Пять памятников дворнику в Петербурге

Споры о том, чистый Петербург или нет, становятся особенно жаркими после летних массовых праздников. Гости из провинции отмечают чистоту, москвичи и европейские туристы морщат нос, обнаруживая мусор. Культурная столица отвечает на это в своем духе, посвящая произведения искусства на улицах тем, кто следит за их чистотой. В обзоре — петербургские дворники с круглосуточным графиком.

Дворник на площади Островского

1. Гранитный дворник на площади Островского

Скульптура дворника XIX века появилась в городе в 2007 году. Уже девять лет дворник «отдыхает» на площади Островского напротив Жилищного комитета. Скульптор Ян Нейман изобразил его именно в момент отдыха — блюститель чистоты чуть присел и оперся на лопату. Нынешнего дворника в таком облике не встретишь: полушубок, передник, валенки. Да и не имеет уборщик нашего времени столько функций, сколько возлагалось на дворника царской России! Он охранял дом и оповещал городовых о нарушении общественного порядка с помощью специального свистка. Ходит легенда, что памятник помогает загребать деньги лопатой, если оставить монету у орудия труда дворника.

Дворник на Красноармейской

2. Дворник из мусора на 4-й Красноармейской

Скульптуру необычной формы можно встретить недалеко от Технологического института во дворе дома №4 на 4-й Красноармейской улице. Дворника в железной фигуре выдают только метла и ведро. Он появился здесь в 1990 году благодаря скульптору-авангардисту Владимиру Козину. Дворника он соорудил из материала, который нашел на свалке: металлолома, обрезков труб и арматуры. В получившемся образе с первого взгляда сложно кого-то распознать. Полгода назад дворник и вовсе был не похож на себя: его лишили головы и метлы. Управляющая компания рассматривала вопрос о сносе конструкции, поскольку, по мнению некоторых жителей, ржавому монументу с острыми углами не место на детской площадке. Но дворника все-таки сохранили, отреставрировали, и теперь он новыми красками радует прохожих.

Дворник на Афанасьевской

3. Дворник из мультфильма на Афанасьевской

Еще один металлический дворник в 2011 году поселился у дома №6 на улице Афанасьевской — местные жители прозвали его Афанасием. Бородатый, в шапке-ушанке и с метлой, а вместо прутьев — девять роз. На груди у него бляха, которая указывает на место работы старичка. В конце XIX — начале XX веков такая медная бляха с названием улицы и номером дома была непременным атрибутом дворника. Афанасий стоит на возвышенности с поднятым вверх пальцем, словно вот-вот соберет вокруг себя ребятню и расскажет сказку. Кстати, истоки у него, действительно, сказочные. Прообразом дворника мастер художественной ковки Сергей Мельников выбрал героя советского мультфильма Татарского «Падал прошлогодний снег». Хотя персонаж и не был дворником, автор скульптуры посчитал, что он идеально подходит на эту роль.

Дворник-мозаика на Рубинштейна

4. Дворник-мозаика на Рубинштейна

Дворник с нагрудной бляхой №1, что полностью соответствует номеру дома, заведует двором на улице Рубинштейна. Это очередной образ из XIX столетия. Все та же борода, фартук, метла и только зажженный фонарь в правой руке. Изображение выложено на стене дома в мозаичной технике из цветных элементов. Художники студии Екатерины Огородниковой искусно проработали все детали, сделав образ реалистичным: четкие черты лица, складки на рукавах и переднике, свисающий карман и фонарный огонь. На дворниках раньше лежало и ночное дежурство. В частности, они следили, чтобы ночью никто не ходил в сарай или конюшню с открытым огнем. Видимо, именно для этого случая дедушка приготовил фонарь. Картину дополняют мозаичные воробьи и кошки, окружившие дворника. Со стороны за ними наблюдает пара воркующих голубей.

Дворник-граффити на Жуковского

5. Дворник-граффити на Жуковского

В начале года в Петербурге изобразили первого и пока единственного дворника-женщину. В то же время это и единственный в городе образ современного работника, только лицо у него из XVI века. Дело в том, что автор граффити в качестве дворника изобразил Мону Лизу. Знаменитая картина Леонардо да Винчи по-новому заиграла на стене дома №49 по улице Жуковского. Художник из Алма-Аты Паша Кас надел на Джоконду оранжевый жилет и выдал для уборки метлу с совком. Именно эти атрибуты и отличают нынешнего дворника, которого мы встречаем каждый день. Граффити получило большую популярность в социальных сетях: появляются все новые и новые фотографии с Джокондой. Теперь любой петербуржец может сделать селфи с Моной Лизой, не пересекая границу.

4 августа 2016.
Текст и фото: Кристина Шишкова
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: , , .

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.