Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.

Нонконформизм в СПбГУ

Сегодня в Петербурге можно посетить множество выставок, представляющих самое разное искусство – чисто петербургское, российское, зарубежное, авангардное, классическое, наивное, прикладное. И все же эта выставка в здании Двенадцати коллегий уникальна по своей атмосфере – она смелая и изысканная, и необычайно искренняя, теплая. Будто эти несколько десятков работ (треть собранной Музеем коллекции) вынесли из уютного дома и перенесли в выставочное пространство, не нарушив их сочетаемости между собой и вечного разговора авторов графических листов. А ведь они все действительно знали или знают друг друга и как бы поддерживают в движении против однотипности и клишированности академического искусства.

Нонконформизм в СПбГУ

«Начало коллекции было положено еще в 80-90-е годы, художники дарили работы лично мне, а потом, когда уже в 2004-м году был открыт при университете Музей современного искусства, передавали в дар туда, – рассказала профессор, директор Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ Татьяна Юрьева. – Здесь собрана станковая, книжная и печатная графика моих самых любимых петербургских художников. Очень многих уже нет с нами, например, Евгения Ухналева которого я очень уважала и любила. Ухналев – создатель современной геральдики России, человек, сидевший в лагере за политические взгляды, нисколько не озлобившийся, мудрый, честный. Его работы философичны, они надолго останутся актуальными».

Нонконформизм в СПбГУ

Татьяна Семеновна всегда тяготела к искусству смелому, взрывающему устои. И она была одним из первых кураторов в Санкт-Петербурге, кто начал собирать и показывать зрителям творчество неофициальных художников, которое стали называть искусством нонконформизма или вторым русским авангардом. В этом искусстве не было духа «совка», а присутствовало разнообразие стилей и взглядов. Сегодня эти работы смотрятся иначе: авангард как бы ушел на задний план, и особенно чувствуется отличная школа и мастерство.

Нонконформизм в СПбГУ

«Авангардны сегодня другие художники, более молодые и изобретающие новые формы и приемы. Мне важно их поддержать, продвинуть, открывать их выставки», – сообщила Татьяна Юрьева.

Когда-нибудь и новое молодое искусство станет прошлым и даже архаичным. Главное, что музейная коллекция разрастается работами, подаренными художниками от души, оттого так приятно и тепло от близости этих работ. Они будто нам заново рассказывают о времени, в котором мы жили, но не все помним из него. А художники становятся проводниками в это прошлое, несут в себе заряд прожитой и прочувствованной эпохи.

Нонконформизм в СПбГУ

Алексея Гавричкова – тончайшего мастера офорта, увы, нет в живых, но на выставке можно увидеть произведение его сына Михаила – редкой одаренности художника, продолжателя династии. Так врезается современность в уже прожитое время.

Олег Яхнин в необычной для сегодняшних его почитателей манере изобразил искусствоведа Татьяну Юрьеву в виде яркой птицы с сочными губами. Дружеский шарж – истинное украшение выставки. Прекрасная работа уже ушедшего Гаги Ковенчука с характерными для него открытыми цветами – как символ вечного авангарда. Век ХХ, переплывающий в ХХI. Работа Зои Нориной – загадочная, интуитивная. И рядом непривычный Латиф Казбеков, нарисовавший человеческие портреты (сейчас в его творчестве больше деревьев и животных), а в одной из фигур угадывается художник Владимир Комильфо.

Нонконформизм в СПбГУ

Среди участников выставки ушедший из жизни в Сан-Франциско Алек Рапопорт. Он проходил школу художественных исканий у выдающегося театрального художника и самого прогрессивного педагога Николая Павловича Акимова – тот всегда тяготел к экспериментам. Есть работаАнатолия Белкина, он, как и Рапопорт, участвовал в первых крупных выставках нонконформитстов 1974-1975 годов в ДК имени Газа и ДК «Невский».

Нонконформизм в СПбГУ

В 1981 году художники создали альтернативное объединение Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства. В него вошли представленные на этой выставке графики Евгений Тыкоцкий, Юлий Рыбаков, Владимир Духовлинов. Было и другое направление – «левый ЛОСХ», к нему принадлежали участники нынешней выставки Олег Яхнин, Валерий Мишин, Валентин Герасименко, Феликс Волосенков, Арон Зинштейн, Георгий Ковенчук, Михаил Карасик, Юрий Люкшин, Латиф Казбеков, Левон Лазарев, Наталья Цехомская и другие.

Нонконформизм в СПбГУ

При всей как бы случайности в подборе тем и стилей выставка очень точно и структурно отразила срез времени 1980-1990 годов XX века. А это уже история поистине музейного значения.

Нонконформизм в СПбГУ

ЕЛЕНА ДОБРЯКОВА

11 мая 2019.
Текст и фото: Елена Добрякова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.