Про людей и зверей

Еще в октябре 2018 года в Молодежном театре на Фонтанке состоялась премьера спектакля «Звериные истории» по пьесе Дона Нигро в постановке Семена Спивака. Художественный руководитель Молодежки любит удивлять уже на начальной стадии – выборе пьесы. В его репертуарном списке яркий калейдоскоп имен – А.Н. Толстой, Людмила Разумовская, Юкио Мисима, Жан Кокто, Бертольт Брехт, Славомир Мрожек, Алексей Шипенко, Исаак Бабель… Обращение к пьесе Дона Нигро «Звериные истории» тоже вряд ли было предсказуемым. Российский театр только открывает для себя творчество современного американского драматурга, главным образом, благодаря неустанным усилиям переводчика Виктора Вебера.

Звериные истории, Молодежка

В известной степени Дона Нигро можно сравнить с Жаном Ануем, подобно знаменитому французу он стал поставщиком репертуара для самых разнообразных стационарных театров и мобильных трупп. Им написано около 400(!) пьес. Как и Ануй, Дон Нигро обрабатывает мифологические, античные сюжеты, в созданном им цикле «Ифигения», «Клитемнестра», «Электра», «Маддалена» (по мотивам «Медеи») древнегреческие коллизии перенесены в американскую глубинку. Дон Нигро не чурается работы по заказу, так возникла пьеса «Горгоны» для двух возрастных актрис – история конкуренции, дружбы-вражды реальных голливудских звезд, где прототипы легко угадываются. Театр на Васильевском открыл петербургскому зрителю имя Дона Нигро, поставив спектакль «Горгоны» как драму актерской судьбы.

Звериные истории, Молодежка

Можно сказать, что пьеса «Звериные истории» была продиктована… зверушками, обитающими вокруг фермы в Огайо, где ведет уединенный образ жизни американский драматург. В послесловии к пьесе он не без юмора пишет: «Я всегда ладил с животными лучше, чем с людьми, несмотря на то, что иногда их ем. Животных, естественно, не людей, хотя в театре каннибализм – достаточно обычное дело». И далее серьезно: «Я не нахожу ничего глупого в попытках найти аналоги человеческих эмоций в природе. Мы – часть природы, хотим мы видеть себя такими или нет…».

Звериные истории, Молодежка

Эти идеи вдохновили режиссера Спивака: «Безумие, страх, искушение, одиночество – все это есть в жизни человека. Гармония достигается балансом: на одной чаше весов – юмор, а на другой – грусть. Таков и наш спектакль. Можно назвать его предупреждением: будьте бережнее по отношению к тем, кто рядом, будьте терпимее».

Звериные истории, Молодежка

Художник Николай Слободяник создал завораживающе красивый образ спектакля – опустевший пляж, по всем приметам кончилось лето, «осень в смертельном бреду», только падают не листья, а летят, опускаются и поднимаются развешанные над сценой зонтики. Волшебно подсвечивается задник, на котором пляшут силуэты героев спектакля – индюшек, бурундуков, сурков, леммингов… Это все маленькие, беззащитные существа — понятно, что слоны в окрестностях Огайо не водятся.

Звериные истории, Молодежка

Театр выполняет пожелания драматурга – никаких зверских ужимок и прыжков, никаких звериных костюмов, образы создаются лишь намеком, легким касанием. Постановка состоит из ряда миниатюр, каждая из которых — отдельный законченный сюжет, посвященный тому или иному зверьку. Семен Спивак стремится прочертить сквозное действие, проводя линии персонажей через весь спектакль – нелепый одинокий утконос просит у всех разрешения «посидеть рядом с вами», лемминги совершают свой бесконечный, бессмысленный бег, порой напоминая «Слепых» Питера Брейгеля.

Звериные истории, Молодежка

Необходимо оговориться, что в спектакле действуют два равноценных состава, здесь
упомянут представленный на премьере, да простят автора другие артисты.

Сценка «Три дикие индюшки в ожидании кукурузных початков» построена на конфликте мечты и реальности, поэзии и прозы. Мечту, естественно, воплощает дама (Алиса Варова): она мечтает играть на саксофоне, грезит саксофоновым деревом. Два диких индюка, собственно, тоже мечтают – о кукурузных початках и вафлях. Константину Дунаевскому и Ярославу Соколову явно пригодились студенческие тренинги на подражание животным, они работают мягко, едва обозначая природные повадки суетливых, глупеньких и любопытных птиц. Образы получаются яркими, узнаваемыми еще до того, как на экране появляется поясняющая надпись. Прожорливые Боб и Джордж убеждают индюшку Пенни что ее затея невыполнима, но в финале пьески раздаются низкие, протяжные звуки саксофона…

Звериные истории, Молодежка

Одна из лучших миниатюр — трагикомедия «Попугаи» — тонко, с мягким юмором и грустной улыбкой разыграна талантливыми артистами Сергеем Яценюком и Ириной Полянской. Несмотря на попугайское оперение и узнаваемые птичьи повадки, это, конечно, до боли знакомая история супружеской пары, которая вынуждена делить общее пространство, когда уже не в состоянии существовать вместе и в то же время невозможно жить друг без друга. Когда попугай Ричи бросает своей нежной, трепетной, болтливой Пегги — ну, настоящая женщина! — жестокое «Сдохни», она действительно умирает, обессиленно свесив крылышки, и он бьется в отчаянии над безжизненными телом подруги.

Звериные истории, Молодежка

В монологе «Утконос» Иван Мартынов играет отчаяние одиночества, отверженности. Некое пограничное, чуждое всем существо, остро чувствующее невозможность самоидентификации, невозможность ощутить себя полноценным божьим творением: «У меня ощущение, что меня собрали из того, что осталось от других».

Звериные истории, Молодежка

В одном из интервью Эмилия Спивак сказала, что ей больше всего нравится играть серую мышь. Но в миниатюре «Мышеловка» ее мышь — очень яркий персонаж. Миниатюра строится как пародия на ток-шоу, мышка – ведущая, а все участники спектакля – восторженная публика. Мышь эмоционально рассказывает, как избежать соблазнов мышеловки. Но когда выключены камеры и софиты, она тихо выходит на опустевшую сцену, и становится понятным, что заговаривала, заклинала она прежде всего себя.

Звериные истории, Молодежка

Мышеловка с сыром манит неотвратимо, она становится навязчивой идеей, символом борьбы личности с собой и несвободы от самой себя, своих комплексов. Звучит почти молитва: «Не вводи меня в искушение и убереги от зла. Убереги от…». Естественно, мышеловка захлопывается.

Звериные истории, Молодежка

Звери задаются совершенно человеческими вопросами: что есть бог и каковы цели создателя («Великий Бурундучий лабиринт» в исполнении Сергея Малахова). Они подвержены маниям, фобиям и проходят испытание одиночеством, разделяя его только с двойником – зеркальным отражением, темной стороной собственного я («Сурок у окна» в исполнении Александра Андреева).

Звериные истории, Молодежка

Самая трогательная и драматичная сценка, это, пожалуй, «Ожидание (Коровы)». Три очаровательные молодые коровки в ожидании чего-то неизведанного кокетничают, танцуют и поют, фотографируются со зрителями. Ксения Ирхина, Алиса Варова, Юлия Шубарева в образе наивных, доверчивых созданий, прекрасно общаются с залом, излучая оптимизм и витальную энергию. Но с каждой репликой становится яснее, что стоят они в очереди на скотобойню… Чтобы лишить нас последних иллюзий, через сцену проносят три распятые говяжьи туши. И тогда наступает время бабуина.

Звериные истории, Молодежка

Размышления о боге и смысле эволюции упираются в образ бабуина Эда, убедительно сыгранного Петром Журавлевым. Потомок Великого бабуина, оскорбленный родством с человеческими существами, призывает убивать и убивать — «во имя самого святого Владыки и Создателя. Великого Синезадого Бога бабуинов».

Звериные истории, Молодежка

Герои спектакля решают экзистенциальные проблемы, их диалоги и монологи наполнены философским смыслом. Их создатель, демиург, он же драматург, судя по всему, исповедует философию идеализма. Все, что происходит, свершается в сознании, недаром в тексте постоянно звучит: что-то в голове, кто-то пробрался ко мне в голову, чужак прячется у меня в мозгу. И не случайно попугаиха Пегги мило щебечет откуда-то извлеченную цитату: «Мир – субъективная выдумка, зависящая от особенностей и ограничений сознания». Мир таков, каким мы его представляем, он зависит от наших побуждений, мыслей и чувств. Нет существа, «который был бы, как остров, сам по себе».

Звериные истории, Молодежка

Очеловечивание животных, наделение их разумом, памятью и эмоциями – нередкий
прием в художественной литературе. Мир животных оказывается идеальным зеркалом, в котором без прикрас отражается истинная суть человека. Антропоморфное существо становится воплощением добра, любви, верности, маркируя либо отсутствие этих качеств в человеке, либо огромную неудовлетворенную потребность в них, чреватую крайним человеческим одиночеством.

В пьесе Дона Нигро человек из системы координат исключен: общаются между собой только животные в предложенных, нафантазированных автором обстоятельствах, что придает действию и отношениям несколько умозрительный, сконструированный, рациональный характер. Порой автор увлекается «философистикой», как, думается, в миниатюре «Кошки», где актрисы ведут трудноуловимый схоластический спор, вызывая в памяти реплику из «Трех сестер»: «Если же философствует женщина или две женщины, то уж это будет — потяни меня за палец».

Звериные истории, Молодежка

Семен Спивак поставил красивый и стильный спектакль, несколько отстраненно-холодноватый, что не очень свойственно этому мастеру. Зато в полной мере проявился один из главных его талантов – умение работать с артистами. В спектакле заняты актеры разных поколений, но практически одной школы. Выпускники курсов Спивака блестяще продемонстрировали свои таланты в локальном пространстве сценической миниатюры. Именно «Звериными историями» Молодежный театр на Фонтанке завершит этот год, приглашая публику погрузиться в магию актерской игры 31 декабря, накануне новогоднего волшебства, которое в очередной раз подарит надежду на лучшее…

Звериные истории, Молодежка

ТАТЬЯНА  САМОЙЛОВА

20 декабря 2018.
Текст: Татьяна Самойлова. Фотографии Юлии Кудряшовой предоставлены пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Сергей Курехин

По следам «Поп-механики»

Выставка к 65-летию Сергея Курехина проходит в центре его имени на Лиговском проспекте. Сергей Курехин — легендарная личность, один из главных петербургских героев конца ХХ века, гениальный композитор и пианист, создатель и руководитель уникального оркестра «Поп-механика», автор музыки к кинофильмам и основатель звукозаписывающей фирмы, организатор своего Центра космических исследований и собиратель кактусов, издатель и библиофил, которому в этом году исполнилось бы 65 лет.

Камерный театр "Круг"

Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Радуга, ТЮЗ, Нора

«Радуга»: Много философии и особая эстетика

Международный театральный фестиваль «Радуга» оставил богатое послевкусие. В Петербурге много фестивалей, но «Радуга» — особый. В нем есть широкий спектр экспериментов и свободного режиссерского поиска. Санкт-Петербургский ТЮЗ проводит фестиваль уже в двадцатый раз. Старая афиша, встретившаяся у проходной «Красного треугольника», напомнила, с чего начинался фестиваль этого года. Со спектакля знаменитого англичанина Питера Брука «Узник».

Томас Азир

Томас Азир: самое главное в жизни — это делиться настоящим

23-й Международный фестиваль SKIF прошел на Новой сцене Александринского театра две недели назад. За хедлайнером — культовой группой Goblin — несколько потерялись остальные участники: берлинский дуэт CEEYS, британцы Blurt, Lau Nau из Финляндии, белорус Егор Забелов и другие. «Петербургский аванград» много лет поддерживает проекты ЦСИ имени Сергея Курёхина, и на этот раз корреспонденту агентства удалось в общей суматохе фестиваля не проглядеть очень неординарное и интересное выступление молодого нидерландского исполнителя Томаса Азира. Судя по реакции аудитории, его уже ждут здесь снова. Сразу после окончания своего очередного европейского тура Томас дал интервью нашему корреспонденту.

спектакль Нора

Номофобия по мотивам Ибсена

В рамках XX Международного фестиваля «Радуга», который на днях завершился в Петербурге, 23 и 24 мая состоялись показы спектакля «Нора, или Кукольный дом» Тимофея Кулябина. Швейцарский театр Шаушпильхаус играет спектакль уже полгода, и за это время критиками было написано множество противоречивых статей. Спектакль анализирует мультимедийное пространство современного человека, границы личного и общественного, а также готовность на поступок. На протяжении всего спектакля герои общаются с помощью мобильных телефонов, подчеркивающих огромное расстояние между близкими людьми.

Клаудио Симонетти

Клаудио Симонетти: Современные группы повторяют то, что Goblin сделал 40 лет назад

Итальянский композитор и клавишник Клаудио Симонетти прославился в первую очередь как автор музыки к культовым хоррорам Дарио Ардженто и Джорджа Ромеро. Недавно он посетил Россию вместе со своей собственной версией группы Goblin, которой в этом году исполнилось 44 года. Сегодня в ней нет никого из «золотого состава», кроме самого Клаудио. Однако это не мешает обновленному коллективу в свежих концертных аранжировках передавать напряженную атмосферу великих фильмов ужасов. Да и сам Клаудио не сидел в Goblin’е как привязанный — то уходя, то возвращаясь в группу, он успел сольно поработать с такими режиссерами, как Руджеро Деодато, Умберто Ленци, Лучио Фульчи и Ламберто Бава.