Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.

Нонконформизм в СПбГУ

Сегодня в Петербурге можно посетить множество выставок, представляющих самое разное искусство – чисто петербургское, российское, зарубежное, авангардное, классическое, наивное, прикладное. И все же эта выставка в здании Двенадцати коллегий уникальна по своей атмосфере – она смелая и изысканная, и необычайно искренняя, теплая. Будто эти несколько десятков работ (треть собранной Музеем коллекции) вынесли из уютного дома и перенесли в выставочное пространство, не нарушив их сочетаемости между собой и вечного разговора авторов графических листов. А ведь они все действительно знали или знают друг друга и как бы поддерживают в движении против однотипности и клишированности академического искусства.

Нонконформизм в СПбГУ

«Начало коллекции было положено еще в 80-90-е годы, художники дарили работы лично мне, а потом, когда уже в 2004-м году был открыт при университете Музей современного искусства, передавали в дар туда, – рассказала профессор, директор Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ Татьяна Юрьева. – Здесь собрана станковая, книжная и печатная графика моих самых любимых петербургских художников. Очень многих уже нет с нами, например, Евгения Ухналева которого я очень уважала и любила. Ухналев – создатель современной геральдики России, человек, сидевший в лагере за политические взгляды, нисколько не озлобившийся, мудрый, честный. Его работы философичны, они надолго останутся актуальными».

Нонконформизм в СПбГУ

Татьяна Семеновна всегда тяготела к искусству смелому, взрывающему устои. И она была одним из первых кураторов в Санкт-Петербурге, кто начал собирать и показывать зрителям творчество неофициальных художников, которое стали называть искусством нонконформизма или вторым русским авангардом. В этом искусстве не было духа «совка», а присутствовало разнообразие стилей и взглядов. Сегодня эти работы смотрятся иначе: авангард как бы ушел на задний план, и особенно чувствуется отличная школа и мастерство.

Нонконформизм в СПбГУ

«Авангардны сегодня другие художники, более молодые и изобретающие новые формы и приемы. Мне важно их поддержать, продвинуть, открывать их выставки», – сообщила Татьяна Юрьева.

Когда-нибудь и новое молодое искусство станет прошлым и даже архаичным. Главное, что музейная коллекция разрастается работами, подаренными художниками от души, оттого так приятно и тепло от близости этих работ. Они будто нам заново рассказывают о времени, в котором мы жили, но не все помним из него. А художники становятся проводниками в это прошлое, несут в себе заряд прожитой и прочувствованной эпохи.

Нонконформизм в СПбГУ

Алексея Гавричкова – тончайшего мастера офорта, увы, нет в живых, но на выставке можно увидеть произведение его сына Михаила – редкой одаренности художника, продолжателя династии. Так врезается современность в уже прожитое время.

Олег Яхнин в необычной для сегодняшних его почитателей манере изобразил искусствоведа Татьяну Юрьеву в виде яркой птицы с сочными губами. Дружеский шарж – истинное украшение выставки. Прекрасная работа уже ушедшего Гаги Ковенчука с характерными для него открытыми цветами – как символ вечного авангарда. Век ХХ, переплывающий в ХХI. Работа Зои Нориной – загадочная, интуитивная. И рядом непривычный Латиф Казбеков, нарисовавший человеческие портреты (сейчас в его творчестве больше деревьев и животных), а в одной из фигур угадывается художник Владимир Комильфо.

Нонконформизм в СПбГУ

Среди участников выставки ушедший из жизни в Сан-Франциско Алек Рапопорт. Он проходил школу художественных исканий у выдающегося театрального художника и самого прогрессивного педагога Николая Павловича Акимова – тот всегда тяготел к экспериментам. Есть работаАнатолия Белкина, он, как и Рапопорт, участвовал в первых крупных выставках нонконформитстов 1974-1975 годов в ДК имени Газа и ДК «Невский».

Нонконформизм в СПбГУ

В 1981 году художники создали альтернативное объединение Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства. В него вошли представленные на этой выставке графики Евгений Тыкоцкий, Юлий Рыбаков, Владимир Духовлинов. Было и другое направление – «левый ЛОСХ», к нему принадлежали участники нынешней выставки Олег Яхнин, Валерий Мишин, Валентин Герасименко, Феликс Волосенков, Арон Зинштейн, Георгий Ковенчук, Михаил Карасик, Юрий Люкшин, Латиф Казбеков, Левон Лазарев, Наталья Цехомская и другие.

Нонконформизм в СПбГУ

При всей как бы случайности в подборе тем и стилей выставка очень точно и структурно отразила срез времени 1980-1990 годов XX века. А это уже история поистине музейного значения.

Нонконформизм в СПбГУ

ЕЛЕНА ДОБРЯКОВА

11 мая 2019.
Текст и фото: Елена Добрякова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

учебный театр на Моховой

Стартовал первый «Молодой театр. Санкт-Петербург»

В Петербурге стартовал первый фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» — он проходит с 16 по 20 ноября 2019 года. Лучшие учебные постановки зрителю представят студенты ведущих театральных вузов Москвы (ГИТИС), Новосибирска (НГТИ), Екатеринбурга (ЕГТИ), Ярославля (ЯГТИ) и Санкт-Петербурга (РГИСИ). Большинство событий фестиваля петербуржцы смогут посетить бесплатно. Вход на большинство событий фестиваля – свободный, по регистрации.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.