Пять лучших выставок о революциях 1917 года

Петербургские музейщики в уходящем году сделали все, чтобы события столетней давности стали ближе и понятнее. Обозреватель «Петербургского авангарда» Егор Королев выбрал лучшие, на его взгляд, выставки, посвященные юбилею революций 1917-го. Одни уже закрылись, а другие будут просвещать посетителей и в 2018 году.

Эрмитаж

Государственный Эрмитаж

Зимний дворец – гений места 1917 года. Эрмитаж был в эпицентре Революции и выстоял, поэтому не мог не рассказать о том, что с ним произошло сто лет назад, в октябре. Музей открыл одну из самых современных и интерактивных выставок, причем — в непривычной для себя стилистике. Ее придумали специалисты из нидерландского дизайн-бюро.

Эрмитаж

В амстердамском Эрмитаже уже не первый год пользуются популярностью экспозиции, выстроенные по принципу театрального действа. Вот и «головной офис» решился на кровавый красный свет софитов, иногда вспыхивающих в Николаевском зале. Кроме самих экспонатов интерес представляет их сочетаемость друг с другом. На стене висит огромная фотография цесаревича Алексея и Николая II, а на полу стоит огромный экран с хроникой голода и нищеты: император и его сын в красивой одежде смотрят сверху на оборванных детей Империи.

Эрмитаж

Экспозиция наполнена драматургией. Посетителям до 4 февраля будущего года предлагается пройти весь путь революционеров по Зимнему дворцу к главной цели – комнате, где заседали члены Временного правительства. Маршрут обозначен красными революционными плакатами и растяжками с лозунгами 1917 года. Посетителя не покидает ощущение изменения времени и пространства — кажется, что здесь и сейчас решается судьба России и ее будущего, только ничего уже не изменить.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Центральный выставочный зал «Манеж»

Там 21 ноября открылась, пожалуй, самая содержательная экспозиция года — межмузейная историко-документальная выставка «Петроград 1917. Хроника событий революционного года». Такого огромного количества текстового материала, кажется, не обработал ни один музей.

выставка в Манеже

Весь второй этаж Манежа заняли огромные стенды, посвященные всем месяцам 1917 года: фотографии, хроника событий, вырезки из газет, цитаты. Именно здесь можно было узнать, что именно случилось в дни Октябрьской революции, кто куда побежал, кто кого захватил.

выставка в Манеже

Манеж угодил внимательному и неторопливому посетителю. Это была выставка, к которой хотелось возвращаться, поскольку за одно посещение невозможно было все осилить. Но к сожалению, Манеж свернул экспозицию уже 6 декабря и даже не выпустил каталог — огромное количество текстов, документов и фотографий так и просилось под обложку.

Манеж, Революция

Может быть, впервые после открытия обновленного Манежа идеально была оформлена входная зона: там появилась инсталляция народного художника России Бориса Мессерера, посвященная Революции. Жалко, что это грандиозная декорация простояла только две недели.

выставка в Манеже

Музейно-выставочный центр Росфото

Росфото отчитался сразу двумя выставками. На «Пункт назначения – коммунизм!» была представлена большая коллекция не только фотографий вековой давности, но и живописи, графики и политического плаката из собрания Росфото и Музея политической истории России. В последнем, к слову, нужно посетить постоянную выставку о Революции. Это профильная тема для музея политической истории, поэтому его и нет в этом обзоре.

выставка в Росфото

В Росфото только оттолкнулись от 1917 года и посмотрели на тему шире, чем другие музеи, охватили весь советский период, не забыли про лозунги Никиты Хрущева и плакаты с космонавтами. Выставка закрылась 19 ноября.

выставка в Росфото

«Наследие и Революция» тоже уже завершилась — 3 декабря. Комитет по охране памятников достал из своих архивов фотографии 1920-х и первой половины 1930-х годов прошлого столетия. Это был настоящий квест для петербуржцев: они узнавали и не узнавали родные для себя места, улицы и кварталы. Причем снимки были настолько редкие и неизбитые, не растиражированные в интернете, что в итоге выставка вышла за пределы своей темы и стала просто интересным событием для тех, кто интересуется историей архитектуры Санкт-Петербурга. У пытливых исследователей было менее трех недель, чтобы посетить экспозицию.

выставка в Росфото

Особняк Румянцева (Музей истории Санкт-Петербурга)

Изменению облика города на Неве посвящена выставка в особняке Румянцева на Английской набережной «Вдохновение в красных тонах. Искусство, рожденное Революцией». Там мы советуем не пропустить 17-минутый фильм о первых памятниках после 1917 года. Большинство из них не сохранилось, но любопытно посмотреть на то, как иначе выглядели площади перед Гостиным двором, Казанским собором или Петербургским университетом.

выставка в Особняке Румянцева

Музей истории города вытащил из своих запасников целые сокровища, посвященные Революции и ее осмыслению, более 130 произведений советского официального искусства 1920-1980-х годов. Отдельные залы были отведены главному виновнику гибели Империи — Ленину — и лениниане. Впервые за несколько десятилетий демонстрируются монументальные полотна, созданные для украшения советских учреждений, располагавшихся в Мариинском дворце и Смольном.

выставка в Особняке Румянцева

Вниманию посетителей представлены ковры с ликом вождя Революции, стеклянные и фарфоровые вазы, декоративные блюда, изготовленные в единственном экземпляре для партийной элиты. Не забыты и другие большевики: самый экзотичный экспонат – портрет Сергея Кирова, выполненный из птичьих перьев на Ленинградской фабрике пера и пуха Союзптицепродукта. Выставка открыта до 4 июня.

выставка в Особняке Румянцева

Государственный Русский музей

выставка в Русском музее

В Корпусе Бенуа соседствовали две экспозиции: «Искусство в жизнь. 1918-1925» (советское агитационное искусство) и «Мечты о мировом расцвете». На последней Русский музей представил свое богатое собрание – от Петрова-Водкина до Малевича.

выставка в Русском музее

Обычно архаичное Михайловского дворца неожиданно и удачно обновили инсталляцией, посвященной самой революционной поэме Александра Блока. Зрителям предложили прослушать и прочувствовать «Двенадцать».

Русский музей, дети страны советов

В Мраморном дворце тоже были две выставки: «Плакат эпохи революции» и «Дети страны советов». Они не пользовались такой популярностью, как две предыдущие, но из-за своей узкой, казалось бы, темы стали одними из лучших в городе.

выставка в Русском музее

На события той эпохи сотрудники Русского музея посмотрели через детство. Произведения, созданные в 1920-1980-е годы, с задором, энтузиазмом, а иногда и с грустью показали жизнь маленьких граждан Советского Союза. И герои этих произведений немного снизили общий пафос темы 100-летия Революции.

Мечты о мировом расцвете

21 декабря 2017.
Текст и фото: Егор Королев.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , , .

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.