«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Юрий Смекалов

Название постановки — отнюдь не отсылка к произведению Ремарка, хотя тема дружбы и любви в искусстве тоже будет затронута. А вот название экспозиции — это подзаголовок спектакля. В ней собраны эскизы декораций и костюмов восьми этапных театральных проектов Юрия Смекалова, известного хореографа и режиссера, солиста Мариинского театра, обладателя национальной театральной премии «Золотая маска». Посетители увидят эскизы народного художника России Вячеслава Окунева, художников Андрея Севбо, Елисея Шепелева, Сергея Илларинова и других. Каждый раздел экспозиции, посвященный отдельной постановке, помогает представить, как рождается спектакль: от первых набросков на бумаге до премьеры на сцене.

Выставка в Пассаже подготовит зрителя к погружению в изнанку балетного мира, которое состоится в «Приюте комедианта». В постановке «Три товарища?» Александр Цыпкин, который известен как автор бестселлеров «Женщины непреклонного возраста», «Дом свиданий», «Девочка, которая всегда смеялась последней» и театрального проекта «БеспринцЫпные чтения», впервые выступил как драматург. Совместно с Юрием Смекловым они создали пьесу на основе реальных историй танцовщиков одного из главных музыкальных театров России.

«Основная проблема нашего произведения — это потерянное поколение, поскольку за кулисами балета остаются судьбы людей, которые всю жизнь посвятили искусству танца. По сути после 40 лет, когда они выходят на пенсию, эти люди оказываются в профессиональном вакууме. Всецело посвящая себя балету с юных лет, они не имеют возможности получить еще какую-то профессию. В сорокалетнем возрасте, будучи еще молодым и энергичным человеком, артист балета становится пенсионером, не имея никаких других навыков, кроме умения танцевать. Именно это я имею ввиду, когда говорю о потерянном поколении. Если ты не найдешь себя в этом мире, то тебе будет очень сложно жить дальше. Я думаю, что выразить эту идею только языком танца было бы достаточно трудно. Мы решились на эксперимент», — рассказал Юрий Смекалов, постановщик спектакля «Три товарища?».

«Приют комедианта» всегда был и остается одним из главных мест для театральных экспериментов. Вот и на сей раз на его сцене будет создано нечто новое, еще неизведанное. По словам создателей постановки, балетные артисты выступят в драматических ролях, а драматические актеры — наоборот — будут танцевать. Специально для этого балетные танцовщики начали отработку сценической речи и других специальных дисциплин, которые осваивают актеры еще в театральном институте. В свою очередь драматические артисты встали к станку.

«В нашем спектакле заняты потрясающие актеры : например, Виталий Куликов — один из моих любимых артистов. Он заканчивал Академию Вагановой, служил в Театре Бориса Эйфмана, а после этого пришел в драматический театр и стал востребованным артистом. Это — уникальный пример. Еще один актер — Иван Батарев, его можно увидеть в проектах разных театров, он много снимается. Этот артист разносторонне одарен: бьет степ, жонглирует топорами, прекрасно танцует. Замечательный Антон Гуляев, который сейчас чаще появляется в кино, чем в театре, выступит в паре с Сабиной Яппаровой, солисткой Михайловского театра», — пояснил Юрий Смекалов.

По его словам, тема ухода из искусства, невозможности заниматься балетом волновала его давно. «Даже если ты востребован на сцене, переживания о том, что будет после сорока лет, не оставляют балетного артиста. Именно это и подтолкнуло меня к постановке», — сообщил Юрий Смекалов.

Он добавил, что в качестве музыкального сопровождения в спектакле прозвучат произведения из партитур известнейших классических балетов.

Виктория Литвинова

Центральную роль в спектакле исполнит солистка Большого театра Виктория Литвинова. «Моя героиня связана со всеми персонажами. Она тонкой нитью проходит через их жизни. Благодаря этому проекту, мы приоткроем тайны закулисья балетной жизни. Для балерин тоже актуальны переживания по поводу творческой старости. Я впервые задумалась о пенсии уже в 25 лет, когда ушла в декрет. В это время я поняла, что моя жизнь в балете когда-нибудь закончится, и меня это пугает, потому что я умею только танцевать», — рассказал она.

Юрий и Виктория сошлись в том, что открыли для себя много нового, работая как драматические актеры. Обогащение было взаимным: их коллеги, актеры драматических театров, тоже многое открыли для себя, выступая на сцене как танцовщики, рассказывающие историю с помощью пластики и танца.

«Тем не менее мы — и артисты балета, и артисты драматического театра — очень похожи, мы друг у друга учимся. Нам ребята помогают с речью и с тем, как подавать ее. А мы им объясняем, как донести до зрителя те эмоции, которые хочет видеть хореограф, то, что мы передаем с помощью движений. Мне кажется, что получается классно», — сообщила Виктория Литвинова.

В завершение Юрий Смекалов, Виктория Литвинова и Виктор Минков пригласили всех осмотреть выставку и приходить на спектакли в «Приют комедианта».

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

10 ноября 2019.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.