Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Satori, Сергей Полунин
Начался вечер балета с задержкой почти на час. Но терпение зрителей было вознаграждено: первое отделение представляло собой гала-концерт, для участия в котором Сергей Полунин пригласил замечательных танцовщиков. Первым на сцену вылетел сам Сергей Полунин — в диагонали из знаменитой вариации Актеона (балет «Эсмеральда» в хореографии Вагановой). Он продемонстрировал по-прежнему прекрасные прыжки и вращения. После вариации он разоблачился прямо на сцене, оставшись в облегающем костюме телесного цвета с нарисованными тату. Зазвучала «Лунная соната» Бетховена.

Этот номер поставила Юка Ойши. Хореографией то, что увидели зрители, можно назвать с большой натяжкой. Танцовщик в основном принимал почти трагические позы, перемежавшиеся прыжками. Первое давало перевести дух, поэтому второе удавалось особенно хорошо. Так сказать, смотрелось от прыжка до прыжка.

Сразу после этого номера лучшие солисты Театра балета Бориса Эйфмана — Любовь Андреева и Олег Габышев — исполнили дуэт из достаточно давней постановки Эйфмана «Реквием» на музыку Моцарта. И можно было сравнить и убедиться, насколько интересной и насыщенной может быть современная хореография. Следом неувядающий Йохан Кобборг, как всегда удивив присущей ему отточенной мелкой техникой, исполнил номер Эрика Готье «АВС».

Последними из приглашенных выступили Леонид Сарафанов и Елизавета Кокорева. Они исполнили почти обязательное для гала-концертов знаменитое свадебное па-де-де из балета Минкуса «Дон Кихот». Леонид Сарафанов (кстати, как и Сергей Полунин, он выпускник Киевского хореографического училища) вновь доказал, что до сих пор является одним из лучших классических танцовщиков, настолько элегантно, легко и чисто он исполнил свою труднейшую партию.

«Я был еще маленьким, а Леонид уже считался признанной мировой звездой, — рассказал Сергей Полунин. — Он обладает удивительно чистой техникой. Этот артист был и остается для меня непререкаемым авторитетом. Я рад, что русскую школу классического балета в нашем шоу представляет именно Сарафанов со своей партнершей Елизаветой Кокоревой».

Артистка Большого театра, совсем юная балерина, только что в этом году окончившая Московскую академию хореографии, Елизавета Кокорева является лауреатом многих авторитетных конкурсов: в частности, она отмечена первой премией XIII конкурса артистов балета в Москве (2017 год). Елизавета неизменно покоряет публику своим апломбом (умением долго держать равновесие, стоя на пуанте на одной ноге), что обычно является ахиллесовой пятой российских балерин.

В заключении первого отделения снова вышел Сергей Полунин и исполнил свой знаменитый номер Take Me To Church на песню Hozier, собравший более 27 млн просмотров в You Tube. Зрители встретили исполнение аплодисментами, а по окончании устроили настоящую овацию.

Дивертисмент первого отделения мог угодить вкусам любой и даже самой требовательной публики. Как заявил Полунин: «Я хочу показывать лучших артистов. Как продюсер, я хочу создать платформу для артистов. И этот тур – важный шаг в воплощении идеи».

Вторым актом стал собственно балет «Сатори». Его премьера состоялась в декабре 2017 года в Лондоне. Автор либретто — Габриэль Марсель Дель Веччио. «Когда я был ребенком, мой отец дал мне книгу, которая называлась «Разум новичка». В ней я узнал о состоянии Сатори — «внезапное пробуждение, о котором раньше и не мечтали… новое рождение, новый взгляд». Сатори стал для всех нас глубоким духовным путешествием, направленным на то, чтобы раскрыть, открыть и принять изменения, с которыми мы сталкиваемся в окружающем мире и в самих себе сегодня. В современном мире общий шум отвлекает и искажает, вызывая беспокойство и параноидальное восприятие того, каким может быть мир. Надписи на стенах, на улицах, в подземных туннелях, на мостах, соединяющих восток с западом, все, кажется, задают один и тот же вопрос – кто мы? Сатори же спрашивает – кто я?» и — так пояснил рождение замысла Габриэль Марсель Дель Веччио.

