Пять лучших выставок о революциях 1917 года

Петербургские музейщики в уходящем году сделали все, чтобы события столетней давности стали ближе и понятнее. Обозреватель «Петербургского авангарда» Егор Королев выбрал лучшие, на его взгляд, выставки, посвященные юбилею революций 1917-го. Одни уже закрылись, а другие будут просвещать посетителей и в 2018 году.

Эрмитаж

Государственный Эрмитаж

Зимний дворец – гений места 1917 года. Эрмитаж был в эпицентре Революции и выстоял, поэтому не мог не рассказать о том, что с ним произошло сто лет назад, в октябре. Музей открыл одну из самых современных и интерактивных выставок, причем — в непривычной для себя стилистике. Ее придумали специалисты из нидерландского дизайн-бюро.

Эрмитаж

В амстердамском Эрмитаже уже не первый год пользуются популярностью экспозиции, выстроенные по принципу театрального действа. Вот и «головной офис» решился на кровавый красный свет софитов, иногда вспыхивающих в Николаевском зале. Кроме самих экспонатов интерес представляет их сочетаемость друг с другом. На стене висит огромная фотография цесаревича Алексея и Николая II, а на полу стоит огромный экран с хроникой голода и нищеты: император и его сын в красивой одежде смотрят сверху на оборванных детей Империи.

Эрмитаж

Экспозиция наполнена драматургией. Посетителям до 4 февраля будущего года предлагается пройти весь путь революционеров по Зимнему дворцу к главной цели – комнате, где заседали члены Временного правительства. Маршрут обозначен красными революционными плакатами и растяжками с лозунгами 1917 года. Посетителя не покидает ощущение изменения времени и пространства — кажется, что здесь и сейчас решается судьба России и ее будущего, только ничего уже не изменить.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Центральный выставочный зал «Манеж»

Там 21 ноября открылась, пожалуй, самая содержательная экспозиция года — межмузейная историко-документальная выставка «Петроград 1917. Хроника событий революционного года». Такого огромного количества текстового материала, кажется, не обработал ни один музей.

выставка в Манеже

Весь второй этаж Манежа заняли огромные стенды, посвященные всем месяцам 1917 года: фотографии, хроника событий, вырезки из газет, цитаты. Именно здесь можно было узнать, что именно случилось в дни Октябрьской революции, кто куда побежал, кто кого захватил.

выставка в Манеже

Манеж угодил внимательному и неторопливому посетителю. Это была выставка, к которой хотелось возвращаться, поскольку за одно посещение невозможно было все осилить. Но к сожалению, Манеж свернул экспозицию уже 6 декабря и даже не выпустил каталог — огромное количество текстов, документов и фотографий так и просилось под обложку.

Манеж, Революция

Может быть, впервые после открытия обновленного Манежа идеально была оформлена входная зона: там появилась инсталляция народного художника России Бориса Мессерера, посвященная Революции. Жалко, что это грандиозная декорация простояла только две недели.

выставка в Манеже

Музейно-выставочный центр Росфото

Росфото отчитался сразу двумя выставками. На «Пункт назначения – коммунизм!» была представлена большая коллекция не только фотографий вековой давности, но и живописи, графики и политического плаката из собрания Росфото и Музея политической истории России. В последнем, к слову, нужно посетить постоянную выставку о Революции. Это профильная тема для музея политической истории, поэтому его и нет в этом обзоре.

выставка в Росфото

В Росфото только оттолкнулись от 1917 года и посмотрели на тему шире, чем другие музеи, охватили весь советский период, не забыли про лозунги Никиты Хрущева и плакаты с космонавтами. Выставка закрылась 19 ноября.

выставка в Росфото

«Наследие и Революция» тоже уже завершилась — 3 декабря. Комитет по охране памятников достал из своих архивов фотографии 1920-х и первой половины 1930-х годов прошлого столетия. Это был настоящий квест для петербуржцев: они узнавали и не узнавали родные для себя места, улицы и кварталы. Причем снимки были настолько редкие и неизбитые, не растиражированные в интернете, что в итоге выставка вышла за пределы своей темы и стала просто интересным событием для тех, кто интересуется историей архитектуры Санкт-Петербурга. У пытливых исследователей было менее трех недель, чтобы посетить экспозицию.

выставка в Росфото

Особняк Румянцева (Музей истории Санкт-Петербурга)

Изменению облика города на Неве посвящена выставка в особняке Румянцева на Английской набережной «Вдохновение в красных тонах. Искусство, рожденное Революцией». Там мы советуем не пропустить 17-минутый фильм о первых памятниках после 1917 года. Большинство из них не сохранилось, но любопытно посмотреть на то, как иначе выглядели площади перед Гостиным двором, Казанским собором или Петербургским университетом.

выставка в Особняке Румянцева

Музей истории города вытащил из своих запасников целые сокровища, посвященные Революции и ее осмыслению, более 130 произведений советского официального искусства 1920-1980-х годов. Отдельные залы были отведены главному виновнику гибели Империи — Ленину — и лениниане. Впервые за несколько десятилетий демонстрируются монументальные полотна, созданные для украшения советских учреждений, располагавшихся в Мариинском дворце и Смольном.

выставка в Особняке Румянцева

Вниманию посетителей представлены ковры с ликом вождя Революции, стеклянные и фарфоровые вазы, декоративные блюда, изготовленные в единственном экземпляре для партийной элиты. Не забыты и другие большевики: самый экзотичный экспонат – портрет Сергея Кирова, выполненный из птичьих перьев на Ленинградской фабрике пера и пуха Союзптицепродукта. Выставка открыта до 4 июня.

выставка в Особняке Румянцева

Государственный Русский музей

выставка в Русском музее

В Корпусе Бенуа соседствовали две экспозиции: «Искусство в жизнь. 1918-1925» (советское агитационное искусство) и «Мечты о мировом расцвете». На последней Русский музей представил свое богатое собрание – от Петрова-Водкина до Малевича.

выставка в Русском музее

Обычно архаичное Михайловского дворца неожиданно и удачно обновили инсталляцией, посвященной самой революционной поэме Александра Блока. Зрителям предложили прослушать и прочувствовать «Двенадцать».

Русский музей, дети страны советов

В Мраморном дворце тоже были две выставки: «Плакат эпохи революции» и «Дети страны советов». Они не пользовались такой популярностью, как две предыдущие, но из-за своей узкой, казалось бы, темы стали одними из лучших в городе.

выставка в Русском музее

На события той эпохи сотрудники Русского музея посмотрели через детство. Произведения, созданные в 1920-1980-е годы, с задором, энтузиазмом, а иногда и с грустью показали жизнь маленьких граждан Советского Союза. И герои этих произведений немного снизили общий пафос темы 100-летия Революции.

Мечты о мировом расцвете

21 декабря 2017.
Текст и фото: Егор Королев.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , , .

учебный театр на Моховой

Стартовал первый «Молодой театр. Санкт-Петербург»

В Петербурге стартовал первый фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» — он проходит с 16 по 20 ноября 2019 года. Лучшие учебные постановки зрителю представят студенты ведущих театральных вузов Москвы (ГИТИС), Новосибирска (НГТИ), Екатеринбурга (ЕГТИ), Ярославля (ЯГТИ) и Санкт-Петербурга (РГИСИ). Большинство событий фестиваля петербуржцы смогут посетить бесплатно. Вход на большинство событий фестиваля – свободный, по регистрации.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.