Премия Курехина: знакомство с номинантами

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 апреля откроется выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина. Наряду с поддержкой и помощью в продвижении для музыкантов, художников и кураторов, премия реализует просветительскую миссию, знакомит публику с наиболее яркими художественным проектами, которые зачастую выпадают из поля зрения традиционных культурных институтов. "Петербургский авангард" рассказывает, что будет на выставке.

Премия Курехина

Ежегодная выставка работ номинантов Премии Курехина проводится с 2009 года. Экспозиция формируется на основе поданных заявок, прошедших отбор в лонг-лист. Это позволяет познакомить Санкт-Петербург со всем новым и интересным, созданным художниками за последний год в области современного искусства.

В этом году на Гран-При подано много заявок от театров, которые экспериментируют с новой формой: Театр Тру, Инженерный театр, АХЕ, Новосибирский “Красный факел”, Новый Императорский театр. Среди основных претендентов – имена известных музыкантов и художников. Петр Айду создал уникальную кунсткамеру московских роялей. Музыкальный перфоманс-дуэль на рапирах “живописцев” Владимира Волкова и Марины Колдобской состоялся в пространстве входной зоны Главного Штаба Государственного Эрмитажа. Инновационный характер носит музыкальная партитура site-specific оратории «Огни Урала» – проекта Уральской индустриальной биеннале современного искусства в постановке Ольги Комлевой и Андрея Смирнова, над которой работали одновременно два композитора – Карло Чичери (Швейцария) и Дмитрий Ремезов (Россия). Режиссер «Троянок» Олег Еремин стремится найти язык для современной коммуникации с древнегреческой пьесой о трагедии войны.

Грандиозный хэппенинг-перформанс на воде “Зангези” во время фестиваля «Авангардес» в Михайловском саду Русского музея поставлен по сверхповести Велимира Хлебникова. Художественным материалом ироничного действа театра АХЕ в индустриальном пространстве завода слоистых пластиков, ныне Музея стрит-арта, стала нефть, в которой искупались артисты. Александр Артемов в жанре звуковой инсталляции и хардкорд-концерта проводит исследование трансформации русской речи под влиянием “американского кода”, а также академизации уличной эстетики, низовой культуры, рэп-баттлов, демонстрируя разрушение барьеров между массовым и элитарным в современной культуре. Семен Александровский провел cледственный эксперимент о жизни и творчестве Сергея Довлатова по улице Марата в Петербурге.

Видеодокументация всех этих проектов представлена на выставке. Главная составляющая выставки – работы в номинации «Визуальное искусство».

Семен Мотолянец в проекте «Очень искусственный выбор» задается вопросом эволюции. Серия ассамбляжей, скомпонованных в виде тондо, включает «обрезки», отходы рабочих материалов из мастерских художников, рождает ассоциации с контррельефами Владимира Татлина или эстетикой абстрактных композиций Александра Родченко. Центральную часть экспозиции проекта составляет серия скульптур первобытнообразных объектов – черепа, выдолбленные из булыжников. В современной ситуации, по мнению художника, эволюции не существует: только бесконечный труд ради прокорма себя и своего потомства при помощи новых инструментов.

Художественный проект Сергея Кищенко «Журнал наблюдений» – символическая реконструкция событий, основанная на научной работе Николая Вавилова, истории спасения коллекции семян во время Блокады Ленинграда, собранных этим великим ученым и специалистами Всесоюзного института растениеводства (СССР), и судьбы части коллекции семян, захваченных нацистами на оккупированных восточных территориях. Результатом этой работы стал лэнд-арт-проект «Поле коммуникаций» – поле, выращенное художниками, было предъявлено как произведение искусства.

Алиса Керн, победитель шестого конкурса молодых художников галереи «Анна Нова», предлагает зрителю испытать спроектированные ею устройства, предназначенные для отделения голоса от тела: «Тренажер-активатор», «Отсеиватель», «Войскулер» и «Ящик-деформатор».

Медиапроект “Свидание в музее” Ильмиры Болотян основан на анализе общения в соцсетях. Денис Патракеев через мифологию «Стихияведа» и через выращенные кристаллы представляет синтез науки и поэзии. Серия «Трибьют» Виталия Пушницкого, представляющая оммажи классикам прошлого, выводит программную живопись на уровень актуального осмысления происходящих сдвигов в искусствоведческих исследовательских дискурсах.

Стас Багс развивает начатую дадаистами и сюрреалистами, традицию деконструкции и создания бессмысленной машины без функции. Этот метод не теряет своей актуальности, указывая на сбои в системе реальности. Стул, топающий дополнительной человеческой ступней, – такой мог бы появиться в историях Гофмана или фильме Кроненберга. Стас Багс часто работает с образами тела, утратившего целостность.

Пустые авоськи в аудиоинсталляции “Очередь” Елены Губановой и Ивана Говоркова наполняют незатейливые разговоры о еде, о жизни и смерти жителей Ленинграда и выдержки из блокадного дневника Лидии Гинзбург.

Исследование падения челябинского метеорита Богомоловой Анастасией, «Простые вещи» Марины Колдобской, инсталляция Игоря Самолета, деревянные телевизоры Нестора Энгельке в комнате профессора Вудмана тоже можно будет увидеть на выставке.

Среди номинантов кураторских проектов: самарцы Неля и Роман Коржовы «Волга-Ноль»; «Оргия вещей» Владимира Логутова, третья часть масштабного проекта Виктора Мизиано и Дарьи Пыркиной «Удел человеческий». Выставка «Тихие голоса» в Невской куртине Петропавловской крепости — исследование способов трансформации памяти в новые визуальные образы и преодоления штампов в освещении темы блокады Ленинграда.

Совместный проект с датчанами Watterfront – результат изучения проблемам береговой линии – прошел в цехе завода «Севкабель», на территории с открытым выходом к Неве и Финскому заливу. Тотальная инсталляция «ЗЗЗ. Запахи.Звуки.Заводы» – уникальное культурное начинание по музеефикации эфемерных нематериальных субстанций – звуков, запахов и световых состояний пермских заводов, которое впервые представлено в таком объеме не только в Музее PERMM, на Урале но и в мировой практике выставочных пространств.

Юбилейные выставки обьединения «Паразит» (в Центре Курехина) и сквота «Непокоренные» (в ММСИ). Выставка «Трансфуризм» – первая попытка реконструкции художественного течения семядисятых, обращенного к наследию авангарда. Масштабный проект «HAHAHAMOSCOW МОСКВАХАХАХА», объединивший работы более 40 художников, посвящен личным источникам оптимизма.

В «Медианоминации» группа Tonoptik представила генеративную аудио-визуальную инсталляцию Leuchtkraft, художественную интерпретацию определенных принципов работы адронных коллайдеров.

«Объект культурного наследия № 5438» Максима Махова посвящен теме медиа археологии и одному из самых крупных интернет-архивов 123Dcatch.com, который содержал 3d-модели, отсканированные пользователями со всего мира с применением фотограмметрии.

Алена Терешко исследуя тему «художник и модель» создает переинтерпретацию полотна Кустодиева “Постановка обнаженной натуры в мастерской И.Е. Репина в Академии Художеств” 1899-1903 годы. Алена ставит себя на место модели, а места героев позапрошлого столетия занимают друзья и знакомые автора – узнаваемые персонажи арт-сцены. Все сопровождается видео с псевдо-искусствоведчиским анализом работы.

В кинозале Центра Курехина можно будет увидеть работы претендентов на звание «Лучший медиаобьект». Фантастический анимационный сериал Ростана Тавасиева «Капля креацина» рассказывает об изобразительном искусстве далекого будущего. Переворачивая изображение, Дмитрий Венков превращает имперскую архитектуру Московии в небесную, застывшую музыку в камне. Евгений Гранильщиков на фоне бытовой жизни московской богемы создает инсталляцию о духе времени, насыщенную медиа цитатами.

Фильм-коллаж «Камешки» Михала Железнякова – видеодневник неоконченного путешествия автора, вглядывающегося в лица незнакомых людей.

«Гиннунгагап» Егор Рогалев – это художественная акция, совмещающая в себе элементы перфоманса, музыкального выступления и видеопоказа на тему экологии.

Визуально-звуковая импровизация Елены Скрипкиной создана на тему одноименного произведения французского композитора-визионера ХХ века Оливье Мессиана, напсанного в трагические годы начала Второй мировой войны и впервые исполненного в 1941 году в лагере для военнопленных «Терезин» и размещена в салоне самолета, где череда образов раскрывает идею свободы и полета.

В проекте «Гравитация» Андрея Пунина кинетические звуковые обьекты «Гравитон» и «Музыка сфер» представляют собой одновремено и музыкальные инструменты.

В этом году Премия Курехина обзавелась новой номинацией «Фестивали», которая представит экспериментальное разнообразие фестивальных концепций и их воплощение.

С изданиями в номинации «Текст», с различными каталогами также можно будет ознакомится на выставке.

Экспозиция номинантов продлится до 17 мая. Подробности можно найти здесь.

9 апреля 2018.
Текст: куратор выставки Виктория Илюшкина.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.

Осень русского средневековья

Духовные поиски в эпоху перемен (фото)

До 13 мая в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея продлится выставка «Осень русского Средневековья». В экспозицию вошли около 500 произведений из музейных собраний. Впервые посетителям представлена столь обширная картина развития изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства в России от Смутного времени до 1700-х годов. На выставке можно увидеть образы и техники, распространенные в разные годы в Москве, Ярославле, Костроме, на русском Севере. Некоторые произведения демонстрируются впервые или с новой атрибуцией.