Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.

Нонконформизм в СПбГУ

Сегодня в Петербурге можно посетить множество выставок, представляющих самое разное искусство – чисто петербургское, российское, зарубежное, авангардное, классическое, наивное, прикладное. И все же эта выставка в здании Двенадцати коллегий уникальна по своей атмосфере – она смелая и изысканная, и необычайно искренняя, теплая. Будто эти несколько десятков работ (треть собранной Музеем коллекции) вынесли из уютного дома и перенесли в выставочное пространство, не нарушив их сочетаемости между собой и вечного разговора авторов графических листов. А ведь они все действительно знали или знают друг друга и как бы поддерживают в движении против однотипности и клишированности академического искусства.

Нонконформизм в СПбГУ

«Начало коллекции было положено еще в 80-90-е годы, художники дарили работы лично мне, а потом, когда уже в 2004-м году был открыт при университете Музей современного искусства, передавали в дар туда, – рассказала профессор, директор Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ Татьяна Юрьева. – Здесь собрана станковая, книжная и печатная графика моих самых любимых петербургских художников. Очень многих уже нет с нами, например, Евгения Ухналева которого я очень уважала и любила. Ухналев – создатель современной геральдики России, человек, сидевший в лагере за политические взгляды, нисколько не озлобившийся, мудрый, честный. Его работы философичны, они надолго останутся актуальными».

Нонконформизм в СПбГУ

Татьяна Семеновна всегда тяготела к искусству смелому, взрывающему устои. И она была одним из первых кураторов в Санкт-Петербурге, кто начал собирать и показывать зрителям творчество неофициальных художников, которое стали называть искусством нонконформизма или вторым русским авангардом. В этом искусстве не было духа «совка», а присутствовало разнообразие стилей и взглядов. Сегодня эти работы смотрятся иначе: авангард как бы ушел на задний план, и особенно чувствуется отличная школа и мастерство.

Нонконформизм в СПбГУ

«Авангардны сегодня другие художники, более молодые и изобретающие новые формы и приемы. Мне важно их поддержать, продвинуть, открывать их выставки», – сообщила Татьяна Юрьева.

Когда-нибудь и новое молодое искусство станет прошлым и даже архаичным. Главное, что музейная коллекция разрастается работами, подаренными художниками от души, оттого так приятно и тепло от близости этих работ. Они будто нам заново рассказывают о времени, в котором мы жили, но не все помним из него. А художники становятся проводниками в это прошлое, несут в себе заряд прожитой и прочувствованной эпохи.

Нонконформизм в СПбГУ

Алексея Гавричкова – тончайшего мастера офорта, увы, нет в живых, но на выставке можно увидеть произведение его сына Михаила – редкой одаренности художника, продолжателя династии. Так врезается современность в уже прожитое время.

Олег Яхнин в необычной для сегодняшних его почитателей манере изобразил искусствоведа Татьяну Юрьеву в виде яркой птицы с сочными губами. Дружеский шарж – истинное украшение выставки. Прекрасная работа уже ушедшего Гаги Ковенчука с характерными для него открытыми цветами – как символ вечного авангарда. Век ХХ, переплывающий в ХХI. Работа Зои Нориной – загадочная, интуитивная. И рядом непривычный Латиф Казбеков, нарисовавший человеческие портреты (сейчас в его творчестве больше деревьев и животных), а в одной из фигур угадывается художник Владимир Комильфо.

Нонконформизм в СПбГУ

Среди участников выставки ушедший из жизни в Сан-Франциско Алек Рапопорт. Он проходил школу художественных исканий у выдающегося театрального художника и самого прогрессивного педагога Николая Павловича Акимова – тот всегда тяготел к экспериментам. Есть работаАнатолия Белкина, он, как и Рапопорт, участвовал в первых крупных выставках нонконформитстов 1974-1975 годов в ДК имени Газа и ДК «Невский».

Нонконформизм в СПбГУ

В 1981 году художники создали альтернативное объединение Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства. В него вошли представленные на этой выставке графики Евгений Тыкоцкий, Юлий Рыбаков, Владимир Духовлинов. Было и другое направление – «левый ЛОСХ», к нему принадлежали участники нынешней выставки Олег Яхнин, Валерий Мишин, Валентин Герасименко, Феликс Волосенков, Арон Зинштейн, Георгий Ковенчук, Михаил Карасик, Юрий Люкшин, Латиф Казбеков, Левон Лазарев, Наталья Цехомская и другие.

Нонконформизм в СПбГУ

При всей как бы случайности в подборе тем и стилей выставка очень точно и структурно отразила срез времени 1980-1990 годов XX века. А это уже история поистине музейного значения.

Нонконформизм в СПбГУ

ЕЛЕНА ДОБРЯКОВА

11 мая 2019.
Текст и фото: Елена Добрякова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

каэромания

Чисто петербургская «Каэромания»

Уже много лет действует Международный молодежный поэтический конкурс, который проводят Русский музей и Союз писателей Санкт-Петербурга. В день славянской письменности, 24 мая 2019 года, в Мраморном дворце состоится награждение победителей и финалистов Девятого конкурса имени К.Р. Номинации этого года включали темы «Сказки русской живописи», «Я к Вам пишу…» (письмо современной Татьяны пушкинскому Онегину), басню… Уже три года участвуют в конкурсе и молодые журналисты, пишущие о культуре и искусстве.

Маргарита Аброськина

Маргарита Аброськина: На сцене Александринки всегда чувствую реакцию зрителей

Маргарита Аброськина к своим 25 годам вполне уверено и стремительно делает карьеру актрисы. Казалось бы, совсем недавно она окончила Высшее театральное училище имени Щепкина по курсу Юрия Соломина. И вот Маргарита уже занята в пяти спектакля на сцене Александрийского театра. В ее активе уже есть и вполне обширная фильмография. А с 20 мая в эфире канала ТНТ стартует новый комедийный сериал «Толя робот» с участием молодой питерской актрисы.

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.