Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.

Нонконформизм в СПбГУ

Сегодня в Петербурге можно посетить множество выставок, представляющих самое разное искусство – чисто петербургское, российское, зарубежное, авангардное, классическое, наивное, прикладное. И все же эта выставка в здании Двенадцати коллегий уникальна по своей атмосфере – она смелая и изысканная, и необычайно искренняя, теплая. Будто эти несколько десятков работ (треть собранной Музеем коллекции) вынесли из уютного дома и перенесли в выставочное пространство, не нарушив их сочетаемости между собой и вечного разговора авторов графических листов. А ведь они все действительно знали или знают друг друга и как бы поддерживают в движении против однотипности и клишированности академического искусства.

Нонконформизм в СПбГУ

«Начало коллекции было положено еще в 80-90-е годы, художники дарили работы лично мне, а потом, когда уже в 2004-м году был открыт при университете Музей современного искусства, передавали в дар туда, – рассказала профессор, директор Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ Татьяна Юрьева. – Здесь собрана станковая, книжная и печатная графика моих самых любимых петербургских художников. Очень многих уже нет с нами, например, Евгения Ухналева которого я очень уважала и любила. Ухналев – создатель современной геральдики России, человек, сидевший в лагере за политические взгляды, нисколько не озлобившийся, мудрый, честный. Его работы философичны, они надолго останутся актуальными».

Нонконформизм в СПбГУ

Татьяна Семеновна всегда тяготела к искусству смелому, взрывающему устои. И она была одним из первых кураторов в Санкт-Петербурге, кто начал собирать и показывать зрителям творчество неофициальных художников, которое стали называть искусством нонконформизма или вторым русским авангардом. В этом искусстве не было духа «совка», а присутствовало разнообразие стилей и взглядов. Сегодня эти работы смотрятся иначе: авангард как бы ушел на задний план, и особенно чувствуется отличная школа и мастерство.

Нонконформизм в СПбГУ

«Авангардны сегодня другие художники, более молодые и изобретающие новые формы и приемы. Мне важно их поддержать, продвинуть, открывать их выставки», – сообщила Татьяна Юрьева.

Когда-нибудь и новое молодое искусство станет прошлым и даже архаичным. Главное, что музейная коллекция разрастается работами, подаренными художниками от души, оттого так приятно и тепло от близости этих работ. Они будто нам заново рассказывают о времени, в котором мы жили, но не все помним из него. А художники становятся проводниками в это прошлое, несут в себе заряд прожитой и прочувствованной эпохи.

Нонконформизм в СПбГУ

Алексея Гавричкова – тончайшего мастера офорта, увы, нет в живых, но на выставке можно увидеть произведение его сына Михаила – редкой одаренности художника, продолжателя династии. Так врезается современность в уже прожитое время.

Олег Яхнин в необычной для сегодняшних его почитателей манере изобразил искусствоведа Татьяну Юрьеву в виде яркой птицы с сочными губами. Дружеский шарж – истинное украшение выставки. Прекрасная работа уже ушедшего Гаги Ковенчука с характерными для него открытыми цветами – как символ вечного авангарда. Век ХХ, переплывающий в ХХI. Работа Зои Нориной – загадочная, интуитивная. И рядом непривычный Латиф Казбеков, нарисовавший человеческие портреты (сейчас в его творчестве больше деревьев и животных), а в одной из фигур угадывается художник Владимир Комильфо.

Нонконформизм в СПбГУ

Среди участников выставки ушедший из жизни в Сан-Франциско Алек Рапопорт. Он проходил школу художественных исканий у выдающегося театрального художника и самого прогрессивного педагога Николая Павловича Акимова – тот всегда тяготел к экспериментам. Есть работаАнатолия Белкина, он, как и Рапопорт, участвовал в первых крупных выставках нонконформитстов 1974-1975 годов в ДК имени Газа и ДК «Невский».

Нонконформизм в СПбГУ

В 1981 году художники создали альтернативное объединение Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства. В него вошли представленные на этой выставке графики Евгений Тыкоцкий, Юлий Рыбаков, Владимир Духовлинов. Было и другое направление – «левый ЛОСХ», к нему принадлежали участники нынешней выставки Олег Яхнин, Валерий Мишин, Валентин Герасименко, Феликс Волосенков, Арон Зинштейн, Георгий Ковенчук, Михаил Карасик, Юрий Люкшин, Латиф Казбеков, Левон Лазарев, Наталья Цехомская и другие.

Нонконформизм в СПбГУ

При всей как бы случайности в подборе тем и стилей выставка очень точно и структурно отразила срез времени 1980-1990 годов XX века. А это уже история поистине музейного значения.

Нонконформизм в СПбГУ

ЕЛЕНА ДОБРЯКОВА

11 мая 2019.
Текст и фото: Елена Добрякова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.

Выставка Братья Морозовы

Братья Морозовы в Галерее памяти

С 21 июня в залах Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Ивана и Михаила Морозовых в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошло более сотни великих художественных произведений из Эрмитажа и 31 картина из Государственного музея имени Пушкина, собранные Морозовыми. Посетить экспозицию можно до 6 октября 2019 года.

Владимир Рекшан

«Сайгон» вернулся в Radisson

Вечеринкой с выступлением группы «Санкт-Петербург» открылась выставка Первого национального музея рок-музыки. Площадкой экспозиции стало помещение легендарного кафетерия «Сайгон», которое теперь занимает бар Radisson Royal St. Petersburg. Выставка продлится на первом этаже здания отеля на Невском проспекте, 49/2, до конца июля. Вход — свободный.

писатель Сергей Арно

Сергей Арно: Мы гибнем в океане книг

Премия имени братьев Стругацких существует уже 21 год. За это время поменялось многое. Ушел из жизни Борис Натанович, являвшийся ее главным учредителем. Но медаль в форме семигранной гайки продолжают вручать несмотря на санкции, кризисы и смену государственных лидеров. Награду получили десятки известных писателей, среди которых Михаил Веллер, Виктор Пелевин, Кир Булычев, Александр Житинский, Дмитрий Быков, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский и другие.

Театр Моссовета, Не все коту масленица, ЛОФТ

Пять вечеров петербургского LOFT

В Петербурге развернулась всемирная Театральная олимпиада, собравшая лучшие театры и спектакли в одном городе. «Петербургский авангард» хотел бы напомнить, что театральная сцена нашего города хороша уже тем, что на ней круглый год можно увидеть подлинные таланты и выдающиеся постановки. Одним из предвестников Театральной олимпиады стал Международный ленинградский областной фестиваль театров — сокращенно ЛОФТ (LOFT). Он состоялся еще в апреле, и заслуга его в том, что зрители Северной столицы узнали про невероятные, изумительные театры, существующие за пределами Москвы и Петербурга…

Апраксин двор

Апраксин двор — чрево города

Апраксин двор — странное сочетание совершенной архитектуры и прибежища босяков в центре Северной столицы. За последние годы он стал самостоятельным культурным явлением. Конец весны и начало лета текущего года были ознаменованы очередным обещанием городской администрации закрыть этот легендарный торговый комплекс.