Премия Курехина: знакомство с номинантами

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 апреля откроется выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина. Наряду с поддержкой и помощью в продвижении для музыкантов, художников и кураторов, премия реализует просветительскую миссию, знакомит публику с наиболее яркими художественным проектами, которые зачастую выпадают из поля зрения традиционных культурных институтов. "Петербургский авангард" рассказывает, что будет на выставке.

Премия Курехина

Ежегодная выставка работ номинантов Премии Курехина проводится с 2009 года. Экспозиция формируется на основе поданных заявок, прошедших отбор в лонг-лист. Это позволяет познакомить Санкт-Петербург со всем новым и интересным, созданным художниками за последний год в области современного искусства.

В этом году на Гран-При подано много заявок от театров, которые экспериментируют с новой формой: Театр Тру, Инженерный театр, АХЕ, Новосибирский “Красный факел”, Новый Императорский театр. Среди основных претендентов – имена известных музыкантов и художников. Петр Айду создал уникальную кунсткамеру московских роялей. Музыкальный перфоманс-дуэль на рапирах “живописцев” Владимира Волкова и Марины Колдобской состоялся в пространстве входной зоны Главного Штаба Государственного Эрмитажа. Инновационный характер носит музыкальная партитура site-specific оратории «Огни Урала» – проекта Уральской индустриальной биеннале современного искусства в постановке Ольги Комлевой и Андрея Смирнова, над которой работали одновременно два композитора – Карло Чичери (Швейцария) и Дмитрий Ремезов (Россия). Режиссер «Троянок» Олег Еремин стремится найти язык для современной коммуникации с древнегреческой пьесой о трагедии войны.

Грандиозный хэппенинг-перформанс на воде “Зангези” во время фестиваля «Авангардес» в Михайловском саду Русского музея поставлен по сверхповести Велимира Хлебникова. Художественным материалом ироничного действа театра АХЕ в индустриальном пространстве завода слоистых пластиков, ныне Музея стрит-арта, стала нефть, в которой искупались артисты. Александр Артемов в жанре звуковой инсталляции и хардкорд-концерта проводит исследование трансформации русской речи под влиянием “американского кода”, а также академизации уличной эстетики, низовой культуры, рэп-баттлов, демонстрируя разрушение барьеров между массовым и элитарным в современной культуре. Семен Александровский провел cледственный эксперимент о жизни и творчестве Сергея Довлатова по улице Марата в Петербурге.

Видеодокументация всех этих проектов представлена на выставке. Главная составляющая выставки – работы в номинации «Визуальное искусство».

Семен Мотолянец в проекте «Очень искусственный выбор» задается вопросом эволюции. Серия ассамбляжей, скомпонованных в виде тондо, включает «обрезки», отходы рабочих материалов из мастерских художников, рождает ассоциации с контррельефами Владимира Татлина или эстетикой абстрактных композиций Александра Родченко. Центральную часть экспозиции проекта составляет серия скульптур первобытнообразных объектов – черепа, выдолбленные из булыжников. В современной ситуации, по мнению художника, эволюции не существует: только бесконечный труд ради прокорма себя и своего потомства при помощи новых инструментов.

Художественный проект Сергея Кищенко «Журнал наблюдений» – символическая реконструкция событий, основанная на научной работе Николая Вавилова, истории спасения коллекции семян во время Блокады Ленинграда, собранных этим великим ученым и специалистами Всесоюзного института растениеводства (СССР), и судьбы части коллекции семян, захваченных нацистами на оккупированных восточных территориях. Результатом этой работы стал лэнд-арт-проект «Поле коммуникаций» – поле, выращенное художниками, было предъявлено как произведение искусства.

Алиса Керн, победитель шестого конкурса молодых художников галереи «Анна Нова», предлагает зрителю испытать спроектированные ею устройства, предназначенные для отделения голоса от тела: «Тренажер-активатор», «Отсеиватель», «Войскулер» и «Ящик-деформатор».

Медиапроект “Свидание в музее” Ильмиры Болотян основан на анализе общения в соцсетях. Денис Патракеев через мифологию «Стихияведа» и через выращенные кристаллы представляет синтез науки и поэзии. Серия «Трибьют» Виталия Пушницкого, представляющая оммажи классикам прошлого, выводит программную живопись на уровень актуального осмысления происходящих сдвигов в искусствоведческих исследовательских дискурсах.

Стас Багс развивает начатую дадаистами и сюрреалистами, традицию деконструкции и создания бессмысленной машины без функции. Этот метод не теряет своей актуальности, указывая на сбои в системе реальности. Стул, топающий дополнительной человеческой ступней, – такой мог бы появиться в историях Гофмана или фильме Кроненберга. Стас Багс часто работает с образами тела, утратившего целостность.

Пустые авоськи в аудиоинсталляции “Очередь” Елены Губановой и Ивана Говоркова наполняют незатейливые разговоры о еде, о жизни и смерти жителей Ленинграда и выдержки из блокадного дневника Лидии Гинзбург.

Исследование падения челябинского метеорита Богомоловой Анастасией, «Простые вещи» Марины Колдобской, инсталляция Игоря Самолета, деревянные телевизоры Нестора Энгельке в комнате профессора Вудмана тоже можно будет увидеть на выставке.

Среди номинантов кураторских проектов: самарцы Неля и Роман Коржовы «Волга-Ноль»; «Оргия вещей» Владимира Логутова, третья часть масштабного проекта Виктора Мизиано и Дарьи Пыркиной «Удел человеческий». Выставка «Тихие голоса» в Невской куртине Петропавловской крепости — исследование способов трансформации памяти в новые визуальные образы и преодоления штампов в освещении темы блокады Ленинграда.

Совместный проект с датчанами Watterfront – результат изучения проблемам береговой линии – прошел в цехе завода «Севкабель», на территории с открытым выходом к Неве и Финскому заливу. Тотальная инсталляция «ЗЗЗ. Запахи.Звуки.Заводы» – уникальное культурное начинание по музеефикации эфемерных нематериальных субстанций – звуков, запахов и световых состояний пермских заводов, которое впервые представлено в таком объеме не только в Музее PERMM, на Урале но и в мировой практике выставочных пространств.

Юбилейные выставки обьединения «Паразит» (в Центре Курехина) и сквота «Непокоренные» (в ММСИ). Выставка «Трансфуризм» – первая попытка реконструкции художественного течения семядисятых, обращенного к наследию авангарда. Масштабный проект «HAHAHAMOSCOW МОСКВАХАХАХА», объединивший работы более 40 художников, посвящен личным источникам оптимизма.

В «Медианоминации» группа Tonoptik представила генеративную аудио-визуальную инсталляцию Leuchtkraft, художественную интерпретацию определенных принципов работы адронных коллайдеров.

«Объект культурного наследия № 5438» Максима Махова посвящен теме медиа археологии и одному из самых крупных интернет-архивов 123Dcatch.com, который содержал 3d-модели, отсканированные пользователями со всего мира с применением фотограмметрии.

Алена Терешко исследуя тему «художник и модель» создает переинтерпретацию полотна Кустодиева “Постановка обнаженной натуры в мастерской И.Е. Репина в Академии Художеств” 1899-1903 годы. Алена ставит себя на место модели, а места героев позапрошлого столетия занимают друзья и знакомые автора – узнаваемые персонажи арт-сцены. Все сопровождается видео с псевдо-искусствоведчиским анализом работы.

В кинозале Центра Курехина можно будет увидеть работы претендентов на звание «Лучший медиаобьект». Фантастический анимационный сериал Ростана Тавасиева «Капля креацина» рассказывает об изобразительном искусстве далекого будущего. Переворачивая изображение, Дмитрий Венков превращает имперскую архитектуру Московии в небесную, застывшую музыку в камне. Евгений Гранильщиков на фоне бытовой жизни московской богемы создает инсталляцию о духе времени, насыщенную медиа цитатами.

Фильм-коллаж «Камешки» Михала Железнякова – видеодневник неоконченного путешествия автора, вглядывающегося в лица незнакомых людей.

«Гиннунгагап» Егор Рогалев – это художественная акция, совмещающая в себе элементы перфоманса, музыкального выступления и видеопоказа на тему экологии.

Визуально-звуковая импровизация Елены Скрипкиной создана на тему одноименного произведения французского композитора-визионера ХХ века Оливье Мессиана, напсанного в трагические годы начала Второй мировой войны и впервые исполненного в 1941 году в лагере для военнопленных «Терезин» и размещена в салоне самолета, где череда образов раскрывает идею свободы и полета.

В проекте «Гравитация» Андрея Пунина кинетические звуковые обьекты «Гравитон» и «Музыка сфер» представляют собой одновремено и музыкальные инструменты.

В этом году Премия Курехина обзавелась новой номинацией «Фестивали», которая представит экспериментальное разнообразие фестивальных концепций и их воплощение.

С изданиями в номинации «Текст», с различными каталогами также можно будет ознакомится на выставке.

Экспозиция номинантов продлится до 17 мая. Подробности можно найти здесь.

9 апреля 2018.
Текст: куратор выставки Виктория Илюшкина.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.