Пять памятников дворнику в Петербурге

Споры о том, чистый Петербург или нет, становятся особенно жаркими после летних массовых праздников. Гости из провинции отмечают чистоту, москвичи и европейские туристы морщат нос, обнаруживая мусор. Культурная столица отвечает на это в своем духе, посвящая произведения искусства на улицах тем, кто следит за их чистотой. В обзоре — петербургские дворники с круглосуточным графиком.

Дворник на площади Островского

1. Гранитный дворник на площади Островского

Скульптура дворника XIX века появилась в городе в 2007 году. Уже девять лет дворник «отдыхает» на площади Островского напротив Жилищного комитета. Скульптор Ян Нейман изобразил его именно в момент отдыха — блюститель чистоты чуть присел и оперся на лопату. Нынешнего дворника в таком облике не встретишь: полушубок, передник, валенки. Да и не имеет уборщик нашего времени столько функций, сколько возлагалось на дворника царской России! Он охранял дом и оповещал городовых о нарушении общественного порядка с помощью специального свистка. Ходит легенда, что памятник помогает загребать деньги лопатой, если оставить монету у орудия труда дворника.

Дворник на Красноармейской

2. Дворник из мусора на 4-й Красноармейской

Скульптуру необычной формы можно встретить недалеко от Технологического института во дворе дома №4 на 4-й Красноармейской улице. Дворника в железной фигуре выдают только метла и ведро. Он появился здесь в 1990 году благодаря скульптору-авангардисту Владимиру Козину. Дворника он соорудил из материала, который нашел на свалке: металлолома, обрезков труб и арматуры. В получившемся образе с первого взгляда сложно кого-то распознать. Полгода назад дворник и вовсе был не похож на себя: его лишили головы и метлы. Управляющая компания рассматривала вопрос о сносе конструкции, поскольку, по мнению некоторых жителей, ржавому монументу с острыми углами не место на детской площадке. Но дворника все-таки сохранили, отреставрировали, и теперь он новыми красками радует прохожих.

Дворник на Афанасьевской

3. Дворник из мультфильма на Афанасьевской

Еще один металлический дворник в 2011 году поселился у дома №6 на улице Афанасьевской — местные жители прозвали его Афанасием. Бородатый, в шапке-ушанке и с метлой, а вместо прутьев — девять роз. На груди у него бляха, которая указывает на место работы старичка. В конце XIX — начале XX веков такая медная бляха с названием улицы и номером дома была непременным атрибутом дворника. Афанасий стоит на возвышенности с поднятым вверх пальцем, словно вот-вот соберет вокруг себя ребятню и расскажет сказку. Кстати, истоки у него, действительно, сказочные. Прообразом дворника мастер художественной ковки Сергей Мельников выбрал героя советского мультфильма Татарского «Падал прошлогодний снег». Хотя персонаж и не был дворником, автор скульптуры посчитал, что он идеально подходит на эту роль.

Дворник-мозаика на Рубинштейна

4. Дворник-мозаика на Рубинштейна

Дворник с нагрудной бляхой №1, что полностью соответствует номеру дома, заведует двором на улице Рубинштейна. Это очередной образ из XIX столетия. Все та же борода, фартук, метла и только зажженный фонарь в правой руке. Изображение выложено на стене дома в мозаичной технике из цветных элементов. Художники студии Екатерины Огородниковой искусно проработали все детали, сделав образ реалистичным: четкие черты лица, складки на рукавах и переднике, свисающий карман и фонарный огонь. На дворниках раньше лежало и ночное дежурство. В частности, они следили, чтобы ночью никто не ходил в сарай или конюшню с открытым огнем. Видимо, именно для этого случая дедушка приготовил фонарь. Картину дополняют мозаичные воробьи и кошки, окружившие дворника. Со стороны за ними наблюдает пара воркующих голубей.

Дворник-граффити на Жуковского

5. Дворник-граффити на Жуковского

В начале года в Петербурге изобразили первого и пока единственного дворника-женщину. В то же время это и единственный в городе образ современного работника, только лицо у него из XVI века. Дело в том, что автор граффити в качестве дворника изобразил Мону Лизу. Знаменитая картина Леонардо да Винчи по-новому заиграла на стене дома №49 по улице Жуковского. Художник из Алма-Аты Паша Кас надел на Джоконду оранжевый жилет и выдал для уборки метлу с совком. Именно эти атрибуты и отличают нынешнего дворника, которого мы встречаем каждый день. Граффити получило большую популярность в социальных сетях: появляются все новые и новые фотографии с Джокондой. Теперь любой петербуржец может сделать селфи с Моной Лизой, не пересекая границу.

4 августа 2016.
Текст и фото: Кристина Шишкова
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: , , .

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.