Премия Курехина: один акт в БДТ

На сцене БДТ вручили VII премию имени Сергея Курехина в области современного искусства. Бунтари, адепты перформанса и инженерный театр «АХЕ» с хулиганскими выходками заняли историческую сцену. Как и кого награждали — в нашем обзоре.

Премия Курехина

«Брак по расчету»

Вручение наград — округлых многогранников с цветной аппликацией — уложилось в один акт, меньше полутора часов. Первыми этот многогранник получили Сергей «Африка» Бугаев, Полина Попова и Вячеслав Беречинский за выставку Павла Пепперштейна «Охотники за мраморными головами (археология будущего)». Это ожидаемое признание: Пепперштейн создал проект совместно с Музеем слепков Академии художеств, в кураторах числится один из корифеев петербургского искусства рубежа веков и соратник Курехина Сергей Бугаев. Получился ровно тот «брак по расчету» фантазийного современного искусства со стройным академизмом, плоды которого так симпатичны жюри. Кроме того, выставка должна была породить в зрителе интерес к будущему, а это один из критериев «современности».

Премия Курехина

От конверта до офшора

Вручать награду за лучшее произведение визуального искусства вышел не кто-нибудь, а сам председатель жюри премии, глава отдела новейших течений Русского музея Александр Боровский. Как и серия работ победительницы Марии Сафроновой «Игра общего вида», выступление Боровского оказалось остросюжетнее, чем предполагает формат премии. «Ну где конвертик-то? — вкрадчиво интересовался Боровский. — Я его в руки не буду брать, а то, знаете, сегодня — конвертик, завтра — офшор…». Из зала раздались нестройные смешки и хлопки. С этим проектом Сафронову уже номинировали на премию Кандинского, и жюри премии Курехина оказался близок плоскостной, жанровый реализм серии. Работы Сафроновой подчеркнуто аккуратны и не провокационны по манере исполнения, но их герои — толпа, десятки клонов «человека играющего» — вызывают легкую жуть.

Премия Курехина

Аграрные истины

Концепция премии такова, что подарочные статуэтки должны быть арт-объектом, их вручение — перформансом, да и все вокруг — сплошным арт-пространством. За превращение общественного пространства в творческое приз получила Юлия Бычкова. Награжден ее кураторский проект «Архстояние». Фестиваль ландшафтных объектов в Дзержинском районе Калужской области в прошлом сезоне вышел на новый виток популярности, особенно среди молодых москвичей и ценителей нового подчеркнуто экологичного образа жизни. Достаточно вспомнить, как популярна была локация «Никола-Ленивец» в соцсетях минувшим летом. Тяга к аграрным истинам спровоцировала целые паломничества на фестиваль, что логично отметило жюри.

Премия Курехина

Призвание варягов

Дабы поддержать исторический дух Петербурга (чему немало способствовал сам зал БДТ), вручать премию за лучший медиаобъект пригласили представителя филиала Эрмитажа в Амстердаме. Переводчица позабавила зрителей формулировкой, что «в Петербурге, как и в Амстердаме, есть Эрмитаж». Приз получила Полина Канис за «Бассейн» — короткометражку, напоминающую завязку триллера. Бледные люди тихо ходят в темной воде или сидят на бортике. Мокрые майки липнут к спинам, шнурки купальных шапочек свисают в воду, мокнут женские волосы, собранные в пучок. В этом мистическом хороводе можно найти с десяток аллегорий, а можно просто посчитать, сколько человек остаются в воде (там их все меньше). Традиционно был приз и от Французского института. Получила его Татьяна Ахметгалиева, уже ставшая любимицей премии Курехина. Петербургской художнице за выставку «Хрупкий остров» подарили трехмесячную стажировку в Париж.

Премия Курехина

Проекции авангарда

Награждение за лучший текст о современном искусстве зачастую сопровождается пертурбациями: то жюри решит не награждать никого, то наградит сразу и журналистов, и искусствоведов. В этом году приз получила Ольга Шишко за каталог статей «Проекции авангарда». И здесь дело не только в тексте, «Проекции» — результат долгой многоплановой работы, в которой есть место и перформансу, и музыке, и вполне академическим темам. Получать премию на сцену выпорхнула девушка, с ходу объявившая в микрофон: «Я не Ольга, я ее бывшая студентка, но мне очень приятно…». Впрочем, многих лауреатов не оказалось в зале, и получение премий за победителей вылилось в еще один перформанс.

Премия Курехина

Это отголоски этно

Приз в номинации «Этномеханика» вручал музыкальный критик Александр Кан. Он отметил, что в составе номинантов и лауреатов премии все больше создателей изобразительного искусства, музыка же постепенно отходит на второй план. Лауреатом стал Андрей Самсонов с проектом Andrei Samsonov&Laska Omnia, который выпустил альбом Saison noir. Сложно сказать, что диск четко вписывается в категорию «этно». Но запись достаточно личная, камерная, покорившая рафинированную петербургскую публику своим ровным звучанием и неглобальным посылом. В номинации «Электромеханика» жюри отметило Moa Pillar — драйвовый московский проект вполне в духе крайней «Электромеханики» в кинотеатре «Прибой». Проект умело переплетает электронику с опять же этникой.

Премия Курехина

Первый «взнос» в новый музей

На финал церемонии организаторы оставили оглашение обладателя гран-при и вручение подарков от Анастасии Курехиной. Непоседливый театр «АХЕ» все энергичнее врывался в многословные тирады. Гран-при получил яркий персонаж московской арт-тусовки Андрей Бартенев за проект «Скажи: я тебя люблю!» Фрик-повадки, утрированный нарциссизм и столь необходимая петербургскому искусству свежесть мысли — за все это члены жюри проголосовали практически единогласно. Под занавес церемонии коллекционер Валентин Носкин подарил Анастасии Курехиной раннюю работу Тимура Новикова в качестве «взноса» в будущий музей современного искусства. Со сцены говорили о ленинградском андеграунде, о квартирных выставках, о возможном уклоне будущей экспозиции музея в историю рок-тусовки 80-х. Жаль, если это так и будет — все-таки современное искусство должно жить с расчетом на завтрашнего зрителя, а не на уходящие поколения, открывающие все новые архивы.

18 апреля 2016.
Текст: Анастасия Семенович. Фото: Михаил Хейфец
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , , .

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.