Пять лучших выставок о революциях 1917 года

Петербургские музейщики в уходящем году сделали все, чтобы события столетней давности стали ближе и понятнее. Обозреватель «Петербургского авангарда» Егор Королев выбрал лучшие, на его взгляд, выставки, посвященные юбилею революций 1917-го. Одни уже закрылись, а другие будут просвещать посетителей и в 2018 году.

Эрмитаж

Государственный Эрмитаж

Зимний дворец – гений места 1917 года. Эрмитаж был в эпицентре Революции и выстоял, поэтому не мог не рассказать о том, что с ним произошло сто лет назад, в октябре. Музей открыл одну из самых современных и интерактивных выставок, причем — в непривычной для себя стилистике. Ее придумали специалисты из нидерландского дизайн-бюро.

Эрмитаж

В амстердамском Эрмитаже уже не первый год пользуются популярностью экспозиции, выстроенные по принципу театрального действа. Вот и «головной офис» решился на кровавый красный свет софитов, иногда вспыхивающих в Николаевском зале. Кроме самих экспонатов интерес представляет их сочетаемость друг с другом. На стене висит огромная фотография цесаревича Алексея и Николая II, а на полу стоит огромный экран с хроникой голода и нищеты: император и его сын в красивой одежде смотрят сверху на оборванных детей Империи.

Эрмитаж

Экспозиция наполнена драматургией. Посетителям до 4 февраля будущего года предлагается пройти весь путь революционеров по Зимнему дворцу к главной цели – комнате, где заседали члены Временного правительства. Маршрут обозначен красными революционными плакатами и растяжками с лозунгами 1917 года. Посетителя не покидает ощущение изменения времени и пространства — кажется, что здесь и сейчас решается судьба России и ее будущего, только ничего уже не изменить.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Центральный выставочный зал «Манеж»

Там 21 ноября открылась, пожалуй, самая содержательная экспозиция года — межмузейная историко-документальная выставка «Петроград 1917. Хроника событий революционного года». Такого огромного количества текстового материала, кажется, не обработал ни один музей.

выставка в Манеже

Весь второй этаж Манежа заняли огромные стенды, посвященные всем месяцам 1917 года: фотографии, хроника событий, вырезки из газет, цитаты. Именно здесь можно было узнать, что именно случилось в дни Октябрьской революции, кто куда побежал, кто кого захватил.

выставка в Манеже

Манеж угодил внимательному и неторопливому посетителю. Это была выставка, к которой хотелось возвращаться, поскольку за одно посещение невозможно было все осилить. Но к сожалению, Манеж свернул экспозицию уже 6 декабря и даже не выпустил каталог — огромное количество текстов, документов и фотографий так и просилось под обложку.

Манеж, Революция

Может быть, впервые после открытия обновленного Манежа идеально была оформлена входная зона: там появилась инсталляция народного художника России Бориса Мессерера, посвященная Революции. Жалко, что это грандиозная декорация простояла только две недели.

выставка в Манеже

Музейно-выставочный центр Росфото

Росфото отчитался сразу двумя выставками. На «Пункт назначения – коммунизм!» была представлена большая коллекция не только фотографий вековой давности, но и живописи, графики и политического плаката из собрания Росфото и Музея политической истории России. В последнем, к слову, нужно посетить постоянную выставку о Революции. Это профильная тема для музея политической истории, поэтому его и нет в этом обзоре.

выставка в Росфото

В Росфото только оттолкнулись от 1917 года и посмотрели на тему шире, чем другие музеи, охватили весь советский период, не забыли про лозунги Никиты Хрущева и плакаты с космонавтами. Выставка закрылась 19 ноября.

выставка в Росфото

«Наследие и Революция» тоже уже завершилась — 3 декабря. Комитет по охране памятников достал из своих архивов фотографии 1920-х и первой половины 1930-х годов прошлого столетия. Это был настоящий квест для петербуржцев: они узнавали и не узнавали родные для себя места, улицы и кварталы. Причем снимки были настолько редкие и неизбитые, не растиражированные в интернете, что в итоге выставка вышла за пределы своей темы и стала просто интересным событием для тех, кто интересуется историей архитектуры Санкт-Петербурга. У пытливых исследователей было менее трех недель, чтобы посетить экспозицию.

