Пять памятников дворнику в Петербурге

Споры о том, чистый Петербург или нет, становятся особенно жаркими после летних массовых праздников. Гости из провинции отмечают чистоту, москвичи и европейские туристы морщат нос, обнаруживая мусор. Культурная столица отвечает на это в своем духе, посвящая произведения искусства на улицах тем, кто следит за их чистотой. В обзоре — петербургские дворники с круглосуточным графиком.

Дворник на площади Островского

1. Гранитный дворник на площади Островского

Скульптура дворника XIX века появилась в городе в 2007 году. Уже девять лет дворник «отдыхает» на площади Островского напротив Жилищного комитета. Скульптор Ян Нейман изобразил его именно в момент отдыха — блюститель чистоты чуть присел и оперся на лопату. Нынешнего дворника в таком облике не встретишь: полушубок, передник, валенки. Да и не имеет уборщик нашего времени столько функций, сколько возлагалось на дворника царской России! Он охранял дом и оповещал городовых о нарушении общественного порядка с помощью специального свистка. Ходит легенда, что памятник помогает загребать деньги лопатой, если оставить монету у орудия труда дворника.

Дворник на Красноармейской

2. Дворник из мусора на 4-й Красноармейской

Скульптуру необычной формы можно встретить недалеко от Технологического института во дворе дома №4 на 4-й Красноармейской улице. Дворника в железной фигуре выдают только метла и ведро. Он появился здесь в 1990 году благодаря скульптору-авангардисту Владимиру Козину. Дворника он соорудил из материала, который нашел на свалке: металлолома, обрезков труб и арматуры. В получившемся образе с первого взгляда сложно кого-то распознать. Полгода назад дворник и вовсе был не похож на себя: его лишили головы и метлы. Управляющая компания рассматривала вопрос о сносе конструкции, поскольку, по мнению некоторых жителей, ржавому монументу с острыми углами не место на детской площадке. Но дворника все-таки сохранили, отреставрировали, и теперь он новыми красками радует прохожих.

Дворник на Афанасьевской

3. Дворник из мультфильма на Афанасьевской

Еще один металлический дворник в 2011 году поселился у дома №6 на улице Афанасьевской — местные жители прозвали его Афанасием. Бородатый, в шапке-ушанке и с метлой, а вместо прутьев — девять роз. На груди у него бляха, которая указывает на место работы старичка. В конце XIX — начале XX веков такая медная бляха с названием улицы и номером дома была непременным атрибутом дворника. Афанасий стоит на возвышенности с поднятым вверх пальцем, словно вот-вот соберет вокруг себя ребятню и расскажет сказку. Кстати, истоки у него, действительно, сказочные. Прообразом дворника мастер художественной ковки Сергей Мельников выбрал героя советского мультфильма Татарского «Падал прошлогодний снег». Хотя персонаж и не был дворником, автор скульптуры посчитал, что он идеально подходит на эту роль.

Дворник-мозаика на Рубинштейна

4. Дворник-мозаика на Рубинштейна

Дворник с нагрудной бляхой №1, что полностью соответствует номеру дома, заведует двором на улице Рубинштейна. Это очередной образ из XIX столетия. Все та же борода, фартук, метла и только зажженный фонарь в правой руке. Изображение выложено на стене дома в мозаичной технике из цветных элементов. Художники студии Екатерины Огородниковой искусно проработали все детали, сделав образ реалистичным: четкие черты лица, складки на рукавах и переднике, свисающий карман и фонарный огонь. На дворниках раньше лежало и ночное дежурство. В частности, они следили, чтобы ночью никто не ходил в сарай или конюшню с открытым огнем. Видимо, именно для этого случая дедушка приготовил фонарь. Картину дополняют мозаичные воробьи и кошки, окружившие дворника. Со стороны за ними наблюдает пара воркующих голубей.

Дворник-граффити на Жуковского

5. Дворник-граффити на Жуковского

В начале года в Петербурге изобразили первого и пока единственного дворника-женщину. В то же время это и единственный в городе образ современного работника, только лицо у него из XVI века. Дело в том, что автор граффити в качестве дворника изобразил Мону Лизу. Знаменитая картина Леонардо да Винчи по-новому заиграла на стене дома №49 по улице Жуковского. Художник из Алма-Аты Паша Кас надел на Джоконду оранжевый жилет и выдал для уборки метлу с совком. Именно эти атрибуты и отличают нынешнего дворника, которого мы встречаем каждый день. Граффити получило большую популярность в социальных сетях: появляются все новые и новые фотографии с Джокондой. Теперь любой петербуржец может сделать селфи с Моной Лизой, не пересекая границу.

4 августа 2016.
Текст и фото: Кристина Шишкова
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: , , .

выставка Елены Марттила

Елена Марттила: история блокадного художника

Накануне 75-летия со Дня прорыва блокады Ленинграда в выставочных залах Союза художников (Большая Морская улица, 38) открылась выставка знаменитой блокадной художницы Елены Марттила «Миг между прошлым и будущим». Она также приурочена к 95-летию мастера, сделавшего центральной темой своего творчества героизм простых ленинградцев в осажденном городе.

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.

Мизери

Святочная «Мизери» в ДК Выборгский

Популярные московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга, давно вошедшему в ряды классических произведений литературы ужасов. Четвертого января зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.