У Аполлона отсутствовали пальцы на правой руке, в целом было много трещин и сколов.

Специалисты тщательно исследовали фронт работ, потом расчистили мраморные изваяния, удалили загрязнения, укрепили их фрагменты и воссоздали недостающие детали. После реставрации все скульптуры были перемещены на постоянное хранение в залы Михайловского замка. В Летнем саду осталась только одна подлинная скульптурная группа «Мир и изобилие. Ништадский мир» мастера Пьетро Баратта, остальные заменены точными копиями.

Работы проходили в два этапа: первый — с 2005 по 2008, второй — с 2009 по 2011 годы. Реализованы отделом реставрации Русского музея. 

Реставрация, Эрмитаж

3. «Бегство в Египет» Вечеллио Тициана

Картине Тициана более 500 лет —  это самая ранняя из сохранившихся работ мастера. Исследователи полагают, что «Бегство в Египет» было первой крупной работой итальянского живописца. На картине представлен распространенный в эпоху Ренессанса сюжет, описанный в Евангелие от Матфея.

Реставрация этого шедевра длилась долгих 12 лет. Мастера очистили и укрепили тканевую основу, а также смогли восстановить первоначальный облик картины. Дело в том, что полотно реставрировали в XIX веке, сильно его изменив. Современные реставраторы обнаружили, что лики Девы Марии, Иосифа и другие детали значительно отличаются от оригинала. После реставрации картина Тициана отправилась на выставки за границу, а потом вернулась в постоянную экспозицию Эрмитажа.

Отдел научной реставрации и консервации Эрмитажа вел работы с 1999 по 2012 годы.

Реставрация, Юсуповский дворец

4. Интерьер Мавританской гостиной Юсуповского дворца

В конце XIX века была распространена мода на все восточное, вот и Юсуповы решили вспомнить о своих корнях — ногайском правителе Юсуфе, который стал основателем их рода. Мавританскую гостиную покрыли тончайшим слоем золота, расписали масляными красками, в комнате возвели арки, а в центр поместили фонтан с разноцветными лампочками. Юсуповский дворец очень пострадал во время блокады и был отреставрирован в 1960-х. Но уже в начале нашего века Мавританская гостиная снова буквально разошлась по швам — на стенах появились глубокие трещины, потолок просел, покосилась колонна. Это произошло из-за подвижки грунта под дворцом.

Художники-реставраторы в несколько этапов возрождали интерьер: укрепляли стены, восстанавливали узоры и заделывали трещины, были «реанимированы» фонтан и камин. Во время работ мастера сделали настоящие открытия. Над проходами между залами случайно обнаружили два фамильных герба Юсуповых. А еще нашли в стене над камином забавное послание от советских мастеров, датированное 1936 годом. Современные реставраторы вдохновились поступком коллег и тоже замуровали записку в 2014 году. Возможно, ее найдут спустя полвека, когда Мавританскую гостиную будет ждать новая реставрация.  

Последняя реставрация длились с 2013 по 2015 годы, ее осуществляла частная реставрационно-строительная фирма.

Реставрация, Эрмитаж

5. Интерьер Петровского зала Зимнего дворца

Петровский (Малый тронный) зал был создан Огюстом Монферраном в 1833 году в честь Петра Великого. Жемчужина этого зала — тканый декор — отличается особенной пышностью и заслуженно приковывает взгляды посетителей: бархатные стенные панели, вышитые металлическими нитями золотые двуглавые орлы, алые шторы. Работы последних лет посвятили сохранению этого богатого тканого убранства.

Сильно поистрепавшись за полтора столетия, ткань были загрязнена и частично повреждена. Утраченные элементы интерьера изготовили по архивным описаниям XIX века. Более того, реставраторам удалось качественно обновить износившийся бархат стенных панно — ворс и шелковую основу. Работы велись по оригинальным образцам, которые чудом сохранились в архиве французской мануфактуры — преемницы фабрики, изготовившей оригинальные стенные панели. Была восстановлена также тканевая обивка серебряного трона и подиума, изготовлены новые оконные драпировки и подъемные шторы, бра, торшеры, канделябры и консоли. Сейчас обновленный Петровский зал открыт для посещения.

Сотрудники Эрмитажа осуществляли реставрационные работы с 2012 по 2015 годы.

29 июня 2016.
Текст: Камилла Пусурманова, фото: предоставлены музеями
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , .

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.