Путь марксизма: в хрустале, с Микки Маусом и Пушкиным (фото)

В этом году мир отметил 200-летний юбилей Карла Маркса, остающегося одним из самых значимых и ярких мыслителей не только XX века, но и всей мировой истории. Понятия «марксизм» и «марксисты» прочно укоренились, как некий маркер политических и социальных ориентиров, в разных поколениях. Русский музей в честь этого события подготовил большую и многогранную выставку «Карл Маркс навсегда», которую петербуржцы смогут посетить в течение всего декабря и новогодних каникул.

Русский музей, Карл Маркс

Несмотря на то, что легендарный философ никогда не был в России и никто из отечественных художников, чьи произведения можно увидеть на этой выставке, его не видел, образ Маркса был неотъемлемы и повседневным элементом культурной среды Страны Советов.

Карл Маркс

Он был не только одной из постоянных пропагандистских икон, но и частью быта, сопровождающей и аполитичных людей. Образ Маркса стал частью советской повседневности. Памятные вехи его биографии обязательно были ознаменованы обширными выпусками тиражной продукции, в которую входили значки, медали, открытки, плакаты и другие предметы прикладного творчества.

Карл Маркс

Каноны его художественного образа формировались в монументальной живописи, скульптуре, кинематографе социалистического реализма. Затем, когда этот жанр стал вытесняться стремительно развивающимся нонконформизмом, стали появляться пародийные диалоги с этим укоренившимся визуальным штампом.

Карл Маркс

Из исторической масштабной фигуры Карл Маркс стал превращаться в персонажа легкой, развлекательной культуры, героя шуток и анекдотов. И эта ступень перехода от монумента к карикатуре очень красочно показана на экспозиции в Корпусе Бенуа (набережная канала Грибоедова, 2). Выставка по сути представляет из себя большую изобразительную монографию о личности Маркса и его месте в истории.

Карл Маркс

Наиболее ранние образцы, показанные на ней, появились в самом начале прошлого века и дали старт созданию советской иконографии этого персонажа. Такие мастера, как Анна Голубкина — скульптор и ученица самого Огюста Родена, или Георгий Алексеев — яркий представитель монументальной агитации, автор скульптурных бюстов, эмблем, плакатов и живописных полотен, искренне и активно содействовали революционному движению.

Карл Маркс

А самое интенсивное продвижение русской «марксианы» началось после Октябрьского переворота 1917 года. На следующий год был принят Ленинский план монументальной пропаганды, в рамках которого образ Карла Маркса стал необходимым украшением городской среды.

Русский музей, Карл Маркс

Кроме того, его портреты были обязательной частью общественных пространств и кабинетов партийных функционеров. Зачастую они входили в комбинацию с изображениями Фридриха Энгельса, Владимира Ленина, а в период с 1930-х по 1950-е годы и Иосифа Сталина.

Русский музей, Карл Маркс

Мощные идеологические запросы были двигателем заказного творчества. Профессионализм и эмоциональный оттенок в картинах и скульптурах разных мастеров заметно отличался. Так как мыслитель, как уже было отмечено, не бывал в СССР и авторы не могли использовать живую натуру, они обходились фотографиями и работами предшественников.

Русский музей, Карл Маркс

Закономерно, что со временем из этого сформировался трафаретный, стереотипный образ, отдалившийся от реальной личности. Из всех сакральных политических фигур этой эпохи Маркс наиболее подвергся такой заштампованности.

Русский музей, Карл Маркс

Таким же далеким от живого, человеческого Маркса стал и трансформировавшийся образ времени распада СССР. Резко изменилось отношение к минувшим 70 годам советского режима, и философ оказался одним из ответчиков по обвинению в негативных сторонах эпохи. Но в то же время стремительное развитие капитализма в обновленной стране подогревало интерес к его учениям.

Русский музей, Карл Маркс

Можно сказать, что его труды были изучены «свежим взглядом», без оглядок на идеологические рамки и условности. Со временем отношение к автору стало более объективным и опиралось на исторические факты, а не эмоции. И охват тем на выставке в Русском музее показывает широту и многогранность интереса художников и публики к его личности.

Русский музей, Карл Маркс

Среди таких тем и личная жизнь Маркса, и признание его заслуг в экономических и социальных исследованиях, и ироничный, критический взгляд на то, как утопическая теория на практике обернулась столь драматичным переворотом в политике и сознании, ставшим одной из самых неоднозначных и напряженных страниц прошлого века.

Русский музей, Карл Маркс

Во всяком случае, общий тон экспозиции показывает, что в настоящий момент Карл Маркс все же является фигурой прошлого, символом безвозвратно ушедшей философии, так и не закрепившейся в общемировой практике и не доказавшей своей состоятельности.

Русский музей, Карл Маркс

Ярче всего это отражено в большой инсталляции «Капелла марксизма», созданной сообществом «Колдовские художники» — известными абсурдистами и хулиганами, подающими актуальные проблемы в ключе «черного юмора».

Русский музей, Карл Маркс

Ее масштабность и охват разных географических и временных вех интересно сочетается с гротескной манерой воплощения и низводят сакрализованную некогда фигуру до объекта карикатуры, балаганной комедии.

Русский музей, Карл Маркс

Однако организаторы выставки считают такой подход вовсе не уничтожением памяти о Марксе, а скорее «новой жизнью» для этого исторического персонажа после его смерти, продолжающуюся в народных умах.

Русский музей, Карл Маркс

На выставке собраны произведения из фондов Русского музея, а также из собрания Российского государственного архива социально-политической истории в Москве, Государственного музея политической истории России в Санкт-Петербурге и из частных собраний и мастерских современных художников.

Русский музей, Карл Маркс

Экспозиция организована при поддержке Фонда Петера и Ирене Людвиг по развитию искусства и международного взаимопонимания (Аахен, Германия). Таким образом, можно сказать, что и здесь личность Маркса, как много лет назад, проводит мосты между странами, народами и культурами.

Русский музей, Карл Маркс

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

3 декабря 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Римас Туминас

Римас Туминас: Я верю, что воображение творит

В середине февраля началось празднование столетия БДТ. Можно сказать, что одним из подарков к юбилею театра стали гастроли московского Государственного академического театра имени Вахтангова. Труппа начала гастроли на сцене БДТ в Санкт-Петербурге с «Евгения Онегина» 19 и 20 февраля. «Дядю Ваню» по Чехову публика увидит 21 февраля, а 22 февраля – «Ветер шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса. Завершатся гастроли премьерой спектакля «Фальшивая нота».

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).