Музыку специально для балета написал Лоренц Дэнгель, а хореографом выступил Сергей Полунин. В своем балете Сергей исполняет роль Искателя. Он вышел на сцену босой, в белом костюме. Ему противостоят Тени, которых исполняли Дейн Коларов и Алексей Любимов. Это – олицетворение грехов, не отпускающих Искателя. Он преследования Теней его спасает Шо (Алла Бочарова), прикосновения которой исцеляют. Наступает просветление и примирение. Шо – это Душа Искателя, лучшее, что в нем есть.

Сергей Полунин несет основную драматургическую нагрузку, отдавая возможность блистать в танце своим юным воспитанникам. Партию Мальчика — детский прообраз Искателя — исполняют поочередно девятилетние Арсений Цурко и Василий Шевченко. Оба начинающих танцовщика живут в Севастополе и занимаются классическим балетом в балетной студии Classic. В сентябре 2019 года они стали обладателями гранта благотворительного фонда поддержки и развития искусств Сергея Полунина. Средства позволяют детям бесплатно заниматься в студии Академии хореографии Севастополя.

Оставшись без театра, Полунин хорошо понимает, как сложно без ежедневных уроков и репетиций под присмотром педагога сохранять форму. Если бы не пример самого Сергея, то можно было бы сказать, что это невозможно. Поэтому своей целью в новой должности ректора Академии хореографии в Севастополе Полунин ставит качественную подготовку выпускников для работы в балетных труппах. Мальчики, принявшие участие в спектакле, поразили публику своей выучкой.

Василий Шевченко родился в Омске, а потом вместе с семьей переехал в Севастополь. «Когда у меня обнаружили данные для балета, я пошел заниматься в студии. Потом мы попали на просмотр к Сергею Полунину, и он отобрал нас с Арсением для балета «Сатори». Благодаря его грантам, мы сможем оплатить занятия в балетной школе. В балете «Сатори» я танцую мальчика, который все время хочет убежать: то его заинтересовала бабочка, залетевшая на дерево, то ему хочется общаться с Искателем. А мама не пускает», и — рассказал Василий про свою роль. Маму ребенка играет Джанн Эстерхози — она кружит вокруг сына, стараясь оградить своего ребенка от трагических случайностей. Но Мальчику все же удается соединиться с Искателем.

В балете есть эпизод, где Полунин исполняет движения параллельно с юным артистом. Ребено играючи исполняет сложнейшие движения почти на равных с мастером, и это, безусловно, впечатляет.

Некогда великий ученый Альберт Эйнштейн сказал, что человек является частью целого, называемого нами «вселенной», частью, ограниченной во времени и пространстве. «Он ощущает себя, свои мысли и чувства как нечто отделенное от всего остального. Это является своего рода тюрьмой для нас, ограничивая нас нашими личными желаниями и привязанностями к нескольким близким нам людям. Наша задача должна состоять в том, чтобы освободиться от этой тюрьмы, расширяя наши круги сострадания, чтобы охватить все живые существа и всю природу в ее истинной красоте», — продолжил мысль Габриэль Марсель Дель Веччио. Балет «Сатори» — именно об этом.

Зрители долго не отпускали артистов со сцены. Среди них было много людей, ранее не посещавших балетные спектакли — они пришли посмотреть на скандального и поэтому модного Полунина. В современном сленге есть слово «хайп». Оно как нельзя лучше подходит ко всему, что окружает имя Сергея Полунина. Но если в результате еще несколько тысяч людей познакомятся с балетом как видом искусства и останутся с ним навсегда, то пусть будет хайп. Может быть, кому-то он покажется Сатори.

27 ноября 2019.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.