выставка в Росфото

Особняк Румянцева (Музей истории Санкт-Петербурга)

Изменению облика города на Неве посвящена выставка в особняке Румянцева на Английской набережной «Вдохновение в красных тонах. Искусство, рожденное Революцией». Там мы советуем не пропустить 17-минутый фильм о первых памятниках после 1917 года. Большинство из них не сохранилось, но любопытно посмотреть на то, как иначе выглядели площади перед Гостиным двором, Казанским собором или Петербургским университетом.

выставка в Особняке Румянцева

Музей истории города вытащил из своих запасников целые сокровища, посвященные Революции и ее осмыслению, более 130 произведений советского официального искусства 1920-1980-х годов. Отдельные залы были отведены главному виновнику гибели Империи — Ленину — и лениниане. Впервые за несколько десятилетий демонстрируются монументальные полотна, созданные для украшения советских учреждений, располагавшихся в Мариинском дворце и Смольном.

выставка в Особняке Румянцева

Вниманию посетителей представлены ковры с ликом вождя Революции, стеклянные и фарфоровые вазы, декоративные блюда, изготовленные в единственном экземпляре для партийной элиты. Не забыты и другие большевики: самый экзотичный экспонат – портрет Сергея Кирова, выполненный из птичьих перьев на Ленинградской фабрике пера и пуха Союзптицепродукта. Выставка открыта до 4 июня.

выставка в Особняке Румянцева

Государственный Русский музей

выставка в Русском музее

В Корпусе Бенуа соседствовали две экспозиции: «Искусство в жизнь. 1918-1925» (советское агитационное искусство) и «Мечты о мировом расцвете». На последней Русский музей представил свое богатое собрание – от Петрова-Водкина до Малевича.

выставка в Русском музее

Обычно архаичное Михайловского дворца неожиданно и удачно обновили инсталляцией, посвященной самой революционной поэме Александра Блока. Зрителям предложили прослушать и прочувствовать «Двенадцать».

Русский музей, дети страны советов

В Мраморном дворце тоже были две выставки: «Плакат эпохи революции» и «Дети страны советов». Они не пользовались такой популярностью, как две предыдущие, но из-за своей узкой, казалось бы, темы стали одними из лучших в городе.

выставка в Русском музее

На события той эпохи сотрудники Русского музея посмотрели через детство. Произведения, созданные в 1920-1980-е годы, с задором, энтузиазмом, а иногда и с грустью показали жизнь маленьких граждан Советского Союза. И герои этих произведений немного снизили общий пафос темы 100-летия Революции.

Мечты о мировом расцвете

21 декабря 2017.
Текст и фото: Егор Королев.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , , .

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.

Мизери

Святочная «Мизери» в ДК Выборгский

Популярные московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга, давно вошедшему в ряды классических произведений литературы ужасов. Четвертого января зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.

режиссер Владимир Глазков

Владимир Глазков: Я – за актерский театр

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина выпустил уже третью с начала сезона 2017-2018 годов премьеру. После чудесного «Волшебного кольца» по сказкам архангельского писателя Бориса Шергина состоялось не менее чудесное перевоплощение Юрия Гальцева в драматического артиста в спектакле «Дом» по одноименной пьесе Евгения Гришковца. А совсем недавно режиссер «Дома» Владимир Глазков представил зрителям театра свою версию знаменитой комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным» – спектакль «Искусство жениться». Накануне премьеры мы встретились с режиссером и поговорили об Оскаре Уайльде, современном юморе, а еще – о великом Георгии Александровиче Товстоногове и легендарных ленинградских спектаклях.

Жанна Зарецкая

Жанна Зарецкая: Всех номинантов премии «Прорыв» считаю победителями

Девять лет в Санкт-Петербурге существует театральная премия для молодых «Прорыв». Не так давно были объявлены претенденты на эту награду сезона 2016-2017 годов в шести номинациях. Как водится, выбор Экспертного совета вызвал бурное обсуждение в профессиональном сообществе. И по мнению одного из соучредителей Жанны Зарецкой, это говорит лишь о том, что премия развивается, живет и зарабатывает авторитет. Какие «прорывы» случились в этом году и что ждет молодых творцов театра будущего, Жанна Зарецкая рассказала в интервью «Петербургскому авангарду».

царское село

Царское Село накануне столетия

Уходящий 2017 год стал для музея-заповедника «Царское Село» временем успехов и счастливых приобретений. Три главных события – завершение создания экспозиции в Ратной палате; обретение архива Романовых; выставка «Царское Село. 1917. Накануне» признана лучшей в конкурсе «Музейный Олимп-2017».