Путь марксизма: в хрустале, с Микки Маусом и Пушкиным (фото)

В этом году мир отметил 200-летний юбилей Карла Маркса, остающегося одним из самых значимых и ярких мыслителей не только XX века, но и всей мировой истории. Понятия «марксизм» и «марксисты» прочно укоренились, как некий маркер политических и социальных ориентиров, в разных поколениях. Русский музей в честь этого события подготовил большую и многогранную выставку «Карл Маркс навсегда», которую петербуржцы смогут посетить в течение всего декабря и новогодних каникул.

Русский музей, Карл Маркс

Несмотря на то, что легендарный философ никогда не был в России и никто из отечественных художников, чьи произведения можно увидеть на этой выставке, его не видел, образ Маркса был неотъемлемы и повседневным элементом культурной среды Страны Советов.

Карл Маркс

Он был не только одной из постоянных пропагандистских икон, но и частью быта, сопровождающей и аполитичных людей. Образ Маркса стал частью советской повседневности. Памятные вехи его биографии обязательно были ознаменованы обширными выпусками тиражной продукции, в которую входили значки, медали, открытки, плакаты и другие предметы прикладного творчества.

Карл Маркс

Каноны его художественного образа формировались в монументальной живописи, скульптуре, кинематографе социалистического реализма. Затем, когда этот жанр стал вытесняться стремительно развивающимся нонконформизмом, стали появляться пародийные диалоги с этим укоренившимся визуальным штампом.

Карл Маркс

Из исторической масштабной фигуры Карл Маркс стал превращаться в персонажа легкой, развлекательной культуры, героя шуток и анекдотов. И эта ступень перехода от монумента к карикатуре очень красочно показана на экспозиции в Корпусе Бенуа (набережная канала Грибоедова, 2). Выставка по сути представляет из себя большую изобразительную монографию о личности Маркса и его месте в истории.

Карл Маркс

Наиболее ранние образцы, показанные на ней, появились в самом начале прошлого века и дали старт созданию советской иконографии этого персонажа. Такие мастера, как Анна Голубкина — скульптор и ученица самого Огюста Родена, или Георгий Алексеев — яркий представитель монументальной агитации, автор скульптурных бюстов, эмблем, плакатов и живописных полотен, искренне и активно содействовали революционному движению.

Карл Маркс

А самое интенсивное продвижение русской «марксианы» началось после Октябрьского переворота 1917 года. На следующий год был принят Ленинский план монументальной пропаганды, в рамках которого образ Карла Маркса стал необходимым украшением городской среды.

Русский музей, Карл Маркс

Кроме того, его портреты были обязательной частью общественных пространств и кабинетов партийных функционеров. Зачастую они входили в комбинацию с изображениями Фридриха Энгельса, Владимира Ленина, а в период с 1930-х по 1950-е годы и Иосифа Сталина.

Русский музей, Карл Маркс

Мощные идеологические запросы были двигателем заказного творчества. Профессионализм и эмоциональный оттенок в картинах и скульптурах разных мастеров заметно отличался. Так как мыслитель, как уже было отмечено, не бывал в СССР и авторы не могли использовать живую натуру, они обходились фотографиями и работами предшественников.

Русский музей, Карл Маркс

Закономерно, что со временем из этого сформировался трафаретный, стереотипный образ, отдалившийся от реальной личности. Из всех сакральных политических фигур этой эпохи Маркс наиболее подвергся такой заштампованности.

Русский музей, Карл Маркс

Таким же далеким от живого, человеческого Маркса стал и трансформировавшийся образ времени распада СССР. Резко изменилось отношение к минувшим 70 годам советского режима, и философ оказался одним из ответчиков по обвинению в негативных сторонах эпохи. Но в то же время стремительное развитие капитализма в обновленной стране подогревало интерес к его учениям.

Русский музей, Карл Маркс

Можно сказать, что его труды были изучены «свежим взглядом», без оглядок на идеологические рамки и условности. Со временем отношение к автору стало более объективным и опиралось на исторические факты, а не эмоции. И охват тем на выставке в Русском музее показывает широту и многогранность интереса художников и публики к его личности.

Русский музей, Карл Маркс

Среди таких тем и личная жизнь Маркса, и признание его заслуг в экономических и социальных исследованиях, и ироничный, критический взгляд на то, как утопическая теория на практике обернулась столь драматичным переворотом в политике и сознании, ставшим одной из самых неоднозначных и напряженных страниц прошлого века.

Русский музей, Карл Маркс

Во всяком случае, общий тон экспозиции показывает, что в настоящий момент Карл Маркс все же является фигурой прошлого, символом безвозвратно ушедшей философии, так и не закрепившейся в общемировой практике и не доказавшей своей состоятельности.

Русский музей, Карл Маркс

Ярче всего это отражено в большой инсталляции «Капелла марксизма», созданной сообществом «Колдовские художники» — известными абсурдистами и хулиганами, подающими актуальные проблемы в ключе «черного юмора».

Русский музей, Карл Маркс

Ее масштабность и охват разных географических и временных вех интересно сочетается с гротескной манерой воплощения и низводят сакрализованную некогда фигуру до объекта карикатуры, балаганной комедии.

Русский музей, Карл Маркс

Однако организаторы выставки считают такой подход вовсе не уничтожением памяти о Марксе, а скорее «новой жизнью» для этого исторического персонажа после его смерти, продолжающуюся в народных умах.

Русский музей, Карл Маркс

На выставке собраны произведения из фондов Русского музея, а также из собрания Российского государственного архива социально-политической истории в Москве, Государственного музея политической истории России в Санкт-Петербурге и из частных собраний и мастерских современных художников.

Русский музей, Карл Маркс

Экспозиция организована при поддержке Фонда Петера и Ирене Людвиг по развитию искусства и международного взаимопонимания (Аахен, Германия). Таким образом, можно сказать, что и здесь личность Маркса, как много лет назад, проводит мосты между странами, народами и культурами.

Русский музей, Карл Маркс

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

3 декабря 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Театр на Пролетарской

Настоящее искусство в пролетарском Доме культуры

Представители старшего поколения петербуржцев помнят о том, какую важную роль играла культурно-просветительская работа с населением в СССР. Традиция развития домов культуры началась в 1920-х годах прошлого столетия. Кто только этим не занимался! Советская интеллигенция, профсоюзы, колхозы, Советская Армия, пионерская организация. И до сих пор эти островки культуры объединяют людей, неравнодушных к искусству.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.