Про людей и зверей

Еще в октябре 2018 года в Молодежном театре на Фонтанке состоялась премьера спектакля «Звериные истории» по пьесе Дона Нигро в постановке Семена Спивака. Художественный руководитель Молодежки любит удивлять уже на начальной стадии – выборе пьесы. В его репертуарном списке яркий калейдоскоп имен – А.Н. Толстой, Людмила Разумовская, Юкио Мисима, Жан Кокто, Бертольт Брехт, Славомир Мрожек, Алексей Шипенко, Исаак Бабель… Обращение к пьесе Дона Нигро «Звериные истории» тоже вряд ли было предсказуемым. Российский театр только открывает для себя творчество современного американского драматурга, главным образом, благодаря неустанным усилиям переводчика Виктора Вебера.

Звериные истории, Молодежка

В известной степени Дона Нигро можно сравнить с Жаном Ануем, подобно знаменитому французу он стал поставщиком репертуара для самых разнообразных стационарных театров и мобильных трупп. Им написано около 400(!) пьес. Как и Ануй, Дон Нигро обрабатывает мифологические, античные сюжеты, в созданном им цикле «Ифигения», «Клитемнестра», «Электра», «Маддалена» (по мотивам «Медеи») древнегреческие коллизии перенесены в американскую глубинку. Дон Нигро не чурается работы по заказу, так возникла пьеса «Горгоны» для двух возрастных актрис – история конкуренции, дружбы-вражды реальных голливудских звезд, где прототипы легко угадываются. Театр на Васильевском открыл петербургскому зрителю имя Дона Нигро, поставив спектакль «Горгоны» как драму актерской судьбы.

Звериные истории, Молодежка

Можно сказать, что пьеса «Звериные истории» была продиктована… зверушками, обитающими вокруг фермы в Огайо, где ведет уединенный образ жизни американский драматург. В послесловии к пьесе он не без юмора пишет: «Я всегда ладил с животными лучше, чем с людьми, несмотря на то, что иногда их ем. Животных, естественно, не людей, хотя в театре каннибализм – достаточно обычное дело». И далее серьезно: «Я не нахожу ничего глупого в попытках найти аналоги человеческих эмоций в природе. Мы – часть природы, хотим мы видеть себя такими или нет…».

Звериные истории, Молодежка

Эти идеи вдохновили режиссера Спивака: «Безумие, страх, искушение, одиночество – все это есть в жизни человека. Гармония достигается балансом: на одной чаше весов – юмор, а на другой – грусть. Таков и наш спектакль. Можно назвать его предупреждением: будьте бережнее по отношению к тем, кто рядом, будьте терпимее».

Звериные истории, Молодежка

Художник Николай Слободяник создал завораживающе красивый образ спектакля – опустевший пляж, по всем приметам кончилось лето, «осень в смертельном бреду», только падают не листья, а летят, опускаются и поднимаются развешанные над сценой зонтики. Волшебно подсвечивается задник, на котором пляшут силуэты героев спектакля – индюшек, бурундуков, сурков, леммингов… Это все маленькие, беззащитные существа — понятно, что слоны в окрестностях Огайо не водятся.

Звериные истории, Молодежка

Театр выполняет пожелания драматурга – никаких зверских ужимок и прыжков, никаких звериных костюмов, образы создаются лишь намеком, легким касанием. Постановка состоит из ряда миниатюр, каждая из которых — отдельный законченный сюжет, посвященный тому или иному зверьку. Семен Спивак стремится прочертить сквозное действие, проводя линии персонажей через весь спектакль – нелепый одинокий утконос просит у всех разрешения «посидеть рядом с вами», лемминги совершают свой бесконечный, бессмысленный бег, порой напоминая «Слепых» Питера Брейгеля.

Звериные истории, Молодежка

Необходимо оговориться, что в спектакле действуют два равноценных состава, здесь
упомянут представленный на премьере, да простят автора другие артисты.

Сценка «Три дикие индюшки в ожидании кукурузных початков» построена на конфликте мечты и реальности, поэзии и прозы. Мечту, естественно, воплощает дама (Алиса Варова): она мечтает играть на саксофоне, грезит саксофоновым деревом. Два диких индюка, собственно, тоже мечтают – о кукурузных початках и вафлях. Константину Дунаевскому и Ярославу Соколову явно пригодились студенческие тренинги на подражание животным, они работают мягко, едва обозначая природные повадки суетливых, глупеньких и любопытных птиц. Образы получаются яркими, узнаваемыми еще до того, как на экране появляется поясняющая надпись. Прожорливые Боб и Джордж убеждают индюшку Пенни что ее затея невыполнима, но в финале пьески раздаются низкие, протяжные звуки саксофона…

Звериные истории, Молодежка

Одна из лучших миниатюр — трагикомедия «Попугаи» — тонко, с мягким юмором и грустной улыбкой разыграна талантливыми артистами Сергеем Яценюком и Ириной Полянской. Несмотря на попугайское оперение и узнаваемые птичьи повадки, это, конечно, до боли знакомая история супружеской пары, которая вынуждена делить общее пространство, когда уже не в состоянии существовать вместе и в то же время невозможно жить друг без друга. Когда попугай Ричи бросает своей нежной, трепетной, болтливой Пегги — ну, настоящая женщина! — жестокое «Сдохни», она действительно умирает, обессиленно свесив крылышки, и он бьется в отчаянии над безжизненными телом подруги.

Звериные истории, Молодежка

В монологе «Утконос» Иван Мартынов играет отчаяние одиночества, отверженности. Некое пограничное, чуждое всем существо, остро чувствующее невозможность самоидентификации, невозможность ощутить себя полноценным божьим творением: «У меня ощущение, что меня собрали из того, что осталось от других».

Звериные истории, Молодежка

В одном из интервью Эмилия Спивак сказала, что ей больше всего нравится играть серую мышь. Но в миниатюре «Мышеловка» ее мышь — очень яркий персонаж. Миниатюра строится как пародия на ток-шоу, мышка – ведущая, а все участники спектакля – восторженная публика. Мышь эмоционально рассказывает, как избежать соблазнов мышеловки. Но когда выключены камеры и софиты, она тихо выходит на опустевшую сцену, и становится понятным, что заговаривала, заклинала она прежде всего себя.

Звериные истории, Молодежка

Мышеловка с сыром манит неотвратимо, она становится навязчивой идеей, символом борьбы личности с собой и несвободы от самой себя, своих комплексов. Звучит почти молитва: «Не вводи меня в искушение и убереги от зла. Убереги от…». Естественно, мышеловка захлопывается.

Звериные истории, Молодежка

Звери задаются совершенно человеческими вопросами: что есть бог и каковы цели создателя («Великий Бурундучий лабиринт» в исполнении Сергея Малахова). Они подвержены маниям, фобиям и проходят испытание одиночеством, разделяя его только с двойником – зеркальным отражением, темной стороной собственного я («Сурок у окна» в исполнении Александра Андреева).

Звериные истории, Молодежка

Самая трогательная и драматичная сценка, это, пожалуй, «Ожидание (Коровы)». Три очаровательные молодые коровки в ожидании чего-то неизведанного кокетничают, танцуют и поют, фотографируются со зрителями. Ксения Ирхина, Алиса Варова, Юлия Шубарева в образе наивных, доверчивых созданий, прекрасно общаются с залом, излучая оптимизм и витальную энергию. Но с каждой репликой становится яснее, что стоят они в очереди на скотобойню… Чтобы лишить нас последних иллюзий, через сцену проносят три распятые говяжьи туши. И тогда наступает время бабуина.

Звериные истории, Молодежка

Размышления о боге и смысле эволюции упираются в образ бабуина Эда, убедительно сыгранного Петром Журавлевым. Потомок Великого бабуина, оскорбленный родством с человеческими существами, призывает убивать и убивать — «во имя самого святого Владыки и Создателя. Великого Синезадого Бога бабуинов».

Звериные истории, Молодежка

Герои спектакля решают экзистенциальные проблемы, их диалоги и монологи наполнены философским смыслом. Их создатель, демиург, он же драматург, судя по всему, исповедует философию идеализма. Все, что происходит, свершается в сознании, недаром в тексте постоянно звучит: что-то в голове, кто-то пробрался ко мне в голову, чужак прячется у меня в мозгу. И не случайно попугаиха Пегги мило щебечет откуда-то извлеченную цитату: «Мир – субъективная выдумка, зависящая от особенностей и ограничений сознания». Мир таков, каким мы его представляем, он зависит от наших побуждений, мыслей и чувств. Нет существа, «который был бы, как остров, сам по себе».

Звериные истории, Молодежка

Очеловечивание животных, наделение их разумом, памятью и эмоциями – нередкий
прием в художественной литературе. Мир животных оказывается идеальным зеркалом, в котором без прикрас отражается истинная суть человека. Антропоморфное существо становится воплощением добра, любви, верности, маркируя либо отсутствие этих качеств в человеке, либо огромную неудовлетворенную потребность в них, чреватую крайним человеческим одиночеством.

В пьесе Дона Нигро человек из системы координат исключен: общаются между собой только животные в предложенных, нафантазированных автором обстоятельствах, что придает действию и отношениям несколько умозрительный, сконструированный, рациональный характер. Порой автор увлекается «философистикой», как, думается, в миниатюре «Кошки», где актрисы ведут трудноуловимый схоластический спор, вызывая в памяти реплику из «Трех сестер»: «Если же философствует женщина или две женщины, то уж это будет — потяни меня за палец».

Звериные истории, Молодежка

Семен Спивак поставил красивый и стильный спектакль, несколько отстраненно-холодноватый, что не очень свойственно этому мастеру. Зато в полной мере проявился один из главных его талантов – умение работать с артистами. В спектакле заняты актеры разных поколений, но практически одной школы. Выпускники курсов Спивака блестяще продемонстрировали свои таланты в локальном пространстве сценической миниатюры. Именно «Звериными историями» Молодежный театр на Фонтанке завершит этот год, приглашая публику погрузиться в магию актерской игры 31 декабря, накануне новогоднего волшебства, которое в очередной раз подарит надежду на лучшее…

Звериные истории, Молодежка

ТАТЬЯНА  САМОЙЛОВА

20 декабря 2018.
Текст: Татьяна Самойлова. Фотографии Юлии Кудряшовой предоставлены пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.