Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.

Нонконформизм в СПбГУ

Сегодня в Петербурге можно посетить множество выставок, представляющих самое разное искусство – чисто петербургское, российское, зарубежное, авангардное, классическое, наивное, прикладное. И все же эта выставка в здании Двенадцати коллегий уникальна по своей атмосфере – она смелая и изысканная, и необычайно искренняя, теплая. Будто эти несколько десятков работ (треть собранной Музеем коллекции) вынесли из уютного дома и перенесли в выставочное пространство, не нарушив их сочетаемости между собой и вечного разговора авторов графических листов. А ведь они все действительно знали или знают друг друга и как бы поддерживают в движении против однотипности и клишированности академического искусства.

Нонконформизм в СПбГУ

«Начало коллекции было положено еще в 80-90-е годы, художники дарили работы лично мне, а потом, когда уже в 2004-м году был открыт при университете Музей современного искусства, передавали в дар туда, – рассказала профессор, директор Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ Татьяна Юрьева. – Здесь собрана станковая, книжная и печатная графика моих самых любимых петербургских художников. Очень многих уже нет с нами, например, Евгения Ухналева которого я очень уважала и любила. Ухналев – создатель современной геральдики России, человек, сидевший в лагере за политические взгляды, нисколько не озлобившийся, мудрый, честный. Его работы философичны, они надолго останутся актуальными».

Нонконформизм в СПбГУ

Татьяна Семеновна всегда тяготела к искусству смелому, взрывающему устои. И она была одним из первых кураторов в Санкт-Петербурге, кто начал собирать и показывать зрителям творчество неофициальных художников, которое стали называть искусством нонконформизма или вторым русским авангардом. В этом искусстве не было духа «совка», а присутствовало разнообразие стилей и взглядов. Сегодня эти работы смотрятся иначе: авангард как бы ушел на задний план, и особенно чувствуется отличная школа и мастерство.

Нонконформизм в СПбГУ

«Авангардны сегодня другие художники, более молодые и изобретающие новые формы и приемы. Мне важно их поддержать, продвинуть, открывать их выставки», – сообщила Татьяна Юрьева.

Когда-нибудь и новое молодое искусство станет прошлым и даже архаичным. Главное, что музейная коллекция разрастается работами, подаренными художниками от души, оттого так приятно и тепло от близости этих работ. Они будто нам заново рассказывают о времени, в котором мы жили, но не все помним из него. А художники становятся проводниками в это прошлое, несут в себе заряд прожитой и прочувствованной эпохи.

Нонконформизм в СПбГУ

Алексея Гавричкова – тончайшего мастера офорта, увы, нет в живых, но на выставке можно увидеть произведение его сына Михаила – редкой одаренности художника, продолжателя династии. Так врезается современность в уже прожитое время.

Олег Яхнин в необычной для сегодняшних его почитателей манере изобразил искусствоведа Татьяну Юрьеву в виде яркой птицы с сочными губами. Дружеский шарж – истинное украшение выставки. Прекрасная работа уже ушедшего Гаги Ковенчука с характерными для него открытыми цветами – как символ вечного авангарда. Век ХХ, переплывающий в ХХI. Работа Зои Нориной – загадочная, интуитивная. И рядом непривычный Латиф Казбеков, нарисовавший человеческие портреты (сейчас в его творчестве больше деревьев и животных), а в одной из фигур угадывается художник Владимир Комильфо.

Нонконформизм в СПбГУ

Среди участников выставки ушедший из жизни в Сан-Франциско Алек Рапопорт. Он проходил школу художественных исканий у выдающегося театрального художника и самого прогрессивного педагога Николая Павловича Акимова – тот всегда тяготел к экспериментам. Есть работаАнатолия Белкина, он, как и Рапопорт, участвовал в первых крупных выставках нонконформитстов 1974-1975 годов в ДК имени Газа и ДК «Невский».

Нонконформизм в СПбГУ

В 1981 году художники создали альтернативное объединение Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства. В него вошли представленные на этой выставке графики Евгений Тыкоцкий, Юлий Рыбаков, Владимир Духовлинов. Было и другое направление – «левый ЛОСХ», к нему принадлежали участники нынешней выставки Олег Яхнин, Валерий Мишин, Валентин Герасименко, Феликс Волосенков, Арон Зинштейн, Георгий Ковенчук, Михаил Карасик, Юрий Люкшин, Латиф Казбеков, Левон Лазарев, Наталья Цехомская и другие.

Нонконформизм в СПбГУ

При всей как бы случайности в подборе тем и стилей выставка очень точно и структурно отразила срез времени 1980-1990 годов XX века. А это уже история поистине музейного значения.

Нонконформизм в СПбГУ

ЕЛЕНА ДОБРЯКОВА

11 мая 2019.
Текст и фото: Елена Добрякова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.