Премия Курехина: знакомство с номинантами

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 апреля откроется выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина. Наряду с поддержкой и помощью в продвижении для музыкантов, художников и кураторов, премия реализует просветительскую миссию, знакомит публику с наиболее яркими художественным проектами, которые зачастую выпадают из поля зрения традиционных культурных институтов. "Петербургский авангард" рассказывает, что будет на выставке.

Премия Курехина

Ежегодная выставка работ номинантов Премии Курехина проводится с 2009 года. Экспозиция формируется на основе поданных заявок, прошедших отбор в лонг-лист. Это позволяет познакомить Санкт-Петербург со всем новым и интересным, созданным художниками за последний год в области современного искусства.

В этом году на Гран-При подано много заявок от театров, которые экспериментируют с новой формой: Театр Тру, Инженерный театр, АХЕ, Новосибирский “Красный факел”, Новый Императорский театр. Среди основных претендентов – имена известных музыкантов и художников. Петр Айду создал уникальную кунсткамеру московских роялей. Музыкальный перфоманс-дуэль на рапирах “живописцев” Владимира Волкова и Марины Колдобской состоялся в пространстве входной зоны Главного Штаба Государственного Эрмитажа. Инновационный характер носит музыкальная партитура site-specific оратории «Огни Урала» – проекта Уральской индустриальной биеннале современного искусства в постановке Ольги Комлевой и Андрея Смирнова, над которой работали одновременно два композитора – Карло Чичери (Швейцария) и Дмитрий Ремезов (Россия). Режиссер «Троянок» Олег Еремин стремится найти язык для современной коммуникации с древнегреческой пьесой о трагедии войны.

Грандиозный хэппенинг-перформанс на воде “Зангези” во время фестиваля «Авангардес» в Михайловском саду Русского музея поставлен по сверхповести Велимира Хлебникова. Художественным материалом ироничного действа театра АХЕ в индустриальном пространстве завода слоистых пластиков, ныне Музея стрит-арта, стала нефть, в которой искупались артисты. Александр Артемов в жанре звуковой инсталляции и хардкорд-концерта проводит исследование трансформации русской речи под влиянием “американского кода”, а также академизации уличной эстетики, низовой культуры, рэп-баттлов, демонстрируя разрушение барьеров между массовым и элитарным в современной культуре. Семен Александровский провел cледственный эксперимент о жизни и творчестве Сергея Довлатова по улице Марата в Петербурге.

Видеодокументация всех этих проектов представлена на выставке. Главная составляющая выставки – работы в номинации «Визуальное искусство».

Семен Мотолянец в проекте «Очень искусственный выбор» задается вопросом эволюции. Серия ассамбляжей, скомпонованных в виде тондо, включает «обрезки», отходы рабочих материалов из мастерских художников, рождает ассоциации с контррельефами Владимира Татлина или эстетикой абстрактных композиций Александра Родченко. Центральную часть экспозиции проекта составляет серия скульптур первобытнообразных объектов – черепа, выдолбленные из булыжников. В современной ситуации, по мнению художника, эволюции не существует: только бесконечный труд ради прокорма себя и своего потомства при помощи новых инструментов.

Художественный проект Сергея Кищенко «Журнал наблюдений» – символическая реконструкция событий, основанная на научной работе Николая Вавилова, истории спасения коллекции семян во время Блокады Ленинграда, собранных этим великим ученым и специалистами Всесоюзного института растениеводства (СССР), и судьбы части коллекции семян, захваченных нацистами на оккупированных восточных территориях. Результатом этой работы стал лэнд-арт-проект «Поле коммуникаций» – поле, выращенное художниками, было предъявлено как произведение искусства.

Алиса Керн, победитель шестого конкурса молодых художников галереи «Анна Нова», предлагает зрителю испытать спроектированные ею устройства, предназначенные для отделения голоса от тела: «Тренажер-активатор», «Отсеиватель», «Войскулер» и «Ящик-деформатор».

Медиапроект “Свидание в музее” Ильмиры Болотян основан на анализе общения в соцсетях. Денис Патракеев через мифологию «Стихияведа» и через выращенные кристаллы представляет синтез науки и поэзии. Серия «Трибьют» Виталия Пушницкого, представляющая оммажи классикам прошлого, выводит программную живопись на уровень актуального осмысления происходящих сдвигов в искусствоведческих исследовательских дискурсах.

Стас Багс развивает начатую дадаистами и сюрреалистами, традицию деконструкции и создания бессмысленной машины без функции. Этот метод не теряет своей актуальности, указывая на сбои в системе реальности. Стул, топающий дополнительной человеческой ступней, – такой мог бы появиться в историях Гофмана или фильме Кроненберга. Стас Багс часто работает с образами тела, утратившего целостность.

Пустые авоськи в аудиоинсталляции “Очередь” Елены Губановой и Ивана Говоркова наполняют незатейливые разговоры о еде, о жизни и смерти жителей Ленинграда и выдержки из блокадного дневника Лидии Гинзбург.

Исследование падения челябинского метеорита Богомоловой Анастасией, «Простые вещи» Марины Колдобской, инсталляция Игоря Самолета, деревянные телевизоры Нестора Энгельке в комнате профессора Вудмана тоже можно будет увидеть на выставке.

Среди номинантов кураторских проектов: самарцы Неля и Роман Коржовы «Волга-Ноль»; «Оргия вещей» Владимира Логутова, третья часть масштабного проекта Виктора Мизиано и Дарьи Пыркиной «Удел человеческий». Выставка «Тихие голоса» в Невской куртине Петропавловской крепости — исследование способов трансформации памяти в новые визуальные образы и преодоления штампов в освещении темы блокады Ленинграда.

Совместный проект с датчанами Watterfront – результат изучения проблемам береговой линии – прошел в цехе завода «Севкабель», на территории с открытым выходом к Неве и Финскому заливу. Тотальная инсталляция «ЗЗЗ. Запахи.Звуки.Заводы» – уникальное культурное начинание по музеефикации эфемерных нематериальных субстанций – звуков, запахов и световых состояний пермских заводов, которое впервые представлено в таком объеме не только в Музее PERMM, на Урале но и в мировой практике выставочных пространств.

Юбилейные выставки обьединения «Паразит» (в Центре Курехина) и сквота «Непокоренные» (в ММСИ). Выставка «Трансфуризм» – первая попытка реконструкции художественного течения семядисятых, обращенного к наследию авангарда. Масштабный проект «HAHAHAMOSCOW МОСКВАХАХАХА», объединивший работы более 40 художников, посвящен личным источникам оптимизма.

В «Медианоминации» группа Tonoptik представила генеративную аудио-визуальную инсталляцию Leuchtkraft, художественную интерпретацию определенных принципов работы адронных коллайдеров.

«Объект культурного наследия № 5438» Максима Махова посвящен теме медиа археологии и одному из самых крупных интернет-архивов 123Dcatch.com, который содержал 3d-модели, отсканированные пользователями со всего мира с применением фотограмметрии.

Алена Терешко исследуя тему «художник и модель» создает переинтерпретацию полотна Кустодиева “Постановка обнаженной натуры в мастерской И.Е. Репина в Академии Художеств” 1899-1903 годы. Алена ставит себя на место модели, а места героев позапрошлого столетия занимают друзья и знакомые автора – узнаваемые персонажи арт-сцены. Все сопровождается видео с псевдо-искусствоведчиским анализом работы.

В кинозале Центра Курехина можно будет увидеть работы претендентов на звание «Лучший медиаобьект». Фантастический анимационный сериал Ростана Тавасиева «Капля креацина» рассказывает об изобразительном искусстве далекого будущего. Переворачивая изображение, Дмитрий Венков превращает имперскую архитектуру Московии в небесную, застывшую музыку в камне. Евгений Гранильщиков на фоне бытовой жизни московской богемы создает инсталляцию о духе времени, насыщенную медиа цитатами.

Фильм-коллаж «Камешки» Михала Железнякова – видеодневник неоконченного путешествия автора, вглядывающегося в лица незнакомых людей.

«Гиннунгагап» Егор Рогалев – это художественная акция, совмещающая в себе элементы перфоманса, музыкального выступления и видеопоказа на тему экологии.

Визуально-звуковая импровизация Елены Скрипкиной создана на тему одноименного произведения французского композитора-визионера ХХ века Оливье Мессиана, напсанного в трагические годы начала Второй мировой войны и впервые исполненного в 1941 году в лагере для военнопленных «Терезин» и размещена в салоне самолета, где череда образов раскрывает идею свободы и полета.

В проекте «Гравитация» Андрея Пунина кинетические звуковые обьекты «Гравитон» и «Музыка сфер» представляют собой одновремено и музыкальные инструменты.

В этом году Премия Курехина обзавелась новой номинацией «Фестивали», которая представит экспериментальное разнообразие фестивальных концепций и их воплощение.

С изданиями в номинации «Текст», с различными каталогами также можно будет ознакомится на выставке.

Экспозиция номинантов продлится до 17 мая. Подробности можно найти здесь.

9 апреля 2018.
Текст: куратор выставки Виктория Илюшкина.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.