«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Юрий Смекалов

Название постановки — отнюдь не отсылка к произведению Ремарка, хотя тема дружбы и любви в искусстве тоже будет затронута. А вот название экспозиции — это подзаголовок спектакля. В ней собраны эскизы декораций и костюмов восьми этапных театральных проектов Юрия Смекалова, известного хореографа и режиссера, солиста Мариинского театра, обладателя национальной театральной премии «Золотая маска». Посетители увидят эскизы народного художника России Вячеслава Окунева, художников Андрея Севбо, Елисея Шепелева, Сергея Илларинова и других. Каждый раздел экспозиции, посвященный отдельной постановке, помогает представить, как рождается спектакль: от первых набросков на бумаге до премьеры на сцене.

Выставка в Пассаже подготовит зрителя к погружению в изнанку балетного мира, которое состоится в «Приюте комедианта». В постановке «Три товарища?» Александр Цыпкин, который известен как автор бестселлеров «Женщины непреклонного возраста», «Дом свиданий», «Девочка, которая всегда смеялась последней» и театрального проекта «БеспринцЫпные чтения», впервые выступил как драматург. Совместно с Юрием Смекловым они создали пьесу на основе реальных историй танцовщиков одного из главных музыкальных театров России.

«Основная проблема нашего произведения — это потерянное поколение, поскольку за кулисами балета остаются судьбы людей, которые всю жизнь посвятили искусству танца. По сути после 40 лет, когда они выходят на пенсию, эти люди оказываются в профессиональном вакууме. Всецело посвящая себя балету с юных лет, они не имеют возможности получить еще какую-то профессию. В сорокалетнем возрасте, будучи еще молодым и энергичным человеком, артист балета становится пенсионером, не имея никаких других навыков, кроме умения танцевать. Именно это я имею ввиду, когда говорю о потерянном поколении. Если ты не найдешь себя в этом мире, то тебе будет очень сложно жить дальше. Я думаю, что выразить эту идею только языком танца было бы достаточно трудно. Мы решились на эксперимент», — рассказал Юрий Смекалов, постановщик спектакля «Три товарища?».

«Приют комедианта» всегда был и остается одним из главных мест для театральных экспериментов. Вот и на сей раз на его сцене будет создано нечто новое, еще неизведанное. По словам создателей постановки, балетные артисты выступят в драматических ролях, а драматические актеры — наоборот — будут танцевать. Специально для этого балетные танцовщики начали отработку сценической речи и других специальных дисциплин, которые осваивают актеры еще в театральном институте. В свою очередь драматические артисты встали к станку.

«В нашем спектакле заняты потрясающие актеры : например, Виталий Куликов — один из моих любимых артистов. Он заканчивал Академию Вагановой, служил в Театре Бориса Эйфмана, а после этого пришел в драматический театр и стал востребованным артистом. Это — уникальный пример. Еще один актер — Иван Батарев, его можно увидеть в проектах разных театров, он много снимается. Этот артист разносторонне одарен: бьет степ, жонглирует топорами, прекрасно танцует. Замечательный Антон Гуляев, который сейчас чаще появляется в кино, чем в театре, выступит в паре с Сабиной Яппаровой, солисткой Михайловского театра», — пояснил Юрий Смекалов.

По его словам, тема ухода из искусства, невозможности заниматься балетом волновала его давно. «Даже если ты востребован на сцене, переживания о том, что будет после сорока лет, не оставляют балетного артиста. Именно это и подтолкнуло меня к постановке», — сообщил Юрий Смекалов.

Он добавил, что в качестве музыкального сопровождения в спектакле прозвучат произведения из партитур известнейших классических балетов.

Виктория Литвинова

Центральную роль в спектакле исполнит солистка Большого театра Виктория Литвинова. «Моя героиня связана со всеми персонажами. Она тонкой нитью проходит через их жизни. Благодаря этому проекту, мы приоткроем тайны закулисья балетной жизни. Для балерин тоже актуальны переживания по поводу творческой старости. Я впервые задумалась о пенсии уже в 25 лет, когда ушла в декрет. В это время я поняла, что моя жизнь в балете когда-нибудь закончится, и меня это пугает, потому что я умею только танцевать», — рассказал она.

Юрий и Виктория сошлись в том, что открыли для себя много нового, работая как драматические актеры. Обогащение было взаимным: их коллеги, актеры драматических театров, тоже многое открыли для себя, выступая на сцене как танцовщики, рассказывающие историю с помощью пластики и танца.

«Тем не менее мы — и артисты балета, и артисты драматического театра — очень похожи, мы друг у друга учимся. Нам ребята помогают с речью и с тем, как подавать ее. А мы им объясняем, как донести до зрителя те эмоции, которые хочет видеть хореограф, то, что мы передаем с помощью движений. Мне кажется, что получается классно», — сообщила Виктория Литвинова.

В завершение Юрий Смекалов, Виктория Литвинова и Виктор Минков пригласили всех осмотреть выставку и приходить на спектакли в «Приют комедианта».

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

10 ноября 2019.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.

Легенды ретро fm

Торжество вечной молодости

В Ледовом дворце 21 декабря 2019 года свое 15-летие отметил фестиваль «Легенды ретро FM», объединяющий звезд 1970-х, 1980-х и 1990-х. Шоу артистов, пик популярности которых пришелся на вторую половину прошлого столетия, состоялось при полном аншлаге, смешав безудержное веселье с легкой грустью и обманув время. В этот раз в «Легендах» приняли участие зарубежные звезды E-Type, Dschinghis Khan, Ottawan, Lian Ross, Lou Bega, Thomas Anders. Из отечественных исполнителей – Татьяна Буланова, Ирина Салтыкова, Игорь Корнелюк и Сергей Васюта.