Премия Курехина: один акт в БДТ

На сцене БДТ вручили VII премию имени Сергея Курехина в области современного искусства. Бунтари, адепты перформанса и инженерный театр «АХЕ» с хулиганскими выходками заняли историческую сцену. Как и кого награждали — в нашем обзоре.

Премия Курехина

«Брак по расчету»

Вручение наград — округлых многогранников с цветной аппликацией — уложилось в один акт, меньше полутора часов. Первыми этот многогранник получили Сергей «Африка» Бугаев, Полина Попова и Вячеслав Беречинский за выставку Павла Пепперштейна «Охотники за мраморными головами (археология будущего)». Это ожидаемое признание: Пепперштейн создал проект совместно с Музеем слепков Академии художеств, в кураторах числится один из корифеев петербургского искусства рубежа веков и соратник Курехина Сергей Бугаев. Получился ровно тот «брак по расчету» фантазийного современного искусства со стройным академизмом, плоды которого так симпатичны жюри. Кроме того, выставка должна была породить в зрителе интерес к будущему, а это один из критериев «современности».

Премия Курехина

От конверта до офшора

Вручать награду за лучшее произведение визуального искусства вышел не кто-нибудь, а сам председатель жюри премии, глава отдела новейших течений Русского музея Александр Боровский. Как и серия работ победительницы Марии Сафроновой «Игра общего вида», выступление Боровского оказалось остросюжетнее, чем предполагает формат премии. «Ну где конвертик-то? — вкрадчиво интересовался Боровский. — Я его в руки не буду брать, а то, знаете, сегодня — конвертик, завтра — офшор…». Из зала раздались нестройные смешки и хлопки. С этим проектом Сафронову уже номинировали на премию Кандинского, и жюри премии Курехина оказался близок плоскостной, жанровый реализм серии. Работы Сафроновой подчеркнуто аккуратны и не провокационны по манере исполнения, но их герои — толпа, десятки клонов «человека играющего» — вызывают легкую жуть.

Премия Курехина

Аграрные истины

Концепция премии такова, что подарочные статуэтки должны быть арт-объектом, их вручение — перформансом, да и все вокруг — сплошным арт-пространством. За превращение общественного пространства в творческое приз получила Юлия Бычкова. Награжден ее кураторский проект «Архстояние». Фестиваль ландшафтных объектов в Дзержинском районе Калужской области в прошлом сезоне вышел на новый виток популярности, особенно среди молодых москвичей и ценителей нового подчеркнуто экологичного образа жизни. Достаточно вспомнить, как популярна была локация «Никола-Ленивец» в соцсетях минувшим летом. Тяга к аграрным истинам спровоцировала целые паломничества на фестиваль, что логично отметило жюри.

Премия Курехина

Призвание варягов

Дабы поддержать исторический дух Петербурга (чему немало способствовал сам зал БДТ), вручать премию за лучший медиаобъект пригласили представителя филиала Эрмитажа в Амстердаме. Переводчица позабавила зрителей формулировкой, что «в Петербурге, как и в Амстердаме, есть Эрмитаж». Приз получила Полина Канис за «Бассейн» — короткометражку, напоминающую завязку триллера. Бледные люди тихо ходят в темной воде или сидят на бортике. Мокрые майки липнут к спинам, шнурки купальных шапочек свисают в воду, мокнут женские волосы, собранные в пучок. В этом мистическом хороводе можно найти с десяток аллегорий, а можно просто посчитать, сколько человек остаются в воде (там их все меньше). Традиционно был приз и от Французского института. Получила его Татьяна Ахметгалиева, уже ставшая любимицей премии Курехина. Петербургской художнице за выставку «Хрупкий остров» подарили трехмесячную стажировку в Париж.

Премия Курехина

Проекции авангарда

Награждение за лучший текст о современном искусстве зачастую сопровождается пертурбациями: то жюри решит не награждать никого, то наградит сразу и журналистов, и искусствоведов. В этом году приз получила Ольга Шишко за каталог статей «Проекции авангарда». И здесь дело не только в тексте, «Проекции» — результат долгой многоплановой работы, в которой есть место и перформансу, и музыке, и вполне академическим темам. Получать премию на сцену выпорхнула девушка, с ходу объявившая в микрофон: «Я не Ольга, я ее бывшая студентка, но мне очень приятно…». Впрочем, многих лауреатов не оказалось в зале, и получение премий за победителей вылилось в еще один перформанс.

Премия Курехина

Это отголоски этно

Приз в номинации «Этномеханика» вручал музыкальный критик Александр Кан. Он отметил, что в составе номинантов и лауреатов премии все больше создателей изобразительного искусства, музыка же постепенно отходит на второй план. Лауреатом стал Андрей Самсонов с проектом Andrei Samsonov&Laska Omnia, который выпустил альбом Saison noir. Сложно сказать, что диск четко вписывается в категорию «этно». Но запись достаточно личная, камерная, покорившая рафинированную петербургскую публику своим ровным звучанием и неглобальным посылом. В номинации «Электромеханика» жюри отметило Moa Pillar — драйвовый московский проект вполне в духе крайней «Электромеханики» в кинотеатре «Прибой». Проект умело переплетает электронику с опять же этникой.

Премия Курехина

Первый «взнос» в новый музей

На финал церемонии организаторы оставили оглашение обладателя гран-при и вручение подарков от Анастасии Курехиной. Непоседливый театр «АХЕ» все энергичнее врывался в многословные тирады. Гран-при получил яркий персонаж московской арт-тусовки Андрей Бартенев за проект «Скажи: я тебя люблю!» Фрик-повадки, утрированный нарциссизм и столь необходимая петербургскому искусству свежесть мысли — за все это члены жюри проголосовали практически единогласно. Под занавес церемонии коллекционер Валентин Носкин подарил Анастасии Курехиной раннюю работу Тимура Новикова в качестве «взноса» в будущий музей современного искусства. Со сцены говорили о ленинградском андеграунде, о квартирных выставках, о возможном уклоне будущей экспозиции музея в историю рок-тусовки 80-х. Жаль, если это так и будет — все-таки современное искусство должно жить с расчетом на завтрашнего зрителя, а не на уходящие поколения, открывающие все новые архивы.

18 апреля 2016.
Текст: Анастасия Семенович. Фото: Михаил Хейфец
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , , .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.