Премия Курехина: один акт в БДТ

На сцене БДТ вручили VII премию имени Сергея Курехина в области современного искусства. Бунтари, адепты перформанса и инженерный театр «АХЕ» с хулиганскими выходками заняли историческую сцену. Как и кого награждали — в нашем обзоре.

Премия Курехина

«Брак по расчету»

Вручение наград — округлых многогранников с цветной аппликацией — уложилось в один акт, меньше полутора часов. Первыми этот многогранник получили Сергей «Африка» Бугаев, Полина Попова и Вячеслав Беречинский за выставку Павла Пепперштейна «Охотники за мраморными головами (археология будущего)». Это ожидаемое признание: Пепперштейн создал проект совместно с Музеем слепков Академии художеств, в кураторах числится один из корифеев петербургского искусства рубежа веков и соратник Курехина Сергей Бугаев. Получился ровно тот «брак по расчету» фантазийного современного искусства со стройным академизмом, плоды которого так симпатичны жюри. Кроме того, выставка должна была породить в зрителе интерес к будущему, а это один из критериев «современности».

Премия Курехина

От конверта до офшора

Вручать награду за лучшее произведение визуального искусства вышел не кто-нибудь, а сам председатель жюри премии, глава отдела новейших течений Русского музея Александр Боровский. Как и серия работ победительницы Марии Сафроновой «Игра общего вида», выступление Боровского оказалось остросюжетнее, чем предполагает формат премии. «Ну где конвертик-то? — вкрадчиво интересовался Боровский. — Я его в руки не буду брать, а то, знаете, сегодня — конвертик, завтра — офшор…». Из зала раздались нестройные смешки и хлопки. С этим проектом Сафронову уже номинировали на премию Кандинского, и жюри премии Курехина оказался близок плоскостной, жанровый реализм серии. Работы Сафроновой подчеркнуто аккуратны и не провокационны по манере исполнения, но их герои — толпа, десятки клонов «человека играющего» — вызывают легкую жуть.

Премия Курехина

Аграрные истины

Концепция премии такова, что подарочные статуэтки должны быть арт-объектом, их вручение — перформансом, да и все вокруг — сплошным арт-пространством. За превращение общественного пространства в творческое приз получила Юлия Бычкова. Награжден ее кураторский проект «Архстояние». Фестиваль ландшафтных объектов в Дзержинском районе Калужской области в прошлом сезоне вышел на новый виток популярности, особенно среди молодых москвичей и ценителей нового подчеркнуто экологичного образа жизни. Достаточно вспомнить, как популярна была локация «Никола-Ленивец» в соцсетях минувшим летом. Тяга к аграрным истинам спровоцировала целые паломничества на фестиваль, что логично отметило жюри.

Премия Курехина

Призвание варягов

Дабы поддержать исторический дух Петербурга (чему немало способствовал сам зал БДТ), вручать премию за лучший медиаобъект пригласили представителя филиала Эрмитажа в Амстердаме. Переводчица позабавила зрителей формулировкой, что «в Петербурге, как и в Амстердаме, есть Эрмитаж». Приз получила Полина Канис за «Бассейн» — короткометражку, напоминающую завязку триллера. Бледные люди тихо ходят в темной воде или сидят на бортике. Мокрые майки липнут к спинам, шнурки купальных шапочек свисают в воду, мокнут женские волосы, собранные в пучок. В этом мистическом хороводе можно найти с десяток аллегорий, а можно просто посчитать, сколько человек остаются в воде (там их все меньше). Традиционно был приз и от Французского института. Получила его Татьяна Ахметгалиева, уже ставшая любимицей премии Курехина. Петербургской художнице за выставку «Хрупкий остров» подарили трехмесячную стажировку в Париж.

Премия Курехина

Проекции авангарда

Награждение за лучший текст о современном искусстве зачастую сопровождается пертурбациями: то жюри решит не награждать никого, то наградит сразу и журналистов, и искусствоведов. В этом году приз получила Ольга Шишко за каталог статей «Проекции авангарда». И здесь дело не только в тексте, «Проекции» — результат долгой многоплановой работы, в которой есть место и перформансу, и музыке, и вполне академическим темам. Получать премию на сцену выпорхнула девушка, с ходу объявившая в микрофон: «Я не Ольга, я ее бывшая студентка, но мне очень приятно…». Впрочем, многих лауреатов не оказалось в зале, и получение премий за победителей вылилось в еще один перформанс.

Премия Курехина

Это отголоски этно

Приз в номинации «Этномеханика» вручал музыкальный критик Александр Кан. Он отметил, что в составе номинантов и лауреатов премии все больше создателей изобразительного искусства, музыка же постепенно отходит на второй план. Лауреатом стал Андрей Самсонов с проектом Andrei Samsonov&Laska Omnia, который выпустил альбом Saison noir. Сложно сказать, что диск четко вписывается в категорию «этно». Но запись достаточно личная, камерная, покорившая рафинированную петербургскую публику своим ровным звучанием и неглобальным посылом. В номинации «Электромеханика» жюри отметило Moa Pillar — драйвовый московский проект вполне в духе крайней «Электромеханики» в кинотеатре «Прибой». Проект умело переплетает электронику с опять же этникой.

Премия Курехина

Первый «взнос» в новый музей

На финал церемонии организаторы оставили оглашение обладателя гран-при и вручение подарков от Анастасии Курехиной. Непоседливый театр «АХЕ» все энергичнее врывался в многословные тирады. Гран-при получил яркий персонаж московской арт-тусовки Андрей Бартенев за проект «Скажи: я тебя люблю!» Фрик-повадки, утрированный нарциссизм и столь необходимая петербургскому искусству свежесть мысли — за все это члены жюри проголосовали практически единогласно. Под занавес церемонии коллекционер Валентин Носкин подарил Анастасии Курехиной раннюю работу Тимура Новикова в качестве «взноса» в будущий музей современного искусства. Со сцены говорили о ленинградском андеграунде, о квартирных выставках, о возможном уклоне будущей экспозиции музея в историю рок-тусовки 80-х. Жаль, если это так и будет — все-таки современное искусство должно жить с расчетом на завтрашнего зрителя, а не на уходящие поколения, открывающие все новые архивы.

18 апреля 2016.
Текст: Анастасия Семенович. Фото: Михаил Хейфец
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , , .

